Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 13. Экономическая деятельность и финансовоеСодержание книги Поиск на нашем сайте
ОБЕСПЕЧЕНИЕ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Статья 99. Особенности финансового обеспечения оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования
Комментарий к статье 99
Статья посвящена вопросам финансового обеспечения оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования. Отчасти положения данной статьи не являются новыми, поскольку отдельные нормы, в частности о финансовом обеспечении деятельности вузов, уже были отражены в законодательстве. Тем не менее самостоятельная статья о финансировании образовательных услуг впервые появилась в рамках нового Закона. Финансовое обеспечение оказания государственных и муниципальных образовательных услуг регламентируется действующим законодательством и строится в соответствии с нормативами затрат на осуществление услуги исходя из различных критериев, в том числе вида образовательных программ и формы обучения, требований к обеспечению образовательного процесса и т.п., а также основывается на выделении образовательной организации из соответствующего бюджета РФ (в зависимости от принадлежности организации к определенной форме собственности) субсидии на возмещение затрат по реализации образовательных программ и подготовке обучающихся. Исключение из данного порядка составляет образовательная деятельность, осуществляемая в соответствии с образовательными стандартами, когда расчет затрат на оказание услуг ведется на одного обучающегося. В статье раскрывается структура затрат на оказание государственных и муниципальных услуг в сфере образования в зависимости от уровня средней заработной платы, комплектности образовательных организаций. Следует учесть, что к критерию малокомплектности образовательной организации общего образования относится удаленность образовательных организаций от иных организаций, а также транспортная доступность. Представляется, что выбранные за основу законодателем критерии отнесения образовательной организации к малокомплектной не соответствуют предполагаемой сути данного термина. Представляется, что малокомплектной могла бы выступать образовательная организация, где количество обучающихся менее установленного числа минимально возможного контингента с учетом, конечно же, количества населения, проживающего в соответствующем населенном пункте. Возмещение затрат по реализации профессиональных образовательных программ частными образовательными организациями обеспечивается за счет бюджетных ассигнований соответствующего бюджета и рассчитывается с учетом нормативных затрат на оказание соответствующих государственных или муниципальных услуг в сфере образования.
Статья 100. Контрольные цифры приема на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов
Комментарий к статье 100
Данная статья является новацией законодательства об образовании. Ранее лишь упоминалось о контрольных цифрах приема граждан на обучение в рамках характеристики особенностей экономки среднего и высшего профессионального образования. В целом данная линия продолжена и новом Законе с той лишь разницей, что соответствующие положения обобщены и выделены в отдельную статью. Контрольные цифры приема - это количество мест в образовательной организации по соответствующему направлению (специальности), которые финансируются за счет бюджетных ассигнований. Исходя из этого определяется и количество лиц, которые могут поступать и обучаться за счет средств соответствующего бюджета. Бюджетные места распределяются между аккредитованными по соответствующим образовательным программам образовательными организациями на основе публичного конкурса. Количество контрольных цифр приема граждан в образовательные организации среднего и высшего профессионального образования определяется публичными органами власти, финансирующими деятельность образовательной организации из соответствующего бюджета. Исходя из трехуровневой бюджетной системы в Российской Федерации образовательная деятельность может финансироваться из федерального, регионального и местного бюджетов. Часть контрольных цифр приема, доводимых до образовательной организации соответствующим органом управления по результатам публичного конкурса, может быть отдана под целевой прием, осуществляемый по заявкам органов государственной власти и местного самоуправления в целях содействия им в подготовке кадров соответствующего уровня образования. Выделение целевых мест является не обязанностью, а правом образовательной организации. В случае принятия образовательной организацией решения о целевом приеме места, отданные под целевой прием, выбывают из количества мест, выделенных под организацию общего конкурса среди абитуриентов. При этом заинтересованные органы исполнительной власти и местного самоуправления, а также образовательные организации обязаны обеспечить отдельный конкурс среди абитуриентов, поступающих на целевые места. В случае если конкурс направленных на целевые места не обеспечивается, приемная комиссия вуза обязана уменьшить количество выделенных целевых мест, поставить в известность об этом соответствующие государственные или муниципальные органы и поступающих на целевые места. Как правило, под целевой прием определяются квоты, устанавливающие общее количество мест, которые могут быть отданы под целевой прием. Квоты доводятся соответствующими органами власти, в чьем ведении находятся образовательные организации. Так, в 2012 г. согласно письму Минобрнауки России от 09.02.2012 N 12-145 <1> количество мест для целевого приема на каждое направление подготовки (специальность) не должно было превышать 15% от общего количества контрольных цифр приема по каждому направлению подготовки (специальности). -------------------------------- <1> Письмо Минобрнауки России от 09.02.2012 N 12-145 "Об организации целевого приема граждан в 2012 году" // Официальные документы в образовании. 2012. N 13.
Статья 101. Осуществление образовательной деятельности за счет средств физических лиц и юридических лиц
Комментарий к статье 101
Нормы о возможности оплаты образования за счет средств физических и юридических лиц содержались в Законах N 3266-1 и N 125-ФЗ. В рамках комментируемой статьи данные нормы обобщены и систематизированы. Осуществление образования за счет средств физических и юридических лиц является одной из форм (видом) экономической деятельности в образовании, которая вносит существенный вклад в финансирование образовательной организации. Платные образовательные услуги оказываются на основании соответствующего договора, заключаемого между образовательной организацией и заказчиком - физическим или юридическим лицом. Денежные средства, поступающие от оплаты за обучение, направляются образовательной организацией на цели, определенные в ее уставе. Соответственно, плата за образовательные услуги имеет строго целевой характер. При этом платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет бюджетных ассигнований, что предусматривалось и в ранее действовавшем законодательстве. Основным отличием является то, что заработанные образовательной организацией денежные средства с нарушением указанного правила направляются не в соответствующий бюджет, а возвращаются лицам, оплатившим такую образовательную деятельность. Условия реализации основных образовательных программ, финансируемых как за счет средств бюджетных ассигнований по государственному заданию, так и свыше контрольных цифр приема по договорам с полным возмещением стоимости обучения (платных образовательных услуг), должны быть равными.
Статья 102. Имущество образовательных организаций
Комментарий к статье 102
Особенности использования образовательной организацией закрепленного (приобретенного) имущества определяются целями деятельности образовательных юридических лиц. В первую очередь стоит отметить, что законодатель вернулся к модели имущественного режима, допускающего право собственности образовательной организации на имеющееся у нее имущества. Изначально такая возможность допускалась, но впоследствии была изъята из положений образовательного законодательства. Такие действия законодателя были продиктованы проблемами в определении статуса имущества, прежде всего государственных (муниципальных) учреждений образования, которое получало одновременно двух собственников. В то же время в литературе наличие нормы о возможности образовательных юридических лиц обладать имуществом на праве собственности связывалось только со случаями приобретения имущества по гражданско-правовым сделкам. Создавали дополнительные трудности неопределенный для учреждения круг распорядительных полномочий в рамках права оперативного управления - ограниченного вещного права, вытекающего из права собственности. В конечном счете за образовательными организациями было оставлено лишь право оперативного управления, которое в большей степени соответствовало организационно-правовой форме большинства образовательных юридических лиц, созданных в качестве учреждений. На современном этапе законодатель отдает приоритет праву собственности образовательных организаций, не исключая при этом возможность нахождения ее за ними и на другом законном основании. Следует полагать, что иное законное основание подразумевает как вещно-правовые, так и обязательственные режимы принадлежности имущества образовательной организации. В первом случае речь идет об упомянутом выше праве оперативного управления (производного от права собственности), во втором - о праве безвозмездного пользования или аренды, оформляемых с учетом использования отдельных видов обязательств в форме соответствующих гражданско-правовых договоров. Правовой режим нахождения земли у образовательных организаций определяется с учетом норм земельного законодательства. Речь идет об установленном для государственных и муниципальных учреждений праве постоянного (бессрочного) пользования на землю (ст. 20 Земельного кодекса РФ - ЗК РФ). Образовательные организации не являются исключением, и потому в большинстве случаев режим права постоянного (бессрочного) пользования на имеющиеся у них в распоряжении земельные участки будет применяться и к ним. Стоит отметить, что указанный режим не допускает возможности распоряжения закрепленными за образовательной организацией земельными участками. Это исключает возможность передачи земли по любым гражданско-правовым сделкам (например, купли-продажи, аренды, дарения, безвозмездного пользования, залога и т.п.). Исключение составляют образовательные организации, созданные в форме частных учреждений. На них обозначенные законодательством ограничения не распространяются, поскольку любым имуществом они могут обладать на праве собственности, а отсюда и правом распоряжения таким имуществом без каких-либо ограничений. На образовательную организацию возлагается ответственность за сохранность и эффективное использование закрепленного за ней имущества, что обеспечивается также контрольными мероприятиями, проводимыми уполномоченными органами. Речь идет помимо прочего и об управлении имуществом в широком представлении. Эффективность использования предполагает как уменьшение расходов на содержание имущества, так и получение дохода с помощью его использования в допускаемых законом формах и объеме (например, сдача в аренду свободных (неиспользуемых) площадей). Как следует из смысла комментируемой статьи, контроль может быть внутренним и внешним. Внутренний контроль (аудит) осуществляют коллегиальные органы управления самой образовательной организации, которые определены в качестве таковых в уставе юридического лица. В частности, в зависимости от направленности и уровня образования это могут быть педагогический (общеобразовательные организации) или ученый совет (профессиональные организации высшего образования). Внешний - возложен на учредителя и собственника имущества образовательной организации. Что касается государственной (муниципальной) образовательной организации, то, как известно, ее учредителем является конкретное публично-правовое образование в лице уполномоченного государственного (муниципального) органа власти, в том числе с учетом отраслевой принадлежности или подведомственности (например, в отношении сельскохозяйственных вузов полномочия учредителя выполняет Министерство сельского хозяйства РФ). Функции (полномочия) собственника имущества выполняют различные профильные органы публичного управления, создаваемые на различных уровнях публичной власти, на которые возложены функции по управлению публичным имуществом (например, в отношении имущества федеральных образовательных организаций (т.е. основанных на федеральной государственной собственности) функции собственника выполняет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, а в регионах (субъектах РФ) - его территориальные управления). В некоторых случаях учредитель и собственник имущества образовательной организации могут совпадать в одном лице (например, частные образовательные организации).
Статья 103. Создание образовательными организациями высшего образования хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности
Комментарий к статье 103
Появление положений о результатах интеллектуальной деятельности (РИД) в качестве самостоятельной статьи нового Закона не является случайным. Соответствующие нормы содержало и прежнее законодательство об образовании в рамках Федерального закона от 02.08.2009 N 217-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности" <1>. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 2009. N 31. Ст. 3923.
Стоит отметить, что проблема реализации на практике норм гражданского законодательства о хозяйственных полномочиях учреждений по созданию юридических лиц была отмечена на уровне руководства страны в связи с острой потребностью формирования инновационной базы развития государства в виде малых предприятий в рамках бюджетных учреждений образования и науки <1>. Однако в рамках комментируемой статьи регулирование распоряжения РИД получило более систематизированную основу. -------------------------------- <1> http://www.innovbusiness.ru/NewsAM/NewsAMShow.asp?ID=13574
Создание малых предприятий при вузах призвано повысить эффективность их функционирования в условиях рыночной экономики. Полноценное развитие таких экономических субъектов может стать определяющим фактором в становлении предпринимательских университетских форм. В числе перспективных нововведений могут быть, например, представлены технопарки - структуры на базе вузов с целью использования научного потенциала и коммерциализации разработанных технологий через малые инновационные предприятия. Гражданский закон (ч. IV ГК РФ от 18.12.2006 N 230-ФЗ <1>) закрепляет основные принципы распределения прав на РИД. Права на созданные за счет бюджетных средств РИД закрепляются за исполнителем, который может распоряжаться исключительным правом на РИД (п. 1 ст. 1229 ГК РФ). Правообладателями зачастую выступают образовательные и научные организации, имеющие организационно-правовую форму учреждения, что осложняет практическое распоряжение интеллектуальной собственностью в силу ограниченных вещных прав на закрепленное имущество. Следовательно, такое нормативное решение, с одной стороны, является определяющим фактором внедрения РИД, но на практике парализуется современным правовым имущественным режимом бюджетных учреждений, который в системном толковании норм ч. 4 ст. 66 ГК РФ, ст. 70 БК РФ <2> не позволяет самостоятельно реализовывать предоставленные права. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 2006. N 52 (ч. 1). Ст. 5496. <2> СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3823.
РИД для целей образовательного законодательства включают программы для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат данным вузам. Основная регулирующая роль восполнения пробелов правового регулирования отношений в сфере становления инновационных хозяйственных механизмов связана: 1) с созданием хозяйственных обществ государственными бюджетными учреждениями науки и образования, научными и образовательными учреждениями государственных академий наук; 2) с распоряжением учреждениями науки и образования исключительными правами на РИД. Важным моментом является процедура легализации предприятия. Во-первых, хозяйственное обществ создается без согласия собственника, что означает самостоятельное решение вузом вопросов формирования волеизъявления. Единственной обязанностью в этом случае является уведомление своего учредителя об этом в течение 7 дней с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации хозяйственного общества, которое является юридическим фактом, фиксирующим создание юридического лица и возникновение обязательств перед третьими лицами. При этом права участников хозяйственных обществ от имени вузов осуществляют их руководители. При формулировании данного требования законодатель исходил, видимо, из необходимости обеспечения эффективности управленческих решений, что достигается наличием в органах управления юридическим лицом руководителя организации - учредителя. Для ведения хозяйственной деятельности любого юридического лица необходимы денежные средства, которых в распоряжении учреждения недостаточно. Все имущество бюджетного учреждения (в том числе и денежные средства) поступает в его оперативное управление, учитывается на отдельном балансе. Поэтому соучредители обязаны вносить свои вклады в уставный капитал в денежной форме. Это - исключительное требование закона. В принципе ответственность по обязательствам такого хозяйственного общества будет ограничена только вкладами соучредителей. Денежная оценка вклада участника хозяйственного общества производится по соглашению между учредителями (участниками) общества и в случаях, предусмотренных законом, подлежит независимой экспертной проверке. Независимая оценка РИД, вносимых по лицензионному договору в качестве вклада в уставный капитал, проводится при стоимости номинальной доли такого вклада свыше 500 тыс. руб. Оплата уставного капитала является важной гарантией для кредиторов такого общества, а также и для самого бюджетного учреждения. Требование законодателя к соучредителям общества - оплата уставного капитала общества на момент его создания не менее чем на половину (50%) - воспроизводит требования положений Закона N 14-ФЗ об ООО. Как приоритетным учредителем, так и участником подобных организаций являются бюджетные учреждения: доля их участия в создаваемом юридическом лице должна быть не менее 25% в акционерном обществе (тип которого можно определить преимущественно как закрытое общество) либо 1/3 в обществе с ограниченной ответственностью. Создаваемые юридические лица в форме обществ с ограниченной ответственностью (акционерных обществ) будут иметь не общую правоспособность, а специальную, которая должна соответствовать основной цели их деятельности. Представляется недопустимым формирование расширенного перечня видов деятельности таких юридических лиц. Хотя нужно отметить, что объем правоспособности созданных хозяйственных обществ должен соответствовать объему правоспособности их учредителей, пределы которой обозначены задачами деятельности научных и образовательных организаций. Ведение ими предпринимательской деятельности допускается в минимальном объеме и только для реализации основной деятельности, которая является одновременно и целью создания организации. Цели деятельности создаваемого предприятия должны соответствовать закону и найти отражение в его уставе. И если в содержании учредительного документа указаны иные, не предусмотренные законом для такого предприятия цели, то действия учредителей следует признать в качестве нарушения порядка создания юридического лица. Контроль и ответственность за содержание учредительных документов создаваемого предприятия должны быть возложены на его учредителей. В отличие от передачи исключительных прав в уставный капитал, собственником которых становится общество, а учредители получают лишь обязательственные права, конституирующую основу общества составят права на использование соответствующих РИД по лицензионным договорам, тогда как исключительные права согласно абз. 2 п. 1 ст. 1233 ГК РФ будут принадлежать их создателям (владельцам). Такой нормативный подход является разумной гарантией сохранения интеллектуальной собственности за учреждениями науки и образования. При этом по сравнению с порядком создания хозяйственных обществ, осуществляемого самостоятельно по инициативе научных и образовательных учреждений, имущество, находящееся в оперативном управлении данных вузов, может быть передано в уставные капиталы создаваемых хозяйственных обществ в порядке, установленном ГК РФ, который предполагает получение на это согласия собственника имущества учреждения. По смыслу Постановления Пленума ВАС РФ от 18.11.2003 N 19 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах" <1> финансируемые собственниками учреждения могут быть учредителями (участниками) хозяйственных обществ с разрешения собственника, в том числе с использованием для этих целей доходов учреждения от разрешенной ему деятельности (п. 4 ст. 66 и п. 2 ст. 298 ГК РФ), что во всяком случае предполагает необходимость наличия такого согласия независимо от характера и оснований закрепления имущества за учреждением. -------------------------------- <1> Вестник ВАС РФ. 2004. N 1.
Доходы от распоряжения долями (акциями) в уставных капиталах хозяйственных обществ, учредителями (участниками) которых являются данные вузы, часть прибыли (дивиденды) хозяйственных обществ, полученная данными вузами, поступают в их самостоятельное распоряжение, учитываются на отдельном балансе. Таким образом, расширение хозяйственных полномочий бюджетных учреждений и особенно вузов, получивших вслед за правом выступать арендодателем имущества возможность учреждать юридические лица, говорит о дальнейшей адаптации на практике хозяйственных механизмов стимулирования рыночных отношений в рамках образовательной и научной деятельности. В связи с этим представляется не случайным закрепление указанных полномочий вузов в группу норм гл. 13 "Экономическая деятельность в образовании".
Статья 104. Образовательное кредитование
Комментарий к статье 104
Самостоятельная статья об образовательном кредитовании впервые нашла отражение в новом Законе. Практика образовательного кредитования получила широкое распространение в западных государствах. В России образовательный кредит пока мало востребован, но выступает одним из инструментов реализации экономической политики государства, направленной на снижение расходной части бюджета. В первую очередь, через деятельность образовательных организаций часть бремени финансирования образования перекладывается непосредственно на элементы системы образования (обучающихся и их родителей), что позволяет решить таким образом проблему дефицита бюджета и в то же время повышения оплаты труда педагогических работников, обеспечить доступность образования. Государственный (социальный) образовательный кредит: является механизмом поддержки частных инвестиций в образование, призван сократить их текущую финансовую нагрузку по оплате обучения и содержанию студентов в период учебы; предоставляется банками и иными кредитными организациями в целях оплаты стоимости обучения граждан по соответствующим образовательным программам. Первоначально развитие образовательного кредитования связывалось с деятельностью Сбербанка России. В настоящий момент кредитование осуществляют и коммерческие банки. Денежные средства, выдаваемые по кредиту, имеют строго целевое назначение, т.е. не могут быть израсходованы на другие цели. В то же время образовательный кредитный продукт может предусматривать кредитование не только оплаты обучения, но и сопутствующих расходов, т.е. непосредственно связанных с получением образования: оплата проживания, питания, приобретения учебной и научной литературы и другие бытовые нужды в период обучения. В первом случае речь идет об основном образовательном кредите, а во втором - о сопутствующем. Граждане имеют право выбрать вариант программы кредитования: получение либо только образовательного кредита, либо полного пакета кредитных услуг, состоящего из образовательного и сопутствующего кредита. Представляется, сопутствующий кредит можно будет получить и в том случае, если обучение проходит на бесплатной основе. В первоочередном порядке государство заинтересовано в подготовке специалистов по основным образовательным программам. В связи с этим коллегией Минобрнауки России 19.06.2006 N ПК-7 <1> одобрена Концепция государственной поддержки образовательного кредитования, предусматривающая формы частичного гарантирования выдаваемых кредитов исходя из возможностей федерального бюджета. Суть Концепции заключается в том, что государство осуществляет государственное субсидирование банков, кредитующих граждан для обучения по основным образовательным программам. Данный инструмент преодолевает недостатки рынка капиталов, т.е. низкую заинтересованность частного сектора в предоставлении образовательных кредитов. -------------------------------- <1> Официальные документы в образовании. 2007. N 13.
Государственные возвратные субсидии должны выделяться из средств федерального бюджета отдельной статьей экономической классификации расходов бюджетной классификации и предназначаться для студентов, обучающихся в первую очередь по приоритетным специальностям и направлениям подготовки. Государственная поддержка предоставляется банку в случае невозможности исполнения заемщиком обязательств по договору основного образовательного кредита в связи с отсутствием или недостаточностью имущества заемщика, на которое может быть обращено взыскание. Эксперимент по реализации Концепции образовательного кредитования и субсидирования невозвратных кредитов нашел отражение в Постановлениях Правительства РФ от 23.08.2007 N 34 <1> и от 28.08.2009 N 699 <2>, определяющих механизм и порядок возмещения части затрат по непогашенным кредитам, а также компенсации части затрат на уплату процентов. Образовательные кредиты и государственные субсидии являются шагом к повышению доступности образования, что достаточно значимо в системе общественных отношений. В последующем предусматриваются подготовка и принятие проекта федерального закона о государственной поддержке предоставления образовательных кредитов студентам вузов. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 2007. N 35. Ст. 4317. <2> СЗ РФ. 2009. N 37. Ст. 4413.
Глава 14. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Статья 105. Формы и направления международного сотрудничества в сфере образования
Комментарий к статье 105
Данные нормы не являются новыми, поскольку положения о международном сотрудничестве в сфере образования были представлены в ранее действовавших обоих образовательных законах и более полное отражение нашли в законодательстве о высшей школе. Между тем рассматриваемая статья органично интегрирует ранее действовавшие положения с учетом перспективной практики международного взаимодействия. Во-первых, статья закрепляет целевые ориентиры международного сотрудничества, определяющие последовательную гармонизацию образовательных систем государств, их поступательного развития с учетом расширения образовательных возможностей граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства. Данные цели, как следует из комментируемой статьи, обеспечиваются в том числе путем развития сотрудничества российских и иностранных образовательных организаций, международной академической мобильности обучающихся, педагогических, научных и иных работников системы образования, привлечения иностранных граждан к обучению в российских организациях, осуществляющих образовательную деятельность, обеспечения взаимного признания образования и (или) квалификации и т.п. В настоящее время Постановлением Правительства РФ от 25.08.2008 N 638 <1>, регламентирующим вопросы сотрудничества с зарубежными странами в области образования, определены квоты для обучения российских граждан за рубежом, а также иностранцев в образовательных организациях в Российской Федерации и условия финансирования получения соответствующего образования. -------------------------------- <1> Постановление Правительства РФ от 25.08.2008 N 638 "О сотрудничестве с зарубежными странами в области образования" (ред. от 08.09.2010) // СЗ РФ. 2008. N 35. Ст. 4034.
Во-вторых, статья определяет основные направления международного сотрудничества российских образовательных организаций с иностранными организациями в сфере образования через заключение соответствующих договоров.
Статья 106. Подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации
Комментарий к статье 106
Аналогичные нормы, касающиеся порядка подтверждения документов об образовании и (или) о квалификации, содержал Закон N 3266-1 (ст. 27). Как следует из комментируемой статьи, такое подтверждение: имеет целью обеспечение надлежащего признания юридической силы данных документов в иностранном государстве; осуществляется в соответствии с международными договорами РФ и (или) нормативными правовыми актами РФ при наличии переданных полномочий; осуществляется путем проставления на них апостиля органами исполнительной власти субъектов РФ. Апостиль (apostille): формальная процедура удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и в надлежащем случае подлинности печати и штампа, которыми скреплен этот документ, установленная Гаагской конвенцией 1961 г., отменяющей требование легализации иностранных официальных документов. Фактически апостиль представляет собой штамп, который проставляется на документах, исходящих из официальных органов стран - участниц этой Конвенции; удостоверяет подлинность подписи и должность лица, подписавшего документ, а также подлинность печати или штампа, которыми этот документ скреплен, что делает документ юридически действительным на территории государств - участников Гаагской конвенции 1961 г.; проставляется по заявлениям граждан, направляемым в письменной или электронной форме (электронного документа) с помощью интернет-ресурсов. Постановлением Правительства РФ от 11.03.2011 N 165 <1> определен порядок подтверждения документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях. За проставление апостиля на документе государственного образца об образовании (квалификации) заявителем уплачивается государственная пошлина. Порядок ее уплаты и размеры определены налоговым законодательством. В частности, как следует из подп. 5 п. 1 ст. 333.18 НК РФ <2>, плательщики уплачивают государственную пошлину при обращении за проставлением апостиля до его проставления. Размер госпошлины за проставление апостиля составляет 1500 руб. за каждый документ (подп. 48 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Документ об уплате государственной пошлины за проставление апостиля на документе об образовании и (или) о квалификации может быть направлен заявителем в форме электронного документа и с использованием интернет-ресурсов. -------------------------------- <1> Постановление Правительства РФ от 11.03.2011 N 165 "О подтверждении документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях" // СЗ РФ. 2011. N 12. Ст. 1642. <2> СЗ РФ. 2000. N 32. Ст. 3340.
Статья 107. Признание образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве
Комментарий к статье 107
Статья 27.2 "Признание документов иностранных государств об уровне образования и (или) квалификации на территории Российской Федерации" Закона N 3266-1 содержала аналогичные положения. Название рассматриваемой статьи сформулировано несколько иначе, что в целом не меняет ее содержательную нагрузку. Однако сравнительный анализ норм образовательных законов позволяет сделать вывод об определенном техническом обновлении в формулировании инструментов, обеспечивающих признание образования в рамках комментируемой статьи. Прежде всего, уточнено понятие "признание", под которым понимается официальное подтверждение значимости (уровня) полученных в иностранном государстве образования и (или) квалификации в целях обеспечения доступа их обладателя к образованию и (или) профессиональной деятельности в Российской Федерации. Признание иностранного образования или иностранной квалификации предоставляет их обладателю академические, профессиональные и (или) иные права, но только в рамках международных договоров о взаимном признании и (или) законодательства РФ. Осуществляется признание образования или квалификации, подпадающих под действие международных договоров, а также полученных в образовательных организациях, по установленному Перечню, который утвержден распоряжением Правительства РФ от 21.05.2012 N 811-р <1> и на данный момент включает порядка 194 вузов из Австралии, Австрии, Бельгии, Бразилии, Великобритании, Германии, Дании, Израиля, Ирландии, Испании, Италии, Канады, Китая, Нидерландов, Новой Зеландии, Норвегии, Сингапура, США, Финляндии, Франции, Швейцарии, Швеции, ЮАР, Южной Кореи, Японии. При этом выбор соответствующих иностранных образовательных организаций осуществляется на основании установленных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 389 <2> критериев. -------------------------------- <1> Распоряжение Правительства РФ от 21.05.2012 N 811-р "Об утверждении перечня иностранных образовательных организаций, которые выдают документы иностранных государств об уровне образования и (или) квалификации, признаваемые на территории Российской Федерации" // СЗ РФ. 2012. N 22. Ст. 2903. <2> Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 N 389 "Об утверждении критериев включения иностранных образовательных организаций в перечень иностранных образовательных организаций, которые выдают документы иностранных государств об уровне образования и (или) квалификации, признаваемые на территории Российской Федерации, и критериев включения иностранных образовательных организаций, научных организаций в перечень иностранных образовательных организаций, научных организаций, которые выдают документы иностранных государств об ученых степенях и ученых званиях, признаваемые на территории Российской Федерации" // СЗ РФ. 2012. N 19. Ст. 2414.
Для соответствия образовательной организации установленным требованиям такая организация: входила и (или) входит одновременно в первые 300 позиций академического рейтинга университетов мира (Academic Ranking of World Universities), всемирного рейтинга университетов (QS World University Rankings) и рейтинга университетов мира Таймс (The Times Higher Education World University Rankings); не располагается на территориях государств, с которыми заключены международны<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.116.228 (0.013 с.) |