Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Информатизация России как проблема национальной безопасностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Проблему информатизации России необходимо рассматривать как одну из важных составляющих проблемы ее национальной безопасности. При этом наибольшее внимание следует уделить проблеме развития национальной информационной инфраструктуры, созданию национальной территориальной информационно-телекоммуникационной системы, а также созданию региональных информационно-телекомуникационных систем на основе отечественных информационных технологий. Перспективным направлением является также развитие специальных информационных центров-генераторов и распространителей научно-технической, экономической, правовой и другой информации, а также широкое внедрение электронных библиотек, архивов и проблемно ориентированных баз данных и знаний на основе использования компьютерных оптических дисков памяти. Для России с ее огромной территорией центральной проблемой становится проблема создания современной информационной инфраструктуры. При этом особое значение приобретает задача создания ядра этой структуры национальной информационно-телекоммуникационной системы. В настоящее время в россии интенсивно внедряются различного рода сети и системы передачи данных зарубежного производства. Они приобретаются не только коммерческими структурами, но и некоторыми государственными предприятиями и организациями. Эта тенденция таит в себе определенную угрозу для национальной безопасности России. Здесь достаточно указать на три основных фактора: • внедряя зарубежную технику и технологию в качестве базовых средств телекоммуникации, Россия ставит себя в зависимость от зарубежных производителей телекоммуникационной техники и ее программного обеспечения; • на приобретение и техническое обслуживание зарубежных систем отвлекаются финансовые и людские ресурсы, которые можно было бы направить на создание собственной национальной информационно-телекоммуникационной системы; • как уже показал опыт, внедрение зарубежных систем не снимает глобальной проблемы создания собственной российской национальной системы обмена данными, так как иностранные системы не учитывают особенностей системы связи России и плохо адаптируются к этим условиям. Таким образом, радикальное решение проблемы заключается в реализации собственных проектов и разработок в области создания глобальных и региональных информационно-телекоммуникационных систем России, учитывающих специфику ее существующей информационной инфраструктуры и приоритетные национальные интересы. Примерами таких проектов являются: 1) проект НПО «Энергия» по созданию космической интегрированной спутниковой информационной системы на тяжелых платформах [74]. 2) разработки Института проблем информатики РАН в области региональных информационно-телекоммуникационных систем, в которых используются принципы коммутации пакетов сообщений. Эти разработки уже практически реализованы для группы абонентов Псковской области и в последующем могут быть распространены и на другие регионы России [75]. Одним из перспективных путей решения проблемы обеспечения национальной безопасности России является разработка и реализация социотехнических программ и комплексных проектов, учитывающих одно- временно как технологические, так и социально-экономические факторы. Научно-методологической базой для этих проектов должно стать новое научное — направление «Социальные технологии», которое в последнее время активно развивается отечественными учеными с учетом уже накопленного опыта реализации крупных технических и социальных программ и проектов [37]. Важным ресурсом для решения проблемы национальной безопасности России может стать соответствующая ориентация процесса конверсии ее оборонного комплекса. Использование технического и интеллектуального потенциала этого комплекса в интересах обеспечения национальной безопасности могло бы иметь для России важные экономические и социальные последствия [127]. При формировании концепции национальной безопасности России особое внимание должно быть уделено вопросам ее информационной безопасности, включая меры противодействия психологической и лингвистической экспансии Запада, навязывания российской нации чуждой ей морали и нравственных ориентиров. Не должны быть упущены из виду и такие новые угрозы национальной безопасности России, как опасность разрушения ее интеллектуального потенциала, а также опасность биологического и психологического вырождения человека под воздействием неблагоприятных экологических факторов и искусственно создаваемой техносферы. Эти еще мало осознанные опасности могут в ближайшем будущем выдвинуться на первый план и поэтому должны серьезно рассматриваться и учитываться уже сегодня.
Краткие выводы
Проведенный выше краткий анализ информационных проблем национальной безопасности позволяет сделать следующие основные выводы. 1. Проблема выживания и обеспечения безопасности развития человечества является для нашего времени самой важной и самой актуальной проблемой, которая самым тесным образом связана с проблемой международной интеграции. 2. Масштабы, опасность и сложность глобальных проблем современности столь значительны, что пути их решения могут быть найдены только совместными усилиями мирового сообщества. Необходимость этого наиболее ярко проявилась в последние годы на примерах попыток решения глобальных проблем предупреждения ядерной катастрофы и экологического разрушения биосферы. Эти проблемы, так же, как и другие глобальные проблемы современности, имеют четко выраженные информационные компоненты, представляющие собой самостоятельные сложные социально-информационные проблемы, решение которых может быть получено только на основе развития и совместного использования мировым сообществом современных и перспективных информационных технологий и средств информатики. Информационная безопасность
Информатизация общества и проблема информационной безопасности Развитие глобального процесса информатизации общества, которое наблюдается в последние десятилетия XX века, породило новую глобальную социотехнологическую проблему — проблему информационной безопасности человека и общества. Существо этой проблемы состоит в следующем. Многие важнейшие интересы человека, общества, государства, да и всей мировой цивилизации уже в настоящее время в значительной степени определяются состоянием окружающей их информационной сферы. Поэтому целенаправленные или непреднамеренные воздействия на информационную сферу со стороны внешних или же внутренних источников могут наносить серьезный ущерб этим интересам и представляют собой угрозы для безопасности человека и общества. Под информационной безопасностью в дальнейшем понимается состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование и развитие в интересах граждан, организаций и государства. А под информационными угрозами — факторы или совокупности факторов, создающие опасность функционированию информационной среды общества [86]. Осознание связи между состоянием информационной среды общества и возможностями достижения важнейших интересов человека и общества произошло совсем недавно, практически на интервале последнего десятилетия. И тем не менее, многие государства мира, в том числе и Россия, уже разработали свои национальные доктрины в области информационной безопасности [87], а также концепции государственной политики по ее обеспечению. В 1998 году начата подготовка и проекта международной концепции информационной безопасности. Необходимо отметить, что проблемы обеспечения информационной безопасности государства, общества и отдельного человека в значительной степени взаимосвязаны, хотя вполне естественно, что их основные интересы существенно различны. Так, например, на современном этапе развития общества интересы личности заключаются в реальном обеспечении своих конституционных прав и свобод, личной безопасности, повышения качества и уровня жизни, возможности физического, интеллектуального и духовного развития. Интересы общества заключаются в достижении и сохранении общественного согласия, повышении созидательной активности населения, духовного развития общества. Интересы государства состоят в защите конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности страны, установлении и сохранении политической и социальной стабильности, обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного международного сотрудничества. Совокупность перечисленных выше важнейших интересов личности, общества и государства и образует национальные интересы страны, проекция которых на информационную сферу общества и определяет основные цели и задачи страны в области обеспечения информационной безопасности. Основные цели и объекты информационной безопасности страны Основными целями обеспечения информационной безопасности страны (например России) являются: • защита национальных интересов в условиях все большей глобализации многих информационных процессов, формирования мировых информационных сетей, стремления США и других развитых стран к доминированию в информационной сфере; • бесперебойное обеспечение органов государственной власти и управления, предприятий и граждан страны полной и своевременной информацией, необходимой для их деятельности; • предотвращение нарушений целостности, сохранности и незаконного использования информационных ресурсов; • обеспечение практической реализации прав граждан, организаций и государства на получение, распространение и использование информации. Для достижения целей обеспечения информационной безопасности страны очень важно правильно определять объекты информационной безопасности. К таким объектам относятся: • информационные ресурсы, содержащие конфиденциальную информацию (секретную, ограниченного доступа или же коммерческую тайну), а также общедоступную открытую информацию и научные знания; • информационная инфраструктура общества (сети связи и информационных коммуникаций, центры анализа и обработки данных, системы и средства защиты информации); • система формирования, распространения и использования информационных ресурсов в стране; • система формирования общественного сознания, базирующаяся на средствах массовой информации; • права граждан, юридических лиц и государства на получение, распространение и использование информации, а также на защиту конфиденциальной информации и интеллектуальной собственности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 320; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.33.130 (0.007 с.) |