![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 10. Опережающая информацияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Опережающая информация, включенная в содержание опережающего обучения, является его специфическим ресурсом и средством, преобразующим изучаемые дисциплины. Источником опережающей информации являются средства массовой информации, результаты научных исследований, передовые достижения во всех отраслях знаний и сферах деятельности, стратегии и т.д. Важным источником опережающей информации, обусловливающей опережающий стиль мышления, являются также системный, инновационный, технологический, исследовательский, проблемный, программно-целевой, практический и иные подходы (к организации и реализации опережающего обучения), инвариантами которых являются следующие составляющие: личностный (предполагающий в качестве ведущих ориентиров, основного содержания и критериев успешного обучения: общую и профессиональную культуру, мировоззрение, необходимые знания, умения и навыки, творческие способности, умений и навыков системного подхода и самоуправления, обращения с опережающей информацией и т.д.); творческий (подразумевающий поиск, обобщение и использование, а также исследование, разработку и внедрение инновационных средств, способов и механизмов достижения стратегических целей и решения поставленных задач, эффективного осуществления учебно-познавательной, теоретической и практической деятельности и т.д.); деятельностный (предполагающий организацию и осуществление целенаправленной, сознательной, системной, интенсивной и т.п. деятельности, ориентированной на получение планируемых результатов); оптимизационный (способствующий наиболее быстрому достижению целей и решению поставленных задач при минимизации затрат); целостный (обеспечивающий взаимосвязь всех компонентов и элементов опережающего обучения и реализацию каждого из них как составляющего целостной системы опережающей подготовки специалистов). С точки зрения опережающего обучения предлагается использовать понятие «опережающей информации», на основе которой может быть принято упреждающее решение. В целом принятие решений (субъектом, руководителем, государственными органами и должностными лицами и т.д.) должно основываться на объективной и опережающей информации. По сравнению с упреждающей информацией, опережающая информация имеет более широкий смысл и является важным ресурсом прогнозирования, стратегического планирования, научно-технического прогресса и т.д. Например, в экономике к опережающей информации относятся опережающие показатели, по изменению которых можно судить о направленности макроэкономических процессов, движении экономики в целом.
По мнению И.В.Прангишвили, существует системная закономерность, по которой процесс развития различных сложных объектов, событий или процессов значительно опережает процесс осознания (понимания) людьми этих событий и поэтому люди даже с хорошим аналитическим умом не успевают за это время осознать и понять происходящее, и поэтому часто не могут принять правильное решение. Для социальных систем необходимо информационное опережение [10.1]. Информацию о будущих, отдаленных последствиях принимаемого решения, оказывающую большое влияние на процесс выбора управленческого решения, Н.Л.Карданская называет информацией предвидения, которая имеет отношение к информационной системе (системе информационного обеспечения), представляющей собой систему сбора, хранения, накопления, поиска и передачи данных, применяемых в системе управления. При системном подходе система информационного обеспечения, проектируемая не под каждую функцию, а под комплекс функций управления, связанных между собой как последовательными, так и параллельными связями на основе единых данных, является интегрированной [10.2]. В работе [10.3] понятие «информация» трактуется как сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые воспринимают информационные системы (живые организмы, управляющие машины и др.) в процессе жизнедеятельности и работы. Кроме того в указанной работе [10.3] при раскрытии понятия педагогического прогнозирования упоминается опережающая информация о развитии соответствующих педагогических объектов, получаемая на основе специально организованного комплекса научных исследований с целью оптимизации содержания, методов, средств и организационных форм учебно-воспитательной деятельности. В философском словаре информация определяется как копия значимого для системы объекта, создаваемая на основе его отображения, представления в ином виде и предназначенная для использования в процессе управления [10.4]. В словаре по информатике под информацией понимается совокупность знаний о фактических данных и зависимость между ними [10.5].
Ю.В.Курносов и П.Ю.Конотопов считают, что сущность информации заключается в совокупности отраженных в ней признаков объектов, систем, явлений и процессов, выделенной из более обширного объема [10.6]. В работе [10.7] информация рассматривается в качестве совокупности различных сообщений об изменениях, происходящих в системе и окружающей среде. При этом информационное обеспечение предназначено для отражения информации, характеризующей состояние управляемого объекта и являющейся основой для принятия управленческих решений. В целом, как информация, так и опережающая информация еще не имеют своего однозначного определения. В повседневной жизни человек постоянно пользуется опережающей информацией, которая может и должна быть для него средством планирования, организации и эффективного, ресурсосберегающего осуществления учебно-познавательной, научной, практической и иной деятельности. Опережающая информация имеет непосредственную связь с понятием «информационное опережение», которое является необходимым условием для формирования и функционирования социальных, политических и иных систем, а также при принятии управленческих решений. Применительно к опережающей информации можно указать ряд требований, которым она должна удовлетворять, в том числе: адекватность информации, отражающей реальное и будущее состояние изучаемых объектов, с учетом выявленных закономерностей и тенденций их функционирования и развития; полнота информации, достигаемая в процессе реализации системного подхода, обусловливающего целостное познание рассматриваемых объектов окружающей действительности; релевантность информации, характеризующая необходимый, существенный и полезный объем используемой в учебном процессе информации, отвечающей целям опережающего обучения; объективность и точность информации, максимально достигаемая в процессе реализации системного подхода, обеспечивающего требуемую точность информации и минимизацию влияния на нее субъективного фактора; структурированность информации, эффективно получаемая и воспроизводимая с помощью технологии системного структурирования, изучения, представления информации о рассматриваемом объекте, существенно повышающей эффективность и продуктивность обращения с ней (информацией); специфичность информации, отвечающей поставленным целям и задачам опережающего обучения и подготовки специалистов, участвующих в планировании и реализации стратегий развития нашего общества и государства; доступность информации, обеспечиваемая с помощью необходимых форм, способов и средств ее представления, изучения и усвоения, осуществляемых на основе системного подхода; своевременность и непрерывность информации, обеспечивающие необходимую эффективность опережающего обучения и принятие управленческих решений. Опережающая информация имеет широкий смысл и может входить в структуру общей информации о любом объекте. Опережающая информация возникает всякий раз тогда, когда речь идет о будущем состоянии объекта, стратегических целях и задачах, об инновациях и инновационном развитии объекта, о решении проблем, об опережающем развитии личности и т.д.
Опережающая информация, по мнению Д.В.Чернилевского, может быть получена в процессе прогнозирования научных знаний, определяющих содержание профессионального обучения [10.8]. Важнейшим значением прогноза, по мнению К.С.Гаджиева является установление того, что нужно сделать сейчас, чтобы успешно решать поставленные задачи в будущем [10.9]. Под опережающей информацией подразумевается информация о целесообразном предстоящем поведении человека, о будущем состоянии и стратегии совершенствования, инновационного преобразования и развития объектов окружающей действительности, о возможных проблемах и путях их решения, о соответствующей в этой связи деятельности людей. Устойчивое развитие нашего общества и государства, стратегии обеспечения конкурентоспособности нашей экономики, производимых товаров и услуг, национальной безопасности и т.д. связано с опережающей информацией, обращение с которой требует соответствующей подготовки специалистов. Г.В.Атаманчук отличительной особенностью стратегии считает ее направленность на новое качество, новый уровень, новое состояние [10.10]. Целенаправленное структурирование опережающей информации способствует не только повышению эффективности обращения с ней, но и необходимой корректировке актуальной, используемой в настоящее время, информации. Под термином «обращение с информацией» подразумевается деятельность по созданию, накоплению, хранению, преобразованию, обработке, передаче и т.д. информации. Структурирование опережающей (как, впрочем, и любой иной) информации целесообразно производить на основе системного подхода, способствующего: во-первых, созданию целостного представления об изучаемом объекте и его целостному познанию; во-вторых, выявлению о нем системной информации, которая может быть использована в познавательной, теоретической, практической и иной деятельности субъекта. В.А.Ганзен рассматривает системное описание объекта как форму представления информации о его системной организации, в которой отражается состав, структура, функции и другие системные характеристики [10.11]. Выявленная таким образом системная информация может приобрести характер опережающей, если подобное системное описание осуществляется с учетом будущего состояния объекта. Всякое действие с объектом предполагает обращение с соответствующей информацией, в которой всегда можно выделить опережающую составляющую, отражающую будущее состояние данного объекта. При этом активизируется, условно говоря, «опережающее» мышление.
Если говорить о программе действий, то опережающая информация содержится во всех ее элементах, являясь своеобразным ориентиром и определенным ресурсом достижения стратегических целей. В этом смысле можно говорить об опережающей информации как вариативном компоненте ориентировочной основы выполняемой или предстоящей (познавательной, теоретической, практической и иной) деятельности субъекта. Обобщающим показателем конечной (опережающей) информации как ресурса является эффективность ее использования. Наличие цели обусловливает необходимость использования опережающей информации, содержание и характеристики которой требуют научного обоснования. Как полагают некоторые специалисты, эффективность информации равна отношению результата (ценности информации) к затратам (объему, насыщенности, достоверности, открытости информации). Ценность опережающей информации может определяться ее соответствием стратегическим задачам, эффективностью их решения, новизной полученных результатов и т.д. А.В.Панов рассматривает знание как стратегическую информацию, необходимую для формирования цели и построения кинематической траектории, а информацию как оперативные знания, используемые системой в динамическом процессе. Сущность информации состоит в ее коммуникативной функции, отражающей неразрывное единство источника информации (отражающего объекта) и приемника (управляющего субъекта), которые предполагают опережение реальных воздействий среды реакциями системы, а это возможно лишь при наличии цели, т.е. такого прогнозируемого результата, который удовлетворяет потребностям системы. Как утверждает А.В.Панов, цель - это опережающее отражение идеального состояния объективной реальности. При этом опережающее отражение происходит на основе использования следов прошлых воздействий для будущего поведения и построения его программы – модели потребного будущего [10.12]. Опережающая информация имеет непосредственное отношение к процессу управления, включающему сбор, обработку и передачу информации для выработки управленческого решения. При этом информация может рассматриваться как предмет, средство и продукт управленческой деятельности. В качестве инварианта опережающей информации может служить цель. Вместе с тем, именно цель служит основой для образования информации, имеющей опережающий характер и гибко реагирующей на любые колебания цели и программ ее реализации. По утверждению А.В.Панова, информация как системная категория, представляет собой сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Сущность информации состоит в ее коммуникативной функции, отражающей неразрывное системное единство источника информации (отражающего объект) и приемника (например, управляющего субъекта), которое предполагает опережение реальных воздействий среды реакциями системы, а это возможно лишь при наличии цели. Под целью в данном случае подразумевается опережающее отражение идеального состояния объективной реальности, такой прогнозируемый результат, который удовлетворяет потребностям системы. А.В.Панов рассматривает информацию в качестве оперативных знаний, используемых системой в динамическом процессе, а знания как стратегическую информацию, необходимую для формирования цели и построения кинематической траектории [10.12].
При использовании опережающей информации цель рассматривается как опережающее отражение идеального состояния объективной реальности. Примером использования «опережающих» знаний могут служить прогнозная, изобретательская, инновационная и т.п. деятельности. Системность определенного знания предполагает наличие в его содержании целостного описания изученных объектов, включая прогноз их будущего состояния. Данное обстоятельство, а также определенная связь рассматриваемой информации об объекте с некой целью, в аспекте которой формировались определенные знания о данном объекте, позволяет нам говорить о конкретных явлениях использования «обычной» информации в качестве опережающей. Одна из схем «создания» опережающей информации показана на рис.10.1, где: 1 – изучаемый объект: система актуальной информации (информационные системы), используемая в учебном, научном и ином процессе учебного заведения; 1.1 – прошлое состояние изучаемого объекта; 1.2 – будущее состояние изучаемого объекта; 2 – надсистемы: наука, область наук; область знаний и деятельности, к которым относятся изучаемые объекты и в контексте которых данные объекты (информационные системы и информация в целом) изучается; 2.1 – прошлое состояние рассматриваемых надсистем; 2.2 – будущее состояние рассматриваемых надсистем; 3 – подсистемы: составляющие структуры изучаемой системы актуальной информации (информационных систем): 3.1 – прошлое состояние рассматриваемых подсистем; 3.2 – будущее состояние рассматриваемых подсистем. В соответствие с данной схемой рассматривается динамика изменения изучаемой актуальной информации (информационных систем) в пространстве (по вертикали) и во времени (по горизонтали).
Краткие выводы 1. Опережающая информация является информацией о целесообразном предстоящем поведении человека, о будущем состоянии и стратегии совершенствования, инновационного преобразования и развития объектов окружающей действительности, о возможных проблемах и путях их решения, о соответствующей в этой связи деятельности людей. 2. Опережающая информация имеет непосредственную связь с понятием «информационное опережение», которое является необходимым условием для формирования и функционирования социальных, политических и иных систем, а также при принятии управленческих решений. 3. Всякое действие с объектом предполагает наличие о нем опережающей информации, которая связана с поставленными целями и стратегией их реализации, обусловливает опережающий характер мышления.
Рис.10.1 Изменение состояний изучаемой системы актуальной информации 4. Ценность опережающей информации может определяться ее соответствием стратегическим задачам, эффективностью их решения, новизной полученных результатов и т.д. 5. Опережающая информация имеет широкий смысл и может входить в структуру общей информации о любом объекте. Опережающая информация возникает всякий раз тогда, когда речь идет о будущем состоянии объекта, стратегических целях и задачах, об инновациях и инновационном развитии объекта, о решении проблем, об опережающем развитии личности и т.д. 6. В процессе опережающего обучения всякое действие с объектом предполагает обращение с информацией, в которой всегда можно выделить опережающую составляющую, отражающую будущее состояние данного объекта. 7. В качестве инварианта опережающей информации может служить цель. Вместе с тем, именно цель служит основой для образования информации, имеющей опережающий характер и гибко реагирующей на любые колебания цели и программ ее реализации. 8. Системность определенного знания предполагает наличие в его содержании целостного описания изученных объектов, включая прогноз их будущего состояния. Наличие цели, с которой изучается объект, а также ожидаемых результатов придает опережающий характер практически любой информации. С момента, когда человек просыпается утром он привычно «включает» для себя опережающее мышление. Используемая при этом информация может быть рассмотрена как опережающая. Рекомендации 1. В качестве источников опережающей информации могут быть использованы документы, отражающие: стратегию и стратегические планы развития экономики, общества и государства; перспективы научно-технического и технологического прогресса; перспективы развития конкретной отрасли экономики; направления и требования устойчивого развития Казахстана; тенденции развития мировых (экономических, политических и иных) процессов; инновационные процессы; цели и стратегию развития учебного заведения, будущее (планируемое) состояние его выпускников и т.д. 2. Определяющими для реализации опережающей подготовки специалистов являются опережающие составляющие содержания образования. При этом в качестве одного из ведущих механизмов опережающей подготовки специалистов выступает опережающий смысл (и содержание) соответствующих стандартов. 3. Опережающее отражение в процессе обучения объектов, явлений и процессов окружающей (экономической, социальной, политической, правовой, экологической и иной) действительности способствует формированию у будущих специалистов умений, навыков (компетенции) информационного опережения. Как показывают предварительные исследования, развитие подобных умений обращения с опережающей информацией существенно влияет на формирование инновационного и прогностического мышления. Опережающее познание окружающей действительности и опережающее формирование эффективных способов мышления, осуществляемых в процессе опережающего обучения, могут играть важную роль в опережающем развитии личности будущего специалиста. 4. Информационное опережение, выявление, производство и эффективное использование опережающей информации должно стать важной характеристикой современного управления и специалистов, осуществляющих разработку и принятие управленческих решений. 5. Эффективность и устойчивость функционирования целостной системы опережающей подготовки специалистов во многом зависит от соответствующего информационного обеспечения, включая опережающую информацию. При этом будущие специалисты должны уметь не только обращаться с опережающей информацией, но и производить ее в своей профессиональной деятельности (инновации, стратегические планы, изобретения и т.п.).
Вопросы и задания для самоконтроля 1. Что представляет собой информация? 2. Какова цель получения и использования опережающей информации в деятельности людей? 3. Каким образом опережающая информация используется в процессе обучения? 4. Какое значение играет опережающая информация в принятии управленческого решения?
Литература 10.1 Прангишвили С.Н. Системный подход, системное мышление и энтропизация фундаментальных знаний // Проблемы управления, 2003, № 1. – С.3-7. 10.2 Карданская Н.Л. Принятие управленческого решения: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. – 407 с. 10.3 Сарыбеков М.Н., Сыдыкназаров М.К. Словарь науки. Общенаучные термины и определения, науковедческие понятия и категории: Учебное пособие. – Алматы: Триумф «Т», 2008. – 504 с. 10.4 Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова. – М.: Республика, 2001. – 719 с. 10.5 Першиков В.И., Савинков В.М. Толковый словарь по информатике. – 2-е изд., доп. – М.: Финансы и статистика, 1995. – 544 с. 10.6 Курносов Ю.В., Конотопов П.Ю. Аналитика: методология, технология и организация информационно-аналитической работы. – М.: «Русаки», 2004. – 438 с. 10.7 Информационные технологии управления: Учебное пособие для вузов / Под ред. Г.А.Титоренко – 2-е изд., доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 439 с. 10.8 Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 437 с. 10.9 Гаджиев К.С. Политология: Учебник для вузов. – М.: Логос, 2007. – 488 с. 10.10 Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: курс лекций. – М.: Омега-Л, 2006. – 584 с. 10.11 Ганзен В.А. Системные описания в психологии. – Ленинград: Изд-во Ленинградского ун-та, 1984. – 176 с. 10.12 Панов А.В. Разработка управленческих решений: Информационные технологии. Учебное пособие для вузов. – М.: Горячая линия - Телеком, 2004. – 157 с.
|
||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 686; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.230.90 (0.014 с.) |