Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Профессионально-квалификационная модель менеджера по персоналуСодержание книги
Поиск на нашем сайте
предприятия, организации должен и обязанности
эталоном
высокие моральные качества; выраженную направленность на работу с людьми высшее образование и социальную психолого-
развитые организаторские, коммуникативные и познавательные способности
основы технологии производства, экономики и планирования труда, научной организации труда и управления производством; задачи, стоящие перед предприятием, организа-
основы хозяйственного и трудового законодательства основы общей и социальной психологии, социологии и психологии труда основы производственной педагогики; основы организации делопроизводства и ПК
методами организации и техникой управления кадрами, социально-психологическими про- цессами на производстве методами оценки личностных и деловых качеств работников и результатов коллектив-
методами организации воспитательной работы в коллективе; способами мобилизующего воздействия на коллектив, методами и техникой публичных выступлений
о методах исследования и анализа социально-
социальными процессами в трудовом коллективе о принципах работы с общественными организациями Задания для самостоятельной работы Функции руководителя подразделения (линейного руководителя) в областях работы с персоналом Выберите правильно сформулированные функции руководителя подразделения (линейного руководителя) в областях работы с персоналом и отметьте их в правой графе знаком "+".
Вопросы к экзамену 1. Сущность определения «управление персоналом» 2. Современная концепция управления человеческими ресурсами: цели, принципы 3. Факторы, влияющие на развитие концепции управления персоналом 4. Структура и основные элементы базовой модели управления персоналом 5. Внешние факторы воздействия в базовой модели управления персоналом 6. Внутренние факторы воздействия в базовой модели управления персоналом 7. Общая характеристика инструментов управления персоналом 8. Компоненты трудового потенциала 9. Классификация персонала: важнейшие характеристики и цели 10. Мотивация как инструмент управления потенциалом работников 11. Характеристика процесса анализа рабочих мест 12. Методы проектирования рабочих мест 13. Этапы планирования персонала в организации 14. Методы планирования потребности в персонале 15. Оценка предложения персонала. Внешнее и внутреннее предложение 16. Характеристика процессов набора и отбора персонала: цель, этапы, оценка эффективности 17. Внутренние и внешние источники набора персонала, границы их применения 18. Система отбора персонала: критерии и методы 19. Процесс планирования и управления карьерой работников в организации 20. Виды и стадии профессиональной карьеры 21. Назначение и характеристика программ обучения и развития персонала 22. Сравнительная характеристика видов, способов и методов обучения персонала 23. Оценка выбора видов и способов обучения. Факторы, влияющие на заинтересованность в процессе обучения 24. Функции оценки и аттестации персонала, основные этапы 25. Разработка оценочной системы аттестации персонала 26. Проведение аттестации, проблемы оценки персонала 27. Внутренние и внешние формы вознаграждения. Общая характеристика компенсационных программ в организации 28. Факторы, влияющие на выбор компенсационных программ 29. Заработная плата и другие формы материального вознаграждения как инструмент компенсаций и стимулирования работников 30. Факторы и элементы условий труда персонала 31. Производственно-экологические требования к условиям труда и меры по их улучшению 32. Требования к планированию и принципы организации офисов и рабочих мест 33. Социально-психологические аспекты условий труда 34. Эволюция структуры и функций служб по управлению персоналом 35. Оценочные критерии эффективности кадровой политики Рекомендуемая литература
Глоссарий ключевых терминов Ассессмент-центр – это комплексная кадровая технология, ориентированная на получение надежной информации о профессиональных и личностных качествах (компетенциях) сотрудников. Аттестация – процедура регулярной оценки персонала, процедура установления соответствия сотрудника занимаемой должности. Базовая модель управления персоналом - обобщенное, систематизированное и структурированное представление управления персоналом организации
Введение сотрудника в должность (organizational adaptation) - процесс знакомства новых работников с их функциональными обязанностями, навыками и знаниями, относящимися к работе, с трудовым коллективом, с правилами, практикой и культурой организации в ходе официальной подготовки и неофициального общения Вербовка персонала - распространение во внешней среде информации об используемых фирмой стимулах в целях побуждения потенциальных наемных работников начать переговоры с фирмой по поводу найма на работу
Вид карьеры - направленность деятельности человека в зависимости от типа личности, предрасположенности и увлеченности Виды обучения - формы осуществления программ обучения работников; выделяют обучение на рабочем месте, вне рабочего места, самообразование, ученичество Внешнее вознаграждение(extrinsic reward) - то, что дает человеку организация; все, что в рамках мотивации имеет ценность для сотрудников организации и может быть предложено им в качестве стимула к работе. Наиболее типичными примерами являются заработная плата, социальные блага, престижное помещение для работы и т.д. Внутреннее вознаграждение(intrinsic reward) - то, что дает человеку сама работа; ценности, предписываемые человеком процессу совершения работы, например, удовлетворение от достижения поставленных целей Вознаграждение(compensation) - все, что человек считает ценным для себя. Временной горизонт планирования - плановый период времени, на который производится расчет плановых показателей. Выделяют долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное планирование
Высвобождение персонала(staff releasing) - сокращение избытка персонала в количественном, качественном, временном или территориальном отношении Группа - социальная единица, состоящая из ограниченного числа индивидов, взаимодействующих друг с другом с определенной целью, в соответствии с определенным типом взаимоотношений и в течение определенного интервала времени Дистанционное обучение – разновидность заочного обучения на основе учебных пособий (печатных и иных), предоставляемых обучаемым, а также с использованием консультативной и контрольной поддержки тьютора. Должностная инструкция (Job Description) - краткое изложение основных задач, требующихся навыков и полномочий для определенной должности в организации Доплаты - компенсирование работнику неблагоприятных условий труда, за особые условия труда - сменность, занятость в течение смены и т.д. Забастовка(strike) - крайняя форма проявления трудового конфликта, чрезвычайное средство наемных работников в попытке добиться улучшения условий труда; прекращение работы, принятое достаточно большим числом наемных работников коллективно и по намеченному плану. Заработная плата (wages & salary) - форма материального вознаграждения за труд в соответствии с занимаемой должностью Затраты на персонал - совокупность затрат, связанных с задействованием сотрудников в трудовом процессе Инструменты управления персоналом - специфические направления управленческой деятельности, посредством которых осуществляется управление персоналом для достижения целей организации Интерактивность (от английского – interactive – взаимодействовать) – подход к организации обучения, при котором движение информации и сам процесс обучения носит многосторонний характер и предполагает активное участие обучаемых. Интервьюирование - личная беседа с претендентом на вакантную должность в процессе отбора с целью выявления степени соответствия работника Источники предложения персонала - каналы покрытия общей потребности организации в персонале Исходная информация для планирования персонала - статистические, информационные, отчетные и плановые данные, необходимые для осуществления процесса планирования персонала. Выделяют уровни информации: стратегический, общий, специальный. Карьера(career) - индивидуально осознанная последовательность изменений во взглядах, позиции и поведении, связанных с опытом работы и деятельностью в течение жизни; последовательность должностных позиций, которые занимает человек в течение жизни Классификация персонала - разделение персонала по различным признакам с целью более эффективного использования характеристик трудового потенциала и согласования целей и интересов в ходе трудового процесса, например, по полу, по возрасту, образованию, социальному положению. Коллективный договор - правовой акт, регулирующий трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между работодателем и работниками на предприятии, в учреждении, организации. Компенсация - денежное (прямое и косвенное) вознаграждение, выплачиваемое работнику организацией за выполненную работу Корпоративная культура(corporative culture) - совокупность норм, условий и ценностей, созданных и разделяемых коллективом с целью внутренней интеграции и адаптации к внешнем условиям Критерии оценки - показатели, по которым производится оценка работника в процессе проведения аттестации. Формируются в зависимости от функций и целей аттестации Лизинг персонала (staff leasing) - форма изменения численности персонала, когда самостоятельная фирма (кредитор) передает на определенный срок одного или нескольких своих сотрудников, с которыми она имеет трудовой договор, в распоряжение другой фирмы (заемщика), обязуя этих сотрудников в течение срока “аренды” работать на фирме- заемщике. При этом заключенный с фирмой-кредитором трудовой договор не расторгается. Линейный менеджер - руководитель, осуществляющий управление структурной единицей на любом уровне иерархии организации Маркетинг персонала (staff marketing) - анализ ожиданий нынешних и потенциальных сотрудников, а также определение выполнимости и реальной степени исполнения этих ожиданий; распространение базовых представлений и идей маркетинга на сферу управления персоналом, которое способствует идентификации работников с фирмой и повышению их трудовой отдачи, помогает выработать и укрепить культуру фирмы. Менеджер по персоналу - функциональный руководитель, профессионально занимающийся управлением персоналом Метод сравнения (benchmarking) – это сопоставление принципов работы и предоставления услуг в данной компании с наиболее успешными примерами из практики других организаций с целью определения изменений, которые могли бы привести к высококачественным результатам. Методы обучения - способы получения и закрепления знаний, умений и навыков в процессе осуществления программ обучения Методы определения потребности в персонале - способы исчисления качественных и количественных показателей в процессе планирования. Выделяют экспертный, штатно-номенклатурный, нормативный и экономико-математические методы.
М отивация(motivating) - процесс побуждения себя и других на деятельность, направленную на достижение индивидуальных и общих целей организации Мотивы(motives) - классифицированные с точки зрения содержания целевые состояния, которые выработались у человека и превратились в относительно устойчивое распределение предпочтений; побудительные причины человеческого поведения и действий Набор персонала - ряд действий, предпринимаемых организацией для привлечения кандидатов, обладающих качествами, необходимыми для достижения целей, поставленных организацией Надбавки - выплаты работнику за превышение производительности труда, рационализаторство, освоение нового оборудования и технологий. Наставничество – форма взаимодействия более опытного сотрудника – наставника с менее опытным – обучаемым сотрудником, которая отличается от обычного индивидуального обучения на рабочем месте, продолжительностью, а также тем, что наряду и одновременно с обучением обучаемому даются дополнительные права и ответственность. Непрерывное обучение - постоянный процесс овладения мастерством. Знаниями и умениями, что отражается в соответствующем изменении в поведении, стимулируемый и организуемый фирмой и поддерживаемый работником Образование (education) - процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков; Обучение(traning) - все меры и мероприятия, направленные на выработку и совершенствование знаний, умений и поведенческих характеристик сотрудников; создание условий, при которых работники получают и овладевают специфическими, относящимися к работе поведением, навыками, знаниями, мастерством и способностями. Описание рабочего места(Job Description) - информация, полученная в процессе анализа рабочих мест, в которой указывается предписанная работа, серия рабочих функций, условий труда и организационное окружение, которые закрепляются за данным рабочим местом Организация рабочего места - обеспечение рационального устройства и планирования служебных помещений, оснащение рабочих мест необходимой мебелью и современными техническими средствами обработки информации. Отбор персонала - выбор из резервов кандидатов наиболее подходящих кандидатов в зависимости от спецификации работы Оценка деятельности кадровых служб - это систематический, четко формализованный процесс, направленный на измерение издержек и выгод, связанных с программами кадровой деятельности и для соотнесения их результатов с итогами деятельности предприятия в прошлом, с итогами других предприятий и с целями предприятия Ошибки аттестации - проблемы, возникающие в процессе оценки работников и влекущие за собой искажение результатов аттестации. Выделяют ошибки эффекта ореола, свежести впечатлений, излишней требовательности и снисходительности, личной предрасположенности и усредненности. Персонал - личный состав предприятия, организации, фирмы - от руководителей до исполнителей. Планирование карьеры(career planning) - осуществляемое заранее планирование развития конкретного сотрудника в течение его деятельности на фирме Планирование человеческих ресурсов (персонала) (Human Resource planning) - определение требуемого количества и квалификационного уровня персонала в целом по предприятию и по отдельным рабочим местам с помощью разработанных системных методов, позволяющим оптимизировать трудозатраты на производство и управление и обеспечить конкурентоспособность выпускаемой продукции; систематический анализ ресурсов компании, выработка на основе этого анализа прогноза будущих потребностей компании в рабочей силе и планировании необходимых мер, обеспечивающих соответствие притока рабочей силы, требованиям, вытекающим из прогноза. Повышение квалификации - обучение сотрудника в целях углубления и усовершенствования уже имеющихся у него профессиональных знаний, необходимых для определенного вида деятельности
Поле набора - необходимый резерв кандидатов на все должности и специальности, из которого организация отбирает наиболее подходящих работников Политика управления персоналом (HRM policy) - общее направление принятия решений в важных областях управления человеческими ресурсами Понижение - перемещение на более низкий уровень в иерархии организации Потребности человека (needs) - нужда в чем- либо необходимом для полноценной в материальном и духовном плане жизни человека Потребность в персонале - общая потребность в человеческих ресурсах организации на определенный момент времени. Превентивные программы(Preventive Programs) - программы, устанавливаемые на предприятиях и в организациях для достижения высокого уровня благосостояния и самочувствия работников, а также для снижения издержек, связанных с нарушением здоровья работников Премия - выплаты работнику за достижение какого-то результата, например, качественное и своевременное выполнение работ, за личный творческий вклад работника в общий результат деятельности цеха и предприятия. Программы согласования спроса и предложения персонала - меры, предпринимаемые организацией при количественном или качественном несовпадении наличия персонала и потребности в нем, реализуемые путем привлечения персонала, высвобождения персонала и/или развития персонала Продвижение - перемещение на более высокий уровень в иерархии предприятия, сопровождаемый увеличением объема ответственности, степени полномочий Программы управления персоналом - запланированные и скоординированные, единовременные или постоянные мероприятия по работе с персоналом Проектирование рабочих мест (job design) - процесс решения о том, какая комбинация задач и ответственности должна быть закреплена за данным рабочим местом; выбор наилучших способов выполнения работ, распределение их общего объема между исполнителями; способ группировки и комбинации задач для формирования полноценных рабочих мест Производственно-обусловленная заболеваемость - часть общей заболеваемости, которая вызвана неспецифическим воздействием переутомлением организма человека Процесс анализа рабочих мест (job analysis)- процесс сбора и обработки информации для составления описания и спецификации рабочего места; определение производственных заданий, социальных и личных характеристик работы, вытекающих из качественного измерения рабочего задания с целью повышения эффективности труда Процесс аттестации (appraisal) - процедура определения соответствия квалификации, результативности деятельности, уровня знаний и навыков работника, его деловых и коммуникативных качеств занимаемой должности и целей организации Путь карьеры(Career Path) - последовательность позиций деятельности, по которым предприятие продвигает своего работника Рабочее место - часть помещения, в котором совершается трудовая деятельность и которое оснащено в соответствии с содержанием выполняемых работ необходимыми средствами труда. Рабочий процесс - совокупность действий работников, направленных на целесообразное изменение предметов труда
Р азвитие (development) - программы, связанные с обучением, ориентированным на будущие потребности, овладение смежными специальностями, развитие способностей индивидуума приспосабливаться к новым условиям и готовность к обучению в течение всей жизни. Реорганизация рабочих мест (work redesign) - изменение условий труда путем расширения объема или углубления содержательности работ в целях повышения внутренней удовлетворенности работников Ротация (rotation)- периодическое передвижение работника с одной должности на другую на одном уровне иерархии организации Cистема “кафетерия”(cafeteria system of compensation) - система компенсации, в соответствии с которой работникам позволяется выбирать в допустимых пределах пакет вознаграждений (всех или дополнительных), в наибольшей мере отвечающих их потребностям Системы заработной платы - характеризуют взаимосвязь элементов заработной платы: тариф, премия, доплаты и надбавки Спецификация рабочего места(Job Specification) - характеристики человека, который может успешно осуществлять процесс на данном рабочем месте Стадии карьеры (Career Stages)- отдельные стадии, через которые люди проходят в течение своей карьеры, обычно: стадия до работы, стадия первоначальной работы, стадия стабильной работы и пенсия. Стресс(Stress) - физическая, химическая и ментальная реакция на определенные стимулы, стрессоры в окружающей среде Ступени отбора персонала - последовательные этапы проведения процесса отбора персонала, позволяющие оптимально выявить наиболее подходящих работников для организации Текучесть (fluctuation) - добровольный уход наемного работника из одной организации в другую на основании самостоятельно принятого им решения Тестирование - проведение испытаний с целью оценки какой-либо характеристики человека, претендента на вакантное место. Тренинг – терминупотребляется для обозначения двух понятий: а) вид занятий, предназначенный для отработки необходимых рабочих навыков; б) обучающий семинар, включающий в качестве основного элемента упомянутый выше вид занятий. Трудовой договор (контракт) - юридическое оформление трудовых правоотношений между работником и предприятием, соглашение между трудящимся и предприятием, Трудовой коллектив - все граждане, участвующие своим трудом в деятельности организации и связанные с ней трудовыми отношениями Трудовые отношения - отношения, которые складываются между участниками производства и регулируются правом, нормы права регулируют отношения, возникающие либо в процессе трудовой деятельности, либо в связи с получением ее результатов. Трудовой потенциал человека - характеристики человека, которые определяют возможности его участия в экономической деятельности. Совокупность качеств человека, влияющих на результативность его деятельности, отражающие качества, которые могут стать источниками доходов для человека, предприятия и общества. Трудовые правоотношения - это общественные отношения, урегулированные нормами трудового права, складывающиеся между работником и предприятием, учреждением, организацией, в силу которых одна сторона (работник) обязана выполнять работу по определенной специальности, квалификации или должности с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а предприятие, учреждение, организация обязуется выплачивать работнику заработную плату и обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством, коллективным договором и соглашением сторон Трудовой спор - несогласие между двумя или более сторонами (лицами или группами) по поводу трудовых отношений, когда каждая сторона старается сделать так, чтобы были приняты именно ее взгляды или цели и помешать другой стороне сделать то же самое Увольнение - акт или процесс прекращения трудовых отношений с организацией по инициативе работника или организации
Управление персоналом (personnel management) - функциональная область деятельности в организации, которая способствует наиболее эффективному использованию работников для достижения организационных и личных целей Управление человеческими ресурсами(Human Resource Management) - концепция управления персоналом, в которой персонал рассматривается как стратегический ресурс организации Условия труда - совокупность элементов производственной среды (химических, физических, биологических) и собственно трудового процесса (психофизиологических), оказывающих влияние на функциональное состояние организма человека - его здоровье, работоспособность, удовлетворенность трудом, процесс воспроизводства рабочей силы и эффективность труда. Финансовый учет человеческих ресурсов (Human resource accounting)- применение количественных методов к оценке человеческих ресурсов и программ управления человеческими ресурсами Формы заработной плата(ways of salary) - характеризуют соотношение между затратами рабочего времени, производительностью труда и величиной заработной платы (повременная, сдельная); метод расчета вознаграждения за труд Функциональные обязанности работника - это то, что нужно делать непосредственно на данном рабочем месте, что способствует улучшению данной работы и является частью осуществления какого-то общего проекта совершенствования деятельности или отдельного его этапа Функциональный менеджер - руководитель, осуществляющий управление определенной сферой деятельности организации. Например: маркетинг, финансы, персонал Эффективность управления персоналом - конечные результаты осуществления деятельности по управлению персоналом, которые свидетельствуют, насколько управление персоналом способствует реализации организационных и личных целей
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 295; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.108 (0.014 с.) |