Ценовая стратегия предприятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ценовая стратегия предприятия



Ценовая стратегия является важнейшей составляющей ценовой политики предприятия.

Ценовая стратегия разрабатывается исходя из особенностей товара, возможностей изменения цен, условий производства, ситуации на рынке, соотношения спроса и предложения.

Существуют следующие ценовые стратегии, используемые предприятиями.

Стратегия «снятия сливок». Выход на рынок с новым товаром обеспечивает предприятию монопольное положение на рынке. Предприятие устанавливает максимально высокую цену, которая обеспечивает норму прибыли, во много раз превышающую среднюю для данной отрасли. Но тяга к новому у определенной части потребителей столь велика, что престижные соображения нередко преобладают над рациональными. Снижение цены производится после того, как пройдет первая волна спроса. Снижение цены привлекает новых покупателей, могущих позволить приобрести данный товар по своим финансовым возможностям. Это позволяет завоевать новые сегменты рынка. Однако проведение стратегии «снятия сливок», как правило, ограничено во времени. Высокий уровень цен стимулирует конкурентов быстро создавать аналогичные товары или их заменители. Поэтому крайне важно в определенный момент начать снижение цен.

Стратегия проникновения (внедрения) на рынок. Чтобы привлечь интерес покупателей к продукции предприятия и постепенно закрепиться на новом рынке, целесообразно устанавливать сниженные цены по сравнению с ценами конкурентов или с собственными ценами, по которым предприятие продает свои товары на уже освоенных рынках. Такая ценовая стратегия выгодна на первоначальном этапе проникновения на новый рынок. Далее, по мере завоевания определенной доли рынка и сформирования устойчивой клиентуры, цены на новый товар постепенно (ступенчато) повышают до уровня цен конкурентов. Однако, такое повышение цен должно каким-то образом оправдываться, - например, указанием на инфляционные процессы, рост производственных и сбытовых расходов, улучшение качества и т.п. Увеличение цен без подобного объяснения будет негативно отражаться на репутации предприятия.

Стратегия психологической цены основана на учете психологии покупателя, особенности его ценовосприятия. Обычно цена устанавливается в размере чуть ниже круглой суммы. Это создает впечатление очень точного определения затрат на производство и невозможности обмана, уступки покупателю и выигрыша для него. Учитывается также и тот психологический момент, что покупатели любят получить сдачу. На самом деле в выигрыше остается продавец за счет увеличения объема продаж и соответственно суммы полученной прибыли.

Стратегия следования за лидером в отрасли или на рынке предполагает, что цена на товар устанавливается на уровне цены главного конкурента – ведущего предприятия отрасли или доминирующего на рынке.

Стратегия быстрого возмещения затрат. В некоторых случаях предприятие желая быстро возместить затраты, связанные с разработкой, производством и сбытом товара, устанавливает невысокую цену. Такая стратегия «доступных цен», рассчитанная на активную продажу больших объемов продукции, порой бывает вызвана неуверенностью в длительном коммерческом успехе товара.

Нейтральная стратегия ценообразования предусматривает определение цены на новую продукцию на основе учета фактических издержек производства, включая среднюю норму прибыли на рынке или в отрасли.

Стратегия последовательного прохода по сегментам рынка (стратегия скользящей цены). Данная стратегия близка по содержанию к стратегии «снятия сливок». Товар предлагается тем сегментам рынка, на которых покупатели готовы заплатить высокую цену по соображениям престижного или иного характера. После получения повышенных цен на первом этапе продаж предприятие переходит к поставкам товаров по более низким ценам последовательно на такие сегменты рынка, которые характеризуются большей эластичностью спроса (увеличением объема покупок при снижении цен).

Такая ценовая стратегия проводится обычно по отношению к потребительским товарам длительного пользования, а также некоторым товарам производственного назначения – особенно изделиям «высокой технологии».

Стратегия долговременной цены обычно проводится в отношении товаров массового спроса. Действует она, как правило, длительное время и слабо подвержена изменениям.

Стратегия гибкой цены основана на ценах, которые быстро реагируют на изменение соотношения спроса и предложения на рынке. Применение этого метода цен особенно оправдано, когда имеют место сильные колебания спроса и предложения в относительно короткие сроки, например, при продаже свежей рыбы, цветов, т.е. скоропортящихся товаров.

Стратегия преимущественной цены используется предприятием занимающим значительную долю рынка (70-80%) и имеющим возможность снизить цены на свои товары за счет значительного снижения издержек производства и реализации и увеличения объемов производства. Данная стратегия используется для закрытия доступа на рынок новым конкурентам.

Стратегия установления цен на изделия, снятые с производства, выпуск которых прекращен, предполагает не распродажу по сниженным ценам, а ориентацию на строго определенный круг потребителей, нуждающихся именно в этих товарах. В этом случае цены выше, чем на обычные товары, например, при производстве запасных частей к автомобилям, снятым с производства.

Стратегия «убыточного лидера». Современная сбытовая политика характеризуется очень частой продажей не единичных товаров, а целых комплексов. Так, предприятия, производящие сельскохозяйственное оборудование, предлагают целый набор навесных и прицепных орудий к трактору. Устанавливая относительно низкую цену на трактор, производитель стимулирует продажу всего комплекса оборудования и получение запланированной суммы прибыли за счет завышенной цены на навесные и прицепные орудия.

Существуют определенные особенности установления цен, обслуживающих внешнеторговый оборот. Как правило, внешнеторговые цены определяются на базе цен основных мировых товарных рынков.

 

 

Ценообразующие факторы

 

Рыночная цена товара формируется под влиянием большого числа факторов, определяющих состояние соответствующего рынка. Для выбора ценовой стратегии предприятию необходимо выявить и проанализировать ценообразующие факторы. Основными из них являются:

· спрос и предложение;

· издержки производства и реализации продукции;

· государственное регулирование цен;

· конкуренция;

· восприятие покупателя и другие.

Цена на рынке подвергается изменениям прежде всего под воздействием спроса и предложения. Этот фактор в рыночной экономике играет значительную роль.

Спрос – это желание и возможность потребителя купить товар или услугу в определенное время и в определенном месте.

Спрос на товар определяется многими факторами:

· ценой товара;

· ценой товаров-заменителей;

· покупательной способностью потребителя;

· потребностью покупателя в товаре;

· перспективами благосостояния покупателя;

· сезонностью потребности, удовлетворяемой данным товаром;

· количеством покупателей.

Зависимость цены товара от спроса при неизменности других факторов представлена в виде кривой спроса СС на рис.7.3. По оси абсцисс указаны объемы продаж товара, по оси ординат – цена единицы этого товара. Кривая спроса показывает обратно пропорциональную зависимость между ценой товара и спросом на него. Чем выше цена, тем меньше товаров по этой цене будет куплено. Увеличение количества товара в продаже вызывает снижение цены на него. При изменении других факторов изменяется сам спрос и положение кривой спроса (С1С1).

В установлении рыночной цены кроме спроса важную роль играет предложение, т.е. количество товара, которое продавцы могут и желают предложить покупателям в определенное время и в определенном месте. Кривая предложения ПП, представленная на рис.7.3, показывает прямо пропорциональную зависимость между ценой и предложением при неизменности других факторов. Чем выше цена товара, тем больше будет предложено его на рынке.

Предложение зависит не только от цены товара, но и от ряда других факторов:

· цены на товары-конкуренты и товары, производимые совместно с данным товаром;

· уровня технологии производства;

· государственной политики в области налогообложения;

· платы за ресурсы;

· количества продавцов.

В случае изменения этих факторов, влияющих на предложение, смещается кривая предложения, занимая, например, положение П1П1.

Цена при которой спрос и предложение равны (точка Р на рис.7.3), называется равновесной ценой (Цр). В действительности соотношение спроса и предложения на рынке постоянно меняется в результате воздействия на них различных факторов.

 

 

 
 

 

 


P

 

Рис.7.3. Кривая спроса СС и предложения ПП

 

Для количественного измерения колебаний спроса и предложения используется понятие эластичности. Эластичность показывает насколько долей единицы изменится предложение в результате изменения на 0,1 цены.

Степень ценовой эластичности измеряется на основе коэффициента эластичности (Кэ):

 

, (7.1)

 

где Q1 – объем продаж по старым ценам Ц1;

Q2 – объем продаж по новым ценам Ц2;

Ц1 и Ц2 – соответственно старая и новая цена товара.

 

В зависимости от значения коэффициента ценовой эластичности различают:

· неэластичный спрос – при К э <1;

· спрос единичной эластичности – при Кэ =1;

· эластичный спрос – при Кэ >1.

Если оказывается, что спрос неэластичный, то можно предприятию повышать цену на товар, выручка при этом будет расти.

Если спрос на товар эластичный, то цены лучше не повышать, так как выручка от реализации будет снижаться.

При единичной эластичности спроса влияние цены на общую выручку от реализации товара не изменяется.

К товарам неэластичного спроса относятся, например, товары повседневного спроса; относительно недорогие товары; товары, приобретаемые покупателем из-за отсутствия выбора.

Основное влияние на цену товара оказывают издержки производства и его реализации. Рост производительности труда, лучшее использование оборудования, экономное расходование сырья, материалов снижают издержки производства, что дает возможность предприятию снизить цену товара, в противном случае – цена будет повышаться. Поэтому использование предприятием передового производственного опыта, достижений научно-технического прогресса является важным направлением снижения издержек производства.

Определенную роль в ценообразовании играет государство. Государственное регулирование рынка и цен осуществляется во всех странах мира. Например, в США государство регулирует до 10% цен, в основном в отраслях, где существует естественная монополия (сельское хозяйство, энергетика, связь). В Японии государство регулирует около 20% потребительских цен (на электроэнергию, газ, медицинское обслуживание и образование, железнодорожные перевозки, рис, пшеницу, мясные и молочные продукты, воду). В Швейцарии под контролем государства находятся цены на половину товарной продукции сельского хозяйства. В Швеции правительство в исключительных случаях имеет право «замораживать» цены на отдельные товары и услуги.

В российской промышленности сложился высокий уровень монополизации, который необходимо государству ограничивать, всячески пресекая недобросовестную конкуренцию и вседозволенность монополий. Российское государство пока еще слабо использует экономические рычаги для регулирования цен на отечественном рынке. Постоянное повышение цен в электроэнергетике, на продукты нефтепереработки, газ, услуги транспорта и связи, объясняющееся ростом затрат, ведет к повышению цен на все остальные товары. Компенсирование роста затрат повышением цен в базовых отраслях экономики ведет к техническому застою, к слабому развитию научно-технического прогресса в этих отраслях. Здесь, как раз, очень важно государственное регулирование цен и не всегда в сторону их роста, дабы не сдерживать научно-технический прогресс.

Значительное влияние на уровень и изменение цен оказывает состояние финансово-кредитной системы, где непосредственное влияние на цены оказывает покупательная способность российского рубля. При отсутствии стабильности в соотношении суммы цен товаров и количества денег в обращении начинается изменение суммы цен. Так, девальвация денежной единицы сразу же вызывает неуклонное повышение цен.

Конкуренция является одним из факторов ценообразования. Конкурентная борьба посредством изменения цен на товары, получившая название ценовой конкуренции, в рыночных условиях имеет широкое распространение. Основное условие успешной ценовой конкуренции – постоянное совершенствование производства и снижение себестоимости товара. Выигрывает предприятие, располагающее реальными возможностями снижения издержек производства. Снижая цену на свой товар, это предприятие отнимает покупателей у конкурентов, у которых цены выше. Конкуренты, не располагающие возможностью также снизить цены, не могут удержаться на рынке и уходят с него или разоряются. Однако может оказаться такой конкурент, который перенесет «войну цен» и дождется нового повышения цен. В этом случае предприятию, начавшему «войну цен» придется или смириться, или снова приступить к снижению цен. «Ценовая война» - дело очень трудное и в значительной степени разорительное. При равных экономических и технических возможностях противоборствующих предприятий «ценовая война» не только расточительна, но и бессмысленна.

Значительное влияние на цены оказывают потребители. От характера реакции покупателей различных сегментов рынка на цену товара зависит уровень этих цен. В зависимости от этого покупателей можно разделить на следующие группы:

· экономные, проявляющие большой интерес при выборе товара к ценам, качеству, ассортименту;

· персонифицированные, требующие к себе особого внимания и чуткого обслуживания;

· этичные, поддерживающие своими покупками небольшие предприятия и следующие сложившимся традициям;

· апатичные, не интересующиеся ценами, но уделяющие внимание удобству и комфорту, получаемому от приобретения товара.

На уровень цен также оказывает влияние посредники, т.е. участники каналов распределения товара – от производителя до оптовой и розничной торговли. Все они стремятся компенсировать свои затраты и обеспечить себе соответствующую прибыль, а поэтому стремятся установить контроль над ценами. Чем больше участников каналов распределения товара, тем выше будет цена этого товара, что в свою очередь будет влиять на спрос покупателей.

 

 

Методы установления цен

 

Максимальная цена товара определяется спросом, минимальная – издержками производства и реализации.

В зависимости от конкурентных условий и целей предприятия применяются различные методы расчета цены на товар. Существуют следующие методы определения цены:

· основанные на затратном подходе;

· основанные на «целевом ценообразовании»;

· основанные на рыночном механизме регулирования цен.

Обычно при расчете цены товара на внутреннем рынке применяют затратный метод.

Затратный метод ценообразования строится с учетом того обстоятельства, что производитель и продавец товара должны, продавая товар по определенной цене, возмещать издержки производства и обращения и получать определенную прибыль. Кроме этого учитываются надбавки к цене, вызванные акцизным налогом по подакцизным товарам (может быть налог с продаж, налог с оборота) или скидки, вызванные государственными дотациями, льготами.

При этом формула расчета цены будет иметь следующий вид:

 

Ц = И + П ± НС, (7.2.)

 

где, Ц – цена товара, руб.;

И – средние издержки, производства и обращения единицы товара, руб.;

П – прибыль, получаемая за счет производства и продажи единицы товара, руб.;

НС – надбавка или скидка к цене товара, расчитанная на единицу товара, руб.

 

В зависимости от вида издержек этот метод имеет несколько разновидностей.

Рассмотренный выше метод расчета цены получил название метода «усредненных затрат».

По методу «полных затрат» в издержки производства включаются полные постоянные и переменные затраты на производство и реализацию единицы продукции. Размер прибыли может быть как фиксированным, так и переменным. Этот метод используется, когда учет условий и требований рынка не имеет большого значения и предприятие уверено в реализации своего товара.

По методу «стандартных издержек производства» затраты рассчитываются до начала процесса производства. Себестоимость производства и реализации товара определяется на основе установленных норм затрат сырья, материалов, топлива, амортизации и т.п. Этот метод используется в основном в высокомонополизированных отраслях промышленности.

В методе «целевого ценообразования» исходным элементом расчета являются также издержки производства. Но в отличие от затратного метода прибыль здесь устанавливается не в процентном отношении к издержкам производства, а в виде абсолютной величины по каждому отдельному товару. Данный метод основывается на рассмотрении безубыточности производства. Здесь ведется расчет уровня цены, при котором будут достигнуты объемы продаж, позволяющие возместить издержки и получить заданную (целевую) прибыль. Эта цена определяется по формуле:

 

, (7.3)

где, Q – объем продаж, обеспечивающий получение целевой прибыли;

Су.пост – постоянные расходы на весь объем производства продукции;

Су.пер – переменные расходы в расчете на единицу изделия;

Ппл – плановая сумма прибыли.

Метод, основанный на рыночном механизме регулирования цен, предусматривает установление цены на товар на уровне цены, используемой на большинстве товарных рынков. Это, как правило, равновесная цена Цр (рис. 7.4).

Допустим, при установившейся на рынке цене Цр мы задали на свой товар меньшую цену Ц1. Так как цена уменьшилась, то спрос возрос до Qс1. При меньшей цене производителям невыгодно производить данный товар и предложение снизится до Qп1 . Образуется дефицит (Дт) товара в размере:

 

Дт=Qс1-Qп1, (7.4.)

 

Так как образовался дефицит товара, цена на товар станет повышаться, а спрос снижаться, т.е. из точки С1 будет перемещаться к точке Р.

 

 

 

 

 

Рис.7.4. Схема формирования равновесной цены

 

Одновременно с повышением цены будет увеличиваться производство товара, т.е. предложение из точки П1 будет перемещаться в точку Р. Таким образом, наступит равновесие спроса и предложения и установится на рынке равновесная цена Цр.

Допустим, что мы увеличили цену на свой товар до уровня Ц2. Тогда производителям выгодно будет увеличивать объем производства данного товара и предложение примет значение Qп2 (точка П2). Одновременно с увеличением цены снизится спрос на данный товар до уровня Qс2 (точка С2). В этом случае образуется на рынке избыток (Ит) товара в размере:

ИТ=Qп2 – Qс2, (7.5.)

При избытке товара цены станут снижаться и спрос будет перемещаться из точки С2 в точку Р. Избыток товара на рынке заставит производителей снизить объемы производства данного товара и предложение будет перемещаться из точки П2 в точку Р. Таким образом, спрос и предложение перейдут в равновесное состояние и на рынке установится равновесная цена Цр.

Рассмотренный механизм рыночного ценообразования показывает, что при наличии на товарных рынках достаточного количества конкретного товара предприятия, оно может установить на свой товар рыночную равновесную цену [1, 53, 77, 78, 79, 80].


Глава 8.

Планирование на предприятии

 

8.1. Сущность и функции планирования
на предприятии

Сторонники замены плановой советской экономики на рыночную ошибочно считали, что рынок сам по себе отрегулирует механизм хозяйствования и управления на предприятиях, а предприниматели, став хозяевами предприятий, будут самостоятельно эффективно управлять производством без какого-либо стороннего вмешательства. Отвергая необходимость планирования, они недоучли в своей реформаторской политике следующее:

· несмотря на имевшие место недостатки в управлении, советская плановая система хорошо себя зарекомендовала в мире, ее метод был использован во многих капиталистических государствах (например, в Японии, Италии, США, Канаде) [8, 28];

· в капиталистических странах экономикой управляют в основном наемные менеджеры, а не владельцы предприятий. Высокая эффективность в производстве обусловлена не фактором собственности, а высокой квалификацией руководителей и отлаженной системой управления;

· в капиталистическом мире рынок не действует сам по себе, его регулированием занимается государство.

Планирование в жизни предприятия играет важную роль. Практически вся система хозяйственного управления и регулирования производства основана на методах планирования.

Планирование – это разработка и корректировка программы действий предприятия, включающие предвидение, обоснование, конкретизацию и описание направлений деятельности хозяйственного объекта на ближайшую и отдаленную перспективу.

План предприятия имеет силу приказа и выполняет ряд функций:

· определяет цель деятельности предприятия и его структурных подразделений с указанием конкретных плановых показателей;

· содержит обоснование средств достижения цели;

· обеспечивает видение перспективы развития предприятия;

· предусматривает проведение эффективной и целенаправленной научно-технической политики на предприятии;

· обосновывает рациональное использование всех ресурсов предприятия;

· определяет методы, этапы и сроки выполнения работ;

· устанавливает исполнителей по срокам и видам работ;

· обеспечивает повышение эффективности производства и улучшение финансового состояния работ.

 

 

8.2. Основные принципы, методы
и технология планирования

 

Для повышения эффективности планирования следует соблюдать следующие принципы:

· непрерывность планирования, предусматривающая разработку и взаимосвязь стратегических, долгосрочных, среднесрочных, текущих (годовых) и оперативно-календарных планов. При этом следует обеспечивать наличие сплошного непрерывного учета, контроля и корректировки планов;

· научная обоснованность каждого элемента, каждого этапа и каждого вида плана. В планах должны использоваться последние достижение передового производственного опыта, научно-технического прогресса;

· нацеленность планов на рациональное использование всех ресурсов предприятия и достижения максимальной эффективности производства;

· соблюдение пропорциональности производственных звеньев по мощности, позволяющей наиболее эффективно использовать производственный потенциал предприятия;

· взаимная увязка и координация плановых показателей всех производственных подразделений предприятия с целью обеспечения сбалансированности в работе между ними;

· точное исполнение плановых заданий всеми участниками предприятия.

При разработке планов на предприятиях применяют следующие методы планирования:

· балансовый метод. Широкое применение этот метод получил при составлении планов экономического и социального развития страны. При использовании этого метода на предприятии составляются следующие виды балансов:

материальные балансы (топлива, электроэнергии, материалов, оборудования и т.п.);

трудовые балансы (рабочей силы);

финансовые балансы (доходов и расходов, бухгалтерский и др.);

· нормативный метод, заключающийся в использовании при планировании системы норм и нормативов. Нормы и нормативы группируются следующим образом:

нормы затрат живого труда (нормы затрат рабочего времени на единицу продукции, нормы выработки продукции в единицу времени, нормы обслуживания, нормативы численности);

нормы материальных затрат (удельные нормы затрат сырья, материалов, топлива, энергии, комплектующих изделий);

нормативы использования орудий труда (нормативы использования машин, оборудования, механизмов, инструментов);

нормативы организации производственного процесса (нормативы времени на выполнение отдельных производственных процессов, циклов, элементов, нормативы незавершенного производства, запасов сырья, материалов, топлива);

нормативы продолжительности освоения проектных мощностей вводимых в действие предприятий, цехов, участков, агрегатов.

Применяемые нормы и нормативы должны быть прогрессивными, т.е. разработанными на основе современного уровня развития науки, техники, технологии, организации производства и труда;

· программно-целевой метод используется в основном при планировании программ научно-технического прогресса. Он позволяет сосредоточить и направить ресурсы предприятия на выполнение важнейших научно-технических программ, обеспечить сквозное планирование – от идеи до внедрения в производство, увязать реализацию научно-технических программ с планом экономического и социального развития предприятия;

· метод планирования по технико-экономическим факторам. В практике планирования на предприятиях получил широкое распространение. При его использовании учитываются следующие факторы:

технические (внедрение новой техники и технологии, модернизация и техническое перевооружение предприятия и др.);

совершенствование управления, организации производства и труда;

изменение горно-геологических условий (для предприятий добывающих отраслей промышленности);

изменение объема производства, номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции;

инфляция и др.

Как правило, при планировании на предприятии используется весь комплекс перечисленных методов.

 

 

8.3.Основные разделы плана экономического и
социального развития предприятия и их содержание

 

В период плановой экономики предприятия разрабатывали техпромфинплан в соответствии с методикой Госплана СССР. План ими разрабатывался на основе контрольных цифр, доводившихся им вышестоящей организацией, который включал 13 разделов.

В настоящее время отсутствует утвержденная правительством методика по разработке плана экономического и социального развития предприятия. Однако, обобщая опыт предприятий, можно отметить, что план экономического и социального развития включает следующие основные разделы:

· план производства продукции (производственная программа);

· план развития науки и техники;

· план повышения экономической эффективности производства;

· план инвестиций (капитальных вложений и капитального строительства);

· план материально-технического обеспечения;

· план по труду и кадрам;

· план по издержкам производства и реализации продукции;

· финансовый план;

· план социального развития коллектива предприятия;

· план мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов.

Одним из основных разделов плана является план производства продукции (производственная программа).

Таким образом, в основе разработки производственной программы предприятия (фирмы) лежит объем платежеспособного рыночного спроса на производимую продукцию и производственные возможности предприятия (фирмы), представляющие производственную мощность. И здесь у предприятия могут иметь место 3 ситуации:

1) платежеспособный рыночный спрос на продукцию предприятия равен его производственной мощности;

2) платежеспособный рыночный спрос на продукцию предприятия меньше его производственной мощности;

3) платежеспособный рыночный спрос на продукцию предприятия превышает его производственную мощность.

Как предприятию поступать в приведенных ситуациях?

Первая ситуация представляет собой идеальный случай и предприятие может спокойно работать, не принимая никаких чрезвычайных мер.

Во второй ситуации у предприятия оказывается излишняя производственная мощность. Это не значит, что ему необходимо сокращать излишний персонал, распродавать излишнее оборудование и т.п. Необходимо выяснить какую продукцию, несвойственную данному предприятию, на которую имеется спрос, можно выпускать на существующей материально – технической базе. Для этого придется провести дополнительные маркетинговые исследования рынка и необходимую технологическую перестройку своей материально – технической базы, что не потребует сокращения персонала предприятия.

Третья вышеприведенная ситуация вовсе не означает, что предприятие может, не принимая никаких мер, спокойно работать. Ему надо учитывать возможную угрозу конкурентов, которые могут внедриться в неохваченный им сегмент рынка и в будущем потеснить предприятие на этом рынке. Здесь предприятию следует оценить перспективы увеличения своей производственной мощности, дабы не дать конкурентам захватить необеспеченный им сегмент рынка. Это укрепит конкурентные возможности предприятия.

В связи с изложенным требуется остановиться на производственной мощности предприятия (фирмы).

Производственная мощность отражает потенциальные возможности предприятия (фирмы) по выпуску продукции. Под производственной мощностью предприятия понимается максимально возможный выпуск продукции за единицу времени в натуральном (или условно-натуральном) выражении в номенклатуре и ассортименте, предусмотренном планом продаж, при полном использовании производственного оборудования и площадей, с учетом прогрессивной технологии, передовой организации труда и производства, обеспечении высокого качества продукта. Производственная мощность выражается теми же натуральными единицами измерения, в которых определен объем выпуска продукции в производственной программе.

Для расчета производственной мощности предприятия используются следующие исходные данные:

· количество, состав и техническое состояние установленного оборудования, данные о производственных площадях;

· технические нормы производительности оборудования и трудоемкости выпускаемой продукции;

· фонд времени работы оборудования и режим работы предприятия. При расчете принимается максимально возможный плановый (эффективный) годовой фонд времени работы оборудования;

· номенклатура и ассортимент выпускаемых изделий, их количественное соотношение в программе, непосредственно влияющие на трудоемкость производства продукции при данном оборудовании.

Номенклатура продукции - наименование (перечень) изделий (работ, услуг), подлежащих выпуску. Ассортимент продукции - разновидность этих изделий (по видам, типам, сортам, размеру и т.п.) в разрезе номенклатуры.

Производственная мощность предприятия определяется по мощности производственных цехов, участков, оборудования, т.е. ведущих производств. Ведущими считаются цех, участок, агрегат, выполняющие основные и наиболее массовые операции по изготовлению продукции; в них сосредоточена большая часть оборудования. В черной металлургии – это доменные и мартеновские печи и цехи, в цветной - электролизные ванны, на машиностроительных заводах - механические и сборочные цехи.

Производственная мощность (М) цеха (участка) прерывных производств, оснащенных однотипным оборудованием, определяется по формуле:

 

М = Пч Тпл N или М = Тпл N: tед, (8.1)

 

где Пч – часовая производительность оборудования;

Тпл – плановый (эффективный) годовой фонд времени работы единицы оборудования;

N – среднегодовое количество однотипного оборудования;

tед – затраты времени на единицу продукции (трудоемкость).

 

Для оборудования прерывного действия плановый (эффективный) годовой фонд времени работы рассчитывается:

 

Тпл = [(Дк – Двп) tсм – dпр tпр] nсм –tпл.п, (8.2)

 

где Дк – число календарных дней в планируемом периоде;

Двп – число выходных и праздничных дней в планируемом периоде;

tсм – продолжительность рабочей смены, ч;

dпр – число предпраздничных дней с сокращенной продолжительностью рабочей смены;

tп р – время, на которое сокращена продолжительность рабочей смены в предпраздничныe дни, ч;

nсм – режим сменности работы предприятия;

tпл.п – затраты времени, планируемые предприятием на профилактические и ремонтные работы, наладку и переналадку оборудования.

 

Производственная мощность (М) агрегатов периодического действия прерывных производств) рассчитывается по формуле:

 

М = Gмпл: tцп) Квгп, (8.3)

 

где Gм – масса сырых материалов;

Тпл – эффективный годовой фонд времени работы оборудования;

tцп – продолжительность цикла переработки сырья;

Квгп – коэффициент выхода готовой продукции из сырых материалов.

 

Для агрегатов непрерывного действия (доменные, мартеновские печи, химические агрегаты и т.п.) плановый годовой фонд времени работы составляет:

 

Т = (365- tк.р. - t п.тех) 24 ч, (8.4)

 

где tк.р. – время, необходимое по нормативам для выполнения капитальных и планово-предупредительных ремонтов;

tп.тех – время, необходимое для технологических остановок агрегатов и оборудования.

Виды производственной мощности. Различают проектную, входную, выходную и среднегодовую производственные мощности.

Проектная мощность устанавливается проектом строительства, реконструкции и расширения предприятия.

Входная мощность (Мн) – это мощность на начало года (планового периода).

Под выходной мощностью (Мк) понимают производственную мощность на конец планового периода: сумма входной и вводимой в течение планового периода мощностей за вычетом мощности, выбывающей за тот же период:

 

Мк = Мн + Мвв – Мвыб , (8.5)

 

где Мвв – мощность, вводимая в течение года;

Мвыб – мощность, выбывающая в течение года.

Среднегодовая мощность (Мср) – это мощность, которой будет располагать предприятие (цех, участок) в среднем за год. Она является основой для расчета производственной программы и определяется по формуле:

 

Мср = Мн + Мвв N: 12 – Мвыб (12 - N): 12, (8.6)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 463; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.70.131 (0.174 с.)