Тема 4. Анализ и проектирование рабочих мест
Содержание темы:
Взаимосвязь анализа и проектирования рабочих мест с другими инструментами управления персоналом. Сущность анализа рабочих мест. Выбор рабочих мест для анализа.
Сбор информации для анализа рабочих мест. Типы информации.
Подходы к проектированию рабочих мест.
Описание рабочего места и требования к персоналу.
Структурная схема составления должностной инструкции.
Вопросы к семинару:
1.Назначение инструмента «Анализ и проектирование рабочих мест»
2. Модель мотивированного рабочего места
3. Составление должностной инструкции
Ключевые термины
Процесс анализа рабочих мест
Проектирование рабочих мест
Рабочий процесс
Описание рабочего места
Спецификация рабочего места
Функциональные обязанности работника
Должностная инструкция
Литература по теме:
1. Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика: учеб.- М. ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – с.169- 178, с. 251-342.
АКСИОМА ФЛЕТЧЕРА БАЙРОНА: “Предполагается, что любой человек на данном месте будет работать так же, как его предшественник. Не будет. Поэтому организации следует измениться, перестроиться и приспособиться к тому, что на данном месте находится другой человек”
“ За всякое порученное дело должен отвечать один и только один человек” (Немецкий канцлер Бисмарк)
“Если человек не подходит к своей должности, не пытайтесь изменить человека - поменяйте должность” (Ганс Селье)
“Всякому теперь кажется, что он мог бы наделать много добра на месте и в должности другого, и только не может сделать его в своей должности. Это причина всех зол” (Н.В.Гоголь)
| ___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
|
| ___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
|
| ___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
|
| ___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
|
| ___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
|
| ___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
|
| ___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
|
| ___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
|
| ___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
|
| ___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
|
| ___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
|
| ___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
|
| ___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
|
| ___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
|
| ___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
|
| ___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
|
| ___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
|
| ___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
|
| ___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
|
| ___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
|
| ___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
|
| ___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
|
| ___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
|
| ___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
|
Задание для самостоятельной работы:
Разработать должностную инструкцию для должности в организации по схеме:
1. Название должности
2. Место в организационной структуре организации
3. Основная цель работы
4. Требования к работнику:
5. Основные обязанности
-
-
-
-
-
6. Ответственность за подчиненных
7. Рабочие взаимоотношения
Тип контакта Частота Цель
Внутренние:
Внешние:
8. Основные проблемы работы
9. Уровень полномочий в принятии решений
10. Показатели ответственности
Тема 5. Планирование персонала
Содержание темы:
Необходимость и значение планирования персонала в организации. Воздействие внутренних и внешних факторов на процесс планирования персонала. Определение временного горизонта планирования.
Этапы планирования персонала: прогнозирование потребности в персонале, оценка предложения персонала; программы по обеспечения потребностей организации в персонале.
Вопросы к семинару:
- Кадровая политика как основной документ стратегического планирования персонала
- Направления и методы исследования рынка труда в процессе кадрового планирования
- Влияние стратегии организации на выбор программ по согласованию спроса и предложения персонала.
Ключевые термины
Планирование человеческих ресурсов (персонала)
Кадровая политика
Кадровая стратегия
Временной горизонт планирования
Исходная информация для планирования персонала
Потребность в персонале (общая, чистая)
Методы определения потребности в персонале
Источники предложения персонала
Программы согласования спроса и предложения персонала
Литература по теме:
1. Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика: учеб.- М. ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – с.39-80, с.108-119.
- Кибанов А.Я.Основы управления персоналом: Учебник. - М.:ИНФРА-М, 2007. – с. 101-137, с.269-279.
- Цветаев В.М. Кадровый менеджмент: Учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. с.28-68.
“Когда мы тратим время на планирование, его становится больше”
“ Когда какой-нибудь стоящий человек переступает порог нашего здания, для него всегда находится работа - даже если у нас нет в штате свободного места” (Харви Маккей, президент ам.фирмы по производству конвертов “Маккей Энвилоуп”)
“ Вашу жизнь портят не те люди, которых вы уволили, а те, которых вы не уволили (Харви Маккей)
| ___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
|
| ___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
|
| ___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
|
| ___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
|
| ___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
|
| ___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
|
| ___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
|
| ___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
|
| ___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
|
| ___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
|
| ___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
|
| ___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
|
| ___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
|
| ___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
|
| ___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
|
| ___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
|
| ___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
|
| ___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
|
| ___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
|
| ___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
|
| ___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
|
| ___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
|
| ___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
|
| ___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
|
Задания для самостоятельной работы
Задача 1.
Уровень продаж фирмы составляет 2 млн. руб., планируется его рост на 800 тыс.руб., производительность труда возрастет на 20%. Сегодня уровень продаж одного продавца составляет 50 тыс.руб.. Рассчитать дополнительную потребность в продавцах.
Задача 2.
Фирма занимается разработкой и установкой программных пакетов коммерческим фирмам. Сегодня портфель ее заказов формируют 30 фирм. В фирме работают 50 программистов и 10 вспомогательных работников.
Общее число производительных часов, отработанных на обслуживании – 300.
Планируемые показатели:
1. Производительность труда программистов увеличится на 8%
2. Эффективность использования рабочего времени увеличится на 5 %
3. Портфель заказов (количество обслуживаемых фирм) возрастет на 10 %.
4. Соотношение между производственными и непроизводственными работниками постоянно.
Рассчитать плановую численность программистов и вспомогательных работников.
Исходные и расчетные данные:
отчет план.
Число фирм на обслуживании 30
Общее число производительных
часов, отработанных на обслужи-
вании 300
Численность работников:
· программисты 50?
· непроизводственные 10?
Число производственных часов
на одного программиста
Число производственных часов на
одну фирму
Число программистов на одного
производственного работника
|