Особенности содержания и организации труда в коммерческом банке и их влияние на управление персоналом



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности содержания и организации труда в коммерческом банке и их влияние на управление персоналом



 

В современных социально-экономических условиях эффективность работы банка определяется не только наличием финансовых ресурсов в банке и их рациональным размещением, но и качеством персонала. Результат использования финансовых ресурсов зависит от того, насколько точно оценили сотрудники банка экономическую ситуацию, сумели предвидеть перспективы развития обслуживаемых партнеров (организации и население). Поэтому технология банковской работы требует от сотрудников точного и быстрого выполнения функций, творческого, инициативного подхода к работе.

Специфика банковской деятельности такова, что нет почти ни одной операции, ни одного вида услуг, которые можно было бы осуществить одним специалистом. Нет ни одного решения, которое можно было бы принять, не влияя на итоги деятельности всего банка. Ни одна идея не может реализоваться, если не будет обеспечено ее коллективное решение, если не будет стремления каждого работника банка к четкому осознанию того, что собственное благополучие и уверенность в завтрашнем дне самым тесным образом зависят от финансового состояния банка, его клиентов (партнеров), от имиджа банка.

Отмеченное требует привлечения в банк высококвалифицированных и всесторонне развитых специалистов и руководителей, которые в условиях рыночной экономики осознают свою конкурентноспособность на рынке труда, требуют соответствующего к себе отношения. Для них становится важным не только оплата труда, но и возможности карьерного продвижения, повышения квалификации, справедливой оценки способностей к труду.

Исторически сложившиеся методы преимущественно административного управления персоналом приходят в противоречие с новыми требованиями. На первых этапах проведения экономических реформ в банках предпринимались попытки решить проблемы путем более высокой, чем в других отраслях, оплатой труда. Но глубокий анализ сущности управления персоналом показал, что это еще в большей степени обостряло противоречия между применяемыми методами управления персоналом и условиями развития банков.

Все это требует пересмотра места и роли персонала в банке, разработки современных подходов во взаимоотношениях руководителей банка и персонала. Потребности практики обуславливают необходимость научного обоснования и разработки таких методов управления персоналом, которые бы не только повышали эффективность воздействия руководителей на сотрудников, но и создавали объективные условия для трудового поведения персонала, соответствующего требованиям банка и интересам каждого конкретного работника.

Особенности банковского персонала обусловлены спецификой банковского дела и связаны прежде всего с наличием у банковских работников определенных профессиональных знаний и навыков, необходимых для осуществления различных видов банковской деятельности. В соответствии с выполняемыми функциями и операциями персонал банка может включать: кассиров, дилеров, операционистов, экономистов, бухгалтеров и т.д. В зависимости от сферы деятельности все специалисты сгруппированы в соответствующие отделы, управле­ния, департаменты.

По характеру выполняемых обязанностей персонал банка можно разделить на руководителей и подчиненных, т.е. на тех, кто управляет технологическим процессом, и тех, кто его непосредственно осуществляет, на тех, кто принимает решения, и тех, кто их исполняет. К руководящему составу предъявляются дополнительные требования, свя­занные с необходимостью наличия определенных организаторских способностей, навыков управления людьми, умения видеть перспективы развития и принимать решения.

Поскольку банк является денежно-кредитным институтом, оказывающим определенные виды услуг, то и персонал банка по виду участия в технологическом процессе можно разделить на специалистов непосредственно обслуживающих клиентов банка, и специалистов, обеспечивающих нормальную работу всех структурных подразделений и банка в целом. Специалисты, работающие с клиентами, должны обладать не только соответствующими профессиональными знаниями, но дополнительно еще и навыками общения, культурой обслуживания, знать психологию поведения банковских клиентов.

Известно, что банк работает в высококонкурентной и постоянно меняющейся среде, в условиях неопределенности и нестабильности, поэтому его деятельность носит рисковый характер. Это требует от банковского персонала особой, повышенной ответственности и понимания того, что каждый отдельный работник своим трудом влияет на общие результаты работы банка, на его имидж и его судьбу.

Особые требования к персоналу выдвигаются и в связи с необходимостью сохранения банковской тайны и другой конфиденциальной информации, связанной как с обслуживанием клиентских счетов, так и с денежно-кредитной и финансовой политикой самого банка. Поэтому оценка сотрудников с точки зрения их лояльности является жизненно необходимой для банка.

Современный менеджмент рассматривает персонал не только как «трудовые ресурсы», являющиеся необходимым элементом производственного процесса, но все больше как единый социальный организм, который состоит из отдельных личностей, реализующих свой творческий потенциал в процессе совместной деятельности. Однако простая совокупность специалистов, работающих в одном месте, еще не является органической системой, способной к самонастройке и саморазвитию. Объединяющим элементом здесь выступает осознание общих целей, побуждающее работников к согласованию и оптимизации совместных действий. Поэтому важным условием успешной работы банка является формирование производственного коллектива, создание команды единомышленников. Это достигается посредством гармонизации интересов как коллектива в целом, так и интересов отдельного работника[12].

К сожалению, управлению персоналом в российских коммерческих банка не уделяется должного внимания.

Управление персоналом современного российского банка представляет собой сложный процесс, который не сводится только к администрированию, командованию персоналом. Необходимо использовать разнообразные методы стимулирования активности сотрудников: гибкие системы заработной платы и премирования, морально-психологические стимулы, творческий труд, вовлечение работников в процесс управления банка. Однако полностью отказываться от административных методов в нынешних условиях - преждевременно.

Управление персоналом банка направлено на то, чтобы организовать своих сотрудников оптимальным способом для достижения наивысших экономических результатов. Одновременно решаются следующие задачи[13]:

1. Создается организационная структура, специально ориентированная и разработанная для реализации стратегии и выполнения целей банка. Структурой определяются архитектура информационных потоков, иерархия подчиненности, общая численность персонала, в том числе менеджеров, уровни компетентности и ответственности.

2. Приобретение необходимого набора умений и навыков сотрудников, развитие производственной культуры. Успешной можно считать такую деятельность банка, которая обеспечивается людьми, обладающими нужными навыками и умениями для каждого конкретного рабочего места. В этой связи, банк должен обеспечить возможности для обучения сотрудников.

3. Организация успешной работы сотрудников, полное раскрытие потенциала, формирование энергичного, творческого подхода к своей работе, получению наивысших коммерческих или социальных результатов у каждого сотрудника банка. Одновременно должна решаться задача наиболее полного удовлетворения интересов, нужд и запросов самих работников.

Работа с персоналом банка имеет свои особенности. Прежде всего, здесь, в этом секторе хозяйства, в наибольшей степени раскрываются такие проблемы современного мирового экономического развития, как стремительное сокращение времени обладания конкурентным преимуществом, изменение статуса потребителя, ориентация его на полное удовлетворение индивидуальных потребностей, необходимость использовать весь потенциал работников, необходимость постоянного доучивания, приобретение новых знаний и навыков.

К особенностям работы персонала банка можно отнести и строгую ориентацию на получение прибыли, четких итоговых показателей.

Банк, как и любая коммерческая структура в России, имеет свою идеологию выживания и закрепления на рынке, которая диктует жесткие условия работы персонала.

Следует отметить, что как таковой не существует единой универсальной структуры годной для любого современного банка. Структура должна строится для каждого банка с учетом именно его особенностей: вкладчиков, заемщиков, клиентов, партнеров, конкурентов, отношений с местной и федеральной властью, параметров финансовой деятельности, макроэкономических и политических процессов, географического положения и т.д.

Функциональная и организационная структура банка не должна быть застывшей системой. Она должна гибко меняться вместе с динамичными изменениями внешней среды банка, приспосабливаться к новым реальностям рынка и общества в целом, к меняющимся интересам потребителей. Целесообразно использовать матричные структуры, проектные группы, методы формирования “команд”.

Следует обратить особое внимание на усиление взаимодействия между подразделениями банка, которое можно отнести к труднорешаемым проблемам в любой сфере бизнеса. Взаимодействие должно осуществляться не только между руководителями подразделений, но и на уровне каждого сотрудника. Желательно внедрять формы совместной деятельности подразделений: взаимное обучение, совместное планирование, прогнозирование, разработку проектов и договоров, совещания и т.д.

Целесообразно развивать аналитическую деятельность в каждом банке, не только создавая специальные подразделения, но и обучая элементам аналитической работы весь персонал банка. Желательно использовать инструментарий системного анализа, прогнозирования, планирования, разработки гибких стратегий.

Необходимо придать особую значимость планированию деятельности банка. План в условиях динамичного рынка не должен носить характер жесткой схемы, разработанной на долгие годы. Современный план строится на основе комплексного прогнозирования развития внешней и внутренней среды банка и обобщенной его стратегии. Принятый план должен быть законом, обязательным для исполнения, однако, он должен регулярно пересматриваться с учетом изменений, происходящих во внешней среде банка. Поскольку план должен охватывать все стороны работы банка, все происходящие вокруг него процессы, то в его создание следует вовлекать максимальное число его сотрудников, руководителей всех рангов, внешних консультантов, ученых, учредителей и потребителей банковского “продукта”.

Говоря о современных технологиях управления персоналом банка, нужно иметь в виду не просто необходимость автоматизации этой функции управления, а модернизацию и централизацию критичных для банка бизнес-процессов. Централизация — весьма важный фактор, особенно в связи с наблюдающейся на рынке тенденцией к консолидации отрасли. Примеры масштабных проектов по реинжинирингу и комплексной автоматизации управления персоналом в банках на рынке уже имеются.

 

 

Выводы

1. Управление персоналом – это система взаимосвязан­ных организационно-экономических и социально-психологических мер по формированию условий для нормального функционирования, развития и эффективного использования кадрового потенциала организации.

2. Главное отличие концепции человеческих ресурсов от концепции управления персоналом состоит в признании экономической целесообразности капиталовложений, свя­занных с привлечением лучшей по качеству рабочей силы, ее непрерывным обучением, поддержанием в трудо­способном состоянии и даже с созданием условий для более полного выявления возможностей и способностей, заложенных в личности, с последующим их развитием.

3. Большое значение в изменении и реализации кадровой политики имеют рыночные условия, общее положения трудового законодательства. В современных рыночных условиях все большее значение приобретают стратегические аспекты, однако сохраняются и классические традиционные инструменты работы с кадрами, такие, как планирование в области кадров, привлечение персонала, повышение квалификации кадров, администрирование кадров.

4. Управление персоналом современного российского банка представляет собой сложный процесс, который не сводится только к администрированию, командованию персоналом. В современных социально-экономических условиях эффективность работы банка определяется не только наличием финансовых ресурсов в банке и их рациональным размещением, но и качеством персонала. Особенности банковского персонала обусловлены спецификой банковского дела и связаны, прежде всего, с наличием у банковских работников определенных профессиональных знаний и навыков, необходимых для осуществления различных видов банковской деятельности.

 

 

Основные термины и понятия (для самопроверки)

Управление

Персонал

Управление персоналом

Внутрифирменное управление персоналом

Человеческие ресурсы

Управление человеческими ресурсами

Трудовые ресурсы

Человеческий фактор

Кадровая работа

Кадровая служба

 

Контрольные вопросы

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.214.224.207 (0.011 с.)