Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные этапы развития экономической теории

Поиск

 

Экономическая наука является одной из древнейших наук. Она всегда привлекала внимание ученых и всех образованных людей. Объясняется это тем, что изучение экономической теории – это реализация объективной необходимости познания мотивов, действий людей в хозяйственной деятельности, законов хозяйствования во все времена – от древности до сегодняшних дней. Интересно вспомнить, что Пушкин А.С., которому царь Николай 1 поручил продумать принципы воспитания молодежи, прежде всего высказался против домашнего образования, а в числе обязательных к изучению наук назвал политическую экономию. В конце XIX в. Н.Бунге в книге «Основания политической экономии» отмечал, что политическая экономия не существует у тех народов, которые стоят на низкой ступени общечеловеческого развития.

Сегодня интерес образованных людей к экономической теории (политической экономии) не только не иссяк, но активно возрастает. И объясняется это теми глобальными переменами, которые происходят во всем мире и в Беларуси в частности. Видный американский ученый П. Самуэльсон назвал экономическую теорию королевой наук. Лауреат Нобелевской премии М. Фридмен писал, что экономика – очаровывающая наука, она удивительна тем, что ее фундаментальные принципы очень просты и могут быть записаны на одном листе бумаги, тем не менее их понимают немногие. Данная наука, отражающая сложный мир хозяйствования, требует от читателя, по словам известного в мире немецкого специалиста по истории экономической мысли А.Хейлброннера, «выносливости верблюда и терпения святого».

В отечественной и зарубежной литературе выделяют следующие периоды (этапы) развития экономической теори:

- меркантилизм (поиск источников богатства в обращении)

- физиократизм (поиск источников богатства в производстве)

- классицизм (отрицание регулирования рынка государством)

- марксизм (теория трудовой стоимости; исследование рынка с позиции производителя)

- кейнсианство (государственное регулирование рынка, создание макроэкономики).

Выпускники высших учебных заведений в современных условиях должны уметь разобраться в широком круге экономических вопросов, оценить консервативные и позитивные тенденции общественного развития, чтобы самостоятельно определить свою позицию в преобразованиях, быть готовыми к практической деятельности и иметь определенное миропонимание. Эту задачу призваны решить ряд курсов общественных наук, в том числе и курс экономической теории.

Современные школы и направления экономической теории

Экономикс

Современная экономическая теория, известная под названием «Экономикс», имеет в своей основе маржинальную экономическую теорию, представляет собой попытку синтезировать классическую политическую экономию и маржинализм.

Курс «Экономикс» впервые начал читаться в Кембриджском университете А.Маршаллом в 1902г., он сменил курс политической экономии классической школы Дж.С.Милля. В 1890 г. вышла книга Альфреда Маршалла (1842 – 1924) «Принципы Экономикс», которая у нас переведена как «Принципы политической экономии», и здесь нет ошибки, так как А.Маршалл под термином «Экономикс» подразумевал политическую экономию. Дж.М.Кейнс, ученик А.Маршалла, назвал своего учителя величайшим экономистом XIX в.

Экономический кризис в конце XIX столетия и почти двадцатилетняя депрессия показали несостоятельность государственного вмешательства в экономику, и А.Маршалл, воспевавший идею свободной конкуренции и рынка, не мог не ограничивать роль государства в рыночной экономике, что и получило отражение в новом термине, в котором исчезла первая часть прежнего названия науки.

Сегодня под таким названием выходят в свет многочисленные учебники по экономической теории.

При более внимательном изучении курса «Экономикс» можно отметить, что «Экономикс» - многозначное понятие, характеризующее:

1)специальную науку о принципах рыночного функционирования экономики на микро-, мезо- и макроуровнях;

2)науку, носящую более прикладной характер по сравнению с политической экономией, имеющей более абстрактный характер;

3)цикл учебных дисциплин в вузах США и Западной Европы, включающий также экономическую историю, историю экономических учений и ряд спецкурсов по экономическим проблемам.

Сегодня выделяют четыре важнейших направления экономической теории:

- неоклассическое;

- неокейнсианское;

- марксистское;

- институционно-социологическое.

Неоклассика

Неоклассическое направление формулирует субъективную теорию стоимости (в отличие от трудовой теории стоимости в классической политэкономии) и теорию равновесия. Экономическое хозяйство рассматривается представителями этого направления как совокупность микроэкономических агентов, желающих получить максимальную полезность при минимальных издержках. Исходным пунктом в этом анализе выступают спрос и предложение, потребность и потребление. Основные представители этого направления – А.Маршалл, К.Кобб, П.Дуглас.

К неоклассическому направлению примыкают современные теории монетаризма и неолиберализма.

Монетаризм – теория стабилизации экономики, в которой главенствующую роль играют денежные факторы. Монетаристы сводят управление экономикой прежде всего к контролю государства над денежной массой, эмиссией денег, количеством денег, находящихся в обращении и в запасах, достижению сбалансированности государственного бюджета, установлению высокого кредитного банковского кредита.

Американский ученый-экономист Милтон Фридмен (р.1912) – один из крупнейших авторитетов в современной экономической науке, признанный глава «новой монетаристской школы», лауреат Нобелевской премии по экономике за 1976 г.

В России с монетаристской теорией связывают имя Егора Гайдара.

Неолиберализм – течение, согласно которому необходимо сокращать (свести к минимуму) вмешательство государства в экономику (принцип классической политической экономии А.Смита), ибо частное предпринимательство способно вывести экономику из кризиса и обеспечить ее подъем и увеличить благосостояние населения. Отсюда важно предоставление максимально возможной свободы предпринимателям - торговцам в хозяйственной деятельности.

Главными теоретиками концепции экономического либерализма XX в. являются американский экономист австрийского происхождения Людвиг фон Мизес (1881 – 1973) и его блестящий ученик Август фон Хайек (1899 – 1992).

Основываясь на теории неолиберализма, немецкий теоретик, государственный и политический деятель ФРГ Людвиг Эрхард (1897 – 1977) создал теорию социально ориентируемого рыночного хозяйства, воплотил ее на практике. Основные положения этой теории: необходимость свободной цены, свободной конкуренции, правильное соотношение спроса и предложения, равновесие экономики, государство призвало гарантировать эти условия в рыночном хозяйстве и обеспечить социальную направленность в его развитии. Эта теория изложена в книге «Благосостояние для всех», опубликованной в 1956 г.

Кейнсианство

Кейнсианское направление экономической теории, основателем которого является лорд Джон Мейнард Кейнс (1883 – 1946), служит важнейшим теоретическим обоснованием государственного регулирования развитой рыночной экономики путем увеличения или сокращения спроса посредством изменения наличной и безналичной денежной массы. С помощью такого регулирования можно влиять на инфляцию, занятость, устранять неравномерность спроса и предложения товаров, подавлять экономические кризисы. Влияние Кейнса на общественное мнение оказалось самым сильным после А.Смита и К.Маркса. В его главном произведении «Общая теория занятости, процента и денег» (1936) изложены теория и программа государственного регулирования экономики. Эта теория получила широкое распространение в правосоциалистической литературе и приобрела многочисленных сторонников (У.Беверидж, С.Харрс, А.Хансен, Р.Харрод, Дж.Робинсон, А.Лернер и другие), оказав существенное влияние на экономическую политику ряда западных стран. Дж.Кейнс был объявлен «спасителем капитализма», а его теория провозглашена «кейнсианской революцией в политической экономии». Вместе с тем ряд теоретических положений Кейнс заимствовал из арсенала классической политической экономии А.Смита и Д.Рикардо, а также из экономической теории марксизма (в частности, из марксистской теории воспроизводства), что дало повод для утверждения о возможности «перебросить мост» между кейнсианством и марксизмом. Главной ключевой проблемой, по Кейнсу, является емкость рынка, принцип эффективного спроса, составной частью которого выступает концепция мультипликатора, общая теория занятости, предельная эффективность капитала и нормы процента.

В современном кейнсианстве доминируют две тенденции: американская, связанная с именами ряда экономистов США, и европейская, связанная прежде всего с исследованиями французских экономистов. В числе американских последователей учения Дж.Кейнса чаще всего упоминаются Э.Хансен, С.Харрис, Дж.М.Кларк и др.

Марксизм

Третьим направлением современной экономической мысли, чрезвычайно популярным в ряде мировых стран до недавнего времени, был марксизм, который дополнен и несколько переработан советскими экономистами и экономистам стран бывшей мировой социалистической системы до 80-х годов 20века.

Основными теоретическими составляющими марксистской теории являются: теория трудовой стоимости, теория прибавочной стоимости, теория воспроизводства, теория капитала, процента и денег, формационная концепция развития цивилизации и др. Основной труд «Капитал» в 4-х томах (три тома «Капитала» и четвертый под названием «Теории прибавочной стоимости»). Сегодня мы обвиняем марксизм в догматизме. Нельзя не признать, что марксизм – это существенный этап в развитии экономической теории. Поль Самуэльсон особо выделяет в истории экономической мысли лишь трех выдающихся мыслителей, оказавших определяющее влияние на развитие экономической теории: А.Смита, К.Маркса, Дж.Кейнса. Другой видный американский ученый, Дж. Гэлбрейт, считал, что ученее К.Маркса слишком ценно, чтобы его целиком отдать марксистам. Йозеф Шумпетер также относил К.Маркса к великим ученым, но это не мешало ему критиковать марксизм. В начале XX в. учение К.Маркса подвергалось критике в работах русских экономистов (например, Туган-Барановского, Рубина, Железнова и др.).

Нельзя не отметить, что накопление догм представляет собой явление неизбежное в любой науке. Так, была абсолютизирована теория условных рефлексов Павлова И.П., пик этой абсолютизации пришелся на 50-е годы XX столетия. Догма – это бесполезная истина. То, что было истиной на одном этапе движения мысли в процессе познания, на другом ее этапе абсолютизируется, становится аксиомой с застывшим содержанием и является уже бесполезной. Но жизнь меняется, не могут не меняться и наши представления о жизни, тогда и возникает потребность в новых концепциях, новых подходах, новой парадигме, требующих изменения самого хода общественной мысли.

Институционализм

Четвертым и все более привлекающим внимание ученых в конце XX в. является институционально-социологическое направление, его представители: Т.Веблен, У.Митчелл, Дж.Гэлбрейт. Название концепции происходит от латинского слова institutum – установление, устройство, учреждение. Все ее сторонники рассматривают экономику как систему, где отношение между хозяйствующими субъектами складываются под влиянием экономических и внешнеэкономических факторов, среди которых исключительную роль играют технико-экономические факторы. Понятие «институт» трактуется очень широко: и как государство, корпорация, профсоюзы, и как конкуренция, монополия, налоги, и как устойчивый образ мышления, и юридической нормы. В этом направлении экономической теории отмечаются недостатки капитализма: засилье монополий, недостатки свободной рыночной стихии, растущая милитаризация экономики, отдельные пороки «общества потребления» (такие, как бездуховность и т.д.).

 

Контрольные вопросы

1. Что включает в себя термин «экономика»?

2. Что изучает экономическая теория?

3. Что объединяет политическую экономию, экономикс, экономическую теорию?

4. Определите логическую зависимость понятий: экономическая наука, экономическая теория, экономическая политика, хозяйственная практика

5. Дайте определение экономическому закону и приведите известные Вам классификации экономических законов

6. Определите понятия «методология», «методика» и приведите примеры правильного их употребления

7. Дайте краткую характеристику основным этапам становления экономической теории как науки

8. Коротко охарактеризуйте современные направления экономической теории

 


Тема 2. Потребности и ресурсы. Проблема выбора в
экономике.

 

2.1. Понятие и классификация потребностей.

2.2. Производство и экономика. Простые элементы процесса труда

2.3. Ресурсы и факторы производства

2.4. Проблема выбора в экономике

2.5. Экономический рост: сущность, значение, типы

2.6. Понятие экономической и социальной эффективности. Показатели, пути и факторы повышения эффективности.

 

ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ И ПОНЯТИЯ

 

Понятие и классификация потребностей, ресурсы (факторы) производства, проблема выбора в экономике, кривая производственных возможностей, вмененных издержек, экономического роста, экономической и социальной эффективности



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1018; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.237.140 (0.015 с.)