Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Другие направления и подходыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Итак, мы назвали три основные школы: 1. Научное управление. 2. Административное управление. Взаимосвязь этих школ — то, что создает высокоэффективные методы управления. С дальнейшим развитием общества необходимость конкретного использования управления становилась все более очевидной, увеличивалось и число теорий и подходов к управлению, каждый из которых имеет свою ценность и вносит свой вклад в общую теорию и практику менеджмента. Менеджер, осуществляя управленческую функцию, использует в своей работе самые разные подходы, подобно тому, как художник при написании картины использует многообразие красок. Наиболее известными подходами являются: 1. Подход с точки зрения поведения человека. 2. Количественный подход (наука управления). 3. Системный подход. 4. Ситуационный подход. Временные рамки основных направлений показаны в таблице. Скажем несколько слов о каждом из названных направлений. Подход с точки зрения поведения человека получил развитие вместе с такими науками, как психология и социология. Начало этому направлению положил Ч. Барнард, который в 1938 году опубликовал работу «Функции администратора». Среди наиболее поздних исследователей можно назвать К. Аджириеа, Т. Дайкерта, Ф. Герцберга, А. Маслоу. Это направление берет свои истоки из известного направления в психологии ~ бихевиоризма — (поведение, наука о поведении) с его схемой «стимул —> реакция»: определенное поведение есть реакция на определенный стимул. Перенос этой схемы на управление означает, что эффективная работа — это положительная реакция на хорошее вознаграждение (материальное или моральное), выступающее как стимул. Основной целью школа поведенческих наук ставила повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Большое внимание исследователи этой школы придавали налаживанию межличностных отношений. Задачу менеджмента видели в создании условий, способствующих развитию актуальных способностей человека, обеспечении активного подключения рабочих к задачам организации. Значительные изменения происходили в экономической жизни общества послевоенного периода. Влияние научно-технической революции, начавшейся в середине 50-х годов, было огромно: активно формируются рыночно-предпринимательские структуры, развитие производства в сфере потребительских товаров и услуг ведет в невиданному ранее росту числа средних и малых организаций, работающих на свои сравнительно небольшие группы потребителей. Менеджмент же в те годы был прежде всего ориентирован на управление крупными корпорациями. Новые экономические условия потребовали новых систем управления, которые бы учитывали динамизм рынка и позволяли быстро и гибко приспосабливаться к его изменениям. Но и крупнейшие корпорации в условиях ожесточенной конкурентной борьбы в послевоенный период нуждались в методах оптимизации принимаемых ими решений и сохранения сложных организационных отношений между всеми составными частями организации. Количественный и системный подходы — известный отклик на эти проблемы. В рамках количественного подхода, использующего математику, статистику, инженерные науки, стали исследоваться операционные проблемы организации и разрабатываться математические модели. Развитие компьютеров позволило исследователям операций конструировать модели возрастающей сложности, приближать модель к реальности и упрощать решение сложнейших проблем управления запасами, массового обслуживания и др. Системный подход положил начало новому способу мышления по отношению к организации и управлению. Организация стала пониматься как система — некая целостность, состоящая из взаимозависимых частей» каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого; все части взаимосвязаны. Организация — открытая система, т.е. она взаимодействует с внешней средой, которая в значительной степени определяет выживаемость организации. Эволюция управленческой мысли в 20 веке Сама теория систем еще не говорит руководителям, какие именно элементы организации как системы особенно важны, а также не определяет, что в окружающей среде влияет на управление и результат деятельности организации. Это определяет ситуационный подход, который является логическим продолжением теории систем. В центре этого подхода конкретная ситуация, т.е. набор обстоятельств, с которыми сталкивается организация в процессе своего функционирования. Управление этой ситуацией осуществляется путем выделения наиболее важных в конкретных обстоятельствах переменных. Ситуационный подход не есть набор предписываемых руководств. Это так же, как и системный подход, скорее способ мышления, нацеливающий на доскональный анализ ситуации, применение различных методик и концепций к различным конкретным ситуациям. Главный тезве сторонников ситуационною подхода к менеджменту toi, что «лучшего способа» управления, пригодного во всех ситуациях, не существует. 2.5. Современная система взглядов на менеджмент Современный менеджмент вбирает в себя достижения различных подходов, продолжает пополняться новыми знаниями. В §(Ve годы в центре внимания оказались проблемы культуры организации. Значение организационной культуры как сильного инструмента управления возросло. Исследования доказали» что главный потенциал прогрессивных изменений заложен в самом человеке, в его сознании и культуре. А культурные стереотипы поведения человека организации оказывают непосредственное воздействие на конечные результаты производственной деятельности, В 90-е годы на первое место вышли разработки по лидерству. С ним организации связывают свои будущие надежды. Ряд вопросов ставит перед теорией и практикой управления международный менеджмент, в связи с чем рассматриваются вопросы определения общих (универсальных) и специфических форм и методов управления, приспособления к национальной местной среде и ряд других. Основные моменты современной системы взглядов на менеджмент следующие: • организация — это открытая система; • успех зависит от того, насколько удачна фирма «вписывается» во внешнюю среду и приспосабливается к ее изменениям; • фирме должно быть присуще постоянное обновление, приспособление к внешним факторам (главный из них — потребитель); • ставка делается на человека само реализующегося. Отсюда необходимость внимания к таким факторам, как организационная культура, различные формы демократизации управления; • признание социальной ответственности менеджмента как перед обществом в целом, так и веред отдельными людьми, работающими в организации; • ориентация на новую социальную группу — когнитариат, мощь которого основывается на знании и использовании интеллекта, а не мускульной силы. Новая система взглядов на управление известна как «тихая управленческая революция», ибо она не разрушает сложившиеся системы и методы менеджмента, а дополняя их, постепенно приспосабливает к новым условиям. Представляется, что менеджмент в XXI веке будет развиваться по следующим основным направлениям: 1. Рациональное сочетание рынка и государственного регулирования. 2. Широкое использование стратегического планирования и управления в деятельности организаций. 3. Постоянная корректировка целей организации как реакция на изменения внешней среды. 4. Достижение стратегических и оперативных целей организации за счет оптимального распределения материальных, трудовых и финансовых ресурсов по основным направлениям деятельности организации. 5. Разработка новых методов и приемов управления, позволяющих организации более гибко адаптироваться к изменениям внешней среды. 6. Резкое повышение уровня квалификации и искусства менеджеров в управлении организацией. 7. Использование в практике управления оптимальных решений, выбранных на основе тщательного анализа альтернативных вариантов решения проблемы. 8. Совершенствование структур управления большей децентрализацией функций. 9. Постоянная забота о повышении квалификации работников организации. 10. Максимальное использование инноваций, экономико-математических методов, ЭВМ. 11. Развитие информационных систем, широкое использование глобальных информационных сетей (Интернет и ДР-)- 12. Привлечение сотрудников к управлению организацией. Контрольные вопросы 1. Что вам известно об истории возникновения и развития управленческих идей? 2. Кто является родоначальником менеджмента? Каковы его основные идеи? 3. На чем, согласно Ф. Тейлору, должно основываться установление расценок? 4. В чем заключается концепция А. Файоля? 5. Какие положения школы научного менеджмента до сих пор используются при управлении организацией? 6. В чем суть школы «человеческих отношений»? 7. Какой вклад внесли в теорию менеджмента школа «человеческих отношений» и школа «поведенческих наук»? 8. В чем особенности системного подхода к управлению? 9. В чем отличие ситуационного подхода от остальных научных школ и направлений? 10. Что общего в теории системного и ситуационного подходов? 11. Каковы главные черты современной системы взглядов на управление? 12. Какие проблемы разрабатываются в теории менеджмента в современный период?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 652; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.206.141 (0.008 с.) |