Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Статистика конъюнктуры рынка↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Конъюнктура рынка — это совокупность условий (черт), определяющих рыночную ситуацию в определенный момент времен. Благоприятная (высокая) конъюнктура — характеризуется сбалансированным рынком, стабильным или растущим объемом продаж, равновесными ценами Неблагоприятная (низкая) конъюнктура — характеризуется признаками дисбаланса рынка, отсутствием или снижением спроса, резкими колебаниями цен, кризисов сбыта, дефицитом товаров. Существуют следующие характеристики рынка: оживленный рынок, развивающийся рынок, стабильный рынок, стагнирующий рынок, регрессирующий рынок и т.д. Четкой границы между этими определениями не существует, но, тем не менее, каждому состоянию присущи свои конкретные количественные характеристики конъюнктурных индикаторов. Таким образом, специалисты и эксперты при оценке конъюнктуры рынка опираются на так называемые конъюнктурные индикаторы: цены, товарные запасы, показатели деловой активности, которые могут быть как абсолютными, так и относительными величинами. Причем нельзя судить о рынке только по какому-либо одному показателю. Их надо учитывать в комплексе. Например, рост числа сделок без увеличения объема продаж не свидетельствует об оживлении рынка, а указывает лишь на вовлечение в рыночный процесс малых фирм. Точно так же дефицит товаров (высокий спрос) или рост товарных запасов, пусть даже сопровождающий рост объема производства, не являются положительной характеристикой рыночной экономики, а говорят о надвигающемся кризисе сбыта и инфляции. К показателям конъюнктуры рынка относятся: § соотношение спроса и предложения на товары (услуги); § тенденции развития рынка; § уровень устойчивости или колеблемости рынка; § масштаб рыночных операций и степень деловой активности; § уровень коммерческого риска; § сила и размах конкурентной борьбы; § нахождение рынка в определенной фазе экономического или сезонного цикла. Поскольку все эти характеристики рынка поддаются количественной оценке, это делает их предметом изучения статистики. Предмет статистики конъюнктуры рынка — это массовые процессы и явления, определяющие конкретную рыночную ситуацию, поддающиеся количественной и качественной оценке. Субъектами изучения конъюнктуры рынка могут быть коммерческие рыночные структуры (их маркетинговые подразделения), государственные органы (в том числе статистические), общественные организации, научные учреждения. Задачи статистики конъюнктуры рынка: § Сбор и обработка конъюнктурной информации. § Характеристика масштаба рынка. § Оценка и анализ основных пропорций рынка. § Выявление тенденции развития рынка. § Анализ колеблемости, сезонности и цикличности развития рынка. § Оценка региональных различий рынка. § Оценка деловой активности. § Оценка коммерческого риска. § Оценка степени монополизации рынка и интенсивности конкуренции. Показатели конъюнктуры рынка Для реализации задач конъюнктуры рынка разработана соответствующая система показателей, включающая в себя: 1. Показатели предложения товаров и услуг: § объема, структуры и динамики предложения (производства); § потенциала предложения (производственного и сырьевого); § эластичности предложения. 2. Показатели покупательского спроса на товары и услуги: § объема, динамики и степени удовлетворения спроса; § потребительского потенциала и емкости рынка; § эластичности спроса. 3. Показатели пропорциональности рынка: § соотношения спроса и предложения; § соотношения рынков средств производства и рынков потребительских товаров; § структуры товарооборота; § распределения рынка между производителями, оптовыми и розничными продавцами; § распределения рынка продавцов по формам собственности; § структуры покупателей по различным потребительским признакам (уровень дохода, возраст и т.д.); § региональной структуры рынка. 4. Показатели перспектив развития рынка: § темпов роста и прироста объемов продаж, цен, товарных запасов, инвестиций, прибыли; § параметры трендов объемов продаж, цен, товарных запасов, инвестиций, прибыли. 5. Показатели колеблемости, устойчивости и цикличности рынка: § коэффициенты вариации объемов продаж, цен и товарных запасов во времени и пространстве; § параметры моделей сезонности и цикличности развития рынка. 6. Показатели региональных различий состояния и развития рынка: § региональной вариации соотношения спроса и предложения и других пропорций рынка; § региональной вариации уровня спроса (в расчете на душу населения) и других основных параметров рынка. 7. Показатели деловой активности: § состава, заполненности и динамики портфеля заказов; § числа, размера, частоты и динамики сделок; § загруженности производственных и торговых мощностей. 8. Показатели коммерческого (рыночного)риска: § инвестиционного риска; § риска принятия маркетинговых решений; § риска рыночных колебаний. 9. Показатели уровня монополизации и конкуренции: § численности фирм на рынке каждого товара, их распределение по формам собственности, организационным формам и специализации; § распределения фирм по размеру объема производства, сбыта и продаж; § уровня приватизации (число приватизированных предприятий, их организационные формы и доля в общем объеме рынка); § раздела рынка (группировка фирм по их размеру (малые, средние и крупные) и по их доле в объеме сбыта и продаж). Емкость рынка Пропорциональность — это оптимальное соотношение между различными элементами рынка, обеспечивающее его нормальное поступательное развитие. При анализе пропорций рынка статистика использует следующие инструменты: балансовый метод, относительные величины структуры и координации, компаративные (сравнительные) индексы, коэффициенты эластичности, бета-коэффициенты многофакторных моделей, графический метод. Важнейшим показателем пропорциональности рынка товаров и услуг следует считать соотношение спроса и предложения, предопределяющее развитие остальных категорий рынка и его социальную и экономическую эффективность. Пропорции спроса и предложения определяются как в целом по рынку товаров и услуг, так и в региональном разрезе, по отдельным товарам и услугам, по различным группам потребителей. Одним из способов измерения данной пропорции по всей совокупности товаров и услуг служит баланс спроса и предложения, в котором покупательские фонды (спрос) сопоставляются с товарными ресурсами и потенциалом услуг (предложение). Выявленное таким образом сальдо служит характеристикой диспропорции рынка и отражает либо наличие дефицита, либо кризис сбыта. Схема расчета представлена в таблице:
Можно сравнивать объемы и темпы роста производства (по отдельным товарам и в целом по отрасли) с соответствующими показателями продаж, объемы и темпы роста розничного товарооборота с объемом и темпами роста денежных доходов населения. Пропорциональная зависимость спроса и предложения от факторов, определяющих их значения, может быть выражена коэффициентом эластичности, который покажет процентное изменение спроса или предложения при увеличении факторного показателя на один процент. Следующей важной пропорцией рынка нужно считать соотношение средств производства и предметов потребления. Оно определяется и в статике, и в динамике. Для этого используются относительные величины структуры и координации. Рассчитывается также компаративный индекс, позволяющий сравнить динамические пропорции. Он представляет собой отношение темпов роста двух частей единого целого и по своей сути является одним из вариантов расчета коэффициента опережения. Другая важная пропорция — это соотношение продажи продуктов и услуг между собой, а также между отдельными видами продуктов или услуг внутри каждой группы товаров и т.д.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 700; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.67.228 (0.012 с.) |