Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Региональные информационно-телекоммуникационные системыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Длительное время, практически до начала перехода к рыночной экономике, информационно-телекоммуникационные системы в России имели радиальную структуру, так как они отражали централизованный характер существовавшей в нашей стране экономики. Ведь для каждого промышленного предприятия, административной или финансовой организации в тот период времени гораздо важнее было иметь хорошую связь с областным или столичным центром, чем с другими организациями регионального уровня. С переходом к рыночной экономике ситуация изменилась коренным образом. Децентрализация экономики привела к необходимости существенного усиления информационных связей на региональном уровне, для чего в стране создавались необходимые социально-экономические условия. Реакцией на них и явилось создание региональных информационно-телекоммуникационных систем (РИТКС). В 1992—1993 гг. Институтом проблем информатики РАН был проведен системный анализ основных информационных потребностей страны в создании РИТКС, а также тех условий и особенностей регионов России, которые являются принципиально важными для выработки Концепции разработки и внедрения РИТКС и проведения государственной научно-технической политики в этой области. Результаты этого анализа показали следующее [75]. 1. Основными потребителями информации в регионах России на современном уровне ее информатизации являются: • организации федерального ведомственного подчинения (органы МВД, ФСБ, налоговой инспекции, таможни и т. п.); • администрации областей, городов и районных центров; • управления Центрального банка России в областных центрах, а также коммерческие банки; • отдельные коммерческие организации. Ведомственные организации, как правило, лучше других подготовлены к использованию РИТКС и готовы принять долевое участие в их создании или же абонировать соответствующие информационные услуги. Практически каждая из этих организаций испытывает сегодня острую потребность в надежной документальной связи со своим центральным органом в Москве. Однако их требования к оперативности и разнородности передаваемой по сети информации, как правило, достаточно скромны. Органам административного управления областного, городского и районного уровней требуются более разнообразные информационные услуги. Это и передача файлов данных достаточно большого объема, и передача факсимильной информации, и доступ районных центров к областным базам данных правовой и финансовой информации, а также электронная почта. Поэтому информационные потребности именно этой группы абонентов в основном и определяют облик и функциональные характеристики создаваемых РИТКС. Кроме того, в современных экономических условиях России только администрация региона (области или республики) способна решить (частично или полностью) проблему финансирования проектов по созданию РИТКС. Поэтому ее участие в таких проектах является важнейшим необходимым условием. Третья группа абонентов — банки и финансовые компании — имеют хорошие финансовые возможности для создания РИТКС, а также достаточно высокие требования по оперативности, надежности и конфиденциальности передаваемой информации. Очень часто эти организации пытаются самостоятельно создавать свои корпоративные информационно-телекоммуникационные системы, закупая для этого соответствующую импортную технику. Однако во многих случаях эти попытки заканчиваются весьма плачевно и оборачиваются для этих организаций значительными убытками. Причины этого заключаются в том, что зарубежные разработки ИТКС, как правило, требуют высококачественных и достаточно скоростных каналов связи, которых в России пока еще очень мало. Кроме того, уровень загрузки арендуемых каналов связи в собственной корпоративной сети оказывается весьма низким (порядка 20%), что делает эксплуатацию таких сетей убыточной. Поэтому в ряде областей России были предприняты попытки создания региональных банковских сетей на основе использования возможностей уже функционирующих в нашей стране телекоммуникационных систем «Роснет» и «Роспак». Четвертая группа абонентов — коммерческие организации—нуждается, как правило, лишь в периодическом получении различного рода справочной информации по типу той, что циркулирует сегодня по сети Relcom. Таким образом, потребности региональных абонентов в информационных услугах РИТКС можно сегодня сформулировать следующим образом: • возможность передачи факсимильной информации как внутри региона, так и за его пределами; • возможность избирательной или циркулярной связи между абонентами региона; • доступ к региональным базам данных (по ограниченному перечню); • передача данных в виде отдельных файлов как в центральные органы страны, так и из районных центров в областные; • электронная почта; • доступ к некоторым глобальным системам (например, ИНТЕРНЕТ) для получения информации по ограниченному перечню; • конфиденциальность передачи некоторых видов информации. Нетрудно заметить, что перечисленные выше информационные потребности региональных абонентов России сегодня достаточно скромны и не выходят за рамки стандартного набора информационных услуг, которые сравнительно легко реализуются в уже разработанных отечественных и зарубежных ИТКС. 2. Создание РИТКС должно учитывать фактическое состояние развития сети связи в регионах России, которое существенным образом отстает от процессов развития сети связи в развитых странах. Так, например, телефонная сеть общего пользования в регионах России использует сегодня аналоговые каналы связи низкого качества и устаревшее коммутационное оборудование. Хотя практически во всех областных центрах страны имеется также и оборудование для цифровой передачи данных, однако используется оно еще в ограниченных объемах. Только в самые последние годы в России начался переход на цифровые каналы связи, который требует больших капитальных вложений и поэтому осуществляется недостаточными темпами. Наиболее развитой в областях является телеграфная сеть связи, которая используется не только внутри районов, но и для информационного взаимодействия районных центров с областными. Это обстоятельство также необходимо учитывать, если подходить к созданию РИТКС с реалистических позиций. В отдельных регионах России ведутся работы по созданию городских волоконно-оптических сетей связи (Псков, Новгород, Воронеж, Нижний Новгород). Эти системы, как правило, создаются на коммерческой основе и ориентированы, в основном, на развитие кабельного телевидения и цифровой телефонии. 3. Существующие в России ведомственные системы передачи данных, как правило, имеют свои оконечные пункты в областных центрах. Поэтому вся предоставляемая по этим системам информация доходит лишь до областных абонентов и в районные центры практически не поступает. Кроме того, ведомственные системы построены на различных оригинальных технических решениях и в большинстве случаев информационно между собой не совместимы. 4. Важной организационной проблемой является обеспечение эксплуатации РИТКС, которая может оказаться экономически выгодной лишь при условии достаточно высокой загрузки каналов связи, особенно на транспортном уровне передачи информации между отдельными центрами системы. Именно это и определяет стоимость информационных услуг РИТКС и сроки ее окупаемости. На основе приведенных выше результатов системного анализа условий и особенностей создания РИТКС в России Институтом проблем информатики РАН была разработана концепция и системный проект разработки и внедрения РИТКС, которые учитывали как основные тенденции развития сетевых телекоммуникационных технологий в мировой и современной практике, так и реальное состояние и перспективы развития сети связи в Российской Федерации. На основе этих документов были разработаны типовые проектные решения по созданию РИТКС, которые были успешно внедрены и практически испытаны в ряде регионов России. Так, например, на базе этих решений в 1993—1995 гг. была создана РИТКС Псковской области, которая включила в себя: • базовую коммуникационную сеть на основе технологии Х.25; • четыре центра коммутации пакетов (ЦКП); • пакетные адаптеры данных (ПАД), через которые и осуществляется доступ абонентов к сети; • пункт управления сетью (ПУС). РИТКС охватывает 24 административных центра Псковской области, имеет шлюзы сопряжения с телеграфной сетью АТ-50 и сетью передачи данных РОСПАК и предоставляет своим пользователям следующие информационные услуги: • передача файлов данных в диалоговом и фоновом режимах; • электронная почта; • удаленный доступ к базам данных и другим информационным ресурсам; • информационное взаимодействие с федеральными сетями РОСПАК и Relcom через шлюзы; • защиту информации (путем использования средств разграничения доступа, криптографических средств и средств защиты баз данных в абонентских пунктах). При этом пользователям предлагаются три типа унифицированных абонентских пункта, обладающих различными функциональными возможностями. Опыт эксплуатации РИТКС Псковской области подтвердил правильность принятых проектных решений при ее создании и показал следующее. 1. Работы по созданию РИТКС областного масштаба при нормальном уровне их финансирования могут быть выполнены в течение периода времени, не превышающего одного года. 2. Срок окупаемости РИТКС при условии подключения к ней 100—150 абонентов составляет 1,5—2 года. 3. Около 90% обращений региональных абонентов к РИТКС связано с использованием услуг электронной почты. 4. Для обеспечения эксплуатации РИТКС наиболее целесообразным вариантом является создание специального акционерного общества с обязательным участием в нем в качестве учредителя органов администрации области. 5. РИТКС должна создаваться как открытая система с возможностью развития ее функциональных возможностей и, в первую очередь, — увеличения пропускной способности транспортной сети передачи данных. 6. Создание и внедрение РИТКС позволяет отказаться от многих других ведомственных и корпоративных сетей и является экономически выгодным. Однако оно требует и развития соответствующей информационной культуры пользователей. Опыт системного подхода в создании региональной информационно-телекоммуникационной системы Псковской области послужил хорошей основой для создания аналогичных систем в других регионах России. ИТКС в системе информационной поддержки развития науки и образования России Перспективным направлением информатизации сферы образования является использование современных средств телекоммуникации и сетевых информационных технологий. Применение этих средств открывает новые возможности для повышения эффективности учебного процесса в высших учебных заведениях, в общеобразовательных и специальных школах и особенно — в системе заочного обучения. Использование телекоммуникаций и сетевых информационных технологий обеспечивает учащимся и преподавателям следующие дополнительные возможности: • удаленный доступ к банкам данных и знаний по научной и учебной информации, которая необходима для углубленного изучения предметов в высшей и средней школе, а также в системе заочного обучения и самообразования; • оперативный обмен учебной, методической и научной информацией между учебными заведениями, научно- методическими центрами, отдельными преподавателями и студентами высшей и средней школы; • проведение телеконференций, семинаров, лекционных занятий и открытых уроков, в которых могут одновременно принимать участие преподаватели, студенты или школьники из различных регионов страны, а также из нескольких стран мирового сообщества; • организация научно-методической работы «распределенных» творческих коллективов ученых, преподавателей и студентов различных учебных заведений над проблемами, по которым у них имеются общие интересы. Рассмотрим теперь, как используются эти возможности в системе образования России и какие здесь имеются перспективы на ближайшие годы. Удаленный доступ по телекоммуникационным сетям к национальным и зарубежным банкам данных научно-технической и учебной информации сегодня более широко используется в высших учебных заведениях России, чем в общеобразовательных школах. При этом, как правило, используется режим электронной почты, предоставляемый пользователям такими телекоммуникационными сетями, как ИНТЕРНЕТ, Relcom и некоторыми другими. Однако в последние годы в России появляются новые возможности для телекоммуникационного обмена информацией в интересах системы образования. Здесь необходимо отметить два основных направления развития. 1. Создание глобальной национальной сети компьютерных телекоммуникаций для системы образования в России. 2. Создание интегрированных региональных информационно-телекоммуникационных систем областного, городского и регионального масштаба, предназначенных, в основном, для обеспечения обмена информацией между абонентами данного конкретного региона. В 1995 году в России была сформирована и принята к реализации «Межведомственная программа создания национальной сети компьютерных телекоммуникаций для науки и образования на 1995—1998 годы». Участниками этой программы являлись научно-исследовательские организации Российской академии наук, Министерство науки и технической политики России, университеты и другие высшие учебные заведения России, крупные библиотеки и информационные центры. Активную роль в формировании и реализации этой программы сыграл Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) —государственная организация, которая на конкурсной основе распределяет бюджетные средства финансирования научных проектов, выполняемых отдельными учеными или небольшими творческими коллективами, Предполагалось, что в результате реализации данной программы уже в течение двух-трех лет в России будут достигнуты качественные изменения в области развития компьютерных телекоммуникаций, используемых в интересах фундаментальной науки и образования. В частности, предусматривалось создание в Москве узла Европейской транспортной телекоммуникационной сети и организация наземного канала передачи данных Москва—Париж с пропускной способностью до 2 Мб/сек. Была также создана скоростная линия передачи данных Москва — Санкт-Петербург, которая позволяет оптимизировать распределение российского и международного графика между телекоммуникационными сетями Москвы и Петербурга. В рамках этой программы началось и целенаправленное формирование региональных телекоммуникационных сетей, предназначенных для обеспечения потребностей науки и образования. Крупный раздел этой программы ориентирован на создание и развитие в различных регионах России компьютерных банков данных информации, необходимой для научных и учебных организаций. Доступ к этой информации будет осуществляться через национальную и региональные системы телекоммуникаций. Финансировалась данная программа в основном из средств федерального бюджета России. Однако эти средства в полном объеме не были выделены по известным причинам, обусловленным очередным финансовым кризисом. Тем не менее, многие задания этой межведомственной программы все же удалось реализовать и это является еще одним важным шагом на пути создания в России современного научно-образовательного пространства. В результате выполнения данной программы в ряде регионов России созданы телекоммуникационные сети для организаций науки и высшей школы. Так, например, в рамках этой программы уже создана Московская опорная сеть, объединяющая целый ряд научных и учебных центров. Это, безусловно, облегчает решение проблемы интеграции образования и фундаментальной науки.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 311; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.158.84 (0.009 с.) |