Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Предприятие и внешняя среда

Поиск

 

Основы системного подхода к изучению предприятия. Фирма как основной экономический субъект. Роль и взаимосвязь субъектов рыночной экономики. Внешняя среда предприятия. Роль государства как экономической надсистемы. Конкуренты, поставщики, потребители.

 

Сложность технологических, организационных и иных экономических взаимосвязей как внутри фирмы, так и между фирмой и внешней средой предопределяет необходимость учитывать в процессе исследования закономерностей и особенностей деятельности предприятия специфические системные особенности.

Во первых, любая фирма в независимости от ее размеров и характера деятельности представляет собой сложную систему.

Во-вторых, фирма как система не может функционировать вне взаимосвязей с внешней средой, оказывающей на условия и результаты деятельности фирмы существенное влияние, и поэтому является открытой системой, находящейся в непрерывном взаимодействии с другими. Иными словами, фирма сама является подсистемой экономической системы более высокого уровня.

Сложность экономики страны и экономики фирмы как реально существующего объекта исследования требует представления ее в виде ряда упрощенных по сравнению с действительностью моделей. Для практических целей изучения деятельности фирм применяется большое количество моделей. Так, например, баланс, счет прибыли и убытков или организационная структура управления предприятием представляют собой ничто иное как модели, отражающие различные аспекты деятельности предприятия. Каждая из моделей ориентирована на решение конкретного круга задач и является лишь некоторым более или менее значительным упрощением реально существующего объекта. Однако для изучения предприятия как единого пространства необходимы модели, которые предлагает общая теория систем. Такие модели предлагает информологический подход. Согласно этому подходу любой процесс, объект или явление можно представить как информологическую систему[5]. Информологическая система - это порядок, обусловливающий взаимоотношения в пространстве информации количественного и качественного вида. Универсализм моделей информсистем обусловлен тем, что любая система имеет одинаковый образ и подобное устройство, в противном случае они не могли взаимодействовать друг с другом и с надсистемой, развиваются по одинаковым законам. Основные закономерности строение и развития информсистемы изображены на рис. 1 и 2. На рис. 1 изображена функциональная структура или поле информситемы, которое представляет собой вложенные друг в друга наподобие матрешки пространства различных уровней. Четыре пространства, от внутреннего фиолетового до зеленого, представляют собой количественную информацию, а с зеленого до внешнего фиолетового – качественную. Зеленый уровень представляет собой физическую форму информсистемы. Так как любой объект можно представить в виде системы, то и физическая форма системы может быть как представлена как пространство, имеющее подобное строение.

Давая определение экономик как системы отношений, мы отмечали что в системе имеются количественная часть этой системы – реальные экономические отношения и качественная сторона – совокупность знаний об этих отношениях.

Изучая предприятие как информологическую систему следует иметь в виду, что предприятие это не только территория, огороженная забором или помещение офиса. Это и его продукция, и мнение потребителей, отчеты в налоговой инспекции и люди, работающие на предприятии и много другое. Поэтому, проезжая в Москве по Волгоградскому проезду, можно наблюдать только физическую форму информсистемы предприятия «Москвич». Часть характеристик системы не очевидна. Для объективной характеристики предприятия, качественные признаки, то есть то, что находится за пределами физической формы - сами автомобили «москвич», их количество, качество, цены, мнение потребителей, уровень предпродажной подготовки и т.п., требуют специального изучения. Как количественные признаки, то есть то, что находится внутри предприятия, которые также не очевидны. Это состав и структура оборудования, степень его износа, квалификация персонала, качество материалов и технологических процессов и т.п.

На рис.2 изображена модель преобразования состояния пространства информсистемы. Согласно принципу подобия, процесс развития состояния также предусматривает последовательную смену количественных и качественных периодов, в которые активизируются носители или переносчики информации соответствующих признаков.

Таким образом, изучая предприятие как систему, необходимо проявить влияние надсистемы и влияние систем других уровней иерархии этой системы на предприятие.

Характеризуя внешнюю среду для отдельно взятого предприятия, можно выделить следующие субъекты, влияющие на предприятие: государство (государственные органы); поставщики; потребители; конкуренты.

 

Государство, выступая в качестве надсистемы, реализует условия существования и функционирования для всех участников экономических отношений. Этими условиями и являются:

- экономическая обособленность производителей, как непременное условие эквивалентного обмена;

- свобода предпринимательства;

- справедливое (в рамках существующего мировоззрения и миропонимания) распределение и перераспределение ограниченных благ.

 

Эти условия находят свое отражение в правовых нормах функционирования предприятия. В любом государстве действует множество законодательных и нормативных актов, инструкций, положений и т.п. Проводя свою политику в области экономики, государство через органы государственного регулирования прямо влияет на деятельность предприятия. Эти органы обеспечивают принудительное выполнение законов в пределах своей компетенции, а также вводят собственные требования. Реализуя условия существования, государство, посредством установления разнообразных форм налоговых льгот, субсидий, юридического контроля на нерегулируемом рынке, ставки процента и т.п., регулирует деятельность предприятия.

На деятельность предприятия оказывает влияние также состояние государства как надсистемы. Это состояние характеризуется состоянием экономики (экономическими факторами); техническими и технологическими факторами; социальными (социокультурные) факторы; политическими факторами.

Рассмотрим влияние этих факторов на предприятие.

Экономические факторы. Состояние экономикихарактеризуется в основном традиционными категориями: темп экономического роста; платежный баланс: уровень занятости. Состояние экономики влияет на стоимость всех потребляемых ресурсов и способность потребителей формировать спрос (платежеспособные потребности). Состояние экономики влияет на возможность предприятия по привлечению дополнительного капитала, так как правительство регулирует налоги, денежную массу, ставку процента за кредит. Экономический рост является одной из обычных целей правительства наравне с другими очевидными целями уменьшения или сдерживания инфляции и корректировки платежного баланса. Экономический рост предполагает рост национального продукта на душу населения, а следовательно, достижение более высокого уровня жизни для всех. При прогнозах экономического спада предприятие уменьшает запасы готовой продукции, сокращает производство (услуги) и численность работающих. Платежный баланс это статистический документ, отражающий баланс внешнеэкономических операций страны за определенный период. Неравновесие платежного баланса страны, вызывает ряд последствий для ее экономики. Так, например, стабильно положительное сальдо баланса по текущим операциям укрепляет позиции национальной валюты и одновременно позволяет иметь прочную финансовую базу для вывоза капитала из страны. Стабильно отрицательное сальдо баланса по текущим операциям ослабляет позиции национальной валюты и подталкивает страну ко все большему привлечению иностранного капитала. Уровень занятости или уровень безработицы существенно влияет на деятельность предприятия. На первый взгляд, безработица предполагает богатый рынок рабочей силы ввиду ее потенциальной доступности и низкой цены предложения. С этой точки зрения среда бизнеса даже имеет какие-то выгоды от безработицы. Однако нельзя забывать о том, что безработица имеет негативное влияние на предприятия, в первую очередь, с точки зрения спроса на товары и услуги. Чем выше безработица, тем ниже платежеспособный спрос и тем больше проблем с продажей продукта.

Технические и технологические факторы. Технические и технологические нововведения влияют на то, какого рода услуги и новую продукцию ожидают потребители, как быстро устаревает продукции и технологии ее изготовления. Для успешного функционирования предприятие должно приспосабливаться к техническим и технологическим изменениям, в противном случае оно потеряет конкурентоспособность

Социальные (социокультурные) факторы определяют специфичные установки для предприятий. Так как экономика это отношения между людьми, то менталитет, образовательный и культурный уровень граждан страны, умонастроение и жизненные ценности населения, национальные традиции влияют на характер деятельности предприятия. Именно эти факторы, в конечном итоге, оказывают влияние на политическую обстановку

Политические факторы определяют политическую обстановку в стране и политическую стабильность общества. С одной стороны политическую обстановку в стране определяет настроение федеральных, законодательных органов и судов в отношении бизнеса, Эти настроения, обусловленные социокультурными факторами, выливаются в политические решения правительства и законодателей, например, налогообложение доходов, контроль цен, политика доходов и заработной платы, установление налоговых льгот, защита потребителей, стандарты на чистоту окружающей среды и т.п. Эти же настроения обусловливают политическую стабильность. Политическая стабильность дает возможность разрабатывать долгосрочные планы развития предприятия, планировать доходы и расходы. Нестабильность заставляет предприятия жить сегодняшним днем

Поставщики, потребители и конкуренты испытывают такое же влияние надсистемы, поскольку являются информсистемами одного с предприятием уровня.

Поставщиками являются предприятия и отдельные лица, поставляющие материально-техническое обеспечение для деятельности предприятия. Ограничениями со стороны поставщиков могут быть, например, цены на материальные ресурсы, качество поставляемых товаров, услуг и сырья, договорные условия.

Конкурентами являются предприятия, которые производят либо аналогичный продукт, либо продукт – субститут. Ограничениями со стороны конкурентов могут быть, например, объем, номенклатура и ассортимент продуктов, цены и качество поставляемых товаров, услуг, договорные условия и т.п.

Потребители являются главным ограничительным или стимулирующим фактором. Поскольку именно спрос рождает предложение, постольку изменение во вкусах и предпочтениях, возможностей и т.п. у потребителей напрямую оказывает влияние на деятельность предприятия.

 

Универсальность моделей информсистемы позволяет использовать их при исследовании любых процессов и явлений, поэтому, излагая материал, мы будем довольно часто выделять количественные и качественные признаки изучаемых процессов и явлений

 

Литература

1. Экономика предприятия: Учебник. — 2-е изд., перераб.. доп. / Семенов В.М„ Баев И.А„ Терехова С.А., Чернов А.В., Дмитриева И.Н„ Кучина Е.В.. Варламова З.Н„ Кузьмин А.П. Под ред. Семенова В.М.. — М.: Центр экономики и маркетинга. 1998. 23-34

2. Шмален Г. Основы и проблемы экономики предприятия: Пер. с нем./ Под ред. проф. А. Г. Поршнева. — М.: Финансы и статистика, 1996 стр14-24.

3. Мокий В.С., ЖамбороваА.О.,Шегай О.В. Метод информологического анализа. М.: Новый центр,1998 г.

 

q Вопросы и задания для самопроверки

1. Что такое информологическая система?

2. Какого влияние государства на фирму?

3. Что такое «внешняя среда» предприятия?

4. Назовите косвенные факторы влияния внешние среды.


Тема 3. Типология предприятий

 

Понятие предприятия, фирмы, корпорации. Понятие ограниченной и неограниченной ответственности. Классификация предприятий. Организационно-правовые формы коммерческих предприятий: хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных предприятий. Понятие вертикальной и горизонтальной интеграции производства, понятие корпорации, виды объединений предприятий: картель, синдикат, трест, концерн, консорциум, конгломерат, ассоциация. Понятие отрасли.

 

Трудно переоценить роль предприятия в экономической системе страныпоскольку обмен и распределение возможны только при наличии произведенных товаров, работ или услуг.

В литературе и хозяйственной практике широко употребляются термины «фирма», «предприятие», «компания», «корпорация». Соотношение данных терминов следует усвоить в самом начале изучения, курса, чтобы не путаться в дальнейшем. Термином «компания» обозначают, как правило, фирму, имеющую черты и характеристики общества с ограниченной ответственностью. Следует иметь в виду, что на Западе слова «фирма» и «предприятие» имеют различное смысловое содержание.

Термин «корпорация» используется для обозначения общества с участием двух и более акционеров. Корпорацию или компанию можно назвать фирмой, но не всякое предприятие можно назвать компанией или корпорацией. С точки зрения нашего законодательства в предпринимательской сфере субъектом экономических отношений являются коммерческие организации, предприятия, которые могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных предприятий.

Предприятием (организацией, фирмой) называется самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях получения прибыли.

ü Классификация предприятий

Одним из основных критериев, по которому можно разделить предприятия является характер ответственности предпринимателя за результаты производственно-хозяйственной деятельности.

Неограниченная ответственность предусматривает ответственность за результаты производственно-хозяйственной деятельности всем своим имуществом. По Российскому законодательству неограниченную ответственность по обязательствам фирмы всем своим имуществом несет полный товарищ - главное действующее лицо любого товарищества. Поэтому в товариществах, в отличие от обществ, учредители, как правило, принимают личное участие в делах предприятия.

Ограниченная ответственность предусматривает ответственность за результаты производственно-хозяйственной деятельности только вложенным капиталом. Для хозяйственных обществ характерным является объединение не столько личных усилий участников, сколько объединение их имущества. Участники не отвечают по обязательствам фирмы (за исключением случаев прямо предусмотренных Российским законодательством, например, в обществах с дополнительной ответственностью). Предпринимательский риск в данных условиях ограничен суммой вкладов в уставной капитал.

 

В истории экономических отношений первой возникла неограниченная ответственность физического лица за результаты производственно-хозяйственной деятельности. Однако рост масштаба производства предполагал объединение финансовых и иных ресурсов нескольких физических лиц, а возможные негативные результаты бизнеса могли поставить под угрозу существование физического лица. Поэтому появилась организационная форма, позволяющая делать дело и не ставить под угрозу возможность существования физического лица и его семьи. Появилось юридическое лицо, которое отвечает за результаты производственно-хозяйственной деятельности всем своим имуществом, а создатели или учредители этого юридического лица рискуют потерять только то, что они вложили. Т.е. их ответственность ограничена вложенным капиталом. Такое юридическое лицо на Западе получило название корпорация (от лат. Corporatio - объединение, сообщество). Объединение происходит в виде долей или паев, или на основе продажи акций

В отличие от индивидуального предпринимательства и партнерства, корпорация - это специальная форма организации бизнеса, являющаяся юридическим лицом, существующим самостоятельно и в правовом смысле отдельно от ее владельцев.

Корпорация является субъектом права и ведет все свои дела от собственного имени. Корпорация может владеть собственностью самостоятельно, активы корпорации принадлежат ей самой, а не ее владельцам. Корпорация сама отвечает по всем своим долгам и самостоятельно платит налоги с дохода корпорации. Владельцами корпорации являются акционеры, вложившие свой капитал в корпорацию. Корпорация не прекращает существования в связи со сменой владельцев:

К недостаткам корпоративной формы бизнеса обычно относят следующие:

1.Двойное налогообложение владельцев корпорации. Так как корпорация, как юридическое лицо, платит самостоятельно налог с дохода корпорации, то доход акционеров фактически облагается налогом дважды: сначала как доход корпорации, а затем как доход частных лиц - акционеров.

2.Более строгое регулирование корпоративной деятельности, чем в случае индивидуального бизнеса или партнерства. Действия корпораций ограничены местными и национальными законами. Кроме того, поведение корпорации определено уставом и положением о корпорации, которые устанавливают довольно строгий регламент.

3. Отделение владельцев корпорации - акционеров от текущего управления корпорацией. Как правило, текущим управлением занимаются наемные управляющие, которые могут быть и акционерами. За свою работу управляющие получают зарплату и, если они являются акционерами, дивиденды. Управляющие являются высококвалифицированными профессионалами, владеющими тонкостями конкретного бизнеса. Акционеры же в своей массе с особенностями бизнеса не знакомы. Иногда, конечно, возможны ситуации, когда управляющие преследуют свои групповые интересы. Но главное, что акционеры, особенно в больших корпорациях, не в состоянии оценить и проконтролировать политику управляющих.

 

В зависимости от целей анализа применяются и другие критерии, по которым осуществляется классификации предприятий.

В зависимости от формы собственности предприятия делятся на государственные (муниципальные) и частные.

Высокие темпы научно-технического прогресса и значительные затраты обусловили высокую степень риска в целом ряде отраслей. Необходимость стимулирования научно-технического прогресса в отраслях, которые с точки зрения государства имеют приоритетное направление заставляет создавать особые формы предприятий. Это привело к созданию так называемых рисковых или венчурных предприятий. Венчурные предприятия - предприятия, создаваемые для ведения бизнеса в областях с высокой степенью риска. Как правило, в большинстве развитых стран венчурные фирмы обладают рядом налоговых льгот. Одной из форм венчурных фирм является S - корпорация. Владельцы S-корпорации несут ограниченную ответственность по обязательствам и обладают другими чертами, которые характерны для корпораций. Однако, S-корпорации не облагаются налогом на прибыль. Прибыли и убытки S-корпорации переходят непосредственно к ее акционерам, тем самым исключается двойное налогообложение прибыли. Речь идет о специфической американской организационно- правовой форме, которая была введена в 1982 г.(SSRA). В отличии от обычных корпораций, которые пo английски, обозначаются как "С-corporation" эти корпорации обозначаются как "S-corporation".

В зависимости от размеров выделяют малые, средние, крупные.

Отнесение предприятия к определенному виду зависит от его размеров и значений различных показателей его деятельности.

Так как предпринимательская деятельность предполагает организацию дела отдельным человеком, то большинство исследователей традиционно связывают предпринимательство с малыми предприятиями. Малые предприятия наиболее широко распространены, хотя и неустойчивы. Они дают почти 80% рабочих мест, существенную часть налогов и являются питательной средой для развития среднего и крупного бизнеса. Во многих странах создаются специальные системы стимулирования малого бизнеса, т. е. разрабатываются специальные меры, поощряющие возникновение малых фирм, и создаются условия для их нормального существования, защищающие от дискриминации и поглощения. Для нормального функционирования экономики необходимо существование как крупных так и малых предприятий. Каждая из этих групп предприятий может максимально эффективно использовать свой потенциал в определенной сфере деятельности. Малые фирмы существуют в тех областях, которые не могут охватить крупные предприятия. Они "улавливают" и реагируют на изменение потребностей, на которые не в состоянии среагировать крупные фирмы либо в силу своей инерции, либо низкой эффективности производства малого объема продукции на крупном предприятии. На основании Закона РФ от 14 июня 1995 года "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в которых средняя численность работников не превышает следующих предельных уровней:

- в промышленном строительстве - 100 человек,

- в сельском хозяйстве и научно-технической сфере - 60 человек,

- в оптовой торговле - 50 человек,

- в розничной торговле и бытовом обслуживании - 30 человек,

в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек,

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

И малые, и крупные предприятия обладают определенными преимуществами и недостатками. Причем они, как правило, являются взаимопротивоположными. Поэтому крупные фирмы взаимодействуют с малыми, чтобы сгладить некоторые недостатки своей деятельности. А малые предприятия обеспечивают свое существование за счет эффективного сотрудничества с крупными фирмами, а также деятельности в тех областях, которые не являются привлекательными для крупных.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.103.70 (0.012 с.)