Тема 1: Современная концепция управления человеческими ресурсами: сущность, причины и принципы формирования, эволюция развития



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1: Современная концепция управления человеческими ресурсами: сущность, причины и принципы формирования, эволюция развития



Управление персоналом

 

Рабочая тетрадь-конспект

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

 

Рецензенты

 

Маслова Е.В. Управление персоналом: Рабочая тетрадь-конспект. Учебно-методическое пособие.- СПб.: 2007

 

 

Излагаются основные теоретические и методологические положения курса «Управление персоналом», Темы содержат задания для самостоятельной работы. Рекомендовано студентам, обучающимся по специальности «Менеджмент организации», а также материалы пособия могут быть востребованы всеми, кто интересуется проблемами управления персоналом.

 

Содержание

 

Введение …………………………………………………………………………………….3

 

Тема 1.Современная концепция управления человеческими ресурсами:

сущность, причины и принципы формирования, эволюция развития….……….…........6

 

Тема 2. Базовая модель управления персоналом………………………………………..14

 

Тема 3. Трудовой потенциал работников как объект управления …………….………24

Тема 4. Анализ и проектирование рабочих мест ………………..………………………38

 

Тема 5. Планирование персонала……………….…………………………………………48

 

Тема 6. . Набор и отбор персонала……….. ………………………………………………58

 

Тема 7. Программы обучения и развития персонала…………………………………….68

 

Тема 8. Планирование и управление профессиональной карьерой

работников в организации ………………….…………………………………….…….….76

Тема 9. Аттестация персонала……………………………………..……………………….86

Тема 10. Программы компенсаций и стимулирования персонала……………………….92

 

Тема 11. Обеспечение нормальных условий труда персонала……… …………………102

 

Тема 12. Функции и структура кадровых служб. Оценка эффективности

системы управления персоналом в организации………………………………….…..…108

 

Вопросы к экзамену…………………………………………………………………..…....121

 

Рекомендуемая литература………………………………………………………………..122

 

Глоссарий…………………………………………………………………………………...123

 

 

Введение

 

Цель изучения дисциплины: Дисциплина «Управление персоналом» нацелена на овладение студентами теоретическими и практическими знаниями по созданию и организации системы работы с персоналом в организации, формирование самостоятельных и достаточно квалифицированных навыков по решению возникающих в этой сфере вопросов в условиях развития рыночных отношений и специфики российской практики.

Задачи курса: изучение и анализ реализации современной концепции управления персоналом посредством модели управления персоналом в организации: ее субъектов, инструментов, факторов влияния и эффективности модели.

Место курса в профессиональной подготовке выпускника:

Теоретической основой для изучения дисциплины являются курсы “Общий менеджмент“, “Экономическая теория“, «Организационное поведение», «Психология и педагогика».

Требования к уровню освоения дисциплины “Управление персоналом”

Основные знания, приобретаемые студентами при изучении дисциплины:

· определение роли и места управление персоналом в системе управления организацией;

· принципы современной концепции управления человеческими ресурсами;

· влияние государственного регулирования трудовых отношений на реализацию модели управления персоналом в организации;

· механизм реализации инструментов кадровой политики и стратегии в организации;

· современные подходы к оценке эффективности кадровой политики в организации.

 

Основные навыки, приобретаемые студентами при изучении дисциплины:

· разработка должностных инструкций для рабочих мест в организации;

· прохождение системы набора и отбора персонала;

· составление планов карьеры;

· формирование эффективной системы мотивации персонала в организации;

· построение организационных структур кадровых служб в организации.

 

Рабочая тетрадь-конспект по дисциплине «Управление персоналом» представляет собой особый вид учебно-методического пособия и предназначена для использования студентами, изучающих данный курс.

Рабочая тетрадь-конспект содержит краткое изложение основных положений курса «Управление персоналом». Данная тетрадь предполагает, что студент по мере прослушивания лекционного материала постоянно делает в тетради-конспекте соответствующие записи.

Рабочая тетрадь-конспект содержит вопросы, которые могут быть предложены студентам как во время лекций, так и для подготовки к семинарских занятиям, а также для самостоятельной работы при изучении курса.

Данная рабочая тетрадь не претендует на исчерпывающее освещение всех вопросов курса, для более глубокого усвоения которого можно использовать рекомендованные учебники и учебные пособия.

 

Тема 1: Современная концепция управления человеческими ресурсами: сущность, причины и принципы формирования, эволюция развития

 

Содержание темы

Управление человеческими ресурсами как подсистема управления организацией. Особенности персонала как объекта управления. Подходы к определению сущности управления персоналом.

Современная концепция управления человеческими ресурсами: причины формирования, цели и принципы.

Этапы развития концепций управления персоналом в историческом аспекте. Эволюция видов и принципов управления трудом. Взаимосвязь концепций управления персоналом с эволюцией теории менеджмента.

 

Вопросы к семинару:

 

  1. Подходы к определению сущности управления персоналом: преимущества и недостатки
  2. Сравнительная характеристика концепции «управления персоналом» и «управления человеческими ресурсами»
  3. Принципы УЧР: сущность и обоснование реализации
  4. Характеристика факторов, влияющих на развитие концепции управления персоналом
  5. Вклад школ менеджмента в формирование концепций управления персоналом

 

Ключевые термины:

Управление персоналом

Управление человеческими ресурсами

Функциональный менеджер

Линейный менеджер

Персонал

Литература по теме:

1. Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика: учеб.- М. ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – с.3-53.

2. Кибанов А.Я.Основы управления персоналом: Учебник. - М.:ИНФРА-М, 2007. – с. 6-47.

3. Кузнецов Ю.В., Подлесных В.И. Основы менеджмента. СПб.: Изд-во ОЛБИС, 197. – с.6-40

4. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.; 1992.

5. Цветаев В.М. Кадровый менеджмент: Учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. с.3-5.

___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________
___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________
___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________
___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________
___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________
___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________
___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________
___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________
___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________
___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________
___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________
___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________
___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________
___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________
___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________
___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________
___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________
___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________

 

Задание для самостоятельной работы:

Заполнить таблицу,проставляя в клетки:

 

«+» - если проблематика строки затрагивается в рамках подхода, номер которого записан в столбце;

 

«++» - если проблематика строки составляет основу подхода, номер которого записан в столбце;

 

« - » - если проблематика строки не имеет отношения к подходу, номер которого записан в столбце.

 

 

  1. Школа научного управления
  2. Административная школа управления
  3. Школа человеческих отношений
  4. Количественная школа управления
  5. Процессный подход в управлении
  6. Системный подход в управлении
  7. Ситуационный подход в управлении
  Проблематика / № подхода
Маркетинговый подход в управлении              
Организационные структуры              
Рациональное использование ресурсов              
Нормирование труда рабочих              
Комбинирование различных подходов              
Формулирование универсальных принципов управления организациями              
Логическая последовательность этапов управленческого процесса              
Проектирование трудовых операций              
Целостность организации              
Групповое поведение работников              
Оптимизация управленческих решений              
Мотивация индивидов              
Формирование в организации корпоративного духа              
Взаимодействие организации с внешней средой              

 

Источник: Д.В.Овсянко. Менеджмент. – СПб.: ОЦЭиМ, 2003.- с. 45

 

Тема 5. Планирование персонала

Содержание темы:

Необходимость и значение планирования персонала в организации. Воздействие внутренних и внешних факторов на процесс планирования персонала. Определение временного горизонта планирования.

Этапы планирования персонала: прогнозирование потребности в персонале, оценка предложения персонала; программы по обеспечения потребностей организации в персонале.

 

Вопросы к семинару:

  1. Кадровая политика как основной документ стратегического планирования персонала
  2. Направления и методы исследования рынка труда в процессе кадрового планирования
  3. Влияние стратегии организации на выбор программ по согласованию спроса и предложения персонала.

 

Ключевые термины

Планирование человеческих ресурсов (персонала)

Кадровая политика

Кадровая стратегия

Временной горизонт планирования

Исходная информация для планирования персонала

Потребность в персонале (общая, чистая)

Методы определения потребности в персонале

Источники предложения персонала

Программы согласования спроса и предложения персонала

Литература по теме:

1. Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика: учеб.- М. ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – с.39-80, с.108-119.

  1. Кибанов А.Я.Основы управления персоналом: Учебник. - М.:ИНФРА-М, 2007. – с. 101-137, с.269-279.
  2. Цветаев В.М. Кадровый менеджмент: Учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. с.28-68.

 

“Когда мы тратим время на планирование, его становится больше”

“ Когда какой-нибудь стоящий человек переступает порог нашего здания, для него всегда находится работа - даже если у нас нет в штате свободного места” ( Харви Маккей, президент ам.фирмы по производству конвертов “Маккей Энвилоуп”)

“ Вашу жизнь портят не те люди, которых вы уволили, а те, которых вы не уволили (Харви Маккей)

 

___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________
___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________
___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________
___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________
___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________
___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________
___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________
___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________
___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________
___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________
___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________
___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________
___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________
___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________
___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________
___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________
___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________
___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________
___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________
___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________
___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________
___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________
___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________
___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________

 

Задания для самостоятельной работы

Задача 1.

Уровень продаж фирмы составляет 2 млн. руб., планируется его рост на 800 тыс.руб., производительность труда возрастет на 20%. Сегодня уровень продаж одного продавца составляет 50 тыс.руб.. Рассчитать дополнительную потребность в продавцах.

Задача 2.

Фирма занимается разработкой и установкой программных пакетов коммерческим фирмам. Сегодня портфель ее заказов формируют 30 фирм. В фирме работают 50 программистов и 10 вспомогательных работников.

Общее число производительных часов, отработанных на обслуживании – 300.

Планируемые показатели:

1. Производительность труда программистов увеличится на 8%

2. Эффективность использования рабочего времени увеличится на 5 %

3. Портфель заказов (количество обслуживаемых фирм) возрастет на 10 %.

4. Соотношение между производственными и непроизводственными работниками постоянно.

Рассчитать плановую численность программистов и вспомогательных работников.


Исходные и расчетные данные:

отчет план.


Число фирм на обслуживании 30

Общее число производительных

часов, отработанных на обслужи-

вании 300

Численность работников:

· программисты 50 ?

· непроизводственные 10 ?


Число производственных часов

на одного программиста

Число производственных часов на

одну фирму

Число программистов на одного

производственного работника

Задание 1. Сравнение различных методов подбора персонала

Внесите в таблицу сравнительные характеристики методов подбора персонала. В графе "Область применения" отметьте применимость каждого метода подбора для конкретных профессиональных и должностных групп персонала с учётом специфики учебного предприятия.

Методы подбора персонала Преимущества Недостатки Область применения
1. Поиск внутри организации        
2. Подбор с помощью сотрудников        
3. Самопроявив-шиеся кандидаты        
4. Объявления в средствах массовой информации        
5. Выезд в институты и другие учебные заведения.        
6. Государственные агентства занятости        
7. Частные агентства по подбору персонала        
8. Агентства по подбору руководителей        
9. Интернет        

2. Составьте резюме по следующей схеме:

РЕЗЮМЕ

______________________________________________________________________

Фамилия Имя Отчество

Дата и место рождения    
Семейное положение    
Место жительства    
Телефон (е-mail)    
   
Цель:  
   
Образование:  
  Учебное заведение, специальность, квалификация
1998- 2003  
   
Опыт работы: Компания, направление ее деятельности, должность, должностные обязанности, профессиональные достижения
2007 – н.в.  
   
     
Профессиональные навыки   Иностранный язык, программные пакеты, водительские права
Личные качества    
Интересы    
     
Дополнительная информация    
     

 

 

Дата, подпись

Тема 8. Планирование и управление профессиональной карьерой работников в организации

Содержание темы:

Понятие карьеры. Трудовая и профессиональная карьера. Связь карьеры с этапами жизни человека.

Стадии профессиональной карьеры: проблемы и пути решения.

Виды карьеры. Направления развития карьеры работника.

Принципы управления карьерой работников в организации. Процесс планирования карьеры как согласование индивидуальных целей и возможностей организации. Программы по реализации планов карьеры.

Вопросы к семинару:

  1. Анализ условий и особенностей развития карьеры менеджера.
  2. Составление карьерограммы: схема, подходы, примеры.

Ключевые термины

Карьера

Вид карьеры

Стадии карьеры

Путь карьеры

Продвижение

Ротация

Понижение

Увольнение

Литература по теме:

  1. Адаир Д. Искусство управлять людьми и самим собой. – М.: Изд-во Эксмо, 2007. – 656 с.
  2. Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика: учеб.- М. ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – с.81-95.
  3. Кибанов А.Я.Основы управления персоналом: Учебник. - М.:ИНФРА-М, 2007. – с. 281-311.
  4. Поляков В.А. Технология карьеры: Практическое руководство. - М : «Дело Лтд»,1995 г.. – 128 с.

“ Чтобы от одной вершины подняться до другой, надо спуститься вниз, а потом долго карабкаться вверх”

“Я интересуюсь будущим, потому что собираюсь провести в нем всю свою оставшуюся жизнь.(Чарльз Ф.Кеттерлинг)

“ФЕНОМЕН 5-7”: в мотивации к работе наличествует 5-7 летние отрезки времени. Если содержание работы не меняется полностью, то мотивация явно снижается через пять лет”

“Управлять - значит приводить к успеху других!”

“Цель - это мечта, которая должна осуществиться к точно определенному сроку”

“Не следует с излишней торжественностью приступать ни к какому делу: торжественно праздновать следует только окончание дел.” (И.В.Гете)

 

___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________
___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________
___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________
___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________
___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________
___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________
___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________
___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________
___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________
___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________
___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________
___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________
___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________
___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________
___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________ ___________________________________

 

Задание для самостоятельной работы:

Составление "Личного плана жизни"

Личный план жизни

1. Оценка жизненной ситуации

Работа

· имею ли я четкую картину о своей работе и ее целях?

· Помогает ли моя работа в достижении других жизненных целях?

· Каковы мои цели развития и продвижения по отношению к работе?

· Какую работу я хочу выполнять через десять лет?

· Есть ли у меня воодушевление и мотивация?

· Что является для меня мотиватором сейчас? А через пять лет?

· Каковы сильные и слабые стороны моей мотивации?

· К каким мероприятиям я могу прибегнуть, чтобы убедиться, что моя работа будет в ближайшие годы отвечать моим личным потребностям?

 

Хозяйство

· Каково мое экономическое положение?

· Есть ли у меня личный бюджет - каков он и придерживаюсь ли я его рамок?

· Сколько у меня долгов?

· Получу ли я в случае необходимости кредит?

· Каковы мои потребности в финансировании и размещении капитала в ближайшие годы?

· Какие меры я могу в случае необходимости применять для улучшения экономического положения?

 

Физическое состояние

· Какова моя общая форма? На чем основана моя оценка? (собственное представление, тесты и т.п.)

· Бываю ли я регулярно на осмотрах у врача ( на общих, специальных осмотрах)?

· Занимаюсь ли я регулярно оздоровительным спортом?

· Достаточно ли я сплю?

· Питаюсь ли я правильно?

· Каков мой вес?

· В каких количествах употребляю алкоголь?

· Забочусь ли я о “строительстве” своего тела?

· Какие меры я могу принять для улучшения своего физического состояния?

 

Семейная жизнь

· Понимаю ли я значение семьи?

· Какова моя семейная ситуация на сегодняшний день?

· Изменится ли она в ближайшие годы и как?

· Уделяю ли я достаточно времени своей семье?

· Есть ли в моей семье общие увлечения?

· Знаю ли я членов своей семьи - их потребности и мнения?

· Могу ли я создать в своей семье открытую и душевную атмосферу?

· Создаю ли я в своей семье надежные условия?

· Как я могу развивать свою семейную жизнь?

 

Вопросы к экзамену

1. Сущность определения «управление персоналом»

2. Современная концепция управления человеческими ресурсами: цели, принципы

3. Факторы, влияющие на развитие концепции управления персоналом

4. Структура и основные элементы базовой модели управления персоналом

5. Внешние факторы воздействия в базовой модели управления персоналом

6. Внутренние факторы воздействия в базовой модели управления персоналом

7. Общая характеристика инструментов управления персоналом

8. Компоненты трудового потенциала

9. Классификация персонала: важнейшие характеристики и цели

10. Мотивация как инструмент управления потенциалом работников

11. Характеристика процесса анализа рабочих мест

12. Методы проектирования рабочих мест

13. Этапы планирования персонала в организации

14. Методы планирования потребности в персонале

15. Оценка предложения персонала. Внешнее и внутреннее предложение

16. Характеристика процессов набора и отбора персонала: цель, этапы, оценка эффективности

17. Внутренние и внешние источники набора персонала, границы их применения

18. Система отбора персонала: критерии и методы

19. Процесс планирования и управления карьерой работников в организации

20. Виды и стадии профессиональной карьеры

21. Назначение и характеристика программ обучения и развития персонала

22. Сравнительная характеристика видов, способов и методов обучения персонала

23. Оценка выбора видов и способов обучения. Факторы, влияющие на заинтересованность в процессе обучения

24. Функции оценки и аттестации персонала, основные этапы

25. Разработка оценочной системы аттестации персонала

26. Проведение аттестации, проблемы оценки персонала

27. Внутренние и внешние формы вознаграждения. Общая характеристика компенсационных программ в организации

28. Факторы, влияющие на выбор компенсационных программ

29. Заработная плата и другие формы материального вознаграждения как инструмент компенсаций и стимулирования работников

30. Факторы и элементы условий труда персонала

31. Производственно-экологические требования к условиям труда и меры по их улучшению

32. Требования к планированию и принципы организации офисов и рабочих мест

33. Социально-психологические аспекты условий труда

34. Эволюция структуры и функций служб по управлению персоналом

35. Оценочные критерии эффективности кадровой политики

Рекомендуемая литература



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.170.64.36 (0.047 с.)