Системное изучение конкретной ситуации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Системное изучение конкретной ситуации



Метод системного изучения конкретной ситуации определяется нами как метод практической реализации системного подхода к изучению конкретной ситуации, способствующий формированию умений и навыков системного, аналитического, исследовательского и иных способов мышления, навыков и опыта выявления, формулирования, изучения и решения различных (в том числе проблемных) ситуаций.

Системные представления о существующих и будущих состояниях различных объектов окружающей действительности, а также всевозможных ситуациях, в том числе проблемных, имеющих непосредственное или опосредованное отношение к изучаемым объектам (а также способных изменить их состояние и поведение) предполагает системное изучение соответствующей информации. Определенную роль в этой связи может играть метод системного структурирования, изучения и свернутого представления информации о рассматриваемом объекте, на основе которого разработан метод системного изучения конкретной ситуации (метод СИКС) [13.8.1; 13.8.2].

Системное изучение конкретной ситуации, также как и метод анализа конкретных ситуаций, может быть отнесен к имитационным методам активного обучения [13.8.3].

В основе имитационных технологий, по мнению Д.В.Чернилевского, лежит имитационное или имитационно-игровое моделирование, т.е. воспроизведение в условиях обучения с той или иной мерой адекватности процессов, происходящих в реальной системе.

Анализ конкретной ситуации представляет собой глубокое и детальное исследование реальной или искусственной обстановки, выполняемое для того, чтобы выявить ее характерные свойства. Этот метод развивает аналитическое мышление обучающихся, системный подход к решению проблемы, выбирать критерии нахождения оптимального решения, учиться устанавливать деловые и профессиональные контакты, принимать коллективные решения, устранять конфликты [13.8.4].

Как полагают авторы работы [13.8.5], сущность кейс-метода состоит в том, что учебный материал подается обучающимся в виде микропроблем, а знания приобретаются в результате их активной исследовательской и творческой деятельности по разработке решений.

В большей степени метод системного изучения конкретной ситуации применим для технического и профессионального образования и подготовки специалистов в высшем учебном заведении. Высокая эффективность метода выявлена при анализе различных учебных и педагогических ситуаций. Высокий интерес у обучающихся вызывали самостоятельные работы, связанные с изучением и решением различных проблемных ситуаций. В целом метод системного изучения конкретной ситуации показал свою эффективность в проблемном обучении.

На основе различных источников информации обучающиеся анализируют ситуацию, выявляют суть проблемы и предлагают возможные пути ее решения. Имитируя творческую деятельность субъекта обучения, данный метод способствует получению новых знаний, формированию умений и навыков самостоятельного анализа и решения различных проблем, принятия решения и т.д. [13.8.6].

Как показали наши исследования, эффективность кейс-метода существенно повышается в случае его использования на основе предлагаемого метода изучения конкретной ситуации.

Общая схема системного изучения конкретной ситуации показана на рис.13.8.1, где:

(1) - Цель (цели) системного изучения конкретной ситуации.

(2) - Конкретная ситуация, требующая своего изучения. Для использования в учебном процессе создается «банк» учебных, проблемных, педагогических, производственных, управленческих и иных ситуаций;

(3) - Виды деятельности и действий, способствующих целостному изучению проблемной ситуации:

- анализ ситуации и поведения (действий) людей. Кроме того анализируются: основные понятия, соответствующая область знаний, нормативные правовые акты и т.д.;

- возможное моделирование ситуации;

- условия существования, функционирования и развития ситуации;

- изучение и учет (внешних и внутренних, положительных и отрицательных) влияющих факторов и последствий их воздействия на изучаемую ситуацию;

- изучение существующей практики решения подобных ситуаций и практическая деятельность по изучению и решению проблем;

- исследование ситуации и иных, связанных с этой ситуацией вопросов и проблем;

- выявление, систематизация и поиск решения проблем, вызванных изучаемой ситуацией или связанных с ее изучением; реализацией полученных результатов и т.д.;

- прогноз развития ситуации и последствий;

- изучение опыта других по изучению и решению аналогичных ситуаций, формирование собственного опыта системного подхода к изучению конкретной ситуации; аналитической, исследовательской,

 

 
  Конкрет- ная ситуация
Анализ ситуации
Моделирование ситуации
Изучение условий функционирования и развития ситуации
Изучение и учет влияющих факторов и последствий их воздействия
Практическая деятельность
Исследование вопросов ситуации
Изучение проблем (ситуации)
Прогноз развития ситуации и последствий
 
 

 


 

Изучение опыта решения подобной ситуации  


 

 

Иное

 


 

 

 


Рис.13.8.1 Системное изучение конкретной ситуации (СИКС)

практической, прогностической и иной деятельности, обобщения полученных результатов, принятия решений и т.д.;

- совершенствование способов, методов, процедур изучения ситуации, поведения людей в рассматриваемых ситуациях и т.д.,

разработка социальных, управленческих и иных инноваций, связанных с изучением, решением, необходимым и возможным использованием рассматриваемых ситуаций и т.д.

В некоторых случаях обучающиеся могут разрабатывать целевые программы реагирования на определенные «отрицательные» ситуации и влияющие факторы, предупреждения и ликвидации последствий их развития и т.д.;

- иное.

(4) - Обобщение (включая графическое обобщение) результатов системного изучения конкретной ситуации.

(5) - Получение, обработка и представление полученных результатов, формулирование выводов и предложений, принятие решения, подготовка рефератов, докладов, отчетов, статей и т.д. Одним из важных результатов изучения конкретной ситуации является конструирование концептуальной модели системы изучаемой ситуации.

(6) - Целесообразное использование межпредметных связей, обеспечивающих повышение эффективности и качества процессов изучения конкретной ситуации, перенос полученных актуальных знаний и умений в другие дисциплины, области знания и деятельности и т.д.

(7) - Выявление и учет взаимного влияния ситуации и внешней социальной, экономической, экологической, политической и иной среды.

(8) - Обратная связь.

Рассмотрение конкретной ситуации целесообразно осуществлять с одновременных и необходимым изучением ее «надсистемы» и взаимодействия с иными объектами внешней среды. При изучении состояния ситуации предлагается также учитывать момент и предпосылки ее возникновения.

Не менее важным является изучение динамики развития ситуации, прогноза ее дальнейшего функционирования и ожидаемых в этой связи последствий.

Метод СИКС способствует формированию и развитию умений и навыков системного мышления и системного подхода к изучению различных, в том числе проблемных, ситуаций.

 

Краткие выводы

 

1. Любая конкретная ситуация является специфическим моментом

и компонентом какой-то высшей по уровню системы и поэтому должна рассматриваться с учетом ее связей и отношений с подобной «надсистемой».

2. Анализ конкретной ситуации предполагает выделение и изучение ее содержания и всех составляющих ее структуры с последующим определением инвариантных компонентов («ядра»)

ситуации и синтезом выявленной информации.

3. Целесообразное использование предлагаемых в данном пособии приемов и системных методов способствует повышению эффективности изучения различных ситуаций.

4. Необходимым условием реализации технологии системного изучения ситуации является усвоение обучающимися деятельностей, способствующих эффективному и целостному познанию рассматриваемых ситуаций.

5. В рамках метода системного изучения конкретной ситуации может быть использован кейс-метод и иные методы анализа конкретной ситуации.

Как показали наши многолетние исследования, предлагаемый метод системного изучения конкретной (в том числе проблемной) ситуации позволяет повысить эффективность кейс-метода, существенно преобразовать существующие принципы его использования в учебном процессе.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Знакомы ли вы с методом анализа конкретных ситуаций? Если «да», то расскажите о его возможностях, с точки зрения решения каких-либо проблемных ситуаций?

2. Назовите любые конкретные ситуации, в изучении которых вы принимали участие.

3. Чем (на ваш взгляд) отличаются метод системного анализа конкретных ситуаций и кейс-метод?

4. Предложите способ реализации предлагаемого метода системного изучения конкретной ситуации с помощью современных информационных технологий.

 

Рекомендации

1. Предложенный в работе метод системного изучения конкретной ситуации (метод СИКС) может быть использован в процессе проведения лекционных, семинарских, практических, лабораторных и иных занятий.

2. Метод СИКС рекомендуется использовать в сочетании с иными

Методами анализа конкретных ситуаций (кейс-метод, метод решения изобретательских задач, «мозговой штурм» и др.).

3. Рекомендуется формирование «банка» ситуаций, а также средств методологического, методического, информационного, программного, технологического и иного обеспечения метода СИКС.

4. При выявлении и изучении ситуации (как явления и как системы) условно принимается момент ее статического состояния с тем, чтобы определить границы, структуру и «ядро» данной ситуации. На следующем этапе изучается функционирование и развитие рассматриваемой ситуации с учетом, например, условий и влияющих факторов.

 

Литература

13.8.1 Галиев Т.Т. Опережающее обучение на основе системного подхода: Учебно-методическое пособие. – Астана: Изд-во НЦОКО МОН РК, 2011. – 316 с.

13.8.2 Галиев Т.Т., Ибатуллин С.Р. Подготовка и проведение лекций с анализом конкретных ситуаций. – Джамбыл: Изд-во ДГМСИ, 1991. – 16 с.

13.8.3 Айсмонтас Б.Б. Теория обучения: Схемы и тесты. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 176 с.

13.8.4 Чернилевский Д. В. Дидактические технологии в высшей школе: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 437 с.

13.8.5 Маркетинг: активные методы обучения: учебное пособие / Т.Н.Парамонова, А.О.Блинов, Е.Н.Шереметьева, Г.В.Погодина. – М.: КНОРУС, 2007. – 416 с.

13.8.6 Матусевич А.П., Коровин С.В. Кейсы и кейс-стади: вопросы методологии. – М.: Магистр: ИНФРА-М, 2010. – 80 с.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 308; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.184.89 (0.028 с.)