Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Практика управления персоналом в странах с социально-ориентированной рыночной экономикойСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Поиск западным менеджментом наиболее рациональных направлений совершенствования организаций впервые значимо представлен в направленности и содержании работ исследователей теоретической школы тейлоризма. Тейлор, Гилбреит, Гантт и др. сформулировали в начале 20в. принципы «научной организации труда», на многие годы ставшие основополагающими постулатами технологии рационализации практического управления персоналом. Это относится, в первую очередь, к положению об ориентации руководства на индивидуального наемного работника, проведение отбора и подготовки рабочего персонала, введение разделения труда в управленческую деятельность. Далее следует выделить классическую или административную школу в управлении, развивавшуюся в 20-е – 50-е годы XX века. Наиболее яркий ее представитель – А. Файоль, иногда называемый «отцом менеджмента». Целью этой школы было создание универсальных принципов управления, следование которым должно привести любую организацию (предприятие) к гарантированному успеху. К таким принципам относились[7]: - построение структуры организации и управление работниками; - разработка рациональной системы управления. Главный вклад Файоля в теорию управления в том, что он рассматривал управление как универсальный процесс, состоящий из взаимосвязанных функций – планирования, организации, координирования, командования и контроля. Эти принципы являются актуальными и для современных практиков-менеджеров. Глубокая депрессия 1929-1933 гг. потребовала от менеджмента изменить подходы в работе с кадрами. В ответ на возникший социальный заказ сформировалась школа «человеческих отношений». Ее теоретики (Э. Мэйо, Ротлисберг, М.П. Фоллет и др.) обосновали социально-психологические приемы активизации работников в целях повышения производительности труда, улучшения социальной атмосферы на предприятиях, сглаживания конфликтов между рядовым персоналом и администрацией. Однако по своему содержанию социально-психологические методы не меняли в этот период принципиальных основ управления персоналом. Они лишь преобразовали его формы, учитывая открытия социально-групповой динамики в организации, формального и неформального лидерства и т.д. На смену господствующим в эпоху индустриализма технократическим концепциям соотношения человека и техники (от фаталистических оценок О.Шпенглера до позитивных подходов к роли техники в обществе Хайдеггера) в 70-х гг. приходят идеи антиномии социокультурного и технического. Усиливается политика предопределенности техники (Морхузе, Хабермае). Сама же технократическая организация рассматривается уже не как абсолютная, а как переходящая форма в развитии экономики и общества (Фридман). Все отчетливее проступает мысль о возможности раскрытия творческого потенциала человека, о гуманистической направленности его устремлений, о позитивной роли социального управления в эпоху научно-технической революции. Независимо от терминологического разнообразия – «микроэлектронная революция», «третья волна» (Фурастье, Тоффлер), «постиндустриальное общество» (Белл, Д. Масуда), «новый капитализм» (Халал) и др. – в системе движущих сил экономики на первый план выходит человеческий фактор. При всем многообразии теоретических разработок западная наука столкнулась и со значительными трудностями по взаимоувязке общих постулатов с конкретной (особенной) социальной и экономической практикой бизнеса. Так, в 80-х гг. резкой критике подверглась индустриальная социология за неспособность подняться до освещения новой роли человека в системе производства, за излишнюю констатацию «усиления неопределенности», «изменчивости» внешних условий и т.п. Вместе с тем, в последние 10-15 лет западные ученые добились успешных результатов по целому ряду направлений этой сложной проблемы. Достигнут очевидный успех в анализе управления персоналом на микроуровне, исходной базой которого послужило широкое распространение методологических принципов системного подхода. Значительные успехи отмечены в приведении понимания эффективности управления в соответствие с новыми экономическими реалиями. Это послужило своего рода «точкой прорыва». Активизация человеческих ресурсов стала рассматриваться как важнейший фактор эффективности, а ее результаты – выражаться в критериях, основанных на роли персонала в достижении корпоративных стратегических целей. С такими конечными целями фирмы увязывались тенденции в концептуальных подходах к использованию персонала. Теоретики современного бизнеса (Паркер М., Друкер П., Кантер Р., Бланшир К., Пинто Г. и др.) к важнейшим особенностям современного менеджмента персонала относят[8]: - расширение полномочий исполнителей на рабочем месте и изменение форм контроля; - совместное принятие решений и создание атмосферы предпринимательства на фирме; - развитие механизмов планирования карьеры и гибкой занятости; - широкое видение проблем эффективности и целостный подход к человеческим ресурсам в увязке со стратегическими установками фирмы; - создание корпоративной культуры инновационного типа. В развитии управленческой мысли наметилась тенденция так называемого «организованного гуманизма» с широкой постановкой социальных проблем, выявлением потенциальных возможностей человеческих ресурсов и критикой голого рационализма и технократизма. В современный период западная теоретическая мысль сосредоточена вокруг проблемы предпринимательства и нововведений (основоположник этого направления – экономист Йозеф Шумпетер). Вырисовывается общее понимание новых требований к предпринимателю: - целостное видение бизнеса; - высокая адаптивность; - новаторство; - лидерство; - постоянное самосовершенствование; - творчество. «Предпринимательство, – пишет Друкер П. – предполагает управление, отличное от существующего, но также, как существующее, оно должно основываться на системной, организационной, целенаправленной деятельности»[9]. Наряду с системно-аналитическом подходом («школа управления человеческими ресурсами», основа — «системная аналитика», представители — Дуглас Дж., Клейн С., Хант Д. и др.) в последние годы в западном менеджменте утвердилась школа, основанная на «системной эмпирике» (представители – Питерс, Уотермен, Паскаль, Атос и др.). В основе их работ – результаты обследования передовых компаний (в частности, IBM, Hewlet Packard, Matsushita и др.), которые успешно трансформируются в новых условиях хозяйственного и научно-технического развития. В основу исследования резервов управления в японских фирмах (проведено Паскалем и Атосом) положены принципы системной модели «7-С», разработанной международной консультационной фирмой «Маккинзи». Стратегия, стиль руководства, состав кадров, сумма навыков, совместные ценности, структуры и системы, являющиеся параметрами эффективности. Дальнейший шаг в развитии управленческой мысли в середине 80-х гг. – попытка объединить модели системного руководства персоналом и эмпирические исследования через призму динамических изменений – трансформация внутрифирменного управления, перестройка системы управления персоналом под новые инновационные требования. В исследованиях Тичи и Деванны ключевая идея – это разграничение двух подходов к совершенствованию управления в корпорации – эволюционного, ориентированного на стабильность, и революционного, предполагающего качественные изменения всех сторон организации, включая организационную культуру фирмы. Логика развития персонала генетически связана с логикой развития самого управления и в его рамках – с управлением трудом. Концепция и практика управления человеческими ресурсами в западном менеджменте многие десятилетия формировались в условиях практически неограниченного рынка рабочей силы, высокой текучести персонала, отсутствия юридических и финансовых обязательств нанимателя перед уволенным работником. Впервые понятие «человеческие ресурсы» начали использовать в американском управлении в начале 70-х гг. От «управления персоналом» стали переходить к «управлению человеческими ресурсами». Это было не простой сменой понятий, а являлось расширением функций кадровых служб. Подход к персоналу как ресурсу означает: во-первых, его персонализацию и индивидуальный подход ко всем работникам в пределах совмещения интересов фирмы и работника. В случае же расхождения интересов фирма (компания) приводит в действие стимулирующие и мотивирующие рычаги воздействия на человека для того, чтобы он связал свою деятельность с интересами организации; во-вторых, такой переход признает осознание проблемы дефицита квалифицированного и высококвалифицированного персонала, что приводит к конкурентной борьбе за знания, навыки, способности на рынке труда; в-третьих, переход к управлению человеческими ресурсами означает отход от представлений о персонале как «даровом капитале», освоение которого не требует ни финансовых, ни трудовых, ни организационных, ни временных и других затрат со стороны работодателя. Концепция «человеческих ресурсов» признает необходимость капиталовложений в формирование, использование и развитие людских ресурсов, исходя из их экономической целесообразности, для привлечения более качественного в профессиональном плане работника, его обучения и поддержания в высоком трудоспособном состоянии, создания условий для творческого и профессионального развития каждого сотрудника. Такой подход влечет за собой необходимость более полного использования знаний, навыков, способностей работников. Отсюда изменяются и акценты работы с персоналом, в частности, делаются усилия по развитию и выявлению «скрытых» возможностей работника. В концепции «управления персоналом» эти вопросы не рассматривались в таком объеме, поскольку выходили за сферу внутрифирменного управления, а управление персоналом не выходило за рамки предприятия. Глобальные структурные и технологические изменения, повышение гибкости, рост конкуренции, а также децентрализация и приватизация привели к изменению функций управления персоналом – узкоориентированное внутрифирменное управление персоналом трансформировалось в управление человеческими ресурсами (табл. 2).
Таблица 2 Различия управления персоналом и управления человеческими ресурсами
В практическом плане реализация концепции человеческих ресурсов связана со следующими новыми направлениями в кадровой работе: - внедрение прогнозов потребности в отдельных категориях персонала; - переход к активным методам вербовки и отбора персонала; - значительное расширение масштабов применения внутрифирменного обучения персонала; - использование ежегодной формализованной оценки результативности и потенциала работников и др. Таким образом, изменились функции управления персоналом и его задачи. Роль управления человеческими ресурсами стала определяться консультационной, методической и организационной «помощью» линейному менеджменту в управлении изменениями, формировании и эффективном использовании компетенции сотрудников в соответствии с целями организации[10]. Главное отличие концепции человеческих ресурсов от концепции управления персоналом состоит в признании экономической целесообразности капиталовложений, связанных с привлечением лучшей по качеству рабочей силы, ее непрерывным обучением, поддержанием в трудоспособном состоянии и даже с созданием условий для более полного выявления возможностей и способностей, заложенных в личности, с последующим их развитием. Вообще же кадровый менеджмент прошел несколько стадий развития в связи с экономическими и социальными изменениями. Обобщенно стадии (фазы) этого развития можно представить в виде таблицы 3. Отечественная история развития служб управления персоналом, т.е. подразделений, занимающихся комплектованием и учетом персонала, теряется в глубине веков. Первое упоминание о разрядном приказе, ведавшем личным составом армии Русского государства (его комплектованием, учетом, денежными и поместными окладами), датируется 1478 г. На особых смотрах, проводимых приказом, определялась способность призываемых к воинской службе. Приказ имел административные функции и по делам личного состава государственного аппарата: назначал наместников, воевод, послов, судей, осуществлял суд над чиновниками, не оправдавшими доверия.
Таблица 3 Стадии развития управления персоналом в развитых капиталистических странах
История развития службы управления персоналом тесно связана с развитием служб организованного трудоустройства населения. В советский период отделы кадров появились практически во всех организациях. Однако их функции отличались от того, чем занимались отделы с тем же названием в странах с рыночной экономикой. Три фактора общественной жизни того периода определили эту специфику: централизованное руководство народным хозяйством, политизация экономики и тоталитарная идеология. Предприятиям не нужно было вести переговоры с профсоюзами о заработной плате, продолжительности рабочей недели, отпуске, медицинском обслуживании и т.п. То же самое имело место в отношении приема на работу (централизованное распределение выпускников, которым не может быть отказано), повышение квалификации – по разнарядке отраслевого министерства и т.д. Важнейшая для всякой организации и общества в целом функция подготовки резерва руководящих кадров выполнялась и контролировалась партийными органами. Люди рассматривались как специфический вид ресурсов, потребляемых общественным производством («рабочая сила» и «трудовые ресурсы»). Последние понимались как совокупность физических и умственных способностей людей, используемые в целях производства благ и услуг. Государственные органы управления эти ресурсы формировали, распределяли, перераспределяли и использовали в массовом порядке для создания материально-технической базы, наращивания экономического потенциала, увеличения валового внутреннего продукта и национального дохода. Трудовые ресурсы региона, отрасли характеризовались показателями численности, территориальности, демографической, отраслевой, профессиональной и квалификационной структуры. В 80-х гг., когда в экономике страны возник и стал отчетливо проявляться дефицит трудовых ресурсов, трудящиеся стали рассматриваться как фактор производства (человеческий фактор), чем подчеркивалась активная роль человека в экономике. Человеческий фактор – это люди как фактор производства. В структурном плане – это, в первую очередь, трудовой коллектив, рабочая группа, личность. Человеческий фактор – это не только коллективный работник, но и коллективный субъект общественной жизни, имеющий экономическую, социальную и демографическую структуру. Взаимодействие элементов этой структуры обеспечивает развитие общества в целом. Человеческий фактор характеризует все многообразие качеств субъекта (работника), проявляющихся в процессе его трудовой деятельности. Иными словами, человеческий фактор – это функционирующая рабочая сила, рассматриваемая в совокупности своих качественных характеристик как способность работника к труду. Рабочая сила не может выступать в качестве «фактора производства», выражая лишь производственные потенции работника. Фактором производства является человек, обладающий рабочей силой (способностью к труду), включенный в процесс производства. Представляя определенный шаг вперед по сравнению с трудовыми ресурсами, понятие человеческого фактора содержит и определенную ограниченность. В его рамках люди рассматриваются не как главная производственная и общественная ценность, а лишь как один из факторов производства. Различие понятий «трудовые ресурсы» и «человеческий фактор» требует разного подхода и разных способов их изучения. Трудовые ресурсы, как отмечалось выше, описываются показателями численности и территориальности, демографической, отраслевой, профессиональной и квалификационной структур. Человеческий фактор производства характеризуется кроме этих перечисленных признаков, показателями отношения к труду, инициативы, предприимчивости, интересов, потребностей, ценностей, способов поведения в различных ситуациях. Это экономико-политический термин, предмет интереса современной общей теории систем, теории организации, менеджмента организаций, психологии труда, эргономики и социологии. Внимание к человеческому фактору связано с необходимостью ускорения социально-экономического развития, поскольку социально-экономическое развитие невозможно обеспечить, опираясь только на авторитарные, административно-бюрократические методы управления.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.5.216 (0.009 с.) |