Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выбор инновационной стратегии

Поиск

 

Каждое предприятие вне зависимости от формы собственности и размерных характеристик разрабатывает инновационную стратегию. К основным элементам инновационной стратегии предприятия относятся:

· совершенствование уже производимых изделий и применяемых технологий;

· создание и освоение новых продуктов и процессов;

· повышение качественного уровня технико-технологической, научно-исследовательской и опытно-конструкторской базы предприятия;

· повышение эффективности использования кадрового и информационного потенциала предприятия;

· рационализация ресурсной базы;

· обеспечение экологической и технологической безопасности;

· достижение на внутреннем и внешнем рынках конкурентных преимуществ инновационного продукта в сравнении и продуктами аналогичного назначения.

Инновационная стратегия любой фирмы определяется двумя составляющими:

1) объемом и характером ресурсов, которыми располагает фирма (кадровый и производственный потенциал, финансовые средства, портфель патентов и лицензий, доступ к научно-технической и рыночной информации);

2) рыночными позициями в общехозяйственной стратегии.

К последней относятся контролируемая доля рынка и динамика его развития, доступ к источнику финансирования, сырья, позиция лидера или поледователя в отраслевой конкурентной борьбе.

Инновационная стратегия вырабатывается на основе общепринятой теории жизненного цикла. Согласно этой теории инновационный процесс делится на три периода при рассмотрении его в координатах затраты ­ результаты. В первом и втором периодах темпы роста затрат превышают темпы роста результатов, в третьем периоде результаты превышают затраты. Стратегическое планирование заключается, прежде всего, в оптимизации инновационного процесса, т.е. в первую очередь в максимальном сокращении первого и максимальном удлинении третьего периода.

Неотъемлемым элементом· инновационной стратегии является прогнозировaние наступления третьего периода. К этому моменту необходимо выпускать на рынок другое нововведение. Таким образом, доходами от первого новшества страхуются издержки создания и продвижения на рынок идущего ему на смену товара.

Замещение одного новшества, экономический и социальный потенциал которого уже исчерпывается другим, идущим ему на смену, считается одной из центральных задач при разработке инновационной стратегии, адекватной быстро меняющейся технологии и условиям роста.

В настоящее время предприятия, выбирая инновационную стратегию, самостоятельно определяют вид стратегии. Существуют следующие виды инновационной стратегии.

1. Наступательная стратегия. Отличается высоким риском и высокой окупаемостью в случае успеха новшества на рынке. Требует высокой квалификации персонала, способного видеть новые рыночные перспективы, и умения быстро воплотить их в продукты. Для ее осуществления необходима ориентация на исследования в сочeтaнии с применением новых технологий. Как правило, к наступательной стратегии прибегают либо кpyпныe фирмы - лидеры рынка в отраслях с высоким уровнем конкуренции, где позиции лидера могут быть подорваны в результате массового внедрения конкурентами более совершенных в научно-техническом отношении продуктов, либо мелкие предприятия, выживание и рост которых напрямую зависят от реализации данного проектa.

2. Оборонительная стратегия. Основана на быстром внедрении нововведений, являющихся реакций на действия конкурентов, и предполагает невысокий по сравнению с наступательной стратегией риск. Эта стратегия пригодна для крупных компаний, имеющих устойчивую рыночную позицию и уделяющих в своей деятельности больше внимания вопросам производства и маркетинга, чем НИОКР, однако, обладающих значительным научно - техническим потенциалом для быстрой реакции на действия конкурентов.

Главная функция такой стратегии – оптимизация соотношения затраты – результаты в инновационном процессе. Эта стратегия реализует желание фирмы максимально продлить третий период жизненного цикла нововведений и требует от производителя интенсивных НИОКР, направленных на совершенствование новшества.

3. Лицензирование (поглощающая стратегия). Основывается на приобретении лучших научно-технических результатов, полученных другими предприятиями в ходе НИОКР.

4. Промежуточная стратегия. Связана с поиском рыночных ниш и направлена на избежание прямой конкуренции на основе анaлиза слабых сторон конкурентов с учетом собственных преимуществ. Эта стратегия часто c успехом применяется мелкими предприятиями инновационного бизнеса.

5. Создание нового рынка. Обеспечивается радикальными инновациями, когда можно добиться высокой нормы прибыли без существенного риска. Однако такие нововведения и открывающиеся в связи c их реaлизацией возможности достаточно редки, поскольку, как правило, они осуществляются на ранних стадиях развития отрасли или рынка.

6. Разбойничья стратегия. Позволяет применять новые передовые технологии предприятиям, сильным в производственно-технологическом отношении, но не располaгaющим устойчивым положением на рынке. Во многих случаях лидеры конкретных рынков не склонны внедрять новшество, поскольку оно может создать угрозу их позициям. Поэтому для предприятий, прибегающих к разбойничьей стратегии, важно понимание того, что устойчивого успеха они смогут добиться лишь в том случае, когда будут после выхода на рынок использовать наступательную стратегию.

7. Привлечение специалистов. Позволяет с минимальными затратами приобрести знания, опыт, навыки, а в некоторых случаях - ноу-хау. Многие предприятия сами не занимаются активным переманиванием специалистов из соображений этики и предпочитают обращаться к помощи охотников за головами – специальных агентств.

8. Приобретение компаний. Эта стратегия часто используется крупными предприятиями в отношении мелких фирм, работающих над перспективными проектами и осyществивщих стартовый этап работ.

9. Лидирующая стратегия используется фирмами, имеющими сильные рыночные и технологические позиции. Эти фирмы обладают высоким "реноме", что позволяет им не прилагать особых усилий для убеждения потребителей в целесообразности приобретения новшества.

10. Имитационная стратегия используется фактически всеми фирмами, которые не являются пионерами в выпуске на рьнок тех или иныx нововведений. При этом копируются основные потребительские свойства нововведений, вьпущенных на рынок малыми инновационными фирмами или корпорациями – лидерами. Как правило, имитационной стратегии свойственна меньшая коммерческая неопределенность относительно рыночной судьбы новшества как такового. Но необходимость выбора своевременного момента выхода на рынок создает для имитирующей корпорации не меньшую неопределенность, чем при создании совершенно нового для рынка нововведения.

 

 

10.3. Организационные основы
инновационной деятельности

 

С углублением рыночных отношений проблемы нововведений не снимаются, а, наоборот, возрастают, так как возрастает потребность в поощрении инициативы и творчества. Конкуренция и монополия - вот два фактора, совместное действие которых способствует распространению новых технологий. Процесс конкуренции стимулирует разработку нововведения.

Нововведенческая конкуренция проявляется в стремлении фирм выйти на рынок с новым или принципиально новым товаром, не имеющим аналогов. Это касается, прежде всего фирм, которые выходят на рынок новшеств, рынок инвестиций или рынок чистой конкуренции.

В основе деятельности фирм лежат постоянные изменения, т.е. нововведения как радикального, так и модифицирующего характера. В процессе внедрения нововведений их авторы и исполнитeли должны разрешить множество социотехническиx проблем и принять комплексные решения. Вначале оценивают новшество, которое фирма собирается внедрить, а затем определяют собственные возможности и пути его внедрения.

Основным товаром на рынке новшеств выступает научный и научно­технический результат. Он является продуктом интeл-лектульной деятельности, на которую распространяются авторские и аналогичные права, оформленные в соответствии с международными, федеральными, корпоративными и другими законодательно-нормативными aктами. Рынок новшеств формируют научные организации, вузы, временные коллективы, научно-исследовательские подразделения, самостоятельные лаборатории, зарубежные и отечественные новаторы.

Рынком чистой конкуренции нововведений называют совокупность продавцов и покупателей, совершающих сделки со сходным товаром, и ситуации, когда ни один покупатель или продавец не оказывает влияния на уровень текущих цен. Понятие «чистая конкуренция» позволяет рассмотреть вопросы ценовой, неценовой, недобросовестной и других видов борьбы между субъектами производственных отношений за наиболее выгодную среду приложения капитала, рынки сбыта, источники ресурсов и результаты научно-технической деятельности.

Участие в рынке новшеств осуществляется в следующих формах.

1. Развитие собственной научной, научно-технической и экспериментальной базы для проведения НИОКР.

2. Сотрудничество и проведение исследований на кооперативных началах с другими организациями.

3. Оформление заказа на выполнение научно-исследова-тельских, экспериментальных работ сторонней организацией.

4. Покупка готового изделия, технологии, ноу-хау и другой интеллектуальной собственности.

При всем многообразии условий форм выхода на рынок новшеств определяющими является объем инвестиций.

Основные факторы развития рынка капитала заключаются в мобилизации и размещении капитала, а факторами развития капитала выступают:

1) проводимая макроэкономическая политика;

2) налоговая политика;

3) развитие финансового сектора;

4) рыночное ценообразование;

5) информационные технологии;

6) профессиональные стандарты;

7) законодательство.

Инновационная сфера представляет систему взаимодействия инноваторов, инвесторов, товаропроизводителей качественной продукции и развитой инфраструктуры. Инновационная деятельность направлена на практическое использование научного, научно-технического результата и интеллектуального потенциала с целью получения нового или улучшения производимого продукта, совершенствования способов его производства и удовлетворения потребностей общества в конкурентоспособных товарах и услугах.

Управление инновациями может рассматриваться в трех основных аспектах:

1 Управление НИОКР (объект управления – непосредственно исследования и разработки).

2. Управление инновационными проектами (объект управления – инновационные проекты).

3.Управление внешними условиями, влияющими на эффективность осуществления инновационной деятельности.

Инновационный процесс более широкое понятие, чем иннвационная деятельность, и может быть рассмотрен с различной степенью детализации.

Bo-первых, его можно определить как разработку, осуществление научно-исследовательской, научно-технической, инновационной, производственной деятельности и маркетинга; во-вторых, как временные этапы жизненного цикла нововведения от возникновения идеи до ее разработки и распространения; в-третьих, это процесс финансирования и инвестирования разработки и распределения нового вида продукции, идей, услуг. В этом случае инвестиционный процесс выступает как инновационный проект.

Инновационный проект – охватывает жизненный цикл новшества от момента возникновения идеи до момента прекращения выпуска продукта или использования технологического процесса. Такой проект включает: НИОКР, oсвoeниe производства продукта и проведение пробных продаж, развертывание массового или cepийнoгo выпуска и работ по реализации продукта, поддержание выпуска и продаж, модернизацию и обновление продукта, прекращение его выпуска.

Инновационный проект по существу является инвестиционным, осуществление которого требует долгосрочного связывания основных материальных и финансовых средств. Однако по сравнению с «классическим» инвестиционным проектом реализацию инновационного отличaет:

1. Oтносительно меньшая достоверность предварительной экономической оценки в связи с высокой степенью неопределенности параметров проекта (сроков достижения намеченных целей, предстоящих затрат, будущих доходов), что вызывает необходимость применения дополнительных критериев оценки и отбора.

2. Участие высококвалифицированных специалистов и использование уникальных ресурсов, что, в свою очередь, требует тщательной разработки отдельных этапов всего проекта.

3. Возможность прекращения инновационного проекта без «физического связывания» инвестиций и, следовательно, значительных финансовых потерь.

4. Вероятность получения представляющих потенциальную коммерческую ценность побочных результатов, что, в свою очередь, требует гибкости управления проектом, способности к быстрому вхождению в новые отрасли бизнеса, рынки и т.д.

Перечень задач, решаемых в процессе управления инновациями, чрезвычайно широк. Применительно к продуктовым инновациям он включает:

· исследование рынка;

· прогноз длительности, характера и стадии жизненного цикла нового продукта;

· исследование коньюктуры рынков ресурсов;

· нахождение субподрядчиков (контрагентов) по проекту создания нового продукта;

· анализ патентной чистоты, способов ее обеспечения, планирование методов защиты;

· выбор вариантов кооперации с возможными конкурентами по поводу реализации технически сложных и высокорисковых нововведений;

· комплексный анализ затрат, цены, объема производства и продаж с целью планирования оптимального объема выпуска;

· оценку эффективности проекта и его привлекательности для инвесторов, разработку механизма привлечения инвестиций;

· анализ связанных с проектом технических и коммерческих рисков, выбор методов их минимизации и страхования;

· определение способов продажи нового продукта;

· выбор организационной формы создания, освоения и размещения на рынке нового продукта, определение эффективной маркетинговой стратегии;

· поощрение занятого в разработке и производстве персонала и управление им;

· обеспечение благоприятного психологического климата и предпринимательской культуры на предприятии.

Примeнительно к технологическим инновациям в сфере управления нововведениями возникают аналогичные проблемы и практические задачи.

Инновационный процесс состоит из многих стадий и этапов, в выполнении которых участвуют различные службы и подразделения предприятия, что требует четкой организации, координации и увязки их во времени.

В ходе планирования необходимо оценить текущее состояние, предсказать, дальнейшее события; организовать работы так, чтобы они были выполнены в сжатые сроки с наименьшими затратами. Однако в ходе такого планирования возникают xapактерныe проблемы, связанные со спецификой инновационной деятельности. Для решения этих проблем создается специальный инвестиционный проект, который представляет детальную программу работ с выделением для решения каждой задачи необходимых ресурсов, а также с указанием времени ее выполнения. Для координации большииx комплексных работ, как правило, используются сетевые модели. Особенно успешно они могут пpименяться на заключительных стадиях НИОКР, освоения и запуска новшecтвa в производство. Возможности их использования на более ранних стадиях, когда еще существует значительная неопределенность, ограничены; в это время необходима более гибкая система ивестиpования, способная учитывать неопределенность и намечать меры, когда отсутствует реальная возможность обеспечить выполнение цели в любой части программы.

Для любого крупного инновационного пpоекта характерно:

· выделение важнейших задач;

· определение программы работ, т.е. ресурсов и времени, необходимых для каждой из них;

· выявление «критических точек»;

· составление графика работ (сетевой модели), увязанного с критическими точками»;

· интеграцию всех видов деятельности в рамках общего проекта.

1. В качестве модели, отображающей процесс выполнения проекта и его конечную цель (цели), используется сетевая модель, в которой весь проект расчленяется на отделенные, четко определенные работы; сетевая модель отображает логическую взаимосвязь и параметры всех работ и событий проекта.

2. Сетевая модель может быть изображена в виде сетевого графика (сети), состоящего из стрелок и кружков (или квадратов, прямоугольников и т.д.). Пример сетевого графика показан на рис. 10.2.

3. Стрелками в сети изображаются отдельные работы. Понятие работа используется в широком смысле и может иметь следующие значения:

 

 

Рис. 10.2 Сетевой график

а) действительная работа или просто работа, трудовой процесс, требующий затрат времени и ресурсов, например: рабочее проектирование какого-либо узла, расчет кинематической схемы этого узла, процесс его изготовления, процесс его испытания и т.д.;

б) ожидание – процесс, требующий затрат времени, но не требующий затрат ресурсов (например, процесс твердения бетона и т.п.);

в) фиктивная работа (зависимость ) – изображение логической связи между работами. Фиктивная работа не связана с расходом времени и ресурсов. Фиктивная работа изображается пунктирной стрелкой (рис.10.2, работа 10-11).

4. Кружками в сети изображаются события. Понятие событие может иметь следующие значения:

а) исходное событие – начало выполнения проекта. Исходное событие не имеет предшествующих работ, поэтому в сети в него не входит ни одной работы (например, событие 1 на рис. 10.2);

б) завершающее событие – достижение конечной (одной из конечных) целей проекта. Завершающее событие не имеет следующих за ним работ, поэтому в сети из него не выходит ни одной работы (например, событие 13, на рис.10.2);

в) промежуточное событие или просто событие – результат одной или совокупный результат нескольких работ, предоставляющий возможность начать одну или несколько непосредственно следующих работ (например, событие 6 на рис.10.2 символизирует совокупный результат двух работ, изображенных стрелками, входящими в кружок 6). Этот результат дает возможность начать две последующие работы, изображенные стрелками, выходящими из кружка 6..

5. Всякая работа сетевого графика соединяет два события: непосредственно предшествующее данной работе (являющееся для нее начальным событием) и следующее за ней (являющееся для нее конечным событием). Всем событиям присваивается определенный номер (цифровой код). Таким образом, всякая работа сети может быть закодирована номерами ее начального и конечного событий. Например, на рис.10.2 работы обозначаются как (1, 8), (1, 2), (1, 3), (8, 10), (2, 8), (3, 4), (11, 13), (12, 13) и т. д.

6. Продолжительность выполнения работы измеряется в единицах времени: часах, днях, неделях и т.д. Работа может иметь и другие количественные оценки (показатели), характеризующие ее трудоемкость, стоимость, материальные ресурсы, необходимые для ее выполнения, и т. д.

Каждая работа должна иметь определение, раскрывающее ее содержание.

В отличие от работы событие не является процессом и не имеет продолжительности. Наступление события соответствует моменту окончания последней из работ, непосредственно предшествующей данному событию. Событие не может наступить, пока не закончатся все предшествующие ему работы.

Целесообразно давать определения всем или некоторым событиям сети, при этом необходимо правильно формулировать их.

Допустим, что работа (1, 2) в сети (см. рис. 10.2) представляет собой процесс рабочего проектирования узла машины и сдачи чертежей в производство. Примером неправильного определения события 2 может быть следующая формулировка: «Закончить рабочий проект узла N». Правильней дать событию 2 следующее определение: «Рабочий проект узла №... закончен; чертежи сданы цеху №…».

Точное определение событий способствует тому, что внимание людей, составляющих график и контролирующих его выполнение, направляется не только на работы, которые должны быть выполнены для достижения конечной цели проекта, но и на результат каждой работы; в каком конкретном виде она должна быть закончена для того, чтобы могла начаться следующая за нею работа. Это особенно важно в тех случаях, когда последующая работа выполняется другим исполнителем, отделом, цехом или другой организацией.

7. В сети всегда существуют исходное и одно или несколько завершающих событий.

Определение исходного события представляет собой формулировку условия для начала работ по выполнению данного проекта, например: «Постановление о проектировании и строительстве завода принято», «Решение о разработке изделия принято министерством».

Особенность исходного события заключается в том, что оно не является следствием или результатом ни одной из работ, входящих в данную сеть.

Определение завершающего события представляет собой формулировку конечной цели данного проекта, например: «Акт о сдаче завода в эксплуатацию утвержден», «Государственные испытания опытного образца изделия завершены».

Завершающее событие характерно тем, что оно не является условием начaла ни одной из работ, входящих в данную сеть.

8. Любая последовательность работ в сети, в которой конечное событие каждой работы этой последовательности совпадает с начальным событием следующей за ней работы, называется путем.

Следует различать пути трех видов:

а) путь, начало которого совпадает с исходным событием сети, а конец – с завершающим событием сети, называется полным путем и обозначается L. Для краткости его часто называют просто путь;

б) путь от исходного события до данного события сети называется путём, предшествующим этому событию, а путь, соединяющий это событие с завершающим событием сети,- путем, следующим за данным событием;

в) путь, соединяющий какие-либо два события i и j, из которых ни одно не является исходным или завершающим, называется путем между событиями i и j.

В сети (см. рис.10.2) имеется девятнадцать полных путей, например, путь 1, 3, 4, 6, 11, 13.

Если известна продолжительность выполнения каждой работы- t (i,j), то для каждого пути может быть определена его продолжительность - t(L).

Продолжительность любого пути равна cумме продолжительностей составляющих его работ. Например, продолжительность пути 1, 2, 8, 11, 13 равна 68 дням; а пути 1, 3, 5, 9, 13 - 30 дням.

Путь, имеющий наибольшую продолжительность, называется критическим и обозначается Lкр.

В рассматриваемом примере критическим является путь 1, 3, 4, 6, 11, 13, имеющий продолжительность 107дней.

Продолжительность критического пути обозначается через Ткр.

В сети может быть несколько критических путей;

9. Понятие критического пути имеет чрезвычайно большое значение.

Продолжительность критического пути определяет общую продолжительность выполнения проекта в целом. Следовательно, чтобы сократить сроки выполнения проекта, необходимо сократить сроки выполнения работ, находящихся на критическом пути. Одной из главных задач руководства является изыскание методов сокращения продолжительности работ, находящихся на критическом пути, особо тщательный контроль за соблюдением установленных сроков выполнения именно этих работ и принятие оперативных мер по предотвращению их срыва.

На рис.10.2 работы, находящиеся на критическом пути, выделены жирными стрелками. Возможность в наглядной форме представить именно ту последовательность работ, которая определяет общие сроки выполнения проекта, выгодно отличает сетевые графики от графиков других типов. Это преимущество особенно важно при реализации сложных проектов, в которых участвуют десятки и сотни подразделении и организаций – исполнителей работ [43].

Резерв времени работ – такой промежуток времени, на который может быть отложено данное событие без нарушения сроков реализации проекта в целом. Он определяется по следующей формуле:

 

Ri =Tni – Tpi, (10.1)

 

где R – резерв события i; Tni – поздний допустимый срок, превышение которого вызывает задержку наступления завершающего события; Tpi – ранний возможный срок, необходимый для выполнения всех предшествующих i-му событию работ.

 

Полный резерв времени Rcij – максимальный период времени, на который можно увеличить продолжительность данной работы, не изменяя при этом продожительности критического пути. Он может быть определен по формуле:

 

Rcij = Tpj – Tpi - tij, (10.2)

 

где Rcij – полный резерв времени работы, выполняемой между событиями i и j;

Tpj и Tpi – наиболее ранние возможные сроки для начала работ, предшествующих событиям; tij – продолжительность работы, выполняемой между событиями i и j.

 

Управление инновационной деятельностью имеет свои особенности для предприятий различных форм собственности и различных размеров. В результате вызванных инновационными пpоцессами изменений в экономике все большую роль стал играть малый бизнес, специализирующийся, как правило, на отдельных стадиях инновационного цикла.

Инновационная активность малых фирм обеспечивается:

1) гибкой организационной структурой, что дает больший прорыв для индивидуальной инициативы;

2) необходимостью инноваций для обеспечения выживания;

3)заинтересованностью менеджеров малых технологических компаний в осуществлении инноваций, поскольку они, как правило, являются совладельцами этих компаний;

4) наличием широкой профессиональной ориентации сотрудников, занятых разработками в малых научно-технических фирмах, поскольку, чем большим кругозором обладает исследователь, тем шире возможности для выдвижения оригинальных инновационных идей;

5) ориентацией малых фирм, как правило, на единственного партнера, (или в крайнем случае – нескольких партнеров), от чего у малых фирм повышается стратегическая необходимость в осуществлении инноваций.

Новые продукты, технологии, услуги – главное орудие в конкурентной борьбе. Поэтому маркетинговое обеспечение реализации разработанных нововведений становится одним из приоритетных направлений деятельности предприятий. Особенно важна эта деятельность на рынке наукоемкой научно-технической продукции. Наукоемкая научно-техническая продукция обладает следующими особенностями:

· уникальностью продукции, ее свойства необходимо разъяснять потребителям;

· технической сложностью, что требует использования труда особо квалифицированного научного и производственного персонала;

· высокой стоимостью, превосходящей, как правило, стоимость заменяемых аналогов, хотя и более низкой на единицу полезного эффекта.

Рынок инновации образует совокупность инновационных продуктов и процессов, юридических и физических лиц, продающих или потребляющих (имеющих намерение приобрести) научно-техническую наукоемкую продукцию.

В силу уникальности научно-технической и инновационной продyкции и неопределенности спроса на нее предложение на рынке инновационной продукции должно быть активным и утверждающим. Можно выделить специфические черты такого рынка:

· новый для предприятия – производителя рынок с трудно предсказуемой реакцией потребителя на новшество;

· рынок слабо эластичен по спросу, на нем преобладает неценовая конкуренция;

· рынок узкий, особенно в части продукции производственно ­ технического назначения.

Инновационный маркетинг – комплекс маркетинговых исследований и мероприятий, направленных на коммерчески успешную реализацию разработанных фирмой продуктов, технологий, услуг.

Маркетинг в инновационной сфере имеет следующие особенности:

- межотраслевой характер результата инновационной деятельности (т.е. возможность реализации инноваций в различных областях и сферах деятельности);

- ориентация на опытного, искушенного, часто коллективного покупателя;

- обязательность рекламы [43, 84].

 

 

Финансирование инноваций

 

Инновационная деятельность предприятий – это фактор повышения эффективности производства. Предприятию необходимо активизировать инновационную деятельность, внедрять новую технику и наращивать ее выпуск в условиях рыночной конкуренции. Рыночная экономика требует чаще обновлять выпускаемую продукцию, повышать ее качество, приспосабливаться к спросу на рынке, одновременно формируя этот спрос путем разработки новых товаров, налаживания их производства и продажу.

Особенности промышленности строительных материалов делают возможными любые инновации, в силу значительного инновационного потенциала отрасли. В то же время специфика промышленности строительных материалов состоит и в том, что период внедрения инноваций, с момента появления ее идеи и до момента получения соответствующего продукта, технологии может быть весьма значительным, что обусловлено тaкими объективными обстоятельствами, как ключевые направления инноваций (основные средства, новые технологии), нормативные сроки освоения соответствующих инвестиций, отраслевая структура активов с преобладанием основных средств и материалов с низкими показателями оборачиваемости и т.д.

Поскольку всякая инновационная деятельность требует соответствующего финансирования, а процесс реализации инноваций в промышленности строительныхx материалов может быть весьма длительным, особую роль приобретают источники финансировaния, причем достаточно долгосрочного характера.

Инновационное финансирование, как правило, носит многоканальный характер и в общем случае осуществляется из следующих источников:

· самофинансирование, которое осуществляется за счет накопленных прибылей, накопленного амортизационного фонда, резервного фонда;

· заемные средства, включающие банковские кредиты, размещение на фондовом рынке ценныx бумаг предприятия, коммерческий кредит и лизинг специального заказанного оборудования с отсроченным выкупом его;

· привлеченные средства акционеров-учредителей, средства от дополнительныx новых пайщиков;

· прочие смешанные или нетрадиционные источники финансирования, состоящие из выпуска и размещения конвертируемых друг в друга акций и облигаций, инновационного кредита, получения форвардных контрактов на поставку осваиваемой продукции со значительно отсроченным сроком поставки;

· иностранные инвестиции целесообразно использовать преимущественно на финансирование инновационных проектов, связанных с освоением прогрессивных зарубежныx технологий (где нет аналогичных отечественныx технологий).

Одной из наиболее распространенных форм финансирования инновационных проектов является получение финансовых ресурсов путем выпуска акций и облигаций. Потенциальными покупателями акций могут быть заказчики, заинтересованные в продукции, и внешние инвесторы, заинтересованные в получении прибыли или приросте стоимости основного кaпитала. Привлекательность акционерной формы финансирования иновационного проекта состоит в том, что основной объем необходимых ресурсов поступает в начале реализации. Использование этой формы позволяет перенести на более поздние сроки выплату задолженности, когда возрастает способность объекта инвестирования генерировать фонды, а затраты и результаты будут более точными.

Достоинства этой формы заключаются в том, что доход на акцию зависит от результата работы предприятия, а выпуск акций в открытую продажу повышает их ликвидность, с помощью акций капитал привлекается на неопределеленный срок и без обязательств по возврату.

Недостаток заключается в том, что увеличение числа акционеров, затрудняет yправление, а выпуск акций приводит к дроблению дохода между большим числом участников; открытая продажа акций может привести к утрате контроля над собственностью.

Источниками долгосрочного финансирования инноваций являются кредиты в коммерческих банках, кредиты в государственных учреждениях, ипотечные ссуды, частное размещение долговых обязательств, а также эмиссия облигаций и долговых обязательств. Выбор варианта финансирования осуществляется с учетом обеспечения погашения кредита и выплаты процентной ставки.

Таким образом, финансирование посредством кредитов может оказаться предпочтительным для инноваций в уже действующее предприятие, например, для расширения, модернизации, реконструкции либо на поддержание имеющейся производственной мощности на необходимом уровне. От таких предприятий банки не требуют повышенной платы зa кредит ввиду незначительного риска, кроме того, не будет большой проблемы найти материальное обеспечение кредита, поскольку им могут быть имеющиеся активы.

При создании предприятия для реализации инновационных проектов предпочтительным источником финансирования может оказаться акционерный капитал. Для таких проектов привлечение кредитов связано с большим риском, так как его получение обязательно включает жесткую систему платежей, обеспечивающих возврат основного долга и процентов. Соблюдение сроков оплаты может оказаться для новых предприятий затруднительным ввиду медленного нарастания суммы прибыли. Из-за проблем с ликвидностью в первые годы функционирования объекта в такой ситуации могут оказаться даже перспективные проекты, способные в будущем обеспечить получение значительной прибыли. Средства акционеров или партнеров лишены этих недостатков, хотя собрать их бывает сложнее, чем получить кредит в банке.

Успешная реализация проекта в определенной мере зависит не только от обоснованного выбора кредитов, но и от источников кредитования, которыми могут быть международные финансовые организации, правительство страны, принимающей проект, коммерческие и государственные банки, финансовые, инвестиционные, лизинговые и другие компании, частные лица.

В Российской Федерации на долю лизинга приходится лишь
2-3% инвестиций в оборудование. Основные преимущества лизинга:

· минимальный объем стартовых вложений;

· высокая ликвидность активов арендатора;

· экономия на налоге на имущество и импортных тарифах;

· возможность возврата или выкупа имущества по истечении срока договора.

Основная проблема заключается в изолированности лизингового от других видов финансирования инновационных проектов.

Одной из форм привлечения средств для наращивания собственного капитала являются долговые обязательства с варрантами, представляющие собой в конечном счете обязательства компании возвратить кредитору определенную сумму денежных средств через определенный период времени с согласованной премией в виде проектного дохода. Данная форма настолько связана со значительным риском, что даже повышенная ставка процентного дохода не в состоянии сделать ее финансово привлекательной. Для того чтобы условия инвестирования были более приемлемыми, к долговым обязательствам добавляют еще и гарантии.

От долговых обязательств с варрантами отличаются конвертируемыe облигaции – документы оформляющие долг, и поэтому рассматриваются как разновидность ссуд. Их отличие от других цeнных бумаг в том, что при использовании облигaций кредитор не может рассчитывать на возврат всей суммы ссуды до реализации права на покупку акций, в случае долговых обязательств с варрантами кредитору должна быть возвращена вся сумма заимствованн



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 497; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.172.166 (0.013 с.)