Тема 7. Программы обучения и развития персонала
Содержание темы:
Определение места, роли и содержания программ обучения и развития персонала для организации в современных условиях. Оценка потребности в обучающих программах и определение целей обучения.
Характеристика способов, видов и методов обучения. Сравнительный анализ методов обучения персонала. Факторы, влияющие на заинтересованность в процессе обучения. Оценка эффективности программ обучения.
Вопросы к семинару:
- Критерии отбора на программы обучения.
- Использование принципов андрогогики при разработке программ обучения.
Ключевые термины
Образование
Обучение
Развитие
Виды обучения
Методы обучения
Повышение квалификации
Литература по теме:
1. Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика: учеб.- М. ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – с.199-256.
2. Кибанов А.Я.Основы управления персоналом: Учебник. - М.:ИНФРА-М, 2007. – с. 201-235, 312-330.
3. Цветаев В.М. Кадровый менеджмент: Учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. с.81-91.
“ Гораздо важнее знать, что делается, чем делать то, что знаешь” (Боэций, римский философ)
“Сформировать хорошего специалиста - все равно, что вырастить дерево, это занятие требует условий и времени, как обильно не поливай саженец, он за недели или месяцы не обретет могучей кроны”
“Час работы научит больше, чем день объяснения” (Жан-Жак Руссо)
“ Кто учит других, тот обучает сам себя не только потому, что повторением он укрепляет свои знания, но и потому, что получает возможность глубже проникнуть в предмет”(Ян Амос Коменский)
“В первые сутки обычно забывается 25% материала, за последующий месяц - всего лишь 16%”
Специалисты считают, что в памяти обучающегося закрепляется от 10 до 20% того, что он слышит, на 30% того, что он видит, и на 90% того, что он делает
“Первые пять дней недели, с понедельника по пятницу включительно вам следует работать, чтобы не отстать от конкурентов. А вот по субботам и воскресеньям вам надо стараться их обойти.” (Курт Карлсон, президент частных компаний “Карлсон”)
“Образование не достигает точки насыщения” (Слова, высеченные на камне, у входа в центр подготовки кадров компании ИБМ (Эндикотт, штат Нью-Йорк)
“Народ можно принудить к послушанию, но его нельзя принудить к знанию” (Конфуций)
| ___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
|
| ___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
|
| ___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
|
| ___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
|
| ___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
|
| ___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
|
| ___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
|
| ___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
|
| ___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
|
| ___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
|
| ___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
|
| ___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
|
| ___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
|
| ___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
|
| ___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
|
| ___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
|
| ___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
|
| ___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
|
Задание для самостоятельной работы
Сравнение форм организации обучения
Внесите в соответствующие клетки таблицы основные достоинства и недостатки перечисленных форм организации обучения.
Формы организации обучения
| Достоинства
| Недостатки
| Обучение с отрывом от работы:
|
|
| – открытые семинары
|
|
| – закрытые семинары
|
|
| Обучение на рабочем месте
|
|
| Наставничество
|
|
| Заочное обучение
|
|
|
Тема 8. Планирование и управление профессиональной карьерой работников в организации
Содержание темы:
Понятие карьеры. Трудовая и профессиональная карьера. Связь карьеры с этапами жизни человека.
Стадии профессиональной карьеры: проблемы и пути решения.
Виды карьеры. Направления развития карьеры работника.
Принципы управления карьерой работников в организации. Процесс планирования карьеры как согласование индивидуальных целей и возможностей организации. Программы по реализации планов карьеры.
Вопросы к семинару:
- Анализ условий и особенностей развития карьеры менеджера.
- Составление карьерограммы: схема, подходы, примеры.
Ключевые термины
Карьера
Вид карьеры
Стадии карьеры
Путь карьеры
Продвижение
Ротация
Понижение
Увольнение
Литература по теме:
- Адаир Д. Искусство управлять людьми и самим собой. – М.: Изд-во Эксмо, 2007. – 656 с.
- Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика: учеб.- М. ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – с.81-95.
- Кибанов А.Я.Основы управления персоналом: Учебник. - М.:ИНФРА-М, 2007. – с. 281-311.
- Поляков В.А. Технология карьеры: Практическое руководство. - М: «Дело Лтд»,1995 г.. – 128 с.
“ Чтобы от одной вершины подняться до другой, надо спуститься вниз, а потом долго карабкаться вверх”
“Я интересуюсь будущим, потому что собираюсь провести в нем всю свою оставшуюся жизнь.(Чарльз Ф.Кеттерлинг)
“ФЕНОМЕН 5-7”: в мотивации к работе наличествует 5-7 летние отрезки времени. Если содержание работы не меняется полностью, то мотивация явно снижается через пять лет”
“Управлять - значит приводить к успеху других!”
“Цель - это мечта, которая должна осуществиться к точно определенному сроку”
“Не следует с излишней торжественностью приступать ни к какому делу: торжественно праздновать следует только окончание дел.” (И.В.Гете)
| ___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
|
| ___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
|
| ___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
|
| ___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
|
| ___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
|
| ___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
|
| ___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
|
| ___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
|
| ___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
|
| ___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
|
| ___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
|
| ___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
|
| ___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
|
| ___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
|
| ___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
|
Задание для самостоятельной работы:
Составление "Личного плана жизни"
Личный план жизни
1. Оценка жизненной ситуации
Работа
· имею ли я четкую картину о своей работе и ее целях?
· Помогает ли моя работа в достижении других жизненных целях?
· Каковы мои цели развития и продвижения по отношению к работе?
· Какую работу я хочу выполнять через десять лет?
· Есть ли у меня воодушевление и мотивация?
· Что является для меня мотиватором сейчас? А через пять лет?
· Каковы сильные и слабые стороны моей мотивации?
· К каким мероприятиям я могу прибегнуть, чтобы убедиться, что моя работа будет в ближайшие годы отвечать моим личным потребностям?
Хозяйство
· Каково мое экономическое положение?
· Есть ли у меня личный бюджет - каков он и придерживаюсь ли я его рамок?
· Сколько у меня долгов?
· Получу ли я в случае необходимости кредит?
· Каковы мои потребности в финансировании и размещении капитала в ближайшие годы?
· Какие меры я могу в случае необходимости применять для улучшения экономического положения?
Физическое состояние
· Какова моя общая форма? На чем основана моя оценка? (собственное представление, тесты и т.п.)
· Бываю ли я регулярно на осмотрах у врача (на общих, специальных осмотрах)?
· Занимаюсь ли я регулярно оздоровительным спортом?
· Достаточно ли я сплю?
· Питаюсь ли я правильно?
· Каков мой вес?
· В каких количествах употребляю алкоголь?
· Забочусь ли я о “строительстве” своего тела?
· Какие меры я могу принять для улучшения своего физического состояния?
|