Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психология в системе общественных наук

Поиск

Методологични принципы психологической науки.

Получения научных знаний о таком сложном явлении, каким является психика в значительной степени зависит от подхода исследователя к о»объекта познания. Этот подход определяется системой методологических основ или принципов.

Основными принципами психологии являются:

- Детерминизм. В научном плане этот Прицип расшифровывается обычно как вторичность психики, обусловленность всих психических явлений деятельности мозга. Однако в жизненном контексте этот принцип проявляется в различных конкретных модификациях. Одно из возможных его формулировок выглядит так: психика определяется стилем жизни и изменяется с изменением внешних условий.

- Единство сознания и деятельности. Сознание и деятельность всегда находятся в неразрывном единстве, взаимосвязи»связи и взаемопливи. Сознание создает внутренний план деятельности, деятельность является не просто условием, но и средством возникновения и развития сознания.

- Развитие. Психику можно правильно понять, если ее рассматривать в непрерывном развитии как процесс и результат влияния возрастного фактора, жизненных условий, выполняемой деятельности, социального окружения и лично и активности человека. Все компоненты, которые создают внутренний мир человека, непрерывно меняются.

- Системность. Этот принцип определяет трактовку психических явлений как внутренне н»связанных компоненьтив целостной психической организации. Ни одно из психических явлений не может быть оторванным от общего контекста жизнедеятельности или целостной организации внутреннего мира человека, принимая в соответствующем контексте нередко совершенно иной смысл и значение, чем если бы оно анализировалось отдельно.

Принципы психологии используются во взаимосвязи»связи для объяснения любых психических явлений и в процессе научного познания. Психические явления следует рассматривать через систему следующих принципов:

а) причинно обусловлены;

б) продукт и умовавидображення;

в) внутренний план организации поведения и деятельности;

г) более качественный уровень развития психики суб»объекта;

д) особая система и одновременно элемент другой, более широкой природной и общественной системы.

Принципы психологии открывают возможность научного изучения психики с помощью специальных методов познания и формирования сладнои психической реальности.

 

Общие и специальные фундаментальные и прикладные отрасли психологии взаимосвязи»связь их задач, общая характеристика предмета их исследований. Общая психология: ее предмет и структура.

Общая психология систематизирует экспериментальные данные, полученные в различных областях психологической науки, разрабатывает фундаментальные теоретические проблемы психологии, формулирует основные принципы, категории, понятия, закономерности, составляет фундамент развития всех отраслей и разделов психологической науки.

В настоящее время психология представляет собой весьма разветвленную систему наук. В ней выделяется много отраслей, представляющих собой Относительно самостоятельно развивающиеся направления научных исследований. Имея в виду Этот факт, а также то обстоятельство, что в настоящее время система психологических наук продолжает активно развиваться (каждые 4-5 лет появляется какое-либо новое направление), правильнее было бы говорить не об одной науке психологии, а в комплексе развивающихся психологических наук.

 

 

Их в свою очередь можно разделить на фундаментальные и прикладные, общие и специальные. Фундаментальные, или базовые, отрасли психологических наук Имеют общее значение для понимания и объяснения психологии и поведения людей независимо от того, кто они и какой конкретной деятельностью занимаются. Эти области призваны давать знания, одинаково Необходимые всем, кого интересуют психология и поведение людей. В силу такой универсальности Эти знания иногда объединяют термином «общая психология».

Прикладным называют отрасли науки, достижения которых используются на практике. Общие отрасли ставят и решают проблемы, одинаково важные для развития всех без исключения научных направлений, а специальные - выделяют вопросы, представляющие особый интерес для познания какой-либо одной или нескольких групп явлений.

Рассмотрим некоторые фундаментальные и прикладные, общие и специальные отрасли психологии, Связанные с образованием.

 

 

Роль и значение психологического знания для жизнедеятельности человека.

Психология - сложное и многоуровневое научное образование, оно существует в научной деятельности многих школ, между которыми не всегда имеется согласие относительно ключевых вопросов.

Прежде, восходящее, традиционное, наиболее адекватное названию и, наконец, простое определение психологии формулируется так: Психология - это учение о душе. Действительно, в переводе с древнегреческого «псюхе» - это душа, «логос» - слово, познания, наука. Это наиболее общее определение психологии является базовым для создания других определений, определенная часть которых конкретизирует его, определенная часть - отрицает. Поскольку существование души не является наглядным, такое определение вызывает недовольство у некоторых представителей современной психологии, они считают, что традиционное определение не является научным. В поисках научного определения психологии исследователи выстраивают более сложные конструкции, например: психология - это наука о закономерностях функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Эта формулировка более подобным научного, однако имеет существенные недостатки. Во-первых, оно какое-то «оборванная»: не совсем ясно, о чьей жизнедеятельность идет речь (видимо, о жизнедеятельности организма - но принадлежит биологический организм к предмету психологии?). Во-вторых, если исследуется какая-то особая форма жизнедеятельности, то ее особенность следует сравнивать с другими («не особыми») формами того же, то есть находить что-то общее в психическом и непсихичному. В-третьих, психика - это не только форма жизнедеятельности. Это целый мир, который взаимодействует с тем-окружающим - миром, его изучают естественные науки, но взаимодействует на основе собственной автономности как мира.

Умение выйти победителем из собственной жизненной кризиса (а оно требует владения своим внутренним миром, возложение на себя ответственности за внутренние последствия своих поступков) является сложным образованием, в котором познавательный аспект играет не последнюю роль.

 

Основные функции психики.

Можно выделить 3 основные функции психики:

 

  • отражение воздействий окружающего мира

 

  • осознание человеком своего места в окружающем мире

 

  • регуляция поведения и деятельности

 

Отражение воздействий окружающей действительности.

 

Психическое отражение действительности имеет Свои особенности.

Во-первых, это НЕ мертвой, зеркальное, однонаправленное отражение, а сложный и постоянно изменяющийся процесс, которому присущи и противоречия.

Во-вторых, при психическом отражение Объективной действительности любое внешнее воздействие (т. е. воздействие Объективной действительности) всегда преломляется через ранее сложившиеся особенности психики, через конкретные состояния человека. Поэтому одно и то же внешнее воздействие может по-разному отражаться разными людьми и даже одним и тем же человеком в разное время и при разных условиях.

В-третьих, психическое отражение - это правильное, верное отражение действительности. Возникающие образы материального мира являются снимки, слепки, копии существующих предметов, явлений, событий.

Субъективность психического отражения, характерное для человека активное преобразование отражаемого ни в коей мере не отрицают объективную возможность правильного отражения окружающего мира.

 

Регуляция поведения и деятельности.

 

Психика, сознание человека, с одной стороны, отражают воздействия внешней среды, адаптируются к ней, а с другой - регулируют Этот процесс, составляя внутреннее содержание деятельности и поведения. Последние не могут НЕ опосредоваться психикой, так как именно с ее помощью человек осознает мотивы и потребности, ставит перед собой цели и задачи деятельности, вырабатывает способы и приемы достижения результатов. Поведение же при этом выступает как внешняя форма проявления психики.

 

Осознание человеком своего места в окружающем мире.

 

Эта функция психики, с одной стороны, обеспечивает правильные адаптацию и ориентацию человека в объективно мире, гарантируем ему эффективное осмысление всех реалий этого мира и адекватное к ним отношение.

С другой стороны, с помощью психики, сознания человек осознает себя как личность, наделенную определенными индивидуальными и социально-психологическими особенностями, как представителя конкретного общества, социальной группы, отличающегося от других людей и находящегося с ними в своеобразных межличностных отношениях.

 

 

Синапси

Синапсы – это специализированная структура, которая обеспечивает передачу нервного импульса из нервного волокна на эффекторную клетку – мышечное волокно, нейрон или секреторную клетку.

Синапсы – это места соединения нервного отростка (аксона) одного нейрона с телом или отростком (дендритом, аксоном) другой нервной клетки (прерывистый контакт между нервными клетками).

Все синапсы можно классифицировать:
1) по их местоположению - центральные (головной и спинной мозг) и периферические;
2) по принадлежности к соотвествующим клеткам - нейро-нейрональные, нервно-мышечные, нейро-железистые (нейросекреторные);
3) по месту контакта в нейро-нерональных синапсах - аксо-аксональные, аксо-дендритические (дендритные), аксо-соматические, дендро-дендритические, дендро-соматические и др.;
4) по распположению относительно друг друга (Г.Шеперд) - последовательные синапсы, реципрокные синапсы, синаптические гломерулы (различным способом соединенные через синапсы клетки);
5) по развитию в онтогенезе - стабильные (например, синапсы дуг безусловных рефлексов) и динамические (появляются в процессе индивидуального развития);
6) по знаку их действия - возбуждающие и тормозящие.
7) по способу передачи сигнала - электрические (в которых сигналы передаются электрическим током) и химичекие (в которых передачиком или посредником явялется то или иное физиологически активное вещество). Существуют и смешанные - элетрохимические синапсы.
8) химические синапсы классифицируются
- по форме контакта: терминальные (колбообразное соединение) и преходящие (варикозное расширение аксона),
- по природе медиатора: холинергические (медиатор -ацетилхолин), адренергические (норадреналин), дофаминнергические (дофамин) ГАМК-ергические (гамма-аминомасляная кислота), глицинергические, глутаматергичес- кие, аспартатергические, пуринергические (медиатор -АТФ),
- по скорости передачи возбуждения (сигнала): быстрые возбужда-ющие (в передаче принимают участие классические медиаторы потенциал сохраняется короткий промежуток времеми) и медленные (локализованы в спинном мозге, относятся к пептидным синапсам, постсинаптический потенциалы после ритмической стимуляции сохраняются в течение нескольких минут)

Строение

В структуре синапса различают три элемента:
1)пресинаптическую мембрану, образованную утолщением мембраны конечной веточки аксона; 2)синаптическую щель между нейронами;
3)постсинаптическую мембрану - утолщение прилегающей поверхности следующего нейрона.

Принципы работы синапса.

Передача возбуждения в синапсе представляет собой сложный процесс, который проходит в несколько стадий:

1. Синтез медиатора.

2. Секреция медиатора.

3. Взаимодействие медиатора с рецепторами постсинаптической мембраны.

4. Инактивация (полная утрата активности) медиатора.

 

При распространении сигнал по аксону достигает пресинаптической мембраны и вызывает ее перезарядку. Во время ПД пресинаптическая мембрана становится проницаемой для ионов Na и Ca, которые входят внутрь синаптической бляшки из синаптической щели, где способствуют замыканию связи между белками гексогональной решетки и синаптических пузырьков. Это приводит к выходу медиатора, его проникновению в синаптическую щель и диффузии его на постсинаптическую мембрану.

Достигнув ее, он взаимодействует с ее рецепторами, в результате чего открываются ионные каналы и осуществляется движение ионов по градиенту концентрации.

В результате формируется постсинаптический потенциал на постсинаптической мембране. Связь медиатора с рецепторами разрывается, 30-70% медиатора возвращается, часть разрушается. Синапс готов воспринимать новые медиаторы.

Медиаторы - (от лат. - посредник) – химические вещества, молекулы которых способны реагировать со специфическими рецепторами клеточной мембраны и изменять ее проницаемость для определенных ионов, вызывая возникновение (генерацию) ПД – активного электрического сигнала.

Выделяясь под влиянием нервных импульсов, медиаторы участвуют в их передаче с нервного окончания на рабочий орган и с одной нервной клетки на другую.

В ЦНС роль медиатора осуществляют – ацетилхолин, норадреналин, дофамин, серотонин, гамма аминомасляная и глутаминовая кислоты, глицин.

Основные медиаторы – ацетилхолин и норадреналин.

Медиаторы сами по себе не обладают возбуждающим и тормозящим действием.

Кровопостачання

Головний мозок кровопостачається в основному внутрішньою сонною артерією, а спинний – хребтовою. Хребтова артерія відхо­дить від підключичної, прохо­дить через отвори у поперечних відростках шийних хребців і досягає великого потиличного отвору. Тут ліва та права хребет­ні артерії з’єднуються і утворю­ють основну артерію, що йде по однойменній борозні мосту і через свої гілки анастомозує з гілками внутрішньої’сонної ар­терії, утворюючи коло Вілізія в ділянці турецького сідла. Від хребетної артерії відходять пе­редня та задня спинномозкові артерії, що кровопостачають спинний мозок.У ділянці турецького сідла на основі мозку знаходиться внутрішня сонна артерія, від якої відходять гілки, що крово­постачають головний мозок.Вени головного мозку по­діляються на глибокі та поверх­неві. Поверхневі впадають у венозні пазухи твердої мозкової оболонки, а глибокі вени злива­ються в ділянці верхньої стінки III шлуночка і утворюють найбільшу вену мозку (Галейа), яка впадає у пряму пазуху твердої мозкової оболонки. З пазух венозна кров відтікає у внутрішню яремну вену.

ліквор утворюють судинні сплетіння, розміщені в шлуночках головного мозку. Іншим механізмом утворення цереброспінальної рідини є просочення плазми крові через стінки кровоносних судин і шлуночків. Парні бічні шлуночки (перший і другий) розташовані в півкулях мозку. У кожному з шлуночків розрізняють передній ріг (в області лобової частки), задній ріг (в області потиличної частки), нижній ріг (в області скроневої частки), тіло шлуночка (в області тім'яної частки). Третій шлуночок розташований на середній лінії між зоровими буграми. З'єднаний за допомогою отворів Монро з бічними шлуночками і за допомогою водопроводу мозку з четвертим шлуночком. Четвертий шлуночок поєднується через бічні отвори Лушки з субарахноїдальним простором головного мозку, а через отвори Мажанді з великою цистерною мозку. Центральний спинномозковий канал є прямим продовженням четвертого шлуночка.
Ліквор покидає шлуночки тоді, коли його кількість стає більшою, ніж вони можуть вмістити. У шлуночках вміщається 30-50 мл, а виробляється за добу до 600 мл. Частина ліквора розтікається маленькими струмочками вздовж звивин головного мозку на його випуклу поверхню. Це так званий зовнішній ліквор, він розміщується між зовнішньою поверхнею головного і спинного мозку та їх кістковим покривом. Для головного мозку зовнішній ліквор слугує своєрідною гідравлічною подушкою, яка захищає його від струсів і травм. Із зовнішнього ліквора продукти обміну поступають у венозну систему через грануляції павутинної оболонки.
Всередині мозку ліквор циркулює в кількох, які переходять одна в одну, порожнинах. Їхня сукупність утворює систему – рідинну вісь мозку, яка складається із двох бічних цистерн у великих півкулях, по одній в центральній частині мозку та між довгастим мозком та мозочком, а також центрального каналу спинного мозку, який закінчується міх 3 і 4 поперековими хребцями невеликою розширеною порожниною – кінцевою цистерною.

 

Принцип доминанты

Доминанта (от лат. "господствовать") - это временно господствующий рефлекс, подчиняющий себе дуги прочих рефлексов. Доминанта существует в виде устойчивого очага возбуждения, подчиняющего себе другие возбуждённые очаги.

Доминанта может быть гуморальной, или её можно вызвать искусственно, если вызвать деполяризацию участка головного мозга.

Примеры доминанты:

Попытки лягушки снять себя с крючка.

Особенности доминантного центра:
- обладает повышенной возбудимостью
- повышенной стойкостью
- способностью к суммированию возбуждения с соседних участков,
- инерция - длительное удержание возбуждённого состояния после прекращения первоначального возбуждения.

Доминанта была открыта в 1924 году А.А. Ухтомским, крупным отечественным физиологом, учеником Н.Е. Введенского.
Суть этого явления заключается в том, что если существует доминантный очаг, имеющий возбуждение, то любое другое возбуждение будет усиливать реакцию именно этого доминантного очага. Кроме того, доминантный очаг тормозит все другие центры и подавляет их возбуждение. Таким образом, доминанта как бы фильтрует возбуждение, приходящее из разных источников, т.к. тормозит все посторонние ненужные импульсы.
В 1960-е годы В.С. Русинов получил искусственную доминанту путем слабого электрического раздражения 6-го слоя коры больших полушарий головного мозга.
Иногда в основе доминанты лежит снижение лабильности.
Формы доминанты:
1. Чувствительная (сенсорная)
2. Двигательная
По механизму:
1. Рефлекторная.
2. Гуморальная (голодовая, половая).
По уровню расположения:
1. Спинальная (спинной мозг).
2. Бульбарная (продолговатый мозг).
3. Мезэнцефальная (средний мозг).
4. Диэнцефальная (промежуточный мозг).
5. Кортикальная (корковая).

 

Принцип временной связи

Высшая форма временной связи - условный рефлекс.

 

Вопрос 56

ДОМИНАНТА (от лат. dominans, род. падеж dominantis — господствующий) (физиол.), преобладающая (доминирующая) система связанных между собой нервных центров, временно определяющая характер ответной реакции организма на любые внеш. или внутр. раздражители. Осн. положения учения о Д., как общем принципе работы нервных центров, сформулировал А. А. Ухтомский в 1911— 1923. Он выдвинул представление о «доминирующей центральной констелляции», создающей скрытую готовность организма к определ. деятельности при одновременном торможении посторонних рефлекторных актов. Д. возникает на основе господствующего мотивационного возбуждения. В связи с этим выделяют пищевую, половую, оборонит, и др. виды Д. Напр., у самцов лягушек в весенний период в связи с повышением концентрации половых гормонов в крови наблюдается сильный «обнимательный рефлекс* и раздражение поверхности их тела в это время вместо того, чтобы вызвать соответств. оборонит, рефлекс, усиливает напряжение мышц-сгибателей передних конечностей. Д. как вектор поведения служит физиол. основой ряда сложных психич. явлений. Биологический энциклопедический словарь. Гл. ред. М.С. Гиляров. М.: Сов. энциклопедия, 1986.

 

Вопрос 57

Вопрос 58

аминоспецифични системы мозга
Нейроны, медиаторами которых моноамины (серотонин, норадреналин и дофамин), участвующих в объединении различных структур мозга в единое функциональное образование. Тела этих нейронов располагаются преимущественно в структурах ствола мозга, а отростки простираются почти до всех отделов ЦНС, начиная от спинного мозга и к коре больших полушарий.
Тела серотонинергических нейронов располагаются у средней линии ствола мозга, начиная от продолговатого мозга до нижних отделов среднего мозга.Отростки этих нейронов поступают практически ко всем отделам промежуточного мозга, переднего мозга, обнаружены они также в мозжечке и спинном мозге. К серотонину обнаружены три типа рецепторов (М, Б, Т). В большинстве структур мозга возбуждение серотонинергических нейронов вызывает торможение различной степени выраженности: тормозятся рефлексы спинного и продолговатого мозга, подавляется передача возбуждения через ядра таламуса, подавляется активность нейронов ретикулярной формации и коры больших полушарий. Благодаря своим многочисленным связям с различными структурами мозга серотонинергическая система участвует в формировании памяти, регуляции сна и бодрствования, двигательной активности, сексуальном поведении, выражении агрессивного состояния, терморегуляции, болевой рецепции.
Тела норадренергических нейронов расположены отдельными группами в продолговатом мозге и мосту, особенно их много в голубой пятну. Голубая пятно связана почти со всеми областями мозга: с различными структурами среднего мозга, таламуса и таких отделов переднего, как миндалина, гиппокамп, поясная извилина и новая кора. В ЦНС есть четыре типа адренорецепторов: а1, а2, Р1, Р2. а-рецепторы сконцентрированы в основном в коре, гипоталамусе, гиппокампе. р-рецепторы находятся в коре, стриатума и гиппокампе. Но местоположение, как и функциональное назначение, этих рецепторов существенно отличается. Так, а1-рецепторы располагаются на пресинаптической мембране и, очевидно, обеспечивают регуляцию выхода норадреналина, т.е. оказывают модулирующее влияние. В отличие от этого, Р1-рецепторы локализованы на постсинаптической мембране, и через их посредство норадреналин осуществляет свое влияние на нейроны. а2-, Р2-рецепторы обнаружены на терминалях серотонинергических нейронов, где модулируют выделение этого медиатора, а также на нейро-глиальных клетках.
Возбуждение норадренергических структур сопровождается торможением активности различных нейронов, в том числе и серотонинергических, угнетением, или наоборот, облегчением передачи афферентной информации на разных уровнях ЦНС.
Тела дофаминергической системы лежат в вентральных отделах среднего мозга, их особенно много в черной субстанции. Их отростки поступают как к базальным двигательных ядер (стриопалидарнои системы), так и к лимбической системы, гипоталамуса, лобной доли коры больших полушарий. В силу этого, дофаминергические система участвует в регуляции движений, формировании ощущения боли, положительных и отрицательных эмоций. К дофамина есть два типа рецепторов, при взаимодействии с которыми дофамин «запускает» различные внутриклеточные посредники: Б1-рецепторы связаны с аденилатцик-Лазо (ферментом, стимулирует образование цАМФ), а Б2-рецепторы не связанные с этим ферментом.
В последние годы широко изучается участие моноаминергических систем мозга в возникновении психических заболеваний человека. Возможно, что в основе таких заболеваний, как шизофрения, циклотимия, лежат нарушения активности моноаминергических систем. Многие препараты, имеющие положительный лечебный эффект, влияют на обмен катехоламинов в соответствующих центрах мозга.

 

Вопрос 59

Лимбическая система.
Лимбическая система (синоним: лимбический комплекс, висцеральный мозг, риненцефалон, тименцефалон) - комплекс структур среднего, промежуточного и конечного мозга, участвующих в организации висцеральных, мотивационных и эмоциональных реакций организма.
Основную часть структур лимбической системы составляют образования головного мозга, относящиеся к древней, старой и новой коре, расположенные преимущественно на медиальной поверхности полушарий большого мозга, а также многочисленные подкорковые структуры, тесно с ними связаны.
На начальном этапе развития позвоночных животных лимбическая система обеспечивала все важнейшие реакции организма (пищевые, ориентировочные, половые и др.), которые формируются на основе древнейшего дистантного чувства - обоняния. Именно обоняние выступило в качестве интегрирующего фактора многих целостных функций организма и объединило в единый морфофункциональное комплекс структуры конечного, промежуточного и среднего мозга. Ряд структур лимбической системы на основе восходящих и нисходящих проводящих путей образует замкнутые системы.
Морфологически лимбическая система у высших млекопитающих включает области старой коры (поясной, или лимбическую, извилину, гиппокамп), некоторые образования новой коры (височные и лобные отделы, промежуточную лобно-височную зону), подкорковые структуры (бледный шар, хвостатое ядро, скорлупу, миндалевидное тело, перегородку, гипоталамус, ретикулярную формацию среднего мозга, неспецифические ядра таламуса).
Структуры лимбической системы участвуют в регуляции важнейших биологических потребностей, связанных с получением энергии, и пластических материалов, поддержанием водного и солевого баланса, оптимизацией температуры тела и др.
Экспериментально доказано, что эмоциональное поведение животного при стимуляции некоторых участков лимбической системы проявляется главным образом реакциями агрессии (гнева), убегания (страха) или наблюдаются смешанные формы поведения, например оборонительные реакции. Эмоции в отличие от мотиваций возникают в ответ на внезапные изменения среды и выполняют роль тактической задачи поведения. Поэтому они скоротечны и факультативные. Длительные немотивированные изменения эмоционального поведения могут быть следствием органической патологии или действия некоторых нейролептиков. В различных отделах лимбической системы открыты центры «удовольствия» и «недовольство», объединенные в системы «награды» и «наказания». При стимуляции системы «наказания» животные ведут себя так же, как при страхе или боли, а при стимуляции системы «награда» стремятся восстановить раздражение и осуществляют его самостоятельно, если им представляется такая возможность. Эффекты награды непосредственно не связаны с регуляцией биологических мотиваций или торможением отрицательных эмоций и скорее всего представляют неспецифический механизм положительного подкрепления, деятельность которого воспринимается как удовольствие или награда. Эта общая неспецифическая система положительного подкрепления подключена к разным мотивационным механизмам и обеспечивает направленность поведения на основе принципа «лучше - хуже».
Висцеральные реакции при воздействии на лимбическую систему, как правило, является специфическим компонентом соответствующего типа поведения. Так, при стимуляции центра голода в латеральных отделах гипоталамуса наблюдаются обильное слюноотделение, усиление моторики и секреторной активности желудочно-кишечного тракта, при провокации половых реакций - эрекция, эякуляция и т.д., а в целом на фоне различных типов мотивационного и эмоционального поведения регистрируются изменения дыхания, частоты сердечных сокращений и величины АД, секреции АКТГ, катехоламинов, других гормонов и медиаторов,
Для объяснения принципов интегративной деятельности лимбической системы выдвинуто представление о циклическом характере движения процессов возбуждения по замкнутой сети структур, включающих гиппокамп, сосцевидные тела, свод мозга, передние ядра таламуса, поясную извилину - так называемый круг Пейпси. Далее цикл восстанавливается. Этот «транзитный» принцип организации функций лимбической системы подтверждается рядом фактов.Например, пищевые реакции удается вызвать при стимуляции латерального ядра гипоталамуса, латеральной преоптической области и некоторых других структур.Тем не менее несмотря на множественность локализации функций удалось установить ключевые, или пейсмекерного, механизмы, выключение которых ведет к полному выпадению функции.
В настоящее время проблема консолидации структур в определенную функциональную систему решается с позиций нейрохимии. Показано, что многие образования лимбической системы содержат клетки и терминалы, секретирующие несколько типов биологически активных веществ. Среди них наиболее изучены моноаминергических нейроны, образующие три системы: дофаминергическую, норадренергическую и серотонинергическую. Нейрохимические родство отдельным структур лимбической системы во многом предопределяет степень их участия в том или ином типе поведения. Деятельность системы награды обеспечивается норадренергических и дофаминергических механизмами; блокада соответствующих клеточных рецепторов препаратами из ряда фенотиазинов или бугарофенонов сопровождается эмоциональной и двигательной заторможенностью, а при избыточных дозах - депрессией и двигательными нарушениями, близкими к синдрома паркинсонизма. В регуляции сна и бодрствования, рядом с моноаминергических механизмами, участвуют ГАМК-эргические и нейромодуляторную механизмы, специфически реагируют на гамма-аминомасляная кислота (ГАМК) и пептид дельта-сна. В механизмах боли ключевую роль играют эндогенная опиатная система и морфиноподобных вещества - эндорфины и энкефалины.
Нарушение функций лимбической системы проявляются при различных заболеваниях (травмах мозга, интоксикациях, нейроинфекциях, сосудистой патологии, эндогенных психозах, неврозах) и бывают чрезвычайно разнообразными по клинической картине. В зависимости от локализации и объема поражения эти расстройства могут иметь отношение к мотивациям, эмоциям, вегетативным функциям и сочетаться в разных пропорциях. Низкие пороги судорожной активности лимбической системы предопределяют разные формы эпилепсии: большие и малые формы судорожных припадков, автоматизмы, изменения сознания (деперсонализация и дереализация), вегетативные пароксизмы, которым предшествуют или сопутствуют разные формы изменения настроения в сочетании с обонятельными, вкусовыми и слуховыми галлюцинациями.

 

Вопрос 60

Психофизиологическая и психическая работа мозга как системы подчиняется определенным принципам и законам, которые требуют введения ряда специальных понятий и категорий. эти принципы и законы обязательны для анализа и интерпретации тех или иных нарушений, возникающих при локальных поражениях мозга.
Существенную роль в понимании последовательности фаз становления высших психических функций сыграла культурно-историческая теория развития функций, разработанная Выготским и развитая в трудах Лурия и Леонтьева.
При анализе основных теоретических тенденций, существовавших в психологии первой трети XX в., Было обращено внимание на то, что над каждой по элементарной функцией надстраивается своеобразный «второй этаж» высших функций: над механической памятью - логическая, над невольной вниманием - произвольная, над воспроизводящей воображением - творческое, над образным и ассоциативным мышлением - понятийное и целенаправленное, над низшими чувствами - высшие и т. п. Однако связь этих двух уровней не выяснялись и они рассматривались как структурно розположени и функционально не связаны.Возникновение отдельных высших психических процессов нередко приурочивалось к какому-либо возрастного периода, без объяснения того, почему оно оказалось возможным именно в данный период и как именно возник и стал развиваться тот или иной процесс. Особенно пагубно, по мнению Выготского, такая постановка вопроса о высших психических функциях (ВПФ) отражалась на детской психологии.
В противовес подобной позиции был выдвинут как важнейший для психологии исторический принцип понимания психических процессов, т.е. принцип неразрывной их связи с воздействиями социальной среды. Согласно этому принципу, поведение культурного взрослого человека является результатом двух различных процессов: биологической эволюции животных и исторического развития человечества. В филогенезе оба эти процесса представлены как самостоятельные и независимые линии развития, но в онтогенезе они слиты воедино, потому что ребенок сразу после рождения находится под определяющим влиянием окружающей его социальной среды. Новая, собственно человеческая система поведения формируется при наличии определенной биологической зрелости, но без изменения биологического типа человека. ОПФ есть то, чем становятся ниже функции под впливомкультуры. Этим определяется необходимость изучения психических функций в их развитии, начиная от рудиментарных форм, в той или иной степени представленных в человека, и кончая высшими психическими процессами. Коротко эта мысль была сформулирована следующим образом: «Поведение может быть понято только как история поведения». Важнейшим отличием культурного поведения от более ранних его форм является изготовление и использование орудий. В полном соответствии с этой тенденцией развитие психических функцийнеобхидно включает в себя создание особых - внешних средств, являющихся как бы орудиями позволяют добиваться более высоких результатов, но одновременно и качественно перестраивают первоначальные элементарные психические функции. Эти допомижнизасобы-орудия (стимулы-средства по Выготскому) освобождают человека от наличных, но не зависящим от него стимулов-объектов.Подобные новые искусственные орудия, имеют форму специфических человеческих сигналов, получили название знаков. К их числу относятся: язык, различные формы нумерации и счисления, мнемотехнические приспособления, алгебраическая символика, произведения искусства, письмо, диаграммы, карты, чертежи, условные знаки.
Знак всегда первоначально является засибсоциального связи, средство влияния на других, и только потом оказывается средством воздействия на себя. Активное приспособительное изменение человеком природы требовало замыкания нового типа связей между искусственно созданными знаками и задачами и целями, которые ставил человек. Применительно к этому обстоятельству Выготский формулирует принцип сигнификации: человек извне создает связи в мозгу, управляет мозгом и через него - собственным телом. ОПФ с этой точки зрения является «злипокз социального» или результат интериоризации: «Всякая функция в культурном развитии сначала выступает как категория интерпсихическая, а затем - вторично - как интрапсихическая», «Все внутреннее в высших психических функциях было некогда внешним». Это принципсоциальнои, знаковой детерминации поведения. Соответственно, традиционное орудие есть средство внешней деятельности, в то время как знак - средство внутренней деятельности человека. Тот факт, что для развития ВПФ характерно использование опосредующих звеньев, означает, что каждая психическая функция включает в себя другие функции, благодаря которым она и выступает как выше. На этой основе возникают различные формы непосредственного слияния функций, образуются особые, межфункциональные связи или такие сложные освитипсихичних функций, которые следует считать своеобразными психологическими системами. С возрастом изменяется не только и не столько структура самих функций, сколько межфункциональные отношения, связывающие эту функцию с другими. Поэтому сравнительное вивченнярозвитку и распада ВПФ является «одним из плодотворных методов в исследовании проблем локализации». К числу принципиальных выводов, имеющих отношение к мозговой организации ВПФ и сформулированных Выготским, являются следующие: 1) функция организована и побудованаяк интегративная деятельность, в основе которой лежат сложно дифференцированные иерархически объединенные динамич



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 296; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.37.174 (0.013 с.)