Предмет и система юридической психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и система юридической психологии



Предмет и система юридической психологии

Предметом юридической психологии является изучение закономерностей поведения людей в системе правовых отношений, а также структуры и видов юридической деятельности. Юридическая психология осуществляет синтез основ психологических знаний и основ юриспруденции. Будучи социальным существом, человек организует свою деятельность в соответствии с определенными правилами-нормами поведения, обязательными для конкретных групп, классов или общества в целом.

Объектом юридической психологии являются отдельные типы людей и их общности как субъекты правовой активности в рамках существующих процессов правового регулирования.

Система:

В первую часть юридической психологии входит рассмотрение таких вопросов, универсальных для всего курса, как познавательные процессы, совокупность психических свойств личности, эмоционально-волевая сфера личности, общение и межличностные отношения в социальных группах и т.п.

Вторая часть юридической психологии включает в себя:

1) судебную психологию, изучающую психологические особенности всех участников процесса судебного производства;

2) криминальную психологию, изучающую психологические проблемы поведения и деформации личности преступника;

3) пенитенциарную психологию, рассматривающую проблемы отбытия наказания и ресоциализации осужденного;

4) судебно-психологическую экспертизу (специальное психологическое исследование, проводимое сведущим лицом - экспертом в отношении человека - субъекта процесса или ситуации, назначаемое определением суда (судьи) при наличии общего (процессуального) и специального (психологического) оснований для получения судебного доказательства по делу заключения эксперта-психолога).

 

Предмет судебной психологии.

А.Р. Ратинов в первых своих работах указывал, что предметом судеб­ной психологии выступают психические явления, связанные с участием в уголовном производстве, закономерности человеческой психики.

Судебная психология составляет особенную часть юридической психологии, которую часто и называют судебной психологией, состоит из следующих разделов: криминальная психология, психология потерпевшего, психология правонарушений несовершеннолетних, следственная психология, психология судебного процесса, судебно-психологическая экспертиза и исправительно-трудовая психология.

Судебная психология - это наука, изучающая закономерности человеческой психики, проявляющиеся при совершении противоправных действий, в процессуальной деятельности и реализации наказания, а также разрабатывающая на основе процессуального законодательства специальные психологические методы, обеспечивающие оптимальное достижение целей социалистического правосудия.

Задачей науки является конкретизация, суммирование потребностей теории и практики в направленности исследований.

Эта наука должна помогать:

- установлению объективной истины при рассмотрении уголовных и гражданских дел;

- вынесению правильного приговора, решения;

- перевоспитанию и исправлению лиц, совершивших преступления и правонарушения;

- воспитанию всех граждан в духе неуклонного исполнения законов и правил;

- предупреждению и искоренению преступлений и правонарушений.

Особенность предмета судебной психологии позволяет этой науке содействовать достижению всего комплекса целей социалистического правосудия: установлению объективной истины, перевоспитанию правонарушителей, ликвидации причин и условий преступления, воспитанию всех граждан в духе исполнения советских законов и правил социалистического общежития.

 

 

Классификация

Существует очень много способностей. В большинстве этих классификаций различают в первую очередь природные или естественные способности (в основе своей биологически обусловленные) и специфически человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение.

Под природными способностями понимают те, которые являются общими для человека. Например, такими элементарными способностями являются восприятие, память, способность к элементарной коммуникации.

Специфически человеческие способности принято разделять на общие и специальные высшие интеллектуальные способности. В свою очередь, они могут подразделяться на теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные и др.

Общими - называются такие способности, которые одинаковым образом проявляют себя в различных видах человеческой деятельности. К ним, например, относится уровень общего интеллектуального развития человека, его обучаемость, внимательность, память, воображение, речь, ручные движения и работоспособность.

Специальные - это способности к определённым видам деятельности: музыкальные, изобразительные, лингвистические и другие.

Помимо разделения способностей на общие и специальные принято разделять способности на теоретические и практические. Теоретические и практические способности отличаются друг от друга тем, что первые предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые -- к конкретным практическим действиям.

Существует также деление на учебные и творческие способности. Они отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения, усвоения человеком знаний, умений и навыков, в то время как вторые определяют возможность открытий и изобретений, создания новых предметов материальной и духовной культуры и др.

Способности и задатки

Способности - это индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.

Задатки- это качества, благодаря которым у человека могут успешно формироваться и развиваться способности. Без соответствующих задатков хорошие способности невозможны, но задатки это вовсе не всегда гарантия того, что у человека обязательно появятся хорошие способности. Люди отличаются друг от друга по своим задаткам, и этим объясняется то, почему при равных условиях обучения и воспитания у одних людей способности быстрее развиваются, достигают в конечном счете более высокого уровня, чем у других.

Основные отличия задатков от способностей в следующем. Задатки даны человеку с рождения или возникают благодаря естественному развитию организма. Способности приобретаются в результате обучения. Для того, чтобы иметь задатки, человеку не нужно принимать со своей стороны никаких усилий. Способности без активного участия человека в тех видах деятельности, к которым они относятся, не формируются.

Виды установок

Различаются два вида установок: общая и дифференцированная. Общая установка возникает в отношении больших классов явлений, дифференцированная — по отношению к отдельным объектам. Установка лежит в основе целостности и последовательности поведения человека, определяет норму его реакции. Установки могут быть связаны с различными компонентами деятельности. Смысловые установки определяют личностный смысл конкретных объектов, явлений, готовность действовать по отношению к значимому объекту определенным образом. Целевые установки обеспечивают устойчивую направленность действий, они выражаются в тенденции к завершению действия при любых обстоятельствах, что иногда может привести к негибкости поведения. Операционные установки обеспечивают психофизиологическую преднастройку индивида на совершение действия определенными способами, последовательной системой привычных операций с использованием привычных для человека средств.

Виды установок: 1 - социальная - готовность к восприятию и к действию в определенном ключе; 2 - моторная - готовность к действию; 3 - сенсорная - готовность воспринимать; 4 - умственная - готовность к определенным стереотипам мышления; 5 - диффузная - установка, сформированная субъектом при однократной встрече с объектом, явлением;

 

Закономерности памяти

Память имеет объём, ограниченный количеством стабильных процессов, являющихся опорными при создании ассоциаций (связей, отношений)

Успешность припоминания зависит от способности переключать внимание на опорные процессы, восстанавливать их. Основной приём: достаточное количество и частота повторений.

Имеет место такая закономерность, как кривая забывания.

Память у людей различается по многим параметрам: скорости, прочности, длительности, точности и объему запоминания. Все это количественные характеристики памяти. Но существуют и качественные различия. Они касаются как доминирования отдельных видов памяти зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной и т.п., так и их функционирования. В соответствии с тем, какие сенсорные области доминируют, выделяют следующие индивидуальные типы памяти: зрительную, слуховую, двигательную, эмоциональную и разнообразные их сочетания. Один человек для того, чтобы лучше запомнить материал, обязательно должен его прочесть, так как при запоминании о воспроизведении ему легче всего опираться на зрительные образы, ему лучше один раз услышать, чем несколько раз увидеть. Третий легче всего запоминает материал или сопровождать его запоминание какими – либо движениями.

“Чистые” виды памяти в смысле безусловного доминирования одного из перечисленных крайне редки. Чаще всего на практике мы сталкиваемся с различными сочетаниями зрительной, слуховой и двигательной памяти. Типичными их смешениями являются зрительно – двигательная, зрительно – слуховая и двигательно – слуховая память. Однако у большинства людей все же доминирующей выступает зрительная память.

Наибольшего развития у человека обычно достигают те виды памяти, которые чаще всего используются. Большой отпечаток на этот процесс накладывает профессиональная деятельность. Например, у ученых отмечается очень хорошая смысловая и логическая память, но сравнительно слабая механическая память. У актеров и врачей хорошо развита память на лица.

 

77. Предмет криминальной психологии.

Криминальная психология, является самостоятельной ветвью более широкой науки - юридической психологии, изучает психические явления, факты, психологические механизмы и психологические закономерности личности преступника, совершаемых им преступлений и преступности как массового социального явления. При определении предмета криминальной психологии важно учитывать четыре момента.

Во-первых, криминальная психология, как и любая отрасль психологической науки, не ограничивается лишь изучением и описанием психики человека, в данном случае преступника, не ограничивается выявлением психологических феноменов. Она призвана их объяснить, раскрыть закономерности и механизмы преступления как деятельности.

Во-вторых, для криминальной психологии важно прогнозировать развитие криминальной ситуации в стране на основе раскрытия механизмов самовоспроизводства преступности.

В-третьих, для криминальной психологии важно исследовать обстоятельства и факторы, способствовавшие формированию личности преступника или возникновению криминальной группы, и что важно было бы предпринять, чтобы преступление было предупреждено.

В-четвертых, для криминальной психологии первостепенное значение имеет изучение психологии преступных сообществ (какие сообщества бывают, как они возникают, каковы внутренние психологические механизмы их существования и др.).

 

 

Классификация эмоций.

Термин «эмоция» происходит от латинского «emovere», что означает «возбуждать, волновать». Эмоции, как известно, вызывают возбуждение и повышенную активность огромного количества мозговых структур, мгновенно, подобно буре, вовлекая в интенсивную деятельность многие органы и системы.

Есть разные классификации эмоций, но в общем их можно разделить на три группы: положительные, отрицательные стенические и отрицательные астенические.

Положительные эмоции – радость, удовольствие, торжество – сообщают о правильном пути достижения цели,

Отрицательные – боль, гнев, страх, разочарование – вызывают стремление минимизировать влияние объективных условий и направлены на изменение программы действий. Таким образом, эмоции выполняют регулирующую функцию, сообщая о правильности или неправильности пути достижения целей. Отрицательные в свою очередь делятся на:

Стенические – это гнев, негодование, ярость;

астенические – тоска, страх, ужас. Стенические эмоции возникают и протекают при повышении энергетической активности, они мобилизуют ресурсы организма, стимулируют деятельность мышц, нервной и сердечно‑сосудистой систем. Астенические эмоции, наоборот, протекают на фоне подавления энергетического и интеллектуального потенциала организма, угнетения психической деятельности, мышечной активности, торможения любых ответных реакций организма.

Стенические и астенические эмоции по‑разному действуют на сердце. Например, если при тоске и страхе кровоток в сосудах сердца ухудшается, то при гневе и ярости, наоборот, увеличивается.

Следователь.

Следователь должен уметь организовать свое психическое состояние. Он должен стремиться обладать навыками управления своей волевой и эмоциональной сферой. Настойчивость — стержневое качество воли — выражается в постоянной готовности преодолевать препятствия, способности длительное время удерживать в сознании определенную цель, мобилизуя все силы для ее достижения.

Познавательная. Работа следователя требует разностороннего развития его внимания. Он должен воспитывать в себе целенаправленное, произвольное внимание. Это связано с интересом к своей работе. При отсутствии же такого интереса все усилия, направленные на развитие внимания, могут оказаться безрезультатными.

При анализе различных уровней следственной деятельности, образующих ее структуру, выделяется коммуникативная сторона. Исследование ее структуры, познание психологических закономерностей общения в особых условиях уголовно-процессуального регулирования дает возможность разработать рекомендации, направленные на повышение эффективности труда следователя на этом уровне. Коммуникативный аспект в деятельности следователя является одним из доминирующих, так как он, пожалуй, в первую очередь должен иметь незаурядные способности собеседника, который ведет беседу в особо трудных условиях. Важнейшая проблема психологии допроса — проблема регулирования отношений, которые в ходе допроса возникают между допрашиваемым и допрашивающим и в определенной мере влияют на разрешение последним целей допроса. Здесь правильное решение зависит во многом от уровня знаний, профессионального опыта и навыков следователя. Каждый задаваемый следователем вопрос должен быть предельно ясным. В то же время следователь обязан уточнить услышанное, устраняя недомолвки и двусмысленности.

Сущность удостоверительной деятельности заключается в переводе добытой следователем информации в новую, преимущественно письменную форму. Следователь получает исходную информацию в виде конкретных образов (обыск, осмотр и др.), устной человеческой речи (допрос, очная ставка и др.), а также в виде письменной речи (документы, протоколы и т. д.). Всю полученную информацию следователь после ее анализа и отбора в результате удостоверительной деятельности фиксирует в специальных, предусмотренных законом формах: постановлениях, протоколах и т. п.

Адвокат. Адвокаты — это люди, профессиональный долг которых оказывать юридическую помощь гражданам и организациям. Законом на него возложена защита всех прав и интересов подсудимого.

Доминирующее положение занимает реконструктивная деятельность защитника. Здесь реализуются такие качества, как память, аналитическое и синтетическое мышление, воображение. В коммуникативной де­ятельности адвоката выделяются два аспекта: 1) психологический контакт с подзащитным; 2) психологический контакт с составом суда и остальными участниками процесса. В этом аспекте реализуются качества адвоката как судебного оратора.

Положение адвоката как члена общественной организации, честь и достоинство которой он должен всемерно ограждать и укреплять, предъявляет особые, повышенные нравственные требования к его поведению не только во время непосредственно исполнения своих профессиональных обязанностей, но также и вне рамок его специальных знаний (в семейных отношениях, в быту, в общественной жизни и т. п.).

Адвокаты играют значительную роль в право воспитательной работе среди населения. Разъясняя каждодневно те или иные положения законодательства, они вносят свой вклад в формирование правосознания граждан, способствуют предупреждению правонарушений.

 

Теория Личности

Основные психологические теории личности прошли достаточно длительный путь развития. В современной психологии идет активное переосмысление сформировавшихся теоретических и методологических основ и взглядов на личность.

1. Традиционные теории личности (В.Дильтей, К. Левин, В. Штерн, З.Фрейд, К. Юнг и др.); 2. Новые теории (Г. Айзенк, Д. Кеттел, А. Маслоу, Г. Оллпорт, К. Роджерс, К. Хорни и др.); 3. Новейшие теории (Э. Берн, К. Леонгард, Д. Мид, Г. Салливен, Сирс, Э.Фромм и др.).

1. В числе традиционной теории личности заметное место занимает фрейдизм. Фрейдизм - названное по имени австрийского психолога З. Фрейда направление, объясняющее развитие и структуру личности иррациональными, антагонистическими сознанию психическими факторами и использующее основанную на этих представлениях технику психотерапии. Возникла как концепция объяснения и лечения неврозов. Это направление в психологическом знании длительное время привлекает и сторонников и открытых оппонентов. Оно объясняет развитие и структуру личности иррациональными, антагонистическими сознанию психическими факторами и использующее основанную на этих представлениях технику психотерапии.

В основе традиционных теорий личности признается «теория поля» предложенная Куртом Левиным. Основные положения «теории поля» сводятся к следующим положениям. Субъект систематизирует мир явлений в относительных понятиях. Здесь мир воспринимается как феномен, обладающий основным свойством – целостностью. При этом принципиально утверждение о существовании внешнего физического поля и внутреннего «психического поля» личности. В психическом поле действуют силы притяжения и отталкивания субъективно значимых, мотивирующих компонентов.

2.Новые теории личности объединяют идеи, взгляды, которые касаются такого круга вопросов, как антропологизация и психологизация личности; представления личности через ее самоопределяющуюся сущность, являющуюся первичной или параллельной обществу; гуманистические теории личности; неофрейдистская теория личности и т.д.

Среди отмеченных и других новых торий важное место занимает гуманистическая психологи, которая создана совместно многими выдающимися психологами. Г. Оллпорт разработал теорию самореализации («Концепции функциональной автономии мотивов»). Им предложен системный подход к изучению личности, позволивший ее рассматривать как развивающуюся и открытую психофизиологическую систему. Ее особенность состоит в стремлении к самоактуализации и реализации жизненного потенциала.

К. Роджерс считал, что фундаментальным компонентом личности выступает собственная жизненная концепция, которая формируется в процессе взаимодействия человека с социальной средой.

Он предложил основные положения «Я – концепции». Согласно разработанной им теории, важное значение имеют следующие положения: общение нормальных людей должно быть индирективным, не оказывающим давления, уважающими индивидуальную позицию каждого человека; стержень или центр личности основывается на ее оценке, которая формируется в результате взаимодействия с окружающими; А. Маслоу предложил целостный подход к анализу личности и ее высших проявлений – любви, творчества и др. В соответствии с положениями его «Теории самоактуализации» особенности личности, существуя в виде врожденных потенции, актуализируя под влиянием социальных условий.

3.Новейшие теории личности представлены в психологии достаточно обширно. Э. Фромм заложил основы гуманистического психоанализа и радикально-гуманистического психоанализа. Д. Г. Мид обосновал интеракционистскую теорию символической коммуникации. Г. С. Салливэн в рамках неофрейдизма произвел социологическую модификацию классического психоанализа и предложил «Межличностную теорию психотерапии».

К эмоциональным особенностям относятся эмоциональная возбудимость, эмоциональная импульсивность и аффективность, эмоциональная устойчивость, сила, темп и ритм эмоциональных реакций, эмоциональный тонус.

Эмоциональные особенности обусловлены типом нервной деятельности. Именно они в первую очередь выступают в поведении и замечаются без особого труда. Если в отношениях и чувствах людей разобраться нелегко, то эмоциональные особенности проявляются в поведении более или менее непосредственно и поэтому относительно легко фиксируются.

Индивидуальные особенности эмоциональных реакций проявляются при сопоставлении эмоциональной возбудимости и устойчивости. Типичные случаи их соотношения следующие:

1) большая эмоциональная возбудимость сочетается с большой эмоциональной устойчивостью;

2) большая эмоциональная возбудимость сочетается со слабой эмоциональной устойчивостью;

3) слабая эмоциональная возбудимость сопряжена с большой эмоциональной устойчивостью;

4) слабая эмоциональная возбудимость сопряжена со слабой эмоциональной устойчивостью.

Эмоциональные особенности личности в совокупности образуют эмоционально-аффективную сферу, в которой выражается динамическая сторона эмоциональных процессов. Эта динамическая сторона эмоциональных процессов проявляется в характере их протекания в том или ином внешнем, доступном глазу «колорите», который выступает в виде непроизвольных выразительных движений: мимики, пантомимики, жестикуляции и интонационно-выразительных средств речи.

К эмоциональным свойствам личности относятся впечатлительность, отзывчивость, а также те эмоциональные качества и их совокупность, которые накладывают свой отпечаток на многие проявления личности и даже на весь ее психический облик.

Отзывчивость – одно из особенно важных, социально значимых эмоциональных качеств человека. Отзывчив тот, кто откликается на радость и горе других людей, как на свое собственное. Отзывчивость предполагает понимание переживаний другого человека, так как сочувствовать другому можно, только понимая его переживания. В социалистическом обществе отзывчивость как проявление взаимоотношений определена нормами социалистической морали. Качество, противоположное отзывчивости, – черствость.

Впечатлительность – эмоциональное качество, обусловленное всем складом личности и ее познавательным отношением к предметному миру и окружающим людям, ее интеллектуальным развитием.

 

 

Ювенальная психология.

В послед. годы получает развитие новое направление юр. психологии – ювенальная юр. психология. Оно находится на пересечении двух психологических дисциплин: детской и юрид. психологии. Детско-подростковая проблематика всегда была одной из составляющих предмета юр.психологии,

Одна из важнейших задач ювенальной юр.психологии — разработка психологической интерпретации юридического понятия «интересы детей», используемого в международных правовых документах.

Разделы ювенальной психологии представляют собой совершенно самостоятельную систему, которая, конечно же, определенным образом пересекается с взрослой психологией, но и имеет существенные особенности.

Основа ювенальной психологии: Определение проблем и особенностей детей и подростков в тех или иных ситуациях. Одна из основных проблем методологии ювенальной юридической психологии – изучение личности подростка-правонарушителя. Немаловажное значение имеет и психологическая помощь таким детям. Необходимо понять, что побуждает подростков к совершению преступлений и, возможно, разработать методы предотвращения подобных случаев. Так же очень большое значение имеет проблема защиты прав несовершеннолетних. Кстати, именно поэтому существует множество противников выделения ювенальной психологии в отдельную отрасль.
Обычно ювенальная юстиция делится на два направления: 1) защита прав несовершеннолетних и подростков и 2) преследование несовершеннолетних нарушителей. Первый из разделов ювенальной юридической психологии касается взаимоотношений детей и родителей. Он подразумевает защиту прав ребенка от неправомерного отношения со стороны родителей и вызывает наибольшее опасение у юристов и психологов. Ни один закон пока не может точно определить, какие действия родителей могут расцениваться, как неправомочные по отношению к ребенку. Поэтому велика опасность того, что ребенка «отберут» у вполне нормальных родителей. В этом случае особенно важна консультация психолога, хорошо разбирающегося в этом вопросе. Что же касается второго раздела, над ним еще ведутся работы, так как каждый закон нужно пересматривать с точки зрения подростковой психологии.

 

Прокуратура.

Правовым основанием проведения профессионального психологического отбора в органы прокуратуры является положение ст. 401 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", согласно которому "...прокурорами и следователями могут быть назначены граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование... и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья выполнять возлагаемые на них обязанности". К числу этих профессионально необходимых качеств помимо специальных знаний, умений и навыков относятся и определенные психологические особенности, свойства личности. Лишь лица, в достаточной мере обладающие этими качествами, могут эффективно выполнять свои служебные обязанности. Таким образом, целью профессионального психологического отбора кандидатов на службу в органы прокуратуры является оценка данных свойств и качеств у претендентов, установление их соответствия требованиям профессии и составление на этой основе прогноза профессиональной пригодности кандидатов к работе.

Профессиограмма и психограмма прокурорско-следственной деятельности. Как уже сказано выше, для определениякомплекса требований, предъявляемых профессией к психологическим особенностямисполнителей, разработана профессиограмма прокурорско-следственной деятельности. Основные особенности, задающие специфику данного вида труда(в том числе и в психологическом плане): -жесткая правовая регламентация професс. Деят-ти и принимаемых решений; -властный, обязат. характер професс-ых полномочий; -экстремальный характер професс. Деят-и следователя, прокурора;-творческий, нестандартный характер професс-ой деят-ти, разнообразие решаемых задач;-процессуальная самост-сть и высокая персональная ответ-сть следователя, прокурора за свои действия и принимаемые решения.

Проведенный морфологический анализ прокурорско-следственной деят-ти позволил выделить четыре ведущие подструктуры: познавательную, коммуникативную, организационно-управленческую и воспитательную.

Таможня.

Деятельность должностных лиц таможенных органов отличается психологическими особенностями, которые определяются ее внешними условиями (среда, результаты и их влияние на психику), внутренними (цели, способы), а также возможностями управления и самоуправления. Она осуществляется под постоянным волевым контролем, сила которого во многом определяется продолжительностью работы таможенника, сложностью взаимоотношений с различными категориями лиц, проходящих таможенный контроль, физиологическим состоянием таможенника (нервно-психическое утомление, стресс, болезнь).

Степень эмоционального напряжения (от умеренного до чрезвычайного) таможенной деятельности зависит от характера выполняемых действий профессионального опыта и индивидуальных психологических особенностей должностного лица таможенного органа. На нейсказываются:

· большая персональная ответственность;

· наличие компетентных органов, контролирующих работу, и возможность идентификации допустившего нарушение специалиста;

· необходимость постоянной готовности к неожиданным ситуациям;

· воздействие постоянно меняющихся объектов наблюдения, внешних факторов;

· достаточно высокий уровень конфликтных ситуаций, возникающих при таможенном контроле и оформлении;

· постоянное воздействие криминогенных структур, стремящихся оказать психологическое давление, шантаж,подкуп таможенников, создать возможности для нарушения действующих правовыхнорм;

· противоборство, возникающее достаточно часто.

Некоторые лица, проходящие таможенный контроль, видят в таможеннике главного виновника возникающихтрудностей и свое раздражение пытаются выместить именно на нем, грозя всевозможными карами или предлагая взятки для облегчения своей участи.

Перечисленные особенности деятельности предъявляют высокие требования к любому должностному лицутаможенного органа, к его моральным и нравственным качествам.

Профессиограмма таможенного специалиста. Профессиограмма таможенного специалиста отражает основныеособенности его деятельности. Ей свойственна структура, логика и содержание,адекватные этой деятельности.

Предмет и система юридической психологии

Предметом юридической психологии является изучение закономерностей поведения людей в системе правовых отношений, а также структуры и видов юридической деятельности. Юридическая психология осуществляет синтез основ психологических знаний и основ юриспруденции. Будучи социальным существом, человек организует свою деятельность в соответствии с определенными правилами-нормами поведения, обязательными для конкретных групп, классов или общества в целом.

Объектом юридической психологии являются отдельные типы людей и их общности как субъекты правовой активности в рамках существующих процессов правового регулирования.

Система:

В первую часть юридической психологии входит рассмотрение таких вопросов, универсальных для всего курса, как познавательные процессы, совокупность психических свойств личности, эмоционально-волевая сфера личности, общение и межличностные отношения в социальных группах и т.п.

Вторая часть юридической психологии включает в себя:

1) судебную психологию, изучающую психологические особенности всех участников процесса судебного производства;

2) криминальную психологию, изучающую психологические проблемы поведения и деформации личности преступника;

3) пенитенциарную психологию, рассматривающую проблемы отбытия наказания и ресоциализации осужденного;

4) судебно-психологическую экспертизу (специальное психологическое исследование, проводимое сведущим лицом - экспертом в отношении человека - субъекта процесса или ситуации, назначаемое определением суда (судьи) при наличии общего (процессуального) и специального (психологического) оснований для получения судебного доказательства по делу заключения эксперта-психолога).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 2424; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.190.232 (0.066 с.)