Издержки производства. Эффекты роста масштаба производства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Издержки производства. Эффекты роста масштаба производства.



Исследованием издержек производства занимались классики политэкономии. Так, А. Смит – ввел понятие абсолютных издержек, Д. Рикардо – автор теории сравнительных издержек. Под термином «издержки» они понимали средние общественные затраты на единицу продукции.

Согласно марксистской теории издержки производства – это то, что стоит товар, т. е. сумма всех расходов на приобретение средств производства и рабочей силы.

К. Маркс разграничил издержки производства как затраты труда и затраты капитала.

Маржиналисты (К. Менгер, Ф. Визер) издержки рассматривали как психологические явления, основанные на предельной полезности. По их мнению, сумма, уплачиваемая фирмой за факторы производства, определяется предельной полезностью, которой они обладают с точки зрения продавца.

Австрийский теоретик Ф. Визер разработал субъективную теорию издержек или альтернативных возможностей, согласно которой действительные издержки производства данного товара равны наивысшей полезности тех благ, которые общество могло бы получить, если бы по-другому использовало затраченные производственные ресурсы. Согласно институциональной теории издержек Дж. Кларк занимался проблемой накладных расходов и рассматривал различные типы издержек: индивидуальные и общественные, краткосрочные и долгосрочные. Дж. Гобсон ввел понятие человеческих издержек, которые измеряются качеством и характером трудовых усилий.

Неоклассическая концепция издержек (А. Маршалл) рассматривает их как совокупность затрат на приобретение факторов производства.

В последнее время широкую известность приобрела теория транзакционных издержек (Р. Коуз), разработанная представителями неоинституционализма. Сюда относят издержки обращения, т. е расходы по реализации товаров (Р. Эрроу). Они считают, что функция рынка заключается в экономии транзакционных издержек.

К. Маркс все расходы на производство товаров разделил на

1) издержки производства и 2) издержки обращения.

Таким образом, издержки – это денежное выражение затрат на производство и реализацию продукции.

Рассмотрим их:

а) издержки производства – совокупные затраты живого и овеществленного труда на производство продукта. Это расходы (денежные траты), которые необходимо осуществить для создания товаров. Они покрывают оплату материалов (сырья, топлива, электроэнергии), заработной платы работников, амортизацию, расходы, связанные с управлением производства. При продаже товаров стоимость товара превращается в денежную выручку. Одна часть ее компенсирует издержки производства (затраты, связанные с производством товаров), другая дает прибыль, т. е. то, ради чего организуется процесс производства. Значит, издержки производства меньше стоимости товаров на величину прибыли.

б) издержки обращения связаны с процессом реализации товаров и делятся на: чистые и дополнительные.

ü чистые издержки – это затраты, связанные с куплей – продажей в чистом виде, они меньше стоимости товара, и возмещаются после продажи товаров из прибыли (зарплата продавцов, содержание торговых помещений и т. д.).

ü дополнительные издержки обращения – затраты на упаковку, сортировку, транспортировку и хранение товаров.

Этот вид издержек обращения, связан с продолжением процесса производства в сфере обращения.

Они входят в стоимость товара, увеличивая ее и возмещаются после продажи товара из суммы выручки.

Современная рыночная экономика предполагает, что предприниматель ждет дохода от всех своих издержек, чтобы иметь устойчивое положение на рынке. Поэтому все издержки представляют собой альтернативные затраты и называются вмененными издержками, т. к. использование их для производства одного товара – это отказ от их использования для производства других товаров.

Все альтернативные издержки, которые несет фирма в процессе производства могут быть либо явными (внешние), либо неявными (внутренние).

Внешние издержки (явные) – денежные выплаты за привлеченные для производства ресурсы. Денежные платежи поставщикам факторов производства, промежуточных изделий и деловых услуг. Это заработная плата рабочих и служащих, расходы на сырье, материалы, взносы банкам и другим финансовым учреждениям, расчеты за транспортные услуги.

В процессе производства фирмы также используют ресурсы, принадлежащие ей самой. Это внутренние издержки (неявные) - это денежные доходы, которые могли бы быть получены от альтернативного использования удерживаемых ресурсов: денежного капитала, оборудования, станков, предпринимательских идей владельца фирмы, а также некоторые преимущества фирмы (местоположение, престижность торговой марки и т. д.).

В качестве одного из элементов внутренних издержек рассматривают и так называемую нормальную прибыль предпринимателя, т. е. вознаграждение за выполняемые им функции. В противном случае он мог бы положить свои деньги в банк и получать по ним проценты, отказаться от заработка, работая в другой фирме.

Нормальная прибыль – это та минимальная плата, которая необходима, чтобы удержать предпринимателя, его предпринимательские способности и его денежные средства в данном предприятии. Издержки производства, включающие нормальную прибыль, называются экономическими издержками, которые не равны бухгалтерским издержкам. К бухгалтерским издержкам относят все реальные, фактические расходы, исчисленные в денежной форме.

С позиции экономиста к издержкам производства следует относить не только фактические затраты, осуществленные в денежной форме, но и неоплачиваемые фирмой издержки.

Кроме того, существуют невозвратные издержки – издержки, которые осуществляются фирмой один раз и не могут быть возвращены ни при каких обстоятельствах (например, приобретение лицензии, регистрация предприятия, реклама на упаковке). Невозвратные издержки не являются альтернативными и не учитываются в текущих издержках фирмы.

Издержки производства в краткосрочном периоде.

В краткосрочном периоде количество некоторых производственных факторов остается неизменным, количество других изменяется. Соответственно и издержки в этом периоде подразделяются на постоянные и переменные.

Постоянными называются такие издержки (FC), величина которых не меняется в зависимости от изменения объема производства (они связаны с существованием производственного оборудования фирм). Это затраты на эксплуатацию зданий, сооружений и оборудования, административно-управленческие расходы, арендная плата, страховые расходы (взносы) и т. д. Они должны быть оплачены, даже если фирма ничего не производит. Графически это – линия FC параллельная оси абсцисс (рис. 6. 4).

Переменными называются издержки (расходы) (VC), величина которых меняется в зависимости от объёма производства. К ним относятся затраты на сырьё, топливо, энергию, транспортные услуги, трудовые ресурсы и т. д. Чтобы решить руководителю фирмы, сколько выпускать продукции, необходимо знать, как вырастут переменные издержки с ростом объема выпуска. На рис. 6.4 кривая VC показывает динамику переменных издержек. Эта кривая, возрастающая, т. к. любое увеличение производства связано с ростом всех переменных издержек.

Общие издержки (ТС) – это сумма постоянных и переменных издержек при каждом данном объеме производства. При нулевом объеме производства общая сумма издержек будет равна сумме только постоянных издержек. Затем, при производстве каждой дополнительной единицы продукции общая сумма издержек меняется на ту же величину, что и сумма переменных издержек.

В соответствии с определением линия общих издержек полностью повторяет линию перемененных издержек (VC), но сдвигается от нее вверх на величину постоянных издержек. Различие между постоянными и переменными издержками имеет существенное значение для бизнесмена. Переменные издержки – это те, которыми можно управлять и их величина может быть изменена в течение краткосрочного периода, путем изменения объема производства.

И хотя для производителей вовсе не безразлична общая сумма издержек, они не меньше беспокоятся и о средних издержках, т. е. издержках в расчете на единицу продукции.

Они также делятся на средние постоянные, средние переменные и средние общие издержки.

Средние постоянные издержки (AFC) определяются путем деления всех постоянных издержек на количество производимой продукции (Q), т.е.

Поскольку сумма постоянных издержек независима от объема производства, то с увеличением количества произведенной продукции они будет падать. Графически это выглядит следующим образом на (рис. 6.5) это кривая AFC.

Средние переменные издержки AVC (рис. 6.5) определяются аналогичным образом – путём деления всех переменных издержек (VC) на количество произведённой продукции (Q):

Поскольку переменные издержки подчиняются закону убывающей отдачи, то это отразится и на показателях средних переменных издержек. Так как на стадии возрастания отдачи все меньше и меньше дополнительных переменных ресурсов требуется для производства каждой последующей единицы продукции, то и переменные издержки в расчете на единицу продукции будет снижаться. Однако, достигнув своего минимума, они затем начнут возрастать, поскольку убывание отдачи обусловит необходимость использования большего количества переменных ресурсов для производства каждой дополнительной единицы продукции.

Средние общие издержки (ATC) можно рассчитать либо путем деления суммы общих издержек (ТС) на количество произведенной продукции (Q), либо, проще, путем сложения AFC и AVC, т. е.:

На рис. 6.5 это кривая АТС, полученная путем сложения по вертикали AFC и AVC

Предельными издержками (МС) называются дополнительные или добавочные издержки, связанными с производством каждой дополнительной единицы продукции. Их можно определять изменением суммы издержек, которые явились результатом производства этой единицы, т. е.

На рис. 6.5. график предельных издержек – это кривая МС, которая сначала опускается вниз, а затем круто идет вверх. Это отражает тот факт, что переменные и общие издержки сначала увеличиваются убывающими темпами, а затем нарастающими.

Изменение цен на ресурсы и производственные технологии приведет к смещению издержек. Так, рост TFC сместит кривую вверх, а так как эти издержки являются составной частью общих издержек ТС, то и кривая ТС сместится вверх.

Что же касается кривых переменных и предельных издержек, то на них рост постоянных издержек никак не отразится. С другой стороны, возрастание переменных издержек (удорожание труда), вызовет смещение вверх кривых средних переменных, общих и предельных издержек, но никак не может отразить положение кривой TFC.

Большое влияние на величину издержек оказывает изменение технологий. Если они вызовут удешевление производственных факторов или повышение их производительности, то соответственно кривые издержек сместятся вниз.

Долгосрочный период характеризуется тем, что фирма в состоянии изменить количество всех используемых производственных факторов.

В долгосрочном периоде переменный характер всех примененных факторов производства позволяет фирме использовать самые оптимальные варианты их сочетания, и это отразится на величине изменения ее средних издержек рис. 6.6.


На рис. 6.6. представлено 5 различных вариантов (I–V) размеров предприятий, рассчитанных на производство различных объемов продукции при наименьших средних общих издержках (АТС), т.е. АТС 1, АТС 2,…, АТС 5. Эти варианты фирма может рассматривать как ступени своего роста. На каких-то промежутках своей деятельности фирма не меняет производственные мощности, а использует то, что имеет, т. е. можно полагать, что на каждой ступени фирма функционирует в краткосрочном периоде. Поэтому кривая, описывая ее издержки на данном этапе, будет кривой краткосрочных средних издержек. Кривая АТС 1 описывает краткосрочные средние издержки для самого малого предприятия. (I в.), это значит, что предприниматель ставит цель получить объем продукции, не превышающий 20 единиц. Но этот объем продаж может быть произведен и на большем предприятии, но тогда увеличатся средние общие издержки, т. к. увеличиваются производственные мощности. Значит, выбор II варианта размера предприятия предполагает расширение объема выпуска от 20 до 30 единиц продукции и т. д.

Каждой точке на кривой долгосрочных L АТС соответствует конкретный размер предприятия со своей собственной кривой АТС. Кривая долгосрочных средних издержек АТС является касательной (огибающей) для всех возможных кривых краткосрочных АТС. Она показывает наименьшие издержки производства любого заданного объема выпуска при условии, что фирма располагала необходимым временем для изменения всех своих факторов производства.

На рис. 6.6 видно, что наращивание производственных мощностей предприятия будет сопровождаться уменьшением средних общих издержек на производство единицы продукции вплоть до достижения размеров предприятия, соответствующих III в. Дальнейшее наращивание объема производства стремится к увеличению долгосрочных средних общих издержек. Дугообразную форму кривой можно объяснить с помощью эффекта масштаба. Выделяют положительны и отрицательный эффекты.

Положительный эффект если при каком-то временном интервале долгосрочные средние издержки уменьшаются с увеличением объема выпуска продукции, то имеет место экономия, обусловленная увеличением масштабов производства. Графически это нисходящая часть кривой L АТС. Например, увеличение количества применяемых ресурсов на 10 % вызвало рост объема выпуска на 12 %. Этот период времени с объема выпуска 0Q1, соответствует варианту I расширения фирмы (рис. 6. 7) Существует ряд факторов, обусловливающих эффект экономии.

а) углубление специализации производства, которая приводит к увеличению производительности труда;

б) неделимость производства. Всякая фирма должна иметь минимальный объём ресурсов. По мере увеличения фирмы, затраты на такие ресурсы не увеличиваются, поэтому величина издержек на единицу продукции снижается;

в) применение новых технологий. На крупных предприятиях, в условиях большого объема производства высока эффективность применения новой техники, чего не могут себе позволить малые предприятия;

г) производство побочной продукции. Большие фирмы могут использовать неизбежные отходы для вспомогательного производства, что снижает долгосрочные средние издержки.

Если на определенном временном интервале производства долгосрочные средние общие издержки производства при увеличении объема выпуска растут, то имеет место ущерб от роста масштабов производства, т. е. имеет место отрицательный эффект масштаба. Графически это восходящая часть кривой АТС. Например, увеличение количества применяемых ресурсов на 10 % ведет к росту объема выпуска на 7 %. Этот интервал с объемом выпуска свыше 0Q2 соответствует III варианту функционирования расширяющейся фирмы.

Причиной отрицательного эффекта могут быть:

а) технические факторы. Так, крупное производство требует соответствующей сырьевой базы, а срывы поставок ведут к повышению издержек производства;

б) организационные причины. Рост административно- управленческого аппарата, оторванность «верхних» этажей управления от производства, потеря гибкости ведут к увеличению средних общественных издержек.

Если же в течение определенного времени долгосрочные средние издержки не реагируют на изменения объема выпуска, т. е. остаются неизменными, то фирма будет иметь постоянный эффект от изменения масштаба производства. (Например, рост количества применяемых ресурсов на 10 % вызвал увеличение объема производства тоже на 10 %). Этот временной интервал отвечает варианту II функционирования расширяющейся фирмы.

В настоящее время все большее значение приобретает особый вид издержек – трансакционные – или издержки по защите своих выгод в условиях рыночной экономики:

o издержки поиска информации о ценах и рынках сбыта;

o издержки по ведению переговоров, заключению контрактов, оформлению сделок;

o издержки по разработке стандартов, охране фирменных знаков и торговых марок;

o издержки по защите прав собственности с помощью юридической системы и т. д.

Доход и прибыль фирмы

Итогом хозяйственной деятельности – предприятия выступает доход. Это определенная денежная сумма, получаемая фирмой в результате производства и реализации продукции за определенный период времени. В категории «доход» отражается экономическая результативность деятельности фирмы, ее хозяйственной политики, выбора стратегических и тактических решений. Динамика дохода, его величина свидетельствуют о степени эффективности деятельности фирмы, общественном признании производимой ею продукции и о месте и роли фирмы на рынке. Различают общий, средний и предельный доход.

Общий (валовой) доход (TR) (total revenue) – это общая сумма денежной выручки, полученная фирмой в результате реализации продукции.

TR = P × Q,

где P – цена реализации единицы продукции;

Q – количество единиц продукции.

Средний доход (AR) (average revenue) – величина денежной выручки, приходящейся на единицу реализуемой продукции. Он равен средневзвешенной цене единицы продукции, реализованной в течение определенного периода времени.

Расчет среднего дохода применяют при изменяющихся ценах в течение какого-то временного интервала или в тех случаях, когда ассортимент выпускаемой продукции состоит из нескольких товаров или услуг.

Предельный доход (MR) (marginal revenue) – приращение валового дохода, полученное в результате производства и реализации дополнительной единицы продукции.

где ΔTR – прирост валового дохода в результате реализации дополнительной единицы продукции;

Δ Q – прирост объема производства и реализации на единицу продукции

Как правило, валовой доход фирмы состоит из: 1) выручки от реализации продукции и 2) внереализационных доходов.

Выручка от реализации продукции (net sales product) – это денежные средства, которые поступают на счет фирмы от реализации продукции. В основном соответствует принятому в мировой практике показателю «объем продаж»

Внереализационные доходы – денежные средства, получение которых не связано с непосредственной производственной деятельностью фирмы: проценты по вкладам, дивиденды, полученные штрафы, пени, доходы от валютных операций и т. д.

От величины дохода зависит прибыль фирмы. Современная экономическая теория трактует прибыль как доход от использования всех факторов производства – труда, капитала, земли и предпринимательства.

Но в то же время прибыль – понятие не однозначное, т. к. существует нормальная прибыль как элемент внутренних издержек, обусловленный природой бизнеса. Поэтому предприниматель рассматривает нормальную прибыль как отдачу от вложенного капитала, как предпринимательский доход. (Нормальная прибыль – элемент издержек.)

Существует два подхода к определению прибыли бухгалтером и экономистом.

Бухгалтерская прибыль (accounting profit) – есть разница между валовым доходом и внешними издержками (это явные фактические издержки – заработная плата, затраты на сырье, топливо, вспомогательные материалы).

П прибыль бухгалтерская = В валовой доход – И издержки бухгалтерские (явные)

В экономической теории и практике совокупность постоянных и переменных издержек относят к хозяйственным издержкам.

П прибыль экономическая = В валовой доход И издержки экономические (внешние +внутренние)

Хозяйственные совокупные издержки вместе с нормальной прибылью составляют экономические затраты (издержки)(economic profit). (П бух > П экон). Так как прибыль есть разница между выручкой от реализации и денежных издержек, т. е. то очевидно фирма стремится максимизировать эту разность.

Производство каждой дополнительной единицы увеличивает общие издержки на величину предельных издержек (MC), но одновременно увеличивает и общую выручку на величину предельного дохода (MR). В случае, когда предельный доход больше предельных издержек, общая прибыль растет, и фирма увеличивает объем производства, т. е. MR > MC – объем производства увеличивается, прибыль растет. Как только предельные издержки превысят предельный доход, общая прибыль снижается: MR < MC – прибыль уменьшается.

Следовательно, величина прибыли достигает своего максимума при таком выпуске продукции, при котором предельный доход (MR) равен предельным издержкам (MC).

Прибыль максимальна при Q, когда MR = MC. Правило равенства предельного дохода и предельных издержек. (marginal revenue= marginal cost rule).

Разность между общей выручкой и экономическими издержками (явными и неявными) образует экономическую прибыль (economic profit)

Относительным показателем прибыли является рентабельность (profitability, profitableness) – показатель эффективности производства на предприятии, в объединении, отрасли в целом, демонстрирующий степень отдачи факторов производства, применяемых в процессе производства. Различают рентабельность производства (норма прибыли) и рентабельность конкретного вида продукции (норма рентабельности).

Норма прибыли (norm of profit) – отношение балансовой прибыли к используемым производственным фондам, выраженное в процентах; характеризует степень отдачи всего авансированного капитала, эффективность капитальных затрат фирмы, рентабельность производства в целом.

где Пбал.- балансовая прибыль (balance profit) – общая сумма прибыли предприятия за определенный период.

Каван.- авансированный капитал (сумма основных производственных фондов и оборотные средства).

Норма рентабельности – отношение балансовой прибыли к себестоимости продукции, выраженное в процентах; характеризует результативность текущих затрат фирмы и может определяться по каждому виду продукции.

Она показывает степень выгодности производства той или иной продукции. Основными путями повышения рентабельности является

- удешевление элементов авансированного капитала,

- снижение текущих затрат производства продукции.

Основой этому является широкое внедрение результатов НТП, ведущее к повышению производительности труда и снижению себестоимости продукции.

Сущность прибыли проявляется в ее функциях: учетной, стимулирующей, распределяющей.

ü стимулирующая функция прибыли проявляется в том, что она является мощным генератором экономики. Именно стремление к увеличению прибыли лежит в основе большинства нововведений. На величину прибыли влияют количество произведенной продукции, уровень производственных издержек, скорость оборота капитала, уровень производительности труда, уровень цен и т.д.

ü распределительная функция. Прибыль служит источником накопления и развития производства, источником материального поощрения работников. В рыночной экономике прибыль – основа развития предпринимательской деятельности.

ü учетная функция прибыли – это важный критерий эффективности предпринимательской деятельности. Основные показатели: масса и норма прибыли, норма рентабельности.

Ранее отмечалось, что основная цель предпринимательской деятельности – максимизация прибыли. Это не совсем так. В западной экономической теории существует несколько теорий оптимизации деятельности фирмы. Так, согласно одной из них целью фирмы должна быть не максимизация прибыли, а объем продаж. Перед фирмой ставится задача достижения, и удержания на возможно большем временном интервале определенного уровня прибыли. В этом случае фирма будет ориентироваться на среднеотраслевую норму прибыли, являющуюся результатом внутриотраслевой конкуренции. Но в условиях конкуренции объективно не все фирмы могут обеспечить себе постоянную и достаточную прибыльность.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Охарактеризуйте цели и функции фирмы.

2. Назовите основные организационно-правовые формы фирм.

3. Раскройте содержание краткосрочного и долгосрочного периодов работы фирмы с точки зрения изменения факторов производства.

4. Что такое производственния сетка? Каким образом она строится?

5. Дайте определение изокванте. Что лежит в основе построения изокванты?

6. Разберитесь, почему равенство предельного дохода и предельных издержек является условием максимальной прибыли.

7. Разграничьте понятия: расходы, затраты, издержки, себестоимость.

8. Определите сущность вмененных издержек и их роль в экономическом анализе и выработке стратегии фирмы.

9. Как вы считаете, может быть, выгодно превратить экономику страны в одну гигантскую фирму? При ответе на этот вопрос вспомните и оцените попытку реализовать эту идею в централизованной командной экономике.

10. Что такое «максимальая прибыль»? Почему фирма должна стремиться максимально увеличивать прибыль, а не производство?

11. Назовите «предельный доход» и «предельные издержки». Почему прибыль максимальна в той точке, где предельный доход равен предельным издержкам?

 


Тема 7. Рынки факторов производства и
распределение дохода

1. Особенности функционирования рынков факторов производства.

2. Рынок труда, его сущность и особенности.

3. Рынок капитала. Ссудный процент.

4. Рынок земли. Земельная рента.

5. Прибыль как предпринимательский доход.

ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ И ПОНЯТИЯ

Экономический ресурс, с прос на ресурс, предельный продукт,доход от предельного продукта ресурса, издержки на использование ресурса, эластичность спроса на ресурс по цене, рынок труда, сбалансированность рынка труда, спрос на рабочую силу, предложение труда, заработная плата, монопсония, капитал, ссудный капитал, инвестиции, текущая дисконтированная (приведенная) стоимость, производственный фактор земля, арендная плата, земельная рента, прибыль, доход.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1006; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.58.169 (0.074 с.)