Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие экономической эффективности. Показатели, пути и факторы повышения эффективности.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
На всех этапах исторического развития общество всегда интересовал вопрос: ценой каких затрат достигается конечный производственный результат. Ответ на данный вопрос мы находили в понятиях эффективности производства. В современных условиях все большее значение приобретает эффективность внешнеэкономических связей и мирового хозяйства, что превращает эффективность в интернациональную категорию. Следовательно, принимая во внимание структуру международных отношений, следует различать национальную и интернациональную эффективность. Выделяют также экономическую и социальную эффективность производства. Экономическая эффективность — это достижение наибольших результатов при наименьших затратах на единицу продукции. Она занимает важное место в экономике хозяйственных систем, является критерием целесообразности создания новых отраслей и предприятий, реконструкции действующих компаний, разработки и применения новой техники, мероприятий по совершенствованию организации производства, труда и управления. В самом общем виде под эффективностью производства понимается соотношение результатов и затрат, которые были сделаны для достижения этих результатов. Если это соотношение определено на уровне макроэкономики, то оно будет характеризовать эффективность общественного производства, если же определение осуществляется на уровне микроэкономики, то мы говорим об эффективности производства. При этом следует различать общие и частные показатели. Для характеристики эффективности производства используется ряд частных показателей, с помощью которых измеряется результативность применения отдельных видов ресурсов, среди которых следует выделить следующие: , Обратная величина есть трудоёмкость продукции: , , Обратная этой величине есть материалоёмкость: , , Обратная величина – фондоёмкость: Как на микроуровне, так и на макроуровне особое значение имеют показатели фондоотдачи (фондоемкости), так как важно не только иметь производственный потенциал, но и эффективно его использовать. В последние годы в связи с инфляцией важнейшее значение приобрела проблема материалоемкости и энергоемкости. Общим совокупным показателем эффективности производства выступает норма прибыли и уровень рентабельности. Прибыль в рыночных условиях выступает основной целью предпринимательства и критерием эффективности производства. Среди многих показателей рентабельности следует выделить: 1) рентабельность продукции, которая определяется отношением чистой прибыли к себестоимости продукции и 2) рентабельность производства, которая определяется отношением чистой прибыли к среднегодовой стоимости основных и нормировано оборотных средств фондов или к стоимости капитала предприятия. Производительность труда, качество продукции, ее материалоёмкость и фондоёмкость выступают основными слагаемыми эффективности производства. В условиях жесткой конкуренции в оценке эффективности производства возрастает значение конкурентоспособности, которая определяется рядом показателей, среди которых особое место занимают цена и качество продукции. В этой связи и на микроуровне, и на макроуровне важным показателем эффективности производства выступает улучшение качества продукции. Социальная эффективность — это соответствие результатов хозяйственной деятельности социальным целям общества. Она выражает степень удовлетворения всей совокупности потребностей. При характеристике социально-экономической эффективности на уровне общества следует обратить внимание на широко используемое в западной экономической литературе понятие «Парето-эффективностъ». Итальянский экономист и социолог Вильфредо Парето определил эффективность как состояние, при котором невозможно увеличить степень удовлетворения потребностей хотя бы одного человека, не ухудшая при этом положение другого члена общества. Оптимум Парето-эффективности достигается тогда, когда изменения в производстве не вызывают ухудшения положения хотя бы одного человека, но улучшают положение всех членов общества. Социальная эффективность связана с уровнем жизни населения, содержанием и условиями труда, состоянием среды обитания человека, масштабами свободного времени. Она предполагает усиление социальной ориентации экономического роста. Недопустимо увеличение масштабов производства за счет ухудшения условий труда, нанесения ущерба окружающей среде, снижения других показателей жизнедеятельности человека. Экономическая и социальная эффективность неразрывно связаны. Рост экономической эффективности служит основой достижения высоких социальных результатов. В свою очередь без социальных достижений невозможно решение экономических задач. Степень разрешенности социальных проблем (отношение к труду, моральный климат и т.п.) нередко оказывает определяющее воздействие на динамику экономической эффективности производства. Эффективность производства также находит свое отражение в достижении соответствия его результатов общественным потребностям. Речь идет о главной макроэкономической пропорции — равенстве совокупного спроса и совокупного предложения. В условиях перехода к рыночной экономике возрастает связь экономических показателей эффективности с социальными. Чем выше экономические результаты, тем выше должны быть социальные, и наоборот. Социальные результаты выражаются следующими показателями: --повышение уровня жизни — рост оплаты труда, реальных доходов, обеспечение жильем, уровень медицинского обслуживания, общеобразовательный и профессиональный уровень работников; --масштабами свободного времени и рациональности его использования; --условиями труда — сокращение травматизма, текучесть кадров, занятость населения; --состоянием экологии и влияние производства на экологическую обстановку в стране (регионе). Возможны следующие пути повышения эффективности общественного производства: -освоение достижений новейшего этапа научно-технической революции и совершенствование на этой основе средств производства, повышение их отдачи; -реализация форм и методов научной организации труда на предприятиях (повышение квалификации работников, совершенствование разделения и кооперации труда, рационализация трудовых процессов, нормирование труда); -внедрение рациональной системы специализации и кооперирования производства; -развитие инициативы и самостоятельности трудовых коллективов; -осуществление структурной и организационной перестройка национальной экономики; -совершенствование хозяйственного механизма, системы и методов управления; -совершенствование стимулирования труда, усиление мотивации труда, укрепление трудовой и технологической дисциплины; -использование преимуществ международного разделения труда. Различают следующие факторы, повышения эффективности производства: -научно-технические (ускорение НТП, автоматизация, роботизация, применение ресурсосберегающих технологий); -организационно-экономические (специализация и кооперация производства, рациональное размещение производительных сил, экономические методы управления хозяйственной деятельностью); -социально-психологические (гуманизация производства, образовательный и профессиональный уровень кадров, формирование определенного стиля экономического мышления); -внешнеэкономические (международное разделение труда, взаимопомощь и сотрудничество стран). КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Определите понятие и приведите общепринятую классификацию потребностей 2. Поясните взаимосвязь категорий «производительные силы» и «производственные отношения» 3. Поясните взаимосвязь между категориями «ресурсы производства» и «факторы производства» 4. В чем суть фундаментальной экономической проблемы- проблемы выбора? 5. Назовите три общих и основных вопроса для всех экономических систем 6. Дайте теоретический и графический анализ кривой производственных возможностей 7. Дайте определение и поясните экономическое содержание категории «вмененные или альтернативные издержки» 8. Сформулируйте закон возрастания альтернативных затрат 9. Приведите примеры экономической и социальной эффективности общественного производства
ТЕМА 3. Экономическая система. Рыночная система 3.1. Понятие, структура, уровни экономической системы. Критерии выделения экономических систем, их типы. Модели рыночной экономики. 3.2. Собственность: понятие, эволюция, типы и формы. Реформирование собственности в Республике Беларусь. 3.3. Рынок: понятие, функции, классификация. Элементы рынка. Конкуренция: понятие, виды. 3.4. Рыночная инфраструктура. Кругооборот ресурсов, продуктов и денег в рыночной экономике. 3.5. Функции государства в современной рыночной экономике, методы ее регулирования. Данная тема типовой учебной программой для высших учебных заведений для не экономических специальностей рекомендуется для самостоятельного изучения. Главная цель самостоятельной работы студента усвоение основных экономических понятий и категорий, выяснение структуры, функций, тенденций и особенностей развития и функционирования различных типов экономических систем, белорусской экономической модели. Для самостоятельного изучения в учебно-методическом комплексе по данной теме представлены основные понятия, определения категорий, структурно-логические схемы, таблицы сравнительных характеристик экономических систем, схемы структуры форм собственности, классификация и модели рынков, рыночной инфраструктуры, постановочно-контрольные вопросы для ориентации поиска учебного материала для объяснения предложенных заданий для самостоятельного изучения и управления процессом усвоения учебного материала и обеспечения контрольно-оценочной деятельности преподавателя за результаты изученного материала по теме. Перечень разделов для изучения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 541; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.28.231.85 (0.013 с.) |