Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Производственно-экономическая система

Поиск

В существующей практике широкое применение нашли такие понятия, как «предприятие», «фирма», «организация». Раскроем смысл этих понятий.

Под предприятием – понимается самостоятельно хозяйствующий субъект, созданный (учрежденный) в соответствии с действующим законодательством для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Фирма (итал. firma) – самое общее название предприятия, компании, хозяйствующего общества, коммерческой организации.

Организация совокупность людей, их групп, объединенных для реализации определенной программы или цели, решения какой-либо задачи на основе принципа разделения труда и обязанностей, иерархической структуры построения, других правил и процедур; внутреннее упорядочение, согласованность взаимодействия более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленные его строением; сочетание процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого; общественное объединение, предприятие или учреждение любой формы собственности.

Понятие "организация" употребляется к экономическим, социальным, биологическим и некоторым техническим объектам (обычно в общем контексте с понятием структуры и системы). В общем виде организация представляет собой создание или упорядочение каких-либо частей, элементов в целесообразное единое целое.

Как структура организация характеризуется рядом признаков:

· совокупность материальных и иных ценностей и трудового коллектива с его опытом и знаниями, достижениями, определяющими развитие организации в производственном отношении;

· целью, которая стоит перед ней и придает ее коллективу определенность и направленность действий;

· внутренним центром, придающим организации стабильность и устойчивость к внутренним и внешним факторам;

· саморегулированием, означающим, что центр на основе имеющейся информации самостоятельно принимает решения, касающиеся внутренней жизни организации, координирует действия ее членов;

· способностью защиты от воздействий внешнего окружения, в том числе и от других организаций.

В основе науки об организации лежит теория систем. Система – это форма и способ устройства, множество закономерно связанных друг с другом элементов – предметов, явлений, взглядов, знаний, представляющих собой определенное целостное образование (единство).

Систему особого класса представляет собой производственно-хозяйственная система, включающая кадры, средства производства и другие элементы, необходимые для ее функционирования. Считается, что любая производственно-хозяйственная система состоит, как минимум, из трех основных блоков: поступления исходных ресурсов; сам производственный процесс, позволяющий преобразовать ресурсы в новое качество (с новыми свойствами); результат функционирования системы – готовый продукт. Каждая система имеет входное воздействие на нее внешней и внутренней среды, систему производства продукта (обработки, переработки предметов труда), конечные результаты функционирования системы и обратную связь.

Производственно-хозяйственная система (предприятие, фирма и т.п.), используя в процессе производства имеющиеся ресурсы, такие, как производственные здания и сооружения, машины и оборудование, сырье и материалы, кадры и другие, получает в результате готовый продукт (изделие) с новыми свойствами, которыми каждый используемый ресурс не обладает. Это свидетельствует о целостности системы, так как нельзя получить продукт труда, отвечающий всем требованиям, не располагая всеми видами ресурсов.

Упрощенно производственно-хозяйственную систему (предприятие, фирму) как элемент социально-экономической структуры общества можно представить в следующем виде (рис. 1.1).

Отличительными признаками производственно-хозяйственной системы являются:

· производственно-экономическая деятельность;

· наличие единой технической подсистемы;

· экономическое и организационное единство;

· горизонтальное и вертикальное разделение труда;

· тесная взаимосвязь с внешней средой.

 

Рис. 1.1. Предприятие (фирма) как открытая система
и ее основные функции

 

Производственно-экономическая деятельность определяет суть процесса функционирования каждой хозяйственной системы и ее элементов. Результатом этого процесса является выпуск каждым из них продукции или оказание услуг по заключенным договорам, реализация ее заказчикам и получение финансовых средств, обеспечивающих достижение целей организации, возобновление нового цикла производственной деятельности. Производство, таким образом, выступает как сердцевина хозяйственной организации. Осуществляемое на основе рационального сочетания во времени, пространстве используемых ресурсов при экономически обоснованном ведении производственных процессов оно способно обеспечить эффективное функционирование системы в целом. Оно дает ответ на вопрос, что необходимо производить и поставлять на рынок, как это делать чтобы достичь успеха.

Преемственность решений и мер по формированию ассортимента производимой продукции или оказываемых услуг, поддержанию конкурентоспособности обеспечивается наличием товарной политики. Хорошо продуманная товарная политика не только позволяет оптимизировать процесс производства и использования ресурсов, обновления товарного ассортимента, но и служит своего рода указанием общей направленности действий, способных скорректировать управление текущими ситуациями.

Разработка и осуществление товарной политики, требуют соблюдения ряда условий: четкого представления о целях, производственной деятельности организации, ясного представления о возможностях и ресурсах организации, тенденций ее развития на перспективу, особенностей технологии производства, хорошего знания рынка и характера его требований.

Чтобы выбрать эффективную производственную программу хозяйственной организации следует сначала четко определить, кто его покупатели? где они? что считают ценностью? Ответ на эти вопросы может дать понимание существа дела организации, ее предназначения. Причем задавать эти вопросы и отвечать на них необходимо не только в момент создания организации, либо когда появляются проблемы и неприятности со сбытом. Эти вопросы должны быть в центре внимания и на вершине успеха.

Успех может быстро превратиться в катастрофу, если руководство организации не понимает, что все методы достижения его стареют, а ситуация в экономике и на рынке подвержена резким изменениям. Только модификация, расширение, развитие существующего производства на ходу, т.е. гибкость и адаптивность, способны обеспечить устойчивый успех организации. Наличие этих качеств позволяет отличить хозяйственную организацию, способную к самостоятельному росту, от организации, достигшей успеха на волне общего подъема экономики или отрасли. А кто поднимается на такой волне, тот обречен падать вместе с ней.

Товарная политика в значительной степени взаимодействует с реальными условиями деятельности хозяйственной организации, спецификой ее профиля. Вместе с тем, как показывает практика, находящиеся в примерно равных условиях организации решают по разному свои производственные проблемы: одни проявляют полное неумение изменить производство в соответствии с изменениями требований рынка, другие же находят перспективные пути развития.

К решению подобных задач на любом хозяйственном уровне необходим стратегический подход. Стратегия - это долговременный курс товарной политики, рассчитанной на перспективу и предусматривающей решения принципиальных задач. Поскольку рыночный успех является главным критерием оценки деятельности организаций, а их рыночные возможности предопределяются правильно разработанной и последовательно осуществляемой товарной политикой, постольку получение информации, необходимой для принятия решений связанных с формированием, управлением ассортиментом и его совершенствованием, могут обеспечиваться на основе изучения потребителей, их запросов и возможностей.

Техническое единство основывается на общности назначения изготовляемой продукции или процессов ее производства, наличии общих материально-технических ресурсов, технологий, информационных систем, вспомогательных и обслуживающих подразделений. Оно создает условия для разработки единой системы технической документации, осуществления общей технической политики, квалифицированного технического руководства.

В рамках хозяйственной системы производственные подразделения объединены единым производственным процессом и поэтому между ними существуют неразрывные производственные связи. Подразделения основного производства, где происходят процессы преобразования предметов труда в готовую продукцию, связаны и взаимодействуют с подразделениями вспомогательного и обслуживающего производства, где либо создается продукт, потребляемый основным производством, например, энергия, инструмент, запасные части для ремонта и тому подобное, либо осуществляются процессы, помогающие нормальному функционированию основного и вспомогательного производства, например, транспортировка и перемещение грузов, складирование, хранение и т.п.

Схема взаимосвязей, основанных на техническом единстве хозяйственной организации, представлена в рис. 1.2.

Вместе с тем как система в целом, так и отдельно рассматриваемые производственные подсистемы (подразделения) являются целостным хозяйственным организмом, отражающим единство его производственной и экономической деятельности.

Экономическое единство обеспечивается наличием общих планов, капитала, денежных ресурсов, договорных обязательств, экономических результатов, использования единой системы индивидуального, группового и коллективного стимулирования труда, методов эконо-

Подразделения технической подготовки   Подразделения вспомогательного производства   Подразделения, обслуживающие производство транспорт, складское хозяйство
     
Подразделения материально-технического обеспечения производства Предприятия или цехи основного производства СБЫТ
               
                     
    Заготовительные Обрабатывающие Выпускающие  

 

Рис. 1.2. Производственно-технические взаимосвязи
элементов хозяйственной системы

мического взаимодействия между подразделениями и службами организации, участия в прибылях и доходах.

Организационное единство предполагает единую для системы территорию, генеральный план, орган управления (управляющую подсистему), коллектив.

Генеральный план – важнейшая часть проекта организации, содержащая комплексное решение вопросов планировки и благоустройства территории, размещения зданий, сооружений, транспортных коммуникаций, инженерных сетей, организации систем хозяйственного и бытового обслуживания, а также расположения организации на территории промышленного района.

Компактность застройки, размещение структурных подразделений в соответствии с требованиями рациональной планировки и обеспечения перспективы развития позволяют организации экономить капитальные вложения, снижать объемы строительных работ и внутрифирменных перевозок, уменьшить протяженность коммуникаций, сократить длительность производственного цикла, ускорить процесс реализации продукции. Оно также обеспечивает повышение производительности труда и снижение издержек производства, улучшение условий труда, планировки рабочих мест, рациональное использование земли и площадей.

Орган управления мобилизует и приводит в движение материальный, информационный и социальный потенциал для достижения поставленных целей, обеспечивает поддержание равновесия между всеми элементами системы, выполняемыми ими процессами. При этом полномочия и формы их реализации органа управления любого уровня определяются внутренним состоянием системы, факторами внешней среды, включая и такие составляющие, как уровень культуры, а также ценностные ориентации общества, принятые в нем традиции и нормы.

Структура и функции управляющей системы, ее эффективность и дееспособность оказывают существенное влияние на совокупную эффективность всей организации в целом. Требования к управляющей системе повышаются и приобретают новые грани в современных условиях в связи с всевозрастающей необходимостью внедрения гибких производств, требующих высоких навыков, квалификации, самостоятельности и инициативности работников, уменьшения ступеней иерархичности управления и его регламентации.

Она должна соответствовать целям и задачам организации и обеспечивать выполнение всех функций управления, базироваться на детально разработанных организационных схемах, должностных инструкциях, четком распределении прав и ответственности между подразделениями и исполнителями, обеспечить достижение индивидуальных целей, одновременно внося вклад в дело достижения целей всей организации. Однако в современном быстроизменяющемся мире необходима свобода работников в рамках общей стратегии, обеспечивающая приспосабливаемость поведения управленческих работников к изменяющимся реалиям, система управления с участием всех работников на основе консультаций между менеджерами различных уровней и подчиненными им рабочими группами.

Две стороны отношений – централизм и самостоятельность – в деятельности управляющей подсистемы взаимно дополняют друг друга. Централизм в управленческих отношениях, обличенный в форму единой иерархической цепочки подчиненности сверху вниз от высшего руководителя организации до низшего звена управления, оправдан лишь в той мере, в какой он необходим для обеспечения движения объекта управления к общей цели. Наиболее успешное решение этой задачи реализуется на основе принципа - разрешено все, что не запрещено.

Однако механизм социального управления сбалансирован. Чем больше прав и обязанностей у одной стороны, тем меньше их у другой. Поэтому для обеспечения эффективного управления требуется определить оптимальные соотношения между централизмом и самостоятельностью. Чрезмерная централизация сужает сферу реализации индивидуальных и групповых интересов, возможности раскрытия творческих способностей, учета всей специфики отдельных ситуаций и состояния объекта управления, без которых невозможно принять правильное управленческое решение.

Преодоление негативных тенденций к чрезмерной централизации власти требует перераспределения прав и обязанностей между ступенями управления, а также между субъектом и объектом управления в пользу нижестоящих органов управления и всех участников производства. Особенно важно обеспечивать условия и гарантии невмешательства централизованных вышестоящих подразделений в деятельность нижестоящих структур управления вне рамок установленных им полномочий. В свою очередь, необходимо обеспечить способность вышестоящих органов воздействовать на нижестоящие структуры в целях приведения их деятельности в соответствие с общими требованиями и задачами. Отсутствие такого механизма управления приведет к развитию группового эгоизма, дезорганизующего деятельность организации.

Распределение функций, полномочий, прав и обязанностей осуществляется на основе принципа сбалансированного приоритета.
В зонах приоритета деятельности каждого из субъектов управления может быть реализована их самостоятельность и инициативность. Они являются независимыми и полномочными в рамках установленных границ компетенции, несут ответственность за эффективность принимаемых решений в этой области решений. Кроме того, определяется зона паритета, где все субъекты равноправны, а решения принимаются на основе общего согласия сторон, так как здесь пересекаются общие и особые интересы участников управления, создаются возможности для отыскания взаимоприемлемых, согласованных решений, что позволяет учесть многообразие интересов в процессе совместного достижения общих целей организации.

Установление зон правовой и реально гарантированной независимости нижестоящего субъекта дает возможность активно включать его интересы, развивать самостоятельность, сводить до минимума произвольное вмешательство, не допускать волокиты, повышая оперативность принятия решений, бюрократизации. Конкретная совокупность функций, прав и обязанностей, конечных целей и задач, составляющих содержание зон приоритета и паритета, зависит от особенностей управленческой деятельности, характера выполняемых задач. С их изменением необходимо менять и содержание зон, сохраняя при этом общие принципы организации и сбалансированности приоритетов.

Трудовой коллектив составляют все работники, участвующие своим трудом в деятельности организации на основе трудового договора. Он является основной социально-экономической ячейкой общества, в которой как первичной клеточке, отражены важнейшие свойства и тенденции всего общественного организма. Коллектив в переводе с латинского означает собирательный. В плане составляющего элемента хозяйственной системы – это организационная общность людей, объединенных конкретным видом общественно-полезной деятельности, осуществляемой в рамках определенной организационно-правовой формы и складывающимися в ходе этой деятельности отношениями сотрудничества, взаимопомощи, ответственности, интересами, ценностными ориентациями, установками, нормами поведения.

Следует различать понятия хозяйственной организации и трудового коллектива. Хозяйственная организация - социотехническая система, в рамках которой осуществляется процесс производства, создания необходимой рынку потребительской стоимости. Иными словами, хозяйственная организация позволяет обеспечить процесс движения капитала для достижения определенных целей его владельцев через функционирование экономически относительно обособленной системы.

Трудовой коллектив формируется в рамках данного хозяйственного звена, но не сливается с ним. Различия между хозяйственной организацией и трудовым коллективом находят юридическое оформление в заключении трудового договора, либо контракта, а также коллективного договора.

Контракт представляет собой непосредственное соглашение между организацией и принимаемым ею работником. В нем содержатся обязательства сторон по характеру, качеству, условиям работы, повышению квалификации, продолжительности рабочего дня, уровня и характера оплаты труда и тому подобное, ответственность за нарушение условий контракта.

Коллективный договор в условиях рыночной экономики становится одним из основных нормативных актов, регулирующих трудовые и социально-экономические отношения в хозяйственной организации. Анализ трудовых конфликтов, возникающих в коллективах организаций с администрацией, свидетельствует о том, что многие выдвигаемые требования и вопросы могли бы быть решены в рамках коллективных договоров. Общее собрание трудового коллектива решает вопрос о необходимости заключения с администрацией коллективного договора (соглашения), рассматривает его проект и уполномочивает профсоюзный комитет либо другой орган подписать его от имени трудового коллектива. Сроки заключения, содержание и период действия коллективного договора определяются сторонами. С учетом зарубежного опыта наиболее оптимальным является срок от одного года до трех лет.

Трудовой коллектив выступает одновременно и как объект и как субъект управления. Как объект управления он подвергается воздействию всех элементов управляющей системы, которая обязана обеспечить формирование целей и управляющее воздействие на объект управления для достижения этих целей. Однако, как уже было сказано ранее, власть пронизывает всю организацию, она везде, где есть система коллективных действий, имеется некоторая свобода выбора решений. Поэтому следует признать факт необходимости участия работников в управлении, ибо люди работают эффективнее в организации, в которой они сами принимают решения по вопросам организации их собственного труда, устранению производственных проблем, улучшению использования ресурсов, создания благоприятного социально-психологического климата.

Таким образом, трудовой коллектив выступает и как субъект управления, влияние которого распространяется на все сферы жизнедеятельности организации и общества в целом, но прежде всего на экономическую сферу. Оно осуществляется в форме самоуправления в организациях с коллективной формой собственности (кооперативы, акционерные общества, товарищества и общества с различной степенью ответственности и т.п.), основной формой проявления которого является общее собрание или конференция, привлечения трудящихся к управлению через различные объединения, малые группы, комитеты, кружки, гибкие структуры управления и т.п.

Организации в целях вовлечения работников в управленческий процесс образуют совместные рабочие группы или комитеты, в которые входят представители всех категорий работников, заинтересованных в решении возникших проблем. Эти группы, создаваемые обычно на временной основе, решают конкретные задачи в увязке с общими целями организации. На творческое участие всех работников в управлении мотивированы системы оценки деятельности, оплаты труда и продвижения по служебной лестнице работников.

Очень важно обеспечить стабильность и гибкость состава трудового коллектива. Стратегия стабилизации состава и гарантии занятости, используемые в качестве средств для повышения гибкости в управлении персоналом, обеспечения условий для тесного взаимодействия работников и сохранения наиболее квалифицированного персонала, дает значительный экономический эффект и формирует у работников желание повышать результативность своей работы, не опасаясь увольнения, что делает организацию более прибыльной, а значит и конкурентоспособной. Однако это возможно лишь при соблюдении ряда условий: отказ от неэффективной классификации работ; создание возможности для использования производственного опыта и повышения квалификации работников; исключения возможности оправдания низкой эффективности объективными обстоятельствами; создание условий для творческого труда, внедрения новшеств, продвижения по службе или перемещения по горизонтали с изменением уровня квалификации или мотивации; использование гибкой системы оплаты труда и т.п.

Одним из основных признаков организации является разделение труда между ее участниками. и составляющими элементами. Если несколько человек работают вместе для достижения общей цели, то они должны делить работу между собой на многочисленные небольшие специализированные задания, позволяющие организации выполнять гораздо больший объем работ лучшего качества, достичь большей их эффективности, чем если бы то же самое количество людей работало самостоятельно. Такое разделение труда называется горизонтальным.

Горизонтальное разделение труда обеспечивает расчленение всей деятельности организации на составляющие компоненты, представляющие ее основные виды деятельности. Оно служит основой для образования структурных подразделений, выполняющих специфические виды деятельности, реализующих определенные цели и задачи. Крупные организации формируют свои подразделения по предметному, технологическому, географическому и иным принципам. Такие подразделения внутри себя могут содержать более мелкие структуры, специализирующиеся на выполнении специфических видов деятельности.

Как и организация в целом, частью которой они являются, подразделения и их элементы представляют совокупность индивидов (групп людей), деятельность которых сознательно направляется и координируется для достижения общей цели. Таким образом, большие и сложные организации состоят из нескольких специально созданных для выполнения конкретных целей и специализированных по определенным признакам взаимосвязанных организаций и систем, а также многочисленных неформальных групп, возникающих спонтанно.

Следовательно, объектами управления любой хозяйственной организации как социотехнической системы являются производственные подразделения (цели, участки), отделы и службы (как основные производственные и административные единицы), а также производственный процесс, как совокупность последовательно выполняемых частных процессов по изготовлению изделий (выполнению услуг), протекающий во времени и пространстве внутри этих подразделений.

В общем плане можно выделить четыре основных сферы деятельности социально-экономических организаций: приобретение материально-технических элементов производства; производство; маркетинг и сбыт; управление и финансирование.

Приобретение товаров и материально-технических ресурсов включает деятельность по определению потребности, источников и форм поставки, приобретению товаров и их завозу, складированию, отпуску на различные нужды, контроль за рациональным использованием и хранением, а также движением складских запасов и соблюдением нормальной величины остатков.

Производство охватывает деятельность в области научно-исследовательской и проектно-конструкторской сферы, планирования.продукции и производства, выбор и разработку технологических процессов, обеспечение использования производственных мощностей, контроль за производством.

Маркетинги сбыт предполагает изучение рынка, выявление внутренних резервов и возможности повышения конкурентоспособности, рекламную деятельность, совершенствование возможности продажи товаров (каналов сбыта), обработку заказов и их выполнение, сервисное обслуживание и т.п.

Управление и финансирование включает комплекс работ по выработке политики заключения сделок, планированию, организации, определению источников инвестирования, приобретению капитала, использованию прибыли, юридическому обеспечению производства, работы с кадрами, ведению бухгалтерского учета, составлению отчетности, взаимодействию с кредитными, финансовыми органами, налоговой инспекцией и т.п.

Поскольку горизонтальное разделение труда расчленяет работу в организации на составляющие части, постольку возникает необходимость в координации действий с тем, чтобы обеспечить их согласованность и достижение намеченных общих результатов.

Вертикальное разделение труда обеспечивает отделение работы по координированию действий и выполнению функций, вытекающих из самого общественного характера труда, от производственных процессов, обеспечивающих превращение «входа» в «выход». Т.е. в сущности, в результате вертикального разделения труда происходит выделение управления в самостоятельную сферу деятельности, в задачу которой входит руководство и контроль за деятельностью материально обеспечивающей подсистемы и эффективностью функционирования всей организации. Важным фактором повышения результативности организации является разделение труда внутри управляющей системы, т.е. специализация управленческих работников на выполнении определенных видов деятельности, разграничение их полномочий, прав, сфер ответственности.

Аппарат управления можно представить в виде трехступенчатой пирамиды, в основании которой находятся руководители низового звена, выше - руководители среднего звена, а на вершине - руководители высшего звена. Форма пирамиды используется для того, чтобы показать тенденцию уменьшения числа работников по мере увеличения уровня (ступени) управления.

К низшему уровню управления относятся руководители первичных подразделений (бригад, смен, участков). Они в основном осуществляют контроль за ходом выполнения производственных заданий, отвечают за рациональное использование выделенных им ресурсов. Работа руководителей низового звена является напряженной, наполненной разнообразными действиями с коротким временным перерывом для реализации решений, большой удельный вес в работе занимает общение.

Руководители среднего звена – это начальники цехов и производств, заведующие и начальники отделов и служб. Трудно обобщить и выделить характер работы этих руководителей, он в значительной степени определяется содержанием работы подразделения. В основном, среднее звено управления является связующим звеном между руководителями высшего и низшего звеньев. Они, как правило, готовят информацию для принятия решений руководителями высшего звена и организуют выполнение решений руководителями низового звена.

Руководители высшего звена отвечают за организацию в целом или за какую-либо крупную функцию (цель). Сильные руководители высшего звена накладывают отпечаток своей личности на весь облик организации. Поэтому успешно действующие руководители высшего звена в больших организациях ценятся очень высоко, их труд оплачивается очень хорошо.

Иерархия как универсальный принцип построения любой организационной системы является объектом критики и предметом заботы одновременно. Передача полномочий наверх, отчуждение свободы личности приводит к накоплению власти по мере возрастания уровня организации. Чем выше уровень управления, тем больше власти при меньшем количестве ее носителей, т.е. иерархия строится по принципу пирамиды, к вершине которой концентрация власти возрастает. Внутри каждого уровня управления происходит горизонтальное разделение, по характеру и содержанию связанного с ним труда на ряд функций. Каждой функции присущ замкнутый цикл работ, объединяемых общностью их значения и играющих определенную роль в управлении. В этих условиях различные структуры, отдельные работники имеют свои функции и решают свои задачи, отвечая при этом за свой участок производственного процесса, вступая в отношения руководства, подчинения, контроля и сотрудничества. Эффективная управляющая система обеспечивает успешное функционирование и развитие организации, является ее главным ресурсом.

В настоящее время управленческий труд приобретает черты человеко-машинной системы, что роднит организацию процессов управления с организацией производственных технологических процессов, его ресурсы включают материалы, информацию, опыт и квалификацию кадров, традиции управления и т.п.

Управляющая система как субъект управленческой деятельности в организации выполняет различные функции и задачи, важнейшие из которых можно сгруппировать в три группы: постановка и формирование отношений внутри и вне организации; мотивация работников на достижение целей, координация их усилий; выбор средств для достижения поставленных целей.

Любая организация - это часть более крупной системы, т.е. она является открытой структурой, встроенной во внешнее окружение. На входе организация получает ресурсы из внешнего окружения, преобразует эти ресурсы и отдает внешней среде созданный ею продукт или услуги.

С этой точки зрения организация может быть представлена как сознательное, целенаправленное объединение людей, осуществляющих преобразование приобретенных ресурсов в требуемый продукт. Управление в таких условиях обеспечивает баланс взаимодействия между процессами входа, преобразования, выхода, а также концентрацию усилий и ресурсов организации на эффективное и результативное их выполнение.

Открытая система характеризуется взаимодействием организации с внешней средой, она постоянно обменивается с окружающим ее миром энергией, информацией, ресурсами, технологией и тому подобное и приспосабливается к изменениям во внешней среде. Для того чтобы выжить и добиться успеха в конкурентной борьбе, организация должна быть восприимчивой, гибкой, отслеживать действия факторов внешней, а не только внутренней среды, так как главные предпосылки успеха в современных условиях находятся не столько внутри, сколько во вне ее. Они связаны с тем, насколько удачно организация вписывается во внешнюю среду, а все внутренние построения есть ответ на различные воздействия внешней среды.

Организациям, функционирующим в условиях рыночной экономики, приходится самостоятельно решать не только вопросы внутренней организации, но и всей совокупности связей с внешней средой. Маркетинговая деятельность, расширение внешнеэкономических связей, привлечение инвестиций, налаживание коммуникаций и другие проблемы стоят в ряду важнейших для эффективной деятельности современной хозяйственной системы. Организации все чаще обращаются к методам стратегического планирования и управления, рассматривая внезапные и существенные изменения во внешней среде, в технологиях, в конкуренции и рынках как реальность современной экономической жизни, требующей управленческих решений. В связи с этим меняются виды структур управления в направлении развития адаптивности, гибкость и маневренность в которых ценится выше, чем пунктуальность исполнения должностных обязанностей и инструкций. Получает признание важность использования специфических приемов, с помощью которых выделяются факторы, воздействуя на которые можно достичь успеха, т.е. эффективно реализовать намеченные цели. Значение факторов внешней среды резко повышается, именно они диктуют стратегию и тактику организации.

Организация полностью зависит от внешней среды как на «входе», т.е. в отношении формирования ресурсов (материально-технических, информационных, человеческих, финансовых), так и в отношении «выхода» - потребителей продукции и результатов.

Понятие внешней среды включает факторы прямого воздействия (поставщики, конкуренты, потребители, союзы и общества, торговые предприятия, правительственные и местные органы и т.п.) и факторы внешней среды косвенного воздействия – это политическая обстановка, экономическое развитие страны и региона, социально-культурные и плановые нормы, географические условия и т.п.

Являясь самостоятельным хозяйствующим субъектом организация самостоятельно формирует производственную программу, распоряжается ресурсами, выпускаемой продукцией, полученным доходом, остающимся после уплаты налогов и обязательных платежей, привлекает финансовые ресурсы, осуществляет внешнеэкономическую и административно-распорядительную деятельность, образует союзы и объединения, выполняет принятые по договорам обязательства и несет ответственность за их не надлежащее исполнение, а также социальную ответственность перед своими работниками и обществом в целом.

Управление осуществляется собственником имущества непосредственно либо через уполномоченные им органы. Организация самостоятельно определяет структуру органов управления и затраты на их содержание.

Деятельность социально-экономической организации регламентируется ее организационно-правовой формой. Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, введенному с 1 января 1995 г., они создаются в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 861; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.241.253 (0.014 с.)