Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия (фирмы)

Поиск

6.1 Система показателей, характеризующих хозяйственно-финансовую деятельность
предприятия (организации)

 

Дисциплина «Экономика предприятия (организации)» изучает деятельность предприятия, цеха, участка по достигнутым экономическим показателям. Экономический показатель (в дальнейшем показатель) – это научно разработанная и подтвержденная практикой характеристика (мера), отражающая экономический процесс или достижение в народном хозяйстве, отрасли, на предприятии, в цехе, участке или отдельного работника.

Каждое экономическое явление, каждый процесс чаще определяется не одним, обособленным, а целым комплексом взаимосвязанных показателей. Например, эффективность использования основных средств производства характеризуют уровень фондоотдачи, фондоемкости, рентабельности, производительности труда и т.д. В связи с этим выбор и обоснование системы показателей для отражения экономических явлений и процессов (объектов исследования) является важным методологическим вопросом. От того, насколько показатели полно и точно отражают сущность изучаемых явлений, зависят результаты анализа.

Так как в анализе используется большое количество разно­качественных показателей, необходима их группировка и систематизация.

По своему содержанию показатели делятся на количественные и качественные. К количественным показателям относятся, например, объем изготовленной продукции, количество работников, производственная мощности и т.д.

Качественные показатели показывают существенные особенности и свойства изучаемых объектов. Примером качественных показателей являются производительность труда, себестоимость, рентабельность и др. Все объекты анализа хозяйственной деятельности (АХД) находят свое отображение в системе показателей плана, учета, отчетности и других источниках информации.

Изменение количественных показателей обязательно приводит к изменению качественных, и наоборот. Так, например, рост объема производства продукции ведет к снижению себестоимости. Рост производительности труда обеспечивает увеличение объема производства продукции.

Одни показатели используются при анализе деятельности всех отраслей национальной экономики, другие - только в отдельных отраслях. По этому признаку они делятся на общие и специфические. К общим относятся показатели валовой продукции, производительности труда, прибыли, себестоимости и др. Примером специфических показателей для отдельных отраслей и предприятий могут быть калорийность каменного угля, влажность торфа, жирность молока, урожайность культур и т.д. Показатели, используемые в анализе хозяйственно – финансовой деятельности (АФХД) предприятия, делятся также на обобщающие, частные и вспомогательные (косвенные). Первые из них применяются для обобщенной характеристики сложных экономических явлений. Частные показатели отражают отдельные стороны, элементы изучаемых явлений и процессов. Например, обобщающими показателями производительности труда являются среднегодовая, среднедневная, часовая выработка продукции одним работником. К частным показателям производительности труда относятся затраты рабочего времени на производство единицы продукции определенного вида или количество произведенной продукции за единицу рабочего времени. Вспомогательные (косвенные) показатели используются для более полной характеристики того или иного объекта анализа. Например, количество рабочего времени, затраченного на единицу выполненных работ.

Аналитические показатели делятся на абсолютные и относительные.Абсолютные показатели выражаются в денежных, натуральных измерителях или через трудоемкость. Относительные показатели показывают соотношения каких-либо двух абсолютных показателей. Они определяются в процентах, коэффициентах или индексах. Абсолютные показатели в свою очередь подразделяются на натуральные, условно-натуральные и стоимостные. Натуральные показатели выражают величину явления в физических единицах измерения (масса, длина, объем и т.д.). Условно-натуральные показатели применяются для обобщенной характеристики объемов производства и реализации продукции разнообразного ассортимента (например, условные пары обуви в обувной промышленности, тысячи условных банок на консервных предприятиях, условные кормовые единицы в сельском хозяйстве). Стоимостные показатели показывают величину сложных по составу явлений в денежном измерении. В условиях товарного производства, действия закона стоимости они имеют большое значение. При изучении причинно-следственных связей показатели делятся на факторные и результативные.

Если тот или другой показатель рассматривается как результат воздействия одной или нескольких причин и выступает в качестве объекта исследования, то при изучении взаимосвязей он называется результативным.

Показатели, которые определяют поведение результативного показателя и выступают в качестве причин изменения его величины, называются факторными.

По способу формирования различают показатели нормативные (нормы pacxодa сырья, материалов, топлива, энергии, нормы амортизации, цены и др.); плановые (данные планов экономического и социального развития предприятия, плановые задания внутрихозяйственным подразделениям); учетные (данные бухгалтерского, статистического, оперативного учета); отчетные (данные бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности); аналитические (оценочные), которые исчисляются в ходе самого анализа для оценки результатов и эффективности работы предприятия. Все показатели, которые используются в анализе, взаимосвязаны и взаимообусловлены. Это вытекает из реально существующих связей между экономическими явлениями, которые они описывают.

Комплексное изучение экономики предприятий предусматривает систематизацию показателей, потому что совокупность показателей, какой бы исчерпывающей она не была, без учета их взаимосвязи, соподчиненности, не может дать настоящего представления об эффективности хозяйственной деятельности. Необходимо, чтобы конкретные данные о разных видах деятельности были органически увязаны между собой в единой комплексной системе.

Все показатели в зависимости от объекта анализа группируются в следующие подсистемы (рис. 6.1).

Показатели, которые образуют подсистемы, можно разбить на входящие и выходящие, общие и частные. С помощью входящих и выходящих показателей осуществляется взаимосвязь подсистем. Выходящий показатель одной подсистемы является входящим для других подсистем.

Показатели исходных условий деятельности предприятия характеризуют:

· наличие необходимых материальных и финансовых ресурсов для нормального функционирования предприятия и выполнения его производственной программы;

· организационно-технический уровень предприятия, т.е. производственную структуру предприятия, структуру управления, уровень концентрации и специализации производства, продолжительность производственного цикла, техническую и энергетическую вооруженность труда, степень механизации и автоматизации, прогрессивность технологических процессов и т.д.;

· уровень маркетинговой деятельности по изучению спроса на продукцию, ее конкурентоспособности, рынков сбыта, организации торговли, рекламы и т.д.

 

 

Рис. 6.1 Система показателей комплексного АФХД

Показатели приведенной подсистемы оказывают влияние на все остальные показатели хозяйствования и в первую очередь на объем производства и реализацию продукции, ее качество, на степень использования производственных ресурсов (производительность труда, фондоотдачу, материалоотдачу), а также на другие показатели экономической эффективности: себестоимость, прибыль, рентабельность и т.д. Поэтому анализ хозяйственной деятельности надо начинать с изучения этой подсистемы.

Основными показателями подсистемы 2 являются фондорентабельность, фондоотдача, фондоемкость, среднегодовая стоимость основных средств производства, амортизация. Наряду с этими показателями большое значение имеют и другие, например, выработка продукции за один машино-час, коэффициент использования наличного оборудования и т.д. От них зависит уровень фондоотдачи и фондорентабельности.

В подсистеме 3 основными показателями являются материалоемкость, материалоотдача, стоимость использованных предметов труда за анализируемый отрезок времени. Они тесно связаны с показателями подсистем 5, 6, 7, 8. От экономного использования материалов зависят выход продукции, себестоимость, а значит, и сумма прибыли, уровень рентабельности, финансовое состояние предприятия.

Подсистема 4 включает в себя показатели обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами, полноту использования фонда рабочего времени, фонда заработной платы, показатели производительности труда, прибыли на одного работника и на pyбль заработной платы и дp.

К подсистеме 5 относятся показатели, которые характеризуют наличие и структуру капитала предприятия по составу его источников и формам размещения, эффективность и интенсивность использования собственных и заемных средств. К этой подсистеме относятся также показатели, которые характеризуют использование прибыли, фондов накопления и потребления, кредитов банков, платежеспособность, кредитоспособность и инвестиционную привлекательность, риск банкротства, зону безубыточности, финансовую устойчивость предприятия и др. Они зависят от показателей всех предыдущих подсистем и в свою очередь оказывают большое влияние на показатели организационно-технического уровня предприятия, объем производства продукции, эффективность использования материальных и трудовых ресурсов.

В шестой 6лок входят показатели производства и реализации продукции: объем валовой, товарной и реализованной продукции В стоимостном, натуральном и условно-натуральном измерении, структура продукции, ее качество, ритмичность производства, объем отгрузки и реализации продукции, остатки готовой продукции на складах. Они очень тесно связаны с показателями всех последующих блоков.

Показатели седьмого блока - это общая сумма затрат на производство и реализацию продукции, в том числе по элементам, статьям затрат, видам продукции, центрам ответственности, а также затраты на рубль товарной продукции, себестоимость отдельных изделий и др. От уровня себестоимости продукции непосредственно зависят показатели восьмого блока: прибыль предприятия, уровень рентабельности. Таким образом, все показатели хозяйственной деятельности предприятия находятся в тесной связи и зависимости, которую необходимо учитывать в комплексном анализе. Взаимосвязь основных показателей определяет последовательность выполнения анализа - от изучения первичных показателей до обобщающих. Такая последовательность соответствует объективной основе формирования экономических показателей [52].

 

 

6.2. Прибыль как абсолютный финансовый
результат деятельности предприятия (организации)

 

Прибыль предприятия является конечным финансовым результатом предпринимательской деятельности. Она является важнейшей экономической категорией и основной целью деятельности любой коммерческой организации. Как экономическая категория прибыль – это превращенная форма прибавочной стоимости.

Прибыль выполняет ряд функций:

· характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия;

· обладает стимулирующей функцией, являясь одним из важных источников финансовых ресурсов, обеспечивающим производственное и социальное развитие предприятия;

· является одним из важнейших источников формирования бюджетов разных уровней.

В соответствии с формой №2 по ОКУД, утверждённой приказом Министерства финансов РФ от 18.09.2006 г. №115 Н, установлены следующие виды прибыли:

· валовая прибыль;

· прибыль (убыток) от продаж;

· прибыль (убыток) до налогообложения(общая прибыль);

· чистая прибыль (убыток) отчётного периода.

Порядок формирования прибыли отражен в форме 2 приложения к балансу «Отчет о прибылях и убытках» – см. рис. 6.2.

 

 

Рис.6.2. Механизм формирования прибыли

Общая прибыль предприятия (прибыль до налогообложения) – это сумма прибылей (убытков) предприятия, полученная как от продажи продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также от других видов деятельности до выплаты налогов.

В зависимости от характера и условий получения общая прибыль предприятия подразделяется:

· на прибыль от продаж;

· прибыль от операционной деятельности;

· прибыль от внереализационных операций.

Прибыль от продаж рассчитывается в два этапа. Вначале из выручки от продаж продукции (работ, услуг) без учета косвенных налогов – НДС, акцизов, налогов с продаж, экспортных пошлин и других - вычитается себестоимость проданной продукции (работ, услуг) без периодических расходов (коммерческих и управленческих). В результате этого получается валовая прибыль от продаж. Затем после вычитания из валовой прибыли от продаж коммерческих и управленческих расходов определяется величина прибыли от продаж. Она является основной составляющей общей прибыли предприятия. На ее размер влияют уровень отпускных цен, себестоимость продукции, ассортиментные сдвиги в составе продукции.

Второй составляющей общей прибыли предприятия является результат от внереализационных операций.

 

Поп = Доп – Роп, (6.1)

 

где Доп – операционные доходы;

Роп – операционные расходы.

 

Результат от данной деятельности возникает в связи со сдачей в аpeндy временно неиспользуемого имущества и прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и так далее, в виде дивидендов по ценным бумагам других организаций, в виде прибыли от совместной деятельности и т.п.

Третья составляющая прибыли – это результат от внереализационных операций.

 

Пвн = Двн – Рвн, (6.2)

 

где Двн – внереализационные дoхoды;

Рвн – внереализационные расходы.

Данный результат представляет собой разницу между полученными и уплаченными штрафами, пенями, неустойками, возмещением убыткoв; суммами задолженности, по которой истек срок исковой давности; другими внереализационными доходами и расходами.

Сложив три вышеперечисленных вида прибыли (убытка), получим прибыль (убыток) до налогообложения. Следует отметить, что если у предприятия в отчетном периоде возникли чрезвычайные доходы и расходы, то они должны быть учтены в составе прибыли (убытка) до налогообложения как прибыль (убыток) от чрезвычайных обстоятельств. Если к прибыли (убытку) до налогообложения прибавить отложенныеe налоговые активы и вычесть: отложенные налоговые обязательства, текущий налог на прибыль и иные платежи, производимые за счет прибыли после налогообложения, то получим чистую прибыль, остающуюся в полном распоряжении предприятия[84].

В положениях по бухгалтерскому учёту «Доходы организации» ПБУ 9/99 и «Расходы организации» ПБУ 10/99 даны понятия доходов и расходов предприятий и их состав.

Доходами организации признаётся увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашение обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).

Не признаются доходами организации поступления от других юридических и физических лиц:

· суммы налога на добавленную стоимость, акцизов, налога с продаж, экспортных пошлин и иных аналогичных обязательных платежей;

· по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципиала и т.п.;

· в порядке предварительной оплаты продукции, товаров, работ, услуг;

· авансов в счёт оплаты продукции, товаров, работ, услуг;

· задатка;

· в залог, если договором предусмотрена передача заложенного имущества залогодержателю;

· в погашение кредита, займа, предоставленного заемщику.

Доходы организации в зависимости от их характера, условия получения и направлений деятельности организации подразделяются на:

· доходы от обычных видов деятельности;

· прочие доходы.

Доходами от обычных видов деятельности является выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг (далее - выручка).

В организациях, предметом деятельности которых является предоставление за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов по договору аренды, выручкой считаются поступления, получение которых связано с этой деятельностью (арендная плата).

В организациях, предметом деятельности которых является предоставление за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, выручкой считаются поступления, получение которых связано с этой деятельностью (лицензионные платежи (включая роялти) за пользование объектами интеллектуальной собственности).

В организациях, предметом деятельности которых является участие в уставных капиталах других организаций, выручкой считаются поступления, получение которых связанное с этой деятельностью.

Доходы, получаемые организацией от предоставления за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов, прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, и от участия в уставных капиталах других организаций, когда это не является предметом деятельности организации, относятся к прочим доходам.

Прочими доходами являются:

· поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов предприятия;

· поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности;

· поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам);

· прибыль, полученная предприятием в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества);

· поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров;

· проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств предприятия, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счёте предприятия в этом банке;

· штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

· активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения;

· поступления в возмещение причиненных организации убытков;

· прибыль прошлых лет, выявленная в отчётном году;

· суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности;

· курсовые разницы;

· сумма дооценки активов;

· прочие доходы.

Прочими доходами также считаются поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т.п.): стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов и т.п.

Расходами организации признаётся уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящих к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

Не признаётся расходами организации выбытие активов:

· в связи с приобретением (созданием) внеоборотных активов (основных средств, незавершённого строительства, нематериальных активов и т.п.);

· вклады в уставные (складочные) капиталы других предприятий, приобретение акций акционерных обществ и иных ценных бумаг не с целью перепродажи (продажи);

· по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципиала и т.п.;

· в порядке предварительной оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;

· в виде авансов, задатка в счёт оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;

· в погашение кредита, займа, полученных предприятием.

Расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на:

· расходы по обычным видам деятельности;

· прочие расходы.

Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг.

В организациях, предметом деятельности которых является предоставление за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов по договору аренды, расходами по обычным видам деятельности считаются расходы, осуществление которых связано с этой деятельностью.

В организациях, предметом деятельности которых является предоставление за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, расходами по обычным видам деятельности считаются расходы, осуществление которых связано с этой деятельностью.

В организациях, предметом деятельности которых является участие в уставных капиталах других организаций, расходами по обычным видам деятельности считаются расходы, осуществление которых связано с этой деятельностью.

Расходы, осуществление которых связано с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов, прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, и от участия в уставных капиталах других организаций, когда это не является предметом деятельности организации, относятся к прочим расходам.

Расходами по обычным видам деятельности считается также возмещение стоимости основных средств нематериальных активов и иных амортизируемых активов, осуществляемых в виде амортизационных отчислений.

Расходы по обычным видам деятельности формируют:

· расходы, связанные с приобретением сырья, материалов, товаров и иных материально-производственных запасов;

· расходы, возникающие непосредственно в процессе переработки (доработки) материально-производственных запасов для целей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также продажи (перепродажи) товаров (расходы по содержанию и эксплуатации основных средств и иных внеоборотных активов, а также по поддержанию их в исправном состоянии, коммерческие расходы, управленческие расходы и др.).

Для целей формирования предприятием финансового результата деятельности от её обычных видов определяется себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, которая формируется на базе расходов по обычным видам деятельности.

Прочими расходами являются:

· расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов предприятия;

· расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности;

· расходы, связанные с участием в уставных капиталах других предприятий;

· расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции;

· проценты, уплачиваемые предприятием за предоставление ему в пользование денежных средств (кредитов, займов);

· расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;

· отчисления в оценочные резервы, создаваемые в соответствии с правилами бухгалтерского учёта (резервы по сомнительным долгам, под обесценение вложений в ценные бумаги и др.), а также резервы, создаваемые в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности;

· штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

· возмещение причинённых предприятием убытков;

· убытки прошлых лет, признанные в отчётном году;

· сумма дебиторской задолженности, по которой истёк срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания;

· курсовые разницы;

· сумма уценки активов;

· перечисление средств (взносов, выплат и т.д.), связанных с благотворительной деятельностью, расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера и иных аналогичных мероприятий;

· прочие расходы.

Прочими расходами являются также расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества и т.п.).

Прибыль предприятия зависит от внутренних и внешних факторов. К внутренним факторам относятся ускорение НТП, уровень управления предприятием, конкурентоспособность продукции, уровень использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, уровень организации труда и производства и др.

К внешним факторам относятся природные условия, государственное регулирование цен, тарифов, процентов, налоговых ставок и льгот, штрафных санкций, коньюктура рынка и др.

Основными путями увеличения прибыли предприятия могут быть:

· увеличение выпуска продукции;

· улучшение качества продукции и на этой основе повышение её цены;

· продажа излишнего оборудования и другого имущества или сдача его в аренду;

· снижение себестоимости продукции за счет более рационального использования всех имеющихся ресурсов;

· расширение рынка продаж и др. [1, 8, 12, 53, 81, 82].

 

 

6.3. Рентабельность как относительный
показатель финансово-хозяйственной
деятельности предприятия (организации)

 

Показатели рентабельности (прибыльности) – это относительные показатели эффективности функционирования предприятия, характеризующие уровень отдачи затрат и степень использования ресурсов. Среди этих показателей, выступающих ориентирами при принятии управленческих решений, особое значение имеют рентабельность продаж, рентабельность продукции, рентабельность собственного капитала, рентабельность совокупных активов, рентабельность основной деятельности.

Рентабельность продаж (оборота) рассчитывается как отношение прибыли от реализации продукции (Прп) к выручке от реализации продукции и показывает прибыль, приходящуюся на 1 руб. реализованной продукции или долю прибыли в цене продукта:

 

Rпр= Прп: Q, (6.3)

 

где Q – объем реализации продукции.

 

Рентабельность продукции определяется как отношение прибыли от реализации продукции к сумме затрат на ее производство и реализацию:

 

Rпрод= Прп: С, (6.4)

 

где С – себестоимость реализованной продукции.

 

Показывает прибыль, приходящуюся на 1 руб. затрат, характеризует эффективность затрат, произведенных предприятием на производство и реализацию продукции. Определяется по всей продукции в целом и по отдельным видам продукции.

Рентабельность совокупных активов (капитала), или общая рентабельность:

 

Rа= Пбал: Асов , (6.5)

 

где Пбал – балансовая прибыль;

Асов – совокупные активы.

 

Рассчитывается как отношение балансовой прибыли к средней стоимости авансированного капитала предприятия. Показывает эффективность использования всех активов предприятия независимо от источника их формирования – это прибыль, приходящаяся на 1 руб. вложенных в бизнес средств.

Для оценки основной деятельности целесообразно исчислять рентабельность операционного (производственного) капитала, непосредственно задействованного в основной (операционной) деятельности предприятия, от доходности которого и его доли в общей сумме активов зависит общий уровень рентабельности.

Операционные активы – это активы предприятия, непосредственно задействованные в его производственной деятельности. При нахождении объема операционных активов из общего состава исключаются долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения, незавершенное капитальное строительство, не установленное и выведенное из эксплуатации оборудование, дебиторская задолженность по ссудам, предоставленным персоналу, и другие аналогичные их виды.

Рентабельность операционного капитала рассчитывается как отношение суммы прибыли к средней сумме операционного капитала за период

 

Rп.к. = Прп: (ОПФ + ОС), (6.6)

 

где Прп – прибыль от реализации продукции;

ОПФ – основные производственные фонды;

ОС – оборотные средства.

 

Показатель характеризует прибыльность производственной деятельности предприятия за определенный период времени (год, квартал).

Для акционерной фирмы большое значение имеет показатель чистой прибыли на акцию, который производен от показателя рентабельности капитала. Рентабельность акционерного (собственного) капитала характеризует эффективность использования средств, принадлежащих собственникам предприятия, рассчитывается как отношение чистой прибыли к средней за период величине собственного капитала:

 

Rакц = Пчист : Какц , (6.7)

 

где Пчист – чистая прибыль;

Какц – акционерный капитал [24].

 


Глава 7.

Ценообразование на предприятии

 

Понятие и функции цены

 

В рыночных условиях цена служит важнейшим экономическим рычагом, существенным образом влияющим на деятельность предприятия. Для любого предприятия вопрос о ценах – это вопрос существования и благополучия. Цена оказывает непосредственное влияние на производство, распределение, обмен и потребление.

Цена – это денежное выражение стоимости товара. Другими словами: «Цена – это сумма денег, за которую покупатель готов купить товар, а производитель – продать» [53].

От уровня цены зависят:

· размер прибыли предприятия;

· конкурентоспособность продукции предприятия;

· финансовая устойчивость предприятия;

· уровень спроса на продукцию предприятия.

Как экономическая категория цена выполняет ряд важнейших функций:

· учетную;

· стимулирующую;

· распределительную;

· сбалансирования спроса и предложения;

· средства управления размещением производств.

В учетной функции цены отражаются общественно необходимые затраты труда на производство и реализацию продукции, оцениваются затраты и результаты производства. Цена определяет количество затраченного на производство продукции труда, сырья, материалов, комплектующих изделий, топлива, энергии. Цена отражает не только величину совокупных издержек производства и обращения товаров, но и размер прибыли.

Цена, выполняя учетную функцию, служит средством исчисления многих стоимостных показателей: валового внутреннего продукта (ВВП), национального дохода, объема инвестиций, объема продукции предприятий и отраслей, рентабельности, производительности труда, фондоотдачи и др.

Цена является важнейшим инструментом планирования на предприятии, используется при принятии управленческих решений и определении эффективности производства.

Стимулирующая функция цены используется для развития НТП, ресурсосбережения, повышения эффективности производства, качества продукции, внедрения новой техники и новых ресурсосберегающих технологий и др.

В условиях рынка цены на товары постоянно изменяются. Эти изменения цен для конкретных видов товаров и в конкретные периоды могут быть разнонаправленными. Тем не менее, существуют общие тенденции, характерные для отдельных групп товаров и в целом для всей их совокупности.

Распределительная функция цены проявляется в том, что государство через ценообразование с использованием элементов налогообложения осуществляет перераспределение национального дохода между отраслями экономики, государственными и другими ее секторами, регионами, различными фондами, социальными группами населения.

Эта функция хорошо реализуется через включение в себестоимость и цену многих налогов, которые затем являются источником формирования Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда обязательного медицинского страхования и других.

Функция сбалансирования спроса и предложения позволяет цене выступать связующим звеном между производителем и потребителем. Она проявляется через механизм, обеспечивающий равновесие между спросом и предложением, а следовательно между ценой и стоимостью. Цена сигнализирует о диспропорциях в сферах производства и обращения и требует принятия мер по их преодолению. Она служит гибким инструментом для достижения соответствия спроса и предложения.

Функция цены как средства управления размещением производств проявляется наиболее полно в условиях рыночной экономики. С использованием механизма цен осуществляется перелив капиталов в секторы экономики с более высокой нормой прибыли.

Изложенные функции цены показывают исключительно важную ее роль в развитии экономики страны в целом и каждого предприятия в отдельности.

 

Классификация цен

 

Взаимосвязь цен обусловлена взаимосвязью и зависимостью отдельных предприятий и отраслей, проявляющихся в обмене товарами, ресурсами, услугами, без которого не может существовать производство. Поэтому изменение цены на товары или услуги в одной отрасли вызывает изменение уровня цен в другой отрасли, являющейся потребителем этих товаров и услуг. Особую роль при этом играют экономикообразующие отрасли: энергетика, нефтедобыча и нефтепереработка, транспорт, связь и ряд других. Повышение цен в этих отраслях немедленно приводит к их росту во всех других, поскольку продукция названных отраслей применима во всех остальных. В свою очередь, рост цен в остальных отраслях возвращается в экономикообразующие отрасли в виде более дорогого оборудования, транспортных средств, материалов, запасных частей и др. Таким образом, наблюдается тенденция спиралеобразного роста цен в экономике страны.

Чтобы понять взаимосвязь существующих в экономике цен и обеспечить правильное регулирование, они могут быть классифицированы по нескольким признакам.

По степени регулируемости цены могут быть:

· свободные, складывающиеся на рынке под влиянием спроса и предложения независимо от какого-либо государственного влияния. При этом покупатель и продавец ни до, ни после свершения сделки купли-продажи не связаны никакими обязательствами;

· регулируемые цены, устанавливаемые под контролем государства или отдельных субъектов Российской Федерации. Регулирование цен осуществляется прямыми или косвенными методами. Прямое регулирование осуществляется путем установле



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 344; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.219.131 (0.011 с.)