Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Практика управления персоналом в странах с социально-ориентированной рыночной экономикойСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Поиск западным менеджментом наиболее рациональных направлений совершенствования организаций впервые значимо представлен в направленности и содержании работ исследователей теоретической школы тейлоризма. Тейлор, Гилбреит, Гантт и др. сформулировали в начале 20в. принципы «научной организации труда», на многие годы ставшие основополагающими постулатами технологии рационализации практического управления персоналом. Это относится, в первую очередь, к положению об ориентации руководства на индивидуального наемного работника, проведение отбора и подготовки рабочего персонала, введение разделения труда в управленческую деятельность. Далее следует выделить классическую или административную школу в управлении, развивавшуюся в 20-е – 50-е годы XX века. Наиболее яркий ее представитель – А. Файоль, иногда называемый «отцом менеджмента». Целью этой школы было создание универсальных принципов управления, следование которым должно привести любую организацию (предприятие) к гарантированному успеху. К таким принципам относились[7]: - построение структуры организации и управление работниками; - разработка рациональной системы управления. Главный вклад Файоля в теорию управления в том, что он рассматривал управление как универсальный процесс, состоящий из взаимосвязанных функций – планирования, организации, координирования, командования и контроля. Эти принципы являются актуальными и для современных практиков-менеджеров. Глубокая депрессия 1929-1933 гг. потребовала от менеджмента изменить подходы в работе с кадрами. В ответ на возникший социальный заказ сформировалась школа «человеческих отношений». Ее теоретики (Э. Мэйо, Ротлисберг, М.П. Фоллет и др.) обосновали социально-психологические приемы активизации работников в целях повышения производительности труда, улучшения социальной атмосферы на предприятиях, сглаживания конфликтов между рядовым персоналом и администрацией. Однако по своему содержанию социально-психологические методы не меняли в этот период принципиальных основ управления персоналом. Они лишь преобразовали его формы, учитывая открытия социально-групповой динамики в организации, формального и неформального лидерства и т.д. На смену господствующим в эпоху индустриализма технократическим концепциям соотношения человека и техники (от фаталистических оценок О.Шпенглера до позитивных подходов к роли техники в обществе Хайдеггера) в 70-х гг. приходят идеи антиномии социокультурного и технического. Усиливается политика предопределенности техники (Морхузе, Хабермае). Сама же технократическая организация рассматривается уже не как абсолютная, а как переходящая форма в развитии экономики и общества (Фридман). Все отчетливее проступает мысль о возможности раскрытия творческого потенциала человека, о гуманистической направленности его устремлений, о позитивной роли социального управления в эпоху научно-технической революции. Независимо от терминологического разнообразия – «микроэлектронная революция», «третья волна» (Фурастье, Тоффлер), «постиндустриальное общество» (Белл, Д. Масуда), «новый капитализм» (Халал) и др. – в системе движущих сил экономики на первый план выходит человеческий фактор. При всем многообразии теоретических разработок западная наука столкнулась и со значительными трудностями по взаимоувязке общих постулатов с конкретной (особенной) социальной и экономической практикой бизнеса. Так, в 80-х гг. резкой критике подверглась индустриальная социология за неспособность подняться до освещения новой роли человека в системе производства, за излишнюю констатацию «усиления неопределенности», «изменчивости» внешних условий и т.п. Вместе с тем, в последние 10-15 лет западные ученые добились успешных результатов по целому ряду направлений этой сложной проблемы. Достигнут очевидный успех в анализе управления персоналом на микроуровне, исходной базой которого послужило широкое распространение методологических принципов системного подхода. Значительные успехи отмечены в приведении понимания эффективности управления в соответствие с новыми экономическими реалиями. Это послужило своего рода «точкой прорыва». Активизация человеческих ресурсов стала рассматриваться как важнейший фактор эффективности, а ее результаты – выражаться в критериях, основанных на роли персонала в достижении корпоративных стратегических целей. С такими конечными целями фирмы увязывались тенденции в концептуальных подходах к использованию персонала. Теоретики современного бизнеса (Паркер М., Друкер П., Кантер Р., Бланшир К., Пинто Г. и др.) к важнейшим особенностям современного менеджмента персонала относят[8]: - расширение полномочий исполнителей на рабочем месте и изменение форм контроля; - совместное принятие решений и создание атмосферы предпринимательства на фирме; - развитие механизмов планирования карьеры и гибкой занятости; - широкое видение проблем эффективности и целостный подход к человеческим ресурсам в увязке со стратегическими установками фирмы; - создание корпоративной культуры инновационного типа. В развитии управленческой мысли наметилась тенденция так называемого «организованного гуманизма» с широкой постановкой социальных проблем, выявлением потенциальных возможностей человеческих ресурсов и критикой голого рационализма и технократизма. В современный период западная теоретическая мысль сосредоточена вокруг проблемы предпринимательства и нововведений (основоположник этого направления – экономист Йозеф Шумпетер). Вырисовывается общее понимание новых требований к предпринимателю: - целостное видение бизнеса; - высокая адаптивность; - новаторство; - лидерство; - постоянное самосовершенствование; - творчество. «Предпринимательство, – пишет Друкер П. – предполагает управление, отличное от существующего, но также, как существующее, оно должно основываться на системной, организационной, целенаправленной деятельности»[9]. Наряду с системно-аналитическом подходом («школа управления человеческими ресурсами», основа — «системная аналитика», представители — Дуглас Дж., Клейн С., Хант Д. и др.) в последние годы в западном менеджменте утвердилась школа, основанная на «системной эмпирике» (представители – Питерс, Уотермен, Паскаль, Атос и др.). В основе их работ – результаты обследования передовых компаний (в частности, IBM, Hewlet Packard, Matsushita и др.), которые успешно трансформируются в новых условиях хозяйственного и научно-технического развития. В основу исследования резервов управления в японских фирмах (проведено Паскалем и Атосом) положены принципы системной модели «7-С», разработанной международной консультационной фирмой «Маккинзи». Стратегия, стиль руководства, состав кадров, сумма навыков, совместные ценности, структуры и системы, являющиеся параметрами эффективности. Дальнейший шаг в развитии управленческой мысли в середине 80-х гг. – попытка объединить модели системного руководства персоналом и эмпирические исследования через призму динамических изменений – трансформация внутрифирменного управления, перестройка системы управления персоналом под новые инновационные требования. В исследованиях Тичи и Деванны ключевая идея – это разграничение двух подходов к совершенствованию управления в корпорации – эволюционного, ориентированного на стабильность, и революционного, предполагающего качественные изменения всех сторон организации, включая организационную культуру фирмы. Логика развития персонала генетически связана с логикой развития самого управления и в его рамках – с управлением трудом. Концепция и практика управления человеческими ресурсами в западном менеджменте многие десятилетия формировались в условиях практически неограниченного рынка рабочей силы, высокой текучести персонала, отсутствия юридических и финансовых обязательств нанимателя перед уволенным работником. Впервые понятие «человеческие ресурсы» начали использовать в американском управлении в начале 70-х гг. От «управления персоналом» стали переходить к «управлению человеческими ресурсами». Это было не простой сменой понятий, а являлось расширением функций кадровых служб. Подход к персоналу как ресурсу означает: во-первых, его персонализацию и индивидуальный подход ко всем работникам в пределах совмещения интересов фирмы и работника. В случае же расхождения интересов фирма (компания) приводит в действие стимулирующие и мотивирующие рычаги воздействия на человека для того, чтобы он связал свою деятельность с интересами организации; во-вторых, такой переход признает осознание проблемы дефицита квалифицированного и высококвалифицированного персонала, что приводит к конкурентной борьбе за знания, навыки, способности на рынке труда; в-третьих, переход к управлению человеческими ресурсами означает отход от представлений о персонале как «даровом капитале», освоение которого не требует ни финансовых, ни трудовых, ни организационных, ни временных и других затрат со стороны работодателя. Концепция «человеческих ресурсов» признает необходимость капиталовложений в формирование, использование и развитие людских ресурсов, исходя из их экономической целесообразности, для привлечения более качественного в профессиональном плане работника, его обучения и поддержания в высоком трудоспособном состоянии, создания условий для творческого и профессионального развития каждого сотрудника. Такой подход влечет за собой необходимость более полного использования знаний, навыков, способностей работников. Отсюда изменяются и акценты работы с персоналом, в частности, делаются усилия по развитию и выявлению «скрытых» возможностей работника. В концепции «управления персоналом» эти вопросы не рассматривались в таком объеме, поскольку выходили за сферу внутрифирменного управления, а управление персоналом не выходило за рамки предприятия. Глобальные структурные и технологические изменения, повышение гибкости, рост конкуренции, а также децентрализация и приватизация привели к изменению функций управления персоналом – узкоориентированное внутрифирменное управление персоналом трансформировалось в управление человеческими ресурсами (табл. 2).
Таблица 2 Различия управления персоналом и управления человеческими ресурсами
В практическом плане реализация концепции человеческих ресурсов связана со следующими новыми направлениями в кадровой работе: - внедрение прогнозов потребности в отдельных категориях персонала; - переход к активным методам вербовки и отбора персонала; - значительное расширение масштабов применения внутрифирменного обучения персонала; - использование ежегодной формализованной оценки результативности и потенциала работников и др. Таким образом, изменились функции управления персоналом и его задачи. Роль управления человеческими ресурсами стала определяться консультационной, методической и организационной «помощью» линейному менеджменту в управлении изменениями, формировании и эффективном использовании компетенции сотрудников в соответствии с целями организации[10]. Главное отличие концепции человеческих ресурсов от концепции управления персоналом состоит в признании экономической целесообразности капиталовложений, связанных с привлечением лучшей по качеству рабочей силы, ее непрерывным обучением, поддержанием в трудоспособном состоянии и даже с созданием условий для более полного выявления возможностей и способностей, заложенных в личности, с последующим их развитием. Вообще же кадровый менеджмент прошел несколько стадий развития в связи с экономическими и социальными изменениями. Обобщенно стадии (фазы) этого развития можно представить в виде таблицы 3. Отечественная история развития служб управления персоналом, т.е. подразделений, занимающихся комплектованием и учетом персонала, теряется в глубине веков. Первое упоминание о разрядном приказе, ведавшем личным составом армии Русского государства (его комплектованием, учетом, денежными и поместными окладами), датируется 1478 г. На особых смотрах, проводимых приказом, определялась способность призываемых к воинской службе. Приказ имел административные функции и по делам личного состава государственного аппарата: назначал наместников, воевод, послов, судей, осуществлял суд над чиновниками, не оправдавшими доверия.
Таблица 3 Стадии развития управления персоналом в развитых капиталистических странах
История развития службы управления персоналом тесно связана с развитием служб организованного трудоустройства населения. В советский период отделы кадров появились практически во всех организациях. Однако их функции отличались от того, чем занимались отделы с тем же названием в странах с рыночной экономикой. Три фактора общественной жизни того периода определили эту специфику: централизованное руководство народным хозяйством, политизация экономики и тоталитарная идеология. Предприятиям не нужно было вести переговоры с профсоюзами о заработной плате, продолжительности рабочей недели, отпуске, медицинском обслуживании и т.п. То же самое имело место в отношении приема на работу (централизованное распределение выпускников, которым не может быть отказано), повышение квалификации – по разнарядке отраслевого министерства и т.д. Важнейшая для всякой организации и общества в целом функция подготовки резерва руководящих кадров выполнялась и контролировалась партийными органами. Люди рассматривались как специфический вид ресурсов, потребляемых общественным производством («рабочая сила» и «трудовые ресурсы»). Последние понимались как совокупность физических и умственных способностей людей, используемые в целях производства благ и услуг. Государственные органы управления эти ресурсы формировали, распределяли, перераспределяли и использовали в массовом порядке для создания материально-технической базы, наращивания экономического потенциала, увеличения валового внутреннего продукта и национального дохода. Трудовые ресурсы региона, отрасли характеризовались показателями численности, территориальности, демографической, отраслевой, профессиональной и квалификационной структуры. В 80-х гг., когда в экономике страны возник и стал отчетливо проявляться дефицит трудовых ресурсов, трудящиеся стали рассматриваться как фактор производства (человеческий фактор), чем подчеркивалась активная роль человека в экономике. Человеческий фактор – это люди как фактор производства. В структурном плане – это, в первую очередь, трудовой коллектив, рабочая группа, личность. Человеческий фактор – это не только коллективный работник, но и коллективный субъект общественной жизни, имеющий экономическую, социальную и демографическую структуру. Взаимодействие элементов этой структуры обеспечивает развитие общества в целом. Человеческий фактор характеризует все многообразие качеств субъекта (работника), проявляющихся в процессе его трудовой деятельности. Иными словами, человеческий фактор – это функционирующая рабочая сила, рассматриваемая в совокупности своих качественных характеристик как способность работника к труду. Рабочая сила не может выступать в качестве «фактора производства», выражая лишь производственные потенции работника. Фактором производства является человек, обладающий рабочей силой (способностью к труду), включенный в процесс производства. Представляя определенный шаг вперед по сравнению с трудовыми ресурсами, понятие человеческого фактора содержит и определенную ограниченность. В его рамках люди рассматриваются не как главная производственная и общественная ценность, а лишь как один из факторов производства. Различие понятий «трудовые ресурсы» и «человеческий фактор» требует разного подхода и разных способов их изучения. Трудовые ресурсы, как отмечалось выше, описываются показателями численности и территориальности, демографической, отраслевой, профессиональной и квалификационной структур. Человеческий фактор производства характеризуется кроме этих перечисленных признаков, показателями отношения к труду, инициативы, предприимчивости, интересов, потребностей, ценностей, способов поведения в различных ситуациях. Это экономико-политический термин, предмет интереса современной общей теории систем, теории организации, менеджмента организаций, психологии труда, эргономики и социологии. Внимание к человеческому фактору связано с необходимостью ускорения социально-экономического развития, поскольку социально-экономическое развитие невозможно обеспечить, опираясь только на авторитарные, административно-бюрократические методы управления.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 388; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.102 (0.017 с.) |