Выявление и изучение (включенных в учебный материал) объектов, имеющих связи с иными 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выявление и изучение (включенных в учебный материал) объектов, имеющих связи с иными



СИСТЕМАМИ И НАДСИСТЕМАМИ

 

В процессе анализа учебного материала как системы в нем могут быть выявлены различные объекты (напоминаем, что термин «объект» рассматривается в широком смысле - как вещь, информация, явление, процесс и т.д.), которые изучаются как подсистемы. Вместе с тем, данные объекты могут иметь определенные связи с иными системами и подсистемами.

Например, в главе X «Теория и практика воспитательной работы в профессиональном образовательном учреждении» в учебнике «Профессиональная педагогика» под редакцией академика РАО С.Я.Батышева, параграф 2 посвящен системно-синергетической теории воспитания [13.7.1]. Для того чтобы понять и использовать на практике данную теорию обучающийся должен быть ознакомлен с определенными положениями системного и синергетического подходов.

В указанном параграфе используются такие понятия, как «синергетическое состояние», «синергетический контакт», «синергизм», «синергетическая теория воспитательного взаимодействия» «синергетическое состояние психики» и т.д., для понимания которых необходим выход за рамки непосредственно профессиональной педагогики.

Обеспечение подобной информационной системы требуемой емкостью, целостностью и доступностью для субъектов обучения является весьма сложной задачей.

Для выявления объектов, включенных в учебный материал, и организации их изучения предлагается специальная таблица 13.7.1.

Анализ и синтез выявленных объектов рекомендуется дополнять конструированием концептуальной модели системы изучаемого материала о данных объектах [13.5.2].

Указанные действия по изучению учебного материала и выявлению в нем объектов, имеющих связь с иными системами и надсистемами, показаны на рис.13.7.1, где:

1 - Цели и задачи изучения учебного материала.

2 - Изучение учебного материала и выявление включенных в него объектов, имеющих связь с иными системами и надсистемами.

Объекты, включенные в учебный материал параграфов, глав, разделов, подразделяются на объекты, которые ранее изучались и объекты, которые ранее не изучались. Во втором случае рекомендуется дать краткое описание этих объектов и общие ориентиры их самостоятельного познания.

3 - Изучение (включенных в учебный материал) объектов,

Таблица 13.7.1

  № Объект как подсистема (система) Функции, свойства, иные характерис-тики Взаимо-действие с иными подсисте-мами Синтез и обобщение выявленной информации. Выводы.
         
         
       
       

Построение концептуальной модели системы изучаемого объекта

 

имеющих связи с иными системами и надсистемами, с использованием (представленных в пособии и иных) методов, технологий и приемов обучения. В частности, процедура анализа параграфов (с целью выявления в них «главных» моментов») проводится одновременно с выявлением указанных объектов.

4 - Синтез и обобщение выявленной информации, определение связей и взаимодействия между элементами выявленной информации и построение концептуальных моделей систем изучаемых объектов. Здесь имеется в виду условно «статическое» состояние систем рассматриваемых объектов.

Формулировка выводов, предложений и рекомендаций, касающихся рассматриваемых объектов. Представляются иные результаты, в том числе уточнение тех или иных положений и моментов изучаемого материала, повышение информационной емкости текста и т.д.

5 - Изучение изменения состояния указанных объектов в пространстве (с установлением их надсистемы, к которым они относятся и подсистем) и во времени (их прошлое, настоящее и будущее).

6 - Системное структурирование, изучение и представление (в свернутой форме) информации, относящейся к включенным в учебный материал объектам, имеющими связи с иными системами и надсистемами. При этом указанные объекты рассматриваются в иных условиях, а также под воздействием различных факторов, способных изменить их состояние. В данном случае изучается условно

 

 

Анализ параграфов, глав, разделов учебника как систем с целью выявления в них указанных объектов, которые: 1) ранее изучались; 2) ранее не изучались.  
Объекты 1
Объекты 2
2. Изучение учебного материала и выявление, включенных в него объектов, имеющих связи с иными системами и надсистемами  
1 Цель: задачи
3. Изучение объектов и их роли в учебном материале с использованием процедуры анализа текстов учебника.
4. Синтез и обобщение выявленной информации. Выводы. Конструирование концептуальных моделей систем изучаемых объектов. Рефлексия. Иное.
5. Изучение изменения состояния рассматриваемых объектов как систем
6. Системное структурирование, изучение и «свернутое» представление информации о рассматриваемых объектах, помещенных в иные условия, а также с учетом воздействия влияющих факторов. В данном случае выявляется «динамическое» состояние систем изучаемых объектов. Разностороннее изучение объекта.  

 

 

 


Рис.13.7.1 Анализ учебного материала с целью выявления в нем объектов, имеющих связи с иными системами и надсистемами

 

 

«динамическое состояние» этих объектов.

 

Краткие выводы

1. В процессе изучения учебного материала параграфа, главы, раздела, необходимо выявлять различные (включенные в учебный материала) объекты, которые целесообразно рассматривать как подсистемы системы учебного материала.

2. При изучении подобных объектов определяются составляющие их компоненты, которые подвергаются анализу. При изучении функционирования объекта как системы выявляются функции, свойства и иные характеристики его компонентов и системы объекта в целом.

Далее проводится синтез и обобщение выявленной информации, на основе которой осуществляется конструирование концептуальной модели системы изучаемой информации о рассматриваемых объектах.

3. Подробные действия по изучению включенных в учебный материал объектов, имеющих определенные связи с иными системами и надсистемами сопряжены с «выходом» за рамки изучаемого материала и использования дополнительной информации, касающейся указанных объектов.

 

Рекомендации

1. При изучении объектов, включенных в содержание учебного материала компонентов учебника, рекомендуется пользоваться приемами и таблицами предыдущего раздела данного пособия.

2. Расширение и углубление информации о том или ином указанном выше объекте, а также разностороннее изучение его рекомендуется осуществлять с помощью различных методов, например, метода системного структурирования, изучения и свернутого представления информации о рассматриваемом объекте.

Наряду с анализом рассматриваемых объектов, синтезом и обобщением выявленной (в процессе анализа) информации, производится построение концептуальной модели системы изучаемой информации, относящейся к данным объектам. Изучается также изменение функций, свойств и иных характеристик объектов в иных (устанавливаемых обучающимся или преподавателем) условиях и при воздействии различных влияющих факторов и т.д.

3. Для изучения выявленных объектов рекомендуется

пользоваться не только таблицей 13.7.1, но и другими методами и приемами. Например, на чистой странице тетради, в середине (внутри квадрата или круга) «помещается» рассматриваемый объект, вокруг которого записывается необходимая информация о нем, в том числе: функции, свойства, иные характеристики; условия его существования и

функционирования и т.д.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Проводилось ли вами когда-либо самостоятельное детальное, и расширенное изучение объектов, включенных в содержание учебного материала?

2. Что вы понимаете под термином «структура» объекта?

3. Выявите указанные объекты в тексте какого-нибудь параграфа и составьте план его изучения на основе системного подхода.

4. Определите состав выявленного вами объекта, его функции, свойства и иные характеристики.

5. Постройте модель выбранного вами объекта и затем концептуальную модель его системы.

6. Изучите выбранный объект с использованием методов и приемов, представленных в пособии.

 

Литература

13.7.1 Профессиональная педагогика: Учебник. – М.: Ассоциация «Профессиональное образование» / под редакцией академика РАО С.Я.Батышева, 1999. – 904 с.

13.7.2 Галиев Т.Т. Опережающее обучение на основе системного подхода: Учебно-методическое пособие. – Астана: Изд-во НЦОКО МОН РК, 2011. – 316 с.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.230.107 (0.009 с.)