Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Профессиональное обучение и повышение квалификации персонала банкаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
При приеме на работу специалистов даже при условии конкурсного отбора, проведения тестирования кандидатов, организации профессиональных собеседований при помощи опытных специалистов банка не всегда выявляются пробелы в их квалификации. Задача профессионального обучения – устранить их, приведя квалификацию сотрудника в соответствие с требованиями, предъявляемыми к его должностному положению. Сотрудник, принятый на работу какое-то время назад полностью удовлетворявший требованиям своей деятельности, сегодня возможно требует пополнения своих знаний (доучить иностранный язык, перейти на новую операционную компьютерную систему, изучить ряд новых документов и т. д.). Решение такой сложной проблемы возможно путем организации системы, обеспечивающей высокий уровень квалификации, в центре которой должен стоять принцип четкого отслеживания существующего уровня профессиональных знаний и подготовка действующего персонала в рамках тех требований, которые необходимы при развитии и диверсификации деятельности коммерческого банка. Эта задача решается посредством жесткого отбора для работы в банке специалистов, регулярной проверки кадровыми службами состояния уровня профессионализма банковского персонала, разработки и реализации официальных требований относительно уровня необходимых знаний и навыков по каждой группе профессий банка, структурирования должностей. Организационное ядро такой системы – учебный центр и соответствующий отдел по переподготовке персонала. Руководство банка принимает на себя стратегическое решение вопросов грамотности и профессионализма своих сотрудников. Важной составляющей этой проблемы является управленческая грамотность руководителей подразделений банка. Организация использует целый ряд способов как официальных, так и неофициальных, для того чтобы ввести человека в свое общество. Формально во время найма на работу организация дает человеку информацию о себе с тем, чтобы ожидания кандидата были бы реалистичны. За этим обычно идет обучение специальным трудовым навыкам и собеседование на тему, что считается эффективной работой. Правила, процедуры и наставления со стороны старших по должности представляют собой дополнительные формальные методы адаптации работников в коллективе организации. Имеются специальные официальные программы для воспитания нужной корпоративной культуры, где указываются ожидания (требования) организации в отношении служащих, чтобы все они, независимо от своего положения или должности, вели себя соответственно имиджу корпорации[44]. В ходе неофициального общения новые работники узнают неписанные правила организации, кто обладает реальной властью, каковы реальные шансы на продвижение по службе и рост вознаграждения, какой уровень производительности считают достаточным коллеги по работе. Нормы, отношение к работе и ценности, принятые в неформальных группах, могут работать либо в поддержку, либо против официальных целей и установок организации. Если руководитель не прилагает активных усилий для организации новых подчинённых, последние могут разочароваться из-за несбыточности своих надежд, могут посчитать, что в поведении следует руководствоваться опытом, приобретённым на прошлой работе, или прийти к другим неправильным заключениям о своей работе. Система повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников на предприятии преследует цели, в соответствии с которыми приобретенная ранее квалификация должна быть или сохранена, или углублена и расширена, или приведена в соответствие с изменившейся обстановкой, или доведена до уровня, требуемого для работы на новой, более высокой должности. Иногда о повышении квалификации говорится только в тех случаях, когда речь идет об организованных учебных процессах или учебных занятиях. Подобная узкая трактовка, на наш взгляд, нецелесообразна. В ряде случаев считают, что повышение квалификации является синонимом развития персонала. В соответствии с доминирующим представлением, под развитием персонала понимается всеобъемлющая концепция стимулирования и использования человеческих ресурсов предприятия, и, значит, повышение квалификации является одним из важных элементов развития персонала, а следовательно, и улучшения качественных параметров главной производительной силы общества. В соответствии с новыми задачами и видами организации производства, появлением новых технологий и техники, моделей управления персоналом, изменяющимися квалификационными требованиями к работникам, с возрастающей ролью системы повышения квалификации и профессиональной подготовки сотрудников, должна постоянно изменяться, обновляться и развиваться, в первую очередь, внутрифирменная и в целом вся система профессионального обучения персонала, направленная на воспроизводство квалифицированной рабочей силы. Среди наиболее важных квалификационных требований к менеджеру по обучению персонала выделяются: - знание бизнеса (выпускаемой продукции, технологии, организационной структуры, рынков сбыта, конкурентов и т.п.); - способность применять новейшие методы и инструменты управления человеческими ресурсами наряду с традиционными, а также умение проектировать организацию работ и поддерживать эффективные взаимосвязи, деловое общение; - способность к управлению изменениями на предприятии посредством воздействия на работников, внедрения инноваций, распространения передового опыта, организационного развития. Все эти и другие проблемы требуют формирования корпуса российских менеджеров по обучению персонала, обладающих высоким профессионализмом и этикой в управлении человеческими ресурсами[45]. Менеджер по обучению персонала должен построить цепь последовательных действий, позволяющих получить ожидаемый от профессионального обучения результат, это: - изучение заявок на повышение квалификации или профессиональную переподготовку работников, поступающих от руководителей подразделений в плане реализации приказа по предприятию; - анализ потребностей подразделений в обучении персонала при формировании конкретного курса обучения в системе повышения квалификации или профессиональной переподготовки; - анализ потребностей работника в получении знаний, умений и навыков по проблемам планируемого курса повышения квалификации или профессиональной переподготовки; - определение целей для каждого конкретного курса профессионального обучения работников; - установление связей и соответствия между содержанием обучения, ожидаемыми результатами от повышения квалификации или профессиональной переподготовки работника и содержанием его профессиональной деятельности; - определение средств (финансовые, учебно-материальные, учебно-методические) для достижения поставленных целей; - предоставление образовательных услуг, практическое осуществление профессионального обучения; - оценка и результативность профессионального обучения, осуществляемая работником, преподавателями системы и руководителем подразделения. Все эти этапы представляют собой единый проект по профессиональному обучению. В целом, серьезным фактором успешного развития кадровой работы банка является создание банковского обучающего центра. Без серьезных изменений в области подготовки и переподготовки персонала трудно ожидать качественных изменений в работе банка. Семинары, стажировки за рубежом не могут заменить постоянной целенаправленной работы по обучению, переподготовке, информированию сотрудников. Инфраструктура подготовки и обучения в банке должна включать в себя три составляющих: учебный процесс, обучение на рабочем месте, управление профессиональным развитием работника. Каждое из этих направлений должно формироваться таким образом, чтобы соответствовать потребностям банка в области развития необходимых навыков и развития деловой культуры[46]. Реализация стратегии успешного повышения квалификации сотрудников заключается в идее «идти от профессиональных знаний и навыков сотрудника на его реальном рабочем месте», как мы подчеркивали в п.4.1. Надо, чтобы конкретное рабочее место было описано набором требований к знаниям, умениям, навыкам сотрудника, занимающего это место, причем с учетом перспективы развития этого места и, естественно, сотрудника. И эта разница между требованиями к работнику и реальным уровнем его квалификации является базой для выбора схемы обучения. Примерный спектр услуг банковского учебного центра может быть следующим: - осуществление таких форм повышения квалификации как курсы, семинары, стажировки, в том числе по иностранному языку и компьютерной подготовке. С каждым обучающимся заключается соответствующий контракт, и в случае его нарушения включаются штрафные санкции; - определение (совместно с руководителями подразделений банка) необходимого объема требуемых знаний и форм текущего обучения сотрудников; - регулярная оценка профессиональных качеств работника, уровня его квалификации, соответствия имеющихся знаний и навыков должностной инструкции; - инструктаж по вновь вводимым банковским технологиям; - информационное обеспечение сотрудников. Можно рекомендовать следующий порядок обучения сотрудников банка: - вновь принимаемые сотрудники (кроме технического персонала) в период испытательного срока проходят 8 – 16-часовой вводный курс (с отрывом от производства) по изучению соответствующих нормативных документов, структуры банка, основных направлений и принципов работы; - принимаемые вновь или назначаемые на новую должность руководители, а также перемещаемые в должности специалисты проходят после назначения с отрывом от работы соответствующий 24 – 32-часовой курс обучения; - руководители структурных подразделений банка, как правило, должны проходить обучение по одной из программ, определяемых руководством отдела (на курсах, семинарах, в институте повышения квалификации, либо стажируются в России или за рубежом); - работники массовых профессий (операционисты, кассиры) ежегодно должны обучаться на краткосрочных курсах повышения квалификации; - все работники банка должны проходить инструктаж по мере выхода новых нормативных и распорядительных документов, относящихся к их деятельности. Остальные виды обучения сотрудников определяются руководителями подразделений на основе ежегодных планов повышения квалификации. Рекомендуется также создание в учебном центре сектора оценки профессионального уровня, деловой квалификации работников и знания инструктивных документов. Главная задача – систематическая проверка профессионального уровня сотрудников и соответствия их требованиям должностной инструкции. Для повышения эффективности системы профессионального обучения администрация банка, руководители подразделений и служба персонала должны проводить определенную работу по созданию максимальной заинтересованности у сотрудников к планируемому обучению. Для этого разрабатываются методы индивидуальной мотивации с использованием одного или нескольких моральных и материальных стимулов: - возможность для специалиста сохранить работу в банке, если к нему ранее предъявлялись претензии в отношении недостаточной квалификации; - стремление специалиста получить повышение в должности или в зарплате; - интерес сотрудника к овладению новыми знаниями и навыками с целью приобретения смежной банковской профессии; - желание сотрудника в перспективе занять руководящую должность в банке. Много вопросов возникает с проблемой преподавателей учебного центра – ключевого звена качественных изменений в профессиональной годности специалистов. Западные учебные центры используют прекрасный вариант ротации специалистов ведущих подразделений для их временного перевода на преподавательскую работу в обучающие подразделения. В этом случае за специалистом, переведенным из подразделения в учебный центр, сохраняется рабочее место. Обычно он возвращается на рабочее место через год-полтора, ничего не теряя в условиях оплаты. В наших же условиях, во-первых, никто не хочет отпускать в учебный центр сильных специалистов (а слабым обучать вообще противопоказано), во-вторых, никто не гарантирует сохранность их рабочего места и зарплаты. Главное, специалисты боятся профессионально отстать от бурно текущих банковских процессов и технологий. Качественное решение проблемы повышения квалификации предполагает обучение не отдельных сотрудников подразделения, а, желательно, всего подразделения. В противном случае теряется эффект от обучения отдельных групп и сотрудников. В крайнем случае, должна составляться группа людей (критическая масса обучаемых), повышение квалификации которых положительно повлияет на профессионализм подразделения в целом. Следует стремиться к тому, чтобы учебный центр стал еще и центром обучения клиентов банка, в том числе их умению работать с банковскими продуктами, находить оптимальные финансовые и организационно-управленческие решения. Итак, рекомендации при организации обучения персонала банка: - прежде всего, это создание специализированных подразделений – учебного центра или отдела по подготовке кадров. В таких структурах должны работать профессионалы, знакомые с опытом обучения в коммерческих структурах. - при организации обучения необходим жесткий принцип материальной ответственности преподавателя (плохо научил – переобучи за свой счет) – слушателя (обучение – дорогостоящий процесс, решил уйти раньше установленного срока на другую работу – компенсируй затраты банка на обучение). Лучший вариант обучения – на рабочем месте, через знание того, что плохо дается сотруднику на его рабочем месте, в его рабочей технологии. В этом случае от преподавателей требуется умение оперативной диагностики знаний, навыков, профессиональной подготовки сотрудников. Нужно иметь специалистов-преподавателей, обучающих сотрудников на рабочих местах, и способных оценить необходимый для успешной работы уровень знаний. Конечно, само обучение и тренинг можно и нужно проводить вне рабочего места в стационарных условиях, где для этого имеются необходимые учебные технологии и оборудование. Но акцент должен быть на диагностике применительно к реальной рабочей ситуации. Главное в работе с сотрудниками учебного центра – авторитетность их знаний и навыков. Не надо экономить деньги на оплату труда преподавателя – убытки от безграмотного специалиста будут еще больше.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 499; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.199.182 (0.011 с.) |