Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ускоренного «погружения» в учебный материалСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Учебник рассматривается как целостная система, которая является средством достижения цели (целей) и поставленных задач обучения. Если цели и задачи учебного материала не декларируются, они определяются, исходя из названия учебника, его содержания (оглавления) и иных сведений (аннотация, введение, предисловие). Система представляется нами как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих между собой и с окружающей средой элементов, проектируемых для достижения поставленной цели [13.2.1]. Цель позволяет сконструировать систему, как ответ на вопрос, что нужно сделать для того, чтобы поставленную цель реализовать. То есть в данном случае система рассматривается нами как средство для достижения целей обучения. В соответствии с поставленной целью, формируется структура системы, в качестве компонентов которой могут использоваться: компоненты учебного материала, субъекты, содержание, методы, формы, средства обучения и т.д. Иллюстрация сказанного показана на рис.13.2.1. После определения ключевой цели строится структурно-логическая схема взаимосвязи включенных в учебник его компонентов (параграфы, главы и т.д.). Кроме того рекомендуется формирование «дерева целей», где: в вершине ставится ключевая цель, ниже – цели глав, далее – цели параграфов. Эти цели (в отличие от ключевой цели) могут рассматриваться как задачи. Общий вид структурно-логической схемы показан на рис.13.2.2. Ускоренное «погружение» в учебный материал с целью его интенсивного изучения предусматривает: 1) изучение названия учебника; 2) изучение аннотации, введения и (если есть) предисловия; 3) выявление (определение) ключевой цели учебника, целей глав, параграфов; 4) выявление (определение) заданных или ожидаемых результатов; 5) построение (пользуясь содержанием) структуры учебника; 6) «погружение» в учебный материал учебника – ускоренное изучение его содержания на уровне параграфов и глав; 7) выявление «главных» моментов каждого изучаемого компонента учебника с записью результатов изучения на листе бумаги, оставляя место до края листа для записи дополнительной информации; 8) определение взаимосвязи между элементами выявленной информации;
Рис.13.2.1 Схема для конструирования концептуальной модели системы как средства достижения цели и решения поставленных задач
Рис.13.2.2 Структура учебника
9) систематизация, конкретизация и обобщение результатов изучения взаимосвязи и взаимодействия между элементами выявленной информации; 10) сравнение поставленных целей и задач с результатами концептуальной модели выявленной информации и заданными или ожидаемыми результатами; 11) построение (предварительной) концептуальной модели системы изучаемой информации. На рис.13.2.3 и 13.2.4 представлены схемы изучения глав учебника и учебника в целом. Метод интенсивного изучения учебника в целом посредством ускоренного «погружения» в учебный материал способствует формированию определенной ориентировочной основы для его дальнейшего детального изучения. В этом состоит основная цель подобной работы.
Рис.13.2.3 Вариант схемы изучения главы учебника
Рис.13.2.4 Вариант схемы интенсивного изучения учебника в целом Происходит как бы ускоренное изучение учебника, без детального изучения тех или иных фрагментов содержания. Последовательное выявление и фиксация на бумаге отдельных моментов и основных положений каждого параграфа позволит затем осуществить синтез, обобщение, конкретизацию, систематизацию и построение концептуальной модели системы выявленной информации о рассматриваемом объекте. На последующих этапах производится детальное и системное изучение учебного материала учебника. При этом представленная последовательность предлагаемых этапов является необязательной, но предпочтительной. Краткие выводы Ускоренное изучение учебника в целом способствует: 1) созданию условий для активизации познавательной деятельности обучающихся; 2) формированию ориентиров для последующей работы с учебным материалом; 3) повышению эффективности изучения материала, подлежащего усвоению; 4) интенсификации учебного процесса; 6) иное.
Рекомендации 1. В случае отсутствия какого-либо опыта по ускоренному изучению учебника рекомендуется сначала осуществить тренировку с использованием метода анализа учебного материала, синтеза и обобщения выявленной (в процессе анализа) информации. 2. Для работы с текстом учебника, ускоренного анализа его компонентов и выявления главных моментов необходимо предварительно указать на листе бумаги «ячейки», куда предполагается вносить выявленную информацию (главные моменты, ключевые слова и т.п.). 3. Синтез и обобщение выявленной (в процессе анализа) информации рекомендуется завершить построением концептуальной модели системы изучаемой информации и формулированием определенных выводов. 4. Для тренировки построения концептуальной модели системы изучаемой информации рекомендуется выделить необходимое для этого время. 5. Целенаправленно развивайте способность интенсивной работы с учебным материалом для последующей интенсификации процесса его изучения.
Вопросы и задания для самоконтроля 1. Для каких целей осуществляется интенсивное изучение учебного материала? 2. Раскройте смысл выражения «цель как системообразующий фактор».
Литература 13.2.1 Галиев Т.Т. Опережающее обучение на основе системного подхода: Учебно-методическое пособие. – Астана: Изд-во НЦ ОКО МОН РК, 2011. – 316 с.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 350; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.46.108 (0.007 с.) |