Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 10. Опережающая информация

Поиск

Опережающая информация, включенная в содержание опережающего обучения, является его специфическим ресурсом и средством, преобразующим изучаемые дисциплины. Источником опережающей информации являются средства массовой информации, результаты научных исследований, передовые достижения во всех отраслях знаний и сферах деятельности, стратегии и т.д. Важным источником опережающей информации, обусловливающей опережающий стиль мышления, являются также системный, инновационный, технологический, исследовательский, проблемный, программно-целевой, практический и иные подходы (к организации и реализации опережающего обучения), инвариантами которых являются следующие составляющие:

личностный (предполагающий в качестве ведущих ориентиров, основного содержания и критериев успешного обучения: общую и профессиональную культуру, мировоззрение, необходимые знания, умения и навыки, творческие способности, умений и навыков системного подхода и самоуправления, обращения с опережающей информацией и т.д.);

творческий (подразумевающий поиск, обобщение и использование, а также исследование, разработку и внедрение инновационных средств, способов и механизмов достижения стратегических целей и решения поставленных задач, эффективного осуществления учебно-познавательной, теоретической и практической деятельности и т.д.);

деятельностный (предполагающий организацию и осуществление целенаправленной, сознательной, системной, интенсивной и т.п. деятельности, ориентированной на получение планируемых результатов);

оптимизационный (способствующий наиболее быстрому достижению целей и решению поставленных задач при минимизации затрат);

целостный (обеспечивающий взаимосвязь всех компонентов и элементов опережающего обучения и реализацию каждого из них как составляющего целостной системы опережающей подготовки специалистов).

С точки зрения опережающего обучения предлагается использовать понятие «опережающей информации», на основе которой может быть принято упреждающее решение. В целом принятие решений (субъектом, руководителем, государственными органами и должностными лицами и т.д.) должно основываться на объективной и опережающей информации. По сравнению с упреждающей информацией, опережающая информация имеет более широкий смысл и является важным ресурсом прогнозирования, стратегического планирования, научно-технического прогресса и т.д. Например, в экономике к опережающей информации относятся опережающие показатели, по изменению которых можно судить о направленности макроэкономических процессов, движении экономики в целом.

По мнению И.В.Прангишвили, существует системная закономерность, по которой процесс развития различных сложных объектов, событий или процессов значительно опережает процесс осознания (понимания) людьми этих событий и поэтому люди даже с хорошим аналитическим умом не успевают за это время осознать и понять происходящее, и поэтому часто не могут принять правильное решение. Для социальных систем необходимо информационное опережение [10.1].

Информацию о будущих, отдаленных последствиях принимаемого решения, оказывающую большое влияние на процесс выбора управленческого решения, Н.Л.Карданская называет информацией предвидения, которая имеет отношение к информационной системе (системе информационного обеспечения), представляющей собой систему сбора, хранения, накопления, поиска и передачи данных, применяемых в системе управления. При системном подходе система информационного обеспечения, проектируемая не под каждую функцию, а под комплекс функций управления, связанных между собой как последовательными, так и параллельными связями на основе единых данных, является интегрированной [10.2].

В работе [10.3] понятие «информация» трактуется как сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые воспринимают информационные системы (живые организмы, управляющие машины и др.) в процессе жизнедеятельности и работы. Кроме того в указанной работе [10.3] при раскрытии понятия педагогического прогнозирования упоминается опережающая информация о развитии соответствующих педагогических объектов, получаемая на основе специально организованного комплекса научных исследований с целью оптимизации содержания, методов, средств и организационных форм учебно-воспитательной деятельности.

В философском словаре информация определяется как копия значимого для системы объекта, создаваемая на основе его отображения, представления в ином виде и предназначенная для использования в процессе управления [10.4]. В словаре по информатике под информацией понимается совокупность знаний о фактических данных и зависимость между ними [10.5].

Ю.В.Курносов и П.Ю.Конотопов считают, что сущность информации заключается в совокупности отраженных в ней признаков объектов, систем, явлений и процессов, выделенной из более обширного объема [10.6].

В работе [10.7] информация рассматривается в качестве совокупности различных сообщений об изменениях, происходящих в системе и окружающей среде. При этом информационное обеспечение предназначено для отражения информации, характеризующей состояние управляемого объекта и являющейся основой для принятия управленческих решений.

В целом, как информация, так и опережающая информация еще не имеют своего однозначного определения.

В повседневной жизни человек постоянно пользуется опережающей информацией, которая может и должна быть для него средством планирования, организации и эффективного, ресурсосберегающего осуществления учебно-познавательной, научной, практической и иной деятельности. Опережающая информация имеет непосредственную связь с понятием «информационное опережение», которое является необходимым условием для формирования и функционирования социальных, политических и иных систем, а также при принятии управленческих решений.

Применительно к опережающей информации можно указать ряд требований, которым она должна удовлетворять, в том числе:

адекватность информации, отражающей реальное и будущее состояние изучаемых объектов, с учетом выявленных закономерностей и тенденций их функционирования и развития;

полнота информации, достигаемая в процессе реализации системного подхода, обусловливающего целостное познание рассматриваемых объектов окружающей действительности;

релевантность информации, характеризующая необходимый, существенный и полезный объем используемой в учебном процессе информации, отвечающей целям опережающего обучения;

объективность и точность информации, максимально достигаемая в процессе реализации системного подхода, обеспечивающего требуемую точность информации и минимизацию влияния на нее субъективного фактора;

структурированность информации, эффективно получаемая и воспроизводимая с помощью технологии системного структурирования, изучения, представления информации о рассматриваемом объекте, существенно повышающей эффективность и продуктивность обращения с ней (информацией);

специфичность информации, отвечающей поставленным целям и

задачам опережающего обучения и подготовки специалистов, участвующих в планировании и реализации стратегий развития нашего общества и государства;

доступность информации, обеспечиваемая с помощью необходимых форм, способов и средств ее представления, изучения и усвоения, осуществляемых на основе системного подхода;

своевременность и непрерывность информации, обеспечивающие необходимую эффективность опережающего обучения и принятие управленческих решений.

Опережающая информация имеет широкий смысл и может входить в структуру общей информации о любом объекте. Опережающая информация возникает всякий раз тогда, когда речь идет о будущем состоянии объекта, стратегических целях и задачах, об инновациях и инновационном развитии объекта, о решении проблем, об опережающем развитии личности и т.д.

Опережающая информация, по мнению Д.В.Чернилевского, может быть получена в процессе прогнозирования научных знаний, определяющих содержание профессионального обучения [10.8].

Важнейшим значением прогноза, по мнению К.С.Гаджиева является установление того, что нужно сделать сейчас, чтобы успешно решать поставленные задачи в будущем [10.9].

Под опережающей информацией подразумевается информация о целесообразном предстоящем поведении человека, о будущем состоянии и стратегии совершенствования, инновационного преобразования и развития объектов окружающей действительности, о возможных проблемах и путях их решения, о соответствующей в этой связи деятельности людей.

Устойчивое развитие нашего общества и государства, стратегии обеспечения конкурентоспособности нашей экономики, производимых товаров и услуг, национальной безопасности и т.д. связано с опережающей информацией, обращение с которой требует соответствующей подготовки специалистов.

Г.В.Атаманчук отличительной особенностью стратегии считает ее направленность на новое качество, новый уровень, новое состояние [10.10].

Целенаправленное структурирование опережающей информации способствует не только повышению эффективности обращения с ней, но и необходимой корректировке актуальной, используемой в настоящее время, информации.

Под термином «обращение с информацией» подразумевается деятельность по созданию, накоплению, хранению, преобразованию, обработке, передаче и т.д. информации.

Структурирование опережающей (как, впрочем, и любой иной) информации целесообразно производить на основе системного подхода, способствующего:

во-первых, созданию целостного представления об изучаемом объекте и его целостному познанию;

во-вторых, выявлению о нем системной информации, которая может быть использована в познавательной, теоретической, практической и иной деятельности субъекта.

В.А.Ганзен рассматривает системное описание объекта как форму представления информации о его системной организации, в которой отражается состав, структура, функции и другие системные характеристики [10.11]. Выявленная таким образом системная информация может приобрести характер опережающей, если подобное системное описание осуществляется с учетом будущего состояния объекта.

Всякое действие с объектом предполагает обращение с соответствующей информацией, в которой всегда можно выделить опережающую составляющую, отражающую будущее состояние данного объекта. При этом активизируется, условно говоря, «опережающее» мышление.

Если говорить о программе действий, то опережающая информация содержится во всех ее элементах, являясь своеобразным ориентиром и определенным ресурсом достижения стратегических целей. В этом смысле можно говорить об опережающей информации как вариативном компоненте ориентировочной основы выполняемой или предстоящей (познавательной, теоретической, практической и иной) деятельности субъекта.

Обобщающим показателем конечной (опережающей) информации как ресурса является эффективность ее использования. Наличие цели обусловливает необходимость использования опережающей информации, содержание и характеристики которой требуют научного обоснования. Как полагают некоторые специалисты, эффективность информации равна отношению результата (ценности информации) к затратам (объему, насыщенности, достоверности, открытости информации). Ценность опережающей информации может определяться ее соответствием стратегическим задачам, эффективностью их решения, новизной полученных результатов и т.д.

А.В.Панов рассматривает знание как стратегическую информацию, необходимую для формирования цели и построения кинематической траектории, а информацию как оперативные знания, используемые системой в динамическом процессе. Сущность информации состоит в ее коммуникативной функции, отражающей неразрывное единство источника информации (отражающего объекта) и приемника (управляющего субъекта), которые предполагают опережение реальных воздействий среды реакциями системы, а это возможно лишь при наличии цели, т.е. такого прогнозируемого результата, который удовлетворяет потребностям системы.

Как утверждает А.В.Панов, цель - это опережающее отражение идеального состояния объективной реальности. При этом опережающее отражение происходит на основе использования следов прошлых воздействий для будущего поведения и построения его программы – модели потребного будущего [10.12].

Опережающая информация имеет непосредственное отношение к процессу управления, включающему сбор, обработку и передачу информации для выработки управленческого решения. При этом информация может рассматриваться как предмет, средство и продукт управленческой деятельности.

В качестве инварианта опережающей информации может служить цель. Вместе с тем, именно цель служит основой для образования информации, имеющей опережающий характер и гибко реагирующей на любые колебания цели и программ ее реализации.

По утверждению А.В.Панова, информация как системная категория, представляет собой сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Сущность информации состоит в ее коммуникативной функции, отражающей неразрывное системное единство источника информации (отражающего объект) и приемника (например, управляющего субъекта), которое предполагает опережение реальных воздействий среды реакциями системы, а это возможно лишь при наличии цели. Под целью в данном случае подразумевается опережающее отражение идеального состояния объективной реальности, такой прогнозируемый результат, который удовлетворяет потребностям системы. А.В.Панов рассматривает информацию в качестве оперативных знаний, используемых системой в динамическом процессе, а знания как стратегическую информацию, необходимую для формирования цели и построения кинематической траектории [10.12].

При использовании опережающей информации цель рассматривается как опережающее отражение идеального состояния объективной реальности.

Примером использования «опережающих» знаний могут служить прогнозная, изобретательская, инновационная и т.п. деятельности.

Системность определенного знания предполагает наличие в его содержании целостного описания изученных объектов, включая прогноз их будущего состояния. Данное обстоятельство, а также определенная связь рассматриваемой информации об объекте с некой целью, в аспекте которой формировались определенные знания о данном объекте, позволяет нам говорить о конкретных явлениях использования «обычной» информации в качестве опережающей.

Одна из схем «создания» опережающей информации показана на рис.10.1, где:

1 – изучаемый объект: система актуальной информации (информационные системы), используемая в учебном, научном и ином процессе учебного заведения;

1.1 – прошлое состояние изучаемого объекта;

1.2 – будущее состояние изучаемого объекта;

2 – надсистемы: наука, область наук; область знаний и

деятельности, к которым относятся изучаемые объекты и в контексте которых данные объекты (информационные системы и информация в целом) изучается;

2.1 – прошлое состояние рассматриваемых надсистем;

2.2 – будущее состояние рассматриваемых надсистем;

3 – подсистемы: составляющие структуры изучаемой системы актуальной информации (информационных систем):

3.1 – прошлое состояние рассматриваемых подсистем;

3.2 – будущее состояние рассматриваемых подсистем.

В соответствие с данной схемой рассматривается динамика изменения изучаемой актуальной информации (информационных систем) в пространстве (по вертикали) и во времени (по горизонтали).

 

Краткие выводы

1. Опережающая информация является информацией о целесообразном предстоящем поведении человека, о будущем состоянии и стратегии совершенствования, инновационного преобразования и развития объектов окружающей действительности, о возможных проблемах и путях их решения, о соответствующей в этой связи деятельности людей.

2. Опережающая информация имеет непосредственную связь с понятием «информационное опережение», которое является необходимым условием для формирования и функционирования социальных, политических и иных систем, а также при принятии управленческих решений.

3. Всякое действие с объектом предполагает наличие о нем опережающей информации, которая связана с поставленными целями и стратегией их реализации, обусловливает опережающий характер мышления.

 

Цель
Состояние надсистемы   Состояние изучаемых объектов как систем   Состояние подсистем
2 Надсистема наука, области наук, области знаний и деятельности, к которым относится изучаемый объект (система актуальной информации)
2.1   Прошлое состояние надсисте-мы
2.2   Будущее состояние надсисте-мы
1 Объекты   система актуальной информации, используемой в учебном процессе (информационные системы)
1.1   Прошлое состояние изучаемых объектов
1.2   Будущее состояние изучаемых объектов
3 Составляющие системы актуальной информации, используемой в учебном процессе   Подсистемы
3.1   Прошлое состояние подсистем
3.2   Будущее состояние подсистем

 

 


Рис.10.1 Изменение состояний изучаемой системы

актуальной информации

4. Ценность опережающей информации может определяться ее соответствием стратегическим задачам, эффективностью их решения, новизной полученных результатов и т.д.

5. Опережающая информация имеет широкий смысл и может входить в структуру общей информации о любом объекте.

Опережающая информация возникает всякий раз тогда, когда речь идет о будущем состоянии объекта, стратегических целях и задачах, об инновациях и инновационном развитии объекта, о решении проблем, об опережающем развитии личности и т.д.

6. В процессе опережающего обучения всякое действие с объектом предполагает обращение с информацией, в которой всегда можно выделить опережающую составляющую, отражающую будущее состояние данного объекта.

7. В качестве инварианта опережающей информации может

служить цель. Вместе с тем, именно цель служит основой для образования информации, имеющей опережающий характер и гибко реагирующей на любые колебания цели и программ ее реализации.

8. Системность определенного знания предполагает наличие в его содержании целостного описания изученных объектов, включая прогноз их будущего состояния.

Наличие цели, с которой изучается объект, а также ожидаемых результатов придает опережающий характер практически любой информации.

С момента, когда человек просыпается утром он привычно «включает» для себя опережающее мышление. Используемая при этом информация может быть рассмотрена как опережающая.

Рекомендации

1. В качестве источников опережающей информации могут быть использованы документы, отражающие: стратегию и стратегические планы развития экономики, общества и государства; перспективы научно-технического и технологического прогресса; перспективы развития конкретной отрасли экономики; направления и требования устойчивого развития Казахстана; тенденции развития мировых (экономических, политических и иных) процессов; инновационные процессы; цели и стратегию развития учебного заведения, будущее (планируемое) состояние его выпускников и т.д.

2. Определяющими для реализации опережающей подготовки специалистов являются опережающие составляющие содержания образования. При этом в качестве одного из ведущих механизмов опережающей подготовки специалистов выступает опережающий смысл

(и содержание) соответствующих стандартов.

3. Опережающее отражение в процессе обучения объектов, явлений и процессов окружающей (экономической, социальной, политической, правовой, экологической и иной) действительности способствует формированию у будущих специалистов умений, навыков (компетенции) информационного опережения. Как показывают предварительные исследования, развитие подобных умений обращения с опережающей информацией существенно влияет на формирование инновационного и прогностического мышления.

Опережающее познание окружающей действительности и опережающее формирование эффективных способов мышления, осуществляемых в процессе опережающего обучения, могут играть важную роль в опережающем развитии личности будущего специалиста.

4. Информационное опережение, выявление, производство и эффективное использование опережающей информации должно стать важной характеристикой современного управления и специалистов, осуществляющих разработку и принятие управленческих решений.

5. Эффективность и устойчивость функционирования целостной системы опережающей подготовки специалистов во многом зависит от соответствующего информационного обеспечения, включая опережающую информацию. При этом будущие специалисты должны уметь не только обращаться с опережающей информацией, но и производить ее в своей профессиональной деятельности (инновации, стратегические планы, изобретения и т.п.).

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что представляет собой информация?

2. Какова цель получения и использования опережающей информации в деятельности людей?

3. Каким образом опережающая информация используется в процессе обучения?

4. Какое значение играет опережающая информация в принятии управленческого решения?

Сформулируйте свое определение опережающей информации ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Литература

10.1 Прангишвили С.Н. Системный подход, системное мышление и энтропизация фундаментальных знаний // Проблемы управления, 2003, № 1. – С.3-7.

10.2 Карданская Н.Л. Принятие управленческого решения: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. – 407 с.

10.3 Сарыбеков М.Н., Сыдыкназаров М.К. Словарь науки. Общенаучные термины и определения, науковедческие понятия и категории: Учебное пособие. – Алматы: Триумф «Т», 2008. – 504 с.

10.4 Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова. – М.: Республика, 2001. – 719 с.

10.5 Першиков В.И., Савинков В.М. Толковый словарь по информатике. – 2-е изд., доп. – М.: Финансы и статистика, 1995. – 544 с.

10.6 Курносов Ю.В., Конотопов П.Ю. Аналитика: методология, технология и организация информационно-аналитической работы. – М.: «Русаки», 2004. – 438 с.

10.7 Информационные технологии управления: Учебное пособие для вузов / Под ред. Г.А.Титоренко – 2-е изд., доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 439 с.

10.8 Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 437 с.

10.9 Гаджиев К.С. Политология: Учебник для вузов. – М.: Логос, 2007. – 488 с.

10.10 Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: курс лекций. – М.: Омега-Л, 2006. – 584 с.

10.11 Ганзен В.А. Системные описания в психологии. – Ленинград: Изд-во Ленинградского ун-та, 1984. – 176 с.

10.12 Панов А.В. Разработка управленческих решений: Информационные технологии. Учебное пособие для вузов. – М.: Горячая линия - Телеком, 2004. – 157 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 675; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.147.141 (0.015 с.)