ТОП 10:

Лекция 1. Предмет экономической социологии



КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АЛЬ-ФАРАБИ

факультет философии и политологии

КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ

 

 

Н.У.Шеденова

 

 

Экономическая социология

Электронный курс лекций

для студентов отделения «Социологии»

 

Алматы, 2006


Шеденова Н.У.

Экономическая социология: Электронный курс лекций. – Алматы: Қазақ университеті, 2006. – 54 с.

В курсе лекций обобщен многолетний опыт преподавания данной дисциплины для студентов отделения социологии. Он предназначен для студентов (бакалавров и магистрантов) и преподавателей социогуманитарных факультетов, в первую очередь для социологов, экономистов и других.


Содержание

 

Предисловие   Лекция 1. Предмет экономической социологии   Лекция 2. Основные направления развития современной экономической социологии   Лекция 3. Основные категории экономической социологии   Лекция 4. Отношения обмена как объект социологического анализа   Лекция 5. Особенности развития социально-экономических систем   Лекция 6. Институциональный подход к изучению экономики   Лекция 7. Социология рынка труда   Лекция 8. Региональная социология   Основная литература   Рекомендуемая литература   Примерная тематика докладов и рефератов                                  

предисловие

 

Цель преподавания дисциплины «Экономическая социология» состоит в том, чтобы дать студентам систематизированное и углубленное представление об объекте, предмете и методе экономической социологии как одной из ведущих отраслевых теорий социологического знания.

Экономическая социология – это одно из самостоятельных направлений социологического знания. Она рассматривает широкое поле социальных отношений, процессов и проблем в сфере экономики. Развитие экономической жизни описывается ею как социальный процесс, движимый интересами, поведением и взаимодействием индивидов и социальных групп.

В связи с социально-экономическими реформами в постсоветских странах особое значение приобрели социологические исследования хозяйственных отношений. Необходим глубокий теоретический анализ социальной ситуации в экономике, социологический подход к решению социально-экономических вопросов.

Задачами данного курса являются:

- усвоение студентами основных категорий и концепций экономической социологии;

- анализ социальных составляющих и факторов экономических отношений, структур и процессов;

- исследование социальных отношений и их взаимодействие в сферах производства, распределения, обмена и потребления;

- рассмотрение социальных институтов труда, рынка, собственности, экономической власти и т.д.;

- изучение актуальных социальных проблем хозяйственной деятельности;

- формирование навыков прикладных социологических исследований социально-экономических вопросов.

Изучение данной дисциплины подготовили такие предшествующие дисциплины как «Социология», «История зарубежной социологии», «История отечественной социологии», «Экономическая теория», «Основы менеджмента», «Основы маркетинга». Данный курс также связан со смежной дисциплиной «Социология управления».

Данная дисциплина преподается в течение двух семестров на 3 курсе отделения «Социология».


Социальные проблемы развития села

 

В 2002 году вышел Отчет ООН о человеческом развитии в Казахстане «Развитие села в Казахстане: проблемы и перспективы». На селе у нас проживает 44% населения.

В силу объективных социально-экономических условий, особых климато-географических параметров, а также недостатков, перекосов и неразвитости административных реформ сельские регионы страны столкнулись за годы реформ с большими трудностями.

Возрождение села рассматривается как часть целостного процесса восстановления политических, социальных и экономических связей на селе. Переход от этапа глубинных изменений к периоду устойчивых преобразований ставит перед государством задачи усиления внимания к вопросам сельского развития, стимулирования экономического роста и социального развития на селе. Падение ВВП отразилось на уровне доходов населения, занятости, социальной и экологической защищенности сельских жителей, привел к нарастанию стихийной, нерегулируемой миграции и т.д.

Продолжительный период нерешаемости проблем села, оттеснение его на периферию актуальных задач какзахстанского общества увеличивает риск передачи состояния бедности последующему поколению. Дети из малообеспеченных семей, не имея надлежащих стартовых возможностей, могут с большей вероятностью превратиться в пожизненных бедных, привыкнуть к ощущению бедности и не пытаться что-либо изменить в своем существовании.

В докладе также отмечается, что несмотря на обилие законов и постановлений, позитивного влияния на ситуацию в селе они не оказали, пока не началась реальная финансовая поддержка сельским производителям. Сами сельские жители практически не замечают активности государства, что говорит о минимальном участии местных сообществ в решении проблем села.

Для сельских территорий Казахстана, где люди часто проживают в отдаленных, небольших по размерам населенных пунктах местные сообщества не имеют достаточных ресурсов для удовлетворения своих потребностей. Сейчас разрабатываются механизмы формирования местного бюджета как важного элемента местного самоуправления.

Местное самоуправление предполагает наличие коммунальной собственности, достаточных ресурсов и полномочий для регулирования социальной сферы, ответственность и подконтрольность населению территорий. К проблемам сельской экономики, в решении которых наиболее заинтересованы местные сообщества, относятся следующие: водоснабжение, землепользование, строительство дорог и жилья, обеспечение электроэнергией и топливом, экологический контроль, озеленение территорий, занятость, образование, здравоохранение, поддержка малоимущего населения.

В докладе рассматриваются демографические аспекты развития села, отмечается снижение рождаемости и рост внешней миграции сельского населения, неравномерность размещения по территории и низкий показатель плотности населения. На селе наблюдается эмиграция людей трудоспособного возраста на фоне многодетности семей и большего количества детей до 15 лет по сравнению с городом.

Бедность сельских жителей во многом определяется низким уровнем дохода на одну душу населения. Это определяется низкой зарплатой работников сельского хозяйства в сравнении с другими отраслями экономики, а также экономической слабостью сельхозпредприятий, массовым переключением на натуральное хозяйство как последним средством выживания для многих домашних хозяйств.

Был проведен анализ доступности социальных услуг для сельских жителей.

В связи с сокращением затрат на нужды здравоохранения и в результате нерациональной оптимизации лечебно-профилактических учреждений, медицинское обеспечение населения ухудшилось. Из 5,4 тысяч фельдшерско-акушерских пунктов и 1810 фельдшерско-акушерских здравпунктов, существовавших в 1999 году, к 2001 году осталось соответственно 4,7 тысячи и 441. В два раза сократилось и число коек для беременных и рожениц. 1200 сельских населенных пунктов на начало 1999 года осталось без медицинского обслуживания по месту жительства. В 1999 году было принято постановление об улучшении первичной медико-санитарной помощи сельскому населению.

По данным социол.опроса в 2001 году 57% сельских респондентов, нуждающихся в медицинской помощи, занимались самолечением с использованием лекарств, 14% предпочитали лечиться травами и народными средствами, 9% решили, что все обойдется без лечения, у 2,5% не было времени на посещение врача, свыше 1% обратились к целителю.

Также были выявлены проблемы, связанные с доступностью питьевой воды и санитарной инфраструктуры, доступностью образования на селе, доступностью учреждений культуры и спорта.


Основная Литература

1. Веселов Ю.В. Экономическая социология: история идей. – СПб., 1995.

2. Виноградский Н.Д. Экономика и социология труда. – Киев, 1990

3. Дорин А.В. Экономическая социология. – Минск, 1997

4. Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни. – Новосибирск, Наука, 1991.

5. Мухтарова К.С. Распределение доходов и бедность в переходной экономике Казахстана. – Алматы: изд-во КазГУ им. аль-Фараби, 2000 г.

6. Методика и техника социологических исследований в сфере экономики и финансов. Учебное пособие к практикумам по курсу социологии (две части) / Отв.ред.Г.Г.Соколова. – М.: ФА, 1999.

7. Радаев В.В. Экономическая социология. – М, 1998.

8. Радаев В.В. Экономическая социология. Новые подходы к институциональному и сетевому анализу. – М, РОССПЭН, 2002.

9. Рывкина Р.В. Экономическая социология переходной России. – М., 1998.

10. Соколова Г.Н. Экономическая социология. – Минск, 1998.

11. Соколова Г.Н., Кобяк О.В. Экономическая социология: вопросы и ответы. – Минск: “Промпечать”, 1999.

12. Соколова Г.Н., Кобяк О.В., Александрова А.Б. Экономическая социология: практикум. – Минск, 1999.

Рекомендуемая Литература

 

1. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б.С. Социологический словарь: Пер. с англ. - Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 1997.

2. Авраамова Е.М., Овчарова Л.Н. Сбережения населения: перспективы частного инвестирования //Социс. – 1998. - №1. – С.62-67.

3. Аженов М.С., Бейсенбаев Д.Э. Социальная стратификация в Республике Казахстан. – Алматы, 1997. – 11с.

4. Аитов Н.А. Общество переходного периода (курс лекций). – Алматы, 1993. – 113с.

5. Аитов Н.А. равенство неравных людей. Алматы: Санат, 1998.

6. Будаева Ц.Б. Социально-экономические проблемы домашнего труда. – Новосибирск, 1991. – 142с.

7. Бунько В.А. Социально-экономические факторы типологии предпринимателей. – СПб., 1993.

8. Вебер М. Протестанская этика и дух капитализма /Избранные произведения. М.: 1990.

9. Веблен Т. Теория праздного класса. М.:Прогресс, 1984.

10. Верховин В.И. В поисках предмета экономической социологии //Социс, 1998, №1, с.45-55.

11. Верховин В.И. Структура и функции монетарного поведения //Социс, 1993, №10, с.63-73.

12. Веселов Ю.В. Классики экономической социологии: Карл Поланьи //Социс, 1999, №1, с.111-116.

13. Гребениченко Д.Х., Гребениченко С.Ф. Потребительские настроения: долгая дорога в Россию //Социс. – 1998. - №2. – С.31-42.

14. Гидденс Э. Пол, патриархат и развитие капитализма // Социс. - 1992. - №7.

15. Громов Ф.А. , Зайцев Г.Г. Эргономика: социология и экономические факторы. – СПБ, 1991

16. Давыдов Ю.Н. Веберовская социология капитализма //Социс, 1994. №8-10.

17. Дикарева А.А., Мирская М.И. Социология труда. – М.:Высшая школа, 1989.

18. Дороговцев М.Ф. Современное состояние и перспективы развития экономической социологии //Социс. – 1999. - №5. - С.135-137.

19. Дряхлов Н.И., Давыденко В.А. Предпринимательство как объект и субъект управления: методологические проблемы//Социс. - 1996. - №6.

20. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. – М.:1991.

21. Захаров В.Я. Опросный метод анализа работы банков //Социс. – 1999. - №12.

22. Кирдина С.Г. Институциональные матрицы: макросоциологическая объяснительная гипотеза // Социс. – 2001. - №1. – С.13-23.

23. Кирдина С.Г. Экономические институты России: материально-технологические предпосылки развития // ОНС. – 1999. - №6.

24. Кондратьев В.Ю. Экономическая социология: поиск междисциплинарных оснований //Социс, 1993, №8, с.57-62.

25. Кравченко А.И. Социология М.Вебера: труд и экономика. М., 1997.

26. Кравченко А.И. Трудовые организации: структура, функции, поведение. –М., 1991

27. Малое предпринимательство в кризисном обществе (“Круглый стол”) //Социс. – 1999. - №7. – С.78-90.

28. Мухтарова К.С. Распределение доходов и бедность в переходной экономике. – Алматы: ²àçຠóíèâåðñèòåòi, 2000. 224с.

29. Пак А.С. Экономика и социальная среда Республики Казахстан в переходный период. Алматы, 1993. – 97с.

30. Ползиков С.Д. Проблемы предпринимательства в истории западной индустриальной социологии. – М., 1994.

31. Пузиков М.Ф. Постижение науки труда. Алма-Ата: Казахстан, 1991. – 204с.

32. Радаев В.В. Рынок как объект социологического исследования //Социс. – 1999. - №3. - С.28-37.

33. Радаев В.В. Человек в домашнем хозяйстве //Социс. – 1997. - №4.

34. Радаев В.В. Что изучает экономическая социология //Российский экономический журнал. – 1994. - №9.

35. Рогачева Т.М. Экономические компоненты качества жизни населения. - Алматы, 1999.

36. Рывкина Р.В. Между социализмом и рынком: судьба экономической культуры в России. – М.: Наука, 1994.

37. Садырова М.С. Социально-профессиональная мобильность интеллигенции Казахстана. - Алматы: ²àçຠóíèâåðñèòåòi, 1999. 149с.

38. Сернея М.М. Всемирный банк: опыт социологической работы //Социс. - 1996. - №11. - С.67-73.

39. Современная американская социология. М.: 1984.

40. Социально-экономические факторы типологии предпринимателей. – СПб, 1993

41. Сюллеро Э. История и социология женского труда. - М.: Прогресс, 1973. - 237с.

42. Темницкий А.Л., Бессокирная Г.П. Вторичная занятость и ее социальные последствия. //Социс. – 1999. - №5. – С.34-39.

43. Тимошенко Л.С. Трудовые отношения в Казахстане: контуры новой парадигмы. - Алматы, 1999.

44. Филиппов А. Чем сегодня занимается экономическая социология //Экономические науки. - 1991. - №1.

45. Шеденова Н.У. Социальные проблемы женского труда. – Алматы, ±ûлым, 1998. – 160с.

46. Шестовских Т.С. Риск в структуре экономического поведения //Социс, 1998, №5, с.116-119.

47. Штольберг Р. Социология труда. – М., 1982

48. Эпштейн С. Индустриальная социология в США. – М.: 1972.

49. Экономическая социология: предмет, статус, структура, место в учебном процессе (“Круглый стол”). //Социс, 1999, №6, с.42-49.

50. Corrigan P. The sociology of consumption. Great Britain: Cambridge, Sage publications. 1997.

51. Granovetter M., Swedberg R. (eds.) The Sociology of Economic Life. Boulder, Oxford. Westview Press, 1992.

52. Smelser N. The Sociology of Economical Life. Prentice-Hall, Englewood Cliffs, New Jersey, 1963.

 


 

КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АЛЬ-ФАРАБИ

факультет философии и политологии

КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ

 

 

Н.У.Шеденова

 

 

Экономическая социология

Электронный курс лекций

для студентов отделения «Социологии»

 

Алматы, 2006


Шеденова Н.У.

Экономическая социология: Электронный курс лекций. – Алматы: Қазақ университеті, 2006. – 54 с.

В курсе лекций обобщен многолетний опыт преподавания данной дисциплины для студентов отделения социологии. Он предназначен для студентов (бакалавров и магистрантов) и преподавателей социогуманитарных факультетов, в первую очередь для социологов, экономистов и других.


Содержание

 

Предисловие   Лекция 1. Предмет экономической социологии   Лекция 2. Основные направления развития современной экономической социологии   Лекция 3. Основные категории экономической социологии   Лекция 4. Отношения обмена как объект социологического анализа   Лекция 5. Особенности развития социально-экономических систем   Лекция 6. Институциональный подход к изучению экономики   Лекция 7. Социология рынка труда   Лекция 8. Региональная социология   Основная литература   Рекомендуемая литература   Примерная тематика докладов и рефератов                                  

предисловие

 

Цель преподавания дисциплины «Экономическая социология» состоит в том, чтобы дать студентам систематизированное и углубленное представление об объекте, предмете и методе экономической социологии как одной из ведущих отраслевых теорий социологического знания.

Экономическая социология – это одно из самостоятельных направлений социологического знания. Она рассматривает широкое поле социальных отношений, процессов и проблем в сфере экономики. Развитие экономической жизни описывается ею как социальный процесс, движимый интересами, поведением и взаимодействием индивидов и социальных групп.

В связи с социально-экономическими реформами в постсоветских странах особое значение приобрели социологические исследования хозяйственных отношений. Необходим глубокий теоретический анализ социальной ситуации в экономике, социологический подход к решению социально-экономических вопросов.

Задачами данного курса являются:

- усвоение студентами основных категорий и концепций экономической социологии;

- анализ социальных составляющих и факторов экономических отношений, структур и процессов;

- исследование социальных отношений и их взаимодействие в сферах производства, распределения, обмена и потребления;

- рассмотрение социальных институтов труда, рынка, собственности, экономической власти и т.д.;

- изучение актуальных социальных проблем хозяйственной деятельности;

- формирование навыков прикладных социологических исследований социально-экономических вопросов.

Изучение данной дисциплины подготовили такие предшествующие дисциплины как «Социология», «История зарубежной социологии», «История отечественной социологии», «Экономическая теория», «Основы менеджмента», «Основы маркетинга». Данный курс также связан со смежной дисциплиной «Социология управления».

Данная дисциплина преподается в течение двух семестров на 3 курсе отделения «Социология».


Лекция 1. Предмет экономической социологии

1. Экономическая социология какновая отрасль социологического знания

2. Основные подходы в определении предмета экономической социологии

3. Предмет и задачи экономической социологии

 

Литература:

1. Веселов Ю.В. Экономическая социология: история идей. - СПб.: изд-во СПб. ун-та, 1995.

2. Верховин В.И. Экономическая социология. – М.: ИМТ, 1998.

3. Заславская Т.И., Рывкинга Р.В. Социология экономической жизни. – Новосибирск: Наука, 1991.

4. Кондратьев В.Ю. Экономическая социология: поиск междисциплинарных оснований // Социс. – 1993. - №8.

5. Радаев В.В. Экономическая социология. - М.: Аспект Пресс, 1997.

6. Соколова Г.Н. Экономическая социология. - Минск: Высшая школа, 1998.

7. Экономическая социология: предмет, статус, структура, место в учебном процессе («круглый стол») // Социс. – 1999. - №6.

 

1. Экономическая социология какновая отрасль социологического знания

 

В условиях перехода к рынку экономическая жизнь стала одним из важнейших объектов социологического исследования. Экономическая социология как отдельная научная дисциплина зародилась в середине ХХ века в США, отвечая на запросы практики управления, показавшей, что на производственные отношения наряду с экономическими факторами оказывает влияние и человеческий фактор.

Чем занимается экономическая социология? В чем своеобразие этого научного подхода по сравнению с социологией и экономическими науками? Для определения специфики данной дисциплины необходимо очертить собственные, не совпадающие с другими науками, предмет и метод исследования.

Социологический подход значительно расширяет и углубляет наше понимание экономической жизни, рассматривая ее как область отношений между людьми. Он не является неким дополнением, приложением к популярной и востребованной сегодня области экономического анализа процессов рынка, производства, потребления и т.п. Экономическая социология описывает экономику как социальный процесс, движимый активностью функционирующих в ней социальных групп, их интересами, поведением и взаимодействием.

Вопросы, которые вошли сейчас в область экономической социологии, тем или иным образом затрагивались ранее в таких смежных направлениях как индустриальная социология, социология труда, социология региона, социология управления, социология организаций и другие. Эти дисциплины подготовили фактическую и концептуальную базу для формирования экономической социологии как междисциплинарного научного направления. Они имеют с последней много общих, «сквозных» тем – вопросы занятости и безработицы, структура и виды производственных организаций, трудовые отношения, функционирование домашнего хозяйства, социально-экономическая инфраструктура, развитие предпринимательства и другие.

Являясь новой междисциплинарной областью исследования, экономическая социология не имеет жестких границ, открыта для понятий и методов из других дисциплин, находится в поиске новых путей и сфер приложения социально-экономического знания. В ней только разрабатываются основные категории и концепции, методология социологического анализа экономических явлений, и еще до конца не очерчен предмет исследования.

 

2. Основные подходы в определении предмета экономической социологии

 

Как показывает практика, жесткое определение предмета любой науки непродуктивно, оно ссужает или искажает ее проблемное поле. Рассматривая предмет экономической социологии, мы будем исходить из множественности представлений о подходах и функциях данного научного направления.

Многие исследователи разделяют общий принцип понимания объекта экономической социологии, выраженный Ю.В.Веселовым следующим образом: "Экономической социологией изучается экономика как часть более широкой социальной системы" /1, с.7/. В целом сформировалось два основных подхода определения предметного поля, восходящие к разным методологическим установкам: позитивизму и понимающей социологии.

Первый подход тяготеет к макросоциологическому анализу, когда экономическая социология рассматривается как взаимосвязь экономической (производства, распределения, обмена и потребления материальных ресурсов) и неэкономической сфер общественной жизни (политики, культуры, религии, семьи, образования и т.д.). Утверждается, что при решении экономических проблем наряду с технологическими, техническими и организационными существуют также социальные аспекты экономической жизни.

Так Т.И.Заславская и Р.В.Рывкина определяют экономическую социологию как «науку, изучающую взаимодействие двух сфер общественной жизни – экономической и социальной, соответственно взаимодействие двоякого рода процессов – экономических и социальных» /3, с.26/. Социальная сфера трактуется ими как область отношений социального неравенства, связанная с различиями в положении групп в обществе.

В духе функционалистской традиции «ядром» объекта экономической социологии они выдвигают категорию «социального механизма развития экономики». Под ним понимается «устойчивая система экономического поведения социальных групп, а также взаимодействий этих групп друг в другом и с государством по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг». Этого же подхода придерживается Г.Н.Соколова.

Второй подход считает исходным пунктом исследования рассматривает категорию «экономическое поведение». Данная традиция восходит к веберовской социологии действия и его понимающей социологии. Наиболее последовательно эта позиция представлена в курсе лекций В.В. Радаева: «экономическая социология изучает экономическое действие как форму социального действия. При этом экономическое действие представляет собой осуществление контроля над ограниченными ресурсами ненасильственными методами в целях удовлетворения своих потребностей» /5, с.53/.

Представление об экономической социологии как науки, изучающей экономическое поведение, разделяют также В.И.Верховин и А.И.Кравченко. Его можно отнести к микросоциологическому подходу, поскольку здесь рассматривается многообразие форм проявления экономических интересов и действий индивидов и групп как экономических субъектов.

Различия между этими двумя выделенными подходами в понимании предметной области экономической социологии являются достаточно условными, для них обоих важно как выявление социальной регуляции экономических процессов, так и воздействия экономических факторов на социальные процессы и поведение людей.

 

3. Предмет и задачи экономической социологии

 

Основными областями социологического исследования в области экономики являются следующее:

- эволюция экономических институтов (собственности, обмена, контрактных отношений, денег, финансового рынка);

- экономическая и профессиональная стратификация и мобильность общества;

- формирование социальных отношений и различных типов экономического поведения людей;

- поведение людей на рынке труда, вопросы занятости и безработицы;

- развитие элементов экономического сознания и мышления (ценности, стереотипы, модели поведения);

- структура экономических организаций;

- социология предпринимательства и форма бизнеса и т.д.

Основная задача экономической социологии – социологическая интерпретация экономических явлений и процессов с позиции действующих здесь индивидов и социальных групп и их интересов, возможностей, которые дает им общество, а также изучение воздействия социальных и культурных факторов на экономику конкретного общества.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.255.49 (0.025 с.)