![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ускоренного «погружения» в учебный материалСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Учебник рассматривается как целостная система, которая является средством достижения цели (целей) и поставленных задач обучения. Если цели и задачи учебного материала не декларируются, они определяются, исходя из названия учебника, его содержания (оглавления) и иных сведений (аннотация, введение, предисловие). Система представляется нами как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих между собой и с окружающей средой элементов, проектируемых для достижения поставленной цели [13.2.1]. Цель позволяет сконструировать систему, как ответ на вопрос, что нужно сделать для того, чтобы поставленную цель реализовать. То есть в данном случае система рассматривается нами как средство для достижения целей обучения. В соответствии с поставленной целью, формируется структура системы, в качестве компонентов которой могут использоваться: компоненты учебного материала, субъекты, содержание, методы, формы, средства обучения и т.д. Иллюстрация сказанного показана на рис.13.2.1. После определения ключевой цели строится структурно-логическая схема взаимосвязи включенных в учебник его компонентов (параграфы, главы и т.д.). Кроме того рекомендуется формирование «дерева целей», где: в вершине ставится ключевая цель, ниже – цели глав, далее – цели параграфов. Эти цели (в отличие от ключевой цели) могут рассматриваться как задачи. Общий вид структурно-логической схемы показан на рис.13.2.2. Ускоренное «погружение» в учебный материал с целью его интенсивного изучения предусматривает: 1) изучение названия учебника; 2) изучение аннотации, введения и (если есть) предисловия; 3) выявление (определение) ключевой цели учебника, целей глав, параграфов; 4) выявление (определение) заданных или ожидаемых результатов; 5) построение (пользуясь содержанием) структуры учебника; 6) «погружение» в учебный материал учебника – ускоренное изучение его содержания на уровне параграфов и глав; 7) выявление «главных» моментов каждого изучаемого компонента учебника с записью результатов изучения на листе бумаги, оставляя место до края листа для записи дополнительной информации; 8) определение взаимосвязи между элементами выявленной информации;
Рис.13.2.1 Схема для конструирования концептуальной модели системы как средства достижения цели и решения поставленных задач
Рис.13.2.2 Структура учебника
9) систематизация, конкретизация и обобщение результатов изучения взаимосвязи и взаимодействия между элементами выявленной информации; 10) сравнение поставленных целей и задач с результатами концептуальной модели выявленной информации и заданными или ожидаемыми результатами; 11) построение (предварительной) концептуальной модели системы изучаемой информации. На рис.13.2.3 и 13.2.4 представлены схемы изучения глав учебника и учебника в целом. Метод интенсивного изучения учебника в целом посредством ускоренного «погружения» в учебный материал способствует формированию определенной ориентировочной основы для его дальнейшего детального изучения. В этом состоит основная цель подобной работы.
Рис.13.2.3 Вариант схемы изучения главы учебника
Рис.13.2.4 Вариант схемы интенсивного изучения учебника в целом Происходит как бы ускоренное изучение учебника, без детального изучения тех или иных фрагментов содержания. Последовательное выявление и фиксация на бумаге отдельных моментов и основных положений каждого параграфа позволит затем осуществить синтез, обобщение, конкретизацию, систематизацию и построение концептуальной модели системы выявленной информации о рассматриваемом объекте.
На последующих этапах производится детальное и системное изучение учебного материала учебника. При этом представленная последовательность предлагаемых этапов является необязательной, но предпочтительной. Краткие выводы Ускоренное изучение учебника в целом способствует: 1) созданию условий для активизации познавательной деятельности обучающихся; 2) формированию ориентиров для последующей работы с учебным материалом; 3) повышению эффективности изучения материала, подлежащего усвоению; 4) интенсификации учебного процесса; 6) иное.
Рекомендации 1. В случае отсутствия какого-либо опыта по ускоренному изучению учебника рекомендуется сначала осуществить тренировку с использованием метода анализа учебного материала, синтеза и обобщения выявленной (в процессе анализа) информации. 2. Для работы с текстом учебника, ускоренного анализа его компонентов и выявления главных моментов необходимо предварительно указать на листе бумаги «ячейки», куда предполагается вносить выявленную информацию (главные моменты, ключевые слова и т.п.). 3. Синтез и обобщение выявленной (в процессе анализа) информации рекомендуется завершить построением концептуальной модели системы изучаемой информации и формулированием определенных выводов. 4. Для тренировки построения концептуальной модели системы изучаемой информации рекомендуется выделить необходимое для этого время. 5. Целенаправленно развивайте способность интенсивной работы с учебным материалом для последующей интенсификации процесса его изучения.
Вопросы и задания для самоконтроля 1. Для каких целей осуществляется интенсивное изучение учебного материала? 2. Раскройте смысл выражения «цель как системообразующий фактор».
Литература 13.2.1 Галиев Т.Т. Опережающее обучение на основе системного подхода: Учебно-методическое пособие. – Астана: Изд-во НЦ ОКО МОН РК, 2011. – 316 с.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 359; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.94.242 (0.01 с.) |