Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Системное изучение конкретной ситуации
Метод системного изучения конкретной ситуации определяется нами как метод практической реализации системного подхода к изучению конкретной ситуации, способствующий формированию умений и навыков системного, аналитического, исследовательского и иных способов мышления, навыков и опыта выявления, формулирования, изучения и решения различных (в том числе проблемных) ситуаций. Системные представления о существующих и будущих состояниях различных объектов окружающей действительности, а также всевозможных ситуациях, в том числе проблемных, имеющих непосредственное или опосредованное отношение к изучаемым объектам (а также способных изменить их состояние и поведение) предполагает системное изучение соответствующей информации. Определенную роль в этой связи может играть метод системного структурирования, изучения и свернутого представления информации о рассматриваемом объекте, на основе которого разработан метод системного изучения конкретной ситуации (метод СИКС) [13.8.1; 13.8.2]. Системное изучение конкретной ситуации, также как и метод анализа конкретных ситуаций, может быть отнесен к имитационным методам активного обучения [13.8.3]. В основе имитационных технологий, по мнению Д.В.Чернилевского, лежит имитационное или имитационно-игровое моделирование, т.е. воспроизведение в условиях обучения с той или иной мерой адекватности процессов, происходящих в реальной системе. Анализ конкретной ситуации представляет собой глубокое и детальное исследование реальной или искусственной обстановки, выполняемое для того, чтобы выявить ее характерные свойства. Этот метод развивает аналитическое мышление обучающихся, системный подход к решению проблемы, выбирать критерии нахождения оптимального решения, учиться устанавливать деловые и профессиональные контакты, принимать коллективные решения, устранять конфликты [13.8.4]. Как полагают авторы работы [13.8.5], сущность кейс-метода состоит в том, что учебный материал подается обучающимся в виде микропроблем, а знания приобретаются в результате их активной исследовательской и творческой деятельности по разработке решений. В большей степени метод системного изучения конкретной ситуации применим для технического и профессионального образования и подготовки специалистов в высшем учебном заведении. Высокая эффективность метода выявлена при анализе различных учебных и педагогических ситуаций. Высокий интерес у обучающихся вызывали самостоятельные работы, связанные с изучением и решением различных проблемных ситуаций. В целом метод системного изучения конкретной ситуации показал свою эффективность в проблемном обучении.
На основе различных источников информации обучающиеся анализируют ситуацию, выявляют суть проблемы и предлагают возможные пути ее решения. Имитируя творческую деятельность субъекта обучения, данный метод способствует получению новых знаний, формированию умений и навыков самостоятельного анализа и решения различных проблем, принятия решения и т.д. [13.8.6]. Как показали наши исследования, эффективность кейс-метода существенно повышается в случае его использования на основе предлагаемого метода изучения конкретной ситуации. Общая схема системного изучения конкретной ситуации показана на рис.13.8.1, где: (1) - Цель (цели) системного изучения конкретной ситуации. (2) - Конкретная ситуация, требующая своего изучения. Для использования в учебном процессе создается «банк» учебных, проблемных, педагогических, производственных, управленческих и иных ситуаций; (3) - Виды деятельности и действий, способствующих целостному изучению проблемной ситуации: - анализ ситуации и поведения (действий) людей. Кроме того анализируются: основные понятия, соответствующая область знаний, нормативные правовые акты и т.д.; - возможное моделирование ситуации; - условия существования, функционирования и развития ситуации; - изучение и учет (внешних и внутренних, положительных и отрицательных) влияющих факторов и последствий их воздействия на изучаемую ситуацию; - изучение существующей практики решения подобных ситуаций и практическая деятельность по изучению и решению проблем; - исследование ситуации и иных, связанных с этой ситуацией вопросов и проблем; - выявление, систематизация и поиск решения проблем, вызванных изучаемой ситуацией или связанных с ее изучением; реализацией полученных результатов и т.д.;
- прогноз развития ситуации и последствий; - изучение опыта других по изучению и решению аналогичных ситуаций, формирование собственного опыта системного подхода к изучению конкретной ситуации; аналитической, исследовательской,
Рис.13.8.1 Системное изучение конкретной ситуации (СИКС) практической, прогностической и иной деятельности, обобщения полученных результатов, принятия решений и т.д.; - совершенствование способов, методов, процедур изучения ситуации, поведения людей в рассматриваемых ситуациях и т.д., разработка социальных, управленческих и иных инноваций, связанных с изучением, решением, необходимым и возможным использованием рассматриваемых ситуаций и т.д. В некоторых случаях обучающиеся могут разрабатывать целевые программы реагирования на определенные «отрицательные» ситуации и влияющие факторы, предупреждения и ликвидации последствий их развития и т.д.; - иное. (4) - Обобщение (включая графическое обобщение) результатов системного изучения конкретной ситуации. (5) - Получение, обработка и представление полученных результатов, формулирование выводов и предложений, принятие решения, подготовка рефератов, докладов, отчетов, статей и т.д. Одним из важных результатов изучения конкретной ситуации является конструирование концептуальной модели системы изучаемой ситуации. (6) - Целесообразное использование межпредметных связей, обеспечивающих повышение эффективности и качества процессов изучения конкретной ситуации, перенос полученных актуальных знаний и умений в другие дисциплины, области знания и деятельности и т.д. (7) - Выявление и учет взаимного влияния ситуации и внешней социальной, экономической, экологической, политической и иной среды. (8) - Обратная связь. Рассмотрение конкретной ситуации целесообразно осуществлять с одновременных и необходимым изучением ее «надсистемы» и взаимодействия с иными объектами внешней среды. При изучении состояния ситуации предлагается также учитывать момент и предпосылки ее возникновения. Не менее важным является изучение динамики развития ситуации, прогноза ее дальнейшего функционирования и ожидаемых в этой связи последствий. Метод СИКС способствует формированию и развитию умений и навыков системного мышления и системного подхода к изучению различных, в том числе проблемных, ситуаций.
Краткие выводы
1. Любая конкретная ситуация является специфическим моментом и компонентом какой-то высшей по уровню системы и поэтому должна рассматриваться с учетом ее связей и отношений с подобной «надсистемой». 2. Анализ конкретной ситуации предполагает выделение и изучение ее содержания и всех составляющих ее структуры с последующим определением инвариантных компонентов («ядра»)
ситуации и синтезом выявленной информации. 3. Целесообразное использование предлагаемых в данном пособии приемов и системных методов способствует повышению эффективности изучения различных ситуаций. 4. Необходимым условием реализации технологии системного изучения ситуации является усвоение обучающимися деятельностей, способствующих эффективному и целостному познанию рассматриваемых ситуаций. 5. В рамках метода системного изучения конкретной ситуации может быть использован кейс-метод и иные методы анализа конкретной ситуации. Как показали наши многолетние исследования, предлагаемый метод системного изучения конкретной (в том числе проблемной) ситуации позволяет повысить эффективность кейс-метода, существенно преобразовать существующие принципы его использования в учебном процессе.
Вопросы и задания для самоконтроля 1. Знакомы ли вы с методом анализа конкретных ситуаций? Если «да», то расскажите о его возможностях, с точки зрения решения каких-либо проблемных ситуаций? 2. Назовите любые конкретные ситуации, в изучении которых вы принимали участие. 3. Чем (на ваш взгляд) отличаются метод системного анализа конкретных ситуаций и кейс-метод? 4. Предложите способ реализации предлагаемого метода системного изучения конкретной ситуации с помощью современных информационных технологий.
Рекомендации 1. Предложенный в работе метод системного изучения конкретной ситуации (метод СИКС) может быть использован в процессе проведения лекционных, семинарских, практических, лабораторных и иных занятий. 2. Метод СИКС рекомендуется использовать в сочетании с иными Методами анализа конкретных ситуаций (кейс-метод, метод решения изобретательских задач, «мозговой штурм» и др.). 3. Рекомендуется формирование «банка» ситуаций, а также средств методологического, методического, информационного, программного, технологического и иного обеспечения метода СИКС. 4. При выявлении и изучении ситуации (как явления и как системы) условно принимается момент ее статического состояния с тем, чтобы определить границы, структуру и «ядро» данной ситуации. На следующем этапе изучается функционирование и развитие рассматриваемой ситуации с учетом, например, условий и влияющих факторов.
Литература 13.8.1 Галиев Т.Т. Опережающее обучение на основе системного подхода: Учебно-методическое пособие. – Астана: Изд-во НЦОКО МОН РК, 2011. – 316 с.
13.8.2 Галиев Т.Т., Ибатуллин С.Р. Подготовка и проведение лекций с анализом конкретных ситуаций. – Джамбыл: Изд-во ДГМСИ, 1991. – 16 с. 13.8.3 Айсмонтас Б.Б. Теория обучения: Схемы и тесты. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 176 с. 13.8.4 Чернилевский Д. В. Дидактические технологии в высшей школе: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 437 с. 13.8.5 Маркетинг: активные методы обучения: учебное пособие / Т.Н.Парамонова, А.О.Блинов, Е.Н.Шереметьева, Г.В.Погодина. – М.: КНОРУС, 2007. – 416 с. 13.8.6 Матусевич А.П., Коровин С.В. Кейсы и кейс-стади: вопросы методологии. – М.: Магистр: ИНФРА-М, 2010. – 80 с.
|
|||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 308; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.184.89 (0.028 с.) |