Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 5. Педагогические, руководящие и иные работникиСодержание книги Поиск на нашем сайте
ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Статья 46. Право на занятие педагогической деятельностью
Комментарий к статье 46
Устанавливаются общие образовательные требования (образовательный ценз), дающие право лицу заниматься образовательной деятельностью. Этот ценз определен в виде минимума - среднего профессионального или высшего образования. Дополнительным обязательным требованием на занятие указанной деятельностью является наличие знаний и умений, перечисленных в программе и/или профессиональном стандарте. Если первое еще как-то понятно, то что такое профессиональный стандарт, из комментируемой нормы и всего Закона не ясно. Номенклатура должностей, т.е. перечень названий руководящих работников, осуществляющих деятельность в образовательной сфере, утверждается Правительством РФ. Проект такого постановления опубликован на официальном сайте Минобрнауки России. В него вошли 4 должности руководителей образовательных организаций и 28 должностей педагогических работников: воспитатель (включая старшего), музыкальный руководитель, учитель, преподаватель, тьютор (от англ. "опекун, защитник"). Видимо, это сегодняшний воспитатель, концертмейстер, учитель-дефектолог, учитель-логопед (логопед), педагог-психолог, социальный педагог, педагог-библиотекарь, педагог-организатор, инструктор по физической культуре, тренер-преподаватель (включая старшего), старший вожатый, преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности, инструктор по труду, методист (включая старшего), педагог дополнительного образования (включая старшего), руководитель физического воспитания, мастер производственного обучения, декан факультета (директор института), заведующий кафедрой, профессор, доцент, старший преподаватель, ассистент <1>. Хорошо, что этот вопрос не оставлен на откуп Минобрнауки России. Однако плохо, что не определены сроки, на которые этот перечень утверждается и в какие обновляется. -------------------------------- <1> www.mon.gov.ru
Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации
Комментарий к статье 47
В Законах N 3266-1 и N 125-ФЗ не было самостоятельной статьи, посвященной правовому статусу педагогических работников. Содержание комментируемой статьи столь же объемно, как и ее название. Правовой статус педагогических работников, определенный рассматриваемой частью, является частным проявлением общего правового статуса человека в теории конституционного права, т.е. совокупность права, свобод и обязанностей, а также гарантий их реализации. Однако их права разделены Законом на две группы: трудовые и академические. И если источник первых понятен, то откуда берутся вторые и каким нормативным правовым актом помимо Закона об образовании они закреплены, остается неясным. К тому же в качестве источника этих прав и обязанностей указано федеральное и региональное законодательство. Возникает вопрос: насколько законодательство субъекта РФ может расширять перечень прав педагогического работника, а главное - его обязанностей и как это согласуется с конституционным принципом равноправия. Нельзя также забывать, что в понятие "законодательство" в нашей стране традиционно входят не только закон, но и многочисленные подзаконные акты. Из демагогических словосочетаний, которыми наполнена ч. 2 статьи, следует, что педагогические работники обладают каким-то "особым статусом", который, видимо, определен настоящим Законом, но прямо об этом в комментируемой норме не сказано. Далее следует перечень академических прав и свобод, которые сами по себе не вызывают возражений, кроме неопределенности их юридической силы и гарантий реализации, за исключением права на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Речь даже не идет о судебной защите этих прав. А между тем цель авторов Закона благая: создать механизм реализации конституционной нормы о свободе преподавания, а вот механизм ее воплощения выбран крайне неудачный. Часть 4 комментируемой статьи важна тем, что устанавливает пределы действия академических прав и свобод педагогического работника. Таким пределом являются права и свободы других участников образовательных отношений, закрепленные в локальных нормативных актах организаций, в которых они служат. Как известно, в соответствии со ст. 8 ТК РФ локальные нормативные акты принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников <1>. Однако хитрость этой нормы состоит в том, что, если порядок согласования локального акта с профсоюзной организацией, предусмотренный ст. 372 ТК РФ, соблюден, никакой суд, прокуратура, трудовая инспекция не могут этот акт опротестовать, а, как известно, коллектив не всегда бывает прав. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 2006. N 27. Ст. 5498.
В части 5 статьи устанавливает перечень трудовых прав и социальных гарантий педагогических работников. Эти права отличаются от общих прав и свобод работника, установленных ТК РФ, в сторону увеличения социальных гарантий для педагогических работников. Например, они имеют право на сокращенную продолжительность рабочего времени, право на удлиненный ежегодный отпуск, внеочередное предоставление жилья и др. Примечательно, что перечень этих прав имеет открытый характер. Очевидно, субъекты РФ вправе дополнять его какими-то индивидуальными правами и социальными гарантиями в соответствии с ч. 1 настоящей статьи (см. комментарий). Подробный перечень элементов и видов нагрузки, включенной в рабочее время педагогических работников, приведен в ч. 6 статьи. Этот перечень также является открытым, а его содержание зависит от занимаемой должности и индивидуального плана работника. Согласно ч. 7 статьи соотношение режима рабочего времени и времени отдыха педагогического работника определяется коллективным договором, правилом внутреннего трудового распорядка или расписанием и актами Минобрнауки России и/или его территориальных управлений. Такое разнообразие нормативно-правового регулирования этого вопроса, на наш взгляд, чревато перегибами как в лучшую, так и в худшую сторону, которая часто проявляется в последнее время. В соответствии с ч. ч. 8 - 10 статьи педагогические работники, работающие в сельской местности, имеют право на компенсацию расходов на оплату жилья, отопления и освещения, все работники этой сферы имеют право на получение оплаты в размере, установленном субъектом РФ, за участие в ЕГЭ, а также на иные дополнительные меры государственной поддержки, устанавливаемые актами субъектов РФ.
Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников
Комментарий к статье 48
В статье 20 Закона N 125-ФЗ обязанности педагогических работников уже были представлены. Эта статья, не являясь новацией, открывается закрытым перечнем обязанностей педагогических работников, также отличающимся по содержанию от установленного ТК РФ. Из всех 11 обязанностей более или менее конкретными, имеющими критерии для оценки, являются последние две обязанности, да и те содержат в тексте отсылочные нормы к абстрактному установлению законодательством РФ порядка обучения и проверки знаний, а также уставу организации, принимаемому в порядке, определенном иным нормативным правовым актом - ст. 52 ГК РФ, на который к тому же нет ссылки в комментируемом Законе. Установлен запрет на оказание педагогическим работником платных услуг, если это приводит к возникновению конфликта интересов (ч. 2 статьи) (подробнее о конфликте интересов см. комментарий к п. 33 ст. 2 Закона). Речь, очевидно, идет о платном репетиторстве. Однако сама по себе формулировка юридической нормы вызывает удивление, поскольку эти отношения имеют договорный гражданско-правовой характер и не создают конфликт интересов, поскольку эти отношения не являются образовательными в чистом виде. Согласно ч. 3 статьи авторы Закона пытаются поставить образовательные организации и участников создаваемых в них отношений вне политики. В целом это правильно и отвечает общепризнанным принципам и нормам международного права. Однако ни КоАП РФ, ни УК РФ, ни сам Закон N 273-ФЗ или какое-либо другое законодательство России не предусматривают юридической ответственности за подобную деятельность. А норма без ответственности за ее неисполнение превращается в фикцию, чем и пользовались отдельные руководители вузов в выборную кампанию 2011 - 2012 гг. Возможно, этот пробел можно восполнить уставами или иными локальными актами, однако у руководителей образовательных учреждений в этом нет служебной заинтересованности. Завершающая часть комментируемой статьи содержит стандартную норму об ответственности педагогического работника за невыполнение или ненадлежащее выполнение ими своих обязанностей. Ответственность за такие нарушения предусмотрена в виде учета этих сведений при прохождении педагогическими работниками аттестации. Никакой более серьезной ответственности за это новый Закон не предусматривает.
Статья 49. Аттестация педагогических работников
Комментарий к статье 49
Прежние Законы N 3266-1 и N 125-ФЗ не содержали самостоятельной статьи, а лишь упоминали об аттестации педагогических работников. Общий механизм и базовые нормы (положения) об аттестации работников предусматривает ТК РФ, который по отношению к комментируемой статье является актом общего регулирования, а нормы Закона об образовании являются специальными. В части 1 статьи определяются цели проведения аттестации педагогических работников - установление квалификационной категории. Для всех педагогических работников аттестация проводится по инициативе работодателя при приеме на работу или по желанию самого педагогического работника. Исключение составляет профессорско-преподавательский состав, проходящий периодическую аттестацию в сроки, предусмотренные заключенным с ним трудовым договором. Часть 2 содержит общие легальные сроки проведения аттестации педагогических работников - один раз в пять лет. При этом комиссии по проведению аттестации формируются самостоятельно организациями, осуществляющими образовательную деятельность. Участие органов публичной власти (федеральных и региональных) в аттестации педагогических работников регламентируется в зависимости от формы собственности организации (ч. 3). Подчеркнем, что в аттестации участвуют все педагогические работники независимо от формы собственности организации, в которой они работают. Завершающая часть статьи определяет государственные органы, устанавливающие порядок проведения аттестации педагогических работников, в лице Минобрнауки России, а также государственной инспекции труда.
Статья 50. Научно-педагогические работники
Комментарий к статье 50
Положения о научно-педагогических кадрах содержались в ст. 20 Закона N 125-ФЗ, посвященной работникам вузов. Между тем комментируемый Закон рассредоточил положения о таких работниках в нескольких статьях с учетом их положения в структуре образовательной организации и реализации образовательной функции. Открывается рассматриваемая статья нормой, определяющей понятие "научно-педагогические работники". В эту категорию входят работники высшей школы и образовательных учреждений, реализующих дополнительные профессиональные программы. Как правило, эти программы реализуются в рамках высшей школы, хотя в исключительных случаях могут создаваться организации для самостоятельного дополнительного образования. Однако это образование всегда получают обучающиеся, имеющие высшее образование. В целом эти педагогические работники относятся к категории профессорско-преподавательского состава этих организаций. В части 2 и 3 статьи определяются дополнительные права и обязанности научных работников, которые они получают помимо перечисленных в ст. ст. 47 - 48 нового Закона (подробнее см. комментарий). К ним относятся права, связанные с участием в самоуправлении научными коллективами, а также права, развивающие конституционную свободу научного и технического творчества. Такой же характер имеют и обязанности научных работников по отношению к обучающимся.
Статья 51. Правовой статус руководителя образовательной организации. Президент образовательной организации высшего образования
Комментарий к статье 51
В статье 35 Закона N 3266-1 и ст. 20 Закона N 125-ФЗ содержались нормы о статусе руководителя. В комментируемой статье вместо установления правового статуса руководителя образовательной организации, который, очевидно, определяется уставом этой организации (см. ч. 6 настоящей статьи), предусматривается порядок легитимации этого лица. В частности, закрепляются все способы занятия им искомой должности: избрание общим собранием (конференцией) с последующим утверждением учредителем, назначение учредителем, назначение Президентом страны в случаях, установленных федеральными законами, и Правительством РФ. Последнее касается ректоров федеральных университетов. Части 2 - 10 статьи содержат общие требования к кандидатам на эту должность, подтверждают запрет на ее занятие, установленный трудовым законодательством (подробнее см. комментарий к ч. 4 ст. 47 Закона), прохождение обязательной аттестации, запрет на занятие должности по совместительству и иные особенности порядка занятия указанной должности. В начале 1990-х годов в вузах страны была учреждена должность президента, тогда рассматривавшаяся как временная, дабы безболезненно освободиться от "красных" ректоров, носителей социалистических традиций. Однако комментируемый Закон сохранил эту должность и даже предоставил вузам право самостоятельно решать вопрос об учреждении такой должности, ограничив полномочия президентов сроком избрания на 5 лет (ч. ч. 11 - 14 статьи).
Статья 52. Иные работники образовательных организаций
Комментарий к статье 52
Помимо должностей педагогических и научных работников, в образовательных организациях устанавливаются должности работников, осуществляющих вспомогательные функции: инженерно-технические, административно-хозяйственные, производственные, учебно-вспомогательные и иные. Следует отметить, что в ст. 20 Закона N 125-ФЗ, именуемой "Работники высших учебных заведений", упоминалось, что в вузах предусматриваются должности инженерно-технического, административно-хозяйственного, производственного, учебно-вспомогательного и иного персонала. Требования к их квалификации определяются ЕТКС и профессиональными стандартами. Права, обязанности и ответственность этих категорий работников определяются законодательством РФ, ПВТР и иными локальными актами. Руководящие работники этой категории служащих обладают правами, социальными гарантиями и мерами социальной поддержки в соответствии с п. п. 3 и 5 ч. 5 и ч. 8 ст. 47 Закона (подробнее см. комментарий).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.231.197 (0.012 с.) |