Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности предприятия как юридического лица

Поиск

Понятия фирмы и предприятия

Фирма — субъект рыночной экономики, организационно-правовой комплекс, деятельность которого связана с управлением одним или несколькими предприятиями и получением прибыли. Фирма может производить какую-либо продукцию, оказывать услуги, выполнять работы.

Предприятие — специализированная единица народнохозяйственного комплекса, обособленный имущественный комплекс, используемый для осуществления производственно-предпринимательской деятельности, самостоятельныйхозяйствующий субъектс правамиюридического лица, производящий продукцию,товары,услуги, выполняющий работы; может быть объектом купли-продажи, залога, аренды и других сделок, связанных с установлением, изменением и прекращением вещных прав. Корпорация — любое объединение двух или нескольких предприятий, фирм.

Особенности предприятия как юридического лица

Предприятие в Гражданском кодексе РФ рассматривается как объект гражданских прав (ст. 132). В этом смысле предприятием признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности.

Предприятие может быть объектом купли-продажи, залога, аренды и других сделок, связанных с установлением и прекращением вещных прав.

Особенность предприятия заключается в том, что его собственником могут быть только государство или муниципальные образования. Предприятия, осуществляющие коммерческую деятельность и созданные в целях управления обособленным имущественным комплексом либо государства, либо муниципального образования, соответственно называются либо государственным унитарным предприятием, либо муниципальным унитарным предприятием. Сокращение названия этих организационно-правовых форм до слова «предприятие», которое часто встречается в экономических текстах, является некорректным и искажает смысл суждений.

Имущество организации — все материальные, нематериальные и денежные средства, находящиеся в пользовании, владении и распоряжении предприятия.

Первоначальный капитал — это зафиксированная в стоимостном выражении сумма материальных и нематериальных ценностей, которые передаются предприятию в постоянное пользование владельцам этих ценностей.

Создание фирмы

Решение о формировании новых организаций принимает владелец капитала. На базе первоначальных капитальных вложений, предназначенных для строительства и организации фирмы, формирования материальной базы, закупки сырья, материалов, найма рабочей силы, образуется уставный капитал предприятия.

Увеличение уставного капитала происходит за счет прибыли, а в отдельных случаях — за счет ассигнований из бюджета. Фирма также может получить средства за счет выпуска и продажи акций и других ценных бумаг, получения кредитов, продажи лишнего имущества.

Создание фирмы, предприятия фиксируется соответствующими учредительными документами (уставом, учредительным договором), где указываются юридический статус нового предприятия; цели, обоснование и принципы его создания; сведения об учредителях, сроки и формы деятельности предприятия; его права и обязанности как юридического лица; размер уставного капитала и источники его формирования; форма управления; система учета и отчетности и др.

Ликвидация фирмы

Решение о ликвидации или реорганизации фирмы принимает его владелец или арбитражный суд, если предприятие оказалось банкротом. К причинам прекращения деятельности или кардинальной перестройки работы предприятия относятся:

§ отсутствие или резкое падение спроса на выпускаемую продукцию (оказываемые услуги);

§ убыточность производства;

§ экологическая опасность предприятия для окружающей среды и населения;

§ возможность использования зданий, сооружений, оборудования и других средств предприятия для организации выпуска более экономически выгодной или необходимой потребителям продукции.

Малые предприятия

В настоящее время получило широкое развитие малое предпринимательство. Предприятия могут быть отнесены к малым, если выполняются следующие три критерия:

§ в уставном капитале малых предприятий доля участия РФ, субъектов РФ, общественных организаций, благотворительных фондов не должна превышать 25%;

§ в уставном капитале малых предприятий доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не должна превышать 25%;

§ средняя численность работников за отчетный период не должна превышать следующих предельных размеров: 100 человек в промышленности, строительстве, на транспорте, 60 человек в сельском хозяйстве и научно-технической сфере, 50 человек в оптовой торговле и остальных отраслях, 30 человек в розничной торговле и бытовом обслуживании населения.

Различные организации могут обладать статусом юридического лица.

Признаки организации

Организация, помимо формальных критериев (самостоятельный баланс, обязательная регистрация учредительных документов, расчетный счет) должна обладать в совокупности следующими четырьмя признаками:

1. Наличием обособленного имущества (имущество должно принадлежать предприятию на праве собственности, на праве хозяйственного ведения или оперативного управления; предприятие должно иметь самостоятельный баланс или смету. При этом исключается возможность функционирования юридического лица на базе имущества, принадлежащего по договору аренды либо имущественного найма, либо на основе заемных средств при отсутствии вкладов учредителей в уставный капитал).

2. Способностью отвечать по обязательствам своим имуществом, что обеспечивает минимальную гарантию прав его кредиторов по гражданско-правовым обязательствам.

3. Способностью выступать в имущественном обороте от своего имени. Это означает, что юридическое лицо вправе от своего имени заключать гражданско-правовые договоры (купли-продажи, поставки, перевозки, займа, аренды, подряда и др.) либо иным способом приобретать права или нести обязанности.

4. Возможностью предъявлять иски и выступать в качестве ответчика в суде, арбитражном суде. Эти права подлежат защите путем признания прав; восстановления положения, существующего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; принуждения исполнения обязанности в натуре; возмещения убытков и другими способами.

 

Основные функции предприятия

 

К основным функциям предприятия можно отнести:

§ изготовление продукции производственного и личного потребления в соответствии с профилем предприятия;

§ продажа и поставка продукции потребителю;

§ послепродажное обслуживание;

§ материально — техническое обеспечение производства;

§ управление и организация труда персонала на предприятии;

§ повышение качества продукции, снижение удельных издержек и рост объемов производства;

§ предпринимательство;

§ уплата налогов, а также обязательных и добровольных взносов и платежей в бюджет и другие финансовые органы;

§ соблюдение действующих стандартов, нормативов, государственных законов.

Функции предприятия конкретизируются и уточняются в зависимости от:

§ размеров предприятия;

§ отраслевой принадлежности;

§ степени специализации и кооперирования;

§ наличия социальной инфраструктуры;

§ формы собственности;

§ взаимоотношений с местными органами власти.

Производственная функция

Производство товаров, услуг, работ для удовлетворения потребностей экономики.

Реализационно-маркетинговая функция

Маркетинг и реализация произведенной продукции. Объектом воздействия является рынок данной продукции в целом.

Ресурсно-спросовая функция

Спрос на трудовые, материальные, финансовые, информационные и интеллектуальные ресурсы, технологии и способы организации производства.

Финансово-инвестиционная

Генерация финансовых потоков, в том числе связанных со взаимным кредитованием, инвестированием, приобретением, владением и эмиссией ценных бумаг.

Градообразующая

Участие в формировании и развитии городской экономики, местной инфраструктуры, обеспечение занятости жителей данного населенного пункта.

Познавательная

Изучение в процессе деятельности особенностей рынков товаров и ресурсов, технологий, технических систем, наиболее эффективных способов организации производства и взаимодействия с рынком, акционерами и т.п. Закрепление, накопление и передача следующим поколениям соответствующих знаний.

Образовательная

Получение отдельными работниками и коллективами производственных (в том числе технико-технологических и организационно- экономических) знаний, навыков, опыта работы.

Воспитательная

Создание, закрепление и развитие корпоративной культуры.

Институциональная

Генерация, фильтрация и инкубация социально-экономических институтов.

Информационно-сигнальная

Распространение информации об особенностях тех или иных секторов и фрагментов рынка с помощью формирования цен предложения и др.

Консолидирующая функция

Обеспечение единства экономики путем проведения межсубъектных и межотраслевых трансакций, организации и поддержания товарно-финансовых потоков, связывающих экономических агентов в различных секторах рынков и на различных территориях.

Типы предприятий

Существующие и действующие предприятия отличаются друг от друга организационно — правовым устройством, масштабностью, профилем деятельности и т.п., т.е. они различны по условиям, целям и характеру функционирования. Для более глубокого изучения предпринимательской деятельности предприятия обычно классифицируются по следующим основным признакам:

По размерам предприятия.

Как правило, по этому признаку предприятия классифицируются следующим образом:

§ мелкие — до 50 занятых;

§ средние — от 50 до 500 (иногда до 300);

§ крупные — свыше 500, в том числе

§ особо крупные — свыше 1000 занятых.

Определение размеров предприятия по числу занятых может дополняться и другими характеристиками, в частности, объемом продаж; активами; полученной прибылью и т.п.

Размеры предприятия тесно связаны с их отраслевой принадлежностью. Если распределить малые предприятия по отраслям экономики, то можно отметить, что наибольший удельный вес приходится на торговлю и общественное питание — 47%, затем строительство — 18%, а наименьший — сельское хозяйство -1,5% и финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение — 1,3%.

Особенностью малых предприятий является то, что они способны быстро реагировать на изменение потребительского спроса, наиболее восприимчивы к техническим новинкам, а также обеспечивают быструю окупаемость затрат.

По формам собственности.

Форма собственности лежит в основе юридического статуса предприятия. По формам собственности различают:

§ государственные;

§ муниципальные;

§ частные;

§ кооперативные предприятия;

§ предприятия, находящиеся в собственности общественных организаций;

§ и, в прочих формах собственности (включая смешанную собственность, собственность иностранных лиц, граждан и без гражданства).

Под государственными предприятиями понимаются как чисто государственные, так и смешанные, или полу государственные. В чисто государственных предприятиях государству принадлежит обычно весь акционерный капитал, полученный в результате национализации или вновь созданный. В смешанных государственно-частных компаниях государство в лице какого-нибудь министерства или компании может владеть значительной частью пакета акций (более 50%), и тогда оно, как правило, осуществляет контроль за их деятельностью.

По принадлежности капитала.

По принадлежности капитала и, соответственно, по контролю над предприятием выделяют национальные, иностранные и совместные (смешанные) предприятия.

Национальными называют предприятия, капитал которых принадлежит предпринимателям своей страны. Национальная принадлежность определяется также местоположением и регистрацией основной компании.

Иностранными называют предприятия, капитал которых принадлежит иностранным предпринимателям, полностью или в определенной части обеспечивающих их контроль. Иностранные предприятия образуются либо путем создания акционерного общества, либо путем скупки контрольных пакетов акций местных фирм, ведущих к возникновению иностранного контроля.

Смешанными по капиталу называют предприятия, капитал которых принадлежит предпринимателям двух или более стран. Регистрация смешанного предприятия осуществляется в стране одного из учредителей на основе действующего в ней законодательства. Смешанные предприятия — это одна из разновидностей международного переплетения капиталов. Смешанные по капиталу предприятия называются совместными предприятиями в тех случаях, когда целью их создания является осуществление совместной предпринимательской деятельности.

 

Цели и задачи предприятия

 

В процессе своей деятельности предприятие должно принимать ряд решений:

§ какой товар или номенклатуру товаров следует выпускать и продавать;

§ на какие рынки надо выходить с этим товаром и как укрепить свои позиции на рынке;

§ как выбрать оптимальную технологию производства;

§ какие материалы приобретать и как их использовать;

§ как распределить имеющиеся модели и финансовые ресурсы;

§ каких показателей своей деятельности предприятие предпочитает (должно) достигнуть в отношении технических характеристик выпускаемого товара, его качества, эффективности производства.

Деятельность, направленная на решение этих вопросов, называется общей деловой политикой предприятия или компании.

Основными целями предприятия могут быть:

§ завоевать или удержать большую долю какого-либо рынка для своего товара;

§ добиться более высокого качества своего товара;

§ занять в отрасли лидирующее положение в области технологии;

§ добиться максимального использования имеющихся сырьевых, людских и финансовых ресурсов;

§ повысить прибыльность своих операций;

§ добиться максимально возможного уровня занятости.

В результате деятельности деловая политика определенного предриятия превращается в конкретный план действий по ее осуществлению, который включает три этапа:

1. установление своевременных четких количественных показателей, которых собирается достичь фирма в результате своей основной цели деятельности;

2. определение основных стратегических направлений и действий, которые предприятие должно осуществлять для достижения поставленных целей. При этом во внимание принимается два основных фактора:

§ каким образом и в какой степени на предприятие в процессе его деятельности будут воздействовать внешние факторы;

§ каковы имеющиеся слабые стороны предприятия и его внутренние возможности. В какой степени будут преодолены первые, а вторые потенциально использованы;

3. разработка гибкой системы долгосрочного планирования, вписывающейся в структуру деятельности предприятия (определение стратегии, которая обеспечит достижение поставленных целей).

Миссией называют общую цель, вызывающую у членов организации совместные устремления к чему-то. Формулирование миссии — это ответ на вопрос: почему фирма делает то, что она делает. Миссия — это цель, объединяющая множество ролей. На основании миссии формулируются долгосрочные цели предприятия или качественные результаты, которые она предполагает достичь за пределами планового периода, к которому собирается приблизиться.

Стратегия — это способ или средство достижения долгосрочной цели. Стратегия отвечает на вопрос: какие альтернативные варианты лучше использовать: имеющиеся в организации ресурсы или возможности для достижения поставленных целей.

Задачи предприятия — достичь результатов, которые предполагается получить в пределах планового периода. Они определяются интересами владельца, размерами капитала, ситуацией внутри предприятия, внешней средой. Право постановки задачи перед персоналом предприятия остается за владельцем независимо от его статуса (частное лицо, государственные органы или акционеры).

Задачами действующего предприятия являются:

§ получение дохода владельцем предприятия (среди владельцев могут быть государство, акционеры, частные лица);

§ обеспечение потребителей продукцией предприятия в соответствии с договорами и рыночным спросом;

§ обеспечение персонала предприятия заработной платой, нормальными условиями труда и возможностью профессионального роста;

§ создание рабочих мест для населения, живущего в окрестностях предприятия;

§ охрана окружающей среды: земли, воздушного и водного бассейнов;

§ недопущение сбоев в работе предприятия (срыва поставки, выпуска бракованной продукции, резкого сокращения объемов производства и снижения рентабельности).

Важнейшая задача предприятия во всех случаях — получение дохода за счет реализации потребителям производимой продукции (выполненных работ, оказанных услуг). На основе полученного дохода удовлетворяются социальные и экономические запросы трудового коллектива и владельцев средств производства.

Фомирование цели фирмы

Политика как и стратегия относится к категории средств. Политика отвечает на вопрос: каким образом должны выполняться задачи?.

На фирме к процессу формулирования цели предъявляют определенные требования:

§ цели должны быть достижимы и реальны;

§ цели должны быть понятны и недвусмысленно сформулированы;

§ цель должна быть описана максимально в терминах и получить требуемое количественное оформление;

§ цель должна иметь сроки исполнения;

§ цели должны мотивировать действия исполнения в правильном направлении;

§ цель должна быть формулируема и формализована;

§ цели индивидуальные и групповые цели предприятия и фирмы должны быть совместимы;

§ цели направлены на определенный эффект и должны быть пригодны для проверки и корректировки.

При формировании целей любое предприятие обязательно проводит анализ среды своего существования. Анализ среды организации — это процесс определения критически важных элементов внешней и внутренней среды, которые могут оказывать влияние на способности фирмы в достижении своих целей. При анализе среды фирмы различают внутреннюю и внешнюю среду.

Факторами внутренней среды предприятия выступают персонал, средства производства, информационные и денежные ресурсы. Результатом взаимодействия этих факторов становится готовая продукция (выполненная работа, оказанные услуги). Внутренняя среда состоит из элементов, служб, отделов, которые непосредственно участвуют в процессе производственной деятельности и включают маркетинг, менеджмент, персонал, организацию процесса деятельности, мотивацию. Изменение этих элементов в той или иной степени определяет деятельность фирмы. Это те элементы, на которые фирма непосредственно воздействует.

Факторами внешней среды предприятия выступают потребители продукции, поставщики производственных компонентов, а также государственные органы и население, живущее в окрестностях предприятия. Внешняя среда непосредственно обусловливает эффективность работы предприятия. Внешнее окружение включает в себя поставщиков, потребителей, государство, конкурентов, общество, природу, финансовые инструменты, фискальную политику. Внешняя среда состоит из рабочей и общей среды.

Рабочая среда — это непосредственные элементы, с которыми предприятие соприкасается. Для каждой фирмы рабочая среда может быть более или менее одинакова в зависимости от отраслевой принадлежности и общей деловой политики. Поставщики, потребители, конкуренты формируют ближайшее окружение, т. е. рабочую среду, остальное все входит в дальнее окружение, которое формируется из социальных, политических, экономических и технологических факторов.

Общая среда формирует стратегию фирмы и определяет направление ее развития. При этом фирма обязательно учитывает влияние рабочей среды и свои внутренние возможности. Совокупность внутренней и внешней среды является организационной средой предприятия.

 

 

Содержание

Типы предприятий 4

 

Цели и задачи предприятия 6

 

Фомирование цели фирмы 7

 

Понятия фирмы и предприятия

Фирма — субъект рыночной экономики, организационно-правовой комплекс, деятельность которого связана с управлением одним или несколькими предприятиями и получением прибыли. Фирма может производить какую-либо продукцию, оказывать услуги, выполнять работы.

Предприятие — специализированная единица народнохозяйственного комплекса, обособленный имущественный комплекс, используемый для осуществления производственно-предпринимательской деятельности, самостоятельныйхозяйствующий субъектс правамиюридического лица, производящий продукцию,товары,услуги, выполняющий работы; может быть объектом купли-продажи, залога, аренды и других сделок, связанных с установлением, изменением и прекращением вещных прав. Корпорация — любое объединение двух или нескольких предприятий, фирм.

Особенности предприятия как юридического лица

Предприятие в Гражданском кодексе РФ рассматривается как объект гражданских прав (ст. 132). В этом смысле предприятием признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности.

Предприятие может быть объектом купли-продажи, залога, аренды и других сделок, связанных с установлением и прекращением вещных прав.

Особенность предприятия заключается в том, что его собственником могут быть только государство или муниципальные образования. Предприятия, осуществляющие коммерческую деятельность и созданные в целях управления обособленным имущественным комплексом либо государства, либо муниципального образования, соответственно называются либо государственным унитарным предприятием, либо муниципальным унитарным предприятием. Сокращение названия этих организационно-правовых форм до слова «предприятие», которое часто встречается в экономических текстах, является некорректным и искажает смысл суждений.

Имущество организации — все материальные, нематериальные и денежные средства, находящиеся в пользовании, владении и распоряжении предприятия.

Первоначальный капитал — это зафиксированная в стоимостном выражении сумма материальных и нематериальных ценностей, которые передаются предприятию в постоянное пользование владельцам этих ценностей.

Создание фирмы

Решение о формировании новых организаций принимает владелец капитала. На базе первоначальных капитальных вложений, предназначенных для строительства и организации фирмы, формирования материальной базы, закупки сырья, материалов, найма рабочей силы, образуется уставный капитал предприятия.

Увеличение уставного капитала происходит за счет прибыли, а в отдельных случаях — за счет ассигнований из бюджета. Фирма также может получить средства за счет выпуска и продажи акций и других ценных бумаг, получения кредитов, продажи лишнего имущества.

Создание фирмы, предприятия фиксируется соответствующими учредительными документами (уставом, учредительным договором), где указываются юридический статус нового предприятия; цели, обоснование и принципы его создания; сведения об учредителях, сроки и формы деятельности предприятия; его права и обязанности как юридического лица; размер уставного капитала и источники его формирования; форма управления; система учета и отчетности и др.

Ликвидация фирмы

Решение о ликвидации или реорганизации фирмы принимает его владелец или арбитражный суд, если предприятие оказалось банкротом. К причинам прекращения деятельности или кардинальной перестройки работы предприятия относятся:

§ отсутствие или резкое падение спроса на выпускаемую продукцию (оказываемые услуги);

§ убыточность производства;

§ экологическая опасность предприятия для окружающей среды и населения;

§ возможность использования зданий, сооружений, оборудования и других средств предприятия для организации выпуска более экономически выгодной или необходимой потребителям продукции.

Малые предприятия

В настоящее время получило широкое развитие малое предпринимательство. Предприятия могут быть отнесены к малым, если выполняются следующие три критерия:

§ в уставном капитале малых предприятий доля участия РФ, субъектов РФ, общественных организаций, благотворительных фондов не должна превышать 25%;

§ в уставном капитале малых предприятий доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не должна превышать 25%;

§ средняя численность работников за отчетный период не должна превышать следующих предельных размеров: 100 человек в промышленности, строительстве, на транспорте, 60 человек в сельском хозяйстве и научно-технической сфере, 50 человек в оптовой торговле и остальных отраслях, 30 человек в розничной торговле и бытовом обслуживании населения.

Различные организации могут обладать статусом юридического лица.

Признаки организации

Организация, помимо формальных критериев (самостоятельный баланс, обязательная регистрация учредительных документов, расчетный счет) должна обладать в совокупности следующими четырьмя признаками:

1. Наличием обособленного имущества (имущество должно принадлежать предприятию на праве собственности, на праве хозяйственного ведения или оперативного управления; предприятие должно иметь самостоятельный баланс или смету. При этом исключается возможность функционирования юридического лица на базе имущества, принадлежащего по договору аренды либо имущественного найма, либо на основе заемных средств при отсутствии вкладов учредителей в уставный капитал).

2. Способностью отвечать по обязательствам своим имуществом, что обеспечивает минимальную гарантию прав его кредиторов по гражданско-правовым обязательствам.

3. Способностью выступать в имущественном обороте от своего имени. Это означает, что юридическое лицо вправе от своего имени заключать гражданско-правовые договоры (купли-продажи, поставки, перевозки, займа, аренды, подряда и др.) либо иным способом приобретать права или нести обязанности.

4. Возможностью предъявлять иски и выступать в качестве ответчика в суде, арбитражном суде. Эти права подлежат защите путем признания прав; восстановления положения, существующего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; принуждения исполнения обязанности в натуре; возмещения убытков и другими способами.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 964; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.23.38 (0.011 с.)