Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 4. Обучающиеся и их родители (законные представители)

Поиск

 

Статья 33. Обучающиеся

 

Комментарий к статье 33

 

Комментируемая статья впервые на уровне образовательного законодательства систематизировала и объединила нормы об обучающихся, предлагая их классификацию в зависимости от уровня осваиваемой образовательной программы, формы обучения, режима пребывания в образовательной организации с дефинитивным аппаратом. До этого положения об обучающихся на различных образовательных программах (уровнях) находили лишь эпизодическое упоминание, в большинстве случаев не имея даже нормативного определения. В настоящее время положения данной статьи охватывают все образовательные уровни начиная от дошкольного образования и заканчивая послевузовским образованием.

При этом для обучающихся общеобразовательных организаций, осваивающих дополнительные общеобразовательные программы, имеющие целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, уставами таких организаций могут предусматриваться специальные названия. Например, обучающиеся в кадетской школе и кадетской школе-интернате <1>, в казачьих кадетских корпусах <2>, именуются кадетами.

--------------------------------

<1> Приказ Минобрнауки России от 15.02.2010 N 117 "Об утверждении Типового положения о кадетской школе и кадетской школе-интернате" (ред. от 14.07.2011) // Российская газета. 2010. N 100.

<2> Приказ Минобрнауки России от 05.08.2011 N 2190 "Об утверждении Типового положения об общеобразовательных учреждениях - казачьих кадетских корпусах" // Российская газета. 2011. N 186.

 

Лицам, зачисленным в число студентов, выдаются студенческий билет и зачетная книжка установленной формы. В настоящее время Минобразования России утверждены форма зачетной книжки (Приказ от 24.12.2002 N 4571 <1>) и образец студенческого билета (Приказ от 18.11.1996 N 339 <2>) студента образовательного учреждения среднего профессионального образования.

--------------------------------

<1> Приказ Минобразования России от 24.12.2002 N 4571 "Об утверждении формы зачетной книжки студента образовательного учреждения среднего профессионального образования" // БНА ФОИВ. 2003. N 11.

<2> Приказ Минобразования России от 18.11.1996 N 339 "Об утверждении образцов зачетной книжки и студенческого билета студента образовательного учреждения среднего профессионального образования" (ред. от 27.05.2003) // Бюллетень Минобразования России. 1997. N 1.

 

Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования

 

Комментарий к статье 34

 

Закон N 3266-1 содержал самостоятельную ст. 50, регулирующую права и меры социальной поддержки обучающихся и воспитанников. В содержательном аспекте рассматриваемая статья систематизировала накопленный опыт правового регулирования прав и социальных гарантий обучающихся и в целом отражает преемственность норм образовательного законодательства. Часть 1 статьи закрепляет ряд академических прав для всех категорий обучающихся. Среди них:

1) выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования и формы обучения, но только после получения основного общего образования или после достижения восемнадцати лет. Данная норма коррелирует с п. 3 ст. 44 Закона, где закрепляется право родителей (законных представителей) выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Указанное нормативное предписание предоставляет возможность обучающемуся выбрать, будет ли он получать образование в организации, осуществляющей образовательную деятельность, либо вне ее; очно, заочно либо очно-заочно (при условии, что такие формы допустимы по такой специальности и направлению подготовки), в форме самообразования;

2) право на предоставление условий для обучения с учетом особенностей психофизического развития и состояния здоровья обучающихся, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции. Однако создание институтов, осуществляющих подобные функции, имеет целевое назначение.

Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья теперь может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Таким образом, Законом закрепляется совместное (инклюзивное) образование. Однако такое обучение возможно только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.

Для некоторых категорий среди лиц с ограниченными возможностями здоровья создаются отдельные образовательные организации: для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами. При этом не позднее 1 января 2016 г. специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья должны переименоваться в общеобразовательные организации.

Дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида обеспечиваются образовательными учреждениями совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения <1>.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (ред. от 30.12.2012) и письмо Минобрнауки России N ВФ-577/06, Минздравсоцразвития России N 2608-ВС от 04.04.2007 "О реализации конституционного права детей-инвалидов, проживающих в детских домах-интернатах для умственно отсталых детей, на образование".

 

Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов - в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Такие программы позволяют осуществлять необходимую коррекцию и социальную адаптацию обучающегося. Меры дисциплинарного взыскания к таким обучающимся не применяются. Государственная итоговая аттестация может быть организована не в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ), что определяется Минобрнауки России.

Образовательные стандарты "школьного" образования включают требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы и учитывают образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а также значимость конкретной ступени общего образования для дальнейшего развития обучающихся.

Для получения образования указанными обучающимися в образовательных организациях создаются специальные условия, под которыми понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Методические разъяснения специфики образовательного процесса, направлений деятельности по реабилитации обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, в том числе детей с глубокой умственной отсталостью и детей со сложным дефектом, а также уровней реализуемых образовательных программ в каждом виде специального (коррекционного) образовательного учреждения содержатся в инструктивных письмах Минобразования России от 04.09.1997 N 48 "О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов" (ред. от 26.12.2000 N 3) и от 03.04.2003 N 27/2722-6 "Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект". Рекомендации по организации обучения детей-инвалидов должны также содержаться в индивидуальной программе реабилитации инвалида, разрабатываемой федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.

Общеобразовательная организация руководствуется при организации работы специальных классов Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (утв. Постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 N 288) до момента принятия нового положения, дошкольные образовательные организации - Типовым положением об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста (утв. Постановлением Правительства РФ от 19.09.1997 N 1204) и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении (утв. Приказом Минобрнауки России от 27.10.2011 N 2562).

За счет бюджета субъекта РФ бесплатно предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков тем лицам-инвалидам, которые обучаются за счет средств бюджета субъекта РФ или органов местного самоуправления.

Обучение детей-инвалидов, не посещающих по состоянию здоровья образовательные учреждения и нуждающихся в обучении на дому, может осуществляться дистанционно. В этом случае за счет средств бюджета и в порядке, установленном субъектом РФ, компьютерное оборудование передается центрам дистанционного образования детей-инвалидов и (или) другим образовательным учреждениям, непосредственно осуществляющим обучение детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий, которые, в свою очередь, передают указанное оборудование на договорной основе участникам образовательного процесса. Возможно безвозмездное пользование (в том числе на определенный срок, например до завершения обучения в связи с получением профессионального образования, или бессрочно) или передача в дар с учетом установленных сроков эксплуатации такого оборудования при наличии заявления инвалида или родителей (законных представителей) ребенка-инвалида (в случае передачи компьютерного оборудования детям-инвалидам и инвалидам, поступающим или поступившим в образовательные учреждения профессионального образования - также при наличии документов, подтверждающих их поступление в соответствующее образовательное учреждение).

Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому, а также размеры компенсации затрат родителей на эти цели определяются законами и иными нормативными актами субъектов РФ и являются расходными обязательствами их бюджетов. Органы государственной власти субъектов РФ обязаны установить нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования по каждому уровню образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Такие обучающиеся, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием. Осуществляется это за счет средств бюджета субъекта РФ.

Уполномоченные органы государственной власти субъектов РФ обеспечивают подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействуют привлечению таких работников в образовательные организации.

Психолого-медико-педагогическая помощь оказывается специально создаваемыми комиссиями в целях выявления детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного обследования и подготовки рекомендаций по оказанию детям такой помощи и организации их обучения и воспитания. Такие комиссии создаются органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования <1>.

--------------------------------

<1> Приказ Минобрнауки России от 24.03.2009 N 95 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии".

 

Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации. Такая помощь может быть оказана как в образовательной организации, так и в специально создаваемом органами власти субъектов РФ (органы местного самоуправления вправе это делать) центре.

Социально-педагогическая и психологическая помощь включает психолого-педагогическое консультирование обучающихся, коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся, помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации.

Психолого-педагогическая помощь в центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи оказывается педагогами-психологами, социальными педагогами, учителями-логопедами, учителями-дефектологами и иными специалистами. Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи осуществляет также комплекс мероприятий по выявлению причин социальной дезадаптации детей и оказывает им социальную помощь, осуществляет связь с семьей, а также с органами и организациями по вопросам трудоустройства детей, обеспечения их жильем, пособиями и пенсиями;

3) индивидуальный учебный план представляет собой учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. Обучение по индивидуальному плану возможно при получении общего образования при наличии академической задолженности у обучающегося либо при организации получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в обычном классе.

Получение профессионального образования по индивидуальному плану возможно в случаях, установленных локальным актом образовательной организации. Порядок формирования такого плана студента рекомендован письмами Минобразования России от 09.03.2004 N 15-55-357ин/15 "О Примерном положении об организации учебного процесса в высшем учебном заведении с использованием системы зачетных единиц" и от 18.12.2000 N 16-52-64/16-16 "О Рекомендациях по формированию основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования для лиц, получающих второе среднее профессиональное образование".

Обучение по индивидуальному плану предполагается и в случае обучения по сокращенной и ускоренной образовательной программе. Сокращенными программами называются такие основные образовательные программы среднего профессионального или высшего образования, которые реализуются в сокращенные сроки на основе имеющихся знаний, умений и навыков студента, полученных на предыдущем этапе профессионального образования. Порядок составления сокращенных программ предусмотрен Минобразования России в письме от 30.03.1999 N 14-55-156ин/15 "О подготовке специалистов по сокращенным программам" и в Приказе от 14.11.2001 N 3654 "Об утверждении Порядка реализации сокращенных и ускоренных основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования".

Приказом Минобразования России от 13.05.2002 N 1725 утверждены Условия освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки.

Определение ускоренной образовательной программы дано в Приказе Минобразования России от 14.11.2001 N 3654. Такая программа осваивается студентом в ускоренном темпе по сравнению с темпом освоения программы среднего профессионального образования при реализации ее в соответствии с рабочим учебным планом при полном сроке обучения. Ускорение темпа освоения данной программы осуществляется в соответствии с предшествующей подготовкой студента (в том числе полученной на производстве, в рамках дополнительного образования и т.д.) и (или) его способностями.

Ускоренная основная программа высшего профессионального образования может реализовываться вузом для лиц, способных освоить в полном объеме основную программу высшего профессионального образования за более короткий срок. Решение о возможности обучения студента по ускоренной программе принимается ученым советом вуза (факультета) с учетом итогов промежуточной аттестации и также оформляется локальным актом. Если студент, обучающийся по сокращенной или ускоренной программе, не может продолжить по ней обучение по различным причинам, то он имеет право перевестись на обучение по соответствующей основной образовательной программе с полным сроком обучения (при ее наличии в вузе и наличии вакантных мест);

4) участие в формировании содержания своего профессионального образования выражается через выбор обучающимся в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных основной образовательной программой, конкретных дисциплин (модулей); в рамках научно-исследовательской деятельности - выбор темы исследования.

Основная образовательная программа высшего учебного заведения должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее 30% вариативной части обучения. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.

В числе существенных условий договора о целевом обучении не предусмотрено определение образовательной программы обучающегося. Однако оно может быть предусмотрено, поскольку организация-работодатель берет на себя обязательство по приему на работу выпускника в соответствии лишь только с его квалификацией, тогда как в рамках последней возможен выбор еще и специализаций. Соответственно, в договоре такое условие работодателем может быть предусмотрено;

5) право на выбор факультативных и элективных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность, коррелирует с правом обучающегося на выбор дисциплин (модулей) при формировании содержания своего профессионального образования. Основная разница заключается в том, что речь идет о выборе учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) за пределами основной образовательной программы.

Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливается вузом. Федеральные государственные образовательные стандарты и образовательные стандарты по каждой специальности и направлению подготовки устанавливают объем факультативных дисциплин в количестве зачетных единиц за весь период обучения.

Элективные учебные предметы - обязательные учебные предметы по выбору учащихся из компонента образовательного учреждения - в рамках среднего общего образования выполняют три основные функции:

развитие содержания одного из базовых учебных предметов, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получать дополнительную подготовку для сдачи ЕГЭ;

"надстройка" профильного учебного предмета, когда такой дополненный профильный учебный предмет становится в полной мере углубленным;

удовлетворение познавательных интересов обучающихся в различных сферах человеческой деятельности.

При получении профессионального образования элективные предметы, курсы, дисциплины (модули) выбираются студентами в соответствии со своей специализацией, тем самым также обеспечивая потребность в специализации <1>. Набор элективных предметов, курсов, дисциплин (модулей) разрабатывается учебным заведением (факультетом, кафедрой);

--------------------------------

<1> Козырин А.Н. Переход на двухуровневое высшее образование и изучение финансового права в высших учебных заведениях // Финансовое право. 2009. N 8. С. 2 - 8.

 

6) обучающиеся вправе: осваивать основную образовательную программу, а также помимо нее любые другие предметы, дисциплины и модули как платные образовательные услуги; основную и дополнительную образовательные программы, а также получать профессиональное образование одновременно в нескольких образовательных организациях. Такое сочетание возможно благодаря различным формам получения образования и обучения, обучению по индивидуальному учебному плану;

7) в порядке, установленном локальным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, обучающийся имеет право на зачет уже ранее им освоенных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей). Как правило, зачет возможен в том случае, если форма итоговой аттестации по предмету и объем часов на освоение программы по предмету либо совпадают, либо последний превышает объем в ранее освоенной программе. Для того чтобы зачет был возможен, организацией, осуществляющей образовательную деятельность, выдается справка, в которой перечисляются освоенные предметы, объем часов по каждому из них и результат аттестации.

Академическая справка не выдается студентам (слушателям), отчисленным из вуза до окончания первого семестра и/или не аттестованным ни по одной дисциплине при промежуточной аттестации после первого семестра. Образец (форма) академической справки утвержден Постановлением Госкомвуза России от 30.11.1994 N 9 "Об утверждении образцов государственных документов о высшем профессиональном образовании";

8) отсрочка от призыва на военную службу предоставляется обучающимся по очной форме обучения в имеющих государственную аккредитацию:

образовательных учреждениях по образовательным программам среднего (полного) общего образования - на время обучения, но до достижения указанными гражданами возраста 20 лет;

по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) образовательных учреждениях по программам начального профессионального или программам среднего профессионального образования, если они до поступления в указанные образовательные учреждения не получили среднее (полное) общее образование, - на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ и до достижения указанными гражданами возраста 20 лет;

по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) образовательных учреждениях по программам среднего профессионального образования, если они до поступления в указанные образовательные учреждения получили среднее (полное) общее образование и достигают призывного возраста в последний год обучения, - на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ;

по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) образовательных учреждениях высшего профессионального образования по программам:

- бакалавриата, если они не имеют диплом бакалавра, диплом специалиста или диплом магистра, - на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ;

- подготовки специалиста, если они не имеют диплом бакалавра, диплом специалиста или диплом магистра, - на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ;

- магистратуры, если они не имеют диплом специалиста или диплом магистра и поступили в указанные образовательные учреждения в год получения квалификации (степени) "бакалавр", - на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ.

Отсрочка от призыва на военную службу предоставляется однократно. Это означает, что в случае издания приказа об отчислении студент теряет право на отсрочку от армии.

По поводу сроков действия такой отсрочки издано несколько писем Минобрнауки России: от 04.04.2011 N 03-196 "О ситуации с призывом на военную службу выпускников XI (XII) классов, поступающих в вузы", от 03.05.2011 N 04-279 "О предоставлении отсрочки от призыва на военную службу на время обучения в очной аспирантуре", от 13.07.2011 N АФ-278/17 "О призыве обучающихся на военную службу", в которых рассматриваются сроки начала и окончания действия отсрочки для отдельных категорий обучающихся;

9) введение нормы, защищающей жизнь и здоровье обучающихся, их достоинство, не создает новых форм ответственности в случае допущения таких посягательств, поскольку Уголовный кодекс, Гражданский кодекс, Трудовой кодекс уже предусматривают ответственность за такого рода правонарушения. Вместе с тем введение подобной нормы преследует цель подчеркнуть важность психолого-педагогической составляющей учебного процесса, необходимость соблюдения санитарно-эпидемиологических требований и т.п.

Необходимые условия для реализации комментируемого права уже закладываются в федеральных государственных образовательных стандартах, образовательных стандартах, федеральных государственных требованиях, лицензионных требованиях к занятию образовательной деятельностью, специально разрабатываемых образовательных программах для лиц с ограниченными возможностями здоровья;

10) право обучающегося на свободу совести заключается в возможности получения религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими, обучения религии вне рамок образовательной программы в образовательной организации, получения религиозного образования. Статья 5 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" закрепляет принципы религиозного образования. Вместе с тем данное право тесное связано с принципом светскости образования (п. 6 ст. 3 комментируемого Закона).

Свобода информации заключается в возможности обучающегося пользоваться любыми информационными ресурсами в целях обучения по образовательной программе. В связи с этим Минобрнауки России лишь только рекомендует перечни учебников к использованию в образовательном процессе. Свободное выражение собственных взглядов и убеждений предполагает возможность критического анализа поступающей информации, ее освоение, но при этом выражение собственной позиции по конкретному вопросу. Развитие навыков критического мышления ставится в качестве предметных результатов освоения образовательной программы в федеральных государственных образовательных стандартах;

11) право на каникулы находит отражение в типовых положениях для всех типов образовательных организаций, которые устанавливают периодичность и продолжительность каникул. Годовой календарный учебный график разрабатывается и утверждается образовательной организацией с соблюдением пределов, установленных типовым положением (для частных образовательных организаций оно носит примерный характер).

Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования предусматривают также продолжительность и периодичность каникул. С целью реализации образовательной программы и в каникулярное время указанные стандарты и требования предусматривают самостоятельную работу на это время для обучающихся.

Нормативный срок обучения по образовательной программе включает и каникулы, в том числе предоставляемые после прохождения итоговой государственной аттестации. На этот период лицо еще носит статус обучающегося и к нему применяются соответствующие нормы образовательного законодательства.

Для обучающихся в военно-учебных заведениях вводится понятие каникулярного отпуска. В соответствии со ст. 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16.09.1999 N 1237 "Вопросы прохождения военной службы", каникулярные отпуска предоставляются военнослужащим, обучающимся в военно-учебных заведениях по очной форме обучения (кроме школ техников), во время перерывов в учебных занятиях на следующие сроки:

а) зимний каникулярный отпуск - 15 суток;

б) летний каникулярный отпуск - 30 суток.

Летний каникулярный отпуск является основным, а зимний - дополнительным. Время, необходимое для проезда к месту использования каникулярных отпусков и обратно, не предоставляется. Право на бесплатный проезд к месту использования основного каникулярного отпуска и обратно (в год окончания учебы - к месту военной службы) предоставляется ежегодно.

Определенные предписания относительно организации каникул содержат и санитарно-эпидемиологические требования, например, СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" <1> предусматривает, что обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением дополнительного требования: дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения.

--------------------------------

<1> Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".

 

На время каникул в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, могут быть организованы лагеря <1>;

--------------------------------

<1> Приказ Минобразования России от 13.07.2001 N 2688 "Об утверждении Порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха".

 

12) действует Приказ Минобразования России от 05.11.1998 N 2782 "О Порядке предоставления академических отпусков" <1>, который определяет, что академический отпуск - это отпуск, предоставляемый студентам образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования по медицинским показаниям и в других исключительных случаях (стихийные бедствия, семейные обстоятельства и др.) <2>. В случае предоставления академического отпуска его продолжительность, как правило, не может превышать 12 календарных месяцев.

--------------------------------

<1> Разработан проект Приказа Минобрнауки России "Об утверждении Порядка и оснований предоставления академического отпуска обучающимся" // Официальный сайт Минобрнауки России.

<2> Согласно проекту Приказа также в случае призыва на военную службу.

 

Заключение о возможности предоставления студенту академического отпуска по медицинским показаниям выдается клинико-экспертной комиссией государственного, муниципального лечебно-профилактического учреждения здравоохранения по месту постоянного наблюдения студента, в том числе студенческой поликлиникой. При этом диагноз заболевания без согласия пациента в заключении не указывается. В случаях, когда медицинское обслуживание студентов осуществляет здравпункт, заключение могут выдавать клинико-экспертные комиссии государственных, муниципальных учреждений здравоохранения, в структуру которых входит данный здравпункт.

Решение о предоставлении академического отпуска студентам принимает руководитель образовательного учреждения <1>. Основанием для издания приказа являются:

--------------------------------

<1> Согласно проекту Приказа - в 10-дневный срок с момента получения заявления.

 

по медицинским показаниям - личное заявление студента и заключение клинико-экспертной комиссии учреждения здравоохранения;

в других исключительных случаях - личное заявление студента и соответствующий документ, подтверждающий основания для получения академического отпуска с указанием причины <1>.

--------------------------------

<1> В случае призыва на военную службу - личное заявление обучающегося и повестка военного комиссариата, содержащая время и место для отправки к месту прохождения военной службы.

 

Студентам, находящимся в академическом отпуске по медицинским показаниям, назначаются и выплачиваются ежемесячные компенсационные выплаты в размере 50% минимального размера оплаты труда в соответствии с Порядком назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 03.11.1994 N 1206 "Об утверждении Порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан".

Образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования вправе производить дополнительные выплаты студентам, находящимся в академическом отпуске, за счет собственных средств. Финансовые условия предоставления академического отпуска студентам, обучающимся на платной договорной основе, определяются условиями договора или дополнительного соглашения.

При предоставлении обучающимся - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, академического отпуска по медицинским показаниям за ними сохраняется на весь период полное государственное обеспечение, им выплачивается стипендия.

Если обучающийся - военнослужащий и он направляется в служебную командировку продолжительностью свыше трех месяцев, в том числе для участия в миротворческих и контртеррористических операциях, ему в установленном порядке предоставляется академический отпуск на основании личного заявления и справки, выдаваемой командиром воинской части, в которой военнослужащий проходит военную службу.

Студенты, находившиеся в академическом отпуске, имеют право продолжить обучение по ранее осваиваемой ими основной образовательной программе в учебном заведении, в котором они обучались. В том случае, если такая образовательная программа уже не реализуется, учебным заведением устанавливается соответствие направления подготовки, на которое восстанавливается студент.

Женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию.

Женщина, которая обучается в образовательных учреждениях, вправе получать пособие по беременности и родам независимо от того, платит она за учебу или нет. Однако форма обучения должна быть очной (пп. "в" п. 9 Порядка назначения и выплаты пособий, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 N 1012н). Выплата такого пособия производится по месту учебы на основании заявления и справки медицинского учреждения (п. п. 6, 14, подп. "в" п. 16 Порядка назначения и выплаты пособий). Размер пособия установлен в размере стипендии (ст. 8 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей").

По заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Отпуска по уходу за ребенком могут быть использованы полностью или по частям также отцом ребенка, другим родственником или опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком. Такой отпуск может быть использован не сразу после окончания отпуска по беременности и родам, а в любой момент до достижения ребенком возраста трех лет. Студент, обучающийся по очной форме обучения, имеет право на получение пособий и в этом случае (Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ, Порядок назначения и выплаты пособий). Для того чтобы <



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.133.138 (0.013 с.)