Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Модель современного менеджераСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Для того чтобы успешно реализовывать свои профессиональные функции, менеджер должен: • обладать определенными знаниями и умениями; • иметь соответствующие личные качества; • руководствоваться этическими нормами; • иметь навыки и способности эффективно управлять; • преодолевать ограничения саморазвития. Это составляющие модели менеджера. Рассмотрим каждую из них в отдельности. Знания и умения менеджера. Во всем мире современный менеджер воспринимается как эффективный, инновационный руководитель. А для этого он должен знать закономерности функционирования рыночной экономики, теорию и практику современного менеджмента, формы и методы мотивации людей, теорию организации и методы моделирования организационных структур хозяйствования, методы комплексного анализа результатов деятельности организации. Менеджер должен знать действующее законодательство и основы правового регулирования менеджмента в различных отраслях народного хозяйства и его сферах. Менеджер должен уметь нестандартно мыслить, находить необходимые решения в условиях высокой степени риска; осуществлять бизнес-проектирование, разрабатывать, корректировать и реализовывать бизнес-план; осуществлять маркетинговые исследования, прогнозировать развитие организации с учетом потребностей рынка; уметь владеть собой. Личные качества менеджера. Среди них такие: • широкий кругозор; • профессионализм и творческий подход к работе; • инициативность, изобретательность; • уверенность в себе, целеустремленность; • коммуникабельность, стремление работать в коллективе и с коллективом; • самообладание, стрессоустойчивость; • психологическая способность влиять на людей; • ответственность, Моральная надежность; • внутренняя потребность к саморазвитию; • вера в свои способности и успех. Этические нормы менеджера. Слово «этика» в переводе с греческого означает привычку, обычай, правила поведения. Этика имеет дело с принципами, определяющими правильное и неправильное поведение. Этика подразделяется на теоретическую (философскую) и практическую (или нормативную). Практическая этика обосновывает нравственные принципы, идеалы, нормы. На этические нормы менеджера оказывают влияние два рода факторов: факторы, связанные с корпорацией (традиции корпорации, школы менеджмента, устав и положения компании, законодательство), и факторы, связанные с обществом (традиции страны, материальная и духовная культура общества, общественное мнение, чисто человеческие этические нормы). Менеджер в своей деятельности руководствуется общепринятыми правилами и нормами: • следовать методам честной конкуренции; • не использовать «грязные деньги»; • выполнять данные обещания и следовать сказанному слову; • не манипулировать людьми; • быть требовательным, но не оскорблять достоинство; • проявлять воспитанность и хорошие манеры. Навыки и способности эффективно управлять. На эффективность управления оказывают влияние: • способность управлять собой; • упор на постоянный личный рост; • способность принимать непопулярные, но оправданные по ситуации решения; • навыки и упорство в решении проблемы; • способность влиять на окружающих; • способность обучать и развивать навыки подчиненных. Ограничения саморазвития менеджера. Среди таких недостатков отметим следующие: • неумение управлять собой; • нечеткие личные цели и ценности; • недостаточность навыков в решении проблемы; • недостаток творческого потенциала; • неумение влиять на людей, обучать их; • недопонимание особенностей и процессов управления. Современная экономическая жизнь характеризуется нарастанием и усложнением происходящих в ней процессов и проблем, постоянной борьбой за рынки сбыта, ресурсы и прибыльность, проблемами использования наемных рабочих, стрессами и неопределенностью в работе организаций, «вымыванием» традиционных ценностей. Поэтому требования к современному менеджеру растут. От него требуется способность эффективно управлять собой и своим временем, прояснять свои личные ценности и собственные цели, поддерживать собственный рост и развитие, быстро и эффективно решать проблемы, гибко реагировать на изменения ситуации, использовать современные управленческие приемы и подходы в отношении своих подчиненных, создавать и совершенствовать группы людей, способные быстро становиться изобретательными и результативными в работе. В американских школах бизнеса кандидат на получение сертификата менеджера должен продемонстрировать свою компетентность в следующих областях: • понимание природы управленческих процессов, знание основных организационных структур, функциональных обязанностей и стиля работы менеджера; • четкое представление об ответственности менеджера, распределение ответственности по уровням управления; • способы повышения эффективности управления; • знание информационной технологии и средств коммуникации, необходимое для управления персоналом, умение письменно и устно выражать свои мысли; • компетентность в управлении людьми, отборе и подготовке специалистов, способность к лидерству и нормализации рабочих и личных взаимоотношений среди подчиненных; • знание особенностей взаимоотношений между фирмой и клиентами; • способность кандидата управлять ресурсами; • способность планировать и прогнозировать деятельность фирмы с использованием средств вычислительной техники; • способность к самоконтролю и самооценке собственной деятельности, умение делать выводы и повышать квалификацию, исходя из настоящих требований и ожидаемых изменений в будущем, Типы и виды менеджмента Работа менеджеров охватывает разные сферы деятельности организаций и различные процессы, протекающие внутри них. Это служит основанием и для выделения различных типов менеджмента. Рассмотрим эти типы. Организационный менеджмент. В его рамках решаются задачи создания организации, формирования структуры и системы управления ею, разрабатываются инструкции и т.п. Это создает условия для нормального функционирования организации, решения стоящих перед ней задач. Стратегический менеджмент. В его рамках ставятся долгосрочные цели организации, определяются основные пути их достижения. Тем самым организации обеспечивается ее будущее. Текущее управление. Оно связано с постановкой конкретных задач, координацией процесса их решения, обеспечением его необходимыми ресурсами, контролем и оценкой достигнутых результатов, поощрением и наказанием исполнителей. Текущее и перспективное управление имеет несколько объектов, среди которых производство, материально-техническое снабжение и сбыт, инновации, маркетинг, кадры, финансы, эккаутинг. В связи с этим выделяется производственный менеджмент, управление материально-техническим снабжением и сбытом, инновационный менеджмент, менеджмент маркетинга, менеджмент персонала, финансовый менеджмент, управление эккаутингом (процессом сбора, обработки и анализом данных о работе организации, сравнением их с результатами деятельности других организаций с целью своевременного выявления проблем и обеспечения полного использования имеющегося потенциала). В настоящее время в научный оборот входит термин «стратегический, глобальный менеджмент», обозначающий процессы управления в транснациональных компаниях; интенсивно развиваются инновационный, экологический и антикризисный менеджмент. Управление предпринимательской фирмой предполагает разграничение функциональных видов менеджмента. Для осуществления деятельности предпринимательской фирмы необходимо: — организовать процесс производства товара; — обеспечить финансирование; — организовать постоянное обеспечение сырьем, материалами, средствами производства; — управлять персоналом; — организовать взаимодействие с внешней средой. Каждый из этих видов менеджмента имеет свое содержание. Дадим краткую характеристику функциональных видов менеджмента. Управление производством. Это управление объектами или процессами, которые производят товары или предоставляют услуги. Управление производством и услугами является ключевой функцией общего управления предприятием. Оно обеспечивает согласованность между операциями (процессами) и осуществляет планирование, координацию, контроль процесса преобразования ресурсов организации в конечный продукт. В российских условиях перед управлением производством стоят такие задачи: — оптимальная организация производственных процессов; — выбор для производства в своей фирме максимально ^востребованной на рынке продукции; — внедрение инноваций; — жесткий контроль качества. При принятии управленческих решений необходимо учитывать, что ключевыми факторами спроса на товары и услуги являются качество, надежность, цена товара, скорость и надежность поставки. Управление производством осуществляется на основе плана изготовления продукции на период. Управление финансами (финансовый менеджмент). Это управление финансовыми потоками в целях наиболее эффективного использования капитала и получения максимальной прибыли. Цель получения финансовых средств и эффективное их использование может быть достигнута за счет эффективного финансового менеджмента и финансового планирования (бюджетирования). Финансовое планирование предполагает разработку финансового плана, который включает: — план доходов и расходов; — расчет точки безубыточности; — прогноз движения наличности. Задача плана доходов и расходов — показать, как будет формироваться и изменяться прибыль предприятия. Используя план, можно установить, приносит ли фирме прибыль тот или иной товар, спрогнозировать финансовое положение предприятия на заданный период. Безубыточность бизнеса — это уровень производства или реализации, при котором финансовые поступления от продажи товаров (услуг) равняются издержкам, понесенным предприятием при производстве и реализации. Точка безубыточности — это минимальный объем сбыта, при котором нет ни убытка, ни прибыли. Уровень безубыточности — величина подвижная, она зависит от изменения цены изделия и затрат на его изготовление. Для повышения уровня безубыточности необходимо интенсифицировать потребление ресурсов, жестко регламентировать затраты на производство, использование в производстве новой технологии и техники, улучшать и модернизировать производимые товары. Важным вопросом управления финансами является планирование и управление движением наличности, сущность которого в том, чтобы предвидеть возможный недостаток денежных средств и своевременно принять меры. Для успешного ведения бизнеса большое значение имеет анализ финансового состояния фирмы. Он включает анализ рентабельности, финансовой устойчивости, скорости оборота капитала, окупаемости вложенных средств. Финансовая устойчивость предполагает, что предприятие: — может погасить все текущие долги после получения денег от покупателей и заказчиков; — в состоянии погасить будущие обязательства на основе ожидаемого дохода из вырученных средств; —- имеет достаточные средства для вложения в основной капитал; — имеет средства для покрытия непредвиденных расходов. Современные требования к менеджменту выдвигают необходимость раскрытия информации о себе для потенциальных инвесторов, для акционеров. Инвесторов интересуют результаты финансовой и операционной деятельности, прогнозируемые факторы риска, сведения об инвестициях в другие компании. Менеджмент персонала. Это целенаправленная деятельность руководства фирмы, включающая разработку кадровой политики и решений по управлению персоналом на предприятии. Сущность управления человеческими ресурсами состоит в том, что люди рассматриваются как достояние компании, добытое в конкурентной борьбе, которое нужно развивать и укреплять наравне с другими ресурсами для достижения стратегических целей компании. Управлять персоналом— значит осуществлять практические мероприятия, с помощью которых руководитель побуждает работников к действию в целях достижения результатов. От качества решений в системе подбора, обучения, формирования работоспособных групп, оценки результатов работы персонала, мотивации, материального поощрения работников во многом зависят экономические результаты деятельности любой организации. В любой фирме, даже самой маленькой, есть бухгалтер, секретарь, сотрудники. Поэтому следует формировать коллектив, причем состоящий не просто из набора отдельных специалистов, а из дееспособных слаженных групп. Работа в этом направлении включает в себя: 1) оценку потребностей и определение критериев подбора кадров; 2) подбор кадров и прием на работу; 3) обучение персонала; 4) руководство и оценку качества работы персонала. К. Мацусита — глава одноименной компании и теоретик менеджмента говорил следующее: «Мацусито дэнки» производит людей, а заодно и электротовары». Логистика. В Древнем Риме логистика обозначала правило распределения продовольствия. Сегодня логистика — это наука о планировании, контроле, управлении доставкой, складированием, перемещением материальных потоков в процессе доставки, переработки и доведения готовой продукции до потребителя. Промышленная логистика обеспечивает производство нужного товара в нужное время при минимальных издержках. Цель управления логистикой — обеспечить выпуск продукции в соответствии с производственным заказом по качеству и времени. При управлении логистикой менеджеры осуществляют управление и контроль точности и срока поставки, готовности к поставке, гибкости предприятия, качества поставки, логического цикла. Поясним эти термины: 1) точность поставки — оценка соблюдения поставщиком согласованных сроков поставки сырья и материалов; 2) готовность к поставке — способность поставщика выполнить заявку в согласованное время; 3) гибкость предприятия — готовность оперативно выполнить вносимые клиентом изменения в ранее оформленный заказ; 4) качество поставки — доля заказов, выполненных без нарушения согласованных требований заказчика; 5) логический цикл — интервал между оформлением заказа и поставкой продукции. Объектом управления в логистике являются материалы (сырье, материалы, топливо, энергия, полуфабрикаты). По этапам производственно-сбытового процесса различают логистику снабжения, производства, транспортную, складскую. Логистика снабжения обеспечивает оформление, учет и передачу заказа на материалы. При этом решаются задачи уменьшения средств в запасах, минимизирования расходов на доставку, обеспечения своевременности доставки. Основными параметрами логистики производства являются: 1) время процесса производства (от поступления заказа до вручения готовой продукции покупателю); 2) время изготовления продукции (от поступления материалов в производство до передачи готовой продукции на склад). Исходные положения менеджмента Принципы менеджмента Беда, конечно, не в нехватке принципов: если бы вслед за провозглашением сразу наступало их господство, у нас повсюду было бы уже самое лучшее управление, какое только можно себе представить. Анри Файоль Несмотря на большое разнообразие типов и видов менеджмента, им присущи общие основы, исходные положения и правила. Они называются принципами менеджмента. Итак, принципы менеджмента — основополагающие идеи и правила поведения руководителей по осуществлению своих управленческих функций. Эти принципы — отражение объективных закономерностей практики управления. Они определяют требования к конкретной системе, структуре и организации менеджмента. В соответствии с этими требованиями образуются органы управления, устанавливаются взаимоотношения между его уровнями, между организациями и государством, применяются те или иные методы управления. Ведущий принцип менеджмента— оптимальное сочетание централизации и децентрализации управления. Его применение на практике означает, что за высшим уровнем управления закрепляются вопросы стратегического характера, а за низовыми звеньями — оперативное управление. Реализация этого принципа решает проблему оптимального распределения полномочий при принятии управленческих решений. Из этого основного принципа вытекают и другие: • принцип умелого использования единоначалия и коллегиальности в управлении означает, что каждый работник строго отвечает за свой участок работы, за принятие им на своем уровне решения. Всю полноту ответственности за работу организации несет одно лицо — управляющий, директор, президент корпорации. В то же время к выработке управленческих решений привлекаются руководители разного уровня и разных подразделений, а также исполнители конкретных решений. Этим обеспечивается объективность, большая обоснованность принимаемых решений; • принцип научной обоснованности управления означает, что управление должно осуществляться на основе применения науки; • принцип плановости означает, что деятельность организации, как текущая, так и перспективная, должна планироваться; • принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности, т.е. работник должен нести ответственность только за те задачи, которые попадают в сферу предоставленных ему полномочий (прав принимать ре- • принцип демократизации управления. В современной экономике исполнители обладают высоким профессионализмом, образованием и квалификацией, а также общей культурой и потребностью участвовать в управлении производством. Привлечение персонала к управлению организацией есть реализация данного принципа. Не следует полагать, что принципы есть некая догма. Экономическая жизнь общества не стоит на месте, она меняется, а вместе с изменением реалий хозяйствования претерпевают изменения и правила управления. Так, на рубеже XIX—XX вв. основатель школы научного менеджмента Ф. Тейлор сформулировал четыре принципа управления индивидуальным трудом рабочих: • научный подход к выполнению каждого элемента работы; • научный подход к подбору, обучению и тренировке рабочего; • кооперация с рабочим; • разделение ответственности за результаты между менеджерами и рабочими. Основатель классической административной школы управления А. Файоль в книге «Общее и промышленное управление», опубликованной в 1916 г., перечислил следующие четырнадцать принципов управления: 1. Разделение труда. 2. Власть. 3. Дисциплина. 4. Единство командования. 5. Единство руководства. 6. Подчинение индивидуальных интересов общему интересу. 7. Вознаграждение. 8. Централизация. 9. Скалярная цепь (линия власти). 10. Порядок. 11. Равенство. 12. Устойчивость должностей личного состава: 13. Инициатива. 14. Честь мундира. Принципы управления 90-х годов нацеливают внимание на социальный аспект управления: менеджмент направлен на человека, на то, чтобы усилия людей сделать более эффективными. К концу XX века практика выработала свои принципы: • динамизм формирования и развития инноваций; • целенаправленная активация деятельности людей, инновационной предприимчивости; • гуманизация процессов труда; • ориентация менеджмента не на процессы деятельности, а на конечные результаты; • самоконтроль качества труда, продуктов и процессов деятельности в системе менеджмента; • качество работы и продукции обеспечивается принципом добровольности, саморазвития и взаиморазвития, групповой деятельности, деловой активности, массового новаторства и творческого поиска; • эффективность менеджмента обеспечивается соединением воедино факторов производства: капитала, информации, материалов, людей и организаций, самым главным из которых является человек; • человек не только средство для достижения цели, он сам — цель менеджмента. 1.9.2. МЕТОДЫ МЕНЕДЖМЕНТА Под методами понимают совокупность приемов и способов воздействия на объект управления для достижения поставленных организацией целей. Все методы менеджмента можно разбить на 4 группы: • организационно-административные; • экономические; • социальные; • психологические. К организационно-административным методам относятся: прямое административное указание, дисциплина, нормы, взыскания, поощрения. Эти методы базируются на отношениях власти и подчинения. Эффективное администрирование предполагает четкое определение функций, структуры, прав и обязанностей, положения о подразделениях организации, трудовую дисциплину, компетенцию руководителей и специалистов. На практике административные методы реализуются в виде конкретных безвариантных заданий исполнителям, обладающим минимальной самостоятельностью при выполнении этих задач. Невыполнение распоряжений влечет за собой определенное взыскание (наказание). В России переход к рыночным отношениям сопровождается снижением дисциплины; нередки случаи безответственности и безнаказанности ряда руководителей и исполнителей. В деле оздоровления российской экономики свою роль должны сыграть наряду с другими методами управления и организационно-административные. Административные методы еще называют методами властной мотивации. Они ориентированы на прямое принуждение людей к определенному поведению и достижению заданной результативности, поощряют исполнительность. Между тем, учитывая особенности рыночной экономики и содержание современных принципов менеджмента, следует ориентировать работников на безграничный рост результативности и инициативу. Административные методы эту инициативу сковывают, и в этом проявляется их ограниченный характер. В условиях рынка особую роль играют экономические методы. Они, в отличие от административных, предполагают не прямое, а косвенное воздействие на объект управления и базируются на непосредственной зависимости материальной обеспеченности человека от результатов его деятельности. Их конкретными формами являются: хозрасчет, ценообразование, финансирование, предоставление экономической самостоятельности в распоряжении фондами, прибылью, заработной платой. На сегодняшний день в России в использовании экономических методов существует множество проблем. Как правило, преобладают материальные поощрения и штрафные санкции. Но материальное стимулирование в виде премий не всегда соответствует личному вкладу работника, так как фонды ограничены и распределение премий часто происходит согласно окладу. В настоящее время отсутствует научная и апробированная методика определения стимулов в зависимости от характера, объемов, сложности труда работников, а также сопоставления стимулов работников различных категорий. Денежные штрафные санкции в виде снижения премий часто не охватывают важнейших кадровых аспектов, которые оказывают непосредственное влияние на результаты труда. Имеются в виду ухудшение психологического климата коллектива, низкий уровень профессионализма, непродуманные кадровые перемещения. Экономические методы управления адекватны рыночной экономике, однако и они не носят универсального характера. Особенно это отчетливо проявляется в условиях развитого рынка и высокого экономического благосостояния населения. Социологические исследования показывают, что для многих людей, живущих на Западе, деньги уже не являются главным стимулом работы. Как же тогда пробудить их творческую активность? Через использование социальных и психологических методов, которые начали формироваться еще в 20-х годах XX столетия. Рассмотрим подробнее социальные методы. Способности людей наиболее полно могут реализоваться, а производительность их труда резко повысится, если создан производственный коллектив, где существует творческая обстановка, здоровый социально-психологический климат, взаимопомощь, подчинение установленному порядку. Использование социальных методов означает создание равных возможностей для всех членов коллектива (вне зависимости от их должности и прочих заслуг) при получении различных социальных благ; организация и проведение социального планирования и регулирования, направленные на улучшение условий труда и отдыха членов трудового коллектива, повышение их производственной активности. Конкретно это происходит через обмен опытом, распространение починов, новаторство, воспитание, убеждение, проведение различных праздников, торжественных вечеров, конкурсов и т.д. Наиболее сложны по своему содержанию психологические методы управления. Они основаны на глубоком познании психологической природы человека, структуры его потребностей. Здесь без помощи науки руководителю не обойтись, ибо законы поведения человека скрыты от непосредственного наблюдения. Чтобы применять эти методы, надо знать психологические особенности отдельных работников, социально-психологические особенности отдельных групп и коллективов. Важнейшие из психологических методов — это методы психологического побуждения (мотивации), профессионального отбора, ориентации и обучения. Реализация этих методов заключается в периодической оценке профессиональной пригодности, психологического климата и удовлетворенности трудом в коллективе, в воспитании, персональном психологическом консультировании работников и во многом другом. В заключение вопроса о методах менеджмента отметим, что в работе менеджера важным является не только эффективное использование того или иного метода, а их согласование между собой, комплексное использование всех групп методов. 1.10. Модели национального менеджмента и особенности подготовки менеджеров В каждой стране бизнес, а следовательно, и менеджмент имеет свое «национальное лицо», свои отличительные особенности, во многом продиктованные психологией народа и его национальными традициями. В переходных к рынку условиях модель российского менеджмента только формируется, поэтому изучение опыта управления, его достижений в других странах необходимо и полезно. Модели национального менеджмента — японского, североамериканского, западноевропейского, латиноамериканского — в условиях интернационализации экономических связей «сближаются», постепенно теряют свою специфику, а теоретики и практики менеджмента разных стран взаимно обогащаются идеями, наиболее продуктивными методами руководства, формами и средствами управления. Интеграция России с мировой экономикой обусловливает обогащение отечественной модели управления рациональными элементами моделей менеджмента развитых стран. Конечно, при этом следует учитывать специфику социально-экономического развития России, а также психологические особенности россиян. Здесь мы остановимся на различиях японского и североамериканского менеджмента. Японская модель сформировалась под влиянием двух факторов: • творческого освоения зарубежного опыта в области организации и управления; • последовательного сохранения национальных традиций. Японский менеджмент определяется следующими чертами японского характера: • трудолюбием; • эмоциональной сдержанностью; • дипломатичностью; • бережливостью; • восприимчивостью к новому. «Хороший человек — работающий человек» — эта мысль веками внушалась японцу. В повседневной напряженной работе заключается истинный образ жизни японской нации, а всему миру известно качество японских товаров. Еще в 60-е годы в Японии были проведены исследования, показавшие, что наличие брака — свидетельство низкого уровня менеджмента. В эти годы на предприятиях Японии стала внедряться комплексная система управления качеством в рамках фирмы. Японский метод предусматривал всеобщее участие в управлении качеством. С этой целью было организовано постоянное и целеустремленное обучение всех категорий работающих и стало развиваться движение кружков качества. В начале 70-х годов кружки качества получили широкое распространение и им приписывают обеспечение преобладания японцев на мировых рынках. Кружки качества — это группы рабочих, которые изучают различные методы и приемы контроля качества. Кружок состоит из руководителя (им может быть бригадир, мастер или толковый рабочий) и подчиненных рабочих. Темы, выбираемые кружком, не ограничиваются качеством продукции. Изучаются проблемы сокращения издержек производства, эксплуатации оборудования, безопасности труда, промышленного загрязнения. Кружки функционируют в нерабочее время. В этих кружках участники делятся опытом, обсуждают стоящие перед ними проблемы и помогают друг другу найти правильные решения. На заседаниях происходит свободное общение, царит академический дух, и они становятся местом для взаимного развития. Это благотворно влияет на появление новых идей, повышаются техническая грамотность и квалификация рабочих, они приобщаются к управлению и решению производственных вопросов, укрепляя положение фирмы на рынке. Такая практика используется повсеместно, начиная с таких гигантов, как фирма «Тоёта», и кончая мелкими предприятиями. Кружки качества есть выражение характерной для японцев черты — «группизма», или приверженности к коллективным формам организации труда. Эта черта проявляется в исключительной преданности фирме, ее делам. Групповые традиции имеют в Японии глубокие исторические корни, уходящие в XV век с его феодализмом и общинным сознанием. В японском сознании первая община (группа), по законам которой ребенок приучается жить — это семья. С ней необходимо находиться в гармонии: быть ей преданным, почитать родителей. А семья в свою очередь окружает человека любовью и заботой. Эти семейные отношения проецируются на японские фирмы. Предприятие для японца подобно родному дому. Даже общаясь между собой, японцы в разговоре об организации, где они работают, употребляют слово «ути» — дом, семья. Японец не может воспринимать себя вне коллектива, членом которого он является. Поведение каждого члена группы прежде всего ориентировано на то, чтобы «вписаться» в действия. Самым ценным качеством считается умение во главу угла ставить интересы группы и быть ей полезным. Очень ценятся умение ладить с людьми, лояльность, дипломатичность. Прием на работу представляется как благодеяние для работника, и он таким образом оказывается как бы в долгуша полученное благо (работу). Испытывая преданность по отношению к фирме и имея уважаемое членство в группе, японец оплачивает этот долг своим трудом. Продвижение по службе на японских фирмах происходит прежде всего в зависимости от возраста и стажа, а потом уже учитываются все остальные качества работника. Отличительной чертой управления японскими фирмами является использование системы «пожизненного найма» работников. Имеет место «семейный найм», когда на работу принимаются родственники кадровых работников; найм по рекомендации, когда за нового работника поручается сотрудник фирмы и за свою рекомендацию он несет ответственность. Процесс принятия решений на японских фирмах происходит по методу «увязки корней». До утверждения высшим руководством фирмы решение обсуждается с каждым руководителем нижестоящих уровней. Это может быть длительным процессом, но после всех согласований и увязываний оно выполняется очень быстро. Главный лозунг японского бизнеса— нововведения. Внедрение нововведений производится скорее эволюционным путем: устаревшие технологии, производства не разрушаются, а как бы «встраиваются» в новые возникающие системы. Японцы — прекрасные имитаторы. Они склонны к заимствованию новых идей в других странах, но внедряют эти идеи блестяще и часто лучше,, чем на родине этих идей. Безусловно, японское производство создает и собственные нововведения. В подготовке менеджеров приоритет отдается компаниям, которые разрабатывают собственные программы подготовки, а университеты выполняют общеобразовательную функцию. Руководителей готовят сами фирмы на основе концепции «обучения посредством опыта», планомерно перемещая их по разным должностям. Это позволяет познать специфику различных аспектов бизнеса и досконально изучить свою фирму. На японских фирмах учатся все — от рабочих до президента, старшие учат младших. Только к 35 годам сотрудник имеет шанс получить руководящую должность. Причем при выдвижении учитывается наличие у кандидата целостного представления об организации, в которой он работает, общее развитие кандидата, наличие у него потенциальных возможностей стать руководителем не узкого, а широкого профиля. «Чудо Японии», о котором так много говорят в мире, конкурентоспособность японской экономики, ее лидирующие позиции, высокие темпы экономического роста имеют под собой прочные основания. Это отсутствие в течение многих лет существенно важных расходов, изнурительная напряженная работа на протяжении десятилетий перед выходом в лидеры, низкие темпы роста реальных доходов трудящихся по сравнению с темпами накопления; активное вмешательство государства в экономическую жизнь, национальные особенности и традиции и др. Несомненно, положительную роль сыграл и японский менеджмент. А теперь — о североамериканском менеджменте. Национальные особенности американцев, влияющие на их деловую активность, следующие: • способность бороться до конца, утверждая свое превосходство и жизнеспособность; • подчеркивание своей исключительности в этом мире, даже бого-избранности; • борьба за лидерство и готовность к позитивным изменениям; •энергичность, активность. Эти качества укрепляются в связи с обостряющейся на мировом рынке конкуренции со стороны Японии и новых индустриальных стран (Южной Кореи, Гонконга, Сингапура). Демократичность американского управления — чисто внешняя. В организационной деятельности американских фирм присутствует жесткая дисциплина, беспрекословность подчинения, единоначалие, хотя консультанты менеджмента призывают к «смягчению нравов», к либерализации в управлении. В процветающих американских фирмах проявляются как растущие формы демократии, так и элементы авторитаризма. В IBM, которая обладает в настоящее время всеми признаками бюрократической системы, усиливаются демократические тенденции. Компанией сформулированы принципы управления, основанные на доверии между руководителями и подчиненными. Ее концепция основана на трех столпах веры: уважение к личности, внимание к клиенту, высокое качество работы. Американские менеджеры традиционно ориентированы на индивидуальные ценности и результаты. Управление в американских фирмах базируется на механизме индивидуальной ответственности, оценке индивидуальных результатов. Ответственность каждого работника четко определена, а каждый руководитель лично отвечает за выполнение директивно установленных показателей. Подбор кадров осуществляется по таким критериям, как образование, практический опыт работы, психологическая совместимость. Ориентация делается на узкую специализацию менеджеров, инженеров, ученых. Процесс принятия управленческих решений осуществляется, как правило, отдельными лицами, которые несут персональную ответственность за их реализацию. Система подготовки менеджеров в США является трехступенчатой. Проучившись четыре года в университете или колле<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 3804; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.239.50 (0.017 с.) |