И дееспособность юридического лица. Органы юридических лиц 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И дееспособность юридического лица. Органы юридических лиц



3.1. Учредительные документы юридического лица

1. Юридическое лицо действует в соответствии с его учредительными документами. Вопрос об учредительных документах юридического лица решен в п.1 ст.48 ГК.

«Юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора».

Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками).

Юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством одним учредителем, действует на основании устава, утвержденного этим учредителем.

Сведения, которые должны содержаться в учредительных документах, определены п.2 ст.48 ГК и п.29 Положения о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования. В них должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, цели деятельности, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законодательством о юридических лицах соответствующего вида. В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законодательством случаях – и иных коммерческих организаций должен быть определен предмет деятельности юридического лица. В учредительных документах иных коммерческих организаций может быть предусмотрен предмет их деятельности и в случаях, когда по законодательству это не является обязательным (ч.1 п.2 ст.48 ГК). Согласно п.29.1 Положения о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования в учредительных документах юридического лица предусматриваются те виды деятельности, которые будут осуществляться (осуществляются) данным субъектом хозяйствования, если их указание предусмотрено актами законодательства. При этом данные виды деятельности должны соответствовать наименованиям видов деятельности, указанным в Общегосударственном классификаторе видов экономической деятельности либо в перечне видов деятельности на осуществление которых требуется специальное разрешение (лицензия). Кроме указанных сведений в учредительных документах юридического лица должны предусматриваться:

сведения об обособленных подразделениях коммерческой организации (представительствах, филиалах);

субсидиарная (дополнительная) ответственность:

участников общества с дополнительной ответственностью по обязательствам общества в пределах, определенных его учредительными документами, но не менее чем в сумме эквивалентной 1200 евро;

участников полного товарищества и полных товарищей коммандитного товарищества по обязательствам товарищества;

коммандитов по обязательствам коммандитного товарищества в пределах сумм внесенных ими вкладов;

членов производственного кооператива, в том числе сельскохозяйственного производственного кооператива, по обязательствам кооператива в равных долях, если иное не определено в его уставе, в пределах, установленных уставом, но не менее величины полученного годового дохода в производственном кооперативе;

Республики Беларусь по обязательствам казенного предприятия;

в иных случаях, предусмотренных указанным Положением и другими законодательными актами (п.29.3);

Сведения, которые должны содержаться в учредительных документах отдельных видов юридических лиц, установлены также в статьях 67, 82, 88, 98 и других статьях ГК, а также в законодательных актах о юридических лицах.

2. На основании только учредительного договора создаются и действуют полные и коммандитные товарищества (п.1 ст.67 и п.1 ст.82 ГК). Общества с ограниченной ответственностью и общества с дополнительной ответственностью создаются и действуют на основании учредительного договора и устава (п.1 ст.88 и п.3 ст.94 ГК), а открытые акционерные общества и закрытые акционерные общества – на основании устава (п.3 ст.98 ГК).

В учредительном договоре стороны (учредители) определяют прежде всего внутренние отношения учредителей юридического лица. В частности, они обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности, условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей (участников) из его состава. В учредительный договор по согласию учредителей могут быть включены и другие условия (ч.2 п.2 ст.48 ГК).

3. Государственные и частные унитарные предприятия, производственные и потребительские кооперативы, многие некоммерческие юридические лица действуют на основании соответствующего устава.

Устав юридического лица определяет наименование, место нахождения юридического лица, цели деятельности, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержит другие сведения, предусмотренные законодательством о юридических лицах соответствующего вида. Так, устав унитарного предприятия, кроме указанных сведений, должен содержать сведения о предмете и целях деятельности предприятия, а также о размере уставного фонда предприятия, порядке и источниках его формирования (ч.2 п.1 ст.113 ГК).

Юридические лица некоторых видов разрабатывают свои уставы в соответствии с Типовым или Примерным уставом о юридических лицах данного вида. Например, садоводческие товарищества разрабатывают свои уставы в соответствии с Типовым уставом садоводческого товарищества, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Белсовпрофа от 30 января 1989 г.[197]; жилищно-строительные кооперативы – в соответствии с Примерным уставом жилищно-строительного кооператива, утвержденным постановлением Совета Министров Республики от 15 ноября 1984 г. № 400[198]

3.2. Правоспособность юридического лица

Правоспособность юридического лица – это его способность иметь гражданские права и принимать обязанности.

1. Правоспособность возникает у юридического лица в момент его создания (п.3 ст.45 ГК), а оно признается созданным с момента его государственной регистрации (п.2 ст.47 ГК).

2. Пределы правоспособности юридического лица определены п.1 ст.45 ГК: «Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, а также предмету деятельности, если он указан в учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законодательством, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии)». В юридической литературе правоспособность юридического лица именуют специальной правоспособностью, поскольку ее пределы ограничены учредительными документами, определяющими цели, а во многих случаях и предмет деятельности юридического лица.

Правило о специальной правоспособности юридических лиц в условиях рыночной экономики не имеет четко очерченных законодательством границ. Указание в уставе юридического лица, что оно имеет целью извлечение прибыли, значительно расширяет объем и сферу деятельности юридических лиц, занимающихся коммерческой деятельностью. Чтобы обойти указание в уставе предмета деятельности, часто в него включают обширный перечень видов деятельности, которыми вправе заниматься юридическое лицо.

3. Исходя из сущности требований рыночного механизма, ч.2 п.1 ст.62 Модели гражданского кодекса для государств – участников СНГ предусматривает, что коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий, имеют гражданские права и обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Следовательно, правило о специальной правоспособности юридических лиц в соответствии с Моделью гражданского кодекса для государств – участников СНГ действует только для всех некоммерческих юридических лиц и унитарных государственных предприятий.

По пути расширения объема и сферы гражданской правоспособности коммерческих юридических лиц пошел и Гражданский кодекс Российской Федерации. Он предусматривает: «Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом». Как Модель Гражданский кодекс для государств – участников СНГ, так и Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривают, однако, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии) (ч.2 п. 1 ст.62 Модели ГК для государств СНГ; ч.2 п. 1 ст.49 ГК Российской Федерации). При этом любое юридическое лицо, удовлетворяющее установленным требованиям, может получить такую лицензию.

Следовательно, в Российской Федерации коммерческие юридические лица, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, наделены общей правоспособностью.

Статья 45 ГК Республики Беларусь (в отличие от ст.49 ГК Российской Федерации) не предоставляет коммерческим организациям правомочия иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Как уже отмечалось, в учредительных документах юридического лица (свидетельстве о государственной регистрации индивидуального предпринимателя) предусматриваются виды деятельности, которые будут осуществляться (осуществляются) данным субъектом хозяйствования, если их указание предусмотрено актами законодательства. Можно сделать вывод, что только субъекты, в отношении которых законодательство содержит такие указания, не обладают общей правоспособностью, а, следовательно, все другие коммерческие юридические лица и индивидуальные предприниматели обладают общей правоспособностью.

3.3. Гражданская дееспособность юридического лица

1. Гражданская дееспособность (способность своими действиями приобретать гражданские права и создавать для себя гражданские обязанности) юридического лица возникает одновременно с гражданской правоспособностью. Она осуществляется его органами, действующими в пределах прав, предоставленных им по закону или уставу (положению).

Органами юридического лица являются предусмотренные законодательством или учредительными документами данного юридического лица люди, которые вырабатывают и осуществляют его волю. Иначе говоря, органы юридического лица имеют свою волю, но это не воля физических лиц, выступающих в качестве органа, а воля самого юридического лица[199], поэтому действие органа юридического лица – действие самого юридического лица. Однако люди, выступающие в качестве органа юридического лица, состоят с последним в правовых отношениях в качестве работников юридического лица, имеющих права и обязанности. Они имеют право на вознаграждение за свой труд в качестве органа юридического лица.

2. В предусмотренных законом случаях юридическое лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих участников. Например, каждый участник полного товарищества и каждый полный товарищ в коммандитном товариществе могут действовать от имени товарищества, если учредительным договором не установлено, что все его участники ведут дела совместно либо ведение дел поручено отдельным участникам (п.1 ст.69, п.1 ст.83 ГК).

Орган юридического лица действует от его имени без доверенности.

Лицо, которое в силу акта законодательства или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно. Оно обязано по требованию учредителей (участников) юридического лица, если иное не предусмотрено законодательством или договором, возместить убытки, причиненные им юридическому лицу (п. 3 ст.49 ГК).

Орган юридического лица должен действовать в пределах его компетенции. Действия органа юридического лица, совершенные им за пределами его компетенции, не порождают для юридического лица прав и обязанностей. Ответственность за их совершение несут физические лица, являющиеся органом юридического лица, как самостоятельные субъекты гражданского права.

3. От осуществления право- и дееспособности органами юридического лица следует отличать действия работников юридического лица по обеспечению функционирования соответствующей организации. Действия любого работника юридического лица в процессе выполнения им своих трудовых (служебных) обязанностей признаются действиями самого юридического лица. Это правило, установленное судебной практикой, теперь получило закрепление в законе. «Действия работников должника по исполнению его обязательства считаются действиями должника. Должник отвечает за эти действия, если они повлекли невыполнение или ненадлежащее исполнение обязательства» (ст.373 ГК).

Работниками должника, в частности юридического лица, являются физические лица, состоящие с ним в трудовых отношениях (временные и постоянные рабочие и служащие, члены производственных кооперативов, участвующие в производственно-хояйственной деятельности кооператива, участники хозяйственных товариществ и обществ, которые в соответствии с учредительными документами названных юридических лиц совершают определенные действия в интересах данного юридического лица). Например, общество с ограниченной ответственностью отвечает за ущерб, понесенный клиентом этого общества вследствие того, что по вине работника этого общества была повреждена вещь, сданная клиентом в ремонт.

Ответственность юридического лица за действие его работника, причинившего вред, наступает на общих основаниях, т.е. при наличии вины работника, при этом вина последнего предполагается. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо отвечает за вред, причиненный его работником, и при отсутствии вины работника, например, когда им осуществлялась деятельность, создающая повышенную опасность для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной связанной с ней деятельности и др.) (ст.948 ГК).

Юридическое лицо, на которое была возложена ответственность за неисполнение обязательства или причинение вреда, имеет право предъявить регрессное требование к своему работнику, действия которого повлекли неисполнение юридическим лицом обязательства или причинили вред другому лицу (ст.950 ГК).

3.4. Органы юридического лица

Орган юридического лица – его структурное подразделение, вырабатывающее его волю и осуществляющее правоспособность и дееспособность юридического лица в отношениях со всеми другими лицами, поэтому он не может вступать в договорные отношения с этим же юридическим лицом и иметь субъективные права и обязанности, обособленные от субъективных гражданских прав и обязанностей самого юридического лица[200].

1. Различают единоличные и коллегиальные органы юридического лица. Единоличными органами юридического лица являются директор, управляющий, председатель правления, начальник и т. п. Такой орган самостоятельно формирует волю юридического лица и выражает ее во вне или выполняет волю, выработанную коллегиальным органом.

Коллегиальным органом юридического лица может быть президиум, правление, совет и т. п. В корпоративных организациях (хозяйственных обществах и товариществах, кооперативах, общественных объединениях и т. п.) высшим органом управления является общее собрание участников или собрание уполномоченных.

2. Органы юридического лица формируются по-разному:

избираются участниками (членами);

назначаются собственником имущества юридического лица;

нанимаются по контракту с собственником имущества юридического лица или органом, им уполномоченным.

Состав органов, пределы их компетенции, порядок назначения или избрания в виде общего правила определены законами, другими актами законодательства о данном виде юридических лиц и учредительными документами юридического лица.

3. В полном товариществе каждый участник вправе действовать от имени товарищества, если учредительным договором не установлено, что все его участники ведут дела совместно либо ведение дел поручено отдельным участникам (п.1 ст. 69 ГК).

4. В коммандитном товариществе управление деятельностью коммандитного товарищества осуществляется полными товарищами по правилам о полном товариществе (п.1 ст.83 ГК).

5. Органы хозяйственного общества и управления в хозяйственном обществе определены ст.ст. 33-55 главы 4 Закона о хозяйственных обществах. Органами хозяйственного общества являются органы управления хозяйственного общества и его контрольные органы. Порядок образования органов хозяйственного общества, избрания их членов определены названным Законом, иными законодательными актами и учредительными документами хозяйственного общества. Высшим органом управления хозяйственного общества является общее собрание участников хозяйственного общества. В нем также образуются:

совет директоров (наблюдательный совет) – в соответствии с Законом о хозяйственных обществах и учредительными документами;

исполнительный орган (коллегиальный исполнительный орган – правление или дирекция) и (или) единоличный исполнительный орган (директор или генеральный директор). Совет директоров (наблюдательный совет), исполнительный и контрольный органы подотчетны общему собранию участников хозяйственного общества (ст. 33 Закона о хозяйственных обществах). К компетенции исполнительного органа хозяйственного общества относится решение всех вопросов, за исключением тех из них, которые не составляют исключительную компетенцию других органов управления этого общества, определенную Законом о хозяйственных обществах и учредительными документами хозяйственного общества.

6. В производственном кооперативе высшим органом управления кооперативом является общее собрание его членов, исполнительными органами – правление и (или) его председатель. Они осуществляют текущее руководство деятельностью кооператива и подотчетны наблюдательному совету и общему собранию членов кооператива (п.1 ст.110 ГК).

7. В отличие от корпораций унитарные предприятия управляются только одним органом – единоличным руководителем (директором, управляющим, начальником и т.п.), который назначается собственником имущества либо уполномоченным собственником органом и ему подотчетен (п.4 ст.113 ГК). В соответствии с законодательством с руководителем предприятия заключается контракт, в котором определяются права, обязанности и ответственность руководителя предприятия, условия его материального обеспечения и освобождения от занимаемой должности с учетом гарантий, предусмотренных законодательством.

Руководитель унитарного предприятия решает самостоятельно все вопросы деятельности предприятия, за исключением отнесенных законодательством и уставом предприятия к компетенции собственника или уполномоченного им органа.

8. Общественные объединения (Закон Республики Беларусь от 19 июля 2005 г. «Об общественных объединениях»[201]), политические партии (Закон Республики Беларусь от 19 июля 2005 г. «О политических партиях»[202]), религиозные организации (см. Закон Республики Беларусь от 17 декабря 1992 г. «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях»[203]), другие общественные образования, являющиеся юридическими лицами, имеют свои органы, определенные их уставами (положениями).

11. Во внешних отношениях с другими хозяйствующими субъектами юридическое лицо может действовать через своих представителей, которым руководитель юридического лица выдает доверенность.

 

Сущность юридического лица

1. Выяснением сущности юридического лица уже давно занимаются ученые всех стран мира. Разработано много теорий юридического лица. Они различаются в зависимости от той исторической эпохи и соответствующей ей системы производственных отношений, в условиях которой принималась попытка выяснить сущность юридического лица. В работах А.В. Венедиктова[204] и С.Н. Братуся[205] даны историческая справка и критическая характеристика различных теорий сущности юридического лица. В учебнике нет возможности рассмотреть эти теории. Следует остановиться лишь на некоторых из них, имеющих важное значение и оказывающих влияние на развитие законодательства и его применение в странах с развитой рыночной экономикой. Речь будет идти о теориях фикции, реальности, целевого персонифицированного имущества (коллективной собственности).

2. Основу теории фикции заложил папа Иннокентий IV, который в связи с необходимостью ответить на вопрос, подлежит ли корпорация отлучению от церкви, в 1245 г. писал, что корпорация существует лишь в человеческом воображении, что это фикция, придуманная разумом[206]. Но родоначальником теории фикции признают германского ученого, основоположника исторической школы права К.Ф. Савиньи. Он уже в первой половине XIX в. утверждал, что юридические лица – это «искусственные, допущенные в силу простой фикции субъекты», хотя в самом деле субъектом права может быть только волеспособная и поэтому правоспособная личность – человек (физическое лицо)[207]. Однако К.Ф. Савиньи утверждал, что позитивное право может не только сузить круг правоспособных лиц, но и расширить его, признав субъектами права искусственно созданные образования. Такой субъект права – фикция – создается исключительно в юридических целях. Юридическое лицо, с точки зрения К.Ф. Савиньи, недееспособно. Дееспособны органы юридического лица, а они состоят из людей. Эта позиция К.Ф. Савиньи нашла отражение в § 26 Германского гражданского уложения (ГГУ). В этом параграфе установлено, что правление представляет объединение в судебных и внесудебных отношениях: оно является законным представителем[208].

Из дореволюционных русских ученых теорию фикции юридического лица разделяли Д.И. Мейер[209], А.М. Гуляев[210], Г.Ф. Шершеневич[211]. Правда, они считали, что юридическое лицо не просто фикция, «а те же физические лица, которые в отдельности одарены правами, составляя группу, преследующую одну цель, нуждаются в известных правах, которые находятся в непосредственной связи с достигаемою целью, и вследствие того совокупность лиц также одаряется правами»[212], что юридическое лицо – искусственный субъект является «центром юридических отношений, преследующих совместно одну экономическую цель»[213].

Теория фикции широко распространена в США и Англии. В начале XIX в. председатель Верховного суда США Д. Маршалл в решении по одному делу дал определение корпорации: «Корпорация есть искусственное существо, невидимое, неосязаемое и существующее только с точки зрения закона. Будучи чистым созданием закона, корпорация обладает лишь теми средствами, которые ей сообщил ее учредительный акт, прямо или предполагая их необходимыми для ее существования»[214]. Доктрина Англии и США ранее уделяла и теперь уделяет особое внимание «противопоставлению юридического лица и физических лиц, его составляющих, прав и обязанностей юридического лица правам и обязанностям его членов»[215]. Палата лордов по конкретному делу признала «правомерность различных договорных отношений между компанией, паи которой оказались фактически сосредоточенными в руках одного пайщика, и единственным пайщиком такой компании»[216]. Они квалифицируются как отношения между различными субъектами права.

3. Теория реальности юридического лица (реалистическая или органическая теория) связывается с именем другого германского ученого второй половины XIX в. О.Ф. Гирке. Он признавал юридическое лицо особым «телесно-духовным организмом»[217], живым, имеющим волю единством. По мнению О.Ф. Гирке, юридическое лицо столь же реально, как и физическое лицо. Этот субъект права необходим для нормального функционирования государства как союзная личность, т.е. «признанная правопорядком деятельность человеческого союза, выступающего в качестве отличного от суммы соединенных в союзе лиц единого целого, являющегося субъектом прав и обязанностей»[218]. Такая союзная личность – социальная реальность. Как и живой организм, она действует в общественной жизни.

Реалистические теории оказались более соответствующими потребностям рыночной экономики. «В настоящее время не будет преувеличением считать, что практически все возникшие и существующие научные концепции принадлежат к реалистической теории, однако внутри нее существует несколько направлений, в большей или меньшей степени отличных друг от друга»[219].

4. Из других теорий о сущности юридического лица в работах зарубежных ученых следует рассмотреть теорию целевого и персонифицированного имущества (коллективной собственности). Автор теории целевого имущества А.Ф. Бринц считал, что как отдельная вещь, так и целое имущество может принадлежать не только кому-либо, но и чему-либо – какой-либо цели, для служения которой это имущество предназначено. Таким бессубъектным целевым имуществом является имущество юридического лица[220]. Мало чем отличаются от этой теории взгляды французского ученого М. Планиоля, по мнению которого «фиктивное лицо (юридическое лицо) – лишь средство, предназначенное упростить управление коллективной собственностью». Юридические лица – «только коллективные имущества, которыми владеют более или менее многочисленные объединения»[221]. Близкими к мнению М. Планиоля являются взгляды русского цивилиста Ю.С. Гамбарова. Он утверждал, что юридическое лицо «представляет собой не что иное, как форму коллективного обладания, нимало не опровергающую того основного положения, что единственным субъектом права всегда и везде является только реальная человеческая личность»[222]. С этой точки зрения коллективная собственность – форма собственности, которую нельзя свести ни к общей долевой, ни к общей совместной.

5. Советские ученые предложили свое понимание сущности юридического лица. Были разработаны четыре теории: социальной реальности (Д.М. Генкин), государства (С.И. Аскназий), коллектива (А.В. Венедиктов), директора (Ю.К. Толстой).

Д.М. Генкин, а позже и Б.Б. Черепахин считали, что юридическое лицоне фикция, а социальная реальность, наделенная определенным имуществом. Эта реальность существует для достижения определенных общественно полезных целей или для решения социально-экономических задач, которые ставятся перед государством и обществом[223]. Однако известно, что не всякая социальная реальность пользуется правами юридического лица. На вопрос, какова сущность этой социальной реальности, авторы этой теории ответа не дали.

Суть теории государства изложена С.И. Аскназием. Он исходил из того, что за государственным юридическим лицом стоит само государство, являющееся собственником имущества юридического лица. Государственное юридическое лицо не что иное, как само государство, действующее в определенной сфере хозяйственных отношений[224]. Уязвимым местом этой теории является то, что она игнорирует самостоятельность юридических лиц в процессе хозяйственной деятельности и дает основание обращать взыскание по долгам государственного предприятия на само государство.

Автор теории директора Ю.К. Толстой исходил из роли органа юридического лица, который формирует волю этого субъекта права и определяет содержание его деятельности. Право управлять имуществом юридического лица имеет его руководитель (директор). Он выступает в гражданском обороте от имени юридического лица и является субстратом юридического лица[225].

Большинство ученых советского периода раскрывали сущность юридического лица через его людской субстрат, к которому относили трудовой коллектив юридического лица. Теория коллектива была предложена академиком А.В. Венедиктовым. Он исходил из того, что за каждым юридическим лицом стоит два коллектива: рабочих и служащих предприятия и всенародный коллектив, организованный в государство, которое является единым собственником государственного имущества. Государственные юридические лица, согласно этой теории, лишь управляют имуществом, которым они наделены государством[226].

Теория коллектива была поддержана многими учеными, в частности С.Н. Братусем[227], О.С.Иоффе[228] и многими другими.

Возражения против теории коллектива сводились к тому, что она не объясняет сущности отношений между государственными предприятиями. Исходя из этой теории можно прийти к неверному выводу, что в таких отношениях государство выступает само с собой, а это не соответствует действительности. Во взаимных отношениях каждое из государственных юридических лиц выступает как носитель собственных интересов и самостоятельный субъект права.

Изложенные теории юридического лица, выдвинутые учеными Советского Союза, базировались на том, что все юридические лица были созданы на основе социалистической собственности. В условиях рыночной системы хозяйствования и наличия не только государственной, но и частной собственности эти теории юридического лица утратили свою актуальность.

В современной юридической литературе за рубежом проблемам сущности юридического лица не уделяют такого большого внимания, как в прошлом, поскольку считают, что многочисленные теории юридического лица не имеют практического значения и не обладают большой познавательной ценностью[229].

 

Создание юридических лиц

1. Юридические лица создаются по воле их учредителей. В интересах всех участников рыночных отношений государство осуществляет контроль за соблюдением законности создания новых участников гражданского оборота посредством обязательной государственной регистрации юридических лиц (ст.47 ГК).

Юридические лица могут создаваться собственником имущества или уполномоченным им органом (учреждения, унитарные предприятия), учредителями создаваемого юридического лица (хозяйственные товарищества и общества, кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), ассоциации и союзы, учредители фондов, которые после образования фонда непосредственного участия в их деятельности не принимают.

Единого акта законодательства Республики Беларусь, регулирующего создание юридических лиц, не существует, но имеются акты законодательства, которые определяют порядок создания отдельных видов юридических лиц. В частности, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 июля 2004 г. № 913 утверждено Положение о порядке создания унитарных предприятий, учреждений, имущество которых находится в республиканской собственности, их реорганизации и ликвидации»[230]. Решения о создании, реорганизации и ликвидации предприятий, организаций, учреждений, объединений коммунальной собственности принимают соответственно исполнительные комитеты первичного (сельского, поселкового, городского (городов районного подчинения), базового (городские (городов областного подчинения), районного), областного уровня. Они входят в систему органов исполнительной власти и являются органами местного управления[231].

Особенности создания акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью и обществ с дополнительной ответственностью, производственных кооперативов определены соответственно законодательством об этих обществах и кооперативах. То же следует сказать об особенностях создания некоммерческих юридических лиц.

В зависимости от особенностей, которыми обладают юридические лица соответствующих видов, законодательством определен порядок или способ создания юридических лиц: распорядительный, разрешительный и явочно-нормативный.

2. Суть распорядительного способа создания юридических лиц состоит в том, что юридическое лицо создается (возникает) по распоряжению (решению) собственника имущества или уполномоченного им органа. В таком порядке создаются государственные юридические лица. Органы Республики Беларусь и органы административно-территориальных единиц в пределах своей компетенции издают постановления, приказы или распоряжения о создании юридических лиц. Некоторые государственные юридические лица создаются не по распоряжению органов власти и управления, а путем выборов, например Советы депутатов.

3. В разрешительном порядке создаются юридические лица по инициативе граждан или каких-либо организаций, но после получения на это согласия компетентного органа государства либо общественного объединения. Соответствующий орган, во-первых, проверяет, соблюдено ли законодательство о создании такого вида юридических лиц, во-вторых, независимо от положительного ответа на этот вопрос принимает решение, следует ли разрешить создание данной организации, пользующейся правом юридического лица. В разрешительном порядке образуются жилищно-строительные кооперативы (п. 4–7 Примерного устава жилищно-строительного кооператива; утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 ноября 1984 г. № 400[232]).

4. При явочно-нормативном порядке создания юридического лица не требуется разрешения на образование юридического лица данного вида, поскольку оно разрешено законодательством. Граждане или организации вправе свободно, по своему усмотрению образовать юридическое лицо. Орган государства должен лишь проверить, соблюден ли установленный законодательством порядок образования таких юридических лиц. В явочно-нормативном порядке образуются частные унитарные предприятия, хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, политические партии, профессиональные союзы и иные общественные объединения, фонды на основе добровольных имущественных взносов (преследующие социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели), объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). Законность создания таких юридических лиц проверяется при их государственной регистрации.

Явочно-нормативный способ создания юридических лиц часто именуют «регистрационным», поскольку юридические лица образуются решением собственника или в соответствии с учредительным договором нескольких физических и (или) юридических лиц с последующей регистрацией созданного юридического лица.

5. Независимо от способа создания все юридические лица подлежат государственной регистрации в порядке, определяемом законодательными актами. Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации (п.1 и 2 ст.47 ГК).

Вновь созданные (реорганизованные) хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, унитарные предприятия (коммерческие организации), потребительские кооперативы, учреждения, финансируемые собственником (некоммерческие организации), объединения коммерческих организаций, объединения коммерческих и некоммерческих организаций регистрируются и перерегистрируются в порядке, установленном Положением, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 г. № 11 «Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования», в которое неоднократно вносились изменения и дополнения.

Политические партии, профессиональные союзы и иные общественные объединения регистрируются (перерегистрируются) в порядке, установленном Положением, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 26 января 1999 г. № 2 «О некоторых мерах по упорядочению деятельности политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений»[233] и другими законодательными актами.

Органы, осуществляющие государственную регистрацию (перерегистрацию) юридических лиц, определены соответственно Положением от 16 марта 1999 г., Декретом Президента от 26 января 1999 г. № 2, другими законодательными актами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 342; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.240 (0.053 с.)