Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бизнес-среда и оценка предпринимательского климата.

Поиск

Основное содержание бизнес-среды

Под внешней средой бизнеса понимаются все условия и факторы окружающей среды, которые воздействуют на функционирование предприятия (фирмы) и требуют его соответствующего реагирования. На практике не существует ни одного предприятия, которое бы не имело внешнего окружения (внешней среды) и не находилось бы с ним в состоянии постоянного взаимодействия. Бизнес как открытая система нуждается в регулярном получении из внешней среды исходных продуктов для обеспечения своей деятельности (ресурсов, энергии, кадров и т. д.). В то же время оно отдаст во внешнюю среду производимые блага. Влияние внешнего окружения на
деятельность предприятия настольно существенно и значимо, что как только разрываются связи с внешней средой, предприятие погибает. Поэтому предприятия должны учитывать факторы внешней среды в своей деятельности и приспосабливаться к ним.
Внешняя среда бизнеса характеризуется рядом свойств:
1. взаимозависимость факторов: изменение одного фактора воздействует на другие;
2. сложность: число факторов, на которые бизнес должен реагировать;
3. динамичность: относительная скорость изменения среды;
4. неопределенность: относительное количество информации о среде и уверенность в ее точности.
Факторы внешней среды бизнеса разделяют на две группы: прямого и косвенного воздействия на бизнес.
Среда прямого воздействии (микросреда) содержит факторы, которые непосредственно влияют на бизнес и, в свою очередь, испытывают прямое влияние деятельности предприятия: потребители, деловые партнеры (поставщики, посредники и пр.), конкуренты, государственные экономические структуры, рынок труда.
Среда косвенного воздействия (макросреда) включает факторы, которые могут и не оказывать прямого немедленного воздействия на бизнес, но впоследствии сказываются на нем. Особенность факторов макросреды в том, что они неконтролируемы организацией, неподвластны ее влиянию. Поэтому необходимо выявлять их и соответствующим образом реагировать на них.
Речь идет о состоянии экономики, научно-техническом прогрессе, социально-культурных и политических изменениях в обществе, нриродпо - географических и демографических показателях.
Обычно предприятие само определяет, какие факторы и в какой степени могут воздействовать на результаты его деятельности в настоящий период и на перспективу и какие меры необходимо принять для успешного ведения бизнеса.
Рассмотрим основные группы факторов внешней среды бизнеса - экономическую, демографическую и природно-географическую среду, научно-технический прогресс, политическую и правовую среду, социально - культурные условия (табл. 2.1).
Демографические факторы имеют важное значение для предприятия, так как предприниматель, ориентируясь на потребителей, должен знать, сколько, каких товаров и для кого производить. Экономические факторы определяют, сколько потенциальные потребители смогут купить товаров. Природные факторы важны для выявления сырьевых и энергетических возможностей предприятия. Научно-технические факторы позволяют увидеть возможности, которые развитие науки и техники открывает для производства новых товаров, модернизации технологии производства и сбыта, а также
опасности, связанные с вытеснением устаревших образцов. Знание политико-правовых факторов позволяет предпринимателю учитывать мероприятия государственной власти и использовать их в своих интересах. Социально-культурные факторы анализируются потому, что влияют на все остальные элементы как макросреды, так и внутренней среды предприятия.

 

Сущность предпринимательской среды

Под внешней предпринимательской средой понимается совокупность внешних факторов и условий, прямо или косвенно влияющих на становление и развитие предпринимательства. Внешняя среда по отношению к предпринимателям является средой объективной и действует независимо от их желания.

Внешняя предпринимательская среда включает следующие подсистемы.

1. Важную роль в развитии в стране предпринимательства играют позитивное экономическое положение, характеризующееся формированием условий для становления конкурентного рынка как среды существования предпринимателей, а также поступательное осуществление экономических реформ, обеспечивающих возможность доступа предпринимателей ко всем видам ресурсов, необходимых для развития их деятельности.

2. Для развития предпринимательства требуются стабильность политической обстановки в стране и в отдельных регионах, согласие между всеми ветвями власти, признание ими того факта, что без развития цивилизованного предпринимательства невозможны экономический рост, эффективное развитие всех отраслей экономики и повышение благосостояния общества.

3. Развитие предпринимательства возможно только при создании адекватной перспективному развитию страны правовой среды, не декларирующей, а четко устанавливающей права, обязанности и гарантии дееспособным гражданам на занятие предпринимательской или иной законной экономической деятельностью, защищающей цивилизованных предпринимателей от противоправных действий органов государственной (муниципальной)власти и должностных лиц, криминальных структур.

4. Усиление регулирующей роли государства в процессе становления цивилизованного предпринимательства, защита законных интересов предпринимателей, обеспечение им гарантий как гражданам и организациям.

5. Институционально-организационной среды, развитие которой выступает важнейшим условием формирования предпринимательства вообще, поскольку многие институты (организации) являются предпринимательскими и с учетом специализации своей деятельности оказывают соответствующие услуги другим предпринимательским организациям.

6. Социально-экономическая обстановка, связанная с уровнем платежного спроса населения (потребителей), уровнем безработицы.

7. Культурная среда, обусловленная уровнем образования населения, обеспечивающая возможность заниматься определенными видами предпринимательского бизнеса.

8. Научно-техническая, технологическая среда.

9. Наличие в достаточном количестве природных факторов производства, необходимых для развития определенных видов деятельности.

10. Физическая среда, связанная с климатическими (погодными) условиями, влияющими на процесс функционирования предпринимательских организаций.

11. Отсутствие природных катаклизмов.

 

Внешняя предпринимательская среда включает следующие подсистемы:

  • экономическое положение в стране и регионах
  • политическая ситуация, характеризующаяся стабильностью развития общества и государства
  • правовая среда, четко устанавливающая права, обязанности, ответственность предпринимательской и других субъектов рыночной экономики
  • государственное регулирование и поддержка предпринимательства
  • социально-экономическая обстановка, связанная с уровнем платежного спроса населения (потребителей), уровнем безработицы
  • культурная среда, обусловленная уровнем образования населения, обеспечивающая возможность заниматься определенными видами предпринимательского бизнеса
  • научно-техническая, технологическая среда
  • наличие в достаточном количестве природных факторов производства, необходимых для развития определенных видов деятельности
  • физическая среда, связанная с климатическими (погодными) условиями, влияющими на процесс функционирования предпринимательских организаций; отсутствие проявления природных катаклизмов
  • институционально-организационная среда, свидетельствующая о наличии достаточного числа организаций, обеспечивающих возможность осуществления коммерческих операций, деловых связей

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 498; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.24.70 (0.008 с.)