Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Психология как наука о происхождении, функционирования и структуру психики в деятельности субъекта.
Похожие статьи вашей тематики
Основные направления, структура и методы психологии Историческое развитие психологии - длительный процесс борьбы различных взглядов и концепций, поиска своего места среди других наук. Поэтому знакомство с важнейшими психологическими теориями позволяет лучше понять предмет психологии и ее методы исследования психики. Место психологии в системе наук Вопрос о месте психологии в системе наук всегда было и остается предметом острых дискуссий. От ответа на него зависят возможности использования психологических данных в других науках, понимание того, насколько правомерно использовать их достижения в психологии. Место, которое отводилось психологии в системе наук в разные исторические периоды, свидетельствовало и об уровне развития психологических знаний, и об обще-философскую направленность самой классификационной схемы. В этой схеме психология всегда была именно тем компонентом, который убедительно показывал несостоятельность всех линейных классификационных схем. Никакая наука не переходила из одной рубрики в другую столько раз, как психология. Так, французский философ Дени Дидро (1713-1784) относил психологию вместе с логикой к философии, которую противопоставлял физике и математике. Такого мнения придерживался не менее знаменитый француз Анри Ампер (1775-1836), их соотечественники Клод-Анри Сен-Симон (1760-1825) и Антуан Курно (1801 - 1877) считали психологию биологической наукой. В известной классификации XIX в. французского философа, социолога Огюста Конта (1798-1857) психологии вообще не нашлось места. Вместо нее было включено френологии и социологию. Это вызвало острую критику других ученых, и уже в следующей классификации английского философа Джона-Стюарта Милля (1806-1873) психология снова появилась в составе философии. В середине XIX в. психология в классификациях заняла место между биологией и социологией. Начиная с системы английского философа Герберта Спенсера (1820 - 1903), в лоне психологии выделяли две противоположные науки - психологию объективную, которая продолжает биологические науки и изучает приспособления организма к среде, и психологию самопознания - психологию субъективную, которая должна заниматься познанием внутреннего мира человека. Интроспекции («сознание, заглядывает внутрь себя») Г. Спенсер считал единственно возможным методом изучения психического. В 1850 г. немецкий психолог и педагог Фридрих Эдуард Бенеке (1798-1854) начинает рассматривать психологию как основу всех наук о человеке. Против такого «психологизма» решительно выступили американские психологи Уильям Джемс (1842-1910), Гуго Мюнстенберг (1863-1916) и немецкий психолог Вильям Штерн (1871 -1938). В настоящее время острая полемика о месте психологии в системе наук развернулась в трудах Генриха Риккерта (1863-1936), Вильгельма Дильтея (1833-1911), Эдуарда Шпрангера (1882-1963). Начала все больше проявлять себя психологизация системы наук. Отмечая большую сложность этой науки, русский ученый XIX в. Николай Павловский отмечал, что изучение психологии должно быть подчиненным изучению всех других наук. Дискутируя с О. Контом, который заменил психологию биологией, он убеждал, что между физиологией и психологией существует «логическая зависимость» - как между физикой и математикой. Поместив психологию между биологией и социологией, Павловский утверждал, что социология должна базироваться исключительно на психологии. Эту точку зрения позже поддержал русский философ Николай Грот (1852-1899). Все эти дискуссии показали невозможность линейной классификации наук.Особенно ярко это проявилось в концепции швейцарского психолога Жана Пиаже (1896-1980), который пытался классифицировать науки на основе активности субъекта и генетического критерия. Советский философ Бонифатий Кедров (1903-1985) предложил идею нелинейной классификации, является отражением многоплановости связей между науками.Она выступает как обобщение ранее известных классификаций и включает их как частные случаи. Схема имеет форму треугольника, вершинами которого являются естественные, социальные и философские науки. их взаимоотношения раскрываются с помощью нескольких методологических принципов. При таком подходе, считал Б. Кедров, психология должна фигурировать внутри треугольника, ближе к философских наук, ведь мышления является предметом не только психологии, но и диалектики и логики. Отведенное психологии место является схематическим отражением разнообразия и сложности ее связей с другими отраслями знаний. А многочисленные междисциплинарные связи является свидетельством не только теоретического, но и практического ее значение. Ж. Пиаже видел в них будущее психологии, ведь с их помощью она обогатится достижениями других наук и, в свою очередь, способствовать их обогащению. Психология тесно связана с естественными науками, изучающие строение и деятельность материального субстрата психики - головного мозга. Недаром известные ученые И. Сеченов, И. Павлов, П. Анохин, Алексей Ухтомский (1875 - 1942) и др.. ставили перед собой задачу раскрыть физиологические механизмы человеческой психики. Вместе с тем в естественных науках возникают проблемы, требующие психологических исследований. Так, проблема возникновения и развития психики в процессе биологической эволюции, которую немецкий ученый Эрнест Геккель (1834-1919) назвал «мировой загадкой», для дальнейшего развития биологических наук является не менее важной, чем проблема возникновения жизни. Решение многих проблем медицинских наук также предусматривает участие психологов. Борясь с заболеваниями и леча больных, врачу всегда следует использовать данные о психике людей: еще Авиценна говорил, что прежде всего нужно лечить не тело, а душу. Данные психологии постоянно используют представители технических наук - при проектировании машин и механизмов, разработке систем управления, средств коммуникации, средств отображения информации и т.п.. Чтобы увеличить надежность системы «человек - машина», в которой человек часто является наименее надежным звеном, что приводит к выходу из строя техники, аварий и катастроф, нужно еще на уровне проекта учитывать возможности человеческой психики. Традиционным является связь психологии с педагогикой. Еще известный педагог Константин Ушинский (1824-1870) отмечал, что когда педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна познать ее во всех отношениях. Если раньше задача психологии заключалась в «психологическом обосновании» различных педагогических принципов, норм и т.д., то теперь психологии отводится авангардная роль. Она должна раскрывать возможности ребенка и искать новые формы и методы эффективного обучения и воспитания. Постоянную потребность использовать достижения психологии имеют общественные науки. В исследовании социальных процессов всегда возникает необходимость учесть психологические факторы: механизмы индивидуальной и группового поведения людей, социальные наставления и ориентиры, настроения, чувства, психологический климат, механизмы внушения, подражания, психологического заражения и т.п.. Интенсивное развитие различных наук и их тесную связь с психологией обусловливают возникновение многих смежных проблем. В процессе их изучения появляются и получают развитие многочисленные смежные науки: медицинская психология, юридическая психология, авиационная психология, социальная психология и др.. Именно в их координатах чаще всего формулируются новые вопросы, осуществляется поиск новых путей и методов их исследования, полученные новые результаты, которые становятся основой новых концепций и научных теорий. Структура современной психологии Развитие психологии влечет появление новых проблем, требуют поиска новых подходов к их решению, создание нового понятийного аппарата и разработки новых методов исследования. Накопление знаний является для преобразования этих проблем на предмет анализа отдельных научных дисциплин - психология дифференцируется. Вместе с тем наблюдается и процесс интеграции наук, когда психологи начинают изучать проблемы, возникающие на границе с другими науками. При этом также конституируются новые научные дисциплины, например психолингвистика, психофармакология, психогигиена и др.. Современная психология является разветвленной системой научных дисциплин, находящихся на разных ступеньках формирования и связанные с разными отраслями практики. Некоторые из них имеют давние традиции, четко сформулирован предмет, проблематику и методы исследования. Другие только начинают развиваться. Есть дисциплины, которые пока почти не разрабатываются, но в ближайшее время обязательно станут объектами исследований. По данным Американской психологической ассоциации, сейчас насчитывается более сотни различных отраслей психологии. Единого подхода к их классификации не существует. Не отдавая предпочтения ни одной из систем классификации (каждая имеет определенные недостатки), можно, однако, выделить важнейшие психологические отрасли. Общая психология является базовой для всех отраслей психологической науки.Она систематизирует и обобщает результаты исследований других отраслей, разрабатывает фундаментальные теоретические проблемы психологии, раскрывает общие закономерности, теоретические принципы, формулирует основные научные понятия. Психология труда исследует психологические особенности трудовой деятельности, психологические основы научной организации труда, изучает профессиональные возможности человека, закономерности формирования общих для разных профессий навыков и умений, оказывает влияние производственной среды на работоспособность рабочего т.п.. Инженерная психология изучает особенности деятельности оператора в автоматизированных системах управления, распределения и согласования функций между человеком и машиной. Она является важной частью эргономики - науки, которая решает проблему создания оптимальных для повышения производительности труда условий производства. Авиационная психология исследует психологические закономерности деятельности человека в процессе летного обучения и выполнения полетов.Раскрывает психологические требования к профессиональному отбору авиационных кадров. Космическая психология изучает психологические особенности деятельности человека в условиях невесомости и пространственной дезориентации во время пребывания в космосе. Ее предметом являются особые состояния, связанные с нервно-психическим напряжением, вызванным необходимостью принимать решения в условиях дефицита времени и т.п.. Она разрабатывает рекомендации для отбора кандидатов в космонавты, их подготовки к полету, формирование экипажей космических кораблей, а также формы их психологической поддержки на орбите. Военная психология исследует особенности поведения человека в условиях боевых действий, подготовки военных кадров, разрабатывает методы психологической пропаганды и контрпропаганды т.д.. Социальная психология изучает психические явления, возникающие в процессе взаимодействия людей в различных социальных группах. В частности, она исследует влияние средств массовой коммуникации на сознание людей, закономерности возникновения и распространения массовых социально-психологических явлений (моды, слухов, паники и т.д.). Медицинская психология изучает психологические аспекты взаимодействия врача и больного. В свою очередь, эта отрасль делится на нейропсихологию, психофармакологии, психотерапии, психопрофилактики и психогигиены. Юридическая психология рассматривает психологические аспекты, связанные с реализацией системы права. В ней выделяют судебную, уголовное и исправительно-трудовую (пенитенциарная) психология. Экономическая психология изучает роль человеческого фактора в исполнении экономико - хозяйственных задач на макро-и микроэкономическом уровнях. Экологическая психология исследует психологические аспекты взаимодействия между человеком и природой, а также преодоление социально-психологических последствий природных и техногенных катастроф. Этническая психология, изучающая психологические особенности этнических сообществ. Психология спорта анализирует психологические особенности подготовки спортсменов, их поведения на спортивных соревнованиях и способы психологической реабилитации после участия в соревнованиях. Психология торговли интересуется психологическими особенностями общения продавца с покупателями и эффективной организацией рекламы и продажи товара. Возрастная психология исследует возникновение и развитие психических качеств личности на разных возрастных этапах. Педагогическая психология - наука о психологических закономерностях обучения и воспитания подрастающего поколения и особенности педагогической деятельности преподавателя и учителя. Практическая психология возникла и развивается как система специальных психологических служб, направленных на организацию и оказание непосредственной практической помощи людям в решении их психологических проблем. Этот перечень не исчерпывает всего разнообразия отраслей современной психологии. К нему еще можно бы добавить экспериментальную, генетическую, тендерную, сравнительную, дифференциальную, историческую, политическую психологии, психофизиологию, психолингвистике, психологии творчества, парапсихология и многие другие отрасли. Дальнейшее развитие психологии, бесспорно, приведет к появлению ее новых ветвей и отраслей.
|