ТЕМА: Социальная психология в системе наук



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕМА: Социальная психология в системе наук



Семинарские занятия

По социальной психологии

(2 курс 3 семестр)


КУРС: Социальная психология

Семинарское занятие № 1

ТЕМА: Социальная психология в системе наук

Цель: рассмотреть научный аппарат социальной психологии, ее историю и место в ряду других наук.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Предмет и разделы социальной психологии. Связь социальной психологии с другими науками.

2. История становления социальной психологии.

3. Проблема метода в социальной психологии. Классификации методов и их характеристики.

 

Задания для самостоятельной работы (выполняются обязательно):

1. Письменно дайте определение понятиям: социальная психология, социальная психология личности, социальная психология групп, социальная психология общения и межличностного взаимодействия, социальный контекст, наблюдение, эксперимент, опрос, анализ продуктов деятельности, тест, экспертные оценки.

2. Кратко охарактеризуйте этапы становления и развития социальной психологии посредством заполнения таблицы:

 

Название этапа Временные границы этапа Имена ученых, работавших на этом этапе Характеристика этапа, научных подходов, их возможности и ограничения
1. Донаучный (синкретический)      
2. Философский      
3. Феноменоло-гический      
4. Научный      

 

Дополнительные задания (выполняются по желанию):

1. Подготовьте реферат на одну из предложенных ниже тем:

· Дискуссия о предмете науки в истории советской социальной психологии.

· Место социальной психологии в ряду других наук.

· Социально-психологическое знание в трудах философов античности (Платон, Аристотель).

· Социально-психологическое знание в трудах мыслителей эпохи Возрождения (Н. Макиавелли).

· Социально-психологическое знание в трудах исследователей 17-18 в. в. (Т. Гобс, Ж.Ж. Руссо, И. Кант, Д. Дидро и др).

· Предпосылки социально-психологического знания в системе марксизма.

· Специфика научного исследования в социальной психологии.

· Подходы к классификации методов социальной психологии.

· Возможности использования статистических методов с социальной психологии.

2. Подберите конкретные примеры научных исследований, осуществленных в нашей стране и зарубежом, иллюстрирующих применение социально-психологических методов. Укажите исследователя, опишите суть эксперимента, раскройте особенности применяемых методов, отметьте литературный источник, в котором исследование описано.

3. Составьте список дополнительной литературы по теме семинара № 1.

 

Литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1980, 1988, 1996, 1997, 2002.

2. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе. М., 1977.

3. Битянова М.Р. Социальная психология. М., 1994.

4. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1997.

5. Методология и методы социальной психологии / Под ред. Шорохова. М., 1997.

6. Парыгин Б.Д. Социальная психология. СПб., 1999.

7. Свенцицкий А.Л. Социальная психология. М., 2003.

8. Социальная психология в трудах отечественных психологов. СПб, 2000.

9. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. М., 1995.

10.Ядов В.А. Социологическое исследование. М., 1987.


КУРС: Социальная психология

Семинарское занятие № 2

ТЕМА: Характеристика общения и межличностных отношений

Цель: проанализировать место общения в жизни общества, структуру, виды, функции общения.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Общественные и межличностные отношения. Общение в системе отношений человека. Общение и деятельность.

2. Виды и функции общения. Структура общения.

3. Уровни общения по А.Б. Добровичу. Типы межличностного общения по Н.И. Шевандрину.

 

Задания для самостоятельной работы (выполняются обязательно):

1. Письменно дайте определение понятиям: общение, общественные отношения, межличностные отношения, социальная роль, межличностная роль, коммуникативная сторона общения, интерактивная сторона общения, перцептивная сторона общения.

2. Кратко охарактеризуйте типы межличностного общения по Н.И. Шевандрину посредством заполнения таблицы:

 

Тип межличностного общения Отношение к партнеру Цель общения Степень открытости Средства общения Области, в которых применимо / не применимо общение
Императивное          
Манипулятивное          
Диалогическое          

 

3. Письменно охарактеризуйте отличительные черты семи уровней общения по А.Б. Добровичу: примитивного, манипулятивного, стандартизованного, конвенционального, игрового, делового, духовного. Подберите примеры из жизни, иллюстрирующие каждый из уровней.

 

Дополнительные задания (выполняются по желанию):

1. Подготовьте реферат на одну из предложенных ниже тем:

· Классификации видов и форм общения.

· Общение и деятельность как предмет дискуссии.

· Функции человека как субъекта общения.

· Общение как органическая потребность человека.

· Влияние общения на поведение людей.

· Психологическая манипуляция в межличностном общении.

2. Подготовьте творческие задания (ребусы, кроссворды, неоконченные предложения, тестовые задания и т. п.) по одному из вопросов плана семинарского занятия.

3. Составьте список дополнительной литературы по теме семинара № 2.

 

Литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1980, 1988, 1996, 1997, 2002.

2. Битянова М.Р. Социальная психология. М., 1994.

3. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1987.

4. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. М., 1996.

5. Каган М.С. Мир общения. Мир общения. М., 1988.

6. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. СПб., 2001.

7. Парыгин Б.Д. Анатомия общения. СПб., 1999.

8. Парыгин Б.Д. Социальная психология. СПб., 1999.

9. Свенцицкий А.Л. Социальная психология. М., 2003.

10.Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. М., 1995.

11.Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. Минск, 1992.


КУРС: Социальная психология

Семинарское занятие № 3

ТЕМА: Коммуникативная сторона общения

Цель: проанализировать специфику обмена информацией в коммуникативном процессе.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Общение как обмен информацией. Особенности коммуникативного процесса.

2. Социально-психологические аспекты массовой коммуникации.

3. Речь как средство коммуникации. Говорение и слушание. Невербальная коммуникация.

 

Задания для самостоятельной работы (выполняются обязательно):

1. Письменно дайте определение понятиям: коммуникация, коммуникативный барьер, обратная связь, аксиальный и ретиальный коммуникативный сигнал, побудительная и констатирующая информация, нерефлексивное (пассивное) слушание, рефлексивное (активное) слушание, эмпативческое слушание, авторитарная и диалогическая коммуникация, оптико-кинетическая система знаков, пара- и экстралингвистическая система знаков, пространственно-временная система знаков, визуальный контакт.

Дополнительные задания (выполняются по желанию):

1. Подготовьте реферат на одну из предложенных ниже тем:

· Психологическая характеристика коммуникативных барьеров в общении.

· Обратная связь в межличностном общении.

· Правила подачи и восприятия обратной связи.

· Стили конструктивного слушания.

· Ошибки слушания в общении.

· Особенности невербальной коммуникации в разных странах.

· Язык жестов.

2. Подготовьте творческие задания (ребусы, кроссворды, неоконченные предложения, тестовые задания и т. п.) по одному из вопросов плана семинарского занятия.

3. Составьте список дополнительной литературы по теме семинара № 3.

 

Литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1980, 1988, 1996, 1997, 2002.

2. Атватер И. Я вас слушаю... М., 1988.

3. Парыгин Б.Д. Социальная психология. СПб., 1999.

4. Пиз А. Язык жестов. Н. Новгород, 1992.

5. Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). Ростов н / Д, 1986.

6. Свенцицкий А.Л. Социальная психология. М., 2003.

7. Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном общении. М., 1992.

8. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. М., 1995.

9. Экман П. Психология лжи. М., 2000.


КУРС: Социальная психология

Семинарское занятие № 4

КУРС: Социальная психология

Семинарское занятие № 5

КУРС: Социальная психология

Семинарское занятие № 6

КУРС: Социальная психология

Семинарское занятие № 7

КУРС: Социальная психология

Семинарское занятие № 8

КУРС: Социальная психология

Семинарское занятие № 9

КУРС: Социальная психология

Семинарское занятие № 10

Семинарские занятия

По социальной психологии

(2 курс 3 семестр)


КУРС: Социальная психология

Семинарское занятие № 1

ТЕМА: Социальная психология в системе наук

Цель: рассмотреть научный аппарат социальной психологии, ее историю и место в ряду других наук.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Предмет и разделы социальной психологии. Связь социальной психологии с другими науками.

2. История становления социальной психологии.

3. Проблема метода в социальной психологии. Классификации методов и их характеристики.

 

Задания для самостоятельной работы (выполняются обязательно):

1. Письменно дайте определение понятиям: социальная психология, социальная психология личности, социальная психология групп, социальная психология общения и межличностного взаимодействия, социальный контекст, наблюдение, эксперимент, опрос, анализ продуктов деятельности, тест, экспертные оценки.

2. Кратко охарактеризуйте этапы становления и развития социальной психологии посредством заполнения таблицы:

 

Название этапа Временные границы этапа Имена ученых, работавших на этом этапе Характеристика этапа, научных подходов, их возможности и ограничения
1. Донаучный (синкретический)      
2. Философский      
3. Феноменоло-гический      
4. Научный      

 

Дополнительные задания (выполняются по желанию):

1. Подготовьте реферат на одну из предложенных ниже тем:

· Дискуссия о предмете науки в истории советской социальной психологии.

· Место социальной психологии в ряду других наук.

· Социально-психологическое знание в трудах философов античности (Платон, Аристотель).

· Социально-психологическое знание в трудах мыслителей эпохи Возрождения (Н. Макиавелли).

· Социально-психологическое знание в трудах исследователей 17-18 в. в. (Т. Гобс, Ж.Ж. Руссо, И. Кант, Д. Дидро и др).

· Предпосылки социально-психологического знания в системе марксизма.

· Специфика научного исследования в социальной психологии.

· Подходы к классификации методов социальной психологии.

· Возможности использования статистических методов с социальной психологии.

2. Подберите конкретные примеры научных исследований, осуществленных в нашей стране и зарубежом, иллюстрирующих применение социально-психологических методов. Укажите исследователя, опишите суть эксперимента, раскройте особенности применяемых методов, отметьте литературный источник, в котором исследование описано.

3. Составьте список дополнительной литературы по теме семинара № 1.

 

Литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1980, 1988, 1996, 1997, 2002.

2. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе. М., 1977.

3. Битянова М.Р. Социальная психология. М., 1994.

4. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1997.

5. Методология и методы социальной психологии / Под ред. Шорохова. М., 1997.

6. Парыгин Б.Д. Социальная психология. СПб., 1999.

7. Свенцицкий А.Л. Социальная психология. М., 2003.

8. Социальная психология в трудах отечественных психологов. СПб, 2000.

9. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. М., 1995.

10.Ядов В.А. Социологическое исследование. М., 1987.


КУРС: Социальная психология

Семинарское занятие № 2



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.95.208 (0.01 с.)