Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет экономической теории. Подходы к его изучению

Поиск

ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. ПОДХОДЫ К ЕГО ИЗУЧЕНИЮ

Экономика - это сфера деятельности людей, в результате которой создается богатство для удовлетворения разнообразных потребностей, как их самих, так и общества.

Существует реальная и теневая Э(уход от налогов).

На долю ТЭ по данным ГКС приходится 25%, по другим источникам - 40-45%.

В любом обществе решается триединая проблема(Самуэльсон): что производить, как производить, для кого производить.

Любое общество располагает ограниченным количеством экономических ресурсов. Потребности людей постоянно возрастают(ограничены кошельком). В этой связи встает проблема рационального использования этих ресурсов. Предметом ЭТ явл. в первую очередь эк. отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления.

ЭТ изучает сферу производства и распределения жизненных благ в условиях ограниченных ресурсов. Это означает, что объектом изучения ЭТ явл. решающая область жизнедеятельности людей, без которой невозможна ни одна другая форма реализации личностных и общественных интересов.

Английский экономист Лайнен Роббинс(1898-1984) дал следующее определение предмета экономикс, которое широко используется в западной литературе: "Э - это наука, которая изучает поведение человекас точки зрения отношений между его целями и ограниченными средствами, допускающими альтернативное использование(проблема выбора)".

ЭТ изучает движение экономической жизни - тенденции в развитии цен, производства, безработицы. Экономические цели: экономический рост, полная занятость, экономическая эффективность (максимальная отдача при минимуме издержек), стабильный уровень цен, экономическая свобода, справедливое распределение доходов, экономическая обеспеченность, торговый баланс.

Марксистское определение.

Экономическая теория изучает экономические отношения производства, распределения, обмена и потребления на различных ступенях развития общества.

Самуэльсон.

Предмет экономической теории изучает, как люди и общество выбирают способ использования дефицитных ресурсов, которые могут иметь многоцелевые назначения, для того, чтобы произвести разнообразные товары и распределить их сейчас или в будущем для потребления различных индивидов или групп общества.

Определение экономики в учебнике Макконнела и Брю.

Во-первых экономика - это исследование поведения человека в процессе производства, распределения и потребления материальных благ и услуг в мире редких ресурсов.

Во-вторых экономика исследует эффективное использование ограниченных производственных ресурсов или управление ими с целью достижения максимального удовлетворения материальных потребностей человека.

 

ОТКРЫТИЕ К. МАРКСА И ВКЛАД МАРКСИЗМА В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ НАУКУ

СТОИМОСТЬ. Общим, что есть во всех товарах, является не конкретный труд определенной отрасли производства, не труд одного вида, а абстрактный человеческий труд, человеческий труд вообще. Каждый отдельный товар представляется лишь известной долей общественно-необходимого рабочего времени. Величина стоимости определяется количеством общественно-необходимого труда или рабочим временем, общественно-необходимым для производства данного товара, данной потребительной стоимости. "Приравнивая свои различные продукты при обмене один к другому, люди приравнивают свои различные виды труда один к другому. Главной задачей Маркса является при этом изучение происхождения денежной формы стоимости. Изучение исторического процесса развертывания обмена (данное количество одного товара обменивается на данное количество другого товара) вплоть до всеобщей формы стоимости, когда ряд различных товаров обменивается на один и тот же определенный товар, и до денежной формы стоимости, когда этим определенным товаром, всеобщим эквивалентом, является золото. Деньги предполагают известную высоту товарного обмена. ПРИБАВОЧНАЯ СТОИМОСТЬ. На известной ступени развития товарного производства деньги превращаются в капитал. Формулой товарного обращения было Т (товар) - Д (деньги) - Т (товар), т. е. продажа одного товара для покупки другого. Общей формулой капитала является Д - Т - Д, т.е. покупка для продажи (с прибылью). Прибавочной стоимостью называет Маркс это возрастание первоначальной стоимости денег, пускаемых в оборот. Прибавочная стоимость не может возникнуть из товарного обращения. Чтобы получить прибавочную стоимость, "владелец денег должен найти на рынке такой товар, сама потребительная стоимость которого обладала бы оригинальным свойством быть источником стоимости", такой товар, процесс потребления которого был бы в то же самое время процессом создания стоимости. Такой товар - рабочая сила человека. Потребление рабочей силы есть труд, а труд создает стоимость. Увеличение прибавочной стоимости возможно путем двух основных приемов: путем удлинения рабочего дня ("абсолютная прибавочная стоимость") и путем сокращения необходимого рабочего дня ("относительная прибавочная стоимость"). Анализируя производство относительной прибавочной стоимости, Маркс исследует три основные исторические стадии повышения производительности труда капитализмом: 1) простую кооперацию; 2) разделение труда и мануфактуру; 3) машины и крупную промышленность. В высшей степени важным и новым является у Маркса анализ накопления капитала, т. е. превращения части прибавочной стоимости в капитал, употребление ее не на личные нужды, а на новое производство. Маркс показал ошибку всей прежней классической политической экономии (начиная с Адама Смита), которая полагала, что вся прибавочная стоимость, превращаемая в капитал, идет на переменный капитал. На самом же деле она распадается на средства производства плюс переменный капитал. Маркс делит все общественное производство на два больших отдела: первый - производство средств производства и второй - производство предметов потребления и детально рассматривает, на взятых им числовых примерах, обращение всего общественного капитала в целом, как при воспроизводстве в прежних размерах, так и при накоплении. Великим шагом вперед экономической науки, в лице Маркса, является то, что анализ ведется с точки зрения массовых экономических явлений, всей совокупности общественного хозяйства, а не с точки зрения внешней поверхности конкуренции. Сначала Маркс анализирует происхождение прибавочной стоимости и затем уже переходит к ее распадению на прибыль, процент и поземельную ренту. Прибыль есть отношение прибавочной стоимости ко всему вложенному в предприятие капиталу. К истории поземельной ренты важно также указать на анализ Маркса, показывающего превращение ренты отработочной (когда крестьянин своим трудом на земле помещика создает прибавочный продукт) в ренту продуктами или натурой (крестьянин на своей земле производит прибавочный продукт, отдавая его помещику в силу "внеэкономического принуждения"), затем в ренту денежную (та же рента натурой, превращенная в деньги, "оброк" старой Руси, в силу развития товарного производства) и наконец в ренту капиталистическую, когда на место крестьянина является предприниматель в земледелии, ведущий обработку при помощи наемного труда.

Метод экономической теории.

Научные способы, приемы познания экономической теории, истинного понимания и освещения экономического развития.

В книге Бар "Полит.Экономия" 2 тома: "ЭТ - это ящик с инструментами". (Анализ, синтез и т.д.)

Метод научной абстракции, т.е. освобождение наших представлений о предметах исследования от частного, случайного кратковременного, единичного и нахождение в них сущностного, постоянного типичного.

движение от абстрактного к конкретному;

метод индукции, т.е. из анализа частного выводятся общие положения и принципы;

метод дедукции (гипотетический), на основе общих положений основываются те или иные частности экономических объектов и процессов.

единство исторического и логического, т.е. экономические процессы рассматриваются в исторической последовательности их возникновения и в логической взаимосвязи;

экономико-математическое моделирование, создание математических моделей той или иной экономической теории.

Существуют несколько функций экономической теории:

· познавательная функция;

· практическая функция - обеспечить на основе теоретических разработок экономическую политику;

· прогнозтическая;

· методологическая, т.е. экономическая теория исследует общее (и экономические отношения, и производительные силы) и является методологической базой для других наук, т.к. выявляет общие экономические законы, которые являются исходной методологической посылкой для исследования в других науках.

· идеологическая.

Экономист Василий Леонтьев(Нобелевская премия):

Развитие НТП - структурные изменения в экономике - повышение производительности труда - социальные изменения - изменение жизненного уровня.

ЭТ явл. методологической основой для всех экономических наук.

Экономист Кейнс: "Любой политик находится в плену экономистов и философов".

Факторы производства.

В процессе целесообразной деятельности людей взаимодействуют основные факторы производства, т.е. ресурсы, используемые в процессе производства для создания материальных ценностей, оказания услуг: труд, капитал, земля (вкл. природные ресурсы), предпринимательство.

Труд является основой богатства любого общества.

Труд - это есть целесообразная деятельность человека, направленная на изменение предметов и сил природы в целях удовлетворения его потребностей. Труд является главным фактором в развитии и совершенствовании человека. В процессе труда складываются определенные экономические отношения между людьми.

Капитал - благо высшего порядка(средства производства). Благо низшего порядка - предметы потребления.

ФП в обобщенном виде можно подразделить: личный фактор(раб.сила, труд), вещественный фактор(средства производства), предпринимательский фактор - личный фактор, обеспечивает соединение факторов производства.

Средства производства - предметы труда и средства труда.

Предмет труда - то, из чего производим, на что воздействуем. М. б. дан природой.

Сырье - предмет труда на который затрачен человеческий труд.

Средства труда - с помощью чего мы производим.

Орудия труда - с помощью которых человек непосредственно воздействует на предмет труда.

СТ+ОТ=СП

Каждой эпохе соответствуют свои ОТ.

 

Труд реализуется в процессе производства, а оно предполагает взаимодействие трех факторов:

труда и рабочей силы;

предметов труда;

средств труда.

Воспроизводство - это постоянно повторяющийся процесс производства.

Общественное воспроизводство включает в себя 2 момента:

воспроизводство производительных сил;

воспроизводство производственных отношений.

Механизмы и функции рынка.

Рынок действует посредством трех основных элементов: цены, спроса и предложения, конкуренции.

Динамика цен служит экономическим ориентиром для товаропроизводителей в отношении изменения объемов и структуры продукта, технологии производства. Цены в значительной мере определяют, для кого предназначены товары, кто будет их потреблять. Следовательно, цены выступают в качестве носителя оперативной разнообразной информации (о массиве товаров, издержках производства, об уровне технологии). Таким образом, рынок через механизм цен способствует решению следующих экономических проблем: что производить?, как производить?, для кого производить?

Спрос выражает необходимость и готовность покупки товаров в пределах платежеспособности населения. Предложение товара – это их количество, которое находится в продаже при данной цене. От соотношения спроса и предложения зависят рыночные цены на товары. В свою очередь снижение или рост цен на товары воздействует на спрос и предложение товаров в сторону их увеличения или уменьшения, на соотношение между ними.

Рынок выполняет ряд функций:

1. Регулирующая функция:

- рынки дают возможность продавцам и покупателям связываться между собой и торговать на взаимовыгодных условиях. В процессе общения продавцов и покупателей, конкуренции на рынках, устанавливаются цены, на которых основаны решения экономических субъектов;

- рынки обеспечивают распространение информации о том, что продавцы хотят продать, а покупатели – купить;

- рынок устанавливает и поддерживает пропорции сбалансированности в развитии экономики посредством увязки объемов производства и объемов потребления, обеспечивая непрерывность воспроизводства.

2. Контролирующая функция:

- проявляется в определении общественно необходимых затрат труда и в сравнении с ними всех остальных затрат товаропроизводителей.

3. Стимулирующая функция:

- сводится к экономическому давлению на товаропроизводителей, побуждающему их снижать уровень издержек производства и осваивать достижения научно-технического прогресса

Производственная функция.

Для анализа ряда тенденций экономического роста удобно исполь­зовать аппарат так называемых производственных функций. Понятие производственной функции — основополагающее в макроэкономике неоклассического направления.

Производственной макроэкономической функции можно дать два основных определения: 1) это функция равновесного состояния выпуска продукции и определяющих его факторов производства (капитала, труда, земли, НТП); 2) это соотно­шение между национальным продуктом и взаимосвязанными факторами богатства общества, используемыми в экономике для его получения.

Отметим, что производственная функция в таком ее об­щем понимании позволяет получать множество производст­венных комбинаций, дающих возможность найти определен­ные выражения выпуска продукта в зависимости от выбран­ных исследователем факторов.

Помимо той или иной комбинации факторов производст­ва, гибкость производственной функции обеспечивают специ­альные коэффициенты. Их называют коэффициентами эла­стичности. Это степенные коэффициенты факторов производ­ства, показывающие, как возрастет объем продукции, если фактор производства увеличится на единицу. Коэффициенты эластичности находят эмпирически, решая для этого специ­альную систему уравнений, полученную из исходной модели

Фирма - техническая единица, деятельность которой описывается производственной функцией, а целью является максимилизация прибыли.

Производственная функция двухфакторной модели Q=f(K,L) характеризует применяемую фирмой технологию, где Q-выпуск, K-капитал, L-труд. -функция Кобба-Дугласа. -(коэф.эластичности) характеризует эффективность капитала, как измениться выпуск если затраты на капитал мы увеличим на 1%. -эффективность труда, как увеличить выпуск если мы увеличим эффект труда на 1%.

SR-краткий период, K-const, L-veriable

LR-долгий период, K,L,технологии –переменные

Краткий период.

Q=f(L) TPL-волновой или общий продукт труда(объем продукции произведенный фирмой за определенный период времени).TPL-применяя большое кол-во L. APL-средний продукт труда. APL=TPL/L -выпуск продукции в расчете на одного работника. MPL=ΔTPL/ΔL -прирост общего продукта в результате применения дополнительных единиц труда.

Изокванта - линия одинакового выпуска(геометрическое место точек, характерные различные комбинации L и K, обладающие одинаковой производительностью). Функция Кобба-Дугласа. Суть метода изоквант закл. в том, чтобы сопоставить затраты фирмы с возможным выпуском, выбрать среди множества возможных вариантов наиболее оптимальное решение.

 

ВИДЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ.

Экономическая система-способ согласования экономической деятельности людей, определяющий что, как и для кого производится в данном обществе.

Существует 4 вида экономической с-ы:

1) Традиционная экономика-это когда вопросы что, как и для кого основаны на традициях и обычаях. Т.э. существовала в древние времена, в данный момент она сохранилась лишь у некоторых племён.

2) Административно-командная экономика- в этой системе решения что, как и для кого производить принимаются из единого центра, которым обычно является глава государства. Такая система существовала в СССР.

3) Рыночная система- здесь что, как и для кого производить решает рынок. Все связаны между собой через обмен продуктами-товарами.

4) Смешанная экономика- здесь совмещены рыночная и административно-командная системы..

В реальной экономике каждой конкретной страны основные типы экономических систем сочетаются, образуя смеси с преобладанием той или иной системы.

Сущность и виды прибыли.

Прибыль - чистый доход предприятия, т.е. часть общей выручки, полученной от реализации продукции или услуг, которая остается после вычета из нее всех затрат на производство. В экономической практике принято выделять:

1)балансовую (общая) прибыль, полученную от всех видов хозяйственной деятельности с учетом внереализационных доходов и потерь. Балансовая прибыль - это общая выручка за вычетом внешних издержек. Внешние или явные издержки - платежи поставщикам факторов производства и промежуточных изделий.

2)экономическая прибыль - разность между полученной выручкой и экономическими издержками (внешними и внутренними).

Прибыль от реализации продукции определяется как разница между стоимостью произведенной продукции в оптовых ценах предприятия и ее полной себестоимостью. Расчетная прибыль - часть прибыли, которая остается после выплаты платежей в бюджет и банки и вышестоящие органы. Снижение издержек производства и обращения повышает прибыль предприятия. Издержки обращения - затраты, связанные с доведением продукции до потребителя. Производительные - транспорт, хранение, подработка, чистые - затраты, обусловленные сменой форм стоимости - оплата продавцов, кассиров и др. Издержки производства – материальные затраты, затраты на оплату труда, амортизация.Основными факторами, определяющими величину прибыли и уровень рентабельности является выбор наиболее эффективных методов производства, обеспечивающих снижение материалоемкости и трудоемкости производства, и осуществление режима экономии во всех звеньях производства, а также снижение издержек, экономия ресурсов, ускорение оборачиваемости. Рентабельность показатель экономической эффективности производства, характеризующий соотношение дохода и затрат за определенный период времени. Рассчитывается как отношение прибыли к затратам.

Формы и виды монополий.

Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных: естественная, административная и экономическая.

Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.

Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект и между ними не существует конкуренции.

Экономическая монополия является наиболее распространенной. Она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обеих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.

Современная теория выделяет три типа монополий:

1) монополия отдельного предприятия;

2) монополия как соглашение;

3) монополия, основывающаяся на дифференциации продукта.

Различают пять основных форм монополистических объединений.

Картель — это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле каждого в общем объеме производства, ценах, рынках сбыта.

Синдикат — это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют средства на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой.

Трест — это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, то есть объединяют производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста.

Многоотраслевой концерн — это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль.

ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ. ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ И ПРЕДЕЛЬНАЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА И КАПИТАЛА (ФОНДОВ).

Эффективность производства характеризует его результативность, которая находит свое выражение в росте благосостояния населения страны. Следовательно, эффективность производства можно определить как оптимальное использования ресурсов в сопоставлении с общественными потребностями.

В качестве обобщающих показателей эффективности на народнохозяйственном уровне широко применяются два показателя:

рост произведенного валового внутреннего продукта (национального дохода) на душу населения,

производство валового внутреннего продукта (национального дохода) на 1 руб. (единицу) затрат.

На уровне предприятия система показателей общей экономической эффективности включает показатели как по видам используемых ресурсов, так и оценочные.

Главным оценочным показателем деятельности предприятия является прибыль. К оценочным показателям эффективности традиционно относят: рентабельность продукции; рентабельность производственных фондов; производство продукции на 1 руб. затрат; относительную экономию основных и оборотных фондов, а также материальных, трудовых затрат и фонда оплаты труда.

Показателями общей экономической эффективности используемых ресурсов являются показатели использования трудовых ресурсов — производственных фондов.

К показателям использования трудовых ресурсов относятся:

1. Производительность труда — показатель, выражающий отношение массы продукции к массе живого труда.

2. Трудоемкость продукции — показатель, обратный производительности труда, определяемый отношением затрат рабочего времени к выпущенной продукции.

Снижение трудоемкости — важнейший показатель повышения производительности труда.

3. Фондовооруженность — это показатель, характеризующий уровень оснащенности труда. Он измеряется отношением балансовой (среднегодовой) стоимости основных фондов (в сопоставимых ценах) к затратам живого труда (среднегодовая численность работников).

К показателям использования производственных фондов относятся:

1.Фондоотдача — показатель использования основных производственных фондов. Определяется путем деления стоимости выпущен- ной продукции на среднегодовую стоимость основных фондов.

2. Фондоемкость — показатель, определяющий количество основных фондов, приходящихся на единицу продукции.

3. Материалоемкость — показатель расхода материалов в расчете на натуральную единицу или рубль стоимости выпускаемой продукции. Измеряется в физических единицах, денежном выражении или процентах, которые составляют стоимость материалов в общих издержках производства продукции, в себестоимости.

ЦЕЛИ МАКРОЭКОНОМИКИ.

Вокруг макроэкономической политики обычно возникает много спо­ров, сталкиваются разные точка зрения. Одна из них - экономика имеет механизмы саморегулирования, которые приводят её в равновес­ное состояние в случае диспропорций, экономических кризисов. Госу­дарственное вмешательство лишь усугубляет проблемы, приносит больше вреда, чем пользы. Другая точка зрения - активная, основанная на теории и практике политика правительства в отношении безработицы и инфляции может улучшить значительно быстрее нормальное функционирование экономики. В разные периоды социально-экономического развития преобладала то одна, то другая точка зрения.

Основные макроэкономические цели, независимо от этих точек зрения, заключаются в следующем:

I. Стабильный рост национального объёма производства. Он предполагает, что прирост выпуска продукции или стабилизируется (если рынок насыщён), или увеличивается без резких изменений. Для наиболее развитых стран это может быть 3-5 % в год, иначе резкий рост приводит к "перегреву" экономики, к серьезным циклическим диспропорциям.

2. Стабильный уровень цен. Это означает, что цены устанавливаются под воздействием спроса и предложения и резко не изменяются. Для стран с развитой экономикой эта цель., в основном, достигнута в последние два десятилетия. Правительствам удалось сочетать рыночные механизмы с государственным регулированием, преодолеть резкие колебания цен в 70-е годы. В нашей стране долгое время цены были стабильны, что отражало отсутствие реального рыночного ценового механизма. Цены устанавливались независимо от спроса и предложения. Это приводило или к перепроизводству и, следователь­но, к расточительному использованию ресурсов, или к товарному дефициту, очередям, огромным нерациональным расходованиям свободного, да и рабочего времени. Переход к рыночной экономике потребовал коор­динальных изменений в сфере ценообразования.

3. Высокий уровень занятости. Всякий, кто желает получить специальность и работу по выбранному профилю, находит их, получая в соответствии с величиной созданных продуктов или услуг.

Это исключает обязательное закрепление работника за конкретным предприятием или ограничение его передвижения по стране. Проблема занятости является одной из самих актуальных, от ее решения зависит в целом стабильность в обществе, уровень жизни. Между тем, безработица и связанные с ней проблемы не решены даже в развитых странах. В нашей стране проблем с безработицей не было, так как идеологические принципы преобладали над экономическими именно боль­ше всего в этой сфере: всеобщая занятость поддерживалась низкой эффективностью использования рабочей силы и соответствующей зарп­латой. Система прописки добавляла еще к этому и моральные издерж­ки: инженер или врач работал не по своей специальности. Поэтому всеобщая занятость не могла обеспечить полный объем производства экономическуюэффективность.

4. Поддержание равновесного внешнеторгового баланса. Это предполагает относительное равновесие между импортом и экспортом. В условиях открытой экономики осуществляется свободная продажа на внутреннем рынке иностранных товаров и внутренних товаров на рынке других стран. Важно достижение стабильного обменного курса национальной валюты на валюты других стран.

Макроэкономические цели тесно взаимодействуют друг с другом, поэтому только их достижение в целом дает основание говорить о равновесии в экономике.

ВНП и СОВОКУПНЫЙ СПРОС

Спрос на все товары и услуги, производимые в стране, назы­вается совокупным спросом.

Для того чтобы оперировать совокупным спросом и совокупным предложением, мы должны объединить все отдельные рынки страны в единый общий рынок. Такое объединение разнородных товаров и ус­луг в целях исследования изменения объема всех рынков в зависи­мости от цен производят по определенным правилам:

1. Принимают объединенные цены всех товаров для какого-либо исследуемого объема ВНП за единицу - (единичный уровень цен).

2. Фиксируют структуру физического объема каждого вида това­ров и услуг этого ВНП и принимают его за базовую структуру.

3. В дальнейшем изменение объема ВНП рассматривают при неиз­менной базовой структуре.

Совокупный спрос можно подразделить на четыре группы в соот­ветствии с распределением совокупного спроса по секторам экономи­ки:

1) потребление (С) - совокупный спрос домохозяйств;

2) инвестиции (I) - спрос на капитальное оборудование со стороны предпринимателей:

3) государственные закупки (G) - спрос на товары и услуги со стороны государства;

4) чистый экспорт (X) - разность между экспортом и импортом. Следовательно, общая сумма спроса на конечную продукцию

равна:АД = С+I+G+X - совокупный спрос.

При прочих равных условиях, чем ниже уровень цен, тем боль­шую часть реального объема, национального производства захотят приобрести потребители и наоборот.

На оси абсцисс при графическом изображений совокупного спро­са откладывается реальный ВНП с точки зрения расходов на него. При рассмотрения совокупного предложения на оси абсцисс предпола­гаются те же товары и услуги как компенсация затрат на их произ­водство и как основа получения доходов. Кривая совокупного спроса, представленная на рис.1, показы­вает, какой объем ВНП купят потребители при различных уровнях цен, то есть это кривая возможной реализации ВНП.

Эта зависимость, как мы видим, является обратной согласно действию закона спроса. Обратной являлась и кривая спроса на один вид товара на единичном рынке, но в отличие от последней, харак­тер и вид данной кривой определяются тремя факторами.

Факторы, влияющие на совокупный спрос:

1) эффект процентной ставки;

2) эффект богатства, или реальных кассовых остатков (эффект Пигу);

3) эффект импортных закупок.

Эффект процентной ставки предполагает, что траектория кривой совокупного спроса определяется воздействием изменяющегося уровня цен на процентную ставку, которая в свою очередь оказывает влия­ние на потребительские расходы и инвестиции, то есть при высоких ценах увеличивается спрос на деньги. (Предполагается неизменный объем денежной массы). Потребителям в этих условиях нужна большая сумма денег для покупок. Предпринимателям - большая сумма денег для выплаты зарплаты и приобретения инвестиций. Спрос на деньги взвинчивает цену денег. Это выражается в росте процентной ставки. При высоких процентных ставках предприятия и домохозяйства сокра­щают свои расходы. Значительная часть произведенного национального продукта окажется невостребованной. Из-за сокращения инвестиций произойдет снижение объема производства ВНП в следующем году.

Эффект богатства. При более высоком уровне цен реальная стои­мость или покупательная способность финансовых активов, например денег, которые население хранит в банках на депозитах или в виде акций и облигаций, уменьшится. В таком случае на вклад, находящий­ся в банке, владелец счета может сделать гораздо меньше покупок в Физическом объеме, чем при неизменном или снижающемся уровне цен. И, наоборот, при снижении цен покупательная способность денег возрастет, и их владелец может на данную сумму приобрести больше това­ров, т.е. он как бы становится богаче.

Эффект импортных закупок. Любая рыночная система является "открытой", тесно взаимодействующей с другими. Если уровень цен в данной стране повышается, то в результате снижается конкурентоспособность товаров этих стран на мировом рынке. Следовательно, снижается объем экспорта, повышается спрос на более дешевые импортные товары, складывается такое положение, что импорт начинает вытеснять национальное производство, объем последнего существен­но сокращается. Но для импорта нужна валюта, которую приносит толь­ко экспорт.

Валютный курс является одним из так называемых «неценовых» факторов, воздействующих на совокупный спрос. То, что мы рассмат­ривали до включения этого фактора, являлось зависимостью спроса на валовый национальный продукт только от изменения цены без уче­та других факторов. Изменение каждого из этих факторов, которые называются «неценовыми», сдвигает кривую совокупного спроса вправо или влево, не меняя ее вида. Имеется целый ряд таких неценовых факторов:

- изменения в потребительских расходах;

- изменения в инвестиционных расходах;

- изменения в государственных расходах;

- изменения в расходах на чистый объем экспорта.

Каждый из факторов в зависимости от направления своего из­менения может сдвигать первоначальную кривую совокупного спроса АД как вправо, т.е. в направлении увеличения совокупного спроса в положение АД1 (рис. 2), так и влево, что означает уменьшение совокупного спроса от АД к АД2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смотри 39

Сущность и функции денег

Деньги это продукт соглашения между людьми.

Согласно эволюционной концепции происхождения денег исто­рия их возникновения есть результат развития общественного разделения труда, обмена, товарного производства. Исследовав исторический процесс развития обмена и форм стоимости, можно понять, как из об­щей массы товаров выделился один товар, который выполняет роль де­нег и специальное назначение которого — выполнение роли всеобще­го эквивалента.

Сущность денег раскрывается в их функциях, особую роль среди которых играют две основные, фундаментальные:

а) меры стоимости (соизмерения товаров);

б) средства обращения.

в) деньги как меры стоимости это выражение способности денег соизмерять стоимость всех товаров.

Масштаб цен это фиксированное законом весовое количество золота, принятое в качестве денежной единицы.

г) деньги как средство обращения - выступают посредниками в обмене товаров. Внутренне единый акт товарного обмена (Т— Т) распадается на два внешне самостоятельных акта: продажа (Т—Д) и купля (Д—Т). Эти акты разделены во времени и прос



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 550; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.161.57 (0.022 с.)