Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Источники угроз для информационной безопасности

Поиск

 

Источниками угроз для информационной безопасности страны могут являться внешние и внутренние факторы.

К числу источников внешних угроз относятся следующие:

• политика ряда стран, направленная на доминирование в информационной сфере и противодействующая доступу России к новейшим информационным технологиям и равноправному участию в международном разделении труда по производству средств информатики и информационных продуктов, на создание технологический зависимости России от стран Запада в информационной сфере;

• разработка рядом государств концепций «информационной войны», которые предусматривают создание и использование средств опасного воздействия на информационную сферу других стран с целью нарушения ее нормального функционирования и получения несанкционированного доступа к информационным ресурсам;

• деятельность иностранных разведывательных и специальных служб, а также экономических и политических структур в информационной сфере, направленная против национальных интересов страны;

• преступная деятельность международных террористических групп, организаций и отдельных лиц в информационной сфере;

• развертывание рядом стран мира «культурной экспансии» в отношении других стран, и в особенности против России, проявляющейся, в частности, в стремлении сократить использование русского языка как средства общения и таким образом сократить российское информационное пространство.

Если же говорить об источниках внутренних угроз для информационной безопасности нашей страны, то здесь наиболее важным являются следующие:

• существенное отставание России от ведущих стран мира по уровню информатизации общества, ограничивающее возможности страны по равноправному вхождению в мировое информационное пространство и получению от этого соответствующих экономических и социально-политических выгод;

• технологическое отставание отечественной электронной промышленности от развитых стран мира в области производства информационной и телекоммуникационной техники, вынуждающее импортировать эти средства из-за рубежа и на их основе создавать свою национальную информационную инфраструктуру, что делает ее уязвимой со стороны стран Запада;

• недостаточная координация деятельности органов государственной власти страны по формированию и реализации единой государственной политики обеспечения информационной безопасности России как важнейшей части ее национальной безопасности;

• снижение уровня общей образованности граждан России, затрудняющее подготовку специалистов необходимой квалификации, а также пользователей для работы в информационной сфере;

• усиление организованной преступности в стране и рост количества компьютерных преступлений, снижающие уровень защищенности интересов граждан, организаций и государства в информационной сфере.

Возможными последствиями воздействия перечисленных выше внешних и внутренних угроз на информационную сферу страны могут являться следующие негативные для будущего нашей страны результаты.

1. В области геополитики и международного сотрудничества их результатом может стать утрата нашей страной своего международного авторитета передовой державы в области науки, образования и высоких технологий, а также потеря лидерства в определенных направлениях развития научно-технического прогресса. Вследствие этого могут сократиться возможности влияния страны на развитие мировых геополитических процессов, ее равноправного участия в международном разделении труда и использовании международного информационного рынка продуктов и услуг, будет затруднено принятие важнейших политических, экономических и других решений, в которых определяющее значение имеет международный авторитет государства.

2. В области социально-экономического развития страны будет проявляться тенденция к снижению темпов научно-технического прогресса и перехода к использованию высокоэффективных передовых технологий, что приведет к замедлению развития экономики, снижению качества и уровня жизни людей, повышению уровня социальной напряженности в обществе.

3. В области государственного управления может произойти дискредитация органов государственной власти и местного самоуправления, созданы искусственные трудности в обеспечении их нормального функционирования, а также дисбаланс интересов личности, общества и государства, что может спровоцировать социальные, национальные и религиозные конфликты в обществе, забастовки и массовые беспорядки.

4. В области развития культуры, образования и духовной сферы общества результатом воздействия информационных угроз могут стать утрата культурного наследия и национальных традиций, распространение чуждой идеологии и моральных ценностей, проявления бездуховности и безнравственности, потеря национального самосознания.

5. В области обороноспособности и национальной безопасности страны такими последствиями могут быть:

• нарушение системы управления войсками, вооружением и военной техникой;

• снижение технологического уровня развития оборонной промышленности;

• снижение морального духа личного состава Вооруженных сил и работников предприятий оборонного комплекса.

Нетрудно заметить, что все перечисленные выше возможные последствия являются весьма серьезными для жизни и деятельности каждого гражданина страны, а не только для ее элиты или же политического руководства. Именно поэтому проблема обеспечения информационной безопасности человека и общества должна стать в современных условиях делом всего народа. А для этого она должна быть, в первую очередь, четко сформулирована и доведена до сознания широких масс населения через систему образования и средства массовой информации.

Ведь в дальнейшем, по мере развертывания глобального процесса информатизации, неизбежной глобализации мирового сообщества и перехода развитых стран к информационному обществу и информационному образу жизни, значение данной проблемы будет проявляться все сильнее и сильнее.

Основные задачи обеспечения информационной безопасности

Основными задачами государства и общества по предотвращению, парированию и нейтрализации внешних и внутренних угроз информационной безопасности является:

1) создание законодательной базы обеспечения информационной безопасности личности, общества и государства, формирующей правовую основу для противодействия информационным угрозам. Такая база имеется сейчас во многих странах мира. Формируется она и в России. Так, например, уже приняты федеральные законы «О государственной тайне», «Об информации, информатизации и защите информации», «Об участии в международном информационном обмене» и некоторые другие. Ведется работа по созданию механизмов практической реализации этих законов, подготавливаются другие законопроекты, регулирующие общественные отношения в информационной сфере;

2) проведение специальных мероприятий, направленных на обеспечение информационной безопасности в органах государственной власти страны и местного самоуправления. В настоящее время в стране активно ведутся работы по созданию защищенной информационно-телекоммуникационной системы органов государственной власти, способной противостоять внешним и внутренним информационным угрозам;

3) создание и внедрение отечественных высокоэффективных средств, методов и систем защиты информации в общегосударственных информационных и телекоммуникационных системах, а также методов обеспечения надежного и бесперебойного функционирования этих систем в экономической, финансовой и общественно-политической сферах;

4) создание и практическое внедрение эффективных средств, методов и систем защиты национальных информационных ресурсов страны от разрушений и несанкционированного доступа, повышение надежности и безопасности их хранения. В России уже ведутся научно-исследовательские работы не только по инструментальным средствам защиты информационных ресурсов, но и по их классификации по критериям информационной безопасности [88].

При этом учитывается как их национальная специфика, так и международный опыт, в частности принятые в 1991 году группой европейских стран рекомендации «Критерии оценки безопасности информационной технологии». Можно надеяться, что выполнение этих исследований позволит сделать защиту национальных информационных ресурсов России более надежной и эффективной;

5) развитие отечественной промышленности для производства в необходимых объемах современных средств информационной техники, используемых для создания и развития национальной информационной инфраструктуры, обеспечения деятельности оборонного комплекса, органов государственного управления и наиболее важных предприятий финансовой и деловой сферы.

Решение этой проблемы помимо экономических усилий потребует также соответствующей ориентации системы образования, науки и общественного мнения в стране с тем, чтобы сделать работу в этой области престижной и социально привлекательной. Только таким образом можно будет обеспечить приток в эту сферу людских ресурсов и подготовку необходимого количества специалистов и научных работников;

6) разработка и планомерное проведение в жизнь специальных организационно-правовых и воспитательных мероприятий, направленных на предотвращение и нейтрализацию информационных угроз в духовной сфере жизни общества, формирование общественного сознания населения страны в направлении активного противодействия этим угрозам.

В число этих мероприятий прежде всего должны входить:

• открытое провозглашение и активная пропаганда государственной идеологии общества, которая была бы понятной и приемлемой для большинства населения и учитывала культурные и исторические традиции развития многонациональной страны;

• разработка и осуществление цивилизованных форм воздействия на средства массовой информации с целью их ориентации на распространение в обществе духовных ценностей, отвечающих национальным целям страны, воспитанию патриотизма и гражданского долга по защите ее интересов.

Таким образом, меры по обеспечению информационной безопасности страны должны быть комплексными и содержать в себе не столько инструментально-технологические мероприятия, сколько мероприятия идеологического и воспитательного характера, направленные на соответствующую ориентацию общественного сознания.

Информационная война

Существо проблемы и основные понятия

 

Термин «информационная война» стал употребляться в России совсем недавно, не ранее 1995 года. Сначала он стал использоваться в научных статьях по проблеме информационной безопасности [90—94], а затем начал употребляться и в публицистике. Первая научная монография, целиком посвященная проблеме информационной войны, опубликована в России лишь в 1998 году [89]. В то время как на Западе этой проблеме уже давно уделяется весьма значительное внимание. Так, например, профессор Д.С. Черешкин, вернувшись в 1996 году из научной командировки в США, привез с собой сборник до кладов, сделанных на V международной конференции по информационной войне, который имел объем более тысячи страниц. Эта конференция состоялась в Вашингтоне под эгидой американского правительства.

Правда, уже в 1.999 году и в России была опубликована целая серия монографий, в которых рассматривались различные аспекты информационной войны и ее возможные последствия для будущего нашей страны и всего остального мира [95, 96].

В чем же заключается сущность данной проблемы и почему она в последние годы привлекает к себе все большее внимание не только ученых, но и общественно-политических деятелей? Существует ли информационная война на самом деле? Что такое «информационное оружие»? Кто им владеет? Что нужно делать при «информационном нападении» и как его избежать? Все это сегодня отнюдь не праздные вопросы, ответы на которые нужно знать каждому, хотя бы в самых общих чертах.

С.П. Расторгуев дает следующее образное определение сущности информационной войны: «Информационная война — это целенаправленное обучение врага тому, как снимать панцирь с самого себя» [89]. Другими словами, это способ такого информационного воздействия на противника, который заставляет его самого разоружаться и становиться после этого добычей победителя.

Теоретической основой для развития методов ведения информационной войны являются общая теория систем, теория эволюции и синергетика. Последняя, в частности, утверждает, что в любой сложной саморазвивающейся системе генетически заложен механизм саморазрушения. Этот механизм имеет информационную основу и является уязвимым по отношению ко внешним информационным воздействиям. Поэтому для разрушения данной системы достаточно лишь выявить этот механизм и направить в нем информационные процессы в нужную сторону.

Исследования в области синергетики показали, что в определенные моменты времени, называемые точками бифуркации, сложная система становится весьма неустойчивой. Она как бы «забывает» предысторию своего развития и становится очень чувствительной ко внешним информационным воздействиям, даже если они являются очень слабыми по сравнению с энергетикой самой системы.

Это всеобщее свойство природы и определяет закономерности всех эволюционных процессов. Поэтому оно проявляется не только в живой и неживой природе, но и в развитии общества. Именно это свойство и используется при ведении информационной войны.

Но это, так сказать, принципиальные основы. А каковы же современные методы и средства ведения информационной войны? Для того, чтобы ответить на эти вопросы, сначала рассмотрим определения некоторых базовых понятий, предложенные С.П. Расторгуевым.

Информационная война — это открытые или скрытые целенаправленные информационные воздействия систем друг на друга с целью получения определенного выигрыша в материальной сфере [89].

Информационное оружие — средства и методы, которые позволяют осуществлять информационные воздействия на противника в информационной войне.

Информационная угроза — входные данные, предназначенные для активизации в информационной системе алгоритмов, нарушающих привычные режимы ее функционирования.

Информационное оружие

 

Информационным оружием, которое используется для ведения информационной войны, являются все те средства, которые позволяют:

• уничтожить, исказить или похитить информацию, находящуюся в распоряжении противника и используемую им для своего жизнеобеспечения и обороны;

• преодолеть средства защиты информации, предусмотренные в информационных системах противника,

• ограничить допуск законных пользователей к необходимым им информационным ресурсам;

• дезорганизовать работу технических и программных средств в информационных и телекоммуникационных системах противоборствующей стороны.

Таким образом, информационное оружие — это совершенно новый тип военного потенциала, использование которого позволяет не только повысить эффективность применения традиционных средств и методов ведения вооруженной борьбы, но также и полностью заменить эти средства в будущем.

Основными видами информационного оружия являются следующие:

• компьютерные вирусы, которые преднамеренно внедряются в системы связи и управления, а также в компьютерные и телекоммуникационные системы с целью вывода их из строя;

• компьютерные логические бомбы (скрытые программные «закладки»), заранее внедряемые в технические средства, используемые для создания оборонной и гражданской информационной инфраструктуры общества и особенно опасные для работы банковских, энергетических, транспортных и других коммуникационных систем, а также систем государственного и регионального управления;

• средства подавления информационного обмена в телекоммуникационных сетях, а также навязывания ложной информации для ее передачи по каналам радио и телевидения.

Основными особенностями информационного оружия являются его атакующий характер, т. е. возможность разрушительного воздействия на информационные ресурсы и информационный потенциал противника, а также скрытность, возможность маскировки и скрытого использования, т. е. ведения необъявленной войны.

Кроме того, информационное оружие является существенно более экономичным и экологически чистым по сравнению со всеми другими видами оружия.

Информационное оружие характеризуется также возможностью его массового и неожиданного для противника использования. При этом оно поражает не только военные объекты, но и другие экономические и социальные институты общества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.66.242 (0.014 с.)