Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внутренняя среда предприятия

Поиск

 

Внутренняя среда предприятия оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на деятельность предприятия. Внутренняя среда предприятия включает в себя несколько составляющих, представленных на рис 3.9.

Кадры предприятия являются главным его достоянием. Успех предприятия зависит от конкретных людей, их знаний, компетентности, квалификации, дисциплины, мотивации, способности решать проблемы, восприимчивости к обучению. Трудовые отношения, в которые вступают работники предприятия в процессе производства,

Рис. 3.9. Среда предприятия

являются едва ли не самой сложной составляющей его деятельности, особенно когда коллектив предприятия насчитывает сотни и тысячи человек. Они охватывают широкий круг проблем, связанных с организацией трудового процесса, подготовкой и набором кадров, выбором рациональной системы заработной платы, созданием атмосферы социального партнерства на предприятии.

Cредства производства обеспечивают материально-техни-ческую базу функционирования предприятия, его экономическую самостоятельность и надежность. Без определенных средств производства не могут осуществлять свою деятельность ни крупные, ни малые предприятия, ни индивидуальные предприниматели. Средства производства выступают как совокупность средств труда и предметов труда. Средства производства непосредственно участвуют в создании продукции и тесно взаимосвязаны с ее конкурентоспособностью. От объема и технического уровня средств труда зависят производственная мощность предприятия, уровень технической вооруженности труда. Главной составляющей средств труда являются машины, оборудование, транспортные средства, инструменты, вычислительная техника. С помощью средств труда рабочий воздействует на предметы труда, изменяя их физико-химические свойства. В современных условиях развития НТП предприятию для обеспечения своей конкурентоспособности следует постоянно следить за новинками науки и техники, своевременно проводить замену устаревших средств труда, их модернизацию.

Предметы труда (сырье, материалы, полуфабрикаты, запасные части и т.п.) закупаются предприятием на рынке товаров промышленного назначения. От качества и цены предметов труда будет зависеть конкурентоспособность продукции предприятия. Исходя из этого, предприятие осуществляет выбор поставщиков, строит систему контроля качества и использования в производстве предметов труда.

Информация на современном уровне развития общественного производства – это самостоятельный производственный фактор, потенциальные возможности которого открывают широкие перспективы для укрепления конкурентоспособности предприятия. Без наличия надежной, достоверной информации не может быть принято правильное решение. В связи с этим на предприятиях придается важное значение созданию информационных систем. Современные информационные технологии являются залогом успешной работы предприятия.

На крупнейшем железорудном предприятии Курской магнитной аномалии ОАО "Лебединский ГОК" на основе современных информационных технологий создана автоматизированная система управления, не имеющая аналогов на других предприятиях. Основанная на подробной и достоверной информации, она позволяет видеть всю технологическую цепочку, отслеживать работу горно-обогати-тельного комбината в динамике, анализировать ситуацию, мгновенно реагировать на ее малейшие отклонения, определять причины и принимать профессиональные решения. Основой системы является информация, поступающая в режиме реального времени с каждой единицы оборудования. В любой момент времени можно увидеть, как работает весь комбинат, каждое его управление, участок, конвейер, автомобиль, электровоз или буровой станок: были ли простои и какие, какой объем работы уже выполнен. Система позволяет "увидеть" каждого конкретного человека: кто именно в какую смену работал и каковы результаты его работы. Это очень дисциплинирует людей, поскольку каждый понимает, что его работа абсолютно "прозрачна".

Важной функцией управления на комбинате является планирование. А поскольку исходным сырьем является железная руда, то и планирование начинается с определения объемов ее добычи. Для этого в системе имеется модуль недельно-суточного планирования, позволяющий наглядно представить всю технологическую схему работы карьера: какие экскаваторы работают, каковы их плановые задания и как они выполняются фактически, как идет перевозка горной массы. Система информации весового хозяйства, позволяет с большой точностью взвесить объемы железной руды, поступающей на фабрику обогащения, и получить нужную информацию.

Для контроля за качеством исходного сырья установлены и включены в систему технические средства, позволяющие определять насколько фактические показатели соответствуют запланированным. Точно также можно получить информацию и из других подразделений комбината: плановые цифры и их фактическое выполнение, расход энергоресурсов, состояние оборудования, плановые и неплановые простои, проведение ремонтов и т. п. Вся эта информация позволяет технологическому персоналу правильно организовывать работу, своевременно принимать нужные решения и обеспечивать выполнение заданий и планов.

Также действует подсистема оперативного управления затратами на производство. Она позволяет управлять себестоимостью продукции, делая ее более конкурентоспособной.

Все сказанное говорит о важности для предприятия составляющей внутренней среды – информации.

Организация и управление производством реализуется через создание самого предприятия, формирование его структуры, системы управления, обеспечение ее деятельности необходимой документацией, необходимого взаимодействия между работниками, осуществление контроля качества продукции, материально-технического обеспечения и сбыта, внедрение хозяйственного расчета в подразделениях предприятия, научных принципов и методов планирования экономического и социального развития и др.

Посредством организации и управления на предприятии приводятся в целенаправленное движение трудовые ресурсы, средства труда и предметы труда, обеспечивающие выпуск качественной продукции.

С развитием научно-технического прогресса, рыночных отношений и конкуренции возрастают роль и значение научной организации производства и труда на предприятии. Неполное и нерациональное использование высококвалифицированного труда, сложных машин и механизмов, ограниченного и невоспроизводимого минерального сырья, топлива, энергии и других ресурсов приводит к значительным непроизводительным затратам, к снижению экономической эффективности производства.

Финансы предприятия - это система денежных отношений, выражающих формирование и использование денежных фондов в процессе их кругооборота. Финансы занимают особую роль в экономических отношениях. Они носят распределительный характер и отражают формирование и использование доходов и накоплений. Финансовые ресурсы направляются на осуществление текущих затрат и затрат по расширенному воспроизводству, для выполнения финансовых обязательств и экономического стимулирования работников, содержание и развитие объектов непроизводственной сферы, потребление, накопление, в специальные резервные фонды и др.

В странах с развитой рыночной экономикой маркетинг рассматривается как одна из ведущих функций управления, определяющая рыночную и производственную стратегии предприятия и основанная на знании потребительского спроса. Маркетинг означает деятельность предприятия в сфере рынка, сбыта. Однако для предприятия понятие "маркетинг" следует понимать шире, как система организации деятельности по разработке, производству и сбыту товаров на основе изучения запросов потребителей и состояния рынка. Роль маркетинга в деятельности предприятия в условиях рыночных отношений неизмеримо возросла.

Большое значение в деятельности предприятия имеет организационная культура, представляющая собой совокупность установившихся традиций, символов, ценностей, верований, которые во многом определяют характер взаимоотношений и направленность поведения работников. Организационная культура может способствовать тому, что предприятие выступает сильной, устойчиво выживающей в конкурентной борьбе структурой. Но может быть и так, что организационная культура ослабляет предприятие, не давая ему успешно развиваться даже в том случае, когда оно имеет высокий технико-технологический и финансовый потенциал.

 

 

Внешняя среда предприятия

 

На деятельность предприятия и ее результаты в значительной мере оказывает влияние внешняя среда. Знание этой среды и прогнозирование ее изменений позволяет предприятию избежать или ослабить действие ее негативных факторов и использовать во благо действие положительных факторов.

К среде косвенного воздействия относятся:

· состояние экономики страны;

· правовое регулирование и управление;

· природная среда и ресурсы;

· развитие научно-технического прогресса;

· инфраструктура;

· политическая обстановка в мире и в стране и др.;

· социальная и культурная среда (рис.3.9).

Состояние экономики страны постоянно претерпевает определенные изменения и в силу своего динамизма влияет на функционирование предприятия. И это влияние может иметь как отрицательные, так и положительные последствия. Предприятие же должно уметь анализировать и прогнозировать тенденции в изменении состояния экономики страны и приспосабливаться к этим изменениям.

Государство устанавливает правовые нормы функционирования предприятия. Поэтому правовое регулирование и управление является одним из важнейших элементов среды косвенного воздействия. Состояние законодательства часто характеризуется не только своей сложностью, но и подвижностью, а иногда и неопределенностью. При этом предприятие обязано соблюдать не только законы, но и требования органов государственного регулирования. Хозяйственное право содержит множество законодательных и нормативных актов, инструкций, положений и т.п. Проводя свою экономическую политику государство посредством хозяйственного права определенным образом влияет на деятельность предприятия. Каждое предприятие имеет определенный правовой статус, установленный Гражданским Кодексом Российской Федерации и рядом других законов. Правовой статус предписывает нормы поведения предприятия в своей хозяйственной деятельности. Предприятию важно знать все тонкости хозяйственного законодательства и уметь использовать его во благо своей деятельности.

Каждое предприятие функционирует в природной среде. Многие предприятия для своей деятельности извлекают из природной среды материальные и энергетические ресурсы: сырье, топливо, электроэнергию, воду. В связи с этим природная среда оказывает свое влияние на деятельность предприятия. Предприятия, например, промышленности строительных материалов, горнодобывающей промышленности, потребляют большие объемы горного сырья. Некоторые предприятия, особенно химической промышленности, для своей деятельности требуют большого объема воды, которая является составляющей технологического процесса. Заводы по производству алюминия требуют больших объемов электроэнергии, и их размещение обычно привязывается к источникам производства дешевой энергии - крупным ГЭС, например, Братский алюминиевый завод.

В последнее время одним из важнейших аспектов деятельности предприятия является экологический, требующий учета и предотвращения предприятием возможных негативных последствий для природного комплекса в целом и отдельных его компонентов – атмосферы, водных источников, почв, растительного и животного мира. Также определенное влияние на деятельность предприятия оказывают климатические условия, в которых оно действует. В силу всего этого предприятию требуется отстраивать свою работу с учетом воздействия на него природной среды.

Научно-технический прогресс (НТП) представляет собой непрерывный процесс внедрения новой техники и технологии, организации производства и труда на основе достижений и реализации научных знаний. Он выступает также как важнейшее средство решения социально-экономических задач, таких, как улучшение условий труда, повышение его содержательности, охрана окружающей среды, укрепление обороноспособности страны, в итоге - повышение благосостояния народа. Научно-технический прогресс играет определяющую роль в развитии и интенсификации промышленного производства. Основными направлениями научно-технического прогресса являются:

· развитие электрификации;

· комплексная механизация и автоматизация производства;

· химизация производства;

· биотехнология;

· гибкое автоматизированное производство;

· вычислительная техника;

· роботы и робототехника.

Процесс науки и техники несет в себе огромные возможности и не менее возможные угрозы для предприятия. Многие предприятия не в состоянии увидеть открывающиеся новые перспективы, так как технические возможности для осуществления коренных изменений преимущественно создаются за пределами отрасли, в которой они функционируют. Опоздав с модернизацией, они теряют свою долю рынка, что может привести к крайне негативным последствиям для них. Отслеживание процесса развития техники, технологий важно не только с той точки зрения, что предприятие должно суметь вовремя начать использовать новые технологии и технологические достижения, но также и с той точки зрения, что предприятие должно предвидеть и спрогнозировать также и момент отказа от этой техники и технологии.

Важное значение для предприятия имеет развитость инфраструктуры, представляющей собой наличие в районе расположения предприятия автомобильных и железных дорог, станций, портов, аэродромов, мостов, складов, линий электропередач, предприятий транспорта и связи, водоснабжения, учреждений здравоохранения, образования, культуры и др. Отсутствие развитой инфраструктуры создает в деятельности предприятия значительные трудности и приводит к дополнительным затратам.

Политическая обстановка в мире и в стране играет важную роль в деятельности предприятия. Политические кризисы в мире могут приводить к изменению цен на сырьевые ресурсы и некоторые товары, состав зарубежных потребителей и поставщиков, перестройке политики государства. Изучение политической составляющей необходимо в первую очередь для того, чтобы иметь ясное представление о намерениях органов государственной власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство намерено проводить в жизнь свою политику. Здесь важно знать какие программы пытаются провести в жизнь различные партии, какие группы лоббирования существуют в органах государственной власти, какие изменения в законодательстве и правовом регулировании возможны в результате принятия новых законов и новых норм, регулирующих экономические процессы. При этом следует уяснить, какая политическая идеология взята на вооружение правительством, насколько оно в состоянии проводить свою политику, какова степень общественного недовольства и насколько сильны оппозиционные политические силы. Исходя из всего этого, предприятие отстраивает свои программы действий.

Социальная и культурная среда определяет специфичные установки для предприятия. Изучается влияние на предпринимательство отношения людей к работе и качеству жизни, обычаев и верований, разделяемых людьми ценностей, демографической структуры общества, роста или снижения численности населения, уровня образования и др. Социальные процессы изменяются относительно медленно, но если эти изменения происходят, то они приводят ко многим существенным изменениям в окружении предприятия. Поэтому предприятию необходимо серьезно отслеживать возможные социальные изменения.

К среде прямого воздействия относятся:

· федеральные органы власти;

· региональные органы власти;

· местные органы власти;

· потребители продукции;

· поставщики компонентов производства и ресурсов;

· конкуренты;

· рынок рабочей силы;

· население, живущее в окрестностях предприятия;

· профсоюзы (рис.3.9).

Предприятие взаимодействует с федеральными, региональными органами власти как непосредственно, так и опосредованно. Федеральные органы власти выступают как государственный собственник и представитель всего общества. Они могут способствовать решению макрозадач путем сосредоточения усилий на избранном направлении. Но в этом случае экономический интерес предприятия отступает на второй план или просто игнорируется. Федеральные органы власти разрабатывают федеральные целевые программы, определяют задачи в области экономики, экологии, социально-культурного и национального развития. На базе этих программ создаются и реализуются планы и программы конкретных субъектов хозяйствования.

Региональные органы власти являются собственником своих имущественных фондов и выражают интересы народа своего региона. В соответствии со структурой органов государственного управления и бюджетным устройством Российской Федерации выделяются также уровень региональных целевых программ (республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга). К выполнению этих программ, как правило, привлекаются предприятия региона.

Свое воздействие на хозяйственную деятельность предприятий оказывают и органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления обладают муниципальной собственностью и представляют интересы населения города и района. Им представлено право давать разрешение на занятие хозяйственной деятельностью в случаях, предусмотренных Законом "О предприятиях и предпринимательской деятельности". Они же осуществляют государственную регистрацию предприятий. Органы, возглавляющие районы и города, создают и ликвидируют предприятия, основанные на муниципальной собственности, определяют условия и порядок их приватизации.

В качестве органов, обладающих компетенцией в отношении земли и иных природных ресурсов, они реализуют компетенцию по регулированию (нормативному и конкретному) пользования такими объектами.

В области планирования органы местного самоуправления не предусматривают директивных указаний в адрес предприятий, а лишь намечают возможные ориентиры такой деятельности на своей территории. Они осуществляют согласование по планам предприятий и мероприятиям, которые могут иметь экологические, демографические и иные последствия, затрагивающие интересы населения района. Из всех возможностей властно осуществлять регулирующую компетенцию районная и городская администрация имеет право выдавать предприятиям и организациям местный заказ в размере до 5 % объема производимой продукции и оказываемых услуг. Такой заказ обязателен к исполнению.

Контрольные функции органов местного самоуправления связаны с осуществлением прав по охране земли, природных ресурсов, лесов, недр, атмосферного воздуха, растительного и животного мира, обеспечению интересов населения территории.

Анализ потребителей, как составляющей среды прямого воздействия, имеет своей задачей составление характеристики тех, кто покупает продукцию предприятия. Изучение потребителей позволяет предприятию лучше уяснить то, какой товар в наибольшей мере будет приниматься покупателями, на какой объем продаж можно рассчитывать, в какой мере покупатели склонны покупать товар данного предприятия, насколько можно расширить круг потенциальных покупателей, что ожидает товар в будущем.

Характеристика покупателя может быть составлена с учетом следующих особенностей:

· географическое местоположение покупателя;

· демографические особенности покупателя (возраст, образование, сфера деятельности и др.);

· социально-психологические особенности покупателя, отражающие его положение в обществе, стиль поведения, вкусы, привычки и т.п.;

· отношение покупателя к товару предприятия и др.

Предприятие также должно уяснить, насколько сильны позиции покупателя по отношению к нему в процессе торга. Существует целый ряд факторов, определяющих торговую силу покупателя, которые обязательно должны быть вскрыты и изучены предприятием в процессе анализа покупателя. Это:

· соотношение степени зависимости покупателя от продавца со степенью зависимости продавца от покупателя;

· уровень информирования покупателя;

· наличие замещающих товаров;

· стоимость для покупателя перехода к другому продавцу;

· чувствительность покупателя к цене товара.

Изучение поставщиков направлено на выявление тех сторон их деятельности (снабжения предприятия различным сырьем, полуфабрикатами, энергетическими и информационными ресурсами, финансами и др.), от которых зависят эффективность работы предприятия, себестоимость и качество производимого им товара.

Поставщики материалов и комплектующих изделий, если они обладают большой силой, могут поставить предприятие в очень сильную зависимость от себя.

Поэтому предприятию всегда следует иметь "резервных" поставщиков, которые какую-то часть (не преобладающую) сырья, материалов также поставляли бы предприятию. Также при выборе поставщиков очень важно глубоко и всесторонне изучить их деятельность, потенциал с тем, чтобы построить такие отношения с ними, которые обеспечили бы предприятию максимум силы во взаимодействии с поставщиками. В первую очередь следует обращать внимание на такие характеристики деятельности поставщиков:

· стоимость поставляемого сырья, материалов, полуфабрикатов;

· гарантия качества поставляемого сырья, материалов, полуфабрикатов;

· пунктуальность и обязательность выполнения условий поставки сырья, материалов, полуфабрикатов.

Важно помнить и учитывать действия следующих факторов, определяющих конкурентную силу поставщика:

· уровень специализации поставщика;

· переключение поставщиком части своего потенциала на других клиентов;

· концентрированность поставщика на работе с конкретными клиентами;

· важность для поставщика объема продаж.

Анализ конкурентов, то есть тех, с кем предприятию приходится бороться за ресурсы и за рынки сбыта, чтобы обеспечить свое существование, занимает особое и очень важное место в его деятельности. Здесь предприятию следует выявить слабые и сильные стороны конкурентов и на основе этого строить свою тактику и стратегию конкурентной борьбы. В конкурентной борьбе очень важно помнить и заранее создавать барьеры на пути вхождения на рынок новых предприятий, производящих аналогичную или замещающую продукцию. Такими барьерами могут быть углубленная специализация в производстве товара, низкие издержки за счет экономии от большого объема производства, контроль над каналами сбыта и др. При этом следует выяснить то, какие барьеры для этих новых предприятий станут реальным препятствием на пути вхождения на рынок.

Очень большой конкурентной силой обладают производители замещающей продукции. Поэтому для того, чтобы суметь достойно встретить вызов со стороны производителей замещающих товаров, предприятие должно иметь достаточный потенциал для перехода к производству товара нового типа.

Рынок рабочей силы обладает потенциальными возможностями в обеспечении предприятия необходимыми кадрами, способными решать стоящие перед ней задачи. Предприятию необходимо изучать рынок рабочей силы как с точки зрения наличия на нем кадров нужной специальности и квалификации, необходимого уровня образования, возраста, пола, так и с точки зрения стоимости рабочей силы. Обеспечение предприятия необходимыми кадрами - залог успеха ее деятельности.

Население, живущее в окрестностях предприятия, может существенным образомвлиять на деятельность предприятия, вплоть до его полной остановки. Это имеет место в том случае, когда деятельность предприятия нарушает равновесие среды обитания населения. Загрязнение атмосферы, водного бассейна, почвы, уничтожение растительного и животного мира в результате вредных выбросов в окружающую среду, как правило, вызывает протестные акции населения с требованиями остановки производства, вплоть до ликвидации предприятия. Поэтому предприятию следует при выборе соответствующей технологии производства предусматривать необходимые меры по недопущению вредного воздействия на окружающую среду. В то же время население, живущее в окрестностях предприятия, является надежным источником пополнения кадров предприятия.

В соответствии с Трудовым Кодексом Российской Федерации профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением на предприятии трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Для осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями.

Межрегиональные, а также территориальные объединения (ассоциации) организаций профессиональных союзов, действующие на территории субъекта Российской Федерации, могут создавать правовые и технические инспекции труда профессиональных союзов, которые действуют на основании принимаемых ими положений в соответствии с типовым положением соответствующего общероссийского объединения профессиональных союзов.

Профсоюзные инспектора труда в установленном порядке имеют право беспрепятственно посещать предприятия независимо от их организационно-правовых форм и норм собственности, в которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединения, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, а также выполнения условий коллективного договора, соглашения.

В исключительных случаях нарушения работодателем трудового законодательства профессиональные союзы могут объявить забастовки с остановкой хода производства.

Исходя из сказанного, администрация предприятия, должна работать в контакте с профессиональными союзами, знать атмосферу в профсоюзах и в рабочей среде с целью своевременного принятия мер, исключающих негативные последствия от действий профсоюзов
[7, 20, 31, 32, 64, 82].


ГЛАВА 4.

рЕСУРСы производственной
деятельности предприятия

Для нормального функционирования предприятия (фирмы) ему требуются следующие ресурсы: основные и оборотные средства, трудовые, финансовые и информационные ресурсы.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 427; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.59.89 (0.018 с.)