Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Матрица показателей эффективности

Поиск

 

  Выпуск продукции (ВП) Капитал (К) Числен-сть Работ-щих (Ч) Прибыль (ПР)  
Выпуск Продукции (ВП)   К/ВП Ч/ВП ПР/ВП  
Капитал (К) ВП/К   Ч/ К ПР/К  
Числен-сть Работ-щих (Ч) ВП/Ч К/ Ч   ПР/ Ч  
Прибыль (ПР) ВП/ПР К/ПР Ч/ПР    
           

 

Ниже главной диагонали чаще всего соотносятся показатели результата с затратами на получение этого результата, т.е. ниже главной диагонали расположены показатели отдачи.

Выше главной диагонали показатели носят обратный характер и показывают какова емкость нашего результата относительно какого-либо вида затрат. (например. численность делим на выпускаемую продукцию. Выше главной диагонали располагаются показатели емкости

 

Довольно часто употребляется определение эффективности какой-либо деятельности как «получение максимума результатов при минимуме затрат». С точки зрения математики такое выражение некорректно, поскольку это означает, что результат должен стремиться к бесконечности, а затраты к нулю. То есть предлагается получить все из ничего. С точки зрения экономики это очень трудно осуществимая задача. Поэтому повышения эффективности достигают двумя путями:

- либо достижением максимума результата при фиксированном объеме затрат

- либо достижением минимума затрат при фиксированном объеме результата

 

Таким образом, для того чтобы эффективно управлять производственно-хозяйственной деятельностью, необходимо рассмотреть, что собою представляют результаты деятельности предприятия и что собой представляют его ресурсы и затраты, чему и будут посвящены следующие разделы.

 

Литература

1. Шмален Г. Основы и проблемы экономики предприятия: Пер. с нем./ Под ред. проф. А. Г. Поршнева. — М.: Финансы и статистика, 1996. стр. 29-40

 

q Вопросы и задания для самопроверки

1. Что такое эффективность?

2. Способы расчета показателей эффективности.

3. Что такое абсолютные и относительные показатели эффективности?

4. Придумайте показатели эффективности обучения с точки зрения студента, с точки зрения преподавателя, руководства института.

 

 

Резюме к разделу 1

1. Экономика это систем отношений между людьми в процессе производства, распределения и обмена ограниченных благ.

2. Предприятие важнейший субъект экономических отношений поскольку обмен и распределение возможны только при наличии произведенных товаров, работ или услуг. Предприятием (фирмой) называется самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях получения прибыли.

3. Предприятие представляет собой информологическую систему и в своем функционировании взаимодействует с другим системами – фирмами конкурентами, потребителями, поставщиками, а также с государством, которое выступает в виде надсистемы.

4. Для достижения цели создания предприятия необходимо осуществлять все функции управления и в первую очередь – функцию планирования. Эта функция позволяет разработать эффективную систему мероприятий и последовательность их осуществления для достижения цели.

5. Под эффективность понимается соотнесение между результатом и затратами или ресурсами, которые этот результат вызвали. При этом максимальной эффективности можно достичь либо при фиксированном уровне затрат и ресурсов максимизировать результаты, либо при фиксированном уровне результате – минимизировать затраты и используемые ресурсы.

 


Раздел II. Результаты производственно-хозяйственной

Деятельности

Главным результатом производственно-хозяйственной деятельности фирмы является ее продукция, услуги, работа. Именно от объема произведенной и проданной продукции зависит в конечном счете достижение главной цели предприятия – получение прибыли. Определение объемов возможных продаж требует изучения рынков сбыта, потребителей, конкурентов и т.п. Эти вопросы являются предметом изучения других дисциплин. В данном пособии мы будем рассматривать производственную деятельность в самом широком смысле этого слова - в смысле создания благ. При этом результатом может быть широкая номенклатура и ассортимент продукции, работ или услуг, а также их цена и качество. А так как целью создания предприятия является получение прибыли, необходимо рассмотреть сущность прибыли и прибыльности (рентабельности), как ключевых индикаторов производственно-хозяйственной деятельности.

 

ТЕМА 6. Объем продукции. Продукт, товары и услуги

 

Понятие продукции, продукта, товара, услуги. Номенклатура и ассортимент. Показатели измерения объема продукции: натуральные, условно-натуральные, трудовые, стоимостные (валовая, товарная, реализованная, чистая продукция).

 

ü Суть

Под производством в данном пособии будет пониматься процесс создания блага, которое принимает вид продукции. Продукт это изделие, получаемое из исходного сырья и материалов таким технологическим способом, в результате которого свойства исходного материала полностью исчезают, а продукт приобретает самостоятельную потребительскую ценность.

Таким образом, продукты (изделия) - это объекты, имеющие вещную форму и способные удовлетворять те или иные потребности. Следует отметить, что общество, как совокупный потребитель, заинтересовано в удовлетворении своих нужд именно потребительскими ценностями в их натурально-вещественной форме (необходим хлеб, а не его рублевый эквивалент, маникюр, а не его стоимость). В современном лексиконе используются термины: продукт и товар, которые практически взаимозаменяемы. Однако существует различие. Все, что разрабатывается и производится на фирме, является продуктом. Но товаром называется лишь тот продукт, который предназначен для продажи.

Продукт (товар) может быть материальным (холодильник, дом), а может быть нематериальным (концерт, туристическая путевка, консультация, лекция). Продукт может быть дорогим (например, самолет) и весьма дешевым (семечки). Некоторые продукты недолговечны (мороженое, цветы), в то время как другие являются товарами длительного пользования (дома, машины). В связи с развитием информационных услуг появился термин «информационный продукт» (компьютерная программа, телематериалы, методические разработки и т. д.).

В более широком смысле термин «продукт» включает в себя не только непосредственно само изделие или услугу, но также и так называемые периферийные факторы, без которых потребитель не будет полностью удовлетворен. Например, туристский продукт это и проживание в отеле, и экскурсия, и проезд и еще многое другое. Ваше пребывание в номере - это не просто ночлег, а продукты, которые вы съедаете в ресторане, это больше чем просто утоление голода. Услуги в гостинице и ресторане представляют собой продукт, включающий в себя качество обслуживания, окружающую обстановку, дизайн и т. д.

Услуга - вид деятельности, результатом которой является удовлетворение потребностей и которая не меняет натурально-вещественной формы продукта.

Примером услуг являются перевозка товара; расфасовка товара в тару; ремонт и придание продуктам отдельных улучшенных потребительских свойств (мойка машин, полировка и т.п.); рекламирование товара; организация его продаж и т.д.

 

Продукты, товары и услуги производятся в определенной номенклатуре и ассортименте.

Номенклатура - перечень видов продукции, работы или услуг, выпускаемых или выполняемых предприятием.

Ассортимент - состав и соотношение отдельных изделий в продукции определенного вида в рамках одной позиции номенклатуры.

 

ü Классификация товаров и услуг

Обычно продукция делится на две категории - потребительские и промышленные (индустриальные) товары.

Потребительские товары делятся на три категории: товары массового спроса, товары, выбираемые при покупке товары со специальными характеристиками.

Товары массового спроса - это такие товары, которые покупаются часто, быстро, без сравнения с другими товарами (ряд продовольственных товаров, сигареты, газеты, напитки, и т.д.). Обычно это товары являются продуктами краткосрочного пользования.

Товары, выбираемые при покупке. Эти товары покупатель отбирает в процессе покупки и сравнивает с другими по таким параметрам, как качество, цена, стиль, цвет и т. д. (одежда, обувь, мебель). Эти товары зачастую не имеют известных товарных знаков. Даже если эти товарные знаки есть, то это не имеет особого значения для клиентов при выборе.

Товары со специальными характеристиками — это товары с уникальными данными. Они, как правило, имеют товарный знак и ориентированы на определенные группы покупателей (специальные виды и типы ювелирных украшений, радиоэлектронной аппаратуры, автомобилей, одежды по спецзаказам и т. д.). Покупатель принимает решение о покупке, исходя из наличия известного ему товарного знака или названия фирмы.

Услуги потребительского характера. Услуги - это действия, результатом которых является какой-то полезный эффект (чтение лекций, консультирование, перевод, редактирование, перепечатка рукописи и т. д.) либо какое-то изделие (изготовленный по индивидуальному заказу шкаф, платье, костюм и т.д.)

Товары промышленного назначения делятся на четыре категории: готовые изделия, товары для производственных целей, товары для сферы услуг, услуги промышленного характера.

Готовые изделия. Как правило это полуфабрикаты, а также продукты, которые могут рассматриваться в качестве законченного продукта или же продукта для производственных целей (краска, лак, радиоприемник для автомобиля, электромотор, дрель).

Товары для производственных целей. Эти товары используются в производстве других продуктов (инструменты, оборудование, станки).

Товары для сферы услуг. Эти товары используются фирмами в сфере управления, коммерческих операций и т. д. (кассовые аппараты, канцелярское оборудование и т. д.).

Услуги промышленного характера. Это предпродажное и послепродажное обслуживание машин и оборудования, консультация в области инжиниринга, эккаунтинга, маркетинга, рекламы, финансов и т. д. Эта область бурно развивается по мере усложнения научно-технической продукции.

 

Система оценочных показателей объема продукции должна характеризовать его и количественные и качественные стороны. Используемая в процессе планирования и управления система показателей объема продукции состоит из натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных показателей.

Продукты в их натурально-вещественной форме учитываются фирмами прежде всего в натуральных (физических) единицах измерения (шт., тонны, кв.м., количество клиентов и т.д.).

Если производится несколько разновидностей продукта, обладающего общностью основных потребительских свойств, фирма, в целях упрощения учета и технико-экономических расчетов может использовать условно-натуральные единицы измерения (условные банки консервов, вес удобрений одного типа в пересчете на содержание основного питательного вещества и т.д.)

Трудовые показатели выражают объем производства во временных показателях - нормо-часах, станко-часах, машино-сменах, человеко-днях, трудоднях и т.п.

Стоимостные показатели выражают объем производства в денежных измерителях. В стоимостных показателях объем производства измеряется как валовая, товарная, реализованная и чистая продукция

Валовая продукция (ВП) это стоимость всего результата производственно хозяйственной деятельности фирмы за определенный период, то есть всей продукции, произведенной на предприятии, включая незавершенное производство (НП) и работы и услуги выполненные для себя (СП).

ВП=ТП+НП+СП

Товарная продукция(ТП) это стоимость продукции, имеющей вид товара, включая готовую продукцию на складе.

 

Отгруженная продукция (ОП) это продукция отправленная потребителям в независимости от того оплачена она или нет. Определяется как разница остатков готовой продукции на складе фирмы.

Реализованная продукция (РП) это стоимость проданной продукции или выручка от реализации. Очень важный показатель. Поскольку на его основе рассчитывается прибыль. В развитой рыночной экономике большое количество товаров продается в кредит, т.е с рассрочкой или отсрочкой платежа. Поэтому в объем реализации включаются как продукция за которую получены деньги, так и дебиторская задолженность.

Чистая продукция (ЧП) это стоимость реализованной продукции без учета материальных затрат (МЗ).

 

Следует отметить важность тщательной проработки системы показателей объема продукции для достижения необходимого результата производственно-хозяйственной деятельности В силу системных особенностей, цели фирмы и цели подразделения фирмы могут не совпадать, потому система показателей результата должна обеспечивать соподчиненность интересов всех подразделений фирмы

 

Литература

6. Экономика и статистика фирм: Учебник Под ред.Проф.С.Д.Ильенковой - М.: Финансы и статистика, 1996 стр.75-93

7. Экономика предприятия: Учебник. — 2-е изд., перераб.. доп. / Семенов В.М„ Баев И.А„ Терехова С.А., Чернов А.В., Дмитриева И.Н„ Кучина Е.В.. Варламова З.Н„ Кузьмин А.П„ Под ред. Семенова В.М.. — М.: Центр экономики и маркетинга. 1998. Стр.87-91

 

q Вопросы и задания для самопроверки

1. Объясните разницу между продукцией, продуктом и услугой.

2. Как классифицируются потребительские товары?

3. Перечислите основные показатели объема выпускаемой продукции

4. Что больше - валовая или товарная продукция?


Тема 7. Качество продукции

 

Понятие качества продукции. Показатели и методы оценки уровня качества продукции, факторы, его определяющие. Квалиметрия. Определение экономически целесообразных границ повышения качества. Планирование и обеспечение качества на различных этапах создания, освоения и эксплуатации изделий. Экономическая эффективность улучшения качества продукции. Государственное регулирование и контроль качества продукции и услуг.

 

ü Суть

Конкурентоспособность любой фирмы связана с двумя показателями - уровнем цены и уровнем качества продукции. Потому качество продукции является важнейшим показателем результата деятельности предприятия.

Качество - это совокупность свойств продукции [9], обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. (ГОСТ 15 467-79)

 

В соответствии с определением, показатели качества должны описывать совокупность свойств, либо степень удовлетворения потребностей в соответствии с назначением, что является следствием совокупности свойств. Среди этой совокупности различают функциональные и органолептические свойства. Органолептические свойства определяются с помощью органов чувств человека. Эта группа свойств очень характерна для потребительских товаров работ и услуг (дизайн кресла, удобство обуви, вкус еды, качество меха, запах духов и т.п.)

Функциональные свойства чаще всего можно измерить в более точных показателях и объективных показателях. Система показателей включает в себя:

1. Показатели назначения характеризуют полезный эффект от использования продукции по назначению и обусловливают область применения продукции.

2. Показатели надежности – (т.е безотказность, сохраняемость, ремонтопригодность, а также долговечность изделия). Для некоторых изделий, связанных с безопасностью людей, безотказность может быть основным, а иногда и единственным показателем надежности. Например для самолета безотказность является единственным и самым основным показателем надежности, для автомобилей – безотказность тормозной системы. Сохраняемость играет важную роль для пищевой продукции и характеризуется сроком хранения. Ремонтопригодность определяют такие показатели, как средняя стоимость технического обслуживания, вероятность выполнения ремонта в заданное время. Долговечность определяется величиной затрат на поддержание изделия в работоспособном состоянии.

3. Показатели технологичности характеризуют эффективность конструкторско-технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте продукции. П

4. оказатели стандартизации и унификации - это насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями, а также уровень унификации по сравнению с другими изделиями. Чаще всего, чем меньше оригинальных изделий, тем лучше, это важно как для изготовителя продукции, так и потребителя.

5. Эргономические показатели отражают характеристику взаимодействия человека с изделием, а также комплекс гигиенических, антропометрических, физиологических и психологических свойств, проявляющихся при использовании продукции. Это могут быть усилия, необходимые для управления механизмом, расположение ручек управления, освещенность, температура, влажность, запыленность, шум, вибрация, излучение, концентрация угарного газа и водяных паров в продуктах сгорания и т.п.

6. Э кологические показатели - это уровень вредных воздействий на окружающую среду, которые возникают при эксплуатации или потреблении продукции. Например содержание вредных примесей, вероятность выбросов вредных частиц, газов, излучений при хранении, транспортировании и эксплуатации продукции.

7. Показатели безопасности характеризуют особенности продукции для безопасности покупателя и обслуживающего персонала, т.е. обеспечивают безопасность при монтаже, обслуживании, ремонте, хранении, транспортировании, потреблении продукции.

8. Эстетические показатели характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство исполнения и стабильность товарного вида изделия.

9. Показатели транспортабельности выражают приспособленность продукции к транспортированию.

10. Патентно-правовые показатели характеризуют патентную защиту и патентную чистоту продукции и являются существенным фактором при определении конкурентноспособности.

 

ü Экономические границы повышения качества продукции

Повышение качества продукции предполагает улучшение показателей качества. Однако повышение качества (т.е. улучшение свойств) связано с затратами, которые необходимо сделать, чтобы добиться этого повышения. Именно с «ценой» повышения качества связан вопрос об определении оптимального качества или экономических границ повышения качества. Любая продукция должна удовлетворять те потребности, для которых она предназначена. Поэтому первокласснику чаще всего не покупают часы «Ролекс», несмотря на то, что это часы высокого качества. Покупатель, приобретая изделие, всегда сопоставляет, набор свойств изделия с назначением и ценой изделия.

Под экономически оптимальным качеством понимается соотношение качества и затрат, или цена единицы качества, что можно представить такой формулой:

 

Качество изделия

оптимальное качество = ---------------------------------------------------------------------------



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 525; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.236.178 (0.008 с.)