Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Внешняя среда и ее воздействие на организациюСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Организация может добиться успеха, только взаимодействуя с внешней средой. В экономической литературе в качестве внешней среды приводятся обычно от 7 до 12 факторов. Есть и двадцати факторная модель внешней среды, которая представлена следующими факторами: 1. Поставщики материальных ресурсов. 2. Поставщики технологий, техники. 3. Поставщики персонала. 4. Поставщики финансов. 5. Профсоюзы. 6. Общеэкономические факторы. 7. Политические факторы. 8. Международные факторы. 9. Государственные органы управления. 10. Налоговая система. 11. Социальные факторы. 12. Факторы образования. 13. Национальные факторы. 14. Региональные факторы. 15. Конкуренты. 16. Конкурентная среда. 17. Научно-технический прогресс. 18. Культурные факторы. 19. Барьеры входа в рынок. 20. Покупатель. Факторы внешней среды влияют на деятельность фирмы, и организация должна быть в состоянии эффективно реагировать и приспосабливаться к изменениям среды, чтобы выживать и достигать поставленных целей. Различают среду прямого воздействия и среду косвенного воздействия. Среда прямого воздействия — факторы, непосредственно влияющие на деятельность организации. Это поставщики ресурсов, потребители, конкуренты, законы и государственные учреждения. Среда косвенного воздействия представлена факторами, которые могут не оказывать непосредственного влияния на организацию, но сказываются на ее деятельности, и фирма их учитывает, планируя свое будущее. Это состояние экономики, научно-технический прогресс, социально-культурные и политические изменения, события в других странах и др. Внешняя среда характеризуется сложностью, подвижностью и неопределенностью. Сложность внешней среды определяется числом факторов, на которые организация обязана реагировать, а также вариантностью фактора. Например, организация, использующая всего несколько исходных материалов и ведущая дела всего с несколькими фирмами своей страны, находится в менее сложных условиях, чем та, у которой технологии требуют множества самых разнообразных ресурсов, получаемых от многочисленных поставщиков, а сама фирма имеет филиалы за границей. Скорость происходящих в окружающей среде изменений определяет ее подвижность. С развитием рыночной экономики подвижность нарастает. Наиболее быстрые изменения наблюдаются в электронике, фармацевтике, химической промышленности, производстве компьютеров, в сфере коммуникаций. В этих отраслях за счет частых научных открытий происходит обновление технологий, возникают новые фирмы, выпускающие новейшие виды товаров, что обостряет конкурентную борьбу. Учитывая сложность функционирования в условиях высокоподвижной среды, организация должна опираться на разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные управленческие решения. Если информации недостаточно или менеджер сомневается в ее достоверности или точности, то в этом случае среда становится более неопределенной, чем когда имеется высоконадежная информация в достаточном объеме. Таким образом, неопределенность внешней среды зависит от качества информации и ее достоверности. Принятие решений усложняется с ростом неопределенности. Остановимся на некоторых факторах внешней среды. Поставщики. Все виды ресурсов организация получает через поставщиков. Работа поставщиков, выполнение ими своих обязательств оказывает прямое воздействие на ритмичность производственного процесса, объема выпуска, прибыль и, следовательно, улучшение позиций в конкурентной борьбе. В России агрессивным фактором являются «поставщики материальных ресурсов». Распад СССР сопровождался ликвидацией поставщиков для целых отраслей промышленности России. Сегодня' эти проблемы преодолены, но каждый менеджер должен осознавать необходимость ведения картотеки поставщиков материальных ресурсов. Нужно постоянно анализировать цены, условия поставки, возможности поставщиков и использовать згу информацию при принятии решений о поставщиках материальных ресурсов. Важный фактор — «поставщики технологий, техники». Отсутствие финансовых ресурсов у российских предприятий, неблагоприятное положение в машиностроительном комплексе часто приводят к тому, что российские фирмы вынуждены закупать не самое передовое оборудование, что снижает конкурентоспособность фирм. Фактор «поставщики персонала» может оказать существенное влияние на состав кадров на фирме и уровень их подготовки. Необходимых работников можно набрать по объявлению, можно воспользоваться услугами службы занятости и специализированных компаний, возможен вариант привлечения на более выгодных условиях квалифицированных кадров. Реально можно использовать деньги службы занятости для подготовки и переподготовки кадров. Все это требует хорошего знания состояния рынка труда и прогнозов его развития. Потребители — фактор наиболее подвижный. В условиях насыщенного рынка вкусы и запросы их стремительно меняются. Фирмы должны хорошо знать своих потребителей, анализировать причины, вызывающие те или иные изменения их поведения (изменения в доходах, семейном положении, численности и т.д.). Сегодня важно формировать, создавать покупателя, управлять его вкусами и потребностями. Факторы «образовательный», «культурный» — важнейшие в формировании стратегии фирм по отношению к покупателю. Часто продукция-новинка появляется на рынке и сталкивается с неподготовленным покупателем. Барьеры входа серьезно тормозили продвижение таких товаров, как очистители воздуха, новейшие виды бытовой техники. В фирме «IBM» наблюдалась следующая проблема. Долгое время фирма не имела по политическим мотивам возможности поставлять компьютеры в Россию. Сегодня эта проблема решена. Филиал фирмы «IBM: Европа-Азия» проводил и сегодня проводит в странах СНГ следующую работу: • создание учебно-консультационных центров «IBM»;» использование широкого спектра презентаций; • развернутая работа с вузами — поставщиками будущих пользователей, покупателей продукции «IBM»; • агрессивная реклама. Скажем еще о важнейшем факторе — «государственные органы управления». Сегодня не знать законов и норм государственного регулирования, действующих и готовящихся законов, системы налогов, акцизов, пошлин и пр. — равносильно проигрышу, финансовым потерям, потере рынка. В международном бизнесе среда наиболее сложна. Организации приходится считаться с социокультурными, экономическими, политическими факторами, законодательством, государственным регулированием. Анализ факторов международной среды — трудная задача. Вот пример, показывающий, как важно изучать и учитывать культурные различия потребителей разных стран. В свое время американская фирма «Кэмпбелл суп», пытаясь проникнуть на бразильский рынок, столкнулась с проблемами. Когда выяснилось, что реальный сбыт растворимых супов сильно отличается от прогнозируемого, собрала дополнительную информацию. Углубленное интервьюирование показало, что бразильские хозяйки теряют ощущение хранительниц домашнего очага, если все, что от них требуется при варке супа, — налить воды в кастрюлю. Итак, организация — это открытая система, зависящая от взаимообмена ресурсов и результатов деятельности с внешним миром. Руководитель должен учитывать внешнее окружение и его изменения для того, чтобы адаптировать внутреннюю среду к этим изменениям. Изменения каких-либо внешних факторов неизбежно будут требовать внесения изменений во внутренней среде. Внешняя среда организации представлена на схеме 4. Ключевые термины и понятия Взаимозависимость факторов внешней среды — сила, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Взаимосвязь внутренних переменных — влияние изменений одной из них на все другие. Внутренние переменные — ситуационные факторы внутри организации (цели, структура, задачи, технология, люди). Задача — предписанная работа, которая должны быть выполнена установленным способом и в установленные сроки. Мотив - осознанное побуждение, обусловливающее действие для удовлетворения какой-либо потребности человека. Неопределенность внешней среды — функция имеющегося по конкретному фактору количества информации и уверенность в достоверности этой информации. Подвижность внешней среды — скорость, с которой в среде происходят изменения. Потребность личности — переживание человеком нужды в чем-либо, вызывающее необходимость действовать определенным образом. Сложность внешней среды — число и разнообразие факторов, на которые организация вынуждена реагировать. Статус личности — положение личности в группе, обществе. Структура — логическое соотношение уровней управления и функциональных областей, построенных в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации. Сфера контроля — число лиц, которые подчиняются непосредственно данному руководителю. Темперамент — природные свойства, определяющие динамику психической деятельности человека. Технология — средства преобразования сырья в искомые продукты и услуги. Характер — устойчивая индивидуальная совокупность особенностей личности, приводящая к типичному для данной личности поведению в определенных ситуациях. Цель — конкретное конечное состояние или искомый результат, которого стремится добиться группа.
Схема 4 Внешняя среда организма Контрольные вопросы и задания 1. Какие основные переменные в организации следует учитывать руководству? 2. Почему руководство обязано осознавать взаимосвязь внутренних переменных? 3. Каковы компоненты социотехнической системы? 4. Какова взаимосвязь между задачами и технологией? 5. Каковы отношения между следующими понятиями: цели, задачи и люди? 6. Что такое сфера контроля? 7. Какие профессиональные и личные качества работника определяют поведение человека в организации? 8. Чем характер отличается от темперамента? 9. Следует ли менеджеру учитывать психологические особенности работников? Дайте пояснения. 10. Каково различие между средой прямого воздействия и средой косвенного воздействия? 11. Определите характеристики внешней среды. 12. Почему руководству следует оценивать влияние изменений общего состояния экономики на деятельность организации? 13. Какие, по вашему мнению, внешние факторы будут благоприятствовать привлечению иностранных фирм на российский рынок? 14. Внимательно рассмотрите картинки, на которых изображена реакция людей с различным темпераментом на смятую шляпу. Сможете ли вы определить, у кого из них какой тип темперамента? 15. Попробуйте определить, людей с каким темпераментом целесообразно выбрать для занятия следующих вакантных должностей в организации: • торговый представитель; • главный бухгалтер; • главный конструктор; • начальник отдела кадров; • заведующий архивом; • начальник цеха. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ Определите свой темперамент. Из четырех предложенных под каждым номером утверждений выберите наиболее вам свойственное: 1. а) неусидчивы; б) веселы и жизнерадостны; в) спокойны и хладнокровны; г) стеснительны и застенчивы. 2. а) невыдержанны и вспыльчивы; б) энергичны и деловиты; в) последовательны и обстоятельны; г) теряетесь в новой обстановке. 3. а) нетерпеливы; б) не доводите начатое дело до конца; в) осторожны и рассудительны; г) затрудняетесь установить контакт с новыми людьми. 4. а) резки и прямолинейны в отношениях с людьми; б) склонны переоценивать себя; в) умеете ждать; г) не верите в свои силы. 5. а) решительны и инициативны; б) способны быстро схватывать новое; в) молчаливы и не любите попусту болтать; г) легко переносите одиночество. 6. а) упрямы; б) неустойчивы в интересах и склонностях; в) обладаете спокойной, ровной речью, с остановками; г) чувствуете подавленность и растерянность при неудачах. 7. а) находчивы в споре; б) легко переживаете неудачи и неприятности; в) сдержанны и терпеливы; г) склонны уходить в себя. 8. а) склонны к риску; б) легко приспосабливаетесь к разным обстоятельствам; в) доводите начатое дело до конца; г) быстро утомляетесь. 9. а) работаете рывками; б) с увлечением беретесь за любое новое дело;, в) не растрачиваете попусту сил; г) обладаете слабой тихой речью, иногда снижающейся. 10. а) незлопамятны и боязливы; б) быстро остываете, если что-то перестает вас интересовать; в) строго придерживаетесь выработанного распорядка дня, системы в работе; Г) невольно приспосабливаетесь к характеру собеседника. 11. а) обладаете быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями речью; б) быстро включаетесь в новую работу и быстро переключаетесь на другую; в) легко сдерживаете порыв; г) впечатлительны до слезливости. 12. а) неуравновешенны и склонны к горячности; б) тяготитесь однообразием будничной- кропотливой работы; в) маловосприимчивы к одобрению или порицанию; г) предъявляете высокие требования к себе и окружающим. 13. а) бываете агрессивным забиякой; б) общительны и отзывчивы, не чувствуете скованности; в) незлобивы, проявляете снисходительное отношение к колкостям в свой адрес; г) склонны к подозрительности, мнительны. 14. а) терпимы к недостаткам; б) выносливы и работоспособны; в) постоянны в своих интересах; г) болезненно чувствительны и ранимы. 15. а) обладаете выразительной мимикой; б) обладаете громкой, быстрой отчетливой речью, сопровождающейся живыми жестами и выразительной мимикой; в) медленно включаетесь в работу и переключаетесь с одного дела на другое; г) чрезмерно обидчивы. 16. а) способны быстро действовать и решать; б) сохраняете самообладание в неожиданной и сложной обстановке; в) ровны в отношениях со всеми; г) скрытны и необщительны. 17. а) неустанно стремитесь к новому; б) обладаете всегда бодрым настроением; в) любите аккуратность во всем; г) малоактивны и робки. 18. а) обладаете резкими порывистыми движениями; б) быстро засыпаете и пробуждаетесь; в) с трудом приспосабливаетесь к новой обстановке; г) безропотны, покорны. 19. а) несобранны, проявляете поспешность в решениях; б) настойчивы в достижении поставленной цели; в) инертны, малоподвижны, вялы; г) стремитесь вызвать сочувствие и помощь других. 20. а) склонны к резким сменам настроения; б) склонны иногда скользить по поверхности, отвлекаться; в) обладаете выдержкой; г) чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию. Подсчитайте, сколько раз вы набрали «а», сколько «б», сколько «в» и «г». Умножьте каждую из 4,сумм на 5. Например: Вы набрали вариант «а» 6 раз * 5 = 30; вариант «б» 3 раза * 5 = 15; вариант «в» 10 раз * 5 = 50; вариант «г» 1 раз * 5 = 5. Таким образом, вы получили процентное содержание ответов; в нашем примере — варианта «а» — 30 %, варианта «б» — 15 %, варианта «в» — 50 %, варианта «г» — 5 %. Чтобы проверить себя, подсчитайте, в сумме должно получиться 100 %. Четыре варианта ответов соответствуют четырем типам темперамента: «а» — холерический тип темперамента; «б» — тип сангвиника; «в» — тип флегматика; «г» — тип меланхолика. Если процентное содержание какого-либо темперамента составляет 40 % — этот тип доминирует (в примере флегматический — 50 %); 30—35 % — этот тип темперамента ярко выражен; 20—29 % — качество достаточно выражено и надо учитывать; 20 % — слабо выражено; 10 % — не в счет.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 939; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.165.234 (0.01 с.) |