Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 9. Ориентировочная основа осуществляемой и предстоящей познавательной и иной деятельностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В процессе опережающего обучения субъекта необходимо целенаправленно и ускоренно (интенсивно) формировать у него ориентировочную основу опережающей учебно-познавательной, теоретической, практической и иной деятельности. При этом создаются условия для развития творческого, системного и опережающего стилей мышления. Одновременно в процессе обучения формируется и развивается ориентировочная основа предстоящей профессиональной деятельности и готовность субъекта осуществлять ее: в «опережающем» управлении; для эффективной разработки и реализации стратегических целей и задач; для разработки и эффективной реализации инноваций; для достижения прогнозируемых состояний конкретных объектов политической, экономической, правовой и иной действительности; в целях научно-технического и технологического прогресса; для подготовки и принятия решений и т.д. Не менее актуальной является проблема формирования научно обоснованной ориентировочной основы опережающего развития личности. Определенным ориентиром формирования и опережающего развития личности должно служить будущее состояние общества, которое, одновременно, является ориентиром, с одной стороны, опережающего развития образования, а с другой, осуществления опережающего обучения. По мнению С.Д.Смирнова, развитие представляет собой изменение или функционирование системы, сопровождающееся появлением нового качества (возникновение качественных новообразований) [9.1]. К основным линиям целостного развития человека И.А.Зимняя относит [9.2]: познавательную сферу (интеллектуальное развитие, развитие механизмов познания и т.д.); психологическую структуру и содержание деятельности (становление целей, мотивов и развитие их соотношений, освоение способов и средств деятельности); личность (направленность, ценностные ориентации, самосознание, самооценка, взаимодействие с социальной средой и т.д.). Чаще всего ориентировочная деятельность рассматривается как совокупность действий субъекта, направленных на активную ориентировку в ситуации, ее обследование и планирование поведения. Основными задачами ориентировочной деятельности в педагогическом энциклопедическом словаре являются [9.3]: анализ проблемной ситуации; установление отношений между элементами ситуации и их актуальных значений; построение плана действий; контроль и коррекция выполнения. Включенные в структуру ориентировочной деятельности, различные формы психического отражения способствуют реализации ее (ориентировочной деятельности) функций: подготовку, регулирование и контроль поведения субъекта в изменяющихся условиях. В процессе ориентировочной деятельности осуществляется изучение существующей ситуации, в которой выполняются или планируется предстоящие действия, и составляется их план. При реализации подобного плана ведется необходимая корректировка действий и оценка промежуточных и конечных результатов. Любые психические функции, в том числе познавательные, представляют собой различные формы ориентировочной деятельности. Специально формируемая субъектом ориентировочная основа выполняемой или предстоящей (познавательной, теоретической, практической и иной) деятельности может рассматриваться как система, включающая: его представления и системные знания о соответствующей государственной политике и стратегии, нормативно-правовом обеспечении их реализации, актуальных проблемах и возможных путях их решения, о «предметной области», включая будущее состояние ее изучаемых объектов, об основных положениях теории и практики, о целях (в том числе стратегических), основных принципах, содержании, функциях, плане, методах, средствах, требованиях, условиях, особенностях, ресурсах и т.д. деятельности, а также усвоенные субъектом требуемые компетенции, умения, навыки, способности и способы мышления, обеспечивающие готовность данную деятельность осуществлять эффективно и качественно. Вопросы методологии формирования ориентировочной основы действий (деятельности) субъекта до настоящего времени остаются мало изученными. С точки зрения деятельностного подхода, структурирование деятельности предполагает выделение в ней ориентировочной и исполнительной частей. Более полная разработка (проектирование) ориентировочной основы создает предпосылки и условия для правильного и эффективного осуществления практических действий. При выполнении конкретного действия субъект опирается на ориентировочную основу (действия), которая может содержать ориентиры в конкретном или обобщенном виде, в полном или неполном составе. Ориентиры могут быть получены в готовом виде или самостоятельно найдены субъектом. Например, Д.В.Чернилевский считает, что ориентировочное знание – это знание о том, как должно выполняться новое действие. Структурные компоненты этого знания отражаются в схеме ориентировочной основы действий. В нее входят знания о конечном продукте и предмете деятельности, о средствах преобразования и контроле действий и алгоритмическое предписание по выполнению действий. Работа со схемой ориентировочной основы действий предполагает, что усвоение знаний осуществляется через усвоение соответствующих действий и операций, продуктом которых и являются сами знания [9.4]. В разработанной нами технологии обучения на основе системного подхода используется ориентировочная основа для осуществления системного подхода к организации и реализации познавательной и практической деятельности [9.5]. Подобная ориентировочная основа действия составляется обучаемым самостоятельно с помощью метода, который им обязательно должен быть освоен. Для сравнения формировались также ориентировочные основы, характеризующиеся, например: неполным составом ориентировочной основы, а ориентиры представлены в частном виде и выделяются самим обучаемым; наличием всех частных условий, необходимых для правильного выполнения действия, которые даются обучаемым в готовом виде и т.д. Важной ориентировочной основой (учебно-познавательной, теоретической, практической и иной) деятельности субъекта в процессе опережающего обучения являются: стратегические цели обучения, учебные планы и программы, содержание опережающего обучения, учебная и вспомогательная литература, электронные источники информации, инструкции, алгоритмы, программы обучения и самостоятельной работы и т.д., а также структуры содержания обучения (структуры изучаемых дисциплин), составленные непосредственно обучаемым на основе системного подхода. С.Л.Рубинштейн [9.6], формулируя идею деятельностного подхода, предложил структуру деятельности со следующими компонентами: движение – действие - деятельность. По взглядам А.Н.Леонтьева [9.7], любая деятельность включает: потребность – мотив – цель – условия достижения цели и деятельность – действия - операции. В структуре деятельности, составленной К.К.Платоновым, ее общая схема, кроме известных составляющих деятельности: цели, мотива и способа содержит также результат [9.8]. Деятельность – это отвечающая определенному мотиву, система действий, каждое из которых направлено на достижение осознаваемого промежуточного результата, т.е. цели. Всякое действие С.Д.Смирнов представляет как сложную систему, частями которой являются [9.1]: 1) ориентировочная, обеспечивающая отражение совокупности объективных условий, необходимых для выполнения данного действия; 2) исполнительная, отражающая осуществление заданных преобразований в объекте действия; 3) контрольно-коррекционная, относящаяся к проверке всех действий и их этапов, составляющих деятельность, и коррекции ориентировочной и исполнительной частей действия. В учебной деятельности будущих специалистов нами предлагается дополнить представленную выше структуру действия содержательной частью, предусматривающей преобразование содержания информации о рассматриваемом объекте с точки зрения поставленных целей и задач выполняемой или предстоящей деятельности. Таким образом, содержательная часть действия не только создает основу и предпосылки для формирования ориентировочной основы действия, но и является системообразующей для всех компонентов системы обучения. В целом структура деятельности человека представляется весьма сложной. К видам данной деятельности могут быть отнесены: познавательная, теоретическая, научная, управленческая и другие. Естественно, что каждый вид деятельности имеет не только свое содержание (инвариантную составляющую), но и требует учета и использования знаний и информации, относящихся к иным областям знаний и деятельности. В этой связи в поле зрения должна находиться широкая область знания, относящаяся к рассматриваемому объекту. Деятельность играет ключевую, методологически центральную роль в познании. В процессе практической деятельности субъекта устанавливается соответствие его предметных действий характеру объективной действительности. И.А.Зимняя считает, что деятельность направлена на освоение глубоких системных знаний, составляющих средства этой деятельности, и отработку обобщенных способов действий по адекватному и творческому применению этих средств в разнообразных ситуациях. При этом основными характеристиками учебной деятельности являются [9.2]: 1) направленность на овладение учебным материалом и решение учебных задач; 2) обеспечение освоения общих способов действий и научных понятия; 3) общие способы действия предваряют решение задач; 4) учебная деятельность ведет к изменениям в самом субъекте; 5) изменения психических свойств и поведения обучающихся. Исследования советских психологов (Л.С.Выгодского, А.Н.Леонтьева, П.Я.Гальперина и др.) показали, что умственные действия формируются вначале как внешние, предметные и постепенно переносятся внутренний план. Реализация умственного действия вовне, в виде действия с предметами называется экстериоризацией. Под действиями, являющимися структурными единицами деятельности, понимается движение, направленные на предмет и преследующие определенную цель. Перевод внешнего действия во внутренний план называется интериоризацией. Общепринято, что под термином «интериоризация» понимается переход, в результате которого внешние по своей форме процессы с внешними вещественными предметами преобразуются в процессы, протекающие в умственном плане (в плане сознания). В ходе интериоризации формируются такие психологические новообразования как знания, умения, навыки, способности, мотивы, установки и т.д. Обобщенность действия характеризует меру выделения существенных свойств у предмета, необходимых для выполнения действия. При обобщении учитываются свойства предметов, которые вошли в состав ориентировочной основы действий, направленных на анализ этих предметов. Развернутость действия выявляет полноту представления всех операций, первоначально входящих в состав действия. По мере формирования действия состав выполняемых операций уменьшается, действие становится свернутым, сокращенным. Происходит свертывание умственных действий, эффективность которого, как показали наши исследования, во многом зависит от способности быстрого (обратного) восстановления действия в развернутом виде. Это явление выявлено нами в процессе освоения обучающимися и использования на практике деятельности по системному структурированию и изучению информации о рассматриваемом объекте. Овладение умственной деятельностью приводит к тому, что перед началом внешней деятельности, направленной на достижение поставленной цели, человек осуществляет действие в уме, оперируя образами и речевыми символами. Внешняя деятельность в этом случае готовится и протекает на основе выполненной умственной деятельности. При осуществлении деятельностного подхода мы использовали основные положения теории планомерного формирования умственных действий, понятий, образов и т.д. П.Я.Гальперина [9.9]. В соответствии с данной теорией, организация внешней деятельности, способствует переходу внешних предметных действий в умственные. При этом появляется возможность рационального управления процессом усвоения знаний, умений, навыков, а также развитием качеств личности специалиста. Сочетание деятельностного подхода и теории планомерного формирования умственных действий, понятий, образов позволяет формировать умение действовать или осуществлять деятельность в процессе приобретения знаний. Знания, таким образом, усваиваются в ходе их практического применения. Перспективы дальнейшего совершенствования теории планомерного формирования умственных действий кроятся в использовании методологического принципа системности. Например, З.А.Решетова ввела этот принцип в разработку содержания, как ориентировочной основы деятельности, так и учебного предмета, развивая системное представление изучаемого объекта [9.10]. Важную роль в формировании нового отношения к преобразованиям (природным, социальным, экономическим и др.) приобретает системная ориентация мышления, системные представления об окружающем мире. При этом системная ориентация мышления открывает новые познавательные возможности ученому и новые способы деятельности специалисту в любой области практики. Ориентировочная основа деятельности, по мнению авторов работы [9.11], включает следующие компоненты: 1) мотивационно-целевой; 2) отраженное содержание предмета (знание о нем) и производящая знание исследовательская деятельность; 3) план будущей преобразовательной деятельности с объектом; 4) контроль за выполнением плана (в ходе реализации) и оценка его операций; 5) корректировка – в случае обнаружения отклонений от нормы. Формирование всех структурных компонентов и их интеграция в единое целостное образование (ориентировочную основу) может иметь следующие стадии [9.11]: На первой стадии (мотивационно-целевой) происходит выделение цели (предполагаемый результат деятельности) – какого рода знания и умения должны быть сформированы, и зачем – для решения каких задач они приобретаются. На второй стадии (исследовательской) – анализируется предлагаемая программа исследования: логика, организующая познавательный процесс, состав и последовательность действий, которыми в целом открывается познавательное содержание объекта и строится его образ. В данном случае реализуемая программа формирует одновременно образы предмета и деятельности. На третьей стадии (ориентировочного планирования) строится план будущей преобразовательной деятельности с объектом на основе сформированного содержания и структуры образа План составляется субъектом исходя из уже выявленных свойств, связей, отношений объекта. Планируемым исполнительным операциям, реализующим план, обязательно предписываются нормы. На четвертой стадии (контрольно-оценочный) осуществляется контроль хода реализации плана, оценка выполняемых действий и операций, их соответствие нормам, выявление возможных отклонений и их корректировка. На пятой стадии (регуляторно-управляющей) происходит интеграция всех ранее сформированных компонентов в целостное образование – ориентировочную основу, которая и выполняет функцию управления деятельностью в целом. Деятельность в процессе формирования и усвоения своим итогом имеет сформированную структуру ориентировочной основы, превращаясь в умение. В работе [9.11] предложена экспериментальная модель учебного предмета (на принципах системного анализа), в рамках которого учебная программа, предусматривающая, например, формирование системной логики мышления, охватывает: 1) объективное содержание знаний о предмете, подлежащих усвоению, их структуру, которой предмет теоретически описывается как качественно определенная система; 2) особенности объяснительного принципа явлений предмета при его системном анализе; 3) логику и структуру познавательной деятельности, направленной на выявление особенностей предмета как специфической системы, формирующей предметное содержание знаний о нем; 4) принцип преемственности развертывания знаний о предмете – последовательное исследование его системных свойств (целостности, сложности, упорядоченности, форм организации, функционирования и развития); 5) форму обобщения усваиваемых знаний, выражая их понятийными средствами конкретной науки и одновременно категориями системного анализа; 6) проектирование формируемого способа мышления обучающегося – усвоение тех познавательных действий, которыми строится и воспроизводится образ системного предмета в идеальном плане. Как показано в работе [9.11], организация учебно-познавательной деятельности по модели системного исследования определяет структуру формируемых знаний о предмете, их содержание, форму обобщения, способ организации в концептуальную систему, принцип построения теории предмета; формирует новое видение предмета, системный тип ориентировки в предмете как новый способ мышления. Формирование системного мышления обучающегося – основа его многостороннего развития, его способности к организации любого вида деятельности с общим принципом ориентировки, как в предмете деятельности, так и в процессе самой деятельности [9.11]. На основе системного подхода нами разработан и предложен системный тип ориентировки, направленный на формирование умственных действий системного характера. При этом учитывается зависимость способа мышления от способа деятельности. Способ организации познавательной деятельности определяет содержание усваиваемых знаний о нем, в процессе интериоризации деятельности он становится способом мышления. Процесс усвоения является деятельностью, в которой формируется способ мышления. Задача состоит в организации способа деятельности, обусловливающего системное мышление. С этой целью может быть использована технология системного структурирования, представления и изучения не только содержания обучения, но и осуществляемой при этом деятельности [9.5]. Таким образом, в процесс обучения целесообразно включаются и усваиваются различные виды осуществляемой и предстоящей (познавательной, теоретической, практической и иной) деятельности. Необходимым условием осуществления подобного учебного процесса является обязательное формирование и развитие у субъектов методологических знаний, системных представлений, умений и навыков системного подхода и системного мышления. Системное мышление обусловливается деятельностью субъекта, связанной с системными представлениями и системным познанием объектов окружающей действительности, системным структурированием изучаемой информации, проектированием и исследование соответствующих моделей систем и т.д. Результаты исследования показывают, что с ростом уровня освоения и воспроизведения в учебной, научной, практической и иной деятельности умений и навыков системного подхода и системного мышления существенно изменяется эффективность действий и деятельности субъектов обучения (государственных служащих). Одним из основных критериев повышения указанной эффективности является минимизация затрат, прежде всего, временных. Системное структурирование содержания образования способствует ускоренному и качественному выявлению инвариантной составляющей (инвариантных компонентов содержания), существенно сокращающих объем изучаемой и усваиваемой информации. По мнению С.Д.Смирнова, психолого-педагогический анализ знаний с точки зрения их обязательного и первоочередного усвоения предполагает выделение предметных (относящиеся к конкретной области знания); логических (логические операции и приемы логического мышления) и психологических (умения планировать свою деятельность, контролировать ее ход, вносить необходимые коррективы и оценивать конечные результаты с точки зрения их соответствия поставленной задаче) составляющих или инвариант [9.1]. В.С.Леднев определяет содержание образования как содержание процесса прогрессивных изменений, свойств и качеств личности, необходимым условием чего является соответствующая организация деятельности [9.12]. Содержание образования определяет способ его усвоения. Этапы усвоения знаний, их качество тесно связаны с характером осуществляемой или предстоящей деятельности, которая для каждого человека имеет свои особенности. Общими для всех обучающихся с точки зрения обязательного усвоения являются инвариантные знания и соответствующие умения, имеющие самое непосредственное отношение к готовности субъекта осуществлять свою познавательную, теоретическую, практическую и иную деятельность. Всякое хорошо освоенное действие представляет собой действие, которое субъект деятельности способен полностью представить в уме и мысленно уметь выполнять. Это означает, что действие стало умственным. В освоенном действии представлены и усвоенные профессиональные знания, и сформированные умения и навыки профессиональных действий. Действие, по определению Б.Ц.Бадмаева, это произвольная преднамеренная активность субъекта, направленная на достижение осознаваемой цели, которая, в свою очередь, основана на каком-то мотиве [9.13]. Формируемые качества действия заранее проектируются и закладываются в цель обучения. При этом должны быть известны формируемые действия, а также их качественные показатели. В учебном процессе могут быть использованы следующие показатели [9.13]: - сознательность, означающая понимание, умственный контроль каждого действия, отражение меры овладения действием. С увеличением полноты освоения деятельности, как показывают исследования, растет сознательность действия. Для выявления сознательности деятельности осуществляется постоянный контроль всех видов учебных, научных и практических работ, а также (устных и письменных) отчетов о выполненных действиях и деятельности; - обобщенность действия, характеризующая способность субъекта выделять в структуре формируемого действия операции, которые остаются практически неизменными в различных меняющихся условиях действия, а также адаптацию к изменяющимся условиям. Чем выше уровень умений и навыков обобщения, тем более эффективно осваиваются и используются в теоретической и практической деятельности (методологические, теоретические, методические и иные) средства реализации системного подхода; - критичность, заключающаяся в умении субъекта не только опираться на принятые ориентиры, но и оценивать их по критерию полноты и достаточности для обеспечения правильности и эффективности совершаемых действий и деятельности. Критическое мышление может формироваться в процессе: осуществления аналитической, исследовательской и иной деятельности субъекта; проблемного подхода к изучению объекта; развития умений и навыков самоуправления (включающего самоконтроль, самооценку, самоорганизацию и т.д.); реализации основных элементов структуры ориентировочной основы действий (и деятельности) субъекта и т.д.; - освоенность действия и деятельности в целом, выявляемая по точности, качеству, результативности и скорости выполнения действия с опорой на специально спроектированную ориентировочную основу действий (деятельности) субъекта. Всякое хорошо освоенное действие означает, что субъект деятельности свободно представляет это действие в уме и умеет выполнять его мысленно. В освоенном действии представлены усвоенные (учебные, теоретические, профессиональные и иные) знания, умения, навыки, которые могут быть использованы для осуществления своей деятельности и решения поставленных задач. В целом ориентировка может состоять из двух основных компонентов: 1) общей ориентировки; 2) ориентировки на исполнение. Общая ориентировка направлена непосредственно на объект с точки зрения его изучения, совершенствования, преобразования, развития и т.д. Ориентировка на исполнение связана с разработкой плана осуществления деятельности, определением задач методов их решения и т.д. В данном случае актуализируется решение задач как механизм осуществления деятельности. Значительную часть деятельности составляет теоретическая часть, предназначенная для обеспечения практической деятельности. Без четкой ориентировки в том, что и как делать, невозможно правильно исполнить деятельность, отдельное действие или операции, правильно оценить их результаты и осуществить надежный прогноз. Б.Ц.Бадмаевым предложена структура учебного процесса, построенного в соответствии с теорией поэтапного формирования умственных действий: схема ориентировочной основы действий – реализация действий с опорой на схему ориентировочной основы действий – получение результатов обучения, в том числе, умение действовать с заданными качествами (или со знанием дела). Под схемой ориентировочной основой действия в данном случае понимается учебно-методическое средство, представляющее собой структурно-логическую схему (таблицы, графы, инструкции, учебные карты и т.д.) практического действия. В соответствии с предлагаемой Б.Ц.Бадмаевым методикой ускоренного обучения в первую очередь разрабатывается схема ООД, используя которую субъект: знакомится с предлагаемой (поставленной) задачей; следуя схеме ООД, осуществляет необходимые действия (по условию задачи); решает предлагаемую (поставленную) задачу. Указанная выше методика направлена на формирование умений действовать формируется не после, а в процессе приобретения знаний. Знания по данной методике усваиваются в ходе их практического применения. В этом, по словам Б.Ц.Бадмаева, главное и принципиальное отличие данной методики от всех других [9.13]. Профессиональная компетентность субъекта (специалиста) опирается на его готовность к осуществлению своих функций. Формируемая в процессе подготовки и повышения квалификации, структура готовности субъектов к реализации своей деятельности и поставленных задач включает необходимые для этого знания, умения и навыки. Например, специалист в области образования (учитель)должен знать и уметь реализовывать: методологические и теоретические основы осуществляемой или предстоящей деятельности; предметную область, в которой осуществляется или будет осуществляться его профессиональная деятельность; государственную политику; актуальные проблемы образования; пути решения проблем и поставленных задач на основе прогрессивных способов, методов и технологий; психологические аспекты осуществляемой или предстоящей деятельности; основы законодательства; определенные компетенции и т.д. В этой связи особое значение приобретает системный подход, способствующий достижению поставленной цели (целей) при минимизации затрат. Необходимость современного преобразования и развития сложных экономических, социальных, экологических и иных систем требует целенаправленного и ускоренного (опережающего) формирования и развития системных представлений, умений и навыков системного подхода и системного мышления. Ориентировочная основа деятельности составляет ядро готовности субъекта эффективно осуществлять выполняемую или предстоящую деятельность. Большое значение в этой связи имеет ориентировка субъекта в освоении и целенаправленном использовании средств реализации системного подхода. К этим средствам могут быть отнесены знания, умения и навыки проектирования концептуальных моделей систем изучаемых объектов, формирования и развития своей системы знаний, адекватной изучаемой науке, разработки целевых программ, как продуктов реализации спроектированной системы изучаемого объекта, системного структурирования, представления и изучения информации об изучаемом объекте и т.д. Как система, ориентировочная основа деятельности является одновременно средством достижения поставленных целей. В этой связи формирование (проектирование) и реализация на практике ориентировочной основы рекомендуется осуществлять на основе системного подхода, способствующего эффективному достижению поставленной цели при минимизации затрат. Реализация субъектом системного подхода способствует эффективному формированию и развитию у него целостной ориентировочной основы осуществляемой или предстоящей (познавательной, научной, практической и иной) деятельности. Ориентировочная основа познавательной деятельности субъекта в процессе опережающего обучения представляет собой совокупность усвоенных им познавательных, теоретических и практических деятельностей и действий, обеспечивающих ускоренное, системное выявление, усвоение и использование инвариантного и целостного знания и информации о рассматриваемом объекте, прогноз его будущего состояния, эффективное достижение целей обучения. В процессе систематического осуществления указанные действия усваиваются субъектом и могут использоваться в качестве личностных средств системного познания окружающей действительности и системной реализации познавательной, исследовательской, практической, управленческой и иной деятельности. Процесс обучения субъектов связан с изучением моделей и оригинала. В качестве активного отражения окружающей действительности может быть принят познавательный образ. Совокупность выявленных познавательных образов - моделей реальных объектов, объединенных общим инвариантным знанием, соответствующими связями и отношениями, составляет основу содержания образования. Выделение такого инвариантного знания с помощью системно-структурного анализа, по мнению Н.Ф.Талызиной, дает возможность резко сократить объем содержания образования, т.к. множество исследуемых явлений в конечном итоге порождается ограниченным числом инвариантов [9.14]. Это обстоятельство позволяет говорить о возможности ускорения процесса познания в рамках учебной деятельности субъекта, когда минимизация структуры и объема содержания познавательного образа способствует получению планируемого результата с меньшими затратами. Выявлению инвариантного знания могут способствовать активно используемые субъектом системные представления и способность к обобщению. Целенаправленное формирование и развитие опыта выявления в содержании обучения главной части, основной теории, инвариантной составляющей, является важным условием активизации познавательной деятельности и ускорения процесса познания. Выявление компонентов инвариантной части всего содержания образования государственного служащего позволило нам разработать специальную ориентировочную основу его действий (деятельности), позволяющую не только быстро адаптироваться к новым правилам и условиям работы, но и успешно ее выполнять. Средства учебной деятельности означают знания об объектах деятельности, связях между ними, знания о способах изменения объекта, о правилах выбора и последовательности применения требуемых преобразований, о способах контроля и оценки деятельности и т.д. Вначале они становятся целью усвоения, а затем, будучи усвоенными, превращаются в средство регулировки этой деятельности. Совокупность своеобразных ориентиров, выявленных субъектом в процессе отражения окружающей действительности, составляет основу его ориентировочной деятельности. Ориентировочная основа, реализующая системный подход к организации и осуществлению познавательной и практической деятельности, характеризуется более или менее полным составом ориентиров, представленных в обобщенном виде, быстротой и безошибочностью процесса формирования действия, устойчивостью широтой и легкостью переноса. Данная ориентировочная основа действий составляется самостоятельно с помощью метода или технологии, которые в конечном итоге должны быть освоены субъектом. Проявляясь в процессе практической деятельности, продуктивность свидетельствует об активности познания. Ориентировочная основа определяет скорость формирования действия и его качества, активно влияя на продуктивность деятельности субъекта. Реализация ориентировочной основы познавательного образа и соответствующей ориентировочной основы деятельности субъекта способствует ускоренному и эффективному достижению поставленных целей. Нашими исследованиями выявлено, что теоретическое и практическое овладение эффективными методами познания на основе системного подхода в значительной мере способствует формированию, развитию и эффективному использованию обучающимися системной познавательной и практической деятельности и повышению их производительности. Знания о методах научного познания и умения их использования на практике мы относим к методологическим. Как считает В.С.Швырев, методологичность научного мышления представляет собой осознанное отношение к средствам и предпосылкам деятельности по формированию и совершенствованию научного знания [9.15]. Осознание системности мира и единства законов его развития, разработка на этой основе методологии его системного познания и преобразования, активное познание, преобразование и развитие окружающей действительности значительно повышают познавательные и созидательные возможности человека. Необходимость современного опережающего развития различных (экономических, социальных и иных) систем ставит перед обществом множество теоретических и практических проблем, для решения которых необходимо использовать системные методы, в том числе системный подход. Большое значение системный подход имеет в управлении и, непосредственно, в деятельности современных специалистов. Системный подход в этой связи может рассматриваться как способ мышления и действий по отношению к организации и управлению. Для того чтобы реализовать какую-либо управленческую цель целесообразно проектировать модель соответствующей системы, структурно включающей все то, что для этого необходимо. Спроектированная таким образом система, с одной стороны является определенной ориентировочной основой, а с другой, может служить средством достижения поставленной цели. Для реализации в своей деятельности системного подхода субъект должен знать и уметь: формировать и развивать свою систему знаний, адекватную изучаемой науке; проектировать и реализовывать модель системы изучаемого объекта; выявлять структуру спроектированной системы, а также связи и взаимодействие элементов системы между собой и с окружающей средой; определять функции системы, факторы и условия совершенствования и развития системы, выявлять интегральное свойство системы и т.д. Усвоение и использование в учебной, научной и иной деятельности системных методов и технологий способствует ускоренному и эффективному формированию субъектом системной ориентировочной основы и готовности к реализации системного подхода в своей учебной, научной и иной деятельности. В соответствии со схемой реализации системного подхода субъекту рекомендуется: исходя из поставленной цели, выделить объект из окружающей среды (частью какой системы он является, его положение в пространстве и во времени) и осуществить системное структурирование, представление и изучение информации о нем, включая существующее и прогнозное состояние объекта; спроектировать (концептуальную, математическую и иную) модель системы изучаемого объекта и выявить его структуру, связи и отношения между элементами системы, с окружающей средой и т.д.; определить содержание и разработать целевые программы действий (функционирования и реализации) каждого (основного) элемента системы; рассматривать реализацию спроектированной системы и ее целевых программ в качестве средств достижения поставленной цели. Спроектированная модель системы изучаемого объекта «оживает» только тогда, когда каждый ее элемент проявляет свои функции посредством действий или целостной программы действий [9.4]. С помощью функционального структурирования осуществляемой или предстоящей деятельности субъектов могут быть вы
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1411; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.206.212 (0.014 с.) |