Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модель современного менеджера

Поиск

Для того чтобы успешно реализовывать свои професси­ональные функции, менеджер должен:

• обладать определенными знаниями и умениями;

• иметь соответствующие личные качества;

• руководствоваться этическими нормами;

• иметь навыки и способности эффективно управлять;

• преодолевать ограничения саморазвития.

Это составляющие модели менеджера. Рассмотрим каж­дую из них в отдельности.

Знания и умения менеджера. Во всем мире современ­ный менеджер воспринимается как эффективный, иннова­ционный руководитель. А для этого он должен знать зако­номерности функционирования рыночной экономики, тео­рию и практику современного менеджмента, формы и мето­ды мотивации людей, теорию организации и методы моде­лирования организационных структур хозяйствования, ме­тоды комплексного анализа результатов деятельности орга­низации. Менеджер должен знать действующее законода­тельство и основы правового регулирования менеджмента в различных отраслях народного хозяйства и его сферах.

Менеджер должен уметь нестандартно мыслить, нахо­дить необходимые решения в условиях высокой степени риска; осуществлять бизнес-проектирование, разрабатывать, корректировать и реализовывать бизнес-план; осуществлять маркетинговые исследования, прогнозировать развитие орга­низации с учетом потребностей рынка; уметь владеть собой.

Личные качества менеджера. Среди них такие:

• широкий кругозор;

• профессионализм и творческий подход к работе;

• инициативность, изобретательность;

• уверенность в себе, целеустремленность;

• коммуникабельность, стремление работать в коллек­тиве и с коллективом;

• самообладание, стрессоустойчивость;

• психологическая способность влиять на людей;

• ответственность, Моральная надежность; • внутренняя потребность к саморазвитию;

• вера в свои способности и успех.

Этические нормы менеджера. Слово «этика» в перево­де с греческого означает привычку, обычай, правила пове­дения. Этика имеет дело с принципами, определяющими правильное и неправильное поведение. Этика подразделя­ется на теоретическую (философскую) и практическую (или нормативную). Практическая этика обосновывает нравствен­ные принципы, идеалы, нормы. На этические нормы ме­неджера оказывают влияние два рода факторов: факторы, связанные с корпорацией (традиции корпорации, школы менеджмента, устав и положения компании, законодатель­ство), и факторы, связанные с обществом (традиции стра­ны, материальная и духовная культура общества, обществен­ное мнение, чисто человеческие этические нормы).

Менеджер в своей деятельности руководствуется обще­принятыми правилами и нормами:

• следовать методам честной конкуренции;

• не использовать «грязные деньги»;

• выполнять данные обещания и следовать сказанно­му слову;

• не манипулировать людьми;

• быть требовательным, но не оскорблять достоинство;

• проявлять воспитанность и хорошие манеры. Навыки и способности эффективно управлять. На эф­фективность управления оказывают влияние:

• способность управлять собой;

• упор на постоянный личный рост;

• способность принимать непопулярные, но оправдан­ные по ситуации решения;

• навыки и упорство в решении проблемы;

• способность влиять на окружающих;

• способность обучать и развивать навыки подчиненных. Ограничения саморазвития менеджера. Среди таких

недостатков отметим следующие:

• неумение управлять собой;

• нечеткие личные цели и ценности;

• недостаточность навыков в решении проблемы; • недостаток творческого потенциала;

• неумение влиять на людей, обучать их;

• недопонимание особенностей и процессов управления.

Современная экономическая жизнь характеризуется на­растанием и усложнением происходящих в ней процессов и проблем, постоянной борьбой за рынки сбыта, ресурсы и прибыльность, проблемами использования наемных рабо­чих, стрессами и неопределенностью в работе организаций, «вымыванием» традиционных ценностей. Поэтому требова­ния к современному менеджеру растут. От него требуется способность эффективно управлять собой и своим временем, прояснять свои личные ценности и собственные цели, под­держивать собственный рост и развитие, быстро и эффек­тивно решать проблемы, гибко реагировать на изменения ситуации, использовать современные управленческие при­емы и подходы в отношении своих подчиненных, создавать и совершенствовать группы людей, способные быстро ста­новиться изобретательными и результативными в работе.

В американских школах бизнеса кандидат на получе­ние сертификата менеджера должен продемонстрировать свою компетентность в следующих областях:

• понимание природы управленческих процессов, зна­ние основных организационных структур, функцио­нальных обязанностей и стиля работы менеджера;

• четкое представление об ответственности менеджера, распределение ответственности по уровням управления;

• способы повышения эффективности управления;

• знание информационной технологии и средств ком­муникации, необходимое для управления персоналом, умение письменно и устно выражать свои мысли;

• компетентность в управлении людьми, отборе и под­готовке специалистов, способность к лидерству и нормализации рабочих и личных взаимоотношений сре­ди подчиненных;

• знание особенностей взаимоотношений между фир­мой и клиентами;

• способность кандидата управлять ресурсами;

• способность планировать и прогнозировать деятельность фирмы с использованием средств вычислитель­ной техники;

• способность к самоконтролю и самооценке собствен­ной деятельности, умение делать выводы и повышать квалификацию, исходя из настоящих требований и ожидаемых изменений в будущем,

Типы и виды менеджмента

Работа менеджеров охватывает разные сферы деятель­ности организаций и различные процессы, протекающие внутри них. Это служит основанием и для выделения раз­личных типов менеджмента. Рассмотрим эти типы.

Организационный менеджмент. В его рамках решают­ся задачи создания организации, формирования структуры и системы управления ею, разрабатываются инструкции и т.п. Это создает условия для нормального функциониро­вания организации, решения стоящих перед ней задач.

Стратегический менеджмент. В его рамках ставятся долгосрочные цели организации, определяются основные пути их достижения. Тем самым организации обеспечива­ется ее будущее.

Текущее управление. Оно связано с постановкой кон­кретных задач, координацией процесса их решения, обеспе­чением его необходимыми ресурсами, контролем и оцен­кой достигнутых результатов, поощрением и наказанием

исполнителей.

Текущее и перспективное управление имеет несколь­ко объектов, среди которых производство, материально-техническое снабжение и сбыт, инновации, маркетинг, кад­ры, финансы, эккаутинг. В связи с этим выделяется про­изводственный менеджмент, управление материально-техническим снабжением и сбытом, инновационный ме­неджмент, менеджмент маркетинга, менеджмент персо­нала, финансовый менеджмент, управление эккаутингом (процессом сбора, обработки и анализом данных о работе организации, сравнением их с результатами деятельности других организаций с целью своевременного выявления проблем и обеспечения полного использования имеюще­гося потенциала).

В настоящее время в научный оборот входит термин «стратегический, глобальный менеджмент», обозначающий процессы управления в транснациональных компаниях; интенсивно развиваются инновационный, экологический и антикризисный менеджмент.

Управление предпринимательской фирмой предполагает разграничение функциональных видов менеджмента. Для осуществления деятельности предпринимательской фирмы

необходимо:

— организовать процесс производства товара;

— обеспечить финансирование;

— организовать постоянное обеспечение сырьем, мате­риалами, средствами производства;

— управлять персоналом;

— организовать взаимодействие с внешней средой. Каждый из этих видов менеджмента имеет свое содер­жание. Дадим краткую характеристику функциональных

видов менеджмента.

Управление производством. Это управление объекта­ми или процессами, которые производят товары или пре­доставляют услуги.

Управление производством и услугами является клю­чевой функцией общего управления предприятием. Оно обеспечивает согласованность между операциями (процес­сами) и осуществляет планирование, координацию, конт­роль процесса преобразования ресурсов организации в ко­нечный продукт.

В российских условиях перед управлением производ­ством стоят такие задачи:

— оптимальная организация производственных процессов;

— выбор для производства в своей фирме максимально ^востребованной на рынке продукции;

— внедрение инноваций;

— жесткий контроль качества. При принятии управленческих решений необходимо учитывать, что ключевыми факторами спроса на товары и услуги являются качество, надежность, цена товара, ско­рость и надежность поставки.

Управление производством осуществляется на основе плана изготовления продукции на период.

Управление финансами (финансовый менеджмент). Это управление финансовыми потоками в целях наиболее эффективного использования капитала и получения макси­мальной прибыли. Цель получения финансовых средств и эффективное их использование может быть достигнута за счет эффективного финансового менеджмента и финансо­вого планирования (бюджетирования). Финансовое плани­рование предполагает разработку финансового плана, ко­торый включает:

— план доходов и расходов;

— расчет точки безубыточности;

— прогноз движения наличности.

Задача плана доходов и расходов — показать, как будет формироваться и изменяться прибыль предприятия. Исполь­зуя план, можно установить, приносит ли фирме прибыль тот или иной товар, спрогнозировать финансовое положе­ние предприятия на заданный период.

Безубыточность бизнеса — это уровень производства или реализации, при котором финансовые поступления от про­дажи товаров (услуг) равняются издержкам, понесенным предприятием при производстве и реализации.

Точка безубыточности — это минимальный объем сбыта, при котором нет ни убытка, ни прибыли. Уровень безубыточ­ности — величина подвижная, она зависит от изменения цены изделия и затрат на его изготовление. Для повышения уровня безубыточности необходимо интенсифицировать потребление ресурсов, жестко регламентировать затраты на производство, использование в производстве новой технологии и техники, улучшать и модернизировать производимые товары.

Важным вопросом управления финансами является пла­нирование и управление движением наличности, сущность которого в том, чтобы предвидеть возможный недостаток денежных средств и своевременно принять меры.

Для успешного ведения бизнеса большое значение имеет анализ финансового состояния фирмы. Он включает ана­лиз рентабельности, финансовой устойчивости, скорости оборота капитала, окупаемости вложенных средств.

Финансовая устойчивость предполагает, что предприятие:

— может погасить все текущие долги после получения денег от покупателей и заказчиков;

— в состоянии погасить будущие обязательства на ос­нове ожидаемого дохода из вырученных средств;

—- имеет достаточные средства для вложения в основ­ной капитал;

— имеет средства для покрытия непредвиденных рас­ходов.

Современные требования к менеджменту выдвигают необходимость раскрытия информации о себе для потен­циальных инвесторов, для акционеров. Инвесторов интере­суют результаты финансовой и операционной деятельнос­ти, прогнозируемые факторы риска, сведения об инвести­циях в другие компании.

Менеджмент персонала. Это целенаправленная деятель­ность руководства фирмы, включающая разработку кадро­вой политики и решений по управлению персоналом на предприятии.

Сущность управления человеческими ресурсами состо­ит в том, что люди рассматриваются как достояние компа­нии, добытое в конкурентной борьбе, которое нужно раз­вивать и укреплять наравне с другими ресурсами для дос­тижения стратегических целей компании.

Управлять персоналом— значит осуществлять практичес­кие мероприятия, с помощью которых руководитель побуж­дает работников к действию в целях достижения результатов.

От качества решений в системе подбора, обучения, фор­мирования работоспособных групп, оценки результатов работы персонала, мотивации, материального поощрения работников во многом зависят экономические результаты деятельности любой организации. В любой фирме, даже самой маленькой, есть бухгал­тер, секретарь, сотрудники. Поэтому следует формировать коллектив, причем состоящий не просто из набора отдель­ных специалистов, а из дееспособных слаженных групп. Работа в этом направлении включает в себя:

1) оценку потребностей и определение критериев под­бора кадров;

2) подбор кадров и прием на работу;

3) обучение персонала;

4) руководство и оценку качества работы персонала.

К. Мацусита — глава одноименной компании и теоре­тик менеджмента говорил следующее: «Мацусито дэнки» производит людей, а заодно и электротовары».

Логистика. В Древнем Риме логистика обозначала правило распределения продовольствия. Сегодня логистика —

это наука о планировании, контроле, управлении достав­кой, складированием, перемещением материальных пото­ков в процессе доставки, переработки и доведения готовой продукции до потребителя. Промышленная логистика обес­печивает производство нужного товара в нужное время при минимальных издержках. Цель управления логистикой — обеспечить выпуск продукции в соответствии с производ­ственным заказом по качеству и времени. При управлении логистикой менеджеры осуществляют управление и конт­роль точности и срока поставки, готовности к поставке, гибкости предприятия, качества поставки, логического цикла. Поясним эти термины:

1) точность поставки — оценка соблюдения поставщиком согласованных сроков поставки сырья и материалов;

2) готовность к поставке — способность поставщика выполнить заявку в согласованное время;

3) гибкость предприятия — готовность оперативно вы­полнить вносимые клиентом изменения в ранее оформ­ленный заказ;

4) качество поставки — доля заказов, выполненных без нарушения согласованных требований заказчика;

5) логический цикл — интервал между оформлени­ем заказа и поставкой продукции.

Объектом управления в логистике являются материалы (сырье, материалы, топливо, энергия, полуфабрикаты).

По этапам производственно-сбытового процесса разли­чают логистику снабжения, производства, транспортную, складскую.

Логистика снабжения обеспечивает оформление, учет и передачу заказа на материалы. При этом решаются зада­чи уменьшения средств в запасах, минимизирования рас­ходов на доставку, обеспечения своевременности доставки.

Основными параметрами логистики производства яв­ляются:

1) время процесса производства (от поступления заказа до вручения готовой продукции покупателю);

2) время изготовления продукции (от поступления ма­териалов в производство до передачи готовой продук­ции на склад).

Исходные положения менеджмента

Принципы менеджмента

Беда, конечно, не в нехватке принципов: если бы вслед за провозглашением сразу наступало их господ­ство, у нас повсюду было бы уже самое лучшее управ­ление, какое только можно себе представить.

Анри Файоль

Несмотря на большое разнообразие типов и видов ме­неджмента, им присущи общие основы, исходные положе­ния и правила. Они называются принципами менеджмен­та. Итак, принципы менеджмента — основополагающие идеи и правила поведения руководителей по осуществле­нию своих управленческих функций. Эти принципы — от­ражение объективных закономерностей практики управле­ния. Они определяют требования к конкретной системе, структуре и организации менеджмента. В соответствии с этими требованиями образуются органы управления, уста­навливаются взаимоотношения между его уровнями, меж­ду организациями и государством, применяются те или иные методы управления.

Ведущий принцип менеджмента— оптимальное соче­тание централизации и децентрализации управления. Его применение на практике означает, что за высшим уровнем управления закрепляются вопросы стратегического харак­тера, а за низовыми звеньями — оперативное управление. Реализация этого принципа решает проблему оптимально­го распределения полномочий при принятии управленчес­ких решений.

Из этого основного принципа вытекают и другие: • принцип умелого использования единоначалия и кол­легиальности в управлении означает, что каждый ра­ботник строго отвечает за свой участок работы, за принятие им на своем уровне решения. Всю полно­ту ответственности за работу организации несет одно лицо — управляющий, директор, президент корпо­рации. В то же время к выработке управленческих решений привлекаются руководители разного уров­ня и разных подразделений, а также исполнители конкретных решений. Этим обеспечивается объектив­ность, большая обоснованность принимаемых реше­ний;

• принцип научной обоснованности управления означа­ет, что управление должно осуществляться на основе применения науки;

• принцип плановости означает, что деятельность орга­низации, как текущая, так и перспективная, должна планироваться;

• принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности, т.е. работник должен нести ответственность только за те задачи, которые попадают в сферу предоставленных ему полномочий (прав принимать ре-

• принцип демократизации управления. В современной экономике исполнители обладают высоким профес­сионализмом, образованием и квалификацией, а так­же общей культурой и потребностью участвовать в управлении производством. Привлечение персонала к управлению организацией есть реализация данного

принципа.

Не следует полагать, что принципы есть некая догма. Экономическая жизнь общества не стоит на месте, она ме­няется, а вместе с изменением реалий хозяйствования пре­терпевают изменения и правила управления.

Так, на рубеже XIX—XX вв. основатель школы научно­го менеджмента Ф. Тейлор сформулировал четыре прин­ципа управления индивидуальным трудом рабочих:

• научный подход к выполнению каждого элемента ра­боты;

• научный подход к подбору, обучению и тренировке

рабочего;

• кооперация с рабочим;

• разделение ответственности за результаты между ме­неджерами и рабочими.

Основатель классической административной школы уп­равления А. Файоль в книге «Общее и промышленное уп­равление», опубликованной в 1916 г., перечислил следую­щие четырнадцать принципов управления:

1. Разделение труда.

2. Власть.

3. Дисциплина.

4. Единство командования.

5. Единство руководства.

6. Подчинение индивидуальных интересов общему инте­ресу. 7. Вознаграждение.

8. Централизация.

9. Скалярная цепь (линия власти).

10. Порядок.

11. Равенство.

12. Устойчивость должностей личного состава:

13. Инициатива.

14. Честь мундира.

Принципы управления 90-х годов нацеливают внима­ние на социальный аспект управления: менеджмент направ­лен на человека, на то, чтобы усилия людей сделать более эффективными. К концу XX века практика выработала свои принципы:

• динамизм формирования и развития инноваций;

• целенаправленная активация деятельности людей, ин­новационной предприимчивости;

• гуманизация процессов труда;

• ориентация менеджмента не на процессы деятельно­сти, а на конечные результаты;

• самоконтроль качества труда, продуктов и процессов деятельности в системе менеджмента;

• качество работы и продукции обеспечивается прин­ципом добровольности, саморазвития и взаимораз­вития, групповой деятельности, деловой активности, массового новаторства и творческого поиска;

• эффективность менеджмента обеспечивается соеди­нением воедино факторов производства: капитала, ин­формации, материалов, людей и организаций, самым главным из которых является человек;

• человек не только средство для достижения цели, он сам — цель менеджмента. 1.9.2. МЕТОДЫ МЕНЕДЖМЕНТА

Под методами понимают совокупность приемов и спо­собов воздействия на объект управления для достижения поставленных организацией целей.

Все методы менеджмента можно разбить на 4 группы:

• организационно-административные;

• экономические;

• социальные;

• психологические.

К организационно-административным методам отно­сятся: прямое административное указание, дисциплина, нормы, взыскания, поощрения. Эти методы базируются на отношениях власти и подчинения. Эффективное админист­рирование предполагает четкое определение функций, струк­туры, прав и обязанностей, положения о подразделениях организации, трудовую дисциплину, компетенцию руково­дителей и специалистов.

На практике административные методы реализуются в виде конкретных безвариантных заданий исполнителям, об­ладающим минимальной самостоятельностью при выпол­нении этих задач. Невыполнение распоряжений влечет за собой определенное взыскание (наказание).

В России переход к рыночным отношениям сопровож­дается снижением дисциплины; нередки случаи безответ­ственности и безнаказанности ряда руководителей и испол­нителей. В деле оздоровления российской экономики свою роль должны сыграть наряду с другими методами управ­ления и организационно-административные.

Административные методы еще называют методами властной мотивации. Они ориентированы на прямое при­нуждение людей к определенному поведению и достиже­нию заданной результативности, поощряют исполнитель­ность. Между тем, учитывая особенности рыночной эконо­мики и содержание современных принципов менеджмен­та, следует ориентировать работников на безграничный рост результативности и инициативу. Административные методы эту инициативу сковывают, и в этом проявляется их ограниченный характер.

В условиях рынка особую роль играют экономические методы. Они, в отличие от административных, предпола­гают не прямое, а косвенное воздействие на объект управ­ления и базируются на непосредственной зависимости ма­териальной обеспеченности человека от результатов его дея­тельности. Их конкретными формами являются: хозрасчет, ценообразование, финансирование, предоставление эконо­мической самостоятельности в распоряжении фондами, при­былью, заработной платой.

На сегодняшний день в России в использовании эко­номических методов существует множество проблем. Как правило, преобладают материальные поощрения и штраф­ные санкции. Но материальное стимулирование в виде пре­мий не всегда соответствует личному вкладу работника, так как фонды ограничены и распределение премий часто происходит согласно окладу. В настоящее время отсутству­ет научная и апробированная методика определения сти­мулов в зависимости от характера, объемов, сложности труда работников, а также сопоставления стимулов работ­ников различных категорий. Денежные штрафные санк­ции в виде снижения премий часто не охватывают важ­нейших кадровых аспектов, которые оказывают непосред­ственное влияние на результаты труда. Имеются в виду ухудшение психологического климата коллектива, низкий уровень профессионализма, непродуманные кадровые пе­ремещения.

Экономические методы управления адекватны рыноч­ной экономике, однако и они не носят универсального ха­рактера. Особенно это отчетливо проявляется в условиях развитого рынка и высокого экономического благосостоя­ния населения. Социологические исследования показыва­ют, что для многих людей, живущих на Западе, деньги уже не являются главным стимулом работы. Как же тогда про­будить их творческую активность? Через использование социальных и психологических методов, которые начали формироваться еще в 20-х годах XX столетия.

Рассмотрим подробнее социальные методы. Способно­сти людей наиболее полно могут реализоваться, а произво­дительность их труда резко повысится, если создан про­изводственный коллектив, где существует творческая об­становка, здоровый социально-психологический климат, взаимопомощь, подчинение установленному порядку. Ис­пользование социальных методов означает создание рав­ных возможностей для всех членов коллектива (вне зави­симости от их должности и прочих заслуг) при получении различных социальных благ; организация и проведение со­циального планирования и регулирования, направленные на улучшение условий труда и отдыха членов трудового коллектива, повышение их производственной активности. Конкретно это происходит через обмен опытом, распрост­ранение починов, новаторство, воспитание, убеждение, про­ведение различных праздников, торжественных вечеров, конкурсов и т.д.

Наиболее сложны по своему содержанию психологи­ческие методы управления. Они основаны на глубоком познании психологической природы человека, структуры его потребностей. Здесь без помощи науки руководителю не обойтись, ибо законы поведения человека скрыты от непосредственного наблюдения. Чтобы применять эти ме­тоды, надо знать психологические особенности отдельных работников, социально-психологические особенности от­дельных групп и коллективов.

Важнейшие из психологических методов — это методы психологического побуждения (мотивации), профессиональ­ного отбора, ориентации и обучения. Реализация этих ме­тодов заключается в периодической оценке профессиональ­ной пригодности, психологического климата и удовлетво­ренности трудом в коллективе, в воспитании, персональ­ном психологическом консультировании работников и во многом другом. В заключение вопроса о методах менеджмента отметим, что в работе менеджера важным является не только эффек­тивное использование того или иного метода, а их согласо­вание между собой, комплексное использование всех групп методов.

1.10. Модели национального менеджмента и особенности подготовки менеджеров

В каждой стране бизнес, а следовательно, и менеджмент имеет свое «национальное лицо», свои отличительные осо­бенности, во многом продиктованные психологией народа и его национальными традициями.

В переходных к рынку условиях модель российского ме­неджмента только формируется, поэтому изучение опыта управления, его достижений в других странах необходимо и полезно.

Модели национального менеджмента — японского, се­вероамериканского, западноевропейского, латиноамерикан­ского — в условиях интернационализации экономических связей «сближаются», постепенно теряют свою специфику, а теоретики и практики менеджмента разных стран взаим­но обогащаются идеями, наиболее продуктивными метода­ми руководства, формами и средствами управления. Ин­теграция России с мировой экономикой обусловливает обо­гащение отечественной модели управления рациональны­ми элементами моделей менеджмента развитых стран. Конечно, при этом следует учитывать специфику социаль­но-экономического развития России, а также психологичес­кие особенности россиян.

Здесь мы остановимся на различиях японского и севе­роамериканского менеджмента.

Японская модель сформировалась под влиянием двух факторов:

• творческого освоения зарубежного опыта в области организации и управления;

• последовательного сохранения национальных тради­ций.

Японский менеджмент определяется следующими чер­тами японского характера:

• трудолюбием;

• эмоциональной сдержанностью;

• дипломатичностью;

• бережливостью;

• восприимчивостью к новому.

«Хороший человек — работающий человек» — эта мысль веками внушалась японцу. В повседневной напряженной работе заключается истинный образ жизни японской на­ции, а всему миру известно качество японских товаров.

Еще в 60-е годы в Японии были проведены исследова­ния, показавшие, что наличие брака — свидетельство низ­кого уровня менеджмента.

В эти годы на предприятиях Японии стала внедряться комплексная система управления качеством в рамках фир­мы. Японский метод предусматривал всеобщее участие в управлении качеством. С этой целью было организовано постоянное и целеустремленное обучение всех категорий работающих и стало развиваться движение кружков каче­ства. В начале 70-х годов кружки качества получили широ­кое распространение и им приписывают обеспечение пре­обладания японцев на мировых рынках.

Кружки качества — это группы рабочих, которые изу­чают различные методы и приемы контроля качества. Кру­жок состоит из руководителя (им может быть бригадир, мастер или толковый рабочий) и подчиненных рабочих. Темы, выбираемые кружком, не ограничиваются качеством продукции. Изучаются проблемы сокращения издержек производства, эксплуатации оборудования, безопасности труда, промышленного загрязнения. Кружки функциони­руют в нерабочее время. В этих кружках участники делятся опытом, обсуждают стоящие перед ними проблемы и помогают друг другу найти правильные решения. На за­седаниях происходит свободное общение, царит академи­ческий дух, и они становятся местом для взаимного раз­вития. Это благотворно влияет на появление новых идей, повышаются техническая грамотность и квалификация ра­бочих, они приобщаются к управлению и решению произ­водственных вопросов, укрепляя положение фирмы на рынке.

Такая практика используется повсеместно, начиная с та­ких гигантов, как фирма «Тоёта», и кончая мелкими пред­приятиями.

Кружки качества есть выражение характерной для япон­цев черты — «группизма», или приверженности к коллек­тивным формам организации труда. Эта черта проявляется в исключительной преданности фирме, ее делам. Группо­вые традиции имеют в Японии глубокие исторические кор­ни, уходящие в XV век с его феодализмом и общинным сознанием. В японском сознании первая община (группа), по законам которой ребенок приучается жить — это семья. С ней необходимо находиться в гармонии: быть ей предан­ным, почитать родителей. А семья в свою очередь окружа­ет человека любовью и заботой. Эти семейные отношения проецируются на японские фирмы. Предприятие для япон­ца подобно родному дому. Даже общаясь между собой, японцы в разговоре об организации, где они работают, упот­ребляют слово «ути» — дом, семья.

Японец не может воспринимать себя вне коллектива, членом которого он является. Поведение каждого члена группы прежде всего ориентировано на то, чтобы «вписать­ся» в действия. Самым ценным качеством считается уме­ние во главу угла ставить интересы группы и быть ей по­лезным. Очень ценятся умение ладить с людьми, лояль­ность, дипломатичность.

Прием на работу представляется как благодеяние для работника, и он таким образом оказывается как бы в долгуша полученное благо (работу). Испытывая преданность по отношению к фирме и имея уважаемое членство в группе, японец оплачивает этот долг своим трудом.

Продвижение по службе на японских фирмах происхо­дит прежде всего в зависимости от возраста и стажа, а по­том уже учитываются все остальные качества работника.

Отличительной чертой управления японскими фирма­ми является использование системы «пожизненного най­ма» работников. Имеет место «семейный найм», когда на работу принимаются родственники кадровых работников; найм по рекомендации, когда за нового работника поруча­ется сотрудник фирмы и за свою рекомендацию он несет ответственность.

Процесс принятия решений на японских фирмах проис­ходит по методу «увязки корней». До утверждения высшим руководством фирмы решение обсуждается с каждым ру­ководителем нижестоящих уровней. Это может быть дли­тельным процессом, но после всех согласований и увязываний оно выполняется очень быстро.

Главный лозунг японского бизнеса— нововведения. Внедрение нововведений производится скорее эволюцион­ным путем: устаревшие технологии, производства не раз­рушаются, а как бы «встраиваются» в новые возникающие системы. Японцы — прекрасные имитаторы. Они склонны к заимствованию новых идей в других странах, но внедря­ют эти идеи блестяще и часто лучше,, чем на родине этих идей. Безусловно, японское производство создает и соб­ственные нововведения.

В подготовке менеджеров приоритет отдается компа­ниям, которые разрабатывают собственные программы подготовки, а университеты выполняют общеобразователь­ную функцию. Руководителей готовят сами фирмы на ос­нове концепции «обучения посредством опыта», планомер­но перемещая их по разным должностям. Это позволяет познать специфику различных аспектов бизнеса и доско­нально изучить свою фирму. На японских фирмах учатся все — от рабочих до президента, старшие учат младших. Только к 35 годам сотрудник имеет шанс получить руко­водящую должность. Причем при выдвижении учитыва­ется наличие у кандидата целостного представления об организации, в которой он работает, общее развитие кан­дидата, наличие у него потенциальных возможностей стать руководителем не узкого, а широкого профиля.

«Чудо Японии», о котором так много говорят в мире, конкурентоспособность японской экономики, ее лидиру­ющие позиции, высокие темпы экономического роста имеют под собой прочные основания. Это отсутствие в течение многих лет существенно важных расходов, изну­рительная напряженная работа на протяжении десятиле­тий перед выходом в лидеры, низкие темпы роста реаль­ных доходов трудящихся по сравнению с темпами накоп­ления; активное вмешательство государства в экономичес­кую жизнь, национальные особенности и традиции и др. Несомненно, положительную роль сыграл и японский менеджмент.

А теперь — о североамериканском менеджменте. На­циональные особенности американцев, влияющие на их деловую активность, следующие:

• способность бороться до конца, утверждая свое пре­восходство и жизнеспособность;

• подчеркивание своей исключительности в этом мире, даже бого-избранности;

• борьба за лидерство и готовность к позитивным из­менениям;

•энергичность, активность.

Эти качества укрепляются в связи с обостряющейся на мировом рынке конкуренции со стороны Японии и новых индустриальных стран (Южной Кореи, Гонконга, Синга­пура).

Демократичность американского управления — чис­то внешняя. В организационной деятельности американ­ских фирм присутствует жесткая дисциплина, беспрекословность подчинения, единоначалие, хотя консультанты менеджмента призывают к «смягчению нравов», к либе­рализации в управлении. В процветающих американских фирмах проявляются как растущие формы демократии, так и элементы авторитаризма. В IBM, которая обладает в настоящее время всеми признаками бюрократической системы, усиливаются демократические тенденции. Ком­панией сформулированы принципы управления, основан­ные на доверии между руководителями и подчиненны­ми. Ее концепция основана на трех столпах веры: уваже­ние к личности, внимание к клиенту, высокое качество работы.

Американские менеджеры традиционно ориентирова­ны на индивидуальные ценности и результаты. Управле­ние в американских фирмах базируется на механизме ин­дивидуальной ответственности, оценке индивидуальных результатов. Ответственность каждого работника четко оп­ределена, а каждый руководитель лично отвечает за вы­полнение директивно установленных показателей.

Подбор кадров осуществляется по таким критериям, как образование, практический опыт работы, психологическая совместимость. Ориентация делается на узкую специали­зацию менеджеров, инженеров, ученых.

Процесс принятия управленческих решений осуществ­ляется, как правило, отдельными лицами, которые несут персональную ответственность за их реализацию.

Система подготовки менеджеров в США является трех­ступенчатой. Проучившись четыре года в университете или колле<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 3804; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.239.50 (0.017 с.)