Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Комплексная оценка персоналаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Как уже было сказано ранее, аттестация и комплексная оценка персонала является неотъемлемой частью хорошо поставленной кадровой службы любой современной организации[64]. Понятия аттестации и оценки персонала в нашей практике и в зарубежной теории управления персоналом отличаются. У нас практически под аттестацией понимается то, что в зарубежных фирмах относится к оценке персонала. Под аттестацией понимается, прежде всего, подведение итогов работы сотрудника по завершении срока действия его трудового контракта, оценка результатов его труда за весь период действия контракта, определение степени соответствия сотрудника установленным к его должности требованиям, к требованиям должностной инструкции, которые были положены в основу трудового контракта. Оценка персонала – это система периодической оценки результатов труда работника (за месяц, квартал, год) в соответствии с целями (нормативами) деятельности, установленными для данной должности (если речь идет о системе управления персоналом по целям), или соответствия квалификации, навыков и отношения сотрудника к своим обязанностям, требованиям должностной инструкции, правилам трудового распорядка и положения о структурном подразделении (по мнению непосредственного руководителя) за установленный период времени. В рамках интегрированной кадровой службы (ИКС) аттестация персонала базируется на системе периодической оценки персонала и обычно проводится 1 раз в 4-5 лет по истечении срока действия стандартного трудового контракта. Оценка же персонала обычно проводится на периодической основе не реже 1 раза в полгода. Оценка проводится для того, чтобы руководители структурных подразделений и кадровой службы смогли получить максимально объективную информацию о результатах работы аттестуемого сотрудника к тому времени, когда предстоит рассматривать вопрос о заключении с ним нового или возобновлении прежнего трудового контракта. В наших условиях, когда подавляющее большинство работников предприятий и фирм приняты не по контракту, а по приказу понятия аттестации и оценки персонала часто перепутаны. Кроме того, существуют традиции советской системы работы с кадрами, в рамках которой аттестация фактически сводилась, в лучшем случае, к проверке лояльности работника руководству. Традиционным для советского подхода к аттестации было и использование ее в качестве инструмента для увольнения работников, сокращения штатов и т.п. Это не соответствует требованиям науки управления, в особенности современным подходам. Аттестация в рамках ИКС обязательно преследует комплекс взаимоувязанных целей: - оценка результатов труда сотрудников; - определение соответствия их занимаемой должности (требованиям должностной инструкции, профессионально-квалификационным требованиям к должности); - выявление недостатков в уровне подготовки (квалификации, опыта работы, практических навыков и знаний) для исполнения должности; - составление плана развития работника (разработка мероприятий по устранению выявленных недостатков, составление плана карьеры, формирование резерва на выдвижение); - проверка совместимости работника с коллективом (умение работать в команде, лояльности организации-работодателю и руководству); - проверка мотивации к труду, к работе в данной должности. Следует подчеркнуть, что использование аттестации в качестве инструмента для сокращения штатов считается недопустимым. Важным требованием при проведении аттестации в рамках ИКС является строгое выдерживание этапов организации этой работы. Сложность и качество процедур аттестации должны соответствовать статусу, квалификации и опыту в проведении аттестаций специалистов кадровой службы, Вот почему внедрение в практику работы с персоналом с самого начала сложных схем и процедур является неоправданным. Первые шаги по аттестации и оценке персонала должны быть простыми, понятными сотрудникам организации и удобные в использовании для руководителей структурных подразделений и специалистов кадровых служб, Наиболее предпочтительными этапами (как показывает опыт ряда российских банков) построения комплексной системы аттестации и оценки работников, направленной на существенное повышение эффективности управления человеческими ресурсами, являются как минимум следующие. Введение периодической (обычно 2 раза в год) аттестации (оценки) персонала на базе интервьюирования (организации собеседований) и анкетирования (с применением специально разработанных форм) сотрудников компании с целью проверки их деловых и личных качеств. Продолжительность этапа: 1 - 2 года. Дополнение интервьюирования и анкетирования системой аттестационных и оценочных листов, применяемых не чаще одного раза в год с целью повышения объективности оценки и проверки наряду с прочим результатом (достижений) работы сотрудника в данной должности, степень соответствия его должностным требованиям. Продолжительность этапа: 2 - 3 года. Переход на систему управления персоналом по целям с максимально объективной оценкой вклада каждого сотрудника организации в результаты работы своего структурного подразделения и организации в целом. Продолжительность этапа: не менее 2-х лет. Таким образом, переход к полноценной, основанной на современных требованиях науки управления, системе комплексной оценки и аттестации персонала не может занимать в общей сложности (для всех 3-х этапов) менее 5 лет. Порядок организации и проведения аттестации предполагает четкое предписание: - сроков (периодичности) проведения аттестации, - технологии аттестации, ее форм (процедур), - распределение сфер ответственности за разработку и проведение мероприятий по аттестации, - порядка реализации результатов (итогов) аттестации. Внедрению системы оценки и аттестации персонала должен предшествовать предварительный этап, содержание которого заключается в следующем: - высшее руководство организации должно специальным распоряжением уведомить руководителей структурных подразделений и сотрудников фирмы о том, в какие сроки и для чего проводится аттестация персонала, какие цели и задачи она преследует, какие выгоды для организации в целом и каждого сотрудника в отдельности она принесет; - в своем распоряжении (обычно подписанном руководителем кадровой службы и утвержденное одним из высших должностных лиц компании) руководство компании должно: а) объявить о том, кто будет готовить методическое обеспечение аттестации (оценки), т.е. разрабатывать цели, задачи, процедуры аттестации и т.п. В ходе такой работы должны быть получены ответы на следующие вопросы: - Какая форма аттестации (собеседование, анкетирование, аттестационные формы) в наибольшей степени подходит специфике организации? - Кто будет проводить конкретные аттестационные мероприятия (проведение собеседований, обработку результатов, подведение итогов и т.п.)? Кто будет включен в состав аттестационной комиссии? - В какой форме лучше всего подводить итоги аттестации? - В какой степени рядовые сотрудники будут вовлечены в процесс подготовки и проведения аттестации? б) определить перечень документов, который должен быть разработан до начала аттестации, в) определить ориентировочные сроки проведения первой аттестации и период, в течение которого все участники аттестации должны ознакомиться с процедурами и документами по аттестации, высказать мотивированные замечания и предложения. Система документов по аттестации персонала включает следующие группы документов: - распорядительные (приказы, положения); - методические (указания, рекомендации); - организационно-технические (формы анкет, опросных и аттестационных листов, интервью, планов карьеры, графики аттестации и т.п.). Оценка деятельности подразделений управления персоналом – это систематический, четко организованный процесс, направленный на соизмерение затрат и результатов, связанных с деятельностью кадровых служб, а также на соотнесение этих результатов с итогами деятельности организации в прошлом, с итогами деятельности других организаций. Оценка деятельности кадровой службы организации базируется на определении того, насколько кадровая составляющая способствует достижению целей организации и выполнению соответствующих задач. Результаты оценки служат итоговыми индикаторами, фокусирующими внимание на основных проблемах работы с персоналом, таких, как качество выполненной работы, удовлетворенность работников, исполнительская дисциплина, текучесть кадров. Оценка деятельности кадровых служб опирается на критерии эффективности, выраженные в объективных показателях развития производства, которые представлены в таблице 19. Таблица 19 Показатели оценки эффективности деятельности подразделений управления персоналом
Существенным отличием подходом управления персоналом об управлении человеческими ресурсами, напомним, является то, что при первом издержки рассматриваются как затраты, а при втором – как инвестиции в человеческие ресурсы, приносящие соответствующие выгоду (либо вероятный убыток, например, от текучести персонала, его нелояльности, непрофессионализма и т.п.). Количественная оценка эффективности деятельности служб управления персоналом предполагает обязательное определение издержек, необходимых для реализации кадровой политики организации. При этом следует учитывать расходы как на содержание персонала, так и на его пополнение и обучение. В составе расходов на персонал можно выделить следующие группы расходов (рис. 14):
Рис.14.Расходы на персонал (вложения в человеческие ресурсы). Еще одним показателем, характеризующим деятельность служб управления персоналом, являются средние затраты на кадровые мероприятия в расчете на одного работника, например:
, (8)
(9)
При оценке эффективности отдельных кадровых программ определяется воздействие данной программы на результативность деятельности работников и организации в целом (повышение производительности труда, улучшение качества обслуживания, сокращение расходов и т.д.). Вторая группа показателей оценки деятельности служб управления персоналом, а именно укомплектованность кадрового состава, оценивается количественно – путем сопоставления фактической численности работников с требуемой (расчетной) величиной по трудоемкости операций или с плановой численностью и численностью, предусмотренной штатным расписанием; а также качественно – по соответствию профессионально-квалификационного уровня, профиля образования, практического опыта работников требованиям занимаемых рабочих мест (должностей). Степень удовлетворенности работников оценивается на основе анализа мнений работников. Такие мнения выявляются с помощью обследования путем анкетирования или интервьюирования для выражения реакции работников на кадровую политику организации и отдельных ее направлений. Обследования могут охватывать большой круг вопросов, касающихся различных аспектов удовлетворенности работой в данной организации: общей удовлетворенности; удовлетворенности конкурентоспособностью продукции организации, организацией труда, продуктивностью труда, оплатой труда и т.д. Типичные темы, затрагиваемые при обследовании удовлетворенности работников, приведены в таблице 20. Таблица 20 Вопросы, рассматриваемые при обследовании работников
Эффективность работы подразделений управления персоналом при анкетировании работников может быть оценена на основании следующих субъективных критериев: - степень сотрудничества различных подразделений и служб со службой управления персоналом; - мнение линейных руководителей об эффективности службы управления персоналом; - готовность службы управления персоналом к сотрудничеству со всеми работниками при решении кадровых проблем; - доверительность взаимоотношений с работниками; - быстрота, качество и эффективность выполнения запросов, адресуемых службе управления персоналом, и услуг, оказываемых данной службой другим подразделениям; - оценка качества информации и советов, выдаваемых службой высшему руководству. Данные, полученные в результате обследования мнений работников, анализируются, результаты сравниваются с итогами прошлых обследований, чтобы выяснить, есть ли позитивные или негативные изменения. Ответы со стороны различных подразделений сравниваются, чтобы определить, является ли положение в одних более предпочтительным, чем в других. Основными косвенными критериями эффективности деятельности служб управления персоналом являются показатели текучести кадров и абсентеизма. Текучесть является одной из наиболее распространенных организационных форм подвижности кадров. На практике к текучести принято относить как увольнение по собственному желанию, так и увольнение по инициативе администрации в связи с прогулами работников, систематическими нарушениями трудовой дисциплины и пр. В этой связи представляется правомерным рассматривать текучесть кадров как движение рабочей силы, обусловленное неудовлетворенностью работника рабочим местом (условиями труда, быта и т.д.) – так называемая «активная» текучесть, и неудовлетворенностью организации данным работником (его недисциплинированностью, систематическим невыполнением обязанностей без уважительных причин и т.д.) – «пассивная» текучесть. В любом случае текучесть довольно дорого обходится каждой организации и обществу в целом. Издержки на текучесть включают: - потери, вызванные простоями оборудования вследствие образования пустующих рабочих мест, снижением качества производимой продукции, ухудшением обслуживания оборудования и выработки работников перед их уходом из организации; - потери из-за пониженной производительности труда в период адаптации на новом рабочем месте, временного отсутствия перемещающихся работников в сфере общественного труда; - растущие затраты на выплату пособий по безработице, выходных пособий; - излишние затраты на набор, отбор и подготовку персонала, оформление приема и увольнения работников. В то же время к текучести нельзя подходить однозначно, поскольку процесс текучести кадров выполняет ряд важных позитивных функций: межотраслевого и территориального перераспределения рабочей силы, квалификационно-профессионального продвижения кадров, обслуживания внешних и внутренних трудовых перемещений, вызванных техническим прогрессом. Кроме того, полное отсутствие трудовых перемещений в организации, в том числе и текучести, приводит к «окостенению» структуры коллектива. Абсолютные масштабы текучести измеряются количеством увольнений работников по собственному желанию, а также по инициативе администрации (за определенный период). Относительный показатель текучести – коэффициент текучести кадров – определяется как отношение числа работников, уволившихся по причинам, относимым непосредственно к текучести (по собственному желанию, за нарушения трудовой дисциплины), к среднесписочной численности работников:
Кт=Рв/р·100 (10)
где Кт – коэффициент текучести; Pв – численность работников, уволенных по причинам текучести; р – среднесписочная численность работающих.
Организации могут снизить уровень текучести с помощью следующих мер: улучшение организации труда и производства, сокращение монотонного, малоквалифицированного труда, оздоровление условий труда, устранение несоответствия содержания труда на рабочем месте квалификации, индивидуальным способностям и интересам работников, организация профессионального продвижения кадров и развитой системы повышения квалификации, улучшение жилищных и других бытовых условий, совершенствование оплаты и стимулирования труда, специальные меры по адаптации молодых работников. Важно определить мотивы текучести – непосредственные причины увольнений отдельных работников или профессиональных групп, которые можно сгруппировать следующим образом: - неудовлетворенность производственно-экономическими условиями (условиями и организацией труда, режимом работы, размером заработка, отсутствием возможностей для повышения образования и квалификации); - неудовлетворенность жилищно-бытовыми условиями (жильем, культурным и медицинским обслуживанием, обеспеченностью детскими дошкольными учреждениями, транспортом и др.); - мотивы личного характера (вступление в брак, рождение ребенка и др.); - прочие мотивы. Изучение мотивов текучести возможно осуществить с помощью интервью или анкетирования увольняющихся работников. Примерная схема анкеты по изучения мотивов текучести представлена ниже. Анкета по изучению причин текучести: 1. Удовлетворяет ли Вас в нашей организации: а) организация труда и рабочего места; б) условия труда и отдыха; в) система материального и морального поощрения; г) организация бытового обслуживания; д) организация досуга работников. 2. В нашей организации Вы работали по своей специальности? 3. Были ли у Вас перспективы должностного или профессионального роста в нашей организации? 4. Сколько раз за последние 5 лет Вас повышали: а) в должности б) в окладе в) в категории (разряде). 5. Каковы Ваши взаимоотношения: а) с коллегами по работе б) с непосредственным начальником в) с руководством организации. 6. Как далеко Вы проживаете от нашей организации? 7. Каковы Ваши жилищные условия? 8. В какую организацию Вы уходите? а) другой (нашей) отрасли б) государственную (негосударственную) 9. Что привлекло Вас в организации, куда Вы уходите? 10. Ваше решение об увольнении окончательное или Вы могли бы остаться на определенных условиях? Показатели текучести внутренне коррелируют с показателями абсентеизма – количеством самовольных невыходов работников на работу. Как это не кажется странным, данное явление подчас в скрытой форме присутствует и в банковских ситуациях. Стандартные формулы для расчета абсентеизма следующие:
, (11)
где DП – число рабочих дней, потерянных за определенный период из-за отсутствия на работе; D – число рабочих дней; N – среднее число работников; РП – общее число пропущенных часов; Р – общее число рабочих часов по графику.
Абсентеизм приводит к значительным издержкам, которые включают в себя: (а) ряд выплат, обязательных вне зависимости от фактического присутствия работника на рабочем месте; (б) оплату сверхурочных работ работнику, заменяющему отсутствующего; (в) потери, связанные с простоями оборудования, падением производительности труда и т.п. С текучестью и абсентеизмом тесно связаны и такие косвенные формы оценок, как жалобы и недовольство, выраженные каким-либо образом. Недовольство – это выражение в любой форме неудовлетворенности или критики со стороны работника в адрес менеджера. Жалоба – это недовольство, представленное в устной или письменной форме руководству. Конечно, жалобы и проявления недовольства не всегда связаны с вопросами управления персоналом. Они могут касаться любой сферы деятельности организации. Но в любом случае рост количества и объективность жалоб свидетельствуют о неудовлетворенности работой, что, в свою очередь, влечет рост абсентеизма и текучести. Эти факторы являются показателями того, насколько эффективна деятельность службы управления персоналом по созданию условий повышения удовлетворенности работников работой в организации. Оценка деятельности кадровой составляющей деятельности организации будет неполной без оценки качества работы работников кадровых служб по следующим показателям: - выполнение обязательств по подбору предусмотренного штатным расписанием организации количества работников; - выполнение обязательств по обеспечению организации руководителями, специалистами и рабочими требуемых профессий, специальностей и квалификации; - количество случаев нарушений установленного порядка оформления кадровой документации (контрактов, пенсионных дел, трудовых книжек, справок, отчетов и т.п.); - степень обеспеченности полноценного резерва на выдвижение на должности руководителей и специалистов; - своевременность и качественность оформления установленной отчетности; - количество случаев нарушения трудовой дисциплины сотрудниками кадровой службы, в том числе невыполнения возложенных на них обязанностей, неправомерного использования прав; - количество случаев нарушения графика проверки и анализа соблюдения работниками трудовой дисциплины; - степень реализации программы формирования потребности организации в специалистах с учетом перспектив ее деятельности, программы обучения и повышения квалификации работников организации.
|
||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 506; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.27.122 (0.014 с.) |