Фундаментальная проблема современности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фундаментальная проблема современности



 

Информатизация образования является одним из важнейших условий успешного развития процессов информатизации общества. Ведь именно в сфере образования подготавливаются и воспитываются те люди, которые не только формируют новую информационную среду общества, но которым предстоит самим жить и работать в этой новой среде.

Первые шаги в области информатизации образования были сделаны в нашей стране в 1985 году, когда было принято исключительно важное правительственное решение о направлении в сферу образования нескольких тысяч первых советских персональных ЭВМ и о введении в средних школах общего курса основ информатики и вычислительной техники. В общественное сознание начало входить новое понятие — «компьютерная грамотность». Оно означало владение навыками решения задач с помощью ЭВМ, а также понимание основных идей информатики и роли информационных технологий в развитии общества.

Пять лет спустя, в 1990 году, была разработана и опубликована концепция информатизации образования, которая определила основные направления и этапы развития важного процесса развития нашего общества [46]. В концепции подчеркивалось, что информатизация образования — это «процесс подготовки человека к полноценной жизни в условиях информационного общества». При этом указывалось, что информатизация образования является не только следствием, но и стимулом развития новых информационных технологий, что она содействует ускоренному социально-экономическому развитию общества в целом.

В концепции справедливо отмечалось, что информатизация образования представляет собой длительный процесс, который связан не только с развитием необходимой материально-технической базы системы образования. Его главные проблемы связаны с подготовкой педагогических кадров нового поколения и формированием принципиально новой культуры педагогического труда.

Сегодня, по истечении почти десятилетнего периода развития процесса информатизации образования в России, можно отметить, что основные цели, направления и этапы реализации этого процесса были определены в концепции, в основном, правильно.

Если же говорить о современном состоянии процесса информатизации образования в России, то можно отметить, что он развивается по следующим четырем основным направлениям.

1. Оснащение образовательных учреждений современными средствами информатики и использование их в качестве нового педагогического инструмента, позволяющего существенным образом повысить эффективность образовательного процесса. Это направление получило в нашей стране название педагогической информатики. Начавшись с освоения и фрагментарного внедрения НИТ в традиционные учебные дисциплины, педагогическая информатика стала развивать и предлагать педагогам новые методы и организационные формы учебной работы, которые в дальнейшем стали использоваться повсеместно и сегодня способны поддерживать практически все многообразие образовательного процесса, как в системе высшего

образования, так и в средней школе. Проблема здесь заключается лишь в уровне оснащенности образовательных учреждений современными средствами информатизации.

2. Использование современных средств информатики, информационных телекоммуникаций и баз данных для информационной поддержки образовательного процесса, обеспечения возможности удаленного доступа педагогов и учащихся к научной и учебно-методической информации как в своей стране, так и в других странах мирового сообщества.

3. Развитие и все более широкое распространение дистанционного образования — нового метода реализации процессов образования и самообразования, позволяющего существенным образом расширить масштабы образовательного пространства и обеспечить возможность доступа все большей части населения к образовательным ресурсам данной страны и других стран мирового сообщества.

4. Пересмотр и радикальное изменение содержания образования на всех его уровнях, обусловленные стремительным развитием процесса информатизации общества. Эти изменения сегодня ориентируются не только на все большую общеобразовательную и профессиональную подготовку учащихся в области информатики, но также и на выработку качественно новой модели подготовки людей к жизни и деятельности в условиях постиндустриального информационного общества, формирования у них совершенно новых, необходимых для этих условий личных качеств и навыков.

Анализ перечисленных выше направлений развития процесса информатизации образования показывает, что его рациональная организация в интересах дальнейшего научно-технического, социально-экономического и духовного развития общества представляет собой сложнейшую и весьма актуальную научно-организационную и социальную проблему.

Для решения этой проблемы необходимы скоординированное и постоянное взаимодействие специалистов образования и науки, а также эффективная поддержка этого взаимодействия со стороны государственной власти и органов местного самоуправления.

В России сегодня существует определенное понимание фундаментальности, научной и социальной значимости этой проблемы [47]. Свидетельством этому является создание в 1995 году новой научной общественной организации — Академии информатизации образования. Сегодня эта академия насчитывает в своем составе около 300 действительных членов и членов-корреспондентов, которые направляют свои усилия на создание научно-методической базы решения данной проблемы с учетом уже имеющегося международного опыта и достижений отечественной науки.

Академия имеет более 10 региональных отделений, в состав которых входят ученые, представляющие как академический сектор науки, так и сферу образования. Главной опорой академии информатизации образования в регионах России являются государственные университеты, которые и выполняют там функции научных центров исследования и практической апробации новых методов информатизации сферы образования.

Основным печатным органом Академии информатизации образования сегодня является журнал «Педагогическая информатика». В нем публикуются материалы ежегодных конференций этой академии, которые традиционно проводятся в одном из ее региональных отделений.

Хотелось бы также отметить ту важную роль, которую играет в развитии информатизации образования федеральная целевая программа «Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997—2000 годы» (ФЦП «Интеграция»). Так, например, в рамках этой программы реализуется сегодня научно-образовательный проект «Создание учебно-научного центра "Фундаментальная информатика" в Московском государственном университете экономики, статистики и информатики».

В реализации этого проекта участвуют:

• Институт проблем информатики РАН (научный руководитель — профессор К.К. Колин);

• Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (научный руководитель — профессор Л.Г. Титарев);

• Ивановский государственный энергетический университет (научный руководитель — профессор В.Н. Нуждин).

Координатором проекта и руководителем Учебно-научного центра «фундаментальная информатика» является профессор Ж.Н. Зайцева.

Проект имеет целью разработку и внедрение в систему высшего образования новых принципов изучения информатики как фундаментальной науки и общеобразовательной дисциплины и по существу является пилотным проектом в России, цели которого совпадают с основными целями международного проекта ЮНЕСКО «Информатика—2000», который был предложен автором данной монографии на II Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика» [21].

Ход реализации российского этапа этого проекта, который был начат в 1998 году, показывает, что его результаты могут быть использованы не только в системе экономического образования России, но также и в других сферах гуманитарного, технического и университетского образования, в том числе и в системе дистанционного обучения. Проблема здесь заключается лишь в одном — в сохранении государственной финансовой поддержки этого проекта на уровне, который позволил бы привлечь к его реализации ученых и преподавателей из ведущих университетов России.

Информатизация образования как средство повышения эффективности образовательного процесса

Имеющийся в настоящее время отечественный и зарубежный опыт информатизации сферы образования убедительно свидетельствует о том, что она позволяет существенным образом повысить эффективность образовательного процесса. Информатизация образования создает хорошие предпосылки для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию учебного процесса, реализацию идей развивающего образования и индивидуализации образовательного процесса.

Наилучшие результаты при этом удается получить в тех образовательных учреждениях, где применяется комплексный подход к проблеме информатизации, а сам процесс распространяется на все стадии подготовки и реализации педагогического процесса. Примерами практического осуществления такого подхода в российской системе высшего образования могут служить Московский государственный институт экономики, статистики и информатики (МЭСИ), а также Пензенский технологический институт (ПТИ), функционирующий в составе Пензенского государственного университета.

Процесс создания системы комплексной информатизации ПТИ, по информации его ректора профессора В.Б. Моисеева, осуществлялся в течение шести лет, начиная с 1993 года, и в настоящее время находится на завершающей стадии. В институте этой системой охвачены все факультеты и кафедры, как общеобразовательные, так и специализированные. Созданы четыре мультимедийных центра по информационной поддержке образовательного процесса, разработана и внедрена собственная методология и технология подготовки электронных версий учебных программ и пособий, а также электронных учебников, доля которых в общем объеме используемых учебных материалов в 1999 году приблизилась к 90%. В институте функционирует центр подключения к международной информационной сети Internet, а также специальный класс для повышения компьютерной подготовки преподавателей.

Переход на комплексную информатизацию потребовал от педагогического коллектива института не только профессиональной переподготовки, но и значительной психологической перестройки, которую смогли осуществить не все преподаватели «старой школы». Некоторым из них пришлось в результате этого сменить место своей работы. Однако теперь, когда преподаватели ПТИ представляют собой сплоченный коллектив энтузиастов процесса информатизации, эффективность работы этого коллектива существенно возросла. По оценке ректора, экономия затрат времени преподавателей на подготовку к занятиям возросла не менее чем на порядок.

Что же касается дальнейших перспектив развития педагогической информатики, то наиболее важным здесь представляется развитие методов и новых информационных технологий для целей развивающего образования. Эти методы должны содействовать развитию у обучающихся таких качеств, как пространственное воображение, ассоциативная память, интуиция и других. Тем более, что быстро возрастающие функциональные характеристики средств информатики представляют для достижения этих целей все новые и новые возможности.

 

Информационное обеспечение системы образования

 

Одной из актуальных проблем развития информатизации сферы образования является обеспечение его информационной поддержки необходимой научной и учебно-методологической информацией. В последние годы спрос на такую информацию в сфере образования устойчиво возрастает. Причинами этого являются появление ряда новых учебных дисциплин, связанных с фундаментализацией и гуманитаризацией сферы образования и недостаток необходимой для ее изучения литературы в библиотеках учебных заведений. Все это вынуждает преподавателей и учащихся вузов и колледжей все чаще обращаться для поиска нужных им сведений в публичные библиотеки, а также прибегать к услугам автоматизированных информационных систем.

Так, например, по сведениям из дирекции Российской государственной библиотеки к ее услугам обращаются ежедневно около пяти тысяч учащихся вузов г. Москвы, и это количество имеет устойчивую тенденцию к возрастанию, что создает для работы библиотеки серьезные проблемы. Попытка дирекции РГБ как-то снизить остроту этих проблем путем временного отказа в пользовании читальным залом студентам начальных курсов вызвала справедливое возмущение с их стороны. Дошло до курьеза: студенты юридического факультета одного из вузов обратились с иском в городской суд, усмотрев в действиях руководства библиотеки нарушение своих конституционных прав на доступ к необходимой им информации.

Выход из положения был найден на пути информатизации библиотеки. Сегодня в ней создан и введен в эксплуатацию электронный читальный зал, возможности которого достаточно быстро расширяются. Уже сегодня он позволяет не только осуществлять поиск и работу с электронными версиями наиболее часто используемых первоисточников, но также и выходить в сеть ИНТЕРНЕТ, а при необходимости — и получить ксерокопии необходимых документов. Аналогичные автоматизированные информационные центры создаются и во многих других библиотеках России.

Развитие данного направления информационного обеспечения сферы образования России представляется сегодня исключительно важным и актуальным, так как современный уровень этого обеспечения по целому ряду причин на один-два порядка ниже, чем в развитых странах. В результате финансовых ограничений уровень комплектования учебных заведений России в последние годы существенным образом снизился и сегодня уже но удовлетворяет современным требованиям. Кроме того, резко сократились тиражи научной и научно-популярной литературы, которая для многих образовательных учреждений становится практически недоступной. Именно поэтому сегодня многие педагоги, студенты и аспиранты вузов мало знают о последних научных достижениях в области глобалистики, синергетики, ноосферологии, биологии, субквантовой физики, теории информации, о новых подходах в решении экономических, социальных и экологических проблем.

Стратегическим направлением решения данной проблемы является создание в стране территориально

распределенных автоматизированных информационных систем, специально ориентированных на решение задач информационного обеспечения системы образования необходимой научно-технической и учебно-методической информацией. Первые шаги в этом направлении уже делаются. Так например, в настоящее время в России реализуется несколько комплексных программ, среди которых:

• государственная научно-техническая программа «Федеральный информационный фонд»;

• межведомственная программа «Создание национальной сети компьютерных телекоммуникаций для науки и высшей школы»;

• межведомственная программа «Российские электронные библиотеки»;

• межведомственный проект «Сетевая интеграция информационных ресурсов ведущих библиотек и информационных фондов России».

Реализация этих программ нацелена на создание современной информационно-телекоммуникационной среды для науки и образования. Однако их практическое осуществление существенным образом затруднено финансовыми ограничениями.

Еще одним важным направлением информатизации образования является развитие фондов сертифицированных компьютерных учебных программ, рекомендуемых для использования в сфере образования. Сегодня в России создан и достаточно активно используется такой фонд, основными задачами которого являются пропаганда и внедрение новых информационных технологий в преподавание общеобразовательных предметов и управление процессом образования. В настоящее время этот фонд содержит уже несколько тысяч сертифицированных программных средств учебного назначения, отвечающих требованиям российских образовательных стандартов. Перечень этих средств регулярно публикуется в специальном каталоге «Компьютерные учебные программы», который издается Институтом информатизации образования Министерства образования России [48].

Исключительно острой для системы образования является сегодня проблема тиражирования и доставки в учебные организации различного рода пособий, учебников и программных продуктов учебного назначения. Эта проблема в значительной степени может быть решена путем использования новых технологий информационного обслуживания образовательных учреждений. Сегодня эта проблема решается в России по двум направлениям: путем использования возможностей сети ИНТЕРНЕТ, а также на основе организации континентальной спутниковой телевизионно-компьютерной сети «ТВ-информ». В рамках этой сети в настоящее время создана и функционирует специальная сеть «ТВ-информ—образование», основанная на передаче компьютерной информации в составе телевизионного сигнала общероссийского телевидения [81].

Практика показала, что использование таких сетей является весьма перспективным для условий России с ее громадной по протяженностью территорией и большой разницей в часовых поясах. Тем более, что и по стоимости пользования услугами этой сети получается значительный выигрыш по сравнению с другими видами информационных телекоммуникаций.

Дистанционное образование

 

Одним из эффективных методов расширения и глобализации образовательного пространства в современном мире является развитие системы дистанционного образования. Термин «дистанционное образование» появился в нашей стране сравнительно недавно и означает возможность реализации образовательного процесса в условиях, когда обучающиеся удалены от образовательных центров на значительные расстояния и используют для взаимодействия современные информационно-телекоммуникационные сети.

Развитие таких сетей в передовых странах и быстрое снижение стоимости предоставляемых ими услуг создают в этих странах условия, когда дистанционное образование становится не только доступной, но и весьма привлекательной формой образования для все большей части их граждан. Ведь оно позволяет людям получать необходимый им уровень общей и профессиональной подготовки в достаточно престижных образовательных учреждениях, не прекращая других видов своей деятельности.

Дистанционное образование открывает широкие возможности для образования и повышения квалификации инвалидов, женщин, воспитывающих маленьких детей, лиц, не имеющих возможности прервать свою основную работу, а также для людей, проживающих в удаленных от образовательных центров районах.

В условиях России это могут быть жители Сибири и Крайнего Севера, военнослужащие и члены их семей, проживающие в удаленных от центра воинских гарнизонах, а также заключенные, находящиеся в исправительных колониях. Таким образом, развитие системы дистанционного образования представляет для нашей страны важную и актуальную социально-технологическую проблему, которая тесно связана с проблемой информатизации сферы образования.

В настоящее время в передовых странах мира уже имеется несколько десятков учебных заведений, в которых количество учащихся, использующих дистанционную форму обучения, измеряется несколькими десятками тысяч человек. В основном, это крупные университеты в системе высшего образования.

В самые последние годы XX века появились даже так называемые «мегауниверситеты», количество студентов в которых превышает 100 тысяч человек именно благодаря использованию методов дистанционного обучения.

К таким методам для подготовки и повышения квалификации своих сотрудников в последние годы все чаще прибегают и крупные производственные фирмы, которые используют для этих целей сеть ИНТЕРНЕТ или же свои собственные корпоративные сети. Так например, американская компания Sun Health-care Group, занимающаяся оказанием медицинских услуг и имеющая годовой оборот в 3 млрд долларов, создала сеть дистанционного обучения своих сотрудников, работающих в 614 отделениях этой фирмы, разбросанных по всему

миру. Это позволило компании не только существенно сократить свои затраты на обучение, но и повысить его качество. Аналогичные системы обучения создаются также и такими известными компьютерными фирмами, как IBM, Compaq Computer и Hewlett-Packard.

По оценкам аналитиков исследовательской корпорации IDC (США), совокупный объем рынка оборудования и учебных пособий для сетевого производственного обучения в США может достигнуть в 1999 году значения в 1,1 млрд долларов [49].

Что же касается системы дистанционного образования в России, то она начала активно развиваться лишь в последние годы. Однако сегодня эта форма образовательного процесса используется уже в десяти крупных вузах, которые имеют более 500 региональных центров и филиалов. При этом в качестве основных видов технологий дистанционного образования используются:

кейстехнологии, когда учащемуся выдается портфель с полным комплектом учебных материалов по каждой дисциплине. При этом используются как обычные учебные пособия, так и их электронные версии на CD-ROM, аудио-, видеокассетах, а также в виде мультимедийных компьютерных программ;

сетевые технологии (через ИНТЕРНЕТ или же региональные телекоммуникационные сети);

телевизионные технологии, реализуемые через систему спутникового телевидения.

В основных задачах Министерства образования России на ближайшие годы определены меры по дальнейшему развитию системы дистанционного образования. В 1999 году начала осуществляться межвузовская программа «Научно-методическое обеспечение дистанционного образования». Продолжается и начатый ранее всероссийский эксперимент в сфере дистанционного образования.

Признанным лидером в системе дистанционного образования России является сегодня Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ), в составе которого создан Институт дистанционного образования. Этот институт разработал и внедрил сетевую технологию дистанционного образования через сеть ИНТЕРНЕТ, которая используется в его региональных центрах. Их сейчас насчитывается более 200.

В МЭСИ создана сетевая электронная библиотека научной и учебно-методической литературы, издаются фундаментальные монографии по теории и практике дистанционного образования и дистанционных образовательных технологий [50, 51]. С 1997 года в России издается специализированный журнал «Дистанционное образование», а в 1998 году создан Координационный совет в сфере дистанционного образования при Министерстве общего и профессионального образования Российской Федерации.

Все эти меры создают хорошую научно-организационную и технологическую основу для дальнейшего развития системы дистанционного образования в России.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.8.34 (0.04 с.)