НОМИНАДЬНЫЙ И РЕАЛЬНЫЙ ВНП. Изменение ВНП за годы реформ в РФ.




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

НОМИНАДЬНЫЙ И РЕАЛЬНЫЙ ВНП. Изменение ВНП за годы реформ в РФ.



Номинальный ВНП даёт денежную оценку произведённой продукции в ценах текущего года.

Реальный ВНП – это денежная оценка в ценах базисного года.

Макроэкономические показатели национального производства выражаются в рыночных ценах. Когда они измеряются в текущих ценах, их величины имеют номинальное выражение. Если используются постоянные цены, то они приобретают реальное значение, Между номинальными и реальными величинами ВНП могут быть существенные расхождения в связи сизменением цен.

Чтобы ответить на вопрос, на какую, величину изменяются цены, необходимо знать общий уровень цен - среднийуровень широкой груп­пы цен, измеряемый с помощью индексацен. Индекс цен выражает от­носительное изменение среднего уровня цен за определенный период. Это средневзвешенное значение всех ценна товары определенной совокупности. Обычно при исчислении индекса цен принимают цены базисного года за 100%, а цены других лет оценивают по отношению к этим 100%;

 

Индекс цен текущего года =(цены текущего года/цены базисного года)*100%

Существуют несколько видов индекса цен: индекс цен потребительских товаров, индекс цен товаров производственного назначения,

дефлятор ВНП.

Индекс цен потребительских товаров рассчитывается на основе "корзины" наиболее потребляемых товаров и услуг. В США он исчис­ляется с 1914 г. по 400 видам потребительских товаров и услуг.

Индекс цен товаров промышленного назначения включает расчеты по 3000 промежуточным товарам, используемым в производстве (индекс оптовых цен). Оба индекса тесно связаны, рост розничных цен - это результат роста оптовых цен. Но цены на товары промышленного наз­начения меняются значительно чаще розничных.

Важное место среди индексов цен занимает дефлятор ВНП. Это индекс цен, в котором "корзина" включает все конечные товары и услуги:

Дефлятор ВНП=(реальный ВНП/номинальный ВНП)*100%

Он показывает, на сколько возрос ВНП за счет роста цен в отчетном году по отношению к базисному году.

Индекс цен используется при исчислении уровня инфляции:

Уровень инфляции = ((цены текущего года – цены прошлого года)/цены прошлого периода)*100%

Показатели ВНП, ЧНП, НД имеют огромное значение для анализа экономического состояния страны, но они дают представление лишь о материальном благосостоянии общества. В 70-е годы был выдвинут по­казатель чистое экономическое благосостояние. Он включает то, что упущено и нельзя измерять в ВНП - использование свободного времени, состояние окружающей среды, воспитание детей и прочие характеристики качества благосостоянию.

43. Дефлятор ВНП. Индексы цен и методы их определения. Изменение потребительских цен за годы реформ в РФ.

Макроэкономические показатели национального производства выражаются в рыночных ценах. Когда они измеряются в текущих ценах, их величины имеют номинальное выражение. Если используются постоян­ные цены, то они приобретают реальное значение. Между номинальными и реальными величинами ВНП могут быть существенные расхождения в связи с изменением цен.

Чтобы ответить на вопрос, на какую величину изменяются цены, необходимо знать общий уровень цен - средний уровень широкой груп­па цен, измеряемый с помощью индекса цен. Индекс цен выражает от­носительное изменение среднего уровня цен за определенный период. Это средневзвешенное значения всех цен на товары определенной совокупности. Обычно при исчислении индекса цен принимают цены базисного года за 100% , а цены других лет оценивают по отношению к этим 100%:

индекс цен текущего года =(цены текущего года/цены базисного года)*100%

Существует; несколько видов индекса цен: индекс цен потреби­тельских товаров, индекс цен товаров производственного назначения, дефлятор ВНП.

Индекс цен потребительских товаров рассчитывается на основе "корзины" наиболее потребляемых товаров и услуг. В США. Он исчис­ляется с 1914 г. по 400 видам потребительских товаров и услуг.

Индекс цен товаров производственного назначения включает расчеты по 3000 промежуточным товарам, используемым в производстве (индекс оптовых цен). Оба индекса тесно связаны, рост розничных цен - это результат роста оптовых цен. Но цены на товары промышленного наз­начения меняются значительно чаще розничных.

Важное место среди индексов цен занимает дефлятор ВНП. Это индекс цен, в котором "корзина" включает все конечные товары и ус­луги:

дефлятор ВНП=(реальный ВНП/ номинальный ВНП)*100%

Он показывает, на сколько возрос ВВП за счет роста цен в отчетном году по отношению к базисному году.

Индекс цен используется при исчислении уровня инфляции:

уровень инфляции=[(цены текущего периода-цены прошлого периода)/цены прошлого периода]*100 %

Показатели ВНП, ЧНП, НД имеют огромное значение для анализа экономического состояния страны, но они дают представление лишь о материальном благосостоянии общества. В 70-е годы был выдвинут по­казатель чистое экономическое благосостояние. Он включает то, что упущено и нельзя измерить в ВНП - использование свободного време­ни, состояние окружающей среды, воспитание детей и прочее характеристики качества благосостояния.

 

 

ВНП и СОВОКУПНЫЙ СПРОС

Спрос на все товары и услуги, производимые в стране, назы­вается совокупным спросом.

Для того чтобы оперировать совокупным спросом и совокупным предложением, мы должны объединить все отдельные рынки страны в единый общий рынок. Такое объединение разнородных товаров и ус­луг в целях исследования изменения объема всех рынков в зависи­мости от цен производят по определенным правилам:

1. Принимают объединенные цены всех товаров для какого-либо исследуемого объема ВНП за единицу - (единичный уровень цен).

2. Фиксируют структуру физического объема каждого вида това­ров и услуг этого ВНП и принимают его за базовую структуру.

3. В дальнейшем изменение объема ВНП рассматривают при неиз­менной базовой структуре.

Совокупный спрос можно подразделить на четыре группы в соот­ветствии с распределением совокупного спроса по секторам экономи­ки:

1) потребление (С) - совокупный спрос домохозяйств;

2) инвестиции (I) - спрос на капитальное оборудование со стороны предпринимателей:

3) государственные закупки (G) - спрос на товары и услуги со стороны государства;

4) чистый экспорт (X) - разность между экспортом и импортом. Следовательно, общая сумма спроса на конечную продукцию

равна:АД = С+I+G+X - совокупный спрос.

При прочих равных условиях, чем ниже уровень цен, тем боль­шую часть реального объема, национального производства захотят приобрести потребители и наоборот.

На оси абсцисс при графическом изображений совокупного спро­са откладывается реальный ВНП с точки зрения расходов на него. При рассмотрения совокупного предложения на оси абсцисс предпола­гаются те же товары и услуги как компенсация затрат на их произ­водство и как основа получения доходов.Кривая совокупного спроса, представленная на рис.1, показы­вает, какой объем ВНП купят потребители при различных уровнях цен, то есть это кривая возможной реализации ВНП.

Эта зависимость, как мы видим, является обратной согласно действию закона спроса. Обратной являлась и кривая спроса на один вид товара на единичном рынке, но в отличие от последней, харак­тер и вид данной кривой определяются тремя факторами.

Факторы, влияющие на совокупный спрос:

1) эффект процентной ставки;

2) эффект богатства, или реальных кассовых остатков (эффект Пигу);

3) эффект импортных закупок.

Эффект процентной ставки предполагает, что траектория кривой совокупного спроса определяется воздействием изменяющегося уровня цен на процентную ставку, которая в свою очередь оказывает влия­ние на потребительские расходы и инвестиции, то есть при высоких ценах увеличивается спрос на деньги. (Предполагается неизменный объем денежной массы). Потребителям в этих условиях нужна большая сумма денег для покупок. Предпринимателям - большая сумма денег для выплаты зарплаты и приобретения инвестиций. Спрос на деньги взвинчивает цену денег. Это выражается в росте процентной ставки. При высоких процентных ставках предприятия и домохозяйства сокра­щают свои расходы. Значительная часть произведенного национального продукта окажется невостребованной. Из-за сокращения инвестиций произойдет снижение объема производства ВНП в следующем году.

Эффект богатства. При более высоком уровне цен реальная стои­мость или покупательная способность финансовых активов, например денег, которые население хранит в банках на депозитах или в виде акций и облигаций, уменьшится. В таком случае на вклад, находящий­ся в банке, владелец счета может сделать гораздо меньше покупок в Физическом объеме, чем при неизменном или снижающемся уровне цен. И, наоборот, при снижении цен покупательная способность денег возрастет, и их владелец может на данную сумму приобрести больше това­ров, т.е. он как бы становится богаче.

Эффект импортных закупок. Любая рыночная система является "открытой", тесно взаимодействующей с другими. Если уровень цен в данной стране повышается, то в результате снижается конкурентоспособность товаров этих стран на мировом рынке. Следовательно, снижается объем экспорта, повышается спрос на более дешевые импортные товары, складывается такое положение, что импорт начинает вытеснять национальное производство, объем последнего существен­но сокращается. Но для импорта нужна валюта, которую приносит толь­ко экспорт.

Валютный курс является одним из так называемых «неценовых» факторов, воздействующих на совокупный спрос. То, что мы рассмат­ривали до включения этого фактора, являлось зависимостью спроса на валовый национальный продукт только от изменения цены без уче­та других факторов. Изменение каждого из этих факторов, которые называются «неценовыми», сдвигает кривую совокупного спроса вправо или влево, не меняя ее вида. Имеется целый ряд таких неценовых факторов:

- изменения в потребительских расходах;

- изменения в инвестиционных расходах;

- изменения в государственных расходах;

- изменения в расходах на чистый объем экспорта.

Каждый из факторов в зависимости от направления своего из­менения может сдвигать первоначальную кривую совокупного спроса АД как вправо, т.е. в направлении увеличения совокупного спроса в положение АД1 (рис. 2), так и влево, что означает уменьшение совокупного спроса от АД к АД2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.70.175 (0.009 с.)