Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Причинно-следственная диаграмма↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 23 из 23 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Причинно-следственная диаграмма часто называется также диаграмой Исикавы (по имени ее автора), диаграммой «причина-следствие», «рыбья кость», «рыбий скелет» (рис.6). Причинно-следственная диаграмма позволяет выявить и систематизировать различные факторы и условия, оказывающие влияние на рассматриваемую проблему. Основной целью методики является выявление проблемы и структуризации причин ее возникновения. Чаще всего данная методика используется для работы в группе и является отправной точкой для последующего анализа. В голове рыбы – обозначается проблема (1). Причины, вызывающие проблему – обозначаются как ребра скелета рыбы. Наращивание скелета («приготовление рыбы») производится в несколько этапов, чтобы наиболее полно отразить всевозможные варианты. После определения причин вызывающие проблему производится анализ каждой из них, сточки зрения важности.
Рис.6 Причинно-следственная диаграмма (где П - проблема)
Центральная стрелка указывает на рассматриваемую проблему, вдоль нее указываются основные рассматриваемые категории (1, 2, n), а от них направлены ветви с прикрепленными к ним причинами, связанными с рассматриваемыми кактегориями и вызывающими проблему. Для составления причинно-следственной диаграммы необходимо отобрать максимальное число факторов, имеющих отношение к возникновнию проблемы. Наиболее эффективным считается групповой метод анализа причин, называемый «мозговым штурмом». Причинно-следственная диаграмма позволяет обнаружить причины возникновения проблемы, которые можно устранить с помощью правильно подобранных мер и ввести процесс в стабильное состояние. При использовании метода «мозгового штурма» основное внимание обращают на следующие моменты: 1) обеспечивается атмосфера, в которой каждый член группы свободно высказывает все, что он думает в отношении причин возникновения проблемы. Вышестоящие по служебной лестнице внимательно выслушивают, не оказывая на выступающего никакого давления; 2) в выступлениях не одобряются бесплодные разговоры, ценятся идеи и сознательное оперирование фактами; 3) лица, относяшиеся к руководящему составу, никогда не высказываются первыми, так как после выступления руководителя или ветерана простому рабочему (служащему) трудно свободно высказать свое мнение; 4) при составлении причинно-следственной диаграммы последней стрелкой среди причин обязательно следует обозначить «и прочие», так как всегда могут остаться неучтенные факторы.
Матричная диаграмма
Матричная диаграмма позволяет идентифицировать взаимоотношения между отдельными факторами, которые имеют вид причинно-следственных связей. Преимуществом матричной диаграммы по сравнению с другими методами анализа заключается в ее способности дать графическую интерпретацию степени интенсивности этих взаимоотношений. Матричную диаграмму можно использовать как для идентификации проблем и причин, так и для определения приоритетов. На рис.7. показаны примеры крышеобразной и L-образной диаграмм. Кроме этих диаграмм часто используются также Y- образная диаграмма, Т-образная диаграмма и т.д.
D DAAAY2xpcGJvYXJkL2RyYXdpbmdzL19yZWxzL2RyYXdpbmcxLnhtbC5yZWxzUEsFBgAAAAAFAAUA ZwEAAAYNAAAAAA== "/>
Крышеобразная L-образная, где: 1 и 2 – переменные
Рис.7 Матричные диаграммы
СОДЕРЖАНИЕ Введение……………………………………………………………………...3 Глава 1 Понятие и сущность опережающего обучения……………….....4 Глава 2 Опережающее познание……………………………....................15 Глава 3 Теоретико-методологические аспекты системного подхода…………………………………………………………...32 Глава 4 Системное мышление и его формирование в процессе обучения………………………………………………………….52 Глава 5 Принципы опережающего обучения…………………………...70 Глава 6 Интенсификация учебного процесса…………………………...87 Глава 7 Технологии опережающего обучения………………………... 102 Глава 8 Психолого-педагогические аспекты опережающего обучения………………………………………………………....113 Глава 9 Ориентировочная основа осуществляемой и предстоящей познавательной и иной деятельности…………132 Глава 10 Опережающая информация……………………………………151 Глава 11 Аналитическая деятельность как основа формирования аналитического мышления…………………………………….162 Глава 12 Структурирование учебного материала, подлежащего усвоению……………………………………….. 175 Глава 13 Методы и приемы формирования системного мышления в обучении………………………………………….194 13.1 Ускоренное изучение и усвоение понятий и иных характеристик системного подхода…………………………...197 13.2 Интенсивное изучение учебника посредством ускоренного «погружения» в учебный материал…………….205 13.3 Анализ учебного материала как системы, синтез и обобщение выявленной информации, построение концептуальной модели системы изучаемой информации……………………………………………………. 210 13.4 Системное структурирование, изучение и «свернутое» представление информации о рассматриваемом объекте…... 227 13.5 Усвоение в процессе обучения различных видов деятельности (действий) и соответствующих способов мышления……………………………………………………….258 13.6 Выявление, изучение и учет в процессе обучения иерархической структуры и иерархических связей изучаемой системы……………………………………………..261 13.6.1 Изучение изменения состояния рассматриваемого объекта и его компонентов как систем………………………. 262 13.7 Выявление и изучение (включенных в учебный материал) объектов, имеющих связи с иными системами и надсистемами………............................................ 269 13.8 Системное изучение конкретной ситуации…………………..274 13.9 Общая схема изучения учебного материала и его компонентов как систем с целью формирования умений и навыков системного мышления……………………280 13.10 Перечень некоторых вопросов, связанных с формированием у обучающихся умений и навыков системного мышления………………………………………… 282 Заключение……………………………………………………………….. 285 Приложение 1 Некоторые вопросы организации обучения на основе системного подхода……………………………..286 Приложение 2 Примеры системного структурирования, изучения и «свернутого» представления информации о рассматриваемом объекте……………………………….289 Приложение 3 Табличное и графическое структурирование, изучение и представление рассматриваемой информации……………………………………………...301
Галиев Темир Тлекович Кайкенова Жанылбике касымовна Галиева Асель Темировна
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ОПЕРЕЖАЮЩЕМ ОБУЧЕНИИ
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
|
||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 422; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.28.31 (0.006 с.) |