Предмет и задачи статистики рынка. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и задачи статистики рынка.



Анализ пропорциональности развития рынка

 

Сбалансированность рынка оценивается на основе показателей пропорциональности. Чем меньше пропорциональность, тем более сбалансирован рынок.

Пропорциональность- оптимальное соотношение между различными его элементами. В оценке пропорциональности исп. Относит. Показатели сравнения, координации и динамики. Для оценки пропорциональности использ. След. Алгоритм (на примере спроса и предложения):

Темп роста: - спроса Тс=С1/С0, предложения Тп=П1/П0

Компоративный индекс: Icom=Тс/Тп*100% (если Icom=100%, то рынок сбалансирован, если нет – то нет).

Для оценки спроса и предложения можно так же рассчитывать индекс товарный запасов с рекомендациями для отдельных продавцов.

Iтз=ТЗ1/ТЗ0

Iтз=1 и П=С – идеальносбалансированный рынок

Iтз >1 П >С – диспропорция рынка, спрос падает

Iтз<1 П<С - диспропорция рынка, предложение падает

Показатели пропорциональности дополняются расчетом структурных сдвигов во времени или в пространстве: . где di1 и di0 – доля i -ой товарной группы в общем объеме товаров (потребляемых или производимых) в текущем и базисном периодах соответственно. Чем больше kcc, тем интенсивнее структурные сдвиги.

Пропорциональность развития рынка оценивают по следующим критериям:

соотношение спроса и предложения;

соотношение продажи потребительских продуктов к продаже потребительских услуг;

соотношение розничного товарооборота и денежных доходов населения;

соотношение спроса различных социально-экономических групп населения;

соотношение средств производства и предметов потребления;

соотношение отраслевой и товарной структуры товарооборота.

 

Анализ тенденций развития, колеблемости и цикличности рынка.

Анализ тенденций развития- закономерность изменения его основных параметров во времени.Устойчивость развития рынка определяется исходя из сопоставления фактических значений показателя, характеризующего развитие рынка и выравненных значений. Для этого используется коэффициент аппроксимации. , где sy-yt – ср квадр откл. где yi – фактический уровень показателя, характеризующего развитие рынка; yt – трендовое значение показателя, определяемое из аналитической модели; – среднее значение показателя, характеризующего развития рынка.

Максимальное (критическое) значение коэффициента аппроксимации составляет 15%. Чем меньше коэффициент аппроксимации, тем более устойчив рынок.

 

Не менее важна характеристика колеблемости параметров рынка в статике, в территориально-экономическом пространстве, например, вариация цен по предприятиям, выступающим со своими товарами на рынке. Оценки колеблемости параметров рынка в пространстве производятся на основе расчета коэффициента вариации:

Показатель среднеквадратического отклонения рассчитывается несколько иным образом: ,где yi – показатель развития рынка (товарооборот, цена, запасы и т.д.) в i-ом регионе, фирме, предприятии; – среднее значение показателя по всей изучаемой совокупности; fi – веса, величина, характеризующая размерность единицы совокупности, например, объем товарооборота, численность потребителей.

Сильные колебания (коэффициент вариации больше 33%) могут указывать на проявление ценовой конкуренции или на неустойчивость рыночной ситуации, часто обусловленную дифференциацией спроса.

Цикличность рынка – регулярно повторяющиеся во времени изменения уровня вектора, скорости и характера его развития. (связана с жизненным циклом товара).

классические циклы развития рынка: депрессия (активность товарного рынка ослабевает, цены снижаются); оживление (в товарном производстве и торговле начинается рост); подъем (темпы деловой активности на товарном рынке повышаются, цены растут); инфляция (рост производства и торговля приостанавливаются, замедляется рост цен на товары); кризис (промышленная и торговая деятельность замирает, договоры не менее чем на 50% не реализуются, поставка не оплачивается, растут товарные запасы, цены падают).

Методы регистрации цен.

Существуют две концепции регистрации цен.

-В основе первой, получившей название прейскурантной методики, лежит строго документированный и сплошной учет цен, который в известной мере был оправдан в условиях политики стабильных цен, сравнительно узкого и малоизменяющегося ассортимента товаров. Практически регистрировались не сами цены, а только изменения цен.

-Выборочная система регистрации цен, основанную на следующих принципах: - отказ от массового документированного учета, и переход к ограниченному использованию документов; - отказ от сплошного учета цен и переход к использованию выборочного метода во времени, пространстве и товарной массе; - формирование потребительской корзинки, т. е. набора товаров-представителей; - введение системы поправок на изменение качества товаров; - полный охват всех форм и видов торговли (субрынков).

Структура товарных запасов.

2.1. показатели запасов отдельных товаров, товарных групп и комплексов в натуральном и стоимостном выражении, в процентах к общему итогу и по отношению друг к другу;

2.2. показатель роли переходящего запаса в формировании товарных запасов, характеризующий их долю в общем объеме созданных ресурсов и определяемый как отношение запасов на начало периода к величине запасов на конец периода. Если соотношение <1, то формируется переходящий запас на след период; если >1, то переходящий запас расходовался в течение анализируемого периода.

Предмет и задачи статистики рынка.

Предметом явл. массовые количественные явления и их процессы, происходящие в рыночной сфере. Концептуальная цель статистика рынка- объективная и полная оценка состояния рынка на конкретный период времени, а также в выявлении закономерности тенденций и структуры его развития.

Объект – рынок, который представляет собой систему отношений купли-продажи между отдельными и эк.свободными продавцами и покупателями(субъектами).

Общая интегральная задача статистики рынка заключается в изучении закономерностей развития рынка, выявлении и моделировании его внутренних и внешних взаимосвязей и на этой основе прогнозировании его дальнейшего развития.

Функциональные задачи статистики рынка:

1. сбор и обработка статистической информации;

2. оценка и анализ конъюнктуры рынка;

3. характеристика структуры рынка;

4. оценка и анализ развития рынка;

5. региональный анализ рынка;

6. характеристика экономических и социальных последствий развития рынка.

Эти задачи реализуются в ходе статистического исследования рынка в целом и конкретных рынков средств производства, предметов потребления и услуг. При этом выделяются оптовый и потребительский рынки. Статистика дифференцирует задачи исследования в соответствии со спецификой отдельных экономических категорий рынка и рыночных процессов, отраженных системой блок-показателей:

1. исследование спроса и предложения, их тенденций и соотношений;

2. характеристика цен и ценообразования;

3. изучение процессов товародвижения, товарооборота (продажи услуг), товарных запасов и товарооборачиваемости;

4. оценка состояния и развития инфраструктуры рынка;

5. выявление и анализ социально-экономических результатов и результативности функционирования рынка.

 

2. Система показателей статистики рынка.

Система показателей статистики рынка имеет иерархическую структуру и включает следующие блоки (являются и задачами СР):

1)состояние и формирование рыночной конъюнктуры

2)состояние и поведение цен

3)наличие и движение товарной массы

4) Инфраструктуры рынка

5)Социально-экономическая эффективность функционирования рынка

В процессе реализации выдвинутых задач исследования рынка статистика пользуется соответствующими показателями, т. е. количественными и -качественными характеристиками тех явлений (г процессов, которые в совокупности и сочетании образуют рынок товаров и услуг. Эти показатели призваны отразить состояние, развитие и устойчивость рынка на различных уровнях, во временя и в пространстве (географическом и социально-экономическом).характеризуют индивидуальные явления и процессы, их типические (групповые) сочетания и общие, сводные совокупности индивидуальных единиц.

В основе системы показателей лежат основные экономические и социальные категории рынка. К ним относятся: товар; предложение; спрос; цена; товарооборот; товарный запас; основные фонды; издержки обращения; прибыль от реализации товаров.

3. Понятие и сущность конъюнктуры рынка.

Конъюнктура рынка – это конкретная экономич ситуация, сложившаяся на рынке на данный момент времени, которая представляет собой сумму условий, определяющих рыночную ситуацию.

Конъюнктурный анализ позволяет всесторонне проанализировать рыночную ситуацию и дать комплексную характеристику состояния рынка. Выясняется, насколько благоприятна конъюнктура для осуществления поставленных целей.

Конъюнктура складывается из множества единичных элементов и действий, развитие которых подчиняется вероятностным законам.

В основе анализа конъюнктуры рынка лежат 4 концептуальных задачи:

1. Анализ тенденций и закономерностей рынка

2. Пропорциональность рынка

3. Устойчивость(колеблемость рынка во времени и пространстве)

4. Повторяемость и цикличность рынка.

 

4. Система показателей конъюнктуры рынка.

Система показателей конъюнктуры рынка, состоящая из 9 блоков:

1. Предложение товаров в целом и в распределении по отдельным товарам, продавцам и регионам

1.1. Объем, структура, динамика предложения

1.2. Производственный и сырьевой потенциал предложения

1.3. Эластичность предложения

2. Покупательский спрос на товары в целом и в распределении по отдельным товарам, покупателям, регионам.

2.1. Спрос в дифференциации по степени удовлетворения вектору изменения, формам образования, покупательским намерением, состоянию рынка и месту покупки

2.2. Потребительский потенциал рынка (ёмкость) в целом и по отдельным товарам.

2.3. Эластичность спроса

3. Пропорциональность рынка

3.1. Соотношение спроса и предложения

3.2. Соотношение рынков средств производственных и потребительских товаров

3.3. Товарная структура товарооборота

3.4. Соотношение рынка между производителем и продавцами

3.5. Региональная структура рынка

4. Тенденции развития рынка (темпы роста параметров рынка, тренды различных параметров рынка, таких как объем продаж, цена, тов.запасы, инвестиции, прибыль)

5. Колеблимость, устойчивость и цикличность рынка

5.1. Коэф.вариации продаж, цен, товарных запасов в пространстве, во времени- апроксимация.

5.2. Параметры эконометрических моделей сезонности, цикличности развития рынка, уравнение регрессии.

6. Региональные различия состояния и развития рынка

6.1. Региональная вариация соотношения спроса и предложения и др. пропорций рынка

6.2. Региональная вариация среднедушевого уровня спроса

6.3. Региональная вариация темпов динамики основных параметров рынка

7. Деловая активность

7.1. Портфель заказов, его состав, заполненность и динамика

7.2. Число, размер, частота и динамика сделок

7.3. Степень загруженности производственных мощностей

8. Номинальный или рыночный риск

8.1. Инвестиционный риск

8.2. Риск принятия маркетинговых решений

8.3. Риск случайных колебаний

9. Масштаб рынка, уровень монополизации и конкуренции

9.1. Число фирм, выступающих на рынке каждого товара

9.2. Общий объем реализации товаров на рынке и распределение продавцов по объемам продаж

9.3. Структура продавцов по доле малых, средних, крупных предприятий.

5. Конъюнктурные оценки рыночной ситуации.

Конъюнктура рынка – это конкретная экономич ситуация, сложившаяся на рынке на данный момент времени, которая представляет собой сумму условий, определяющих рыночную ситуацию.

Масштаб рынка определяется объемом продажи товаров, числом и размером фирм, выступающих в качестве продавцов. Все продавцы ранжируются по размеру в целом и внутри каждой формы собственности и по доле, занимаемой ими на рынке.

Доля рынка имеет 2характеристики:

Количественная оценка: dQi =(Qi / ∑Qi) * 100%, где Qi-товарооборот отдельного производителя.

Качественная оценка может принимать значения: большая, средняя, незначительная и тд. в зависимости от сопоставления с долей рынка самого крупного конкурента.

Для оценки масштабов рынка необходимо четко классифицировать рынок по след признакам:

1. Степень и характер сбалансированности рынка

1.1. Рынок продавца

1.2. Рынок покупателя

2. Степень и виды конкуренции

2.1. Чистая конкуренция (очень много фирм, стандартн вид товара, контроль цен отсутствует, препятствия для вступления в отрасль отсутствуют, неценовая конкуренция по качеству)

2.2. Монополистическая конкуренция (много фирм, дифференцир товар, частичный контроль цен, сравнительно легкое вхождение в отрасль, неценовая конкуренция по качеству и ассортименту)

2.3. Олигополия (неск фирм, сложн стандартный или дифференцир товар, ограниченный контроль цен, существенные препятствия для входа в отрасль, неценовая конкуренция по качеству, ассортименту и сервису)

2.4. Чистая монополия (одна фирма, уникальный товар, значит контроль цен, вступление в отрасль блокировано, неценовая конкуренция отсутствует)

3. Территориальный уровень

3.1. Локальный

3.2. Региональный

3.3. Федеральный

3.4. Мировой

4. Классификация товаров

4.1. Производственного назначения

4.2. Потребительского назначения

5. Место рынка в системе товародвижения

5.1. Оптовый

5.2. Мелкооптовый

5.3. Розничный

6. Качественная оценка рынка

6.1. Потенциальный рынок

6.2. Фактически функционирующий рынок

6.3. Освоенный рынок

7. Организационная оценка рынка

7.1. Открытый

7.2. Закрытый

8. Позиция маркетинга по отношению к рынку

8.1. Целевой рынок

8.2. Неперспективный рынок

8.3. Основной рынок

8.4. Дополнительный

9. Конъюнктурная оценка рынка

9.1. Развивающийся

9.2. Сокращающийся

9.3. Стабильный

9.4. Нестабильный

9.5. Стагнирующий (замер, не двигается)

9.6. Коллапсирующий

6. Расчет и анализ потенциала рынка.

Оценка масштаба и типа рынка выполняется расчетом потенциала рынка.

Потенциал рынка – прогнозная совокупность производственных и потребительских сил, обуславливающая спрос и предложение. Различают:

1. Производственный потенциал (объем товара, который может быть произведен и предложен рынку в течение опред периода времени)

Eпроиз.= ∑ (Ni * Wi * Di * Ri * Kнтп * Эс) – В – С, где

Ni – кол-во произ (натур или стоим)

Wi – произ мощность

Di – степень загруженности произ мощностей

Ri – степень обеспеченности ресурсами

Kнтп – коэф, позволяющий изменить расход ресурсов

Эс – эластичность сырья от цены

В – внутреннее потребление

С – объем товаров, предлагаемый извне.

2. Потребительский потенциал (емкость рынка) – количество или стоимость товара, который может поглотить рынок при определенных условиях за определенный период времени.

Eпотр. = ∑ (Si * Эд(ц) * Kпотр.) – (Н - Иф – Им) – А ±З – С, где

Si – численность i-той группы населения

Эд(ц) – эластичность дохода с учетом цены

Kпотр. – коэф. потребления товара

Н­­ – насыщенность рынка

Иф/м – износ физический/ моральный

А – альтернативные формы потребления (как правило собств пр-во, ярмарки, выставки с распродажами)

З – страховой запас товаров

С – доля конкурентов.

Расчетная оценка емкости рынка с учетом стимулирующего спроса:

Eпотр. = ∑ (Si * Kпотр. * [Tцен * Эцен][Тдох. * Эдох.]) – (Н – И) – А + D – C

D – объем стимулирующего спроса

Тцен/дох. – темп роста цен/доходов

Эцен/дох. – эластичность потребления по цене/доходу.

Насыщенность рынка определяется на основе выборочного обследования хоз-в по данным на конец года.

Величина износа рассчитывается по средней продолжительности срока службы товара.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 533; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.232 (0.087 с.)