Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Профессионально-квалификационная модель менеджера по персоналу↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Руководитель кадровой службы Должностные права предприятия, организации должен и обязанности
проводником кадровой и социальной политики; быть социальным лидером коллектива, его нравст венным эталоном высокие моральные качества; выраженную направленность на работу с людьми высшее образование и социальную психолого- иметь педагогическую подготовку; опыт кадровой и руководящей работы не менее 5 лет развитые организаторские, коммуникативные и познавательные способности основы технологии производства, экономики и планирования труда, научной организации труда и управления производством; задачи, стоящие перед предприятием, организа- цией и отраслью, перспективы их развития; знать принципы кадровой политики, формы и методы планирования и организации работы с кадрами основы хозяйственного и трудового законодательства основы общей и социальной психологии, социологии и психологии труда основы производственной педагогики; основы организации делопроизводства и ПК методами организации и техникой управления кадрами, социально-психологическими про- цессами на производстве методами оценки личностных и деловых качеств работников и результатов коллектив- ной работы; владеть вопросами практического применения основ законодательства в работе с кадрами; методами организации воспитательной работы в коллективе; способами мобилизующего воздействия на коллектив, методами и техникой публичных выступлений о методах исследования и анализа социально- иметь ясное психологических процессов на производстве; представление о применении техники в управлении кадрами и социальными процессами в трудовом коллективе о принципах работы с общественными организациями Задания для самостоятельной работы Функции руководителя подразделения (линейного руководителя) в областях работы с персоналом Выберите правильно сформулированные функции руководителя подразделения (линейного руководителя) в областях работы с персоналом и отметьте их в правой графе знаком "+".
Вопросы к экзамену 1. Сущность определения «управление персоналом» 2. Современная концепция управления человеческими ресурсами: цели, принципы 3. Факторы, влияющие на развитие концепции управления персоналом 4. Структура и основные элементы базовой модели управления персоналом 5. Внешние факторы воздействия в базовой модели управления персоналом 6. Внутренние факторы воздействия в базовой модели управления персоналом 7. Общая характеристика инструментов управления персоналом 8. Компоненты трудового потенциала 9. Классификация персонала: важнейшие характеристики и цели 10. Мотивация как инструмент управления потенциалом работников 11. Характеристика процесса анализа рабочих мест 12. Методы проектирования рабочих мест 13. Этапы планирования персонала в организации 14. Методы планирования потребности в персонале 15. Оценка предложения персонала. Внешнее и внутреннее предложение 16. Характеристика процессов набора и отбора персонала: цель, этапы, оценка эффективности 17. Внутренние и внешние источники набора персонала, границы их применения 18. Система отбора персонала: критерии и методы 19. Процесс планирования и управления карьерой работников в организации 20. Виды и стадии профессиональной карьеры 21. Назначение и характеристика программ обучения и развития персонала 22. Сравнительная характеристика видов, способов и методов обучения персонала 23. Оценка выбора видов и способов обучения. Факторы, влияющие на заинтересованность в процессе обучения 24. Функции оценки и аттестации персонала, основные этапы 25. Разработка оценочной системы аттестации персонала 26. Проведение аттестации, проблемы оценки персонала 27. Внутренние и внешние формы вознаграждения. Общая характеристика компенсационных программ в организации 28. Факторы, влияющие на выбор компенсационных программ 29. Заработная плата и другие формы материального вознаграждения как инструмент компенсаций и стимулирования работников 30. Факторы и элементы условий труда персонала 31. Производственно-экологические требования к условиям труда и меры по их улучшению 32. Требования к планированию и принципы организации офисов и рабочих мест 33. Социально-психологические аспекты условий труда 34. Эволюция структуры и функций служб по управлению персоналом 35. Оценочные критерии эффективности кадровой политики Рекомендуемая литература
Глоссарий ключевых терминов Ассессмент-центр – это комплексная кадровая технология, ориентированная на получение надежной информации о профессиональных и личностных качествах (компетенциях) сотрудников. Аттестация – процедура регулярной оценки персонала, процедура установления соответствия сотрудника занимаемой должности. Базовая модель управления персоналом - обобщенное, систематизированное и структурированное представление управления персоналом организации
Введение сотрудника в должность (organizational adaptation) - процесс знакомства новых работников с их функциональными обязанностями, навыками и знаниями, относящимися к работе, с трудовым коллективом, с правилами, практикой и культурой организации в ходе официальной подготовки и неофициального общения Вербовка персонала - распространение во внешней среде информации об используемых фирмой стимулах в целях побуждения потенциальных наемных работников начать переговоры с фирмой по поводу найма на работу
Вид карьеры - направленность деятельности человека в зависимости от типа личности, предрасположенности и увлеченности Виды обучения - формы осуществления программ обучения работников; выделяют обучение на рабочем месте, вне рабочего места, самообразование, ученичество Внешнее вознаграждение(extrinsic reward) - то, что дает человеку организация; все, что в рамках мотивации имеет ценность для сотрудников организации и может быть предложено им в качестве стимула к работе. Наиболее типичными примерами являются заработная плата, социальные блага, престижное помещение для работы и т.д. Внутреннее вознаграждение(intrinsic reward) - то, что дает человеку сама работа; ценности, предписываемые человеком процессу совершения работы, например, удовлетворение от достижения поставленных целей Вознаграждение(compensation) - все, что человек считает ценным для себя. Временной горизонт планирования - плановый период времени, на который производится расчет плановых показателей. Выделяют долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное планирование
Высвобождение персонала(staff releasing) - сокращение избытка персонала в количественном, качественном, временном или территориальном отношении Группа - социальная единица, состоящая из ограниченного числа индивидов, взаимодействующих друг с другом с определенной целью, в соответствии с определенным типом взаимоотношений и в течение определенного интервала времени Дистанционное обучение – разновидность заочного обучения на основе учебных пособий (печатных и иных), предоставляемых обучаемым, а также с использованием консультативной и контрольной поддержки тьютора. Должностная инструкция (Job Description) - краткое изложение основных задач, требующихся навыков и полномочий для определенной должности в организации Доплаты - компенсирование работнику неблагоприятных условий труда, за особые условия труда - сменность, занятость в течение смены и т.д. Забастовка(strike) - крайняя форма проявления трудового конфликта, чрезвычайное средство наемных работников в попытке добиться улучшения условий труда; прекращение работы, принятое достаточно большим числом наемных работников коллективно и по намеченному плану. Заработная плата (wages & salary) - форма материального вознаграждения за труд в соответствии с занимаемой должностью Затраты на персонал - совокупность затрат, связанных с задействованием сотрудников в трудовом процессе Инструменты управления персоналом - специфические направления управленческой деятельности, посредством которых осуществляется управление персоналом для достижения целей организации Интерактивность (от английского – interactive – взаимодействовать) – подход к организации обучения, при котором движение информации и сам процесс обучения носит многосторонний характер и предполагает активное участие обучаемых. Интервьюирование - личная беседа с претендентом на вакантную должность в процессе отбора с целью выявления степени соответствия работника Источники предложения персонала - каналы покрытия общей потребности организации в персонале Исходная информация для планирования персонала - статистические, информационные, отчетные и плановые данные, необходимые для осуществления процесса планирования персонала. Выделяют уровни информации: стратегический, общий, специальный. Карьера(career) - индивидуально осознанная последовательность изменений во взглядах, позиции и поведении, связанных с опытом работы и деятельностью в течение жизни; последовательность должностных позиций, которые занимает человек в течение жизни Классификация персонала - разделение персонала по различным признакам с целью более эффективного использования характеристик трудового потенциала и согласования целей и интересов в ходе трудового процесса, например, по полу, по возрасту, образованию, социальному положению. Коллективный договор - правовой акт, регулирующий трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между работодателем и работниками на предприятии, в учреждении, организации. Компенсация - денежное (прямое и косвенное) вознаграждение, выплачиваемое работнику организацией за выполненную работу Корпоративная культура(corporative culture) - совокупность норм, условий и ценностей, созданных и разделяемых коллективом с целью внутренней интеграции и адаптации к внешнем условиям Критерии оценки - показатели, по которым производится оценка работника в процессе проведения аттестации. Формируются в зависимости от функций и целей аттестации Лизинг персонала (staff leasing) - форма изменения численности персонала, когда самостоятельная фирма (кредитор) передает на определенный срок одного или нескольких своих сотрудников, с которыми она имеет трудовой договор, в распоряжение другой фирмы (заемщика), обязуя этих сотрудников в течение срока “аренды” работать на фирме- заемщике. При этом заключенный с фирмой-кредитором трудовой договор не расторгается. Линейный менеджер - руководитель, осуществляющий управление структурной единицей на любом уровне иерархии организации Маркетинг персонала (staff marketing) - анализ ожиданий нынешних и потенциальных сотрудников, а также определение выполнимости и реальной степени исполнения этих ожиданий; распространение базовых представлений и идей маркетинга на сферу управления персоналом, которое способствует идентификации работников с фирмой и повышению их трудовой отдачи, помогает выработать и укрепить культуру фирмы. Менеджер по персоналу - функциональный руководитель, профессионально занимающийся управлением персоналом Метод сравнения (benchmarking) – это сопоставление принципов работы и предоставления услуг в данной компании с наиболее успешными примерами из практики других организаций с целью определения изменений, которые могли бы привести к высококачественным результатам. Методы обучения - способы получения и закрепления знаний, умений и навыков в процессе осуществления программ обучения Методы определения потребности в персонале - способы исчисления качественных и количественных показателей в процессе планирования. Выделяют экспертный, штатно-номенклатурный, нормативный и экономико-математические методы.
М отивация(motivating) - процесс побуждения себя и других на деятельность, направленную на достижение индивидуальных и общих целей организации Мотивы(motives) - классифицированные с точки зрения содержания целевые состояния, которые выработались у человека и превратились в относительно устойчивое распределение предпочтений; побудительные причины человеческого поведения и действий Набор персонала - ряд действий, предпринимаемых организацией для привлечения кандидатов, обладающих качествами, необходимыми для достижения целей, поставленных организацией Надбавки - выплаты работнику за превышение производительности труда, рационализаторство, освоение нового оборудования и технологий. Наставничество – форма взаимодействия более опытного сотрудника – наставника с менее опытным – обучаемым сотрудником, которая отличается от обычного индивидуального обучения на рабочем месте, продолжительностью, а также тем, что наряду и одновременно с обучением обучаемому даются дополнительные права и ответственность. Непрерывное обучение - постоянный процесс овладения мастерством. Знаниями и умениями, что отражается в соответствующем изменении в поведении, стимулируемый и организуемый фирмой и поддерживаемый работником Образование (education) - процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков; Обучение(traning) - все меры и мероприятия, направленные на выработку и совершенствование знаний, умений и поведенческих характеристик сотрудников; создание условий, при которых работники получают и овладевают специфическими, относящимися к работе поведением, навыками, знаниями, мастерством и способностями. Описание рабочего места(Job Description) - информация, полученная в процессе анализа рабочих мест, в которой указывается предписанная работа, серия рабочих функций, условий труда и организационное окружение, которые закрепляются за данным рабочим местом Организация рабочего места - обеспечение рационального устройства и планирования служебных помещений, оснащение рабочих мест необходимой мебелью и современными техническими средствами обработки информации. Отбор персонала - выбор из резервов кандидатов наиболее подходящих кандидатов в зависимости от спецификации работы Оценка деятельности кадровых служб - это систематический, четко формализованный процесс, направленный на измерение издержек и выгод, связанных с программами кадровой деятельности и для соотнесения их результатов с итогами деятельности предприятия в прошлом, с итогами других предприятий и с целями предприятия Ошибки аттестации - проблемы, возникающие в процессе оценки работников и влекущие за собой искажение результатов аттестации. Выделяют ошибки эффекта ореола, свежести впечатлений, излишней требовательности и снисходительности, личной предрасположенности и усредненности. Персонал - личный состав предприятия, организации, фирмы - от руководителей до исполнителей. Планирование карьеры(career planning) - осуществляемое заранее планирование развития конкретного сотрудника в течение его деятельности на фирме Планирование человеческих ресурсов (персонала) (Human Resource planning) - определение требуемого количества и квалификационного уровня персонала в целом по предприятию и по отдельным рабочим местам с помощью разработанных системных методов, позволяющим оптимизировать трудозатраты на производство и управление и обеспечить конкурентоспособность выпускаемой продукции; систематический анализ ресурсов компании, выработка на основе этого анализа прогноза будущих потребностей компании в рабочей силе и планировании необходимых мер, обеспечивающих соответствие притока рабочей силы, требованиям, вытекающим из прогноза. Повышение квалификации - обучение сотрудника в целях углубления и усовершенствования уже имеющихся у него профессиональных знаний, необходимых для определенного вида деятельности
Поле набора - необходимый резерв кандидатов на все должности и специальности, из которого организация отбирает наиболее подходящих работников Политика управления персоналом (HRM policy) - общее направление принятия решений в важных областях управления человеческими ресурсами Понижение - перемещение на более низкий уровень в иерархии организации Потребности человека (needs) - нужда в чем- либо необходимом для полноценной в материальном и духовном плане жизни человека Потребность в персонале - общая потребность в человеческих ресурсах организации на определенный момент времени. Превентивные программы(Preventive Programs) - программы, устанавливаемые на предприятиях и в организациях для достижения высокого уровня благосостояния и самочувствия работников, а также для снижения издержек, связанных с нарушением здоровья работников Премия - выплаты работнику за достижение какого-то результата, например, качественное и своевременное выполнение работ, за личный творческий вклад работника в общий результат деятельности цеха и предприятия. Программы согласования спроса и предложения персонала - меры, предпринимаемые организацией при количественном или качественном несовпадении наличия персонала и потребности в нем, реализуемые путем привлечения персонала, высвобождения персонала и/или развития персонала Продвижение - перемещение на более высокий уровень в иерархии предприятия, сопровождаемый увеличением объема ответственности, степени полномочий Программы управления персоналом - запланированные и скоординированные, единовременные или постоянные мероприятия по работе с персоналом Проектирование рабочих мест (job design) - процесс решения о том, какая комбинация задач и ответственности должна быть закреплена за данным рабочим местом; выбор наилучших способов выполнения работ, распределение их общего объема между исполнителями; способ группировки и комбинации задач для формирования полноценных рабочих мест Производственно-обусловленная заболеваемость - часть общей заболеваемости, которая вызвана неспецифическим воздействием переутомлением организма человека Процесс анализа рабочих мест (job analysis)- процесс сбора и обработки информации для составления описания и спецификации рабочего места; определение производственных заданий, социальных и личных характеристик работы, вытекающих из качественного измерения рабочего задания с целью повышения эффективности труда Процесс аттестации (appraisal) - процедура определения соответствия квалификации, результативности деятельности, уровня знаний и навыков работника, его деловых и коммуникативных качеств занимаемой должности и целей организации Путь карьеры(Career Path) - последовательность позиций деятельности, по которым предприятие продвигает своего работника Рабочее место - часть помещения, в котором совершается трудовая деятельность и которое оснащено в соответствии с содержанием выполняемых работ необходимыми средствами труда. Рабочий процесс - совокупность действий работников, направленных на целесообразное изменение предметов труда
Р азвитие (development) - программы, связанные с обучением, ориентированным на будущие потребности, овладение смежными специальностями, развитие способностей индивидуума приспосабливаться к новым условиям и готовность к обучению в течение всей жизни. Реорганизация рабочих мест (work redesign) - изменение условий труда путем расширения объема или углубления содержательности работ в целях повышения внутренней удовлетворенности работников Ротация (rotation)- периодическое передвижение работника с одной должности на другую на одном уровне иерархии организации Cистема “кафетерия”(cafeteria system of compensation) - система компенсации, в соответствии с которой работникам позволяется выбирать в допустимых пределах пакет вознаграждений (всех или дополнительных), в наибольшей мере отвечающих их потребностям Системы заработной платы - характеризуют взаимосвязь элементов заработной платы: тариф, премия, доплаты и надбавки Спецификация рабочего места(Job Specification) - характеристики человека, который может успешно осуществлять процесс на данном рабочем месте Стадии карьеры (Career Stages)- отдельные стадии, через которые люди проходят в течение своей карьеры, обычно: стадия до работы, стадия первоначальной работы, стадия стабильной работы и пенсия. Стресс(Stress) - физическая, химическая и ментальная реакция на определенные стимулы, стрессоры в окружающей среде Ступени отбора персонала - последовательные этапы проведения процесса отбора персонала, позволяющие оптимально выявить наиболее подходящих работников для организации Текучесть (fluctuation) - добровольный уход наемного работника из одной организации в другую на основании самостоятельно принятого им решения Тестирование - проведение испытаний с целью оценки какой-либо характеристики человека, претендента на вакантное место. Тренинг – терминупотребляется для обозначения двух понятий: а) вид занятий, предназначенный для отработки необходимых рабочих навыков; б) обучающий семинар, включающий в качестве основного элемента упомянутый выше вид занятий. Трудовой договор (контракт) - юридическое оформление трудовых правоотношений между работником и предприятием, соглашение между трудящимся и предприятием, Трудовой коллектив - все граждане, участвующие своим трудом в деятельности организации и связанные с ней трудовыми отношениями Трудовые отношения - отношения, которые складываются между участниками производства и регулируются правом, нормы права регулируют отношения, возникающие либо в процессе трудовой деятельности, либо в связи с получением ее результатов. Трудовой потенциал человека - характеристики человека, которые определяют возможности его участия в экономической деятельности. Совокупность качеств человека, влияющих на результативность его деятельности, отражающие качества, которые могут стать источниками доходов для человека, предприятия и общества. Трудовые правоотношения - это общественные отношения, урегулированные нормами трудового права, складывающиеся между работником и предприятием, учреждением, организацией, в силу которых одна сторона (работник) обязана выполнять работу по определенной специальности, квалификации или должности с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а предприятие, учреждение, организация обязуется выплачивать работнику заработную плату и обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством, коллективным договором и соглашением сторон Трудовой спор - несогласие между двумя или более сторонами (лицами или группами) по поводу трудовых отношений, когда каждая сторона старается сделать так, чтобы были приняты именно ее взгляды или цели и помешать другой стороне сделать то же самое Увольнение - акт или процесс прекращения трудовых отношений с организацией по инициативе работника или организации
Управление персоналом (personnel management) - функциональная область деятельности в организации, которая способствует наиболее эффективному использованию работников для достижения организационных и личных целей Управление человеческими ресурсами(Human Resource Management) - концепция управления персоналом, в которой персонал рассматривается как стратегический ресурс организации Условия труда - совокупность элементов производственной среды (химических, физических, биологических) и собственно трудового процесса (психофизиологических), оказывающих влияние на функциональное состояние организма человека - его здоровье, работоспособность, удовлетворенность трудом, процесс воспроизводства рабочей силы и эффективность труда. Финансовый учет человеческих ресурсов (Human resource accounting)- применение количественных методов к оценке человеческих ресурсов и программ управления человеческими ресурсами Формы заработной плата(ways of salary) - характеризуют соотношение между затратами рабочего времени, производительностью труда и величиной заработной платы (повременная, сдельная); метод расчета вознаграждения за труд Функциональные обязанности работника - это то, что нужно делать непосредственно на данном рабочем месте, что способствует улучшению данной работы и является частью осуществления какого-то общего проекта совершенствования деятельности или отдельного его этапа Функциональный менеджер - руководитель, осуществляющий управление определенной сферой деятельности организации. Например: маркетинг, финансы, персонал Эффективность управления персоналом - конечные результаты осуществления деятельности по управлению персоналом, которые свидетельствуют, насколько управление персоналом способствует реализации организационных и личных целей
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.104.140 (0.011 с.) |