Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ускоренного «погружения» в учебный материал

Поиск

 

Учебник рассматривается как целостная система, которая является средством достижения цели (целей) и поставленных задач обучения. Если цели и задачи учебного материала не декларируются, они определяются, исходя из названия учебника, его содержания (оглавления) и иных сведений (аннотация, введение, предисловие).

Система представляется нами как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих между собой и с окружающей средой элементов, проектируемых для достижения поставленной цели [13.2.1].

Цель позволяет сконструировать систему, как ответ на вопрос, что нужно сделать для того, чтобы поставленную цель реализовать. То есть в данном случае система рассматривается нами как средство для достижения целей обучения.

В соответствии с поставленной целью, формируется структура системы, в качестве компонентов которой могут использоваться: компоненты учебного материала, субъекты, содержание, методы, формы, средства обучения и т.д. Иллюстрация сказанного показана на рис.13.2.1.

После определения ключевой цели строится структурно-логическая схема взаимосвязи включенных в учебник его компонентов (параграфы, главы и т.д.). Кроме того рекомендуется формирование «дерева целей», где: в вершине ставится ключевая цель, ниже – цели глав, далее – цели параграфов. Эти цели (в отличие от ключевой цели) могут рассматриваться как задачи. Общий вид структурно-логической схемы показан на рис.13.2.2.

Ускоренное «погружение» в учебный материал с целью его интенсивного изучения предусматривает:

1) изучение названия учебника;

2) изучение аннотации, введения и (если есть) предисловия;

3) выявление (определение) ключевой цели учебника, целей глав, параграфов;

4) выявление (определение) заданных или ожидаемых результатов;

5) построение (пользуясь содержанием) структуры учебника;

6) «погружение» в учебный материал учебника – ускоренное изучение его содержания на уровне параграфов и глав;

7) выявление «главных» моментов каждого изучаемого компонента учебника с записью результатов изучения на листе бумаги, оставляя место до края листа для записи дополнительной информации;

8) определение взаимосвязи между элементами выявленной информации;

 

Компонент 1 Компонент 2 ... Компонент n
 
 
 
 
Система

 

 

n
n
\

Как средство достижения цели и решения поставленных задач

 

 


Рис.13.2.1 Схема для конструирования концептуальной модели системы

как средства достижения цели и решения поставленных задач

Название учебника. Ключевая цель
Глава 1 Название Цель
Глава 2 Название Цель
Глава N. Название Цель
Параграф 1.2 Название Цель
Параграф 1.1 Название Цель
Параграф N Название Цель

 


Рис.13.2.2 Структура учебника

 

 

9) систематизация, конкретизация и обобщение результатов изучения взаимосвязи и взаимодействия между элементами выявленной информации;

10) сравнение поставленных целей и задач с результатами концептуальной модели выявленной информации и заданными или

ожидаемыми результатами;

11) построение (предварительной) концептуальной модели системы изучаемой информации.

На рис.13.2.3 и 13.2.4 представлены схемы изучения глав учебника и учебника в целом. Метод интенсивного изучения учебника в целом посредством ускоренного «погружения» в учебный материал способствует формированию определенной ориентировочной основы для его дальнейшего детального изучения. В этом состоит основная цель подобной работы.

 

«Главное» параграфа 1.1
«Главное» параграфа 1.2
«Главное» параграфа N
Цель
Синтез. Обобщение. Конкретизация. Систематизация. Построение концептуальной модели системы выявленной информации главы 1
Название главы 1

 


 

Рис.13.2.3 Вариант схемы изучения главы учебника

 

 

«Главное» и концептуальная модель главы 1
«Главное» и концептуальная модель главы 2
«Главное» и концептуальная модель главы N
Название учебника
Цель
Синтез. Обобщение. Конкретизация. Систематизация. Построение концептуальной модели системы выявленной информации, относящейся к учебнику в целом  

 

 


Рис.13.2.4 Вариант схемы интенсивного изучения учебника в целом

Происходит как бы ускоренное изучение учебника, без детального изучения тех или иных фрагментов содержания. Последовательное выявление и фиксация на бумаге отдельных моментов и основных положений каждого параграфа позволит затем осуществить синтез, обобщение, конкретизацию, систематизацию и построение концептуальной модели системы выявленной информации о рассматриваемом объекте.

На последующих этапах производится детальное и системное изучение учебного материала учебника. При этом представленная последовательность предлагаемых этапов является необязательной, но предпочтительной.

Краткие выводы

Ускоренное изучение учебника в целом способствует:

1) созданию условий для активизации познавательной деятельности обучающихся;

2) формированию ориентиров для последующей работы с учебным материалом;

3) повышению эффективности изучения материала, подлежащего усвоению;

4) интенсификации учебного процесса;

6) иное.

 

Рекомендации

1. В случае отсутствия какого-либо опыта по ускоренному изучению учебника рекомендуется сначала осуществить тренировку с использованием метода анализа учебного материала, синтеза и обобщения выявленной (в процессе анализа) информации.

2. Для работы с текстом учебника, ускоренного анализа его компонентов и выявления главных моментов необходимо предварительно указать на листе бумаги «ячейки», куда предполагается вносить выявленную информацию (главные моменты, ключевые слова и т.п.).

3. Синтез и обобщение выявленной (в процессе анализа) информации рекомендуется завершить построением концептуальной модели системы изучаемой информации и формулированием определенных выводов.

4. Для тренировки построения концептуальной модели системы изучаемой информации рекомендуется выделить необходимое для этого время.

5. Целенаправленно развивайте способность интенсивной работы с учебным материалом для последующей интенсификации процесса его изучения.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Для каких целей осуществляется интенсивное изучение

учебного материала?

2. Раскройте смысл выражения «цель как системообразующий фактор».

 

Литература

13.2.1 Галиев Т.Т. Опережающее обучение на основе системного подхода: Учебно-методическое пособие. – Астана: Изд-во НЦ ОКО МОН РК, 2011. – 316 с.

 

 

Примечание ●Решение об использовании тех или иных методов и приемов формирования умений и навыков системного мышления принимает преподаватель. ●Формирование умений и навыков системного мышления целесообразно осуществлять в рамках традиционного обучения. ●Как показывает практика, с приобретением опыта подобной работы формирование системного мышления органично «вплетается» в традиционное обучение, способствуя развитию интеллектуальных способностей обучающихся и существенному повышению эффективности обучения.

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 350; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.46.108 (0.007 с.)