Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Во внимание следующие основные соображения

Поиск

Москва

Фонд Мир

Академический Проект

 


 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «КУЛЬТУРА РОССИИ» (ПОДПРОГРАММА «ПОДДЕРЖКА ПОЛИГРАФИИ И КНИГОИЗДАНИЯ РОССИИ»)

Колин К. К.

Социальная информатика: Учебное пособие для вузов.— М.: Академический Проект; М.: Фонд «Мир», 2003.— 432 с.— (Gaudeamus).

Эта книга задумана как учебное пособие по курсу «Социальная информатика» для системы высшего образования. Этот курс является одним из разделов нового общеобразовательного курса «фундаментальные основы информатики», который рекомендуется ЮНЕСКО и Российской Академией наук для перспективной системы образования. Социальная информатика изучает социальные аспекты процесса информатизации общества, а также их воздействие на условия жизни и деятельности людей в принципиально новой для них информационной среде.


Я посвящаю эту книгу Аркадию Дмитриевичу Урсулу — основоположнику социальной информатики как нового научного направления. Я верю, что у этого направления большое будущее.

К.К. Колин

Предисловие

 

Важной отличительной особенностью современного этапа развития общества является его все большая информатизация. Начавшись в 70-х годах уходящего столетия, процесс информатизации общества в последние годы приобрел поистине глобальный характер. В настоящее время этот процесс охватил не только все развитые страны мирового сообщества, но и многие развивающиеся страны. Под воздействием информатизации происходят кардинальные изменения во всех сферах жизни и профессиональной деятельности людей: в экономике, науке, образовании, культуре, здравоохранении, бытовой сфере. Эти изменения столь масштабны и глубоки, а их влияние на жизнедеятельность общества столь значительно, что можно вполне обоснованно говорить о формировании на нашей планете принципиально новой информационной среды обитания — автоматизированной инфосферы.

Именно поэтому различные аспекты бурно развивающегося процесса глобальной информатизации общества в последние годы становятся объектами все более пристального внимания со стороны не только научных работников, но и специалистов-практиков: социологов, психологов, юристов, государственных и общественно-политических деятелей. В научной печати сегодня публикуется большое количество научных статей и монографий по самым разным аспектам проблемы информатизации общества. Однако в системе образования этой проблеме пока еще уделяется явно недостаточное внимание.

В то же время сегодня совершенно ясно, что доминирующей тенденцией дальнейшего развития современной цивилизации является переход от индустриального к информационному обществу, в котором объектами и результатами труда подавляющей части занятого населения станут информационные ресурсы и научные знания,

Какие же новые возможности откроются перед людьми в уже наступающем информационном обществе? Как изменятся условия их профессиональной деятельности, быта и отдыха? С какими новыми проблемами столкнется человек в новой высокоавтоматизированной информационной среде? Какими знаниями и умениями должен он обладать для того, чтобы справиться с новыми проблемами или же, по крайней мере, уменьшить их негативное воздействие на свою судьбу? Все это сугубо прагматические вопросы, которые касаются каждого современного человека, обеспокоенного своим будущим, независимо от его профессиональной ориентации, политических взглядов и религиозных убеждений.

Ответы на эти вопросы сегодня получить совсем не просто, несмотря на все возрастающее количество публикаций по этим вопросам, как в научной литературе, так и в средствах массовой информации. Поэтому в современном обществе объективно существует социальная потребность в систематизированном изучении проблем информатизации общества, формировании в этой области проблемно-ориентированных научных знаний и передового опыта, а также в распространении этих знаний и умений в обществе через систему образования.

Закономерной реакцией науки на эту социальную потребность явилось развитие нового направления исследований в области информатики, которое зародилось в России в середине 80-х годов и получило название «социальная информатика». Особенно активно это направление стало развиваться в последнее десятилетие XX века, когда оно стало находить свое отражение и в системе высшего образования.

Отдельные разделы курса социальной информатики изучаются в вузах России уже более десяти лет. Мало того, с начала 90-х годов в ряде университетов нашей страны стали создаваться специализированные кафедры социальной информатики, которые и явились центрами интеграции академической и вузовской науки по развитию данного нового научного направления. Сегодня это направление уже получило международное признание и занимает важное место, как в области научных исследований, так и в сфере образования. По проблемам социальной информатики в России ежегодно проводятся научные конференции, публикуются статьи и монографии, защищаются кандидатские и докторские диссертации. И тем не менее, многие научные и учебно-методологические вопросы, связанные с этой проблемой, настоятельно требуют своей дальнейшей систематизации и развития.

Настоящая монография задумана как учебное пособие по курсу социальной информатики. Она ориентирована, в первую очередь, на преподавателей, студентов и аспирантов системы высшего образования. Однако нам представляется, что она может быть использована также и в системе продолженного высшего образования, в том числе в системе повышения квалификации педагогических кадров высшей школы.

Отличительные особенности данной монографии состоят в следующем.

1. Ее содержание достаточно полно охватывает проблематику предметной области социальной информатики как фундаментальной науки и общеобразовательной учебной дисциплины в их современном понимании.

2. Структура изложения материала в монографии в основном соответствует рекомендациям II Международного конгресса ЮНЕСКО «Образование и информатика», который состоялся в Москве в 1996 году и дал новый импульс развитию информатики как фундаментальной общеобразовательной дисциплины. Инициатором в этой области выступила делегация России. О

3. Монография разрабатывалась в рамках федеральной целевой программы «Интеграция» одновременно с работами по созданию базовой модульной программы курса «Социальная информатика» для системы высшего образования. Поэтому и структура монографии практически полностью соответствует структуре вышеназванной базовой программы.

4. Текст монографии структурирован таким образом, чтобы впоследствии на его основе можно было создать электронный учебник по курсу социальной информатики для высшей школы и использовать его в системах как очного, так и дистанционного образования.

5. Основным методологическим принципом отбора и изложения материала в пособии являлся развиваемый его автором принцип опережающего образования. Существо этого принципа в данном случае проявляется в том, что при анализе состояния и развития отдельных проблем социальной информатики, а также при отборе рекомендуемой для их изучения литературы главным критерием являлась ориентация на будущее. Автор стремился привлечь внимание читателя не только к уже очевидным проблемам, которые сегодня имеются в обществе, но также и к тем новым тенденциям, которые выявлены в результате научных исследований и которые могут стать причиной новых серьезных социальных проблем развития человека и общества в XXI веке.

К числу таких проблем относятся, например, проблема информационного неравенства людей в новой информационной среде, проблемы информационной войны и информационно-психологической безопасности человека и общества и некоторые другие.

Нам представляется, что изучение таких проблем в системе высшего образования сегодня не только уместно, но и весьма актуально, так как позволит своевременно подготовить людей к новым условиям их жизни и профессиональной деятельности в информационном обществе.

6. Эту книгу не следует рассматривать как окончательно завершенную разработку. Скорее всего, это лишь первый этап большой работы коллектива ученых

и преподавателей высшей школы, которые поставили перед собой цель создать достаточно гибкую и удобную для практического использования научно-методологическую основу изучения новой и актуальной для современной системы образования проблематики развития общества.

При этом представляется очень важным найти рациональное соотношение фундаментальности и прагматичности в подходах к структуризации и изложению рассматриваемых научных и социальных проблем. Поэтому автор будет признателен за все замечания и предложения по существу данной работы, которые он постарается учесть на последующих этапах реализации научно-образовательного проекта.

К.К. Колин, действительный член

Российской академии естественных наук и

Международной академии наук высшей школы, доктор технических наук, профессор

Введение

 

Учебный курс «Социальная информатика» является принципиально новым общеобразовательным курсом в системе высшего образования. Основная педагогическая цель этого курса заключается в том, чтобы сформировать у обучаемых достаточно полное системное представление об информационном характере развития современного общества, а также о возникающих при этом информационных, психологических и социально-экономических проблемах и методах их решения.

Предполагается, что в результате изучения этого курса учащиеся получат следующие знания:

 

• о роли и месте социальной информатики в современной системе научного знания, изучаемых ею проблемах и основных направлениях дальнейшего развития этой новой научной дисциплины;

• об информационных аспектах современного этапа процесса развития цивилизации и об основных закономерностях глобального процесса информатизации общества;

• об основных видах информационных ресурсов общества и о стратегической роли этих ресурсов для его дальнейшего социально-экономического, научно-технического и духовного развития;

• об основных средствах и методах активизации информационных ресурсов и их эффективного социального использования;

• об основных чертах и особенностях уже формирующегося в развитых странах постиндустриального информационного общества, а также об основных проблемах и тенденциях его становления;

• о новых возможностях и новых проблемах человека в информационном обществе, а также о некоторых путях преодоления этих проблем.

Успешно изучившие данный курс социальной информатики слушатели будут уметь:

 

• достаточно свободно ориентироваться в структуре основных социально-экономических, научно-технических и культурологических проблемах современного общества, связанных с его глобальной информатизацией;

• понимать и правильно использовать в своей профессиональной деятельности современную научную терминологию, характерную для проблемной области социальной информатики;

• самостоятельно оценивать возможные социально-экономические последствия дальнейшего развития процесса информатизации общества, его влияние на качество жизни населения, структуру занятости, развитие науки, культуры и системы образования, информационных коммуникаций и процессов демократизации общества.

При подготовке пособия были приняты

Как фундаментальной науки

 

Термин «социальная информатика» был впервые предложен профессором А.В. Соколовым в середине 70-х годов для обозначения новой научной дисциплины, «изучающей посредством информационного подхода общественное знание, социальную коммуникацию и управление обществом» [22]. При этом, по мнению А.В. Соколова, именно информационный подход является для социальной информатики не только основным научным методом, но и тем отличительным признаком, который позволяет выделять эту новую дисциплину среди других дисциплин социологического, филологического и культурологического профиля.

Точка зрения профессора А.В. Соколова на предметную область социальной информатики заключалась в том, что данная область должна формироваться за счет расширения в социологическую сторону уже существовавшей предметной области традиционной информатики, которая, в свою очередь, понималась тогда лишь как наука о методах и средствах движения в обществе научной информации. Последующее развитие науки показало, что этот подход являлся весьма ограниченным и не мог удовлетворить потребности общества в новой комплексной научной дисциплине, которая могла бы стать научной базой для исследования и прогнозирования такого сложного и многоаспектного процесса как глобальная информатизация общества.

Именно поэтому родоначальником социальной информатики как фундаментальной науки в ее современном представлении безусловно, следует считать академика А.Д. Урсула, так как именно он предложил принципиально новые подходы к пониманию целей и задач социальной информатики, связав их с проблемой глобальной информатизации общества, в процессе которой происходит «социализация информатики в ее новом — компьютерном понимании» [23].

В своих работах А.Д. Урсул убедительно показал социальный по сути характер процесса информатизации общества, в котором вычислительная техника и новые информационные технологии являются лишь средствами для более эффективного овладения информацией в целях социального прогресса. Он неоднократно подчеркивал особую важность гуманистической ориентации процесса информатизации, которая принципиально не осуществима без развития научной базы, т. е. без комплекса научных исследований, направленных на теоретическое обобщение опыта информатизации, разработку прогнозов ее дальнейшего развития, создание научно обоснованных концепций и рекомендаций по оптимальной реализации этого процесса в обществе. Именно этим задачам, по мнению А.Д. Урсула, главным образом и призвана служить социальная информатика как фундаментальная и прикладная наука.

В качестве предмета социальной информатики (в указанной выше трактовке целей и задач этой новой науки) А.Д. Урсулом было предложено считать закономерности и тенденции взаимодействия общества и информатики (как области науки, техники и индустрии). При этом сюда включались также все вопросы, связанные с движением информации в обществе, поскольку информатика рассматривается А.Д. Урсулом как наука о законах движения и освоения информации с помощью современных технических средств.

Как следует из вышеизложенного, подход академика А.Д. Урсула к определению предмета социальной информатики принципиально не противоречит идеям профессора А.В. Соколова, а включает их как фрагмент существенно более широкой предметной области. Принципиальная разница здесь заключается в другом — в целевой направленности проводимых исследований и разработок, которая при использовании подхода А.Д. Урсула в существенно большей степени ориентирует исследователя на комплексное изучение проблемы «информатика—общество» с учетом приоритета интересов развития человека.

Практика показала, что именно этот подход в наибольшей степени отвечает социальным потребностям развития современного общества. Поэтому он оказался наиболее устойчивым и получил сегодня достаточно широкое признание и распространение как в сфере научных исследований, так и в сфере образования.

 

Структуре научного знания

 

Социальная информатика является характерным примером нового междисциплинарного научного направления, которое формируется на стыке ряда естественных и гуманитарных наук под воздействием интегративных факторов, обусловленных возникшей в последние годы социальной необходимостью формирования научной базы новой постиндустриальной цивилизации — информационного общества [24].

К числу указанных естественных наук необходимо в первую очередь отнести информатику, психологию и экономику, а к числу гуманитарных— социологию, философию, когнитологию и филологию. При этом под информатикой сегодня целесообразно понимать комплексное научное направление, изучающее общие свойства информации и информационных процессов в природе и обществе, а также способы рациональной организации этих процессов в технической, социальной и природной сферах [2].

Сформулированное выше достаточно обобщенное представление об информатике как о целостной интегративной междисциплинарной области научного знания сформировалось у автора настоящей работы в результате его исследований процесса эволюции информатики как фундаментальной науки и комплексной научной проблемы. Данные этих исследований публикуются в научной печати начиная с 1990 года [2,4, 25] и свидетельствуют о том, что предметная область информатики как науки и комплексной проблемы быстро расширяется.

Общая структура и основные направления развития предметной области современной информатики достаточно подробно рассмотрены в работе [2], где показано, что предметная область социальной информатики как науки о закономерностях и формах движения информации в обществе в значительной степени перекрывается предметным полем информатики в ее современном понимании.

В то же время необходимо отметить, что многие проблемы социальной информатики как науки о социальных информационных коммуникациях лежат в секторе научного знания, традиционно относящегося к области гуманитарных наук, которые изучают проблемы развития общества и положение в нем человека. Именно это позволяет говорить о комплексном характере данного научного направления и рассматривать социальную информатику как новую междисциплинарную область исследований.

Еще один вопрос научно-методологического характера, на котором представляется необходимым остановиться в данном разделе, заключается в том, чтобы аргументировать правомерность выделения социальной информатики в качестве самостоятельной научной дисциплины. Действительно, что дает основание считать социальную информатику фундаментальной наукой, а не просто совокупностью методов использования средств информатики для анализа социальных процессов? Критерием здесь является прежде всего наличие собственных и достаточно важных объекта и предмета исследований, а также собственной, характерной для данной научной дисциплины методологии проведения этих исследований.

Объект исследования социальной информатики как фундаментальной науки, по нашему представлению, есть проявление информационной реальности окружающего нас мира в социальной сфере общества. Другими словами, это совокупность всех видов и форм проявления информации в обществе, информационных процессов, систем и коммуникаций, которые имеют социальную значимость для его функционирования и развития.

Что же касается предмета исследований социальной информатики, то он представляет собой лишь определенную совокупность свойств указанного объекта исследований. Такой совокупностью на данном этапе развития социальной информатики следует признать глобальный процесс информатизации общества и его воздействие на социальные структуры общества, а также на проблемы и положение в обществе самого человека. При этом хотелось бы подчеркнуть, что это влияние является двусторонним, т. е. социальные структуры общества и отношение людей к процессу информатизации, в свою очередь, оказывают существенное воздействие на характер и темпы развития этого процесса.

Таким образом, фундаментальной проблемой социальной информатики как науки является проблема согласованного развития (коэволюции) общества и процесса его глобальной информатизации [23]. Эта проблема сейчас является стратегически важной и актуальной, так как она самым тесным образом связана с проблемой преодоления кризиса современной цивилизации и ее перехода на путь устойчивого и безопасного развития на основе овладения информацией и широкомасштабного использования новых знаний и технологий [б].

С этих позиций рассмотрение социальной информатики как одной из важнейших дисциплин, которые должны составить научный базис уже формирующегося в развитых странах постиндустриального информационного общества, представляется вполне правомерным.

 

Как глобального процесса

Информатизация общества является стратегическим фактором, развития цивилизации, который благодаря особым свойствам информации дает человечеству определенные шансы решить перечисленные выше глобальные проблемы и перейти к новой парадигме устойчивого и безопасного развития. Этот подход в отечественной научной литературе наиболее полно раскрывается в работах академика РАЕН А.Д. Урсула [б], который считает, что процесс информатизации не завершается после формирования информационного общества, а является существенно более глобальным. По его мнению, процесс информатизации будет сохраняться также и на других, последующих стадиях развития цивилизации, так как он содержит в себе громадный потенциал для раскрытия способностей к интеллектуальному развитию не только отдельного человека, но и всего мирового сообщества.

Общецивилизационное значение развивающегося в последние годы глобального процесса информатизации общества проявляется не только в том, что он охватывает все стороны жизни и профессиональной деятельности людей. Оно проявляется также и во все большей глобализации наиболее важных аспектов развития человеческого общества.

В последние годы мы видим, как происходит бурное развитие глобальных информационных сетей связи и информационных коммуникаций: спутникового телевидения, радиовещания, телефонной связи и средств факсимильной передачи информации, транснациональных компьютерных информационно-телекоммуникационых систем, использующих высокоскоростные межконтинентальные супермагистрали. В результате этого на нашей планете формируется принципиально новая глобальная общепланетарная информационная среда, которая и будет представлять основу для жизнедеятельности новой информационной цивилизации.

Глобальная информатизация общества активно содействует развитию новых геополитических процессов, наиболее важными из которых являются следующие:

глобализация экономики, проявляющаяся в создании транснациональных корпораций, международного разделения труда и международных рынков сбыта продукции;

глобализация науки, проявляющаяся в создании распределенных международных творческих коллективов ученых, которые работают над общими научными проектами, а также в интенсификации процессов международного обмена научной информацией, проведении международных телеконференций;

глобализация образования, проявляющаяся в развитии систем дистанционного образования, создании открытых территориально-распределенных университетов, колледжей, центров повышения профессиональной квалификации;

глобализация культуры, характерными признаками которой являются создание электронных библиотек и электронных версий картинных галерей, художественных и музейных экспозиций, а также наиболее ценных объектов архитектуры и строительства.

Результатом развития всех этих процессов, вероятнее всего, будет все большая глобализация самого человеческого общества, которое уже в XXI веке, т. е. всего через 300 лет после кругосветного путешествия Магеллана, будет все больше ощущать себя единым общепланетарным организмом.

Необходимо отметить, что глобальный характер процесса информатизации общества и его стратегическое значение для дальнейшего развития цивилизации в настоящее время еще должным образом не осознаны. Подавляющая часть современных политиков и государственных руководителей воспринимают лишь технократическую сторону этого процесса, его влияние на развитие производства и новых технологий. В гораздо меньшей степени воспринимаются социальные, культурологические и геополитические аспекты процесса информатизации. И практически совсем не учитываются его цивилизационные аспекты, хотя именно они являются стратегически наиболее важными по своим последствиям для будущего.

Ведь именно информация представляет тот поистине неисчерпаемый ресурс развития, с использованием которого ученые связывают свои надежды на возможное в будущем разрешение многих глобальных проблем человечества. Поэтому нам представляется исключительно важным и актуальным сосредоточить внимание ученых, работающих как в академическом, так и в вузовском секторах науки, на комплексном изучении не только различных аспектов процесса информатизации общества, но также самого феномена информации, ее свойств и особенностей как ресурса развития.

Результаты этих исследований должны безотлагательно внедряться в систему образования и прежде всего в систему высшей школы России, а также в систему подготовки и переподготовки ее педагогических кадров. На решение этой задачи в значительной степени и нацелена настоящая монография.


Социальные технологии

Социальная технология представляет собой представленное в проектной форме (т. е. в некотором формализованном и пригодном для социального использования виде) концентрированное выражение научных знаний и практического опыта, позволяющее рациональным образом организовать тот или иной конкретный часто повторяющийся социальный процесс. При этом рационализация предполагает возможность экономии затрат труда, времени, энергии, людских или материальных ресурсов, необходимых для реализации этого процесса.

Понятие «социальная технология» появилось в отечественной научной литературе сравнительно недавно и поэтому еще не имеет достаточно широкого распространения. Однако интерес к изучению этого научного и практического направления быстро возрастает. Причина этого заключается в том, что на современном этапе развития общества существует объективная потребность, т. е. своего рода «социальный заказ», на развитие данного научного направления [37].

Эта потребность обусловлена необходимостью повышения эффективности методов организации различного рода социальных программ и проектов, максимального использования для этих целей уже накопленного обществом позитивного опыта создания и внедрения сложных технических систем. Действительно, ведь очень многие предлагаемые в настоящее время к реализации общегосударственные, межрегиональные и региональные проекты и программы требуют не только достаточно глубокой научно-методической проработки, но и должны также включать в себя методы и рекомендации организационно-управленческого характера. Они должны содержать не только четко сформулированные цели и задачи, но и конкретные количественные показатели их достижения. В них должны быть определены этапы и сроки реализации проекта, а также необходимые для этого материальные и людские ресурсы, правовое и информационное обеспечение.

Из вышеизложенного ясно, что социальные технологии имеют сейчас исключительно важное значение для развития общества. Оно заключается в том, что технологии аккумулируют в себе прогрессивный опыт социальной деятельности людей, способствуют его распространению и творческому развитию.

Необходимо отметить еще одну важную особенность социальных технологий, которая заключается в том, что они являются весьма эффективным средством, содействующим сохранению и развитию в обществе высокой профессиональной квалификации специалистов в самых разных областях социальной деятельности. Являясь апробированными на практике экспериментальными моделями решения социальных задач, социальные технологии дисциплинируют поведение человека, требуют от него соблюдения определенных достаточно высоких стандартов деятельности и поэтому содействуют формированию и развитию у людей необходимых для этого личных качеств.

Таким образом, проблема развития и внедрения в обществе прогрессивных социальных технологий оказывается самым тесным образом связанной с проблемой качественного развития людских ресурсов, интеллектуализации самого общества.

Информационные технологии

 

Согласно принятому в работе [12] определению, информационная технология—это представленное в проектной форме (т. е. в формализованном виде, пригодном для практического использования) концентрированное выражение научных знаний и практического опыта, позволяющее рациональным образом организовать тот или иной достаточно часто повторяющийся информационный процесс. При этом достигается экономия затрат труда, энергии людских и материальных ресурсов, необходимых для реализации данного процесса.

Информационные технологии широко используются в самых различных сферах деятельности современного общества и, конечно, в первую очередь, — в информационной сфере. Они позволяют оптимизировать разнообразные информационные процессы, начиная от подготовки и издания печатной продукции и кончая информационным моделированием и прогнозированием глобальных процессов развития природы и общества.

Анализируя роль и значение информационных технологий для современного этапа развития общества, можно сделать вполне обоснованные выводы о том, что эта роль является стратегически важной, а значение этих технологий в ближайшем будущем будет быстро возрастать. Именно этим технологиям принадлежит сегодня определяющая роль в области технологического развития общества. Аргументами для этих выводов являются ряд уникальных свойств информационных технологий, которые и выдвигают их на приоритетное место по отношению к производственным и социальным технологиям. Наиболее важные из этих свойств рассматриваются ниже.

Инфраструктуры общества

 

Основными целями информатизации общества является наиболее полное удовлетворение его информационных потребностей во всех сферах деятельности. Результатами этого должны стать улучшение жизни населения, повышение эффективности общественного производства, повышение социальной стабильности в обществе, развитие науки, культуры и образования.

Однако процесс информатизации общества развивается во многих странах, в том числе и в России, крайне неравномерно. Передовыми здесь являются центральные области. В то же время удаленные от них периферийные регионы существенным образом отстают в информатизации, что влечет за собой усиление диспропорций между центром и регионами и в других направлениях научно-технического и социально-экономического развития со всеми проистекающими из этого последствиями.

Магистральным направлением решения этой проблемы является формирование единого информационного пространства России, основными компонентами которого являются:

информационные ресурсы страны, которые содержат подготовленную для социального использования информацию;

информационная инфраструктура общества, обеспечивающая возможность использования этих ресурсов и дальнейшее развитие информационного пространства.

Под информационной инфраструктурой общества в дальнейшем понимается совокупность организационных структур, которые обеспечивают функционирование и развитие информационного пространства страны, а также средств информационного взаимодействия, обеспечивающих доступ граждан и организаций к информационным ресурсам.

Основными компонентами информационной инфраструктуры общества являются:

в организационные структуры общества (государственные, региональные, ведомственные), которые обеспечивают формирование и реализацию политики в сфере информатизации, развитие средств информационной техники и информационных технологий, создание и развитие информационно-телекоммуникационных систем;

• федеральные, региональные и ведомственные, акционерные и другие информационные центры, обеспечивающие генерацию, хранение и распространение информационных ресурсов'

средства информатики и информационные технологии, обеспечивающие доступ органов управления, предприятий и организаций, а также отдельных граждан к информационным ресурсам.

 

Информационный рынок

 

Информационный бизнес

 

Информационный бизнес представляет собой сравнительно новую отрасль деловой активности общества. Однако в связи с быстрым развитием процесса его информатизации он начинает занимать все большую долю в экономике наиболее развитых стран мира, а также во всей мировой экономике. Так, например, объем информационной отрасли промышленности в мировой экономике в 1993 году составил 2850 млрд долларов США, в два с половиной раза превышая объемы производства в автомобильной промышленности и более чем в 3 раза —объемы производства в машиностроительной и оборонной промышленности.

Столь высокие объемы производства информационной техники, а также ее все более широкое использование практически во всех сферах жизнедеятельности современного общества, активизация производства информационных продуктов и сферы информационных услуг привели к формированию нового направления деловой активности, которая получила название информационный бизнес [61].

Первоначально информационный бизнес понимался лишь как предпринимательство в информационной сфере, направленное на развитие торговли и посредничества на информационном рынке. Однако сегодня это понятие приобретает более широкий смысл, так как оно охватывает не только торговлю и посредничество на информационном рынке, но также организацию производства, обслуживания, аренды, страхования, финансового и кадрового обеспечения средств информатизации общества.

В соответствии с приведенными в работе [61] подходами можно выделить следующие основные функции информационного бизнеса:

• маркетинг и маркетинговые исследования на информационном рынке;

• организация производства средств информатизации;

• материально-техническое снабжение и сервисное обслуживание информатизации;

• лизинговые операции;

• страховые операции;

• консультационное обслуживание;

• организация службы информационной безопасности;

• управление финансовыми операциями;

• подготовка кадров для работы в информационной сфере.

Что же касается дальнейших перспектив развития информационного бизнеса в мировой экономике, в том числе и в России, то здесь наблюдаются следующие основные тенденции:

• появление специализированных фирм и организаций, профессионально занимающихся информационным бизнесом;

•развитие системы правового обеспечения информационного бизнеса как в системах национального законодательства, так и в сфере международного права;

•уголовное преследование незаконного копирования и распространения информационных продуктов, а также правонарушений в сфере информационной безопасности;

•развитие аналитического направления и прогнозных исследований развития информационной сферы общества.

 

Информационная техносфера

Современного общества

 

Совокупность создаваемых человеком технических средств информатизации общества и информационных технологий, обеспечивающих возможности их использования, образуют новую инструментально-технологическую среду общества — информационную техносферу.

Возможности той или иной страны формировать информационные ресурсы и эффективно использовать их для целей своего жизнеобеспечения и дальнейшего развития существенным образом зависят от уровня развития ее информационной техносферы, использования в ней последних достижений науки и техники, перед



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 330; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.143.45 (0.02 с.)