Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет микроэкномики. Принятие решений субъектами рынка в условиях экономического выбора

Поиск

Функция предложения.

Функцией предложения называется зависимость величины предложения от соответствующих факторов, влияющих на предложение.Обычно факторы сокращают до минимума, полагая, что они неизменны. [Qs = f(P)] Именно эта эмпирически выведенная зависимость и является законом предложения. Вместе с тем взаимосвязь цены и продаваемого количества можно рассматривать и в обратном направлении. В таком случае та же самая кривая предложения будет показывать минимальную цену, по которой продавец согласен уступить данное количество товара. Эта обратная зависимость и может быть выражена в виде обратной функции предложения: [Рs = g(Q)]. Эта зависимость также является возрастающей.

 

5. Если рынок находится в равновесии, цена товара такова, что количество товара, которое покупатели хотят и могут приобрести, точно совпадает с количеством товара, которое производители хотят и могут продать. Другими словами – это ситуация когда объем спроса равен объему предложения при данной равновесной цене.

Рыночная ситуация Отношение между объемом спроса и объемом предложения Рыночная цена
Равновесие Qs= Qd Равновесная
Дефицит Qs >Qd Повышается
Избыток Qs <Qd Падает  
       

Все рыночное пространство оказывается поделенным на четыре сектора.

Сектор 1 - «мертвая зона» (цены выше максимальных для покупателя и ниже минимальных для продавца). Заключать сделки на таких условиях нет заинтересованности ни у кого.

Сектор 2 – зона возможных продаж (односторонняя заинтересованность продавца), но покупки таких количеств товара по таким ценам невозможны.

Сектор 3 – обратная картина: в подобных низких ценах на данные количества товара заинтересован лишь покупатель. Продажа на таких условиях невозможна.

Сектор 4 – «зона совпадения интересов». Практически любая точка из этого сектора символизирует условия возможной сделки. Т. А – «рынок продавца» (покупатель на пределе своих возможностей), т.В – «рынок покупателя». Если соотношение сил на данном рынке не позволяет говорить о явном превосходстве одной из сторон, то рыночная конъюнктура может быть выражена какой-либо точкой, лежащей где-то посередине между кривыми спроса и предложения. Достигаемое при этом совпадение цен и объемов спроса и предложения вряд ли можно назвать устойчивым, поскольку, по крайней мере, у одной из сторон сделки здесь налицо стимул изменить создавшееся положение. Устойчивой ситуация будет лишь в случае полного совпадения интересов продавца и покупателя, т.е. в точке равновесия (т.Е).В этой точке цена товара такова, что количество товара, которое покупатели хотят и могут приобрести, точно совпадает с количеством товара, которое производители хотят и могут продать.

Эффект дохода

Эффект дохода (Income effect) — воздействие, оказываемое на структуру спроса потребителя за счет изменения его реального дохода, вызванного изменением цены блага. Суть этого эффекта заключается в том, что при снижении цены на какое-либо благо человек может купить этого блага больше, не отказывая себе в приобретении других благ. Эффект дохода отражает воздействие на величину спроса изменения реального дохода покупателя. Падение цены одного товара оказывает, пусть незначительное, влияние на общий уровень цен и делает потребителя относительно богаче, его реальные доходы, пусть незначительно, но растут. Свой дополнительный доход, получаемый в результате снижения цены данного блага, он может направить как на приобретение его дополнительных единиц, так и на увеличение потребления других благ. Например, при снижении цены мяса с 200 до 100 руб. за кг. человек на свой доход в 10 000 руб. сможет вместо 50 кг. купить уже 100 кг. Если он захочет сохранить уровень потребления и будет и дальше покупать 50 кг. мяса, то осавшиеся средства он сможет пустить на покупку других товаров, что сделает его богаче. Вследствии этого увеличится спрос.Эффект замещения Эффект замещения (Substitution effect) — изменение структуры потребительского спроса в результате изменения цены одного из благ, входящих в потребительский набор. Суть этого эффекта сводится к тому, что потребитель при росте цен одного блага переориентируется на другое благо с похожими потребительскими свойствами, но с неизменной ценой. Иными словами, потребители склонны замещать более дорогие блага более дешевыми. В результате спрос на первоначальное благо падает. Например, кофе и чай являются товарами-заменителями. Когда цена кофе повышается, то для потребителей чай становится относительно дешевле и они будут заменять им относительно более дорогой кофе. Это приведет к повышению спроса на чай.

Производственная функция.

Теория производства изучает зависимость между количеством используемых ресурсов и объемами выпускаемой продукции. Для принятия оптимальных решений необходимо ввести понятие производственной функции.

Экономисты используют термин функция производства для обозначения отношения между ресурсами, затрачиваемыми фирмой в единицу времени (трудом, капиталом, землей, предпринимательскими способностями), и получаемой продукцией. В этой функции независимые переменные принимают значения объемов используемых ресурсов (факторов производства), а зависимая переменная – значения объемов выпускаемой продукции.

Q = f (Xa, Xb, Xc, … Xn),
Производственная функция позволяет определить максимально возможный объем выпуска продукции при каждом заданном количестве ресурсов, или минимально возможное количество ресурсов для обеспечения заданного объема выпуска продукции. Производственная функция может быть записана в следующем виде:

 

где Xa, Xb, Xc, … Xn – затрачиваемое количество различных видов ресурсов, а Q – получаемое количество продукции. Все перечисленные вводимые факторы производства обычно сгруппировываются в два основных фактора: капитал (К) и труд (L), так что в общем виде указанная ранее зависимость может быть выражена уравнением:

Q = f (K, L)

Так называемая производственная функция Кобба-Дугласа для двух факторов производства – это степенная функция затрат капитала и труда. Обычно она используется в моделировании производства на макроуровне и имеет следующий вид:

Q = AKa Lb , где a, b > 0 и a + b = 1

Показатели степени a и b в производственной функции Кобба-Дугласа являются коэффициентами эластичности выпуска Q по затратам ресурсов K и L. Таким образом, увеличение на 1% затрат фактора K приводит к увеличению выпуска на a %, а увеличение на 1% затрат фактора L – к увеличению выпуска на b %.В любой заданный момент времени вводимые факторы производства (производственные ресурсы) делятся на две категории: постоянные и переменные. Постоянные ресурсы — это такиересурсы, количество которых не может быть изменено в краткосрочном периоде в целях повышения или понижениявыработки. Примерами постоянных ресурсов в большинстве случаев являются капитальные ресурсы: станки и оборудование, производственные площади (размер зданий и сооружений, участок земли, занимаемый заводом), “ноу-хау”, которым обладает ключевой управленческий персонал. Переменные ресурсы это такие ресурсы, количество которых можно легко изменить в зависимости от желания повысить или понизить выработку. Переменными ресурсами, количество которых легко изменить в краткосрочный период, являются электроэнергия, большинство видов сырья и материалов, транспортные услуги, труд рабочих и инженерно-технического персонала. С учетом того, что постоянные и переменные ресурсы жестко привязаны ко времени, следует ясно определить, что такое краткосрочный период и долгосрочный период. Краткосрочный период это настолько короткий период, что в его пределах фирма не может изменять количество постоянных ресурсов (основное оборудование, ключевых руководителей, технологию, производственные площади). Однако краткосрочный период оставляет достаточно времени для изменения фирмой переменных ресурсов. То есть в краткосрочном периоде выработка фирмы зависит исключительно от изменения переменных ресурсов. Долгосрочный период это достаточно долгий период, позволяющий изменять все ресурсы. Ни один ресурс, включая технологию, не остается постоянным. То есть в долгосрочном периоде выработка фирмы может быть увеличена или уменьшена путем наиболее выгодного для фирмы изменения любого ресурса. Эффективность производства зависит от того равновесия (сбалансированности), которое достигается между постоянными и переменными ресурсами. Отдача от фактора показывает зависимость между объемом выпускаемой продукции и изменениями в количестве одного фактора при неизменном количестве другого. По мере наращивания одного переменного фактора начинает проявляться тенденция, известная как закон убывающей предельной производительности, или убывающей предельной доходности факто Свойства производственной функции
Для каждого вида производства может быть построена своя производственная функция, тем не менее каждая из них будет обладать следующими фундаментальными свойствам
1. Существует предел роста объема производства, который достигается посредством увеличения использования одного ресурса при прочих равных параметрах. Примером может служить невозможность увеличения объема производства (при достижении конкретного его значения) на определенном предприятии за счет привлечения новых работников при заданных основных фондах. Можно достичь такой точки, когда каждый отдельный работник не будет обеспечен средствами труда для работы, рабочим местом, его присутствие явится помехой другим занятым, и прирост производства от найма этого предельного работника будет приближаться к нулю или даже станет отрицательным.


2. Есть определенная взаимная дополняемость (комплементарность) факторов производства, но без сокращения объема производства возможна и определенная взаимная их заменяемость. Например, для получения данного урожая определенный размер посевной площади может быть обработан большим числом рабочих вручную, без применения удобрений и современных средств производства. На этом же участке для производства необходимого количества урожая может трудиться несколько работников, использующих сложные машины и разнообразные удобрения. Следует отметить, что при условии взаимодополнения ни один из традиционных ресурсов (земля, труд, капитал) не может быть полностью вытеснен другими (не будет взаимодополнения). Механизм же взаимозамещения действует на противоположной посылке: некоторый вид ресурса может быть замещен другим. Взаимодополнение и взаимозамещение имеют противоположную направленность. Если взаимодополнение требует обязательного наличия всех ресурсов, то взаимозамещение в своей крайней форме может привести к полному исключению некоторого из них.


Анализ производственной функции предполагает необходимость разграничения краткосрочного и долгосрочного периодов времени. В первом случае имеется в виду такой временной интервал, в течение которого объем производства может регулироваться только при помощи изменения количества используемых переменных факторов, в то время как постоянные затраты остаются неизменными. Факторы производства, затраты которых неизменны в краткосрочном периоде времени, называются постоянными.

Соответственно факторы производства, размер которых изменяется в краткосрочном периоде — переменные. Долгосрочный период времени рассматривается как интервал, который достаточен для того, чтобы предприятие могло изменить затраты всех факторов производства. Это означает, что в данном случае не существует пределов для роста объема производства и все факторы становятся переменными. В наиболее общем виде различия краткосрочного и долгосрочного интервалов могут быть сведены к следующему.
Во-первых, это касается условий хозяйствования. В краткосрочном периоде значительное расширение объема производства невозможно, ограничивается имеющимися производственными мощностями фирмы. В длительном периоде фирма имеет больше свободы в отношении увеличения объемов выпуска, поскольку все факторы производства становятся переменными.
Во-вторых, необходимо учитывать специфику издержек производства. Краткосрочный период характеризуется наличием как постоянных, так и переменных издержек производства, в долгосрочном периоде все издержки становятся постоянными.
В-третьих, краткосрочный период предполагает постоянство фирм, работающих в данной отрасли. В долгосрочном периоде имеется реальная возможность выхода или вступления в отрасль новых конкурентов.
В-четвертых, следует определить возможности извлечения экономической прибыли в рассматриваемые периоды. В условиях долгосрочного периода экономическая прибыль равна нулю. В краткосрочном периоде экономическая прибыль может быть как положительной, так и отрицательной.

ПФ удовлетворяет следующему ряду свойств:
без ресурсов нет выпуска, т.е. f(0,0,a)=0; при отсутствии хотя бы одного из ресурсов нет выпуска, т.е. ; с ростом затрат хотя бы одного ресурса объем выпуска растет; с ростом затрат одного ресурса при неизменном количестве другого ресурса объем выпуска растет, т.е. если x>0, то ;
ростом затрат одного ресурса при неизменном количестве другого ресурса величина прироста выпуска на каждую дополнительную единицу i-го ресурса не растет (закон убывающей эффективности), т.е. если то ;при росте одного ресурса предельная эффективность другого ресурса возрастает, т.е. если x>0, то ; ПФ является однородной функцией, т.е. ; при р>1 имеем рост эффективности производства от роста масштаба производства; при р<1 имеем падение эффективности производства от роста масштаба производства; при р=1 имеем постоянную эффективность производства при росте его масштаба.ра производства.

 

Производство в краткосрочном периоде с одним переменным фактором. Понятие совокупного, среднего и предельного продукта и их взаимосвязь. Закон убывающей предельной производительности факторов производства.

Общий (совокупный) продукт (Total product, TP) — это суммарный объем выпуска продукции, произведенный с использованием некоторого количества переменного фактора производства. Общий продукт переменного фактора L может быть показан следующей производственной функцией, отражающая отношение между общим выпуском продукции и количеством фактора L, при постоянном количестве фактора K: Q = f (L), при K — const

Предельный продукт (Marginal product, MP) — величина, показывающая изменение объема выпуска продукции, в результате использования дополнительной единицы какого-либо фактора производства при неизменном количестве остальных. MPL = Δ Q / Δ L где Δ Q — изменение объема выпуска продукции; Δ L — изменение количества фактора L Средний продукт (Average product, AP) — величина, показывающая количество объема продукции, приходящееся на единицу переменного фактора производства. Определяется путем деления объема выпускаемой продукции на количество используемого переменого фактора L: APL = Q / где Q — объем выпускаемой продукции;
L — количество переменного фактора производства L Средний продукт характеризует производительность переменного фактора производства, поэтому очень часто средний продукт труда называют производительностью труда.

Общий, предельный и средний продукт

На графиках по горизонтальной оси откладывается количество фактора производства (количество труда L в данном случае), а по вертикальной — количество общего, предельного и среднего продуктов фактора L. На кривых общего и предельного продукта окладываются три точки (A, B, C) иллюстрирующие три стадии в их тенденции.

На отрезке ОА происходит ускорение роста общего продукта, т.к. на этой стадии предельный продукт имеет тенденцию к увеличению. Это означает, что каждая дополнительная единица труда L увеличивает объем выпуска на еще большую величину чем предыдущая. Точка А иллюстрирует максимальную величину предельного продукта.На отрезке АС происходит замедление роста общего продукта, т.к. предельный продукт начинает снижаться, но еще в пределах положительного значения. Это означает, что каждая дополнительная единица труда L увеличивает объем выпуска на меньшую величину чем предыдущая. Поэтому на данном отрезке происходит снижение в росте общего продукта. Точка В показывает такую величину общего продукта, при котором предельных продукт равен среднему продукту (MP = AP). Точка С иллюстрирует такую ситуацию, когда общий продукт достигает своего максимума, а каждая дополнительная единица труда не оказывает воздействие на объем производства, т.е. предельный продукт равен 0 (MPL = 0). Так как после точки С предельный продукт продолжая снижаться принимает отрицательное значение, то общий продукт соответственно начинает сокращаться.

Рассмотренная выше тенденция кривых общего и предельного продукта называется законом убывающей предельной производительности факторов производства.

 

Предмет микроэкномики. Принятие решений субъектами рынка в условиях экономического выбора

Микроэкономика изучает экономическую деятельность людей. Это наука о принятии решений (предпринимательских и индивидуальных). Это наука, которая детально рассматривает экономические взаимоотношения экономических субъектов. Микроскопическая перспектива позволяет постигнуть то, что в противном случае было бы невидимым.

Экономическая деятельность направлена на удовлетворение потребностей людей, и поэтому включает в себя такие компоненты, как: потребности, ресурсы, технология, продукты и их использование

Вышеперечисленные компоненты можно свести в схему, которая продемонстрирует основные пункты возникновения экономических проблем:

Что производить? Причем необходимо не только ответить на вопрос о том, какие продукты производить, но и в каком количестве следует выпускать каждый из продуктов.

Как производить? Для производства товаров и услуг могут быть использованы альтернативные средства. Например, мебель может быть произведена или на высокомеханизированных фабриках с малым числом занятых, или с помощью большого числа рабочих, но с меньшим количеством техники.

Для кого производить? вопрос для кого производить необходимо решать, сравнивая доходы и отчисления потребителей. Основной экономической проблемой является проблема несоответствия между неограниченными потребностями людей и ограниченным количеством ресурсов. Исходя из этого, можно сказать, что микроэкономика – это дисциплина, изучающая каким образом общество с ограниченными ресурсами, решает проблему что, как и для кого производить. Предмет микроэкономики – принятие экономическими субъектами экономических решений по поводу экономических благ.

Экономические субъекты – любые отдельные самостоятельно действующие в экономике единицы. Но если данные единицы объединяются в группы, то их взаимодействие должно быть единонаправлено и осуществляться совместно.

Все экономические субъекты могут заниматься двумя видами деятельности: преобразованием одних объектов в другие и их использованием для собственных нужд. В первом случае – это производители, а во втором – потребители.

Объектом экономической деятельности производителей и потребителей являются экономические блага. Экономически блага – любой предмет как материальный, так и нематериальный, способный удовлетворять определенные потребности потребителей или быть использованным для соответствующих целей производителей. Исходя из этого, благо можно разделить на благо как ресурс и на потребительское благо. Экономические действия экономических субъектов – это принятие определенных решений и их последующее осуществление. Отсюда можно сделать вывод о том, что микроэкономика – это наука о принятии экономических решений. Необходимость принимать экономическое решение возникает только тогда, когда, с одной стороны, у экономического субъекта есть возможность совершить определенные экономические действия, а с другой стороны, когда налицо различные варианты таких действий. Различные варианты экономического действия обязательно должны быть альтернативными.. Потребности людей безграничны, в то время как ресурсы для их удовлетворения (ресурсы и технологии) являются почти всегда ограниченными. Эта ограниченность может быть различной:

1. ограниченность, связанная с неодинаковым соотношением количеств различных благ, имеющихся в природе, ряд из которых менее распространен относительно других;

2. ограниченность, охватывающая блага, создаваемые человечеством. Ограниченность благ относительно друг друга выражается в категории редкость благ.

3. Для удовлетворения данной потребности в полном объеме не всегда бывает достаточно имеющихся запасов благ. Но даже если для удовлетворения этой потребности запасов будет достаточно, то их не хватит для удовлетворения всех остальных имеющихся у этого экономического субъекта потребностей, которые тоже могли бы быть удовлетворены за счет использования имеющегося ресурса. Такая ограниченность благ относительно потребностей в них выражается в категории недостаточности благ. Любое экономическое действие означает выбор подлежащей в данный момент удовлетворению потребности. Одновременно это же действие означает отказ от удовлетворения всех остальных потребностей в данной ситуации Оборотной стороной проблемы выбора является проблема экономии, т.е. ограниченного и продуманного выделения средств на удовлетворение данной потребности для обеспечения возможности удовлетворения других потребностей данного экономического субъекта. Отсюда можно дать определение микроэкономике как науке о человеческом поведении с точки зрения соотношения между целями и ограниченными средствами, которые могут иметь различное употребление.Любое действие, направленное на получение данного блага, одновременно означает отказ от получения всех остальных альтернативных данному благ, т.е. тех благ, получением которых приходится пожертвовать ради обладания данным выбранным благом. Например, приобретая литр молока, вы отказываетесь от буханки хлеба, которую могли бы приобрести на эту сумму. Затратами на получение данного блага будут альтернативные неполученные при этом блага, а наилучшая выгода из отвергнутых при данном действии выгод от альтернативных благ будет составлять издержки данного действия.

Модель кругооборота разделяет экономику на два сектора: домашние хозяйства и фирмы.

Домашние хозяйства используют доходы, которые они получают от продажи своих ресурсов-труда, капитала, земли и предпринимательских способностей, для покупки товаров и услуг от фирм. Фирмы используют деньги, которые они получают от продажи товаров и услуг, для покупки ресурсов у домашних хозяйств Именно домашние хозяйства решают, что потреблять, а следовательно - что производить. Фирмы должны скоординировать свои решения по использованию ограниченных ресурсов. Домашние хозяйства должны получить те блага, которые они запланировали потребить, т.е. скоординировать свои решения по потреблению. Координация принимаемых решений на рынке обеспечивается равновесной ценой и равновесным количеством каждого блага.

 

2. Методы микроэкономического анализа: общенаучные и специфические

Микроэкономические исследования опираются на ряд фундаментальных предпосылок, определяющих своеобразие метода именно микроэкономического анализа.Микроэкономический анализ может опираться на ряд микроэкономических методов:

I. Экономический атомизм: микроэкономика концентрирует свое внимание на поведении самых простых, исходных, далее неразделимых в своих действиях экономических единиц, принимающих самостоятельные решения и осуществляющие их в собственной экономической деятельности.

II. Экономический рационализм: предполагает рациональность действий экономических субъектов, последовательность и закономерность их поведения. Данный метод предполагает, что экономический субъект способен определить, с одной стороны, выгоду от своих действий, а с другой стороны, затраты, необходимые для достижения этой выгоды, средства – и их сопоставление с целью максимизации выгоды при данных затратах используемых ресурсов (или минимизации затрат, необходимых для получения данных выгод). В рыночных условиях выгода часто оценивается в денежной форме и приобретает вид выручки, а затраты – соответственно расходов или издержек. Тогда результат экономического действия может быть выражен в виде разности между приходом и расходом денежных средств – дохода. Рациональность поведения экономических субъектов будет при этом заключаться в максимизации доходов от экономической деятельности.

III. Предельный анализ (маржинализм): он заключается в том, что экономические явления могут быть рассмотрены не только в законченном, но и в постоянно изменяющемся виде, а также в том, что с помощью этого анализа можно исследовать не только общие и удельные величины, но и их изменения (приросты). Тогда рационально действующий субъект может сравнить не только общий уровень выгоды и затрат, но и предельную (дополнительную) выгоду и дополнительные затраты, связанные с данным действием.

IV. Функциональный анализ: он состоит в том, что в исследуемом явлении выделяется определенная, интересующая характерная черта, а потом начинается поиск влияющих на нее сил – факторов. После того, как подобные факторы установлены, определяется способ их взаимосвязи с ранее выделенной характеристикой – функция.

V. Позитивный анализ изменений в экономической политике или экономических условиях стремится предсказать влияние изменений таких наблюдаемых явлений, как производство, цены или личный доход. С помощью этого анализа экономист делает утверждения типа «если…, то….», которые затем могут быть подтверждены или опровергнуты посредством сравнения с доступными фактами и цифрами. Например, данный анализ может быть использован для выяснения того, как субсидирование закупочных цен в сельском хозяйстве влияет на цены, уплачиваемые покупателем, и на доходы производителей сельскохозяйственной продукции.

VI. Нормативный анализ используется для оценки желательности альтернативных результатов в соответствии с основополагающими оценочными суждениями. Он может быть использован для выдачи рекомендаций относительно того, что должно иметь место. Он предписывает меры в виде определенной государственной политики для корректировки результатов рыночной деятельности, когда они не соответствуют установленному критерию. Пример нормативного утверждения – «политика, которая сдерживает свободную торговлю, должна быть исключена». В этом утверждении заключено мнение, что хорошо иметь свободную торговлю.

VII. Равновесный подход: в этом подходе исследуются динамичные экономические явления и процессы. Рассматривая постоянно изменяющуюся экономическую действительность, микроэкономика стремится выявить и изучить такие состояния в ней в целом и в отдельных частях, которые характеризуются относительной стабильностью.

Все рассмотренные выше особенности микроэкономики ярко проявляются в ходе экономического моделирования.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 779; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.116.228 (0.014 с.)