Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Правосубъектность Республики Беларусь иСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Административно-территориальных единиц Республики Беларусь 1. Субъектами гражданского права наряду с физическими и юридическими лицами признаются Республика Беларусь (государство) и административно-территориальные единицы Республики Беларусь (ст.1, 124 ГК). По своей природе последние являются публично-правовыми образованиями, наделенными властными полномочиями, что накладывает несомненный отпечаток на правовой режим их участия в гражданском обороте и позволяет характеризовать как особые субъекты гражданского права. Особенности правового положения государства обусловлены тем, что Республика Беларусь есть суверенное государство, которое, решая общенациональные, публичные задачи, определяет правопорядок в целом. Государственные органы, выступая от имени Республики Беларусь, издают акты законодательства, которыми должны руководствоваться все субъекты, и административные акты, могущие являться, в том числе, и основаниями возникновения, изменения или прекращения гражданско-правовых отношений. Иначе говоря, государство в нормативном порядке регулирует имущественные и иные гражданско-правовые отношения, определяет правосубъектность участников гражданского оборота (в том числе и в отношении себя). Властными полномочиями обладают также и административно-территориальные единицы, что вытекает из ст.120-122 Конституции Республики Беларусь. От властных полномочий государства и административно-территориальных единиц сложно абстрагироваться даже тогда, когда они непосредственно вступают в гражданско-правовые отношения, основанные на независимости и равноправии субъектов, их свободной воли и неприкосновенности собственности. Учитывая эти особые качества Республики Беларусь и административно-территориальных единиц, в ст.124 ГК специально закреплено, что они участвуют в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений, а соответственно, не могут использовать свои властные полномочия при осуществлении гражданской правосубъектности. Вступая в гражданско-правовые отношения государство, административно-территориальные единицы не пользуются преимуществами и имеют те же права и обязанности, что и другие субъекты гражданско-правовых отношений. При нарушении гражданских прав и неисполнении обязанностей к ним на общих основаниях применяются обычные гражданско-правовые санкции, в том числе меры гражданско-правовой ответственности. 2. Правосубъектность государства, как и иных субъектов гражданского права, определяется право- и дееспособностью. Сущность правоспособности Республики Беларусь и административно-территориальных единиц определяется тем, что они участвуют в гражданском обороте не в своих частных интересах, а в публичных интересах, интересах народа. По вопросу о характере правоспособности государства и административно-территориальных единиц единства мнений нет. Можно выделить две основные точки зрения, исходя из общепринятого в науке гражданского права деления правоспособности на общую и специальную. Одни авторы, придерживающиеся мнения об общей (универсальной) правоспособности государства, объясняют свою позицию прежде всего широтой тех задач, которые стоят перед государством, а также тем, что носителем определенных гражданских прав и обязанностей может быть только государство[332]. Другие исследователи[333], трактуя гражданскую правоспособность рассматриваемых субъектов как специальную, подчеркивают, что, во-первых, органы государства и административно-территориальных единиц имеют право делать только то, что им прямо разрешено, т.е. государство имеет лишь те гражданские права и обязанности, которые предусмотрены законодательно, и, во-вторых, то, что сама правовая природа государства и административно-территориальных единиц не позволяет им приобретать ряд прав и возлагать на себя некоторые обязанности (например, государство не может передавать имущество по наследству). Иначе говоря, публично-правовые образования могут иметь лишь те гражданские права и обязанности, которые соответствуют целям их деятельности и публичным интересам[334]. 3. К Республике Беларусь и ее административно-территориальным единицам применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из законодательства или особенностей данных субъектов. На этом основании А.А.Иванов приходит к заключению, что государство приравнено к юридическому лицу, хотя и не названо таковым.[335] Идея "государство–юридическое лицо" и ранее имела место в юридической литературе.[336] Подобные утверждения основаны на том, что государство представляет собой разновидность коллективных гражданско-правовых субъектов, каковыми являются и юридические лица, а соответственно, обладает всеми признаками, которые являются необходимыми для коллективных образований как субъектов гражданского права. Распространение же на государство норм о юридических лицах подтверждает тождественность их гражданской правосубъектности. Республика Беларусь и административно-территориальные единицы действительно обладают всеми признаками, необходимыми для юридических лиц. Однако, обладая признаками общими для других гражданско-правовых субъектов, Республика Беларусь и административно-территориальные единицы обладают индивидуальными, только им присущими признаками, поэтому и правовой режим, законодательно установленный для них, в одних случаях отражает черты, общие для коллективных субъектов гражданского права (п.2 ст.124 ГК), а в других – специфические черты исследуемых субъектов. Многие нормы, определяющие правосубъектность юридических лиц, неприменимы к таким субъектам, как Республика Беларусь и административно-территориальные единицы, в частности, нормы о порядке образования и прекращения юридических лиц, об имущественной ответственности юридических лиц по своим обязательствам и др. Одновременно с этим рядом субъективных гражданских прав могут обладать только государство или административно-территориальная единица (например, правом на приобретение в собственность имущества, не имеющего наследников). Таким образом, Республика Беларусь, административно-территориальные единицы являются самостоятельными субъектами гражданского права с присущей им спецификой, вытекающей из особого статуса названных субъектов, определенного Конституцией Республики Беларусь.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.85.108 (0.006 с.) |