Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Источники угроз для информационной безопасностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Источниками угроз для информационной безопасности страны могут являться внешние и внутренние факторы. К числу источников внешних угроз относятся следующие: • политика ряда стран, направленная на доминирование в информационной сфере и противодействующая доступу России к новейшим информационным технологиям и равноправному участию в международном разделении труда по производству средств информатики и информационных продуктов, на создание технологический зависимости России от стран Запада в информационной сфере; • разработка рядом государств концепций «информационной войны», которые предусматривают создание и использование средств опасного воздействия на информационную сферу других стран с целью нарушения ее нормального функционирования и получения несанкционированного доступа к информационным ресурсам; • деятельность иностранных разведывательных и специальных служб, а также экономических и политических структур в информационной сфере, направленная против национальных интересов страны; • преступная деятельность международных террористических групп, организаций и отдельных лиц в информационной сфере; • развертывание рядом стран мира «культурной экспансии» в отношении других стран, и в особенности против России, проявляющейся, в частности, в стремлении сократить использование русского языка как средства общения и таким образом сократить российское информационное пространство. Если же говорить об источниках внутренних угроз для информационной безопасности нашей страны, то здесь наиболее важным являются следующие: • существенное отставание России от ведущих стран мира по уровню информатизации общества, ограничивающее возможности страны по равноправному вхождению в мировое информационное пространство и получению от этого соответствующих экономических и социально-политических выгод; • технологическое отставание отечественной электронной промышленности от развитых стран мира в области производства информационной и телекоммуникационной техники, вынуждающее импортировать эти средства из-за рубежа и на их основе создавать свою национальную информационную инфраструктуру, что делает ее уязвимой со стороны стран Запада; • недостаточная координация деятельности органов государственной власти страны по формированию и реализации единой государственной политики обеспечения информационной безопасности России как важнейшей части ее национальной безопасности; • снижение уровня общей образованности граждан России, затрудняющее подготовку специалистов необходимой квалификации, а также пользователей для работы в информационной сфере; • усиление организованной преступности в стране и рост количества компьютерных преступлений, снижающие уровень защищенности интересов граждан, организаций и государства в информационной сфере. Возможными последствиями воздействия перечисленных выше внешних и внутренних угроз на информационную сферу страны могут являться следующие негативные для будущего нашей страны результаты. 1. В области геополитики и международного сотрудничества их результатом может стать утрата нашей страной своего международного авторитета передовой державы в области науки, образования и высоких технологий, а также потеря лидерства в определенных направлениях развития научно-технического прогресса. Вследствие этого могут сократиться возможности влияния страны на развитие мировых геополитических процессов, ее равноправного участия в международном разделении труда и использовании международного информационного рынка продуктов и услуг, будет затруднено принятие важнейших политических, экономических и других решений, в которых определяющее значение имеет международный авторитет государства. 2. В области социально-экономического развития страны будет проявляться тенденция к снижению темпов научно-технического прогресса и перехода к использованию высокоэффективных передовых технологий, что приведет к замедлению развития экономики, снижению качества и уровня жизни людей, повышению уровня социальной напряженности в обществе. 3. В области государственного управления может произойти дискредитация органов государственной власти и местного самоуправления, созданы искусственные трудности в обеспечении их нормального функционирования, а также дисбаланс интересов личности, общества и государства, что может спровоцировать социальные, национальные и религиозные конфликты в обществе, забастовки и массовые беспорядки. 4. В области развития культуры, образования и духовной сферы общества результатом воздействия информационных угроз могут стать утрата культурного наследия и национальных традиций, распространение чуждой идеологии и моральных ценностей, проявления бездуховности и безнравственности, потеря национального самосознания. 5. В области обороноспособности и национальной безопасности страны такими последствиями могут быть: • нарушение системы управления войсками, вооружением и военной техникой; • снижение технологического уровня развития оборонной промышленности; • снижение морального духа личного состава Вооруженных сил и работников предприятий оборонного комплекса. Нетрудно заметить, что все перечисленные выше возможные последствия являются весьма серьезными для жизни и деятельности каждого гражданина страны, а не только для ее элиты или же политического руководства. Именно поэтому проблема обеспечения информационной безопасности человека и общества должна стать в современных условиях делом всего народа. А для этого она должна быть, в первую очередь, четко сформулирована и доведена до сознания широких масс населения через систему образования и средства массовой информации. Ведь в дальнейшем, по мере развертывания глобального процесса информатизации, неизбежной глобализации мирового сообщества и перехода развитых стран к информационному обществу и информационному образу жизни, значение данной проблемы будет проявляться все сильнее и сильнее. Основные задачи обеспечения информационной безопасности Основными задачами государства и общества по предотвращению, парированию и нейтрализации внешних и внутренних угроз информационной безопасности является: 1) создание законодательной базы обеспечения информационной безопасности личности, общества и государства, формирующей правовую основу для противодействия информационным угрозам. Такая база имеется сейчас во многих странах мира. Формируется она и в России. Так, например, уже приняты федеральные законы «О государственной тайне», «Об информации, информатизации и защите информации», «Об участии в международном информационном обмене» и некоторые другие. Ведется работа по созданию механизмов практической реализации этих законов, подготавливаются другие законопроекты, регулирующие общественные отношения в информационной сфере; 2) проведение специальных мероприятий, направленных на обеспечение информационной безопасности в органах государственной власти страны и местного самоуправления. В настоящее время в стране активно ведутся работы по созданию защищенной информационно-телекоммуникационной системы органов государственной власти, способной противостоять внешним и внутренним информационным угрозам; 3) создание и внедрение отечественных высокоэффективных средств, методов и систем защиты информации в общегосударственных информационных и телекоммуникационных системах, а также методов обеспечения надежного и бесперебойного функционирования этих систем в экономической, финансовой и общественно-политической сферах; 4) создание и практическое внедрение эффективных средств, методов и систем защиты национальных информационных ресурсов страны от разрушений и несанкционированного доступа, повышение надежности и безопасности их хранения. В России уже ведутся научно-исследовательские работы не только по инструментальным средствам защиты информационных ресурсов, но и по их классификации по критериям информационной безопасности [88]. При этом учитывается как их национальная специфика, так и международный опыт, в частности принятые в 1991 году группой европейских стран рекомендации «Критерии оценки безопасности информационной технологии». Можно надеяться, что выполнение этих исследований позволит сделать защиту национальных информационных ресурсов России более надежной и эффективной; 5) развитие отечественной промышленности для производства в необходимых объемах современных средств информационной техники, используемых для создания и развития национальной информационной инфраструктуры, обеспечения деятельности оборонного комплекса, органов государственного управления и наиболее важных предприятий финансовой и деловой сферы. Решение этой проблемы помимо экономических усилий потребует также соответствующей ориентации системы образования, науки и общественного мнения в стране с тем, чтобы сделать работу в этой области престижной и социально привлекательной. Только таким образом можно будет обеспечить приток в эту сферу людских ресурсов и подготовку необходимого количества специалистов и научных работников; 6) разработка и планомерное проведение в жизнь специальных организационно-правовых и воспитательных мероприятий, направленных на предотвращение и нейтрализацию информационных угроз в духовной сфере жизни общества, формирование общественного сознания населения страны в направлении активного противодействия этим угрозам. В число этих мероприятий прежде всего должны входить: • открытое провозглашение и активная пропаганда государственной идеологии общества, которая была бы понятной и приемлемой для большинства населения и учитывала культурные и исторические традиции развития многонациональной страны; • разработка и осуществление цивилизованных форм воздействия на средства массовой информации с целью их ориентации на распространение в обществе духовных ценностей, отвечающих национальным целям страны, воспитанию патриотизма и гражданского долга по защите ее интересов. Таким образом, меры по обеспечению информационной безопасности страны должны быть комплексными и содержать в себе не столько инструментально-технологические мероприятия, сколько мероприятия идеологического и воспитательного характера, направленные на соответствующую ориентацию общественного сознания. Информационная война Существо проблемы и основные понятия
Термин «информационная война» стал употребляться в России совсем недавно, не ранее 1995 года. Сначала он стал использоваться в научных статьях по проблеме информационной безопасности [90—94], а затем начал употребляться и в публицистике. Первая научная монография, целиком посвященная проблеме информационной войны, опубликована в России лишь в 1998 году [89]. В то время как на Западе этой проблеме уже давно уделяется весьма значительное внимание. Так, например, профессор Д.С. Черешкин, вернувшись в 1996 году из научной командировки в США, привез с собой сборник до кладов, сделанных на V международной конференции по информационной войне, который имел объем более тысячи страниц. Эта конференция состоялась в Вашингтоне под эгидой американского правительства. Правда, уже в 1.999 году и в России была опубликована целая серия монографий, в которых рассматривались различные аспекты информационной войны и ее возможные последствия для будущего нашей страны и всего остального мира [95, 96]. В чем же заключается сущность данной проблемы и почему она в последние годы привлекает к себе все большее внимание не только ученых, но и общественно-политических деятелей? Существует ли информационная война на самом деле? Что такое «информационное оружие»? Кто им владеет? Что нужно делать при «информационном нападении» и как его избежать? Все это сегодня отнюдь не праздные вопросы, ответы на которые нужно знать каждому, хотя бы в самых общих чертах. С.П. Расторгуев дает следующее образное определение сущности информационной войны: «Информационная война — это целенаправленное обучение врага тому, как снимать панцирь с самого себя» [89]. Другими словами, это способ такого информационного воздействия на противника, который заставляет его самого разоружаться и становиться после этого добычей победителя. Теоретической основой для развития методов ведения информационной войны являются общая теория систем, теория эволюции и синергетика. Последняя, в частности, утверждает, что в любой сложной саморазвивающейся системе генетически заложен механизм саморазрушения. Этот механизм имеет информационную основу и является уязвимым по отношению ко внешним информационным воздействиям. Поэтому для разрушения данной системы достаточно лишь выявить этот механизм и направить в нем информационные процессы в нужную сторону. Исследования в области синергетики показали, что в определенные моменты времени, называемые точками бифуркации, сложная система становится весьма неустойчивой. Она как бы «забывает» предысторию своего развития и становится очень чувствительной ко внешним информационным воздействиям, даже если они являются очень слабыми по сравнению с энергетикой самой системы. Это всеобщее свойство природы и определяет закономерности всех эволюционных процессов. Поэтому оно проявляется не только в живой и неживой природе, но и в развитии общества. Именно это свойство и используется при ведении информационной войны. Но это, так сказать, принципиальные основы. А каковы же современные методы и средства ведения информационной войны? Для того, чтобы ответить на эти вопросы, сначала рассмотрим определения некоторых базовых понятий, предложенные С.П. Расторгуевым. Информационная война — это открытые или скрытые целенаправленные информационные воздействия систем друг на друга с целью получения определенного выигрыша в материальной сфере [89]. Информационное оружие — средства и методы, которые позволяют осуществлять информационные воздействия на противника в информационной войне. Информационная угроза — входные данные, предназначенные для активизации в информационной системе алгоритмов, нарушающих привычные режимы ее функционирования. Информационное оружие
Информационным оружием, которое используется для ведения информационной войны, являются все те средства, которые позволяют: • уничтожить, исказить или похитить информацию, находящуюся в распоряжении противника и используемую им для своего жизнеобеспечения и обороны; • преодолеть средства защиты информации, предусмотренные в информационных системах противника, • ограничить допуск законных пользователей к необходимым им информационным ресурсам; • дезорганизовать работу технических и программных средств в информационных и телекоммуникационных системах противоборствующей стороны. Таким образом, информационное оружие — это совершенно новый тип военного потенциала, использование которого позволяет не только повысить эффективность применения традиционных средств и методов ведения вооруженной борьбы, но также и полностью заменить эти средства в будущем. Основными видами информационного оружия являются следующие: • компьютерные вирусы, которые преднамеренно внедряются в системы связи и управления, а также в компьютерные и телекоммуникационные системы с целью вывода их из строя; • компьютерные логические бомбы (скрытые программные «закладки»), заранее внедряемые в технические средства, используемые для создания оборонной и гражданской информационной инфраструктуры общества и особенно опасные для работы банковских, энергетических, транспортных и других коммуникационных систем, а также систем государственного и регионального управления; • средства подавления информационного обмена в телекоммуникационных сетях, а также навязывания ложной информации для ее передачи по каналам радио и телевидения. Основными особенностями информационного оружия являются его атакующий характер, т. е. возможность разрушительного воздействия на информационные ресурсы и информационный потенциал противника, а также скрытность, возможность маскировки и скрытого использования, т. е. ведения необъявленной войны. Кроме того, информационное оружие является существенно более экономичным и экологически чистым по сравнению со всеми другими видами оружия. Информационное оружие характеризуется также возможностью его массового и неожиданного для противника использования. При этом оно поражает не только военные объекты, но и другие экономические и социальные институты общества.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.66.242 (0.014 с.) |