Критерии эффективности информационных технологий



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Критерии эффективности информационных технологий



 

В качестве достаточно универсального общего критерия эффективности любых видов технологий можно использовать экономию социального времени, которая достигается в результате их практического использования. Эффективность этого критерия особенно хорошо проявляется на примере информационных технологий. Какие же виды информационных технологий представляются с точки зрения этого критерия наиболее перспективными сегодня и в ближайшем будущем? Необходимость экономии социального времени ориентирует наше внимание, в первую очередь, на технологии, связанные с наиболее массовыми информационными процессами, оптимизация которых, как представляется, и должна дать наибольшую экономию социального времени именно благодаря их широкому и многократному использованию.

 

Информационные технологии подготовки текстов

 

К массовым технологиям современного общества прежде всего относятся информационные технологии подготовки, хранения, обработки и копирования текстовой информации. Здесь в первую очередь необходимо выделить компьютерные технологии подготовки текстов при помощи персональных ЭВМ. Эти технологии в настоящее время являются наиболее массовыми, так как охватываемые ими процедуры занимают более половины рабочего времени большинства работников информационной сферы. Заметим, что к числу таких работников сегодня можно отнести не только различного рода конторских служащих, но и многих специалистов в области финансов и экономики, а также административно-управленческий аппарат предприятий и учреждений.

В качестве перспективных направлений дальнейшего развития этих технологий можно указать следующие.

Скорейшее и все более широкое распространение этих технологий на все сферы деятельности общества, так как в настоящее время в России и странах СНГ большое количество текстовых документов все еще продолжает подготавливаться традиционным способом при помощи пишущих машинок. Это не только увеличивает затраты труда, времени и бумаги на подготовку и редактирование документов, но также существенно затрудняет последующее хранение и передачу этих документов в электронной форме.

Социально-технологическая проблема здесь заключается в том, что, вступая в информационное общество,

мы, тем не менее, продолжаем плодить колоссальное количество бумажных документов, значительную часть которых затем придется переводить в электронную форму для архивного хранения, компьютерного анализа или же для передачи по каналам связи удаленным пользователям. Для решения этой проблемы необходимо на общегосударственном уровне всемерно поддерживать развитие и широкое внедрение в социальную практику автоматизированных информационных технологий подготовки текстов, сделать их освоение обязательной принадлежностью учебных программ школьного и специального образования, а также переподготовки и повышения квалификации управленческого персонала.

Необходимо также более решительно и широко применять организационные меры, регламентирующие обязательное представление авторами электронных копий документов, когда речь идет о научных статьях, отчетах, диссертациях, проектах законодательных актов, технической документации и т. п.

Представляются перспективными также работы по «интеллектуализации» этого, казалось бы, хорошо освоенного вида технологий путем включения в их состав программ самообучения операторов и автоматического контроля за их работой, а также различного рода программ поиска и устранения ошибок, внесения редакторских правок, монтажа текстов, перенумерации страниц и т. п.

Исключительно важной является также проблема создания дружественных (в том числе пиктографических) интерфейсов различных текстовых редакторов с пользователями, а также автоматизация перекодировки файлов из формата одного текстового редактора в другие.

Все эти, казалось бы, совершенно малозначительные технологические усовершенствования на самом деле могут в совокупности дать серьезную экономию социального времени, так как они будут содействовать скорейшей ассимиляции этих массовых технологий культурой нашего общества, которое становится все более и более информационным.

2.5. Информатизация общества и проблемы образования

Современный мир и проблема образования

 

Условия существования человечества на пороге третьего тысячелетия настоятельно требуют скорейшего перехода к новой стратегии развития общества на основе широкомасштабного использования знаний и информации как стратегических ресурсов развития, а также перспективных высокоэффективных технологий как основных инструментов этого развития.

Именно поэтому в последние годы в мировом научном сообществе начинает все более четко осознаваться возрастание роли образования в процессе дальнейшего развития цивилизации. При этом система образования начинает восприниматься уже не только как важнейший фактор технологического и социально-экономического развития той или иной страны, но также и как стратегический фактор выживания цивилизации, преодоления ее глобального кризиса [40, 122].

Вместе с тем, большинство исследователей вполне обоснованно считают, что необходима радикальная перестройка существующей системы образования, которая уже не отвечает современным требованиям и не может обеспечить своевременной подготовки людей к будущему, стремительно приближающемуся и ставящему перед человечеством все новые и новые глобальные проблемы. Эти проблемы, называемые в научной литературе вызовами XXI века, и должны сегодня определять содержание образования, его стратегическую целевую ориентацию [123].

Над проблемой определения стратегии реформирования и дальнейшего развития системы образования работают сейчас специалисты многих стран мира. Так например, Япония формирует свою новую национальную программу развития системы образования на период до 2015 года, а Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) приступила в 1998 году к подготовке прогнозного доклада: «ЮНЕСКО: горизонты 2020 года», в котором значительное внимание уделяется облику перспективной системы образования.

Предложения по реформированию системы образования в последние годы активно разрабатываются и обсуждаются в России. В настоящее время разработана «Национальная доктрина образования в Российской федерации», которая будет утверждена федеральным законом и станет концептуальной основой для реформирования и дальнейшего развития системы образования в России на период до 2025 года [42].

Стратегические цели образования впервые рассматриваются в доктрине в тесной увязке с важнейшими проблемами развития российского общества и определяются следующим образом:

— преодоление социально-экономического и духовного кризиса, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности;

— восстановление статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, науки, высоких технологий и экономики;

— преодоление глобального кризиса цивилизации и переход мирового сообщества на путь устойчивого развития.

Естественно, что достижение этих целей требует качественно нового уровня развития интеллектуального, духовного, технологического и экономического потенциала России, который должен соответствовать характеру, масштабам и значимости решаемых ею проблем. Обеспечение достижения этого уровня и является главной стратегической целью развития российской системы образования на период до 2025 года.

 

Вызовы XXI века и новые задачи системы образования

 

Проект национальной доктрины образования в Российской Федерации был рассмотрен и, в основном, одобрен на парламентских слушаниях, которые были организованы и проведены Комитетом по науке и образованию Государственной Думы в ноябре 1999 года. Этому событию предшествовала большая работа специалистов в области науки и образования, в результате которой было подготовлено несколько различных вариантов проекта доктрины. В разработке одного из них, подготовленного Международной академией наук высшей школы, принимал активное участие и автор настоящего пособия [41].

В этом проекте были проанализированы наиболее важные вызовы XXI века и определены те новые задачи, которые должны определять ценностные ориентации системы образования на ближайшие десятилетия XXI века.

Применительно к содержанию проблем социальной информатики наибольший интерес представляют следующие вызовы.

Информационный вызов (необходимость перехода к информационному обществу и адаптации людей к новой информационной среде обитания, проблема информационного неравенства). Он требует усиления информационной ориентации системы образования, развития информационной культуры общества, расширения подготовки специалистов для широкого применения информационных технологий, в том числе в сфере образования и дистанционных форм обучения.

Динамический вызов (отставание общественного сознания от динамики развития глобальных проблем). Он требует усиления фундаментализации образования, реализации идей и принципов опережающего образования, формирования у обучающихся планетарного мышления, введения новых дисциплин: глобалистики, прогностики, синергетики, методов системного моделирования и прогнозирования, фундаментальных основ информатики.

Таким образом, наиболее важными отличительными чертами перспективной системы образования, которая оказалась бы способной найти необходимые ответы на вызовы XXI века, должны стать следующие [43]:

фундаментализация образования, что должно существенным образом повысить его качество;

опережающий характер всей системы образования, ее нацеленность на проблемы наступающей постиндустриальной цивилизации и развитие творческих способностей человека;

• существенно большая доступность системы образования за счет широкого использования методов дистанционного обучения и самообразования на основе перспективных информационных и телекоммуникационных технологий.

В перспективной системе образования особое место должно быть уделено проблеме существенного расширения высшей школы, которое и должно обеспечить необходимое для условий XXI века количество специалистов с высшим образованием. Ведь для успешного технологического развития страны уже в современных условиях необходимо, чтобы доля специалистов с высшим образованием составляла не менее 20—25% от общей численности занятого населения. Это требование обусловлено высоким уровнем современных технологий, которые аккумулируют в себе передовые достижения научно-технического прогресса.

Основные направления формирования компонентов перспективной системы образования

Что же касается качественных сторон дальнейшего развития системы образования, то здесь на первый план выступают проблемы его фундаментализации и преодоления существующей в настоящее время разобщенности естественнонаучного и гуманитарного образования, а также сложившейся в последние годы слишком узкой специализации многих учебных дисциплин, их чрезмерной прагматической ориентации. Эти особенности существующей системы образования затрудняют формирование у людей целостностных представлений о многих явлениях природы и общества и о закономерностях их дальнейшего развития.

Фундаментализация образования предполагает еговсе большую ориентацию на изучение фундаментальных законов природы и общества, а также природы и назначения самого человека. Именно это должно позволить людям самостоятельно находить и принимать ответственные решения в условиях неопределенности, в критических и стрессовых ситуациях, а также в тех случаях, когда сталкиваются с новыми весьма сложными природными и социальными явлениями. Научные знания и высокие нравственные принципы являются в этих случаях единственной надежной опорой.

Под термином фундаментализация в дальнейшем понимается существенное повышение качества образования и уровня образованности людей, его получающих, за счет соответствующего изменения содержания изучаемых дисциплин и методологии реализации учебного процесса.

Для достижения целей фундаментализации образования представляется необходимым [44]:

1) переместить фокус внимания преподавателей и учащихся с проблемы изучения прагматических знаний на проблемы развития общей культуры человека на основе познания лучших достижений цивилизации, а также на формирование научных форм системного мышления;

2) изменить содержание и методологию учебного процесса таким образом, чтобы, помимо изучения истории развития культуры общества и процесса формирования современной науки, которые безусловно необходимы для общего развития каждого человека, значительная часть времени уделялась выработке современных представлений о целостном содержании системы наук, перспективах ее дальнейшего развития.

Другими словами, акцент должен быть сделан на изучении наиболее фундаментальных законов природы и общества в их современном понимании. С этой целью представляется целесообразным уже сегодня разработать и ввести в систему образования ряд новых учебных дисциплин, обобщающих последние достижения фундаментальной науки в таких областях научного знания, как синергетика, глобалистика, ноосферология, теоретическая и социальная информатика, геополитика и безопасность, информационная безопасность и некоторые другие.

При этом хотелось бы подчеркнуть, что речь идет не о простом увеличении количества изучаемых дисциплин, а о формировании принципиально новых фундаментальных учебных курсов для системы образования, ориентированных на формирование целостных современных представлений о научной картине мира и способности выходить на системный уровень его познания;

3) сегодня представляется исключительно важным, чтобы специалисты любой квалификации имели хорошие экологические знания. Высококачественное всеобщее экологическое образование позволит не только сформировать новые мировоззренческие установки, необходимые для людей XXI века, но также и более эффективно использовать профессиональные знания и практический опыт специалистов из самых разных сфер социальной практики для совместного решения многих экологических проблем современности;

4) нет никакого сомнения в том, что в перспективной системе образования должны доминировать информационные компоненты. Ведь жить и работать выпускникам этой системы придется уже в информационном обществе, где приоритетную роль будут играть фундаментальные знания об информационных процессах в природе и обществе и новые информационные технологии;

5) весьма важным и перспективным направлением развития системы образования должно стать широкое внедрение методов дистанционного обучения и самообразования на основе использования современных и перспективных информационных и телекоммуникационных технологий средств удаленного доступа к распределенным базам данных и знаний научно-технической и учебно-методической информации. Развитие этого направления является особенно важным для стран, имеющих обширную территорию. К числу таких стран относится и Россия.

Создание эффективных систем дистанционного обучения в таких странах не только существенным образом повысит доступность качественного образования для значительной части их населения, но также и будет содействовать решению проблемы образования для людей с ограниченной подвижностью, а для той части населения, которая по тем или иным причинам не может воспользоваться услугами системы очного обучения.

 

Концепция опережающего образовании

 

Идея опережающего образования принадлежит известному российскому ученому, президенту международной академии ноосферы, профессору А.Д. Урсулу [45] и является логическим следствием его философского вывода о необходимости опережения бытия сознанием в период перехода общества на модель устойчивого развития и формирования ноосферной цивилизации. Эта идея нашла определенное отражение и в национальном докладе России на Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика» [19] и в докладах на этом Конгрессе ряда представителей российской науки [18].

Главное содержание этой идеи состоит в том, что перспективная система образования в качестве одной из своих приоритетных целей должна иметь задачу формирования у людей таких качеств, которые позволят им успешно адаптироваться, жить и работать в условиях наступающего XXI века. Таким образом, ориентация на будущее — ключевая идея опережающего образования.

При формировании концепции опережающего образования представляется исключительно важным не только определить те знания и умения, которыми должны обладать люди наступающего XXI века, но и, в первую очередь, понять, какими именно качествами должны обладать эти люди, для того чтобы они смогли адаптироваться в быстро изменяющемся мире, использовать его новые возможности и решать новые, ранее неизвестные проблемы. В числе наиболее важных среди этих качеств можно выделить следующие [20]:

•ноосферное сознание;

•системное научное мышление;

•экологическую культуру;

•информационную культуру;

•творческую активность;

•толерантность;

•высокую нравственность.

Нам представляется, что именно эти качества людей будущего должны обеспечить выживание и дальнейшее устойчивое развитие цивилизации. Поэтому они и должны быть приоритетными целями для системы опережающего образования.

Информатизация образования как



Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 362; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.144.55.253 (0.009 с.)